Педагогический проект «Информационные коммуникационные технологии как средство повышения мотивации к учению и повышению эффективности образовательного процесса»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Зеленокумска
Советского района»
Педагогический проект
«Информационные коммуникационные технологии как средство повышения мотивации к учению и повышению эффективности образовательного процесса»
Учитель начальных классов Семенцова Нина Николаевна,
МОУ "СОШ №13 г.Зеленокумска»
2013 уч.год
"Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда".
Древняя мудрость
Пояснительная записка
В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком ИКТ. 21 век – эпоха информационного общества. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования – инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль. Информационная деятельность и информационные технологии стали неотъемлемой частью всех видов деятельности.
Я начинала работу над проектом в январе 2012 г.
Сроки реализации: 6месяцев(январь — октябрь)
слаид-3
Область исследования- образовательная деятельность учащихся начальных классов.
Предмет исследования – формирование знаний у учащихся с применением ИКТ на уроках.
Цель исследования – обосновать приоритетную роль использования информационно-коммуникационных технологий в повышении эффективности обучения младших школьников.
слаид-4
Гипотеза: использование информационно – коммуникационных технологий и проведение уроков с мультимедийным сопровождением будет способствовать повышению мотивации обучения, формированию коммуникативной компетенции учащихся
В соответствии с предметом и целью исследования были поставлены следующие слаид-5 задачи:
-Изучить и проанализировать существующие философско-педагогические подходы к обозначенной проблеме
- Выявить на практике повышение уровня мотивации познавательных интересов учебной деятельности школьников в результате использования на уроке современных информационно-коммуникационных технологий
- Реализовать возможность трансляции опыта работы по данному проекту на семинарах и конференциях разного уровня.
Условия реализации: материально – техническая оснащенность программы: ТСО: персональный компьютер, доступ к интернет-ресурсам, цифровой фотоаппарат, флеш-карта, сканер, цветной, черно-белый принтер;
наличие у учащихся домашних ПК; канцелярские товары: файловые папки, бумага, краски, цветные карандаши.слад-6
Методы исследования:
- Анализ педагогической, психологической, методической литературы по данной проблеме
- Диагностика с помощью психолога школы (анкетирование, наблюдение, беседа)
- Обработка полученных промежуточных результатов
Коррекция
Прогноз ожидаемых результатов: слаид-7
- активизация мотивации к обучению
-создание условий для разностороннего развития личности;
-формирование способностей детей к аналитическому и творческому самовыражению личности;
-повышение качества знаний учащихся
Этапы исследования: слаид-8
-подготовительный этап
-деятельностный этап
-диагностический
Подготовительный этап, позволивший мне Выбор и теоретическое осмысление темы исследования, анализ изученной психолого-педагогической и учебно-методической литературы по данной проблеме. Я поняла, что достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам:
Техническим: быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции.
Дидактическим: создание эффекта присутствия, у обучающихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше.
Применение ИКТ в процессе обучения и воспитания младших школьников повышают общий уровень учебного процесса, усиливающие познавательную активность обучающихся. Но, чтобы так учить младших школьников, одного желания мало. Учителю необходимо овладеть рядом умений.
Основными являются:
Технические (умения, необходимые для работы на компьютере в качестве пользования стандартного программного обеспечения)
Методические (умения, необходимые для грамотного обучения младших школьников)
Технологические (умения, необходимые для грамотного использования информационных средств обучения на разных уроках, проводимых в начальной школе)
Деятельностный этап:
Внедрение ИКТ (информационных и коммуникационных технологий) в практику работы начальных классов я осуществляю по следующим направлениям:
В процессе обучения.
Во внеклассной работе.
В проектно-исследовательской работе.
В методической работе учителя.
Работа с ресурсами Интернет:
Участие во Всероссийских конкурсах для обучающихся («Русский медвежонок», «Кенгуру»); участие в профессиональных конкурсах.
Участие в работе сетевых профессиональных сообществ: прошколу. Ru, педсовет.ru
Я использую современные информационные технологий в начальной школе в трех направлениях:
Первое – компьютер как объект изучения (это характерно, прежде всего, для курса “Основы информатики и вычислительной техники”);
второе – компьютер как средство обучения, т.е. своеобразный учитель” (тренажеры, тесты, электронные учебники, мультимедийные энциклопедии и т.п.);
третье– компьютер как инструмент, позволяющий моделировать учебную задачу, исследовать ту, или иную предметную область и сделать тем самым обучение процессом более творческим.
В своей работе я использую компьютер во всех трёх направлениях, как средство обучения на различных уроках. В ходе урока использую разные виды и формы работы: тестирование, самостоятельная работа, практическая работа, работа в парах, группах, словарная работа, работа с учебником, дифференцированное домашнее задание.
Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:
игровая деятельность;
создание положительных эмоциональных ситуаций;
работа в парах;
проблемное обучение.
Учитель – профессия творческая. Включение ИКТ в учебный процесс позволяет мне, как учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу обучающихся.
ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока:
Для обозначения темы урока.
В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.
Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
Для контроля учащихся.
Слайды, выведенные на большой экран – это прекрасный наглядный материал, который применяется для оживления урока. Этот материал может быть разным:
обычная иллюстрация;
использование анимации в слайдах;
мультимедиа – панорама
(более интересный приём наглядности).
Я заметила, что презентации не только делают уроки наглядными, повышают интерес к предметам, но и развивают умственную активность, учат грамотной научной речи, расширяют кругозор, включают детей в активную поисковую деятельность. Наиболее часто я использую презентации на уроках математики, русского языка и окружающего мира. Огромную помощь в подготовке и проведении уроков по разным предметам и классных часов мне оказывает мультимедийный диск «Уроки Кирилла и Мефодия». В котором материал представлен в виде интерактивных упражнений и состоит из теоретического и практического разделов.
Диагностический этап (декабрь 2012г), на котором проведены психолого-педагогические исследования в классе с помощью психолога (сентябрь- декабрь), которые показали, что использование возможностей ИКТ в начальной школе способствует:
-повышению мотивации к учению,
Таким образом, проведенное исследование подтвердило гипотезу: использование информационно – коммуникационных технологий и проведение уроков с мультимедийным сопровождением способствetn повышению мотивации обучения, формированию коммуникативной компетенции учащихся.
Планирую и в дальнейшем активно использовать мультимедийные компьютерные технологии на различных уроках, т.к. вижу на практике, какую огромную роль они оказывают на совершенствование процесса обучения. Для меня, как для учителя начальной школы, главным кажется показать ребёнку возможность использования компьютера для получения и обработки информации, таким образом подготовить его к комфортной жизни в условиях современного общества.
Литература
1. Алексеев Н.Г. и др. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников, 2002.
2. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа, 2005.
3. Матюшкин А. М. «Концепция творческой одаренности» // Вопросы психологии. – 1989. – № 6.
4. Недбальская И.В., Мохова М.М.педагогический и творческий проекты в образовании. –С., 2008.
5. Полат Е.С Педагогические технологии дистанционного обучения Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2006.
6. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2000.
7. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов // Наука и школа. –1997. – № 4.
8. Сластенин В.А. Педагогика. М., 2000.
9. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М.: МО РФ, 2001.
10. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.: Изд-во. Московского университета, 2003
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ