Образовательная программа внеурочной деятельности «Солнышко»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Тальменская средняя общеобразовательная школа№5»
Тальменского района Алтайского края
Согласовано Утверждено
Зам. директора по ВР педагогическим советом
протокол №___ от______
________________ Директор МКОУ ТСОШ №5
Л. М. Буркова _____________________
К.А. Дериш
Образовательная программа внеурочной
деятельности «Солнышко»
Срок реализации 1 год
Возраст детей 7 лет
Составитель:
Гаврилова Е.Н.
учитель технологии
Тальменка 2012 год
Пояснительная записка
Направление «Солнышко» является программой декоративно-прикладной направленности.
Новизна программы состоит в том, что она реализуется в условиях новых ФГОС. В процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, аппликации, а также о красоте природы.
Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
Цели программы:
Образовательные:
- формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой, природными и другими материалами;
- отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования декоративно-прикладного искусства.
Развивающие:
- развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
- формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;
- развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;
- развитие мелкой моторики рук и глазомера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности.
Воспитательные:
- формировать стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками, терпение и упорство, необходимые при работе;
- формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям.
Задачи программы:
Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
Данная программа рассчитана на одногодичное обучение детей в возрасте 7 лет.
Психологические особенности программы:
Младший школьник обладает психологическими особенностями. Ребенок в этом возрасте осваивает новый вид деятельности – учебный. Для его успешного освоения необходимо интенсивное развитие психических процессов и зрительно-моторной координации для этого необходимо:
- создание комфортной доброжелательной атмосферы на занятиях;
- применение индивидуальных, групповых форм обучения;
- формирование знаний учащихся на разных психологических уровнях.
Основные формы и режим работы:
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; индивидуальная деятельность; лекционные занятия и выставки творческих работ. Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление и оформление поделок.
Срок реализации 36 часов в год. Занятия проходят 1 раз в неделю (в пятницу) во внеурочное время.
Ожидаемые результаты работы
Должны знать:
-о материалах, инструментах; правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
-о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека;
-о видах декоративно - прикладного искусства( аппликация из природных материалов, яичной скорлупы, бумаги);
уметь:
-работать нужными инструментами и приспособлениями;
-подбирать материал, учитывая его форму, величину, цвет;
-уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить поделку;
Формы подведения итогов
- Выставки, просмотр творческих работ учащихся.
- Участие в районных и краевых выставках.
Учебно-тематический план программы дополнительного художественного образования детей
«Солнышко»
№ п/п
Наименование разделов, тем
Всего часов
Количество часов
теоретическое
практическое
1
Вводное занятие
1
1
-
I.
Поделки из природного материала
2
Аппликация из листьев «Бабочка»
1
-
1
3
Композиция из листьев и пластилина «Котик».
2
-
2
4
Объемное панно из природного материала «Стрекоза».
3
-
3
5
Панно из природного материала «Ежик на поляне».
3
-
3
II.
Техника кракле
6
История появления и развития техники кракле.
1
1
-
7
Виды и способы окрашивания скорлупы. Изготовление орнамента.
2
1
1
8
Выполнение упражнений различными способами наклеивания скорлупы на основу.
3
-
3
9
Композиция «Узор в круге».
2
-
2
10
Композиция «Морской пейзаж».
2
-
2
11
Композиция «Птицы».
2
-
2
III.
Работа с бумагой. Техника оригами
12
Бумагопластика и объемное конструирование
2
1
1
13
Выполнение объемной аппликации
6
-
6
14
Знакомство с базовыми формами, терминами и условными обозначениями в технике оригами
2
1
1
15
Изготовление объемных фигурок в технике оригами
2
-
2
16
Изготовление объемных фигурок в технике оригами
2
-
2
Итого:
36
5
31
Содержание программы:
Вводное занятие.
Содержание, задачи, организация кружка. Материалы, инструменты, приспособления, применяемые в работе. Правила техники безопасности. Беседа: «Декоративно - прикладное искусство и человек».
Тема 1. Поделки из природного материала.
Аппликация из листьев «Бабочка».
Композиция из листьев и пластилина «Котик».
Объемное панно из природного материала «Стрекоза».
Панно из природного материала «Ежик на поляне».
Тема 2. Техника кракле.
История появления и развитие техники кракле. Правила техники безопасности.
Виды и способы окрашивания скорлупы. Изготовление орнамента.
Выполнение упражнений различными способами наклеивания скорлупы на основу.
Композиция «Узор в круге».
Композиция «Морской пейзаж».
Композиция «Птицы».
Тема 3. Работа с бумагой. Техника оригами.
Бумагопластика и объемное конструирование.
Выполнение объемной аппликации.
Знакомство с историей возникновения. Знакомство с терминами и условными обозначениями, базовыми формами техники оригами.
Изготовление объемных фигурок в технике оригами.
Методические рекомендации
Чтобы успешно обучить детей педагог, прежде всего сам, должен владеть необходимыми, знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость. Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям и оборудованным необходимым количеством мест. До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения.
Занятия проводятся во внеурочное время под руководством педагога. Очень важно выделить индивидуальность каждого ребенка, учитывая это в творческих заданиях. В наличие должны быть разные материалы и инструменты, необходимые для работы. В процессе обучения, обучающиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.
Материалы, инструменты, приспособления
Для выполнения работ необходимы определенные материалы, инструменты и приспособления:
Природный материал: листья, крылатки клена, семечки.
Бумага рисовальная, цветная, бархатная, картон цветной.
Различные оригинальные материалы: пуговицы, ракушки, камешки, бисер.
Клей ПВА и «Момент»;
Ножницы, карандаши, пластилин.
Результаты и эффекты.
Занятия в кружке помогают развить память, творческое воображение, мышление. А также оказывают и психотерапевтическое воздействие: способствуют сокращению перегрузки.
Нормативно-правовая база
Закон «Об образовании» от 10.07.1992г. №3266-1
СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
Список литературы
Говорун Л.Б. «Декоративно-прикладное искусство» методическое пособие, Краснодар, 1995.
Сокольникова Н.М. «Основы композиции», изд. Титул, 1996.
Программы дополнительного художественного образования детей, изд. Просвещение,2007.
Е.А. Гайдаенко «Нечто из ничего», изд. «Феникс» г. Ростов - на – Дону, 2008г.
5. Н.С. Чернякова «Уроки детского творчества», изд. «Родничок» г. Тула, 2002г. Гончар Д.Е. Бумажная планета. М.:1990 г.
6. Давыдова М.А., Агапова И.А. Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона. М.: ООО “ЛАДА”, 2008 г.
Список литературы, рекомендуемой для детей
Колесник С.В. «Азбука мастерства 1 класс», изд. Лицей, 2004.
Л. Маврина «Забавные игрушки», изд. «Стрекоза - Пресс» г. Москва, 2007 г.
Е. Румянцева. «Делаем игрушки сами», изд. «Айрис Пресс» г. Москва, 2004г.
ЦОРы, ресурсы Интернета.
www.trudovik.narod. Технология и трудовое обучение.
www.uroki.net Для учителя технологии и трудового обучения (трудов) разработки уроков...
stranamasterov.ru Страна Мастеров
podelki.boxter.org Поделки своими руками
all-origami.ru Оригами: поделки из бумаги своими руками
www.solnet.ee/sol Умелые ручки. Поделки-самоделки.
www.ukazka.ru/ Мастерим своими руками
igrushka.kz/.../ Игрушки, игры, поделки своими руками
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ