ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ "ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА" МЛАДШАЯ ГРУППА
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ
МЛАДШАЯ ГРУППА
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА
Знакомство с дымковскими игрушками
Программное содержание:
Познакомить детей с новым видом народной игрушки – дымковской.
Учить рассматривать глиняные игрушки, выделять материал – глину, украшения игрушек, нарядность, яркость.
Воспитывать интерес к народному искусству.
Материал: дымковские игрушки, кукла Петрушка.
Ход занятия
Входит Петрушка.
Петрушка. Здравствуйте, ребята!
Я веселая игрушка,
А зовут меня… (Петрушка).
Верно!
Я самый веселый на свете.
За это нравлюсь я детям.
Я пришел к вам не один,
А привел своих друзей.
А где же они?
Воспитатель. Не волнуйся, Петрушка, я знаю, где они.
Петрушка. Я тоже догадался. Они на ярмарке. Ярмарка – это игрушки, подарки, игры, веселье. Раньше люди часто ходили туда продавать и покупать игрушки, веселиться, играть, отдыхать.
Пойдемте на ярмарку, я вас познакомлю со своими друзьями.
Дети входят в зал. Звучит русская народная мелодия. В зале на столах организована выставка дымковской игрушки.
Петрушка. Не стесняйтесь! Знакомьтесь с ними поближе, выбирайте себе игрушку.
Дети ходят по залу и рассматривают игрушки, называют их (птица, конь, барышня и пр.).
Воспитатель. Вам понравились игрушки? Их ласково и нежно называют «дымка», потому что делают эти игрушки в селе Дымково, а называются они – дымковские.
– Как называются эти игрушки? (Дымковские игрушки.)
– Из чего делают дымковские игрушки? (Из глины.)
Рассматривание иллюстраций с дымковскими игрушками.
– Какими узорами украшают игрушки дымковские мастера? (Кольца, круги, полоски, точки и др.)
-Какие цвета любят дымковские мастера? (Красный, оранжевый, желтый – солнечные, зеленый, синий, черный.)
Петрушка. Какие яркие цвета, как весело от такого хоровода красок! Еще игрушки украшают золотом: шляпу, кокошник. Вот теперь игрушки готовы.
Дети выбирают игрушки.
Петрушка (расхваливает товар):
Кони глиняные мчатся
На подставке что есть сил,
И за хвост е удержаться,
Если гриву упустил.
Через горные отроги,
Через крыши деревень
Красноногий, желторогий
Мчится глиняный олень.
Голосисты эти птицы
И нарядны, словно ситцы!
Фью-ти, фью-ти, фью-ти, фью-ти!
Фью-ти, фью-ти, гнездо вью.
Посмотри, как хороша
Эта девица-душа.
Щечки алые горят,
Удивительный наряд:
Сидит кокошник горделиво,
Барышня так красива!
Петрушка. Вот дымковская карусель пригашает нас к себе!
Дети ставят игрушки. Игра «Карусель».
Петрушка. Праздник нам кончать пора.
Собирайся, детвора!
С «дымкой» расстаемся мы сейчас,
Только всем покажем русский пляс!
Советы воспитателю. Перед досугом организовать выставку дымковских игрушек. Уточнить их название, рассмотреть узоры.
Рисование. Дорожка для коня
Программное содержание:
Продолжать знакомить с дымковской игрушкой.
Учить выделять один из элементов узора – круг, составлять узор на полосе из кругов, украшать их черными точками, выбирать цвет для кругов.
Пробуждать интерес к дымковской игрушке.
Материал: дымковский конь, кукла Петрушка, бумага белая 5х25 см, гуашь красная, оранжевая, желтая, зеленая и черная.
Ход занятия
Петрушка. Здравствуйте, дети, помните, мы с вами ходили на ярмарку?
– Только забыл, какие игрушки мы там видели? (Дымковские игрушки.)
– Из чего они сделаны? (Из глины.)
Спасибо, что напомнили. Но сегодня я пришел к вам не один. (Показывает дымковского коня.)
Вот конь да конь,
Он копытом бьет,
Удила грызет!
Нет свободы, нет простора,
Негде ему скакать!
Воспитатель. Это конь не простой, а сказочный. Он украшен ярким узором.
Воспитатель выбирает элемент узора – круг. Предлагает найти его на игрушке, определить цвет. Посмотреть, какие еще цвета любят дымковские мастера. (Красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий и черный.)
Затем предлагает нарисовать дорожку для коня и украсить ее кругами. Показывает, как нарисовать одинаковые круги (плавным движением, не отрывая руки, ворс кисти бежит за палочкой, которая смотрит вверх). Уточняет, что цвет для круга каждый выбирает самостоятельно. Обращает внимание, как расположены черные точки вокруг круга.
В ходе занятия воспитатель вместе с петрушкой помогает детям расположить круги, в рисовании кругов, точек.
В конце занятия разложить все работы и рассмотреть вместе с Петрушкой.
Воспитатель.
– Какие дорожки самые красивые?
– У кого все кружочки одинаковые?
– По каким дорожкам вам хочется побегать?
– Какие дорожки выберет конь?
Подводя итог, Петрушка говорит, что дымковский конь скачет по всем дорожкам. Все они красивые, яркие, украшены кругами и точками.
Проводится игра «Лошадки». Дети играют с Петрушкой и дымковским конем.
Советы воспитателю. На выставке дымковских игрушек рассмотреть их, назвать, выделить элементы узора: круги, кольца, прямые линии, их цвет и украшения – точки.
Рисование. Ткань на юбку для дымковской барышни
Программное содержание:
Продолжать знакомить с дымковской игрушкой. Учить рассматривать и выделять элементы узора (круг, полосы, украшения точками).
Учить рисовать клетчатый узор из горизонтальных и вертикальных линий, заполнять клетки кругами. Учить выбирать два цвета для линий и кругов, черный для точек.
Воспитывать любовь к народному творчеству.
Материал: дымковские игрушки с клетчатым узором и их изображения на иллюстрациях, трафареты с изображением дымковской барышни; бумага белая 15х15 см, гуашь.
Ход занятия
Входит воспитатель с двумя трафаретами дымковских барышень (одна веселая, другая грустная).
Воспитатель. Кто догадался, в чем дело? (У дымковской барышни не украшена юбка.)
В слободе на Вятке,
Прямо у колодца,
Дымковская барышня
Плачет и смеется:
«Все мои подружки,
Сестренки и браться
К празднику одели
Дымковские платья.
Только мне, бедняжке,
Очень уж обидно –
Не хватило ткани
Для меня, как видно»
Воспитатель предлагает нарисовать узор для юбки. Дети рассматривают дымковские игрушки, выделяют клетчатый узор, рассказывают, как нарисовать линии узора, показываю движение рукой на листе: сначала вертикальные, потом горизонтальные. (Сначала по краям и посередине.) Каждую точки. Цвет каждый мастер выбирает самостоятельно.
Педагог сухой кистью показывает последовательность рисования линий на листе. Уточняет, что затем в каждой клетке нужно нарисовать круг и в конце – точки вокруг круга.
Дети рисуют узор. Воспитатель уточняет последовательность расположения узора.
В конце занятия рассмотреть все узоры, выбрать самые прямые линии, у кого получились ровные клетки.
Воспитатель.
– Кто нарисовал самые красивые круги и украсил их?
– Кто нарисовал самый сказочный дымковский узор?
Выбранные работы вставить в трафарет – «одеть» барышню.
Барышня выбирает самую яркую, нарядную юбку.
Советы воспитателю. Рассмотреть на выставке дымковские игрушки с клетчатым узором и их изображения на иллюстрациях, фотографиях, найти знакомые элементы, красивые сочетания цветов, яркие, солнечные.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ