Организация урока на основе принципов здоровьесбережения
Организация урока на основе принципов здоровьесбережения
От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровье учащихся и учителя.
Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока представлены в таблице (раздаточный материал).
Анализ научно-методической литературы позволяет выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих прав:
Правило 1
Правильная организация урока
Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне.
Во-вторых, главной целью учителя должно быть – научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того, он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос.
Задавание вопросов является показателем:
включенности ученика в обсуждаемую проблему, и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности;
проявлением и тренировкой познавательной активности;
показателем адекватно развитых коммуникативных навыков.
Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служит одним из индикаторов его психофизического состояния. Психологического здоровья, а также тренирует его успешность в учебной деятельности.
Организация урока должна обязательно включать три этапа:
Учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы).
Ученики формулируют и задают вопросы.
Учитель и ученики отвечают на вопросы.
Результат урока – взаимный интерес, который подавляет утомление.
Правило 2
Использование каналов восприятия
Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности – функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями.
Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга:
левополушарные люди — при доминировании левого полушария. Для них характерен словесно-логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;
правополушарные люди — доминирование правого полушария. У данного типа развито конкретно образное мышление и воображение;
равнополушарные люди — у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.
На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:
• аудиальное восприятие;
• визуальное восприятие;
• кинестетическое восприятие.
Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.
ПФЛ будет проведена батарея диагностик, с помощью которых можно определить:
тип нервной системы,
тип функциональной асимметрии мозга,
характеристику преобладающих каналов восприятия.
Полученная информация будет обобщена и для каждого учащегося будут составлены индивидуальные психофизиологические карты-характеристики. Впоследствии будут разработаны рекомендации, по созданию условий, необходимых для успешной учебной деятельности каждого учащегося на уроке.
Правило 3
Учет зоны работоспособности учащихся
Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей. Характеристики работоспособности учащихся представлены на диаграммах.
Правило 4
Распределение интенсивности умственной деятельности
При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Данные представлены в таблице.
Часть урока
Время
Нагрузка
Деятельность
I этап Врабатывание
5 минут
Относительно невелика
Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение
2 этап
Максимальная
работоспособность
20-25 минут
Максимальное снижение на 15 минуте
Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом
3 этап
Конечный порыв
10-15 минут
Небольшое повышение работоспособности
Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного
Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:
• 5-25 минута — 80%
• 25-35 минута — 60-40%
• 35-40 минута — 10%
Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок организованный на основе принципов здоровьесбережения не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.
Утомление — возникающее в результате работы временное ухудшение функционального состояния человека, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в субъективном ощущении усталости. Но утомление не следует рассматривать только как отрицательный феномен. Это — защитная реакция, охранительная реакция организма, стимулятор его восстановительных процессов и повышения функциональных возможностей. Действительно отрицательное влияние на организм оказывает постоянно возникающее и хроническое утомление, особенно перерастающее в переутомление.
Специальными исследованиями выявлено, что у учащихся, заканчивающих занятия с сильным и выраженным утомлением диагностируется неспецифическое напряжение организма — десинхроноз, являющийся основой формирования психосоматических заболеваний. Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя ее изменение в ходе процесса обучения, мы будем способствовать здоровьесбережению.
О развитии утомления у школьников свидетельствуют:
снижение продуктивности труда: увеличивается количество ошибок и время выполнения задания;
ослабление внутреннего торможения: двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания;
появление чувства усталости;
шум в классе
Внимательный учитель может заметить:
нетерпеливое ерзанье в ожидании звонка;
изменение почерка;
динамизм (кривляние) телодвижений;
вегетативные реакции: потливость рук, покраснение лица, изменение частоты пульса;
жалобы на головную боль, неприятные ощущения в животе;
учащиеся младших классов пытаются себе помочь сосредоточиться, организовать себя «внешней» речью (проговаривание текста).
Общие и характерные симптомы утомления (симптомы физиологического дискомфорта):
появление болей и неприятных ощущений в различных частях тела;
отрицательные эмоции — раздражимость, нервозность, чувство бессилия, иногда — агрессия;
ухудшение внимания;
меняется отношение к работе — появляется желание отдохнуть.
Внешним проявлением утомления является снижение скорости и ритмичности в выполнении заданий с увеличением числа допускаемых ошибок.
Главные причины, вызывающие утомление учащихся:
профессиональные ошибки и низкий уровень компетенции учителей,
негативные особенности традиционной системы школьного обучения,
перегруженность школьных учебных программ и интенсификация учебного процесса,
переполненность классов учащимися, затрудняющая индивидуализацию УВП,
несоблюдение санитарно-гигиенических условий в классах и школе,
нарушение организационно-педагогических требований к проведению образовательного процесса.
У школьников с ослабленным здоровьем утомление наступает быстро из-за неблагоприятных гигиенических условий в классе — даже при умеренной учебной нагрузке. К таким относятся:
нарушение температурного режима в помещении: неоптимальная температура в классе (слишком жарко или холодно);
повышенная сухость воздуха, особенно в зимнее время при недостаточной вентиляции воздуха и раскаленных батареях;
неблагоприятный состав воздуха: снижение кислорода, накопление в воздухе веществ антропогенного характера (выделения тела человека) — то, что называют плохо проветренным помещением;
нежелательные по направленности и интенсивности воздушные потоки, когда при неправильно расположенной системе вентиляции в классные комнаты затягиваются потоки из туалета, возникают сквозняки (особенно для отвечающих учащихся у доски и учителя);
воздействие посторонних шумов (лампы дневного освещения);
недостаток освещения (слабое, тусклое, неравномерное);
физический дискомфорт: от неудобного положения тела, от длительно фиксируемой позы (несоответствие размера мебели и роста), при авторитарной педагогической тактике педагога, когда дети боятся пошевельнуться.
Учащиеся чаще утомляются при длительном ограничении двигательной активности, однообразной, монотонной деятельности, даже легкой!
Возможно применение специальных методик для диагностики утомления:
• тепинг-теста;
• психологического теста «САН».
Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление учащихся является физкультминутка.
Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательные системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Время начала физкультминутки определяется самим учителем. Физиологически обоснованным временем для ее проведения является 15-20 минута урока.
Длительность физкультурных минуток обычно составляет 1-5 минут. Каждая физминутка включает комплекс их 3-4 правильно подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей. Требования к проведению физкультминуток:
Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность;
Физминутки должны проводится на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой;
Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц;
Для каждого класса необходимо выбрать 2-3 условных вербально-поведенческих знака («якоря» в терминологии нейролингвистического программирования), позволяющих быстрее и эффективнее переключать школьников на другой режим деятельности.
Обычно физкультминутки проводят под стихотворный текст. При подборе стихотворений следует обратить внимание на следующее:
важно, чтобы содержание текста сочеталось с темой урока;
преимущество отдается стихам с четким ритмом;
текст произносится учителем или воспроизводится в записи, т.к. при произнесении текста детьми у них может сбиваться дыхание.
Виды физкультминуток:
упражнения для снятия общего или локального утомления;
упражнения для кистей рук;
гимнастика для глаз;
гимнастика для слуха;
упражнения, корректирующие осанку;
дыхательная гимнастика.
Возможные ошибки при использовании физкультминуток:
подбор упражнений без учета вида деятельности на данном уроке;
увеличение или уменьшение продолжительности упражнений (без принятия во внимание степени утомления детей);
выполнение движений с недостаточной амплитудой.
Рекомендации по выбору вида физкультминутки в зависимости от преобладающей деятельности учащихся на уроке.
Преобладающий вид деятельности на уроке — письмо.
В процессе письма школьник, как правило, пишет не рукой, а «всем телом». Мышцы ребенка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статического напряжения. Поэтому рекомендуются:
• упражнения для снятия общего или локального утомления;
• упражнения для кистей рук.
Преобладающий вид деятельности на уроке — чтение.
Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока и использовать: гимнастику для глаз.
Преобладающий вид деятельности на уроке — слушание и говорение.
Работа над слухом благотворно воздействует на органы зрения, поэтому на данном типе урока используют: гимнастику для слуха.
Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке, для этого используют: дыхательную гимнастику.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ