Статья "Система организации исследовательской деятельности учащихся"

Система организации исследовательской деятельности учащихся.

Изучение биологии невозможно без самостоятельного наблюдения и познания учащимися окружающей живой природы. Поэтому исследовательской работе школьников всегда уделялось большое внимание в процессе обучения биологии. Последние годы эта форма деятельности учащихся привлекает особое внимание в связи с тем, что современный молодой человек должен не только иметь широкий общенаучный кругозор, но и уметь применять свои знания на практике, уметь анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, выступать публично, отстаивая свою точку зрения. Кроме этого самостоятельная деятельность, постановка задач и получение результатов, которые представляются публично, позволяет подростку самоутвердиться среди сверстников, дает толчок к развитию личности, формированию активной жизненной позиции, повышению самооценки и самосознания. Но исследовательская деятельность не может осуществляться без предварительной подготовки ученика.

В исследовательской деятельности можно выделить три уровня овладения умением самостоятельной работы. На первом уровне преподаватель ставит перед учащимся проблему и намечает метод её решения. Поиск решения предстоит самостоятельно осуществить учащемуся. На втором этапе преподаватель только ставит проблему, а метод её решения учащийся ищет самостоятельно. На третьем этапе постановка проблемы, отыскание метода и разработка самого решения осуществляются учащимся самостоятельно.

В педагогике сложились определенные методы и приемы, способствующие формированию интереса учащихся к проведению самостоятельных исследований и развитию умения осуществлять исследовательскую деятельность. Эти методы можно положить в основу системы развития исследовательской деятельности учащихся.

1-6 класс. Учащиеся изучают предмет природоведение, естествознание или окружающий мир. Каждый из этих курсов направлен на развитие наблюдательности и внимания, умения делать простейшие выводы и заключения. Все это способствует развитию интереса к природе и подготавливает учеников к самостоятельной деятельности по её изучению.

7-8 класс. На предметах естественных наук учащиеся проводят лабораторные работы, где учатся самостоятельно делать выводы и находить решения поставленных перед ними учителем задач. Проведение экскурсий по биологии активизирует учащихся на самостоятельные наблюдения и овладение простейшими методиками исследования, которые учитель предлагает в качестве самостоятельной работы на экскурсии.

8-9 класс. Учащиеся готовы к самостоятельным исследованиям. Им можно предложить простые исследовательские работы по наблюдению за биологическими объектами, фиксированию их особенностей, сравнению объектов природы, мониторингу окружающей среды по живым организмам. Методики таких исследований могут быть взяты из разнообразной литературы, предлагаемой издательствами. Особый интерес вызывает у учащихся 9 классов изучение своего организма и здорового образа жизни. Работы с такой тематикой способствуют активизации интереса к изучаемому предмету.

Кроме работы на базе школы можно предложить выезд в экологический лагерь с целью обучения исследовательской деятельности. Такой лагерь может быть организован на базе заповедника, турбазы или лесничества. Детский экологический центр «Экосистема» предлагает программу обучения выполнения исследовательских работ на своей базе. Учащиеся с удовольствием выезжают на трехдневные практики.

Очень важным условием на данном этапе является публичное представление результатов работы. И хотя многие ученики боятся и стесняются выступать с результатами исследовательских работ, с помощью учителя пересилив себя и подготовив правильное выступление, они получают большое моральное удовлетворение, понимание значимости своей деятельности и важный толчок к продолжению самостоятельного исследования.

9-11 классы. Для выполнения учащимися исследовательских работ и представления их на различных конференциях и конкурсах важную роль играет в этом возрасте практическое применение полученных результатов. Важно, чтобы полученные результаты были в дальнейшем востребованы какими-либо организациями и применены в практической деятельности. Если же автор работы знает, что все что он изучит, никто не примет всерьез и не станет внедрять в практику охраны природы или экологии. Такая работа выполняется с меньшим интересом, а иногда и достаточно формально.

При выборе темы очень важно, что бы учащийся сам имел интерес к её изучению и технические возможности к её реализации. Так же очень важна роль руководителя, его знания методики организации исследовательской работы школьников, различных научных методов наблюдения и умения направлять деятельность ученика на выполнение работы полностью. И ещё очень важно стремление учителя помочь своим ученикам реализовать себя в жизни.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ