Организация урока на основе принципов здоровьесбережения

6


Организация урока на основе принципов здоровьесбережения

От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровье учащихся и учителя.

Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока представлены в таблице (раздаточный материал).

Анализ научно-методической литературы позволяет выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих прав:

Правило 1

Правильная организация урока

Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне.

Во-вторых, главной целью учителя должно быть – научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того, он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос.

Задавание вопросов является показателем:

  • включенности ученика в обсуждаемую проблему, и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности;

  • проявлением и тренировкой познавательной активности;

  • показателем адекватно развитых коммуникативных навыков.

Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служит одним из индикаторов его психофизического состояния. Психологического здоровья, а также тренирует его успешность в учебной деятельности.

Организация урока должна обязательно включать три этапа:

  1. Учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы).

  2. Ученики формулируют и задают вопросы.

  3. Учитель и ученики отвечают на вопросы.

Результат урока – взаимный интерес, который подавляет утомление.

Правило 2

Использование каналов восприятия

Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности – функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями.

Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга:

  • левополушарные люди — при доминировании левого полушария. Для них характерен словесно-логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;

  • правополушарные люди — доминирование правого полушария. У данного типа развито конкретно образное мышление и воображение;

  • равнополушарные люди — у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.

На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:

аудиальное восприятие;

визуальное восприятие;

кинестетическое восприятие.

Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.

ПФЛ будет проведена батарея диагностик, с помощью которых можно определить:

  • тип нервной системы,

  • тип функциональной асимметрии мозга,

  • характеристику преобладающих каналов восприятия.

Полученная информация будет обобщена и для каждого учащегося будут составлены индивидуальные психофизиологические карты-характеристики. Впоследствии будут разработаны рекомендации, по созданию условий, необходимых для успешной учебной деятельности каждого учащегося на уроке.

Правило 3

Учет зоны работоспособности учащихся

Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей. Характеристики работоспособности учащихся представлены на диаграммах.

Правило 4

Распределение интенсивности умственной деятельности

При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Данные представлены в таблице.



Часть урока

Время

Нагрузка

Деятельность

I этап Врабатывание

5 минут

Относительно невелика

Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение

2 этап

Максимальная

работоспособность

20-25 минут

Максимальное снижение на 15 минуте

Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом

3 этап

Конечный порыв

10-15 минут

Небольшое повышение работоспособности

Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного



Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:

5-25 минута — 80%

25-35 минута — 60-40%

35-40 минута — 10%

Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок организованный на основе принципов здоровьесбережения не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.

Утомление — возникающее в результате работы временное ухудшение функционального состояния человека, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в субъективном ощущении усталости. Но утомление не следует рассматривать только как отрицательный феномен. Это — защитная реакция, охранительная реакция организма, стимулятор его восстановительных процессов и повышения функциональных возможностей. Действительно отрицательное влияние на организм оказывает постоянно возникающее и хроническое утомление, особенно перерастающее в переутомление.

Специальными исследованиями выявлено, что у учащихся, заканчивающих занятия с сильным и выраженным утомлением диагностируется неспецифическое напряжение организма — десинхроноз, являющийся основой формирования психосоматических заболеваний. Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя ее изменение в ходе процесса обучения, мы будем способствовать здоровьесбережению.

О развитии утомления у школьников свидетельствуют:

  • снижение продуктивности труда: увеличивается количество ошибок и время выполнения задания;

  • ослабление внутреннего торможения: двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания;

  • появление чувства усталости;

  • шум в классе

Внимательный учитель может заметить:

  • нетерпеливое ерзанье в ожидании звонка;

  • изменение почерка;

  • динамизм (кривляние) телодвижений;

  • вегетативные реакции: потливость рук, покраснение лица, изменение частоты пульса;

  • жалобы на головную боль, неприятные ощущения в животе;

  • учащиеся младших классов пытаются себе помочь сосредоточиться, организовать себя «внешней» речью (проговаривание текста).

Общие и характерные симптомы утомления (симптомы физиологического дискомфорта):

  • появление болей и неприятных ощущений в различных частях тела;

  • отрицательные эмоции — раздражимость, нервозность, чувство бессилия, иногда — агрессия;

  • ухудшение внимания;

  • меняется отношение к работе — появляется желание отдохнуть.

Внешним проявлением утомления является снижение скорости и ритмичности в выполнении заданий с увеличением числа допускаемых ошибок.

Главные причины, вызывающие утомление учащихся:

  • профессиональные ошибки и низкий уровень компетенции учителей,

  • негативные особенности традиционной системы школьного обучения,

  • перегруженность школьных учебных программ и интенсификация учебного процесса,

  • переполненность классов учащимися, затрудняющая индивидуализацию УВП,

  • несоблюдение санитарно-гигиенических условий в классах и школе,

  • нарушение организационно-педагогических требований к проведению образовательного процесса.

У школьников с ослабленным здоровьем утомление наступает быстро из-за неблагоприятных гигиенических условий в классе — даже при умеренной учебной нагрузке. К таким относятся:

  • нарушение температурного режима в помещении: неоптимальная температура в классе (слишком жарко или холодно);

  • повышенная сухость воздуха, особенно в зимнее время при недостаточной вентиляции воздуха и раскаленных батареях;

  • неблагоприятный состав воздуха: снижение кислорода, накопление в воздухе веществ антропогенного характера (выделения тела человека) — то, что называют плохо проветренным помещением;

  • нежелательные по направленности и интенсивности воздушные потоки, когда при неправильно расположенной системе вентиляции в классные комнаты затягиваются потоки из туалета, возникают сквозняки (особенно для отвечающих учащихся у доски и учителя);

  • воздействие посторонних шумов (лампы дневного освещения);

  • недостаток освещения (слабое, тусклое, неравномерное);

  • физический дискомфорт: от неудобного положения тела, от длительно фиксируемой позы (несоответствие размера мебели и роста), при авторитарной педагогической тактике педагога, когда дети боятся пошевельнуться.

Учащиеся чаще утомляются при длительном ограничении двигательной активности, однообразной, монотонной деятельности, даже легкой!

Возможно применение специальных методик для диагностики утомления:

тепинг-теста;

психологического теста «САН».

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление учащихся является физкультминутка.

Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательные системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Время начала физкультминутки определяется самим учителем. Физиологически обоснованным временем для ее проведения является 15-20 минута урока.

Длительность физкультурных минуток обычно составляет 1-5 минут. Каждая физминутка включает комплекс их 3-4 правильно подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей. Требования к проведению физкультминуток:

  • Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность;

  • Физминутки должны проводится на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой;

  • Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц;

  • Для каждого класса необходимо выбрать 2-3 условных вербально-поведенческих знака («якоря» в терминологии нейролингвистического программирования), позволяющих быстрее и эффективнее переключать школьников на другой режим деятельности.

Обычно физкультминутки проводят под стихотворный текст. При подборе стихотворений следует обратить внимание на следующее:

  • важно, чтобы содержание текста сочеталось с темой урока;

  • преимущество отдается стихам с четким ритмом;

  • текст произносится учителем или воспроизводится в записи, т.к. при произнесении текста детьми у них может сбиваться дыхание.

Виды физкультминуток:

  • упражнения для снятия общего или локального утомления;

  • упражнения для кистей рук;

  • гимнастика для глаз;

  • гимнастика для слуха;

  • упражнения, корректирующие осанку;

  • дыхательная гимнастика.

Возможные ошибки при использовании физкультминуток:

  • подбор упражнений без учета вида деятельности на данном уроке;

  • увеличение или уменьшение продолжительности упражнений (без принятия во внимание степени утомления детей);

  • выполнение движений с недостаточной амплитудой.



Рекомендации по выбору вида физкультминутки в зависимости от преобладающей деятельности учащихся на уроке.

Преобладающий вид деятельности на уроке письмо.

В процессе письма школьник, как правило, пишет не рукой, а «всем телом». Мышцы ребенка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статического напряжения. Поэтому рекомендуются:

упражнения для снятия общего или локального утомления;

упражнения для кистей рук.

Преобладающий вид деятельности на уроке чтение.

Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока и использовать: гимнастику для глаз.

Преобладающий вид деятельности на уроке слушание и говорение.

Работа над слухом благотворно воздействует на органы зрения, поэтому на данном типе урока используют: гимнастику для слуха.

Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке, для этого используют: дыхательную гимнастику.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ