Повышение познавательной активности младших школьников с нарушением интеллекта при формировании вычислительных навыков на уроках математики

Повышение познавательной активности младших школьников с нарушением интеллекта при формировании вычислительных навыков на уроках математики.

Изменение социальной и экономической жизни нашего общества неизбежно влечёт за собой пересмотр задач специальной школы, требует усиления подготовки учащихся к новым условиям в быту и на производстве. Большое значение в решении вопросов социальной адаптации школьников с недостатками интеллекта имеет усвоение ими математики, в частности овладение прочными устными вычислительными навыками. Практика работы в специальной (коррекционной) школе указывает на то, что учащиеся слабо овладевают устными вычислительными приемами, для многих из них устные вычисления оказываются вообще недоступными (Г.М. Дульнев, М.Н. Перова, И.М.Шеина, В.В.Эк). Сознательное усвоение учебного материала предполагает активность учащихся в обучении. Познавательная активность умственно отсталых школьников в большинстве случаев сама по себе не возникает, поэтому необходимо её активизировать. Этой цели и служит дидактическая игра.

Игра вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения. В них дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Исходя из игровой задачи, учащиеся осуществляют игровые действия, которые как бы маскируют сложную мыслительную деятельность, делают её более интересной.

Дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличает её от другой деятельности. Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.

В отличие от игр вообще, дидактическая игра обладает существенным признаком – наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.  

Игровой замысел – первый структурный компонент игры – выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в виде загадки. В любом случае он придаёт игре познавательный характер, предъявляет к участникам игры определённые требования в отношении знаний.

Каждая дидактическая игра имеет правилакоторые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Поэтому правила дидактических игр должны разрабатываться с учётом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого ученика чувства удовлетворённости, успеха. Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.

Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия, которые регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения  и навыки для достижения целей игры. Очень часто игровые действия предваряются устным решением задачи.

 Учитель, как руководитель игры, направляет её в нужное дидактическое русло, при необходимости активизирует её ход разнообразными приёмами, поддерживает интерес к игре, подбадривает отстающих.

Основой дидактической игры, которая пронизывает собой её структурные элементы, является познавательное содержание.

Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной задачи, поставленной игрой.

Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Это наличие технических средств обучения. Сюда также относятся различные средства наглядности: таблицы, модели и дидактические раздаточные материалы, флажки, которыми награждаются команды-победители.

Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Он выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний, или в их применении.

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, и  отсутствие основных из них, разрушает игру. Без игрового замысла и игровых действий, без организующих игру правил дидактическая игра или невозможна, или теряет свою специфическую форму, превращается в выполнение указаний, упражнений. Поэтому при подготовке к уроку, содержащему дидактическую игру, необходимо составить краткую характеристику хода игры  (сценарий), указать временные рамки игры, учесть     уровень знаний и возрастные особенности учащихся, реализовать межпредметные связи.

Сочетание всех этих элементов игры и их  взаимодействие  повышают организованность игры, её эффективность, приводят к желаемому результату.

Использование дидактических игр на уроках математики решает противоречие между многократным повторением одних и тех же учебных действий и созданием положительной мотивации у учащихся к этим действиям; а также противоречие между программными требованиями и реальным уровнем обучения. Дидактическая игра стимулирует компенсаторные процессы развития умственно отсталых детей и позволяет формировать у них новые положительные качества, приобретая тем самым коррекционную направленность. Результатом учебно-воспитательной работы является овладение учащимися определённым объёмом знаний, конкретных умений и навыков. В результате коррекционной работы у учащихся формируются обобщённые учебные и трудовые умения, которые отражают уровень самостоятельности учащихся при решении новых учебных и учебно-трудовых заданий.

Однако игры оказывают положительное корригирующее влияние на развитие учащихся только при соблюдении ряда условий:

- они должны быть доступны по сюжету и движениям, представлять интерес для учащихся, подготавливать их к дальнейшей работе;

- игры следует тесно связывать с программным материалом и темой урока, подбирать с учётом психофизических и возрастных особенностей детей;

- перед их проведением необходима подготовительная работа, направленная на уяснение правил игры, сюжетной линии, конечной цели;

- учитель должен руководить игрой, оказывать дифференцированную помощь детям, при необходимости совместно с учениками исполнять игровые действия.


Дидактические игры на уроках математики применяются в рамках разных методов обучения: объяснительно-иллюстративного, носящего репродуктивный характер, частично-поискового, вызывающего у детей напряжение мысли, и др.

Репродуктивная деятельность характеризуется тем, что ученик получает готовую информацию, воспринимает её, понимает, запоминает, затем воспроизводит. Основная цель такой деятельности – формирование у школьников знаний, умений и навыков, развитие их внимания и памяти. Именно репродуктивная деятельность преобладает у детей с нарушениями интеллекта. Чтобы избежать однообразия в «шлифовке» вычислительных навыков, в своей работе я применяю дидактические игры, при подборе которых учитываю эффективность их использования для решения конкретных учебных задач. Приведу примеры игр, носящих именно тренировочный характер.

Игра «Живая математика»

Цель: формирование навыков табличного деления.

Описание: Учащимся раздаются карточки с цифрами от 0 до 9. Учитель называет пример (18:6). Тот ученик, у которого карточка с правильным ответом, встаёт из-за парты, а после проверки возвращается на своё место.

Игра «Собери картинку»

Цель. Формирование любых вычислительных навыков.

Оснащение. У каждого ученика карточка, разделённая на клетки с примерами и открытка или картинка, разрезанная на точно такие же прямоугольники, с записанными на обратной стороне ответами.

Содержание игры. Учащиеся выкладывают части с ответами на клетку с соответствующим примером. Тот, кто первым соберёт картинку, становится победителем.

Примечание. Важно, чтобы картинка содержала сложный сюжет (пейзаж, букет полевых цветов), чтобы её нельзя было собрать подбором.

Эта игра позволяет подобрать дифференцированные задания, учитывающие возможности каждого ребёнка.

К тренировочным упражнениям относятся также игры: «Помоги парашютисту», «Помоги сказочным героям укрыться от дождя», «Запусти рыбку в аквариум», «Магазин игрушек» и т.п.

Для того чтобы формирование вычислительных навыков проходило более продуктивно важно на этапе обобщения и систематизации знаний применять игры, которые требуют активизации мыслительных операций: сравнения, классификации, анализа и синтеза.

В играх «Сбрось лишний груз», «Восстанови слово», «Собери рассыпанные примеры», «Лотерея игрушек» ребята устанавливают сходство и различие между признаками двух объектов, что лежит в основе приёма сравнения.

Игра: «Собери рассыпанные примеры».

Цель. Формирование любых вычислительных навыков.

Оснащение. Изображение злюки и вредины Дюдюки Барбидогской, записанные на магнитной доске примеры изучаемого вида, карточки с числами-ответами.

Содержание. Учитель сообщает детям, что в звериной школе, ученики старательно решали примеры, но злая вредина Дюдюка Барбидогская незаметно собрала все карточки-ответы, добавила к ним лишних чисел и разбросала по доске. Далее педагог просит детей помочь расстроенным зверюшкам восстановить решённые примеры.

Ребята заново решают каждый пример, сравнивают получившийся ответ с теми, которые записаны на доске, и, выбрав среди них правильный, восстанавливают выражения.

Примечание: лишние числа записываю, исходя из типичных ошибок детей. При сложении и вычитании добавляю лишние десятки или единицы, меняю местами разрядные единицы, а при умножении (делении) беру соседние ответы. Таким образом, до самого последнего примера учащимся приходится выполнять вычисления и сравнивать ответы.

Приём сравнения лежит в основе игр, построенных по типу «круговых примеров»: «Что нарисовал Волшебный Карандаш?», «Проводи Красную шапочку к бабушке», «Восстанови путь Карлсона» и т.п.

Умение выделять признаки предметов и устанавливать между ними сходство и различие, лежащее в основе приёма классификации, ребятам пригодится в играх: «Лучший лодочник», «Съедобные и несъедобные грибы», «Собери поезд», «Числовые домики».

Игра: «Составь поезд».

Цель. Формирование вычислительных навыков сложения и вычитания в пределах 100.

Оснащение. Изображения вагончиков с примерами и паровозиков со знаками « и « - ».

Содержание. Отправляясь в путешествие, ребятам предстоит составить поезда, на которых они отправятся в путешествие. Ученики первого ряда составляют свой поезд из вагончиков, на которых записаны суммы, а ученики второго ряда – из вагончиков с разностями. Каждый из ребят может присоединить свой вагончик только после того, как решит записанный на нём пример. Та команда, которая быстрее составит свой поезд и не допустит ошибок, первой отправляется в путешествие.

Качество усвоения знаний учащимися по каждой изученной теме я выясняю при осуществлении контроля и проверки. Анализ контрольных работ учащихся показал, что в целом наметилась положительная тенденция в усвоении ребятами вычислительных приёмов.

Можно сделать вывод о том, что повышение познавательной активности умственно отсталых школьников на уроках математики посредством дидактической игры способствует формированию более прочных вычислительных навыков, т. к. среди всех мотивов деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения.


Литература:


  1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под редакцией В.В. Воронковой. – М.: «Просвещение», 2006

  2. Воронкова В. В. . Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. М.: «Школа-Пресс», 1994

  3. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. – М.: «Просвещение», 1979

  4. Мозговой В. М., Яковлева И. М., Еремина А. А. Основы олигофренопедагогики. М.,2006.

  5. Жикалкина Т. К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах четырёхлетней начальной школы. М.: «Новая школа», 1996

  6. Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1976.

  7. Чилинрова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике. М., 1993




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ