"«Он жил для людей» (О жизни Преподобного Серафима Саровского)."

Муниципальное образовательное учреждение


«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»

Касторенского района Курской области







« Он жил для людей » (О жизни Преподобного

Серафима Саровского).



Форма: литературно- музыкальная композиция



Подготовила: учитель русского языка и литературы

Полякова Тамара Борисовна
















п. Лачиново



2011 г.




Цели: познакомить с жизнью Серафима Саровского.

Задачи: воспитывать на примере Серафима Саровского любовь к людям, к окружающему миру, развивать такие качества как терпеливость, внимательность.

Ход мероприятия:

Вывешивается репродукция «Вид на Коренную пустынь » Звучит тихая музыка (П.И.Чайковский «Времена года»)


Чтец : Чудесны ландшафтами курские дали –

Поля, перелески, холмы и луга!

Они красотою великой рождали

Великих ,чью славу проносят века.


Молился за нас Феодосий Печерский

И «Радость моя!» -восклицал Серафим,

Встречая людей ,кто с открытой по-детски

Душою вставал перед ликом святым.

Хранятся духовников наших заветы

В сердцах православных ,

И разве сердца

Людские не полнятся лирикой Фета

Как полнятся светом зари небеса?!

А сколько рождала героев ты славных

Для битв за Отчизну, родная земля!-

Доныне мне слышится плач Ярославны,

Когда выхожу я в родные поля.

(В.Золотарев)


Ведущий 1: 18 век . Курск живет этой эпохой, развивается, решает проблемы. И никто не задумывается над тем, что скоро подарит он России имя Серафима Саровского.

Ведущий 2: 19июля 1754(по некоторым источникам 1759 года ) в семье Исидора и Агафии Мошниных родился мальчик. Назвали его Прохором.

Вывешивается репродукция «Участок двора Сергиево-Казанского собора г. Курска ».

Ведущий 1: Отец брал подряды на строительство зданий ,а в конце жизни начал постройку в Курске собора , но скончался до завершения работ

Ведущий 2: Строительством Сергиево-Казанского собора стала руководить умная и добрая мать.

Демонстрируются репродукции с изображением Сергиево-Казанского собора

Верхне-Троицкого храма Свято-Троицкого женского монастыря ,храма прп.Серафима Саровского.


Чтец: На взгорьях величаво храмы

Стоят по всей святой Руси .

Мы молимся за честь Державы

И просим : « Боже , нас спаси !»


Спаси ее от всякой смуты,

От лжи , предательства , утрат

От злости , ненависти лютой ,

С которой шел на брата брат.

Спаси ее от всякой скверны,

Очисть священные пути.

Порою блудим среди терний,

Великодушно нас прости. (В. Золотарев)


Ведущий 1: Однажды Агафия взяла с собой маленького Прохора на стройку. Тот ,оступившись, упал с колокольни. Испуганная мать, спустившись вниз , нашла сына невредимым.

Ведущий 2: Многие тогда куряне отмечали богоизбранность Прохора , а чудесное избавление от неминуемой смерти семилетнего отрока было ,по мнению горожан ,тому подтверждением.

Вывешивается изображение Памятного знака во дворе Сергиево-

Казанского собора на месте падения Прохора.

Ведущий 1:Обладая прекрасной памятью , юный Прохор вскоре выучился грамоте. Он с детства с удовольствием посещал церковные службы и читал священные книги.

Вывешивается изображение Иконы Божией Матери «Знамение » Курская Коренная.

Чтец: В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненья далеко-

И верится, и плачется,

И так легко, легко.

(«Молитва» М. Ю. Лермонтов)


Ведущий 1: Как-то Прохор тяжело заболел, во сне ему явилась Божья Матерь, обещавшая посетить и исцелить его. Вскоре через двор усадьбы Мошниных прошел крестный ход с иконой «Знамение » Пресвятой Богородицы.Мать вынесла Прохора на руках , он приложился к святой иконе, после чего быстро поправился.

Ведущий 2: Еще в юности у Прохора созрело решение всецело посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь. Благочестивая мать благословила его, и Прохор с паломниками отправился пешком из Курска в Киев на поклонение Печерским угодникам.

Ведущий 1: Старец Досифей, которого посетил Прохор, благословил его идти в Саровскую пустынь.

Вывешивается изображение «Вид Саровской пустыни »

20 ноября 1778 года он пришел в Саров. Настоятель отец Пахомий назначил в духовники юноше старца Иосифа.

В монастырском расписании будущий святой назван столяром, потому что отличался в этом ремесле большим искусством.

Ведущий 2: В келии он молился, читал книги, вырезал кипарисовые кресты для благословления богомольцев. По примеру других монахов, он попросил благословление в свободное время уходить в лес, где в полном одиночестве молился.

Ведущий 1: Через два года Прохор заболел водянкой, тело его распухло, он испытывал боли. Болезнь длилась около трех лет, но никто не услышал от него жалоб. Старцы, опасаясь за жизнь юноши, хотели вызвать врача, но Прохор попросил этого не делать. Вскоре он поправился.

Ведущий 2: Пробыв 8 лет послушником в Саровской обители, Прохор принял иноческий постриг с именем Серафим.

Ведущий 1: Монашеское имя Серафим переводится как пламенный. Действительно, у Серафима Саровского была пламенная вера в Бога и любовь к людям, горячее стремление помочь страждущим.

Ведущий 2: После смерти настоятеля Пахомия Серафим в одиночестве поселился в « дальней пустыньке» - в пяти верстах от монастыря, где провел отшельником 15 лет. Здесь он предавался уединенным молитвам, приходя в обитель лишь в субботу перед всенощной, и возвращался в лес сразу после литургии.

Ведущий 1: Около кельи он развел огород и устроил пчельник. Сам себе добывал пропитание, Серафим держал очень строгий пост, ел раз в сутки, а в среду и пятницу совсем воздерживался от пищи.

Ведущий 2: Ни один из саровских послушников не смог жить с аскетом, следуя его подвигам, так трудны были они: Серафим постоянно носил вериги, лишил себя верхней одежды и элементарных удобств.


Ведущий 1: К нему стали приходить миряне – за советом, благословением. Это нарушало уединение. Преподобный преградил к себе доступ женщинам, а затем и всем остальным.

Дорогу в его пустынную келью преградили огромные сучья вековых сосен. Только птицы и дикие звери посещали его. Преподобный из рук кормил медведя хлебом, когда из монастыря приносили ему хлеб.

Вывешивается репродукция «Отец Серафим кормит медведя».

Ведущий 2: Знаком жестокой борьбы со злом стала его согбенность от телесных повреждений, нанесенных разбойниками, получив которые Серафим согнулся навсегда. Он ходил, опираясь на посох, но обидчиков простил и просил не наказывать.

Вывешивается репродукция «Преподобный старец Серафим Саровский».

Ведущий 1: Серафим взял на себя подвиг молчальничества. Если ему в лесу встречался человек, падал ниц и не вставал, пока прохожий не удалялся. В безмолвии старец провел около трех лет, перестав посещать даже обитель.

Ведущий 2: Вернулся он лишь весной 1810 года после 15 лет пребывания в пустыне. Не прерывая молчания, он к этому подвигу прибавил еще и затвор. Никуда не выходя и никого не принимая, старец молился.

Ведущий 1: Прошло еще 15 лет, прежде чем в 1825 году Матерь Божья явилась в сонном видении старцу, повелев ему принимать немощные души человеческие, требующие наставления, утешения, исцеления.

Ведущий 2: Преподобный открыл двери своей кельи для всех. Старец видел сердца людей, исцеляя душевные и телесные болезни молитвой и благодатным словом.

Ведущий 1: Первым, на ком проявилась его чудотворная сила, был Михаил Васильевич Мантуров – нижегородский помещик, вынужденный оставить военную службу из-за неизлечимой болезни. Знаменуя болящего елеем, святой старец произнес: «По данному мне от Господа благодати, я первого тебя врачую».

В знак благодарения за выздоровление, Мантуров возложил на себя подвиг добровольной нищеты и всю жизнь посвятил устройству Дивеевкой женской обители.

Ведущий 2: Среди выздоровевших был и сибирский помещик Николай Александрович Мотовилов, который потом находился возле старца и записал его поучения о цели христианской жизни.

Ведущий 1: Он обращался к людям «радость моя, сокровище мое». Серафим посещал свою пустынную келью и родник, называемый Богословким. Он всегда нес за плечами котомку с камнями и на вопрос «Зачем?» смиренно отвечал: «Томлю томящего меня».

Вывешивается репродукции «Ближняя пустынька Серафима Саровского».

Ведущий 2: Со всех концов России устремились в Саровскую обитель люди, желавшие получить от угодника благословение. С раннего утра и до позднего вечера дверь его кельи была открыта для всех, и не знало сердце преподобного различия между ними. Он не тяготился ни числом посетителей, ни их душевным состоянием. К каждому относился старец с любовью: всех встречал земным поклоном, целованием и пасхальным приветствием.

Ведущий 1: Последние годы своей жизни преподобный Серафим постоянно заботился о Мельничной девичьей общине, устроенной в Дивееве.

Вывешивается репродукции «Троицкий собор Серафимо-Дивеевского монастыря.

Ведущий 2: Старец усердно трудился над сооружением первых монастырских построек – мельницы, келий, Храма Рождества Христова. Он же составил и устав обители, воспитывавший сестер в духе любви, послушания и непрестанного подвига.

Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря хранит творчества преподобного о судьбах обители, и всем им было суждено сбыться.

Ведущий 1: Преподобного Серафима помнят кротким, радостным, вдумчиво-задушевным. Умер он в 1833 году и через 70 лет был канонизирован как всероссийский святой.

Ведущий 2: Почитание Саровского подвижника особое у верующего народа: и жизнью, и молитвами он близок душе православного человека, незримо пребывая с ним в его страданиях, испытаниях. Поэтому по всей Руси: и в храмах, и в домах находятся его иконы.

Вывешиваются репродукции икон: «Чтимый образ Серафима Саровского с частицами его святых мощей», «Портрет-икона преподобного Серафима», «Преподобный Серафим», «Преподобный Серафим с клеймами жития»

Ведущий 1: К своим потомкам обращены слова, сказанные незадолго до его кончины: «Когда мене не станет, вы ко мне на гробик ходите! Как вам время, вы идите, и чем чаще, тем лучше. Все, что у вас есть на душе, что бы ни случилось с вами, придите ко мне, да все горе с собой и принесите на мой гробик! Припав к земле, как живому все и расскажите, и я вас услышу, и вся скорбь ваша отляжет и пройдет! Для вас я живой есть и буду вовеки!»

Вывешивается репродукция скульптурного образа преподобного Серафима Саровского в Коренной пустыне.
















Литература


  1. Т.Н. Арцыбашева «Православный Курский край ». Пособие по

региональной культуре. Курск-2004г.

2. Журнал « Преподавание истории в школе ».№ 3 ,2003 г.

3. «Православный церковный календарь ». 2003 г.



Список иллюстраций

Все иллюстрации взяты с журнала «Православный церковный календарь ». 2003 г.


1. Вид на Коренную пустынь.

2. Участок двора Сергиево-Казанского собора г. Курска.

3. Сергиево-Казанский собор.

4. Верхне-Троицкий храм Свято-Троицкого женского монастыря.

5. Храм прп. Серафима Саровского.

6. Памятный знак во дворе Сергиево-Казанского собора на месте падения Прохора.

7. Икона Божией Матери «Знамение » Курская – Коренная.

8. Вид Саровской пустыни.

9. Отец Серафим кормит медведя.

10. Преподобный старец Серафим Саровский.

11. Ближняя пустынька Серафима Саровского.

12. Икона « Чтимый образ Серафима Саровского ».

13. Портрет – икона прп. Серафима.

14. Икона «Преподобный Серафим ».

15. Преподобный Серафим с клеймами жития.

16. Скульптурный образ прп. Серафима Саровского в Коренной пустыни.
























Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ