Статья "Активизация познавательной деятельности обучающихся в процессе обучения"

Активизация познавательной деятельности обучащихся

в процессе обучения

Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения предполагает определение ее психолого-педагогической сущности, мотивации; формирование и развитие ее в ходе образовательной деятельности, раскрытие содержания принципов, методов и условий повышения эффективности познавательной деятельности обучающихся.

Психолого-педагогическая сущность познавательной активности и ее виды.

Раскрытие сущности познавательной активности обусловливает потребность в рассмотрении самого явления «активность личности».

Активность – это волевое действие, психологическое состояние личности, характеризующее ее усиленную деятельность.

В психолого-педагогической литературе обосновываются различные подходы к пониманию явления «активность личности».Активность личности рассматривается, как:

- важнейшая ее черта;

- способность личности изменять реальность, в том числе и саму себя;

- проявление усилия в деятельности;

- напряжение умственных сил в ходе деятельности, в том числе и познавательной;

- способность и стремление к энергичному выполнению познавательной и преобразова-тельной деятельности.

Активность личности может быть как внутренней, так и внешней.

Внутренняя активность познавательной деятельности обучающегося связана с активностью его мышления. Внешняя же деятельность служит при этом средством, способствующим стимулированию внутренней активности и обеспечивающим контроль за ее протеканием.Истоками активности личности в ходе деятельности являются:

- сам человек;

- природная и социальная среда;

- взаимодействие человека с другими людьми.

Человек, природная и социальная среда – это потенциальные мотивы активизации личности, в том числе и познавательной.

Актуальными являются мотивы, характеризующие взаимодействие человека с другими людьми, взаимное информирование друг друга, регулирующее воздействие, эмоциональную, интеллектуальную и волевую реакцию, систему потребностей, ответные и встречные действия участников познавательной и преобразовательной деятельности.

Гносеологический анализ познавательной активности позволяет выделить исходные положения для рассмотрения процесса учения как отражательно-преобразующей деятельности.В числе этих положений выделим физиологию и психологию активизации познавательной деятельности. С физиологической точки зрения, учение представляет собой выработку условных рефлексов.С позиции современной физиологии, учение представляет собой процесс самоуправляемой познавательной деятельности человека, в основе которой, с учетом рефлекторной закономерности, лежит сличение полученного результата с цельюГносеология позволяет установить общую логику учебного познания, в том числе и активного, последовательность его этапов. Физиология при этом дает естественно-научное объяснение учению.

Психическую активность личности, в том числе и в образовательной деятельности, составляют следующие характеристики. Предварительно подчеркнем, что психическая активность человека многофункциональна и многообразна.Основными функциями психики являются:

- отражение;

- побуждение;

- регуляция;

- творчество.

Отражение – это функция психической активности личности, находящей свое выражение в отображении в сознании явлений окружающей реальности, в том числе и самой себя.

Побуждение – это функция психической активности личности, характеризующая ее стремление заниматься познавательной и преобразовательной деятельностью.

Регуляция – это функция психической активности личности, предполагающая приведение познавательной и преобразовательной деятельности в состояние, соответствующее поставленным целям.

Творчество – это функция психической активности личности, ориентированная на создание оригинальных продуктов в ходе деятельности.

Обозначенные функции психической активности личности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они приобретают качественное своеобразие в зависимости от целей, ценностей и способов их достижения.

Доминантная цель самоорганизует и мобилизует активность обучающегося; интегрирует, упорядочивает функции его психики.

Цель подразумевает соответствующую ценность, которая ведет к образованию потребностей активно мыслить и действовать.

Доминантная цель объективируется следующим образом:

- посредством ориентации в системе ценностей личности и окружающих;

- в выборе методов и средств воздействия на объект;

- в способах поведения, соответствующего предпочитаемым ориентирам-ценностям.

Цели и ценности определяют способы и средства их достижения, что, в свою очередь, оказывает воздействие на стиль деятельности познающей личности.

Стиль активной познавательной деятельности, поведения человека есть результат образования устойчивых, привычных связей между его доминантными целями, ценностями и способами поведения, познания и воздействия его на окружающий мир.

Гармоничность личности, ее социально приемлемая активность детерминированы (причинно-обусловлены) гуманностью системы ценностей и целей, творческим характером деятельности, "соразмерностью и сообразностью" ее поведения.

Содержание, направленность и степень развития доминантной активности человека создают условия соактивности с другими людьми – субъектами образовательной деятельности.По выбору способов решения проблем, в том числе и познавательных, и предпочтительной ориентации на ценности-объекты можно судить о склонности к определенному стилю взаимодействия обучающегося с другими людьми.

Познавательная активность формируется и развивается в образовательном процессе.В психолого-педагогической литературе она рассматривается как деятельность и как черта характера личности обучающегося.При характеристике познавательной активности как деятельности, ее необходимо рассматривать и как цель деятельности, и как средство ее достижения, и как результат.

Познавательная активность, как черта характера обучающегося, находит свое выражение в целеустремленной, специально-организованной деятельности субъектов образовательного процесса, направленной на совершенствование ее содержания, форм, методов, приемов и средств, с целью возбуждения интереса, повышения активности, творчества, самостоятельности обучающегося в усвоении знаний, формировании умений, навыков, развитии способностей, сущностных черт и качеств.

Познавательная активность имеет соответствующие уровни своего формирования и развития. В числе таких уровней выделим следующие:

- репродуктивная (воспроизводящая) познавательная активность;

- интерпретирующая познавательная активность;

- творческая познавательная активность.

Воспроизводящая познавательная активность характеризуется стремлением обучающегося понять изучаемое явление, которое проявляется на занятии в обращении к преподавателю с вопросом, в практической деятельности по выполнению задания, систематическом выполнении домашней работы в ходе самообразовательной деятельности.

Интерпретирующая познавательная активность характеризуется стремлением обучающегося к выявлению смысла изучаемого содержания, проникновению в сущность явления, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

Творческий уровень познавательной активности характеризуется интересом и стремлением обучающегося не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.

Сущность познавательной активности обучающегося характеризует:

отношение его к познанию, которое проявляется в интересе к содержанию усваиваемых знаний и самому процессу деятельности;

стремление проникнуть в сущность явлений и их взаимосвязей, а также овладеть способами деятельности;

мобилизация обучающегося на проявление нравственно-волевых усилий по достижению целей познавательно-преобразовательной деятельности.

Активность в познавательной деятельности обучающегося рассматривается не только как его деятельное состояние, но и как качество этой деятельности, в ходе исполнения которой проявляется личность субъекта образования с его отношением к содержанию, характеру учебной деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательных целей.

Познавательная мотивация, ее формирование и развитие в образовательном процессе.

В числе компонентов учебной деятельности, как было отмечено, выделяются:

- мотивационный;

- ориентационный;

- содержательно-операционный;

- ценностно-волевой.

Мотивационный компонент, как видно из приведенной иерархии, выступает в качестве ведущего в познавательной деятельности. В этой связи возникает потребность более предметно рассмотреть явление «познавательная мотивация».

В начале определимся с пониманием мотива, мотивации, в том числе и к ее применению в познавательной деятельности.

Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность.

Источниками возникновения мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания.Мотивация – это сложное объединение, "сплав" движущих сил поведения, открывающийся субъекту в виде потребностей, интересов, влечений, целей, идеалов, которые непосредственно детерминируют человеческую деятельность.

Познавательная мотивация – это система мотивов, побуждающих обучающегося к эффективной учебной деятельности.

Мотивационная познавательная сфера включает аффективную и волевую сферу личности, переживание ею удовлетворения определенной потребности, связанной с познавательной деятельностью.

Основным методологическим принципом, определяющим исследование мотивации в отечественной психологии, является положение о единстве ее динамической и содержательно-смысловой, в том числе и познавательной, сторон.Активная разработка в литературе отмеченного методологического принципа связана с исследованиями таких проблем, как система отношений человека (В.Н. Мясищев), соотношение смысла и значения (А.Н. Леонтьев), интеграция побуждений и их смысловой контекст(С.Л. Рубинштейн), направленность личности и динамика поведения (Л.И. Божович,

В.Э. Чудновский), ориентировка в деятельности, в том числе и познавательной (П.Я. Гальперин, И.Ф. Талызина).

Структура познавательной мотивации включает следующие характеризующие ее сущностные элементы:

- удовольствие от самой деятельности;

- значимость для личности результата деятельности;

- "мотивирующая" сила вознаграждения за деятельность;

- принуждающее давление на личность, если она не проявляет должных усилий для реализации поставленных целей, в том числе и учебных.

В плане рассмотрения структуры познавательной мотивации (потребностей) большой интерес представляет "потребностный треугольник" А. Маслоу, в котором, с одной стороны, ярче высвечивается социальная, интерактивная зависимость человека, а с другой – его познавательная природа, связанная с самоактуализацией.

В числе потребностей верхнего уровня им выделяются:

1. Самоактуализация – потребность личности знать, понимать, создавать и ценить явления окружающей реальности, в том числе и саму себя.

2. Чувство собственного достоинства – потребность чувствовать себя компетентным, независи-мым и стоящим над жизненными обстоятельствами.

3. Принадлежность, любовь – потребность принадлежать семье, группе; потребность любить и быть любимым.

В числе потребностей нижнего уровня соответственно выделяются:

1. Безопасность, сохранность – потребность избегать боль, страх, быть в безопасности. Данная потребность играет роль и в учебной деятельности, например, при сдаче зачетов и экзаменов.

2. Физиологические потребности – потребность получать пищу, воду, воздух, кров, что также необходимо для обеспечения учебной деятельности.

Иерархическая структура мотивационной сферы определяет направленность личности человека, которая имеет разный характер в зависимости от того, какие именно мотивы по своему содержанию и строению стали доминирующими.

Учебная мотивация характеризуется направленностью, устойчивостью, динамичностью. Учебная познавательная мотивация, как система мотивов, подразделяется на:

1. Непосредственно побуждающие мотивы.

2. Перспективно побуждающие мотивы.

3. Познавательно-побуждающие мотивы бескорыстного, инициативного поиска знания.

Эти мотивы формируются и развиваются в ходе познавательной активной деятельности обучающегося. В решении данной проблемы значима роль субъектов образовательной деятельности (преподавателя и обучающегося); используемых принципов, являющихся руководящим ориентиром для активной учебной деятельности, применяемых методов, способствующих активизации мыслительной деятельности, создаваемых условий, необходимых для повышения эффективности познавательной деятельности.

Формирование и развитие познавательной мотивации как процесс включает три стадии: начальную, основную и заключительную. Начальная стадия предполагает диагностирование уровня сформированности данной мотивации у обучающегося, постановку задач по ее формированию и развитию, планирование осуществления данного процесса. Основная стадия должна быть ориентирована на действенную и эффективную реализацию запланированных мероприятий по формированию и развитию познавательной мотивации. Заключительная стадия, соответственно, исходит из целесообразности внесения созидательных корректив в функционирующий процесс формирования и развития мотивации учебной деятельности обучающегося.

Формирование и развитие познавательной мотивации рассматривается как сложный многоуровневый регулятор учебной деятельности обучающегося. Высшим уровнем этой регуляции является сознательно-волевой, который способствует повышению эффективности познавательной деятельности обучающегося.Формирование и развитие познавательной мотивации может осуществляться с помощью соответствующих методов, приемов и средств. Приведу некоторые примеры заданий ,применяемые мной на практике. Приложение(презентация)

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ