Научные представления о творчестве и креативности

Мишина Елена Вячеславовна

ГБОУ СОШ №1108 г.Москвы

Учитель начальных классов


Научные представления о творчестве и креативности

Изучение креативности и механизмов ее развития является актуальной проблемой теоретической и прикладной психологии. Рассматриваются различные стороны творческой одаренности, творческого мышления как характеристики личности.

Современное общество с его тенденцией к инновационным и творческим решениям предъявляет особые требования к профессиональным и личностным качествам специалиста в различных сферах деятельности.

Креативность – «способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности» [10].

Креативность познания на сознательном и бессознательном уровнях основана на процессе восприятия и переработки информации. При этом процесс познания рассматривается творчески, практико-ориентированно как генерирование новых идей, принятие инновационных решений в повседневной деятельности. Креативность находит свое выражение в реализации инновационной когнитивной идеи.

Креативность рассматривается в качестве индикатора профессионального роста, становления и благополучия специалиста в современном обществе. Проблема когнитивных способностей, являющихся детерминирующим фактором различий людей в их креативности, имеет определяющее решающее значение в профессиональной успешности специалиста.

Основным вопросом является определение путей повышения творческого потенциала, изменения образовательной среды способствующей развитию креативных способностей.

Креативность представляет собой многокомпонентное психическое образование, составляющие которого объединяются в группы когнитивных (вербальных, образных и ассоциативных) и мотивационно-личностных (любознательность, сложность, склонность к риску, воображение, стремление к творчеству) показателей. Когнитивные показатели отражают продуктивность и работоспособность на когнитивном уровне, в данной группе показателей преобладает вербальный компонент. Вторая группа показателей описывает особенности мотивационно-личностной сферы, связанные с проявлением креативного потенциала личности.

В группах лиц, различающихся по общей выраженности креативности, когнитивные и мотивационно-личностные параметры креативности связаны с различными показателями выбора стратегии самореализации.

Традиционные показатели креативности слабо предсказывают совершаемые на их основе реальные творческие достижения человека в его обыденной и профессиональной деятельности. Проблема же состоит именно в определении возможностей формирования креативности как личностного качества, обеспечивающего высокий уровень личностных и профессиональных достижении. В этой связи в объем понятия «креативность как свойство личности» должны быть включены вместе с собственно креативностью мотивация творческой деятельности и креативные личностные качества, обеспечивающие ее высокую эффективность.

«Высокие показатели креативности у детей и взрослых увеличивают вероятность творческих достижений при высокой мотивации и овладении необходимыми знаниями, умениями и навыками в соответствующих видах деятельности». [6]

Среди креативных личностных качеств, касающихся различных сторон психики выделяют:

  1. «Энергичность – потребность в отдыхе, игривость – дисциплина, экстраверсия – интроверсия и другие особенности (М. Чикжентмихалий);

  2. Самодисциплина, независимость суждений, терпимость к неопределенности, автономность, способность к риску и т. д. (Т. Амабайл, М. Коллинз);

  3. Радикализм, интроверсия, доминирование (Р. Кеттелл);

  4. Низкая социализированность и высокий нейротизм (Д. МакКиннон, Ж. Желад) и т. д».[6]

Анализируя понятие креативности как свойства личности, необходимо систематизировать подходы к определению понятия «свойство личности» Свойство личности – «устойчивая и определенная психическая характеристика личности, которая выражает проявления ее черт и свойств в деятельности, поведении, общении и самосозидании. Качество – основная элементарная частица подструктуры личности, отличающаяся от других по своему внешнему выражению, сущности и ведущей функции».[5]

К элементам содержания данного понятия относятся:

  1. Принадлежность к какой-либо подструктуре личности;

  2. Устойчивость, которая обеспечивает выделение наиболее типичных черт поведения;

  3. Завершенность конкретных характеристик и четко выраженной функциональности;

  4. Отражение устойчивых элементов «Я» личности;

  5. Двойственность природы (зависимость от внешних влияний – способность к саморазвитию);

  6. Способность реагировать на внешние воздействия.

Для описания креативности как свойства личности требуется:

  1. Соотнесение с определенными подструктурами личности;

  2. Определение ведущего отношения личности к окружающему миру и к самому себе, реализуемого на основе данного качества;

  3. Выделение показателей и критериев сформированности данного качества.

Дж. Гилфорд выделяет 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность, объединяя их в общее понятие «дивергентное мышление».

Способности дивергентного мышления, позволяющие выявить креативность:

  1. «Беглость (количество идей, возникающих за некоторую единицу времени);

  2. Гибкость (способность переключаться с одной идеи на другую);

  3. Оригинальность мышления (способность продуцировать идеи, отличающиеся от общепринятых);

  4. Любознательность (повышенная чувствительность к проблемам, не вызывающим интереса у других);

  5. Иррелевантность (логическая независимость реакций от внешних стимулов)». [8]

Креативность, являясь универсальной способностью к творчеству, выступает в качестве базового элемента целого спектра креативных качеств личности, которые относятся к подструктурам сознания и поведения. В подструктуре сознания выделяются такие свойства креативной личности, как активное восприятие, продуктивное воображение, фантазия, символизация, интуиция, неосознаваемые компоненты умственной активности, а также общая способность личности к самоопределению.

С креативностью сопряжены два личностных свойства, а именно: интенсивность поисковой мотивации и чувствительность к побочным образованиям, которые возникают при мыслительном процессе.

На саморегуляцию как организующее свойство стратегии самореализации личности влияют когнитивные и мотивационно-личностные параметры креативности, а также интегральное самоотношение в структуре психологического выбора.

Для формирования условий развития креативности в образовательной

деятельности используются различные педагогические системы, направленные, прежде всего, на улучшение индивидуальных показателей когнитивных функций. Разрабатываются методы трансформации ряда известных приемов активизации творческого мышления.

С целью психологической активизации способности к творчеству интерес может представить рассмотрение т.н. познавательных установок.

Познавательные установки, названные эвристиками, построены по принципу противоположности и могут служить рекомендациями при решении творческих проблем:

  1. «Найти сходство в разнородных на первый взгляд предметах;

  2. Описать взаимодействие различных систем, познать познаваемое и т.д.». [1]

Использование эвристик при решении креативных проблем позволяет более целенаправленно, с разных сторон рассматривать имеющуюся информацию о предмете исследования на основе широкого круга социальной информации и индивидуальных возможностей исследователя.

Становление личности, способной к творческой самореализации, основывается на наличии сопутствующей среды, включающей систему эмоциональных взаимоотношений, создающих детерминирующий климат психосоциального развития.

Близость понятий «креативность» и «творчество» послужила синонимичности их толкования, что порой приводит к взаимной подмене терминов.

В научных исследованиях креативность обычно трактуется как:

  1. «Способность творить, способность к творческим актам, которые ведут к новому необыкновенному видению проблемы или ситуации» [4];

  2. «Способность к творчеству, к преобразованию информации при отказе от стереотипных способов мышления» [3];

  3. Умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта»;

  4. Определенный уровень развития творческих способностей индивида, который характеризуется готовностью к продуцированию принципиально новых идей;

  5. Общая способность к творчеству, которая характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах ее активности и рассматривается как относительно независимый фактор одаренности.

Таким образом, в трактовках креативности ученые подчеркивают два аспекта: новое нестандартное видение проблемы, связанное с рождением новых идей, и способность к творчеству, предполагающая определенный уровень развития творческих способностей.

Творчество ученые трактуют как:

  1. Создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей»;

  2. «Универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения»[7];

  3. «Духовная деятельность, результатом которой является создание оригинальных ценностей, установление новых, ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира и духовной культуры» [9];

  4. Деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.

Таким образом, творчество рассматривается как некий деятельностный процесс, приводящий к качественно новому результату, в то время как креативность трактуется как особое свойство личности, в рамках которого возможно проявление данной творческой активности. «Творчество выступает как процесс и результат, а креативность – как субъективная детерминанта творчества, т.е. как мотивационно-потребностная основа творчества». [2]

В отличие от креативности, творческие способности в психологии рассматриваются как процесс и как автоматизированный навык, способный либо включаться в любой вид деятельности и поведения либо нет, в то время как креативность, понимаемая как личностное качество, характеризуется постоянством и способностью проявиться в любой момент в различных ситуациях.

Так, одним из факторов актуализации креативности может послужить помещение человека в неблагоприятные для него условия, когда человек должен отказаться от привычных способов мышления и действий и начать действовать оригинально и нестандартно.

Следующим отличием является то, что в основе творческих способностей лежат природные задатки, проявляющиеся, как правило, при благоприятных условиях.

Креативность же – качество, формируемое за счет социальной среды, ее ценностных ориентаций и требований, предъявляемых человеку. Для формирования креативности важен мотивационный компонент.

Творческий процесс базируется на работе бессознательного и подсознания, и решение проблемы происходит на подсознательном уровне, в результате чего продукт творчества, как правило, возникает внезапно в виде готового решения или озарения. При формировании же креативности происходит слияние сознания и подсознания в некую новую форму сверхсознания. Сверхсознание сочетает в себе механизмы, характерные для творческого процесса, но в более ускоренном, свернутом виде, когда уже в восприятии происходит перевод воспринимаемого объекта в художественный образ и в дальнейшем – в готовый художественный продукт.

Для творческого процесса характерна стадиальность в воплощении и решении замысла. По мнению большинства ученых, процесс творчества протекает в трех основных стадиях – подготовительной, поисковой и исполнительной. На каждом этапе ставятся и решаются определенные задачи.

Так, первая фаза непосредственно связана с контактом со средой, умением видеть проблемную ситуацию, ставить эту проблему и выдвигать пути ее решения. Вторая фаза связана с разработкой поиска решения поставленной проблемы, с переводом нехудожественного объекта в художественный образ. Третья фаза – с материальным воплощением готового продукта уже найденными конкретными средствами.

Творческий процесс, как правило, осуществляется в одном виде деятельности, наиболее часто встречаемом и связанным с профессией, в то время как креативный человек творческий подход привносит во все сферы деятельности, не только присущие его специальности. Это выделяет его и делает индивидуальным, нестандартным, отличающимся от других людей.

Исследование креативности в образовательном процессе позволит расширить представление о генезисе творческого самовыражения, развития личности, способной к творческой самореализации, выявить особенности пространства обучения и развития, раскрыть возможности формирования компетентности будущих профессиональных кадров, целенаправленно выявлять и готовить творческих специалистов, способных к внедрению инновационных разработок во все сферы жизнедеятельности.

Креативность – нормативный процесс, однако уровни его проявления зависят от личностных качеств и средовых характеристик.

Креативность как свойство личности проявляет себя в способности субъекта ставить и удерживать в поле своего зрения разноплановые задачи управления собственной деятельностью, используя при их решении механизмы конвергентного и дивергентного мышления. Креативность является личностным качеством, которое может быть сформировано на основе способов умственной деятельности субъекта. В его основе лежит объективное противоречие между продуктивным, преобразующим характером деятельности и ее нормативностью, предполагающей использование (репродукцию) готовых алгоритмов.

Креативность как личностное качество предполагает сформированность обоих видов мышления субъекта творчества, а также его способность применять конвергентные и дивергентные мыслительные способности в ходе постановки и решения специфических задач управления развитием собственной деятельности.

Список литературы

  1. Багдасарян В.Э., Сигида Е.А. Научно-практическая конференция «Психология креативности: психолого-социальный дискурс» // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2008. №3. С. 94— 96.

  2. Барышева Т.А., Жигалов Ю.А. Психолого-педагогические основы развития креативности. – СПб., 2006.

  3. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб., 2011.

  4. Ильичев Л.Ф., Федосеев П.Н. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983.

  5. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. – М., 2004.

  6. Кузьмин С.Ю. Креативность – качество личности, направленное на управление развитием мыслительной деятельности// Известия Волгоградского государственного технического университета. – 2009. – №6. – С.77-80.

  7. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб., 2003.

  8. Сигида Е.А. Психология и педагогика высшего профессионального образования. – М., 2005.

  9. Спиркин. Г.А. Сознание и самосознание. – М., 1972.

  10. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – СПб., 2002.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ