Пограмма курса профориентационной направленности "Старт в профессию"
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Украинская средняя общеобразовательная школа»
Исилькульского района Омской области
Разработала:
заместитель директора
по воспитательной работе
Подоляко Елена Константиновна
с. Украинка
2011 год
Обоснование проблемы.
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работе среди и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.
Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Программа курса
«Старт в профессию»
Программа профориентационного курса рассчитана на 35 часов, ориентирована на учащихся 9, 10 или 11 классов и предусматривает изучение научных основ выбора профессии, формирование профессиональных планов в выбранной деятельности, самоподготовку к ней и саморазвитие профессионально важных качеств.
Профессиональная ориентация учащихся – многоуровневая система. В её структуре можно выделить:
Профессиональное просвещение
Профессиональное воспитание
Профессиональная диагностика
Профессиональная консультация
Профессиональный отбор
Профессиография
Профессиональная адаптация
Особенности: старшеклассникам необходима помощь в формировании правильного понимания сущности профессии и самоопределения, адекватного принятия решения о выборе профессии, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям. Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Направления работы: Уточнение сведений об учебных заведениях, об ошибках в выборе профессий, углублённая допрофессиональная подготовка, экскурсии на предприятия и ярмарки профессий, анкетирование, встречи с центром занятости населения.
Цель: Актуализация процесса профессионального и личностного самоопределения учащихся старших классов на основе получения знаний о себе, о мире профессионального труда, соотнесения и сопоставления этих двух типов знаний.
Задачи:
1. Ознакомление учащихся с миром профессий и его особенностями в актуальных социально-экономических условиях.
2. Повышение уровня психологической компетентности учащихся.
3. Формирование способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии.
Содержание программы
№
Тема (содержание)
Количество часов
1. Введение
1
Вводное занятие (актуальность, цели, задачи, ожидаемые результаты курса).
Зачем мы работаем?
1
2. Общие сведения о документах, удостоверяющих личность гражданина РФ
2
Общие сведения о документах, удостоверяющих личность гражданина РФ
(Паспорт, страховой полис, ИНН. Пенсионное удостоверение. Военный билет. Роль данных документов, заполнение необходимых сведений по своему документу по образцу)
Практическая работа: заполнение анкеты по образцу при поступлении на работу. Оформление других деловых бумаг.
1
3. Профориентационная работа по самоопределению
3
Несколько слов о взрослой жизни, или добро пожаловать в мир труда
(Роль труда в жизни людей, анализ нравственных ценностей труда)
Практическая работа: анкета «Как ты относишься к труду?» (упражнение «Закончи предложения»)
1
4
Твои требования к профессии
( Формулирование трёх главных требований к выбору профессии:
- профессия должна быть интересной,
- профессия должна быть такой, чтобы можно было найти работу по специальности,
- профессия должна соответствовать собственным возможностям)
Практическая работа: анкета «Мой выбор» (умение анализировать собственный выбор в соответствии со своими возможностями и способностями)
1
5
Мир профессий.
Как ориентироваться в мире профессий?
(Классификация профессий по Климову /человек-человек, человек- техника, человек - природа, человек - знак, человек- художественный образ/)
1
6
Практическая работа.
Методика ДДО /дифференциально-диагностический опросник/.
1
7
Рынок труда: что это такое?
Анкетирование с целью выявления профессиональных намерений.
1
8
Современный рынок труда ("надо").
1
9
Ознакомительная виртуальная экскурсия
в территориальное отделение службы занятости по поиску подходящей работы в банке вакансий
1
10
Три шага планирования профессионального будущего.
Самый надежный способ выбора профессии.
( Самый надежный способ выбора профессии выглядит так: ХОЧУ + МОГУ + НАДО, отработка последовательности действий при выборе профессии, типичные ошибки при выборе профессии, примерная схема решения задачи о выборе профессии)
Практическая работа: анализ проблемных ситуаций, поиск ошибок
1
11
Профессиональные интересы ("хочу")
(Знакомство с профессиональным выбором учащихся, рассказ о своей Практическая работа.
Анкета «Ориентация - 1», изучение профессиональных желаний учащихся, составление профессиограммы любимой профессии.любимой профессии)
1
12
Возможности личности в профессиональной деятельности ("могу")
(Рассказ о профильном обучении в школе и оценка степени освоения трудовых навыков, анализ медицинских противопоказаний врачом школы, оценка личных достижений учащихся)
1
13
Практическая работа.
Анкета «Мои способности», «Моё здоровье», анкета «Ориентация - 2»
(соответствие выбора профессии «Хочу» и «Могу»)
1
14
Современный рынок труда ("надо")
( Знакомство с многообразием форм занятости, рассказ как работает рынок профессий и что такое рынок рабочих мест.)
Практическая работа: «Ищу работу в своём городе», работа со средствами массовой информации с сайтом территориального отделения службы занятости по поиску работы в банке вакансий.
1
15
Результаты ДДО. Содержание и характер труда. Профессия, специальность, должность. Пути получения профессий. Профориентационные игры.
1
16
Профессиокарта.
Схема анализа профессий.
Профориентационная игра "Профессия на букву".
1
17
Путь в выбранную профессию: первое осмысление ЛПП /личного профессионального плана/
1
18
Учет интересов и склонностей в профессиональном выборе. Методика "Карта интересов".
1
19
Первое понятие о личности, ее структуре.
Методика Айзенка.
1
20
Важность познания своего "Я" в выборе профессии.
Ролевые игры.
1
21,
22
Человек и профессия (профессионально важные качества)
учет особенностей темперамента при выборе профессии,
психологические характеристики /сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик/,
учет особенностей характера при выборе профессии,
роль способностей в профессиональной деятельности,
здоровье и профессия,
понятие профессиональной пригодности,
психологические требования профессии к человеку.
2
23,
24,
25,
26,
27
Куда пойти учиться?
( Знакомство с «рынком образовательных услуг», определение роли профессионального образования, знакомство с формами получения профессионального образования, возможности выпускника школы для поступления в ОУ ВПО, ОУ СПО, ПУ, условия приёма в учебные заведения ВПО, СПО, ПУ, учебный процесс, профессии, полученные по окончании профессиональных учебных заведений, трудоустройство по полученной профессии)
Практическая работа: анкета «Как получить профессию», заполнение документов для поступления в Учебные заведения профессиональной направленности (тренировка по заполнению образцов заявлений и анкет, онлайн-заявления), встречи с выпускниками ВПО, СПО, НПО
Ознакомительные экскурсии: в учебные заведения ВПО, СПО, НПО и Центры занятости.
5
28
Куда пойти работать?
( Знакомство с вариантами поиска работы. Знакомство с содержанием резюме. Знакомство с содержанием объявлений о вакансиях в газетах и на информационных стендах)
Практическая работа: ролевая игра по отработке навыков общения с работодателями о трудоустройстве, составление резюме, поиск работы по объявлению
1
29
Надомный труд, совместительство и совмещение.
( Перечень работ для надомников, что такое работа по совместительству и совмещению)
Практическая работа: беседа с работниками социального обеспечения
1
30
Производство, дисциплина труда.
( Знакомство с нормативно-правовыми документами (Устав, Трудовой договор и т.д.), определение качеств делового человека, знакомство с деловыми бумагами)
Практическая работа: самооценка своих профессиональных качеств, оформление деловых бумаг, необходимых на работе (заявление, объяснительная записка, расписка и т.д.)
1
31,
32
Трудовое законодательство.
( Знакомство с законами РФ (Конституция, Трудовой кодекс), правами в трудовой деятельности)
Практическая работа: работа с официальными документами, встреча с социальным педагогом.
2
33
Индивидуальная ситуация выбора профессии.
( Знакомство со схемой выбора профессии "Восемь углов" профессионального самоопределения)
Практическая работа: составление личного профессионального плана «Мой жизненный путь»
1
4. Исследовательская деятельность
34,
35
Проект «Мой выбор»
Участие в данном проекте способствует целенаправленному формированию у старшеклассников способностей, актуальных для дальнейшей профессиональной судьбы, повышению социальной активности. Цель данного проекта – развитие у учащихся потребности в обоснованном выборе профессии. Выпускниками школы разрабатывается личный план подготовки к избранной профессии.
2
Ожидаемый результат:
Реализация программы профориентационной работы
«Старт в профессию»:
конкретизирует цели профориентационной работы;
содействует моменту социализации у учащихся;
позволит развить способности, актуальные для дальнейшей профессиональной судьбы;
создаст систему работы педагогического коллектива по данной проблеме;
повысит интеллектуальное, культурное, физическое, нравственное развитие учащихся;
даст учащимся возможность деятельностного ознакомления с миром профессий.
Выпускники, вступая в самостоятельную жизнь, после обучения по данной программе будут знать:
как поступить в профессиональное учебное заведение
как искать работу и трудоустроиться
Список использованной литературы
1. Бендюков М., Соломин И., Ткачев М. Азбука профориентации. Как молодому человеку преуспеть на рынке труда?, Санкт-Петербург, «Литера плюс», 1997. 334 с.
2. Берг В. Карьера - суперигра. М.: АО "Интерэксперт", 1998. 272 с.
3. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. Москва: Знание, 1991. 80 с.
4. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988. 144 с.
5. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990. 159 с.
6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 512 с.
7. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. 336 с.
8. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. СПб.: Ювента, 1999. 436 с.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
works.tarefer.ru›64/100027/index.html
nveduga2411.narod.ru›prof_orient.htm
school57.kubannet.ru›index.php…
festival.1september.ru›articles/576799/
teenbook.ru›…2011/03/21…po_proforientatsii…11…
s1557.zouo.ru›index.php?id=61
Другие интернет-ресурсы.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ