Научные представления о творчестве и креативности
Мишина Елена Вячеславовна
ГБОУ СОШ №1108 г.Москвы
Учитель начальных классов
Научные представления о творчестве и креативности
Изучение креативности и механизмов ее развития является актуальной проблемой теоретической и прикладной психологии. Рассматриваются различные стороны творческой одаренности, творческого мышления как характеристики личности.
Современное общество с его тенденцией к инновационным и творческим решениям предъявляет особые требования к профессиональным и личностным качествам специалиста в различных сферах деятельности.
Креативность – «способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности» [10].
Креативность познания на сознательном и бессознательном уровнях основана на процессе восприятия и переработки информации. При этом процесс познания рассматривается творчески, практико-ориентированно как генерирование новых идей, принятие инновационных решений в повседневной деятельности. Креативность находит свое выражение в реализации инновационной когнитивной идеи.
Креативность рассматривается в качестве индикатора профессионального роста, становления и благополучия специалиста в современном обществе. Проблема когнитивных способностей, являющихся детерминирующим фактором различий людей в их креативности, имеет определяющее решающее значение в профессиональной успешности специалиста.
Основным вопросом является определение путей повышения творческого потенциала, изменения образовательной среды способствующей развитию креативных способностей.
Креативность представляет собой многокомпонентное психическое образование, составляющие которого объединяются в группы когнитивных (вербальных, образных и ассоциативных) и мотивационно-личностных (любознательность, сложность, склонность к риску, воображение, стремление к творчеству) показателей. Когнитивные показатели отражают продуктивность и работоспособность на когнитивном уровне, в данной группе показателей преобладает вербальный компонент. Вторая группа показателей описывает особенности мотивационно-личностной сферы, связанные с проявлением креативного потенциала личности.
В группах лиц, различающихся по общей выраженности креативности, когнитивные и мотивационно-личностные параметры креативности связаны с различными показателями выбора стратегии самореализации.
Традиционные показатели креативности слабо предсказывают совершаемые на их основе реальные творческие достижения человека в его обыденной и профессиональной деятельности. Проблема же состоит именно в определении возможностей формирования креативности как личностного качества, обеспечивающего высокий уровень личностных и профессиональных достижении. В этой связи в объем понятия «креативность как свойство личности» должны быть включены вместе с собственно креативностью мотивация творческой деятельности и креативные личностные качества, обеспечивающие ее высокую эффективность.
«Высокие показатели креативности у детей и взрослых увеличивают вероятность творческих достижений при высокой мотивации и овладении необходимыми знаниями, умениями и навыками в соответствующих видах деятельности». [6]
Среди креативных личностных качеств, касающихся различных сторон психики выделяют:
«Энергичность – потребность в отдыхе, игривость – дисциплина, экстраверсия – интроверсия и другие особенности (М. Чикжентмихалий);
Самодисциплина, независимость суждений, терпимость к неопределенности, автономность, способность к риску и т. д. (Т. Амабайл, М. Коллинз);
Радикализм, интроверсия, доминирование (Р. Кеттелл);
Низкая социализированность и высокий нейротизм (Д. МакКиннон, Ж. Желад) и т. д».[6]
Анализируя понятие креативности как свойства личности, необходимо систематизировать подходы к определению понятия «свойство личности» Свойство личности – «устойчивая и определенная психическая характеристика личности, которая выражает проявления ее черт и свойств в деятельности, поведении, общении и самосозидании. Качество – основная элементарная частица подструктуры личности, отличающаяся от других по своему внешнему выражению, сущности и ведущей функции».[5]
К элементам содержания данного понятия относятся:
Принадлежность к какой-либо подструктуре личности;
Устойчивость, которая обеспечивает выделение наиболее типичных черт поведения;
Завершенность конкретных характеристик и четко выраженной функциональности;
Отражение устойчивых элементов «Я» личности;
Двойственность природы (зависимость от внешних влияний – способность к саморазвитию);
Способность реагировать на внешние воздействия.
Для описания креативности как свойства личности требуется:
Соотнесение с определенными подструктурами личности;
Определение ведущего отношения личности к окружающему миру и к самому себе, реализуемого на основе данного качества;
Выделение показателей и критериев сформированности данного качества.
Дж. Гилфорд выделяет 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность, объединяя их в общее понятие «дивергентное мышление».
Способности дивергентного мышления, позволяющие выявить креативность:
«Беглость (количество идей, возникающих за некоторую единицу времени);
Гибкость (способность переключаться с одной идеи на другую);
Оригинальность мышления (способность продуцировать идеи, отличающиеся от общепринятых);
Любознательность (повышенная чувствительность к проблемам, не вызывающим интереса у других);
Иррелевантность (логическая независимость реакций от внешних стимулов)». [8]
Креативность, являясь универсальной способностью к творчеству, выступает в качестве базового элемента целого спектра креативных качеств личности, которые относятся к подструктурам сознания и поведения. В подструктуре сознания выделяются такие свойства креативной личности, как активное восприятие, продуктивное воображение, фантазия, символизация, интуиция, неосознаваемые компоненты умственной активности, а также общая способность личности к самоопределению.
С креативностью сопряжены два личностных свойства, а именно: интенсивность поисковой мотивации и чувствительность к побочным образованиям, которые возникают при мыслительном процессе.
На саморегуляцию как организующее свойство стратегии самореализации личности влияют когнитивные и мотивационно-личностные параметры креативности, а также интегральное самоотношение в структуре психологического выбора.
Для формирования условий развития креативности в образовательной
деятельности используются различные педагогические системы, направленные, прежде всего, на улучшение индивидуальных показателей когнитивных функций. Разрабатываются методы трансформации ряда известных приемов активизации творческого мышления.
С целью психологической активизации способности к творчеству интерес может представить рассмотрение т.н. познавательных установок.
Познавательные установки, названные эвристиками, построены по принципу противоположности и могут служить рекомендациями при решении творческих проблем:
«Найти сходство в разнородных на первый взгляд предметах;
Описать взаимодействие различных систем, познать познаваемое и т.д.». [1]
Использование эвристик при решении креативных проблем позволяет более целенаправленно, с разных сторон рассматривать имеющуюся информацию о предмете исследования на основе широкого круга социальной информации и индивидуальных возможностей исследователя.
Становление личности, способной к творческой самореализации, основывается на наличии сопутствующей среды, включающей систему эмоциональных взаимоотношений, создающих детерминирующий климат психосоциального развития.
Близость понятий «креативность» и «творчество» послужила синонимичности их толкования, что порой приводит к взаимной подмене терминов.
В научных исследованиях креативность обычно трактуется как:
«Способность творить, способность к творческим актам, которые ведут к новому необыкновенному видению проблемы или ситуации» [4];
«Способность к творчеству, к преобразованию информации при отказе от стереотипных способов мышления» [3];
Умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта»;
Определенный уровень развития творческих способностей индивида, который характеризуется готовностью к продуцированию принципиально новых идей;
Общая способность к творчеству, которая характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах ее активности и рассматривается как относительно независимый фактор одаренности.
Таким образом, в трактовках креативности ученые подчеркивают два аспекта: новое нестандартное видение проблемы, связанное с рождением новых идей, и способность к творчеству, предполагающая определенный уровень развития творческих способностей.
Творчество ученые трактуют как:
Создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей»;
«Универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения»[7];
«Духовная деятельность, результатом которой является создание оригинальных ценностей, установление новых, ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира и духовной культуры» [9];
Деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.
Таким образом, творчество рассматривается как некий деятельностный процесс, приводящий к качественно новому результату, в то время как креативность трактуется как особое свойство личности, в рамках которого возможно проявление данной творческой активности. «Творчество выступает как процесс и результат, а креативность – как субъективная детерминанта творчества, т.е. как мотивационно-потребностная основа творчества». [2]
В отличие от креативности, творческие способности в психологии рассматриваются как процесс и как автоматизированный навык, способный либо включаться в любой вид деятельности и поведения либо нет, в то время как креативность, понимаемая как личностное качество, характеризуется постоянством и способностью проявиться в любой момент в различных ситуациях.
Так, одним из факторов актуализации креативности может послужить помещение человека в неблагоприятные для него условия, когда человек должен отказаться от привычных способов мышления и действий и начать действовать оригинально и нестандартно.
Следующим отличием является то, что в основе творческих способностей лежат природные задатки, проявляющиеся, как правило, при благоприятных условиях.
Креативность же – качество, формируемое за счет социальной среды, ее ценностных ориентаций и требований, предъявляемых человеку. Для формирования креативности важен мотивационный компонент.
Творческий процесс базируется на работе бессознательного и подсознания, и решение проблемы происходит на подсознательном уровне, в результате чего продукт творчества, как правило, возникает внезапно в виде готового решения или озарения. При формировании же креативности происходит слияние сознания и подсознания в некую новую форму сверхсознания. Сверхсознание сочетает в себе механизмы, характерные для творческого процесса, но в более ускоренном, свернутом виде, когда уже в восприятии происходит перевод воспринимаемого объекта в художественный образ и в дальнейшем – в готовый художественный продукт.
Для творческого процесса характерна стадиальность в воплощении и решении замысла. По мнению большинства ученых, процесс творчества протекает в трех основных стадиях – подготовительной, поисковой и исполнительной. На каждом этапе ставятся и решаются определенные задачи.
Так, первая фаза непосредственно связана с контактом со средой, умением видеть проблемную ситуацию, ставить эту проблему и выдвигать пути ее решения. Вторая фаза связана с разработкой поиска решения поставленной проблемы, с переводом нехудожественного объекта в художественный образ. Третья фаза – с материальным воплощением готового продукта уже найденными конкретными средствами.
Творческий процесс, как правило, осуществляется в одном виде деятельности, наиболее часто встречаемом и связанным с профессией, в то время как креативный человек творческий подход привносит во все сферы деятельности, не только присущие его специальности. Это выделяет его и делает индивидуальным, нестандартным, отличающимся от других людей.
Исследование креативности в образовательном процессе позволит расширить представление о генезисе творческого самовыражения, развития личности, способной к творческой самореализации, выявить особенности пространства обучения и развития, раскрыть возможности формирования компетентности будущих профессиональных кадров, целенаправленно выявлять и готовить творческих специалистов, способных к внедрению инновационных разработок во все сферы жизнедеятельности.
Креативность – нормативный процесс, однако уровни его проявления зависят от личностных качеств и средовых характеристик.
Креативность как свойство личности проявляет себя в способности субъекта ставить и удерживать в поле своего зрения разноплановые задачи управления собственной деятельностью, используя при их решении механизмы конвергентного и дивергентного мышления. Креативность является личностным качеством, которое может быть сформировано на основе способов умственной деятельности субъекта. В его основе лежит объективное противоречие между продуктивным, преобразующим характером деятельности и ее нормативностью, предполагающей использование (репродукцию) готовых алгоритмов.
Креативность как личностное качество предполагает сформированность обоих видов мышления субъекта творчества, а также его способность применять конвергентные и дивергентные мыслительные способности в ходе постановки и решения специфических задач управления развитием собственной деятельности.
Список литературы
Багдасарян В.Э., Сигида Е.А. Научно-практическая конференция «Психология креативности: психолого-социальный дискурс» // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2008. №3. С. 94— 96.
Барышева Т.А., Жигалов Ю.А. Психолого-педагогические основы развития креативности. – СПб., 2006.
Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб., 2011.
Ильичев Л.Ф., Федосеев П.Н. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983.
Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. – М., 2004.
Кузьмин С.Ю. Креативность – качество личности, направленное на управление развитием мыслительной деятельности// Известия Волгоградского государственного технического университета. – 2009. – №6. – С.77-80.
Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб., 2003.
Сигида Е.А. Психология и педагогика высшего профессионального образования. – М., 2005.
Спиркин. Г.А. Сознание и самосознание. – М., 1972.
Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – СПб., 2002.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ