Советы педагогу для развития познавательной деятельности и формирования концентрации внимания у детей с ДЦП
Из опыта работы врача-невропатолога в реабилитационном центре.
Советы педагогу для развития познавательной деятельности и формирования концентрации внимания у детей с ДЦП
Работа педагога-дефектолога занимает исключительно важное место в лечебно-коррекционной работе по реабилитации детей с поражением нервной системы. В процессе специальных занятий педагог-дефектолог развивает у детей восприятие и представления, тренирует память и внимание. В процессе занятий развивается праксис и совершенствуются речевые функции. При проведении реабилитационных мероприятий следует учитывать резервные возможности мозга. Мозг ребенка обладает особенно высокими потенциальным возможностями.
Большое значение имеет коррекция задержек психического развития у детей с церебральными параличами. Тренировка внимания и наблюдательности – важные условия развития интеллекта. Однообразная деятельность быстро утомляет детей, поэтому необходимо чаще вовлекать детей в различные виды деятельности.
Проводя медико-психолого- педагогическую диагностику детей, страдающих детским церебральным параличом, можно выявить функциональные нарушения. Учебно-воспитательная работа с такими детьми должна строиться с учетом их заболевания и с учетом функциональных нарушений.
Так отклонения и нарушения при:
1.спастической диплегии – это несоответствие между уровнем словесным и практическим. Нарушены и остальные виды восприятия. Несформированы пространственные восприятия: зрительное, предметное, цветовое. Страдает развитие графических навыков.Таким детям тяжело работать со схемами, контурными картами, атласами.
2. при гиперкинетической форме – страдает связь кора- подкорка. Наблюдаются эмоционально-волевые расстройства, нарушения речи ( в форме дизартрий), нарушения слухового восприятия. Плохо понимают словесные инструкции, и это усиливается при общении с незнакомым человеком, волнении, эмоциональном стрессе. Нарушены графические навыки. Сложность при обучении связана с неустойчивым вниманием.
3.При гемипарезе – страдает волевая сфера: личностный дефект влечет неустойчивость поведения. Нет привычки к труду. При правостороннем гемипарезе страдает восприятие( пространственное, временное), нарушается письмо, присутствуют элементы зеркального письма, страдают графические навыки. При левостороннем гемипарезе могут наблюдаться эмоционально-волевые расстройства и психопатоподобное поведение. Такие дети не выполняют домашнего задания, часто отвлекаются на уроках, очень восприимчивы, когда затрагивают их личностные качества.
4.При атонически-астатической форме наблюдаются нарушение зрительно-пространственного восприятия. Задержка формирования графических навыков ( например, на глаз определить величину).
5.при поражении лобного отдела – это чаще всего умственно- отсталые дети. Нарушается внимание, наблюдаются трудности в сосредоточении и удержании внимания. Страдает объем внимания, работоспособность. Такие дети учатся во вспомогательной школе, по специальной программе.
При всех формах ДЦП возникают:
-снижение объёма механической памяти
-общая психическая истощаемость
-снижение умственной работоспособности
-ригидность учебного процесса, трудность переключения о одной деятельности к другой
-нарушение способности к концентрации внимания.
Все это необходимо учитывать педагогу в своей деятельности.
Уровень концентрации определяется многими факторами, возрастом, подготовленностью и тренировкой, умение сузить поле внимания и другими. На степень сосредоточенности оказывают влияние гормональная деятельность и уровень гормонов в организме, степень утомления, но прежде всего интерес к делу или предмету, на которое направлено внимание.
Интерес к делу обеспечивает целенаправленность внимания.
У большинства детей с заболеванием ДЦП страдает концентрация внимания. Необходимая и важная задача педагога – помочь ребенку сосредоточиться и сконцентрировать свое внимание, используя «опорные сигналы», который дает толчок дальнейшему развитию мысли. Для развития познавательной деятельности , а также концентрации внимания можно использовать памятки:
Например, «Как работать с книгой», «как читать газету», «как составить план» и т.д.
Не секрет, что дети часто отвлекаются на внешние раздражители (птички за окном, дождь, снег, скрип и т.д.). Чтобы сосредоточить их внимание на уроке можно применять специальные игры.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ