Сценарий «Чудесный праздник Рождества»
Методическая разработка урока по православной культуре
«Чудесный праздник Рождества»
Шалаева А.А.
учитель православной культуры,
МБОУ «СОШ №12 с УИОП»
г. Старый Оскол Белгородской области
Цели:
Образовательная: закрепить и расширить знания учащихся об истории праздника Рождества Христова и традициях его празднования на Руси;
Развивающая: развивать способности к взаимодействию в микрогруппах в процессе выполнения коллективных поисковых заданий; речь, память, познавательный интерес учащихся к духовному наследию нашей страны; создать условия для реализации творческого потенциала учеников.
Воспитательная: обогащать духовный мир обучающихся путем приобщения их к православным традициям русского народа; содействовать в ходе урока формированию нравственных качеств – милосердия и всепрощения; пробудить эмоциональную отзывчивость.
Тип и вид урока: урок закрепления изученного материала
Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный
Формы организации: индивидуально-фронтальная, парная, групповая
Дидактический материал и оборудование: компьютер, проектор, слайды, шаблоны для раскрашивания ангелов, салфетки для изготовления снежинок, листочки с кроссвордами для каждой группы, листочки с тестовыми заданиями, записи церковных песнопений, кассеты с записью музыкальных фрагментов, рисунки детей.
Учитель:
Сегодня у нас необычный урок – урок праздник «Чудесный праздник Рождества». Колокольный звон
1-й чтец.
Светлый праздник Рождества!
Нет счастливей торжества!
В ночь рождения Христова
Над землей зажглась Звезда.
Дарит искры волшебства
Светлый праздник Рождества!
Мир приходит в каждый дом.
Поздравляем с Рождеством!
Учитель:
- Ребята, о каком событии идет речь в этом стихотворении?
(Рождество Христово)
Бог открывается людям в величии небес, в красоте звездного неба, в шелесте листвы, в шуме моря, в стройности мироздания. Во всей вселенной человек слышал Его голос в глубине своего сердца, во всем добром и прекрасном. Но теперь Бог становится человеку близким как никогда. Он воплощается в Человеке. На земле родился Иисус Христос- Богочеловек.
Вот уже почти два тысячелетия весь христианский мир каждый год с трепетом и радостью ждет Рождества- праздника, установленного в воспоминание о рождении Иисуса Христа в Вифлееме. Сегодня на уроке мы постараемся еще раз прикоснуться к библейским событиям, исполненным величавой тайной, вспомнить содержание праздника, понаблюдать, как сюжет праздника отразился в иконописи, поговорить об особенностях этого вида искусства.
Библейские мотивы во все века волновали поэтов, музыкантов, художников, историков, и для того, чтобы глубже погрузиться в события праздника, мы попытаемся исследовать материал, создав три группы:
1 группа - историки;
2 группа – искусствоведы;
3 группа - любители поэзии.
- Итак, давайте мысленно перенесемся в те далекие времена, когда все ожидало чуда. Слово историкам.
Сообщение первой группы - историков:
Перед рождеством Иисуса Христа было всеобщее ожидание Спасителя: иудеи ожидали его пришествия на основании пророчеств; язычники, бедствуя от безверия и всевозможных зол, также с нетерпением ждали избавителя. Большинство иудеев ждали в Мессии великого царя- завоевателя, который освободит их от власти чужеземцев и даст им господство над другими народами. Лишь немногие ожидали Спасителя от греха и смерти.
1-й ученик. В то время в Палестине, входившей в состав Римской империи, власти объявили перепись населения, причем каждый должен был пройти её в том месте, откуда происходит его род. Иосиф, взяв с собой ожидавшую ребенка Марию, отправляется из Назарета в Вифлеем. В дороге застала их ночь, гостиницы были заняты, и семье пришлось остановиться на ночлег в вертепе (хлеву).
Учитель. О дальнейших событиях мы будем говорить на языке поэзии, чувствами и мыслями лириков. Я думаю, что слияние творчества ребят (рисунки на доске) и классической поэзии даст нам возможность почувствовать грандиозность этого события.
(Во время чтения стихотворений показ слайдов тех мест, где происходили события.)
Стихотворения:
1.«Есть страны, где люди от века не знают ни вьюг, ни сыпучих снегов…» С.Я. Надсон.
2.«То были времена чудес, сбывалися слова пророка…»
3.«Ночь тиха над Палестиной. Спит усталая Земля».
Учитель:
- Ребята, а кто первым узнал о рождении Иисуса Христа? Давайте найдем ответ на этот вопрос в детской Библии.
-А кто знал о том, что родится Спаситель и ждал это событие? (Волхвы).
- Кто такие Волхвы? (Стихотворение «Волхвы» Константин Льдов).
- О каком царе идет речь?
Учитель:
У людей, живущих в мире зла, насилия появилась надежда. Что же принесли волхвы, какие дары?
2-ой ученик. Ладан – это дорогая ароматическая смола особого дерева, её в древности преподносили в знак особого благоволения. Ладан был подарен Спасителю как Богу.
Смирна – это ценное благовонное масло, использовавшееся для помазания усопших, было поднесено Иисусу Христу, так как он примет смерть.
Золото было подарено ему как царю.
Учитель: Эти дары хранятся в монастыре Святого Павла на горе Афон как духовная историческая ценность.
Древнейшим архитектурным сооружением, посвященным Рождеству, следует считать тот самый хлев в виде пещеры, давший приют Святому семейству. Память об этой пещере свято хранилась последователями Христа (показ слайдов с изображением храма Рождества Христова в Вифлееме.)
-А есть ли в нашем городе храм, посвященный празднику Рождеству Христову? Что вы о нем знаете?
2 группа –искусствоведы рассказывают о храме Рождества Христова.
Храм Рождества Христова — православный храм Белгородской и Старооскольской епархии Русской Православной Церкви. Закладной камень был освящён 18 сентября 1999 года. После этого был установлен временный храм — вагончик, в котором проводились Богослужения. 7 января 2001 года в праздник Рождества Христова была отслужена первая Божественная литургия. Одновременно началось возведение каменного здания храма.
6 декабря 2002 года засияли 6 золотых куполов. Главный 8-метровый купол весит почти 6 тонн. Он был изготовлен в волгодонском инженерном центре «Грант». Гигантский купол разделили на заводе на 10 сегментов-лепестков и доставили в Старый Оскол на машине. Вместе с ним привезли четыре 6-метровых купола, один маленький — полутораметровый (на предхрамовую звонницу) и шесть золотых крестов. Золотистое покрытие — это нитрид титана. 8 января 2003 года на звонницу подняты и освящены колокола.
Весной 2003 года, в праздник светлой Пасхи, первую службу отстояли прихожане новой церкви, а 10 сентября 2003 года архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн освятил построенный храм. Высота храма вместе с крестом составляет 37 метров, площадь 424 квадратных метра.
В 2007 году на средства Старооскольского завода автотракторного электрооборудования на территории храма была возведена и освящена надкладезная сень в память почётного гражданина Старого Оскола, генерального директора завода Анатолия Михайловича Мамонова. Иконостас храма украшает икона Рождества Христова. Сам иконостас — деревянный, одноярусный, выполнен белгородскими мастерами. Иконы тоже были написаны в Белгороде.
Учитель:
Неразрывно с храмостроением связана иконопись – вид искусства, удивительный и неповторимый.
- Когда искусство иконописи проникает на Русь? (С принятием христианства 988г.)
- Откуда были привезены первые иконы? (Из Византии)
- Что обозначает слово «икона»? (Образ, изображение; образ, воплотивший Слово)
Сегодня на уроке мы обратимся к иконе XV в. «Рождество Христово» . Я покажу вам ряд икон, а вы попробуйте определить, что характерно для иконописи (яркие краски, контрастные цвета, много фигур, иконы сюжетные). Давайте рассмотрим содержание икон, приглашаю искусствоведов.
2 группа – искусствоведы:
Остановимся на центральных образах иконы «Рождество Христово». Всё в иконах имеет свой смысл и символику. В центре композиции иконы – Богоматерь. Богородица изображена отвернувшейся от Христа. Это положение Богоматери указывает на то, что рожденный ею Богомладенец принадлежит уже не Ей, а всему миру. Поворот туловища символизирует обращение Богородицы к людям, для которых она станет заступницей.
3 –й ученик:
На иконе изображены пастухи и волхвы. Пастухи первыми из всех людей узнали о рождестве Спасителя. Они выражают детский восторг, удивление, радость. Волхвов можно противопоставить пастухам. Они – люди ученые, познавшие всю мудрость человеческую. Волхвы обычно изображаются мужами трех возрастов: старец, зрелый мужчина и юноша. В средневековье за ними закрепились имена: Мелхиор, Гаспар, Балтасар. Божественное откровение дается людям независимо от возраста и жизненного опыта.
4-й ученик:
В верхней части композиции представляется ангельское воинство. Ангелы учат петь вместе с собой пастырей, а заодно и всех людей. И оказывается, что небо опустилось на землю благодаря пришествию Бога во плоти. В нижней части иконы представлено омовение младенца Христа, которое совершают две женщины. В купании младенца можно видеть прообраз Крещения Господня. Таким образом, можно сказать, что иконография Рождества Христова так же значительна и многопланова, как и сам праздник.
Учитель:
Мы говорили, что в иконе всё символично. Давайте соотнесем образ и цветовое решение, которое использует мастер, заполним таблицу.
- Похожа икона на картину? (нет)
Иконы писались по определенным правилам, которые иконописец не смел нарушить. Некоторые из них мы с вами вспомним.
1.Как изображались фигуры на иконе?
2.О чем говорит удлинённость и легкость фигур на иконе?
3.Мы можем сказать, что фигуры, изображенные на иконе, реалистичны?
4.Могут ли предметы, фигуры отбрасывать тень?
5.Существует ли в иконах линейная перспектива?
6.Можно ли определить, где начало и конец события?
Икона сама по себе есть сложный символ, в котором каждая деталь каждый штрих, цветовая гамма исполнены особого назначения. Икона – это окно к Богу, в мир Божественного бытия. Ценность иконы представляет тот духовный мир, который через это окно открывается.
Библейские мотивы во все века привлекали не только художников, но и поэтов. Третья группа учащихся подготовила сценку о чудесном празднике
«Рождество Христово». Предоставляем им слово.
Звучит музыка. Сценка
Внук:
Бабуля, а почему этот праздник называют Рождеством Христовым?
Бабушка:
А потому, душа моя, что явился в этот мир Младенец Иисус. Родился Он в пещере скромной. Пришел Он, чтобы мир спасти. Он и есть Спаситель мира. Весь православный люд отмечает этот праздник светлый.
Первыми о рождении Христа узнали пастухи. Перед ними появился ангел и возвестил о рождении Христа. Вслед за этим явилось на небе много ангелов. Они пели: «Слава вышних Богу и на земли мир…» а на небе появилась чудесная звезда, которая возвестила о рождении Спасителя и указала путь к нему волхвам. И сегодня люди славят Христа так же, как его славили ангелы в ночь Рождества.
Исполняется песня «Рождество Христово»
Рождество Христово, Пастыри в пещеру
Ангел прилетел. Первые пришли
Он летел по небу, И младенца Бога
Людям песню пел: С матерью нашли.
«Вы, люди, ликуйте, Стояли, молились,
Все днесь торжествуйте, Христу поклонились.
Днесь Христово Рождество!» Днесь Христово Рождество!
Внук:
- Какой прекрасный праздник Рождество!
Бабушка:
- Да, внучок. А ты знаешь, что с приходом Рождества наступают святки?
Внук:
- А что такое святки?
Бабушка:
- Святки – это святые дни, которые длятся 10 дней от Рождества Христово. В эти дни добрые люди вспоминают о бедных, подают несчастным милостыню, чтобы они могли порадоваться в праздник, навещают больных и стариков. А еще святки не обходятся без зимних забав и радостей.
(Рассматривание иллюстраций)
Внук:
-Бабушка, я тоже люблю играть зимой, а еще мне нравится смотреть, как люди купаются в проруби на Крещение.
Бабушка:
-Ты знаешь обычаи праздника Крещения?
Внук:
-Конечно, бабушка. Я знаю, что в праздник Крещения Господне во всех храмах, на реках и колодцах совершалось Великое освящение воды.
Бабушка:
-Верно, батюшка освященной водой кропил всех присутствующих людей. Те, люди, которые приходят ко Христу, принимают Крещение, становятся христианами!
-Христиане стараются делать добрые дела!
Внук:
-Ой, бабушка, но тогда я побегу!
Бабушка:
-Куда, внучек?
Внук:
-Мне нужно сделать много, много добрых дел!
Бабушка:
-Благослови тебя Господь!
Учитель:
-Давайте, ребята, сделаем вместе доброе дело и украсим вот это облако. У вас на парте лежат ангелочки, которые нужно раскрасить самыми нежными цветами, вложив в них частичку своей души.
(Дети рисуют под музыку.)
Учитель:
-Те, кто закончил работу, спокойно подойдите к доске и украсьте облачко.
(Дети по мере завершения работы подходят к доске и крепят своих ангелочков к облачку).
Учитель:
-Молодцы, ребята! Как красиво, посмотрите
(показывает на доску и читает стихотворение):
Ангелы в небе высоком живут,
Богу Всевышнему Славу поют.
К небу возносят молитвы людей,
Сладкие грёзы детей!
(Дети читают стихотворения о Рождестве)
Подведение итогов урока
Учитель :
Заканчивая наш урок, давайте вспомним, о каких зимних праздниках – радостях мы разговаривали сегодня? ( Рождество, Святки, Крещение). Что вам больше всего понравилось?
(Ответы детей)
Рефлексия.
Продолжите фразы:
Сегодня на уроке мы…
Мне понравилось…
Домашнее задание: разгадать кроссворд, составленный о празднике Рождество Христово
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ