Программа деятельности клуба старшеклассников
Муниципального казённого образовательного учреждения
«Кейзесская средняя общеобразовательная школа»
Седельниковского муниципального района Омской области»
с. Кейзес, улица Калинина/22, тел-8 (38164)35437
Программа деятельности клуба старшеклассников «Орда»
Подготовила:
Старшая вожатая
Павленко Ольга Николаевна
с. Кейзес
Пояснительная записка
Изменения, происходящие в нашем обществе, затрагивают жизненно важные интересы каждого человека. Без сомнения, болезненно отражаются они и на молодежи. Несмотря на то, что именно эта. категория обладает более высоким уровнем социальной мобильности, отсутствие собственной материальной базы, зависимость от родителей, расхождения между социальными ожиданиями молодых людей и реальностью, уровнем самооценки и возможностями приводят к возникновению стрессовых ситуаций, дискомфорту, становятся ведущими-факторами появления девиации, различных межличностных и личностных проблем.
Отсюда можно сделать вывод, что в настоящее время возник заказ социума: помочь юношам и девушкам разобраться в себе и в окружающем мире, адекватно оценить себя и происходящие.
Удовлетворить данный заказ и поставило своей целью создание клуба старшеклассников.
Клуб – это, прежде всего объединение по ИНТЕРЕСАМ. Следовательно, в него придут юноши и девушки, объединенные общими интересами. Но надо учитывать, что у каждого из них есть и свой личный мотив прихода, и реальные потребности, запросы и конкретные ожидания. Иными словами - свои ЦЕЛИ.
После проведения социологического опроса среди потенциальных членов клуба (старшеклассников школы) были выявлены реальные интересы и потребности данной категории. По результатам социологического исследования и была разработана ПРОГРАММА деятельности клуба старшеклассников.
Клуб имеет название «Орда».
«Орда» - это Общение, Развитие, Дружба, Активность.
Основная ЦЕЛЬ программы: помочь юношам и девушкам приобрести опыт социального успеха и подготовиться к неопределенному будущему через развитие интеллектуально-творческого потенциала и коммуникативных способностей.
Исходя из цели, нами определены основные педагогические ЗАДАЧИ, а именно – способствовать:
расширению и углублению знаний в области психологии;
формированию мотивации к самопознанию, духовно-нравственному совершенствованию, социальному и профессиональному самоопределению;
обучению способам саморегуляции эмоциональных состояний и поведения, формированию навыков объективной самооценки и самоанализа, адекватной оценки себя и окружающей действительности;
обучению некоторым моделям аффективного общения и уверенного поведения, приемам конструктивного разрешения конфликтов;
обучению активным формам, приемам организации свободного времени, развитию познавательной, социальной, творческой активности учащихся, развитию интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
развитию навыков публичного выступления, расширению положительного опыта взаимодействия с окружающими людьми в различных видах деятельности, пополнению опыта работы и общения в группе, коллективе, социуме;
развитию навыков рефлексивного подхода к результатам действий;
формированию жизненно важной потребности любить и ценить свое «Я» (повышение самоприятия) и воспитанию уважений к множественным проявлениям других личностей;
воспитанию в духе свободы и личного достоинства;
формированию общественно-активной личности, способной реализовать себя в социуме.
Таким образом, программа ориентирована на социальную адаптацию старшеклассников, развитие и становление личности в современных условиях, а с точки зрения вапеологии предполагает сохранение и укрепление психического, психологического, интеллектуального, социального здоровья.
Программа включает следующие основные РАЗДЕЛЫ:
1. Познай себя - познай другого.
2. Диалог-клуб «Кругозория».
3. Лаборатория творческой мысли.
Содержание разделов программы может изменяться, дополняться новыми материалами, исходя из свободно возникающих и растущих, в процессе познания интересов обучающихся к различным сферам жизни и постоянно меняющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей.
Количество часов в тематическом плане является примерным. Педагог может вносить коррективы в распределение времени, в содержание занятия в зависимости от коммуникативного уровня, социальной и психологической подготовки учащихся конкретных групп. Для освоения программы используются разнообразные ФОРМЫ:
мини-лекции;
мотивационные, рефлексивные и другие диалоги;
направленный рассказ, беседа;
проблемные обсуждения, дискуссии;
психотехнические игры, упражнения;
элементы психогимнастики;
психологические и учебно-игровые тренинги;
коммуникативные и игровые практикумы;
творческие мастерские;
организационно - деятельностные игры;
деловые, ролевые, творческие игры;
игры-импровизации, ролевые этюды, любительские инсценировки и спектакли;
творческие встречи и т. д.
Одним из условий эффективной реализации программы является применение активных МЕТОДОВ:
метода взаимодействия;
методов интенсивного обучения;
метода коллективно-творческой деятельности.
Программа клуба предполагает использование на занятиях системы «малых групп», групповые и дифференцированные способы обучения в сочетании с индивидуальным консультированием.
К организации и проведению занятий по некоторым темам программы привлекаются специалисты: психологи, медики, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования и т. д.
Значительное место в работе клуба занимают творческие встречи с интересными людьми: поэтами, писателями, журналистами, общественными деятелями, представителями молодежных организаций и объединений.
Пройдя курс обучения по данной программе, обучающиеся расширят и приобретут новые знания, умения и навыки, которые необходимы в жизни для достижения СОЦИАЛЬНОГО УСПЕХА:
познакомятся с азами общей, возрастной и социальной психологии;
повысят познавательную активность, познакомятся с некоторыми приемами развития внимания, памяти, мышления, воображения;
научатся некоторым способам саморегуляции эмоциональных состояний и поведения;
разовьют коммуникативные способности, научатся применять на практике некоторые модели эффективного общения;
приобретут навык публичного выступления;
разовьют творческую инициативу, организаторские навыки и лидерские качества;
овладеют методикой подготовки и организации творческих вечеров, встреч, разнообразных игровых программ.
Таким образом, программа, в ее целостности, предоставляет обучающимся ВОЗМОЖНОСТЬ найти и раскрыть себя, свое «Я», свой «образ», определить конкретные цели и способы их достижения, более эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, создавать мир, где каждый человек ценится за уникальный вклад в общее дело, повысить самооценку, развить чувство ответственности, ощутить себя более самостоятельным, уверенным в себе, иметь больший успех в жизни - а это и есть предполагаемый планируемый результат.
В процессе обучения осуществляется КОНТРОЛЬ за уровнем усвоения программы. По итогам пройденных тем, а также по итогам полугодий проводятся «зачетные» занятия в форме ролевых, деловых игр, творческих конкурсов, выполнения творческих заданий и упражнений, организация работы «МАСТЕРСКОЙ» и т. д., где обучающиеся должны продемонстрировать полученные знания и приобретенные умения.
Роль педагога — поддерживать ребят в процессе самопознания, самокоррекции, саморазвития, повышать у них чувство уверенности в Собственных силах, поддерживать позитивные мысли и чувства о самом себе. Эффективность отношений педагога с членами клуба строится на вере в достоинство и ценность мнения каждого, его способность быть незаменимым и ответственным, на умении принимать чужую Точку зрения и поддерживать друг друга. Роль педагога в общении с 'ребятами состоит в политике уважения и доверия, честности и открытости, которая позволяет ребятам исследовать, открывать, ставить перед собой цели и брать обязательства с теми этапами, которые они для себя наметили. Педагог и ребята - части одной команды, работающей вместе на достижение общей цели.
Чтобы ребята ответственно относились к занятиям в клубе, ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН ПОКАЗЫВАТЬ ПРИМЕР, а это значит:
отвечать, а не реагировать;
принимать, а не осуждать;
находить решения, а не обвинять, концентрироваться на цели, а не на занятой позиции;
стремиться к совершенному, а не принимать что-то только из-за целесообразности;
давать возможность действовать, а не контролировать;
обеспечить всем без исключения ощущение безопасности и надежности;
демонстрировать необходимые модели поведения, в том числе модели преодоления трудностей;
учиться вместе с ребятами;
быть активным в других сферах жизни.
Данный вариант программы рассчитан на один год обучения и предполагает 216 часов из расчета проведения занятий 2 раза в неделю по 3 часа (или 3 раза в неделю по 2 часа). Количество членов клуба - по пятнадцать человек в каждой учебной группе.
Примерный тематический план
№
п/п
Наименование разделов
Количество часов
1
«Ты пришел в клуб...» (вводный цикл занятий)
6
2
«Познай себя — познай другого»
(лаборатория человековедения)
87
3
Диалог – клуб «Кругозория»
60
4
Лаборатория творческой мысли
60
5
Итоговое занятие
3
ИТОГО:
216
Содержание программы
«ТЫ ПРИШЕЛ В КЛУБ...»
(вводный цикл занятий)
«Круг объединяет друзей»: игротренинг на знакомство, создание атмосферы доброжелательности, создание условий для открытости, доверия, взаимопонимания.
Я и мой коллектив» - психологический тренинг на сплочение «команды».
«Что я хочу узнать о себе» - диагностическое тестирование.
Составление карты «Ожидания - соглашения». Цели и задачи программы клуба.
«ПОЗНАЙ СЕБЯ - ПОЗНАЙ ДРУГОГО»
(лаборатория человековедения)
«Человек есть величайшая загадка,
которую хочется разгадывать всю жизнь»
Ф. М. Достоевский
Введение в тему «Пойми себя - пойми другого»
Путь к успеху через познание себя и познание окружающих людей.
Мотивационный и рефлексивный диалоги.
Происхождение слова «психология» (древнегреческий миф об Эроте и Психее). Что такое психология? Знакомство с понятием. Что изучает психология? Особенности возрастной и социальной психологии.
Формы работы:
Направленная беседа, мотивационный и рефлексивный диалоги.
Психология юношеского возраста
Основные проблемы юношеского возраста:
• проблема самоопределения и профессиональной ориентации;
• проблема формирования целостной картины мира;
• проблема морального выбора и ценностных ориентаций;
• проблема дружбы и любви.
Формы работы:
Мотивационный и рефлексивный диалоги. Психолого-педагогическое исследование по выявлению ценностных ориентации, предпочтений и потребностей данной группы ребят. Индивидуальное и групповое консультирование специалистов.
Особенности психического развития
Понятие «психика» в психологии. Закономерности человеческой психики. Где живет наша психика? Формы существования психики. Что такое психические процессы? Общегенетический закон развития. Мотивация и факторы индивидуального развития. О функционировании мозга и центральной нервной системы.
Формы работы:
Мини-лекция, видео-урок.
Нервная система, темперамент, характер
Четыре типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Эмоции и темперамент. Доминирующий темперамент. Воспитание личности через «воспитание» темперамента.
Что такое черта характера? Наименования черт. Наиболее важные свойства характера. Формирование характера.
Формы работы:
Мини-лекция, диагностическое тестирование. Психологические задачи и упражнения по теме: «Мой темперамент», «Я и мой характер», «Базовые характеристики личности» Моделирование и проигрывание жизненных ситуаций по теме.
Способности и их развитие
В чем проявляются способности. С готовыми способностями не рождаются. Способности и задатки. Потенциальные и актуальные способности. Общие и специальные способности. Механизм социального наследования. От чего зависит уровень развития способностей. Факторы, влияющие на развитие способностей. Как развивать свои способности. Способности и уверенность в себе.
Формы работы:
Мини-лекция, мотивационный и другие диалоги. Диагностическое тестирование. Психологические и творческие задания, упражнения, развивающие, интеллектуальные, творческие, «организационно-деятельностные» игры.
Особенности познавательных процессов
«Направленность нашей психики» (о внимании). Что такое внимание? Произвольное и непроизвольное внимание. Признаки и свойства вынимания: устойчивость, концентрация, колебания, распределение, переключаемость. Показатели внимания: объем. Методы исследования внимания: «Диагностика устойчивости и распределения внимания», «Переключение и устойчивость внимания» и др. Как развить внимание и сделать его лучше (практические советы). Психологические игры и упражнения на развитие внимания: «Кто быстрее?», «Наблюдательность», «Корректура», «Концентрация», «Сверхвнимание» и др.
«Мостики познания» (об ощущении). Знакомство с понятием. Как возникают ощущения? Основные поставщики знаний. Как мы познаем окружающий мир и общаемся друг с другом? Пять органов чувств (глаза, уши, нос, кожа, язык). Пять чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус). Что означает понятие «шестое чувство»? Закономер-рости ощущений: порог ощущений, адаптация. Можно ли совершенствовать ощущения? Специальные упражнения для органов чувств: «Самый чувствительный», «Слепой, глухой, немой», «Жмурки» и др.
«Создаем картину окружающего мира» (о восприятии). Знакомство с понятием. Связь ощущения и восприятия. Как идет процесс восприятия. Свойства восприятия. Индивидуальные особенности восприятия людей, событий, явлений. Полезные советы: «Как улучшить наблюдательность» и др. Методы исследования восприятия: «Оценка особенностей восприятия пространства».
«Как мы храним то, что знаем» (о памяти). Знакомство с понятием. Как идёт воспроизведение; забывание. Два типа памяти: кратковременная и долговременная, их функции. Виды памяти: двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая. Типы запоминания: произвольное, непроизвольное, ассоциативное. Причины сохранения информации. Узнавание: полное и неполное. Воспроизведение: произвольное и непроизвольное. Процесс забываний информации. Индивидуальные особенности памяти. Методы исследования памяти: «Непроизвольное запоминание», «Опосредованное запоминание» и др. Практические советы: «Как готовить уроки, учить наизусть тексты» и т. д.
Психологические игры и упражнения на развитие памяти: «Ассоциация», «Заблудившийся рассказчик», «Калейдоскоп», «Домино».
«Откуда берутся наши мысли» (о мышлении). Знакомство с понятием. Как идет процесс мышления: соотносит данные Ощущений и восприятий, сопоставляет, различает, раскрывает отношения между окружающими явлениями. Результат мышления - мысль. Речь как носитель мысли и одновременно как средство общения, внутренняя речь и внешний речь. Отличие речи от языка. Уровни мышления: наглядно-действенный, наглядно-образный, словесно-логический. Приемы мыслительной деятельности: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация и обобщение. Индивидуальные особенности мышления (быстрота, самостоятельность, критичность, гибкость, широта, глубина). Методы исследования мышления: «Оценка скорости протекания мыслительных процессов», «Оценка логичности мышления», «Оценка умения выявлять общие понятия».
Психологические игры, упражнения, диагностические методики и другие приемы развития мыслительной деятельности: «Ключ к неизвестному», «Сходство и различие», «Опечатка», «Поиск аналогов», «Выражение мысли другими словами», «Построение системы причин».
«Плохо ли быть фантазером» (о воображении). Знакомство с понятием. Роль воображения в деятельности человека. Основы воображения - образы. Особенности воображения и его возможности. Степени активности воображения: низкая (во сне), мало активная (в грезах), активная (при чтении художественной и исторической литературы, зрительном восприятии схем, чертежей, слушании радиопередач и т. д.), высшая степень активности (в творчестве). Особый вид воображения - мечта (мечта реальная и мечта нереальная (грезы)). Творческое воображение. Приемы творческого воображения (агглютинации, акцентирование, гипербола, литота, схематизация, галлюцинация). Связь воображения с эмоциональной сферой человека. Фантазии реальные и нереальные. Роль фантазии в игровой и творческой деятельности. Вдохновение. Методы исследования воображения: «Оценка уровня творческого воображения». Психологические игры, упражнения и другие приёмы развития воображения: «Не может быть», «Что стало бы, если бы...», «Способы применения предмета», «Волшебный .карандаш», «Перевоплощения», «Антивремя».
Эмоции, чувства, воля. Саморегуляция
Эмоционально-чувственная сфера личности. Аффект, эмоции, настроение, стресс. Знакомство с понятиями. Три компонента эмоционального процесса: возбуждение» знак эмоции (положительная, отрицательная), степень контроля эмоции. Эмоциональное напряжение. Формы эмоционального процесса и особенности сигнального раздражителя. Источники эмоций: потребности, предвосхищение, характер протекания процессов регуляции и выполнения деятельности. Причины возникновения положительных и отрицательных эмоций. Продолжительность эмоциональных состояний:
кратковременные (неустойчивые)
продолжительные (устойчивые).
Виды эмоций. Их краткая характеристика. Базовые интересы:
интерес - волнение,
удивление
радость
горе - страдание
гнев
отвращение
презрение
страх
стыд.
Способы проявления и выражения эмоций. Основные эмоциональные черты человека:
Тревожность
Депрессия
Любовь
Враждебность
Потребность в эмоциональном насыщении. Эмоции и мотивы. Влияние эмоций на познавательные процессы. Эмоции за других. Отличие эмоций от чувств. Счастье, самоуважение, любовь, юмор, чувство комического, ирония, насмешка, чувство трагического, смятение, раскаяние, стыд, страх, обида. Понятие воли и безволия. Сущность воли (потребность в преодолении препятствий). Воля как источник положительных и отрицательных эмоций. Воля и внушаемость. Привычки и воля. Структура волевого акта:
побуждение
стремление
целенаправленное желание
размышление
борьба мотивов
действие.
Волевые процессы. Способность человека сознательно регулировать, и активизировать свое поведение. Как воспитывать волю - (советы специалистов). О самоконтроле и саморегуляции. Трудные состояния: стресс, фрустрация, тревога, страх, одиночество, вина, стыд. Способы выхода из трудных состояний. Понятие об аутотренинге.
Потребности, мотивы, действия
Определение, классификация потребностей. Потребность-объект, потребность-состояние, потребность-свойство. Биологические, социальные, идеальные потребности. «Я» и мои потребности. «Хочу, хочу, хочу!» - от чего зависит удовлетворение Потребностей. Две стороны потребности. Идея потребности. Образное выражение потребности. Мотивационное выражение потребности. Направляющая сила мотива. Потребность, желание, действие. Техника удовлетворения потребностей. Контроль своих потребностей. Пирамида потребностей по А. Маслоу. Реальные потребности в юношеском возрасте. Потребности и интересы, их отличие.
Формы работы:
Мини-лекция, мотивационный и другие диалоги. Диагностическое тестирование. Психологические и творческие задания, упражнения.
Путь к самопознанию
Как работает наше сознание. Как «Я» сознаю самого себя. Как устроено наше самосознание. Компоненты самосознания. «Я - концепция»: образ «Я», самооценка, потенциальная поведенческая реакция.
Формирование образа «Я»:
сфера осознания («Я» физическое, «Я» социальное, «Я» духовное)
временная сфера («Я» в прошлом, «Я» в настоящем, «Я» в будущем)
качественная сфера («Я» реальное, «Я» идеальное).
Самовоспитание как расширение сознания. Социальные компоненты личности. Самооценка личности (адекватная, неадекватная). Модель развития самооценки. Советы специалистов: «Как любить и уважать свое «Я»», «Как определять и ценить свои достижения», «Как ставить реальные цели и планировать шаги их достижению», «Секреты успеха и счастья», «Как извлечь опыт из разных жизненных ситуаций», «Чувство собственного достоинства или как повысить уверенность в себе». Искусство самонаблюдения. Фиксирование мыслей, настроения, поведения. Проблема адекватного восприятия самого себя и окружающих людей. Как люди воспринимают друг друга (три типа модальности).
Формы работы:
Мини-лекция, направленная беседа, мотивационный и рефлексивный диалоги. Приемы, направленные на повышение самооценки: психологическая игра «Угадай, какой «Я»», графический тест «Самооценка», «Я» в своих глазах и в глазах других людей (методика независимых характеристик), психологические игры и упражнения: «Рисуя свой образ», «Оцени себя сам», «Я люблю себя даже когда...», «Я и мои страхи», «Если бы Я был...», «Уникальный дар», «Позаботься о себе». Искусство самонаблюдения: психологические упражнения, задания, игры: «Я - ты, ты -я», «Мой автопортрет», «Портрет моего друге», «Я вчера, сегодня, завтра», «Фиксирование мыслей и настроения». Приемы самоанализа: «Хвалить или ругать», «Критика и самокритика». Как повысить уверенность в себе». «Умей сказать нет», «Просьба: способы высказывания и способы отказа», «Мой портрет в лучах солнца», «Игра в радость», «Оборотная сторона медали». Психологическая учебная игровая программа «Три института самопознания»:
1. «Такой, каким я себя представляю - я и есть»,
2. «Я боюсь сам за себя»,
3. «Кто я есть на самом деле». Психологическое упражнение «Золотой фонд моей жизни».
Психология взаимоотношений
1. Общение как социально-психологическое понятие. Роль общения в жизни человека. Виды потребностей в общении (в престиже, в доминировании, в подчинении другому, безопасности, быть индивидуальностью, в покровительстве, помощи, в познании, в красоте). Условия, необходимые для общения. Структура и функции общения. Пути получения и способы передачи информации. Обмен информацией, проблема сохранения информации. Вербальные и невербальные средства общения. Стили общения. Барьеры общения. Проблема умения слушать и слышать собеседника. Метод активного слушания. Почему и как рождаются слухи. Техника эффективного общения.
2. Взаимодействие людей в общении. Взаимоотношения: общественные (деловые), межличностные, интимно-личностные. Психологическая совместимость людей. Лидеры и авторитеты. Группировки. Влияние коллектива на личность. Внушаемость, соглашательство, коллективизм. Мини-лекция, направленная беседа, мотивационный и рефлексивный диалоги. Ролевые этюды и упражнения по технике эффективного общения: «Искушение», «Запретные друзья», «Работать, а не развлекаться», «Правильный выбор». Социально-психологический тренинг «Поиск общего решения». Ролевая игра «Кораблекрушение» (поиск лидера). Организационно-деятельностная игра «Необитаемый остров». Упражнения: «Защитим наш город» (анализ поведения людей в критической ситуации), «Что значит "договориться?"».
3. Психология конфликта. Понятия: «конфликтная ситуация», «конфликт», «инцидент». Классификация конфликтов. Конфликты межличностные и внутриличностные. Межличностные: конструктивные, деструктивные. Внутриличностные (конфликт власти и безволия, конфликт-фантом, эмоциональный конфликт). Основные формы поведения в конфликтной ситуации: компромисс, избегание, сотрудничество, соперничество, приспособление. Мотивационный конфликт. Типы поведения в конфликтной ситуации: мягкий, жёсткий, принципиальный. Работа по урегулированию конфликта. Анализ конфликта. Модели разрешения конфликта: модель арбитража, модель посредника. Методика «Я - заявление». Процесс разрешения конфликта. Как не допустить перерастания конфликтной ситуации в конфликт (советы специалистов). Составление схемы разрешения конфликтов. Мини-лекция, направленная беседа, мотивационный и рефлексивный диалоги. Тест «Конфликтный ли Вы человек?». Тест К.Н. Томаса на поведение в конфликтной ситуации. Ролевая игра «Я и мой обидчик». Тренинг бесконфликтного общения. Тренинг по саморегуляции поведения. Моделирование и проигрывание жизненных ситуаций по теме. Ролевые этюды.
4. Развитие эмпатии и психологической интуиции. Тренинг на развитие способности адекватно понимать партнера по общению, умению сопереживать и правильно строить свое поведение в условиях диалога (общения). Психологические упражнения и игры: «Эмфатическое слушание», «Зеркало», «Дипломатический прием», «Искусство говорить комплименты», «Поступай с другими так...», «Я тебя понимаю».
Права подростков и молодежи
Мои личные права и права других людей. Мотивационный и рефлексивный диалоги. Список прав К. Д. Заслоффа. Знакомство, обсуждение. Ролевая игра «Декларация прав членов клуба». Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. Права и защита чести и достоинства детей, подростков, молодежи (законы и другие документы). Молодежные неформальные объединения.
Встречи со специалистами, представителями молодежных объединений и организаций.
ДИАЛОГ - КЛУБ «КРУГОЗОРИЯ»
1. Что такое диалог?
Диалог как способ познания действительности и одновременно как особая дидактико-коммуникативная среда, обеспечивающая субъектно-смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности. Диалог с самим собой. Диалог с учителем. Диалог с партнером. Диалог с группой.
Типы диалогов:
Мотивационный
Критический
Рефлексивный
Конфликтный
Автономный
Самопредъявляющий
Самореализующий
Смысло-творческий
Духовный
2. Метод взаимодействия
Введение в метод взаимодействия. Философия метода взаимодействия (контекст, люди, методология): принцип «Поделённая ответственность», установка «Атмосфера сотрудничества», процесс «Стратегическое мышление». Элементы метода взаимодействия: обстоятельства, задачи, процесс проведения встречи (подготовка, проведение, завершение), результат, обратная связь. Цели и типы собраний и встреч. Роли участников собрания: роль организатора, роль ведущего, роль летописца, роль члена группы. Инструменты ведущего. Метод достижения согласия (профилактика и вмешательство). Как подойти к консенсусу. Оценка собрания.
Формы работы:
Моделирование и проигрывание ситуаций: «Собрание», «Организационная встреча» с помощью метода взаимодействия.
3. Методика организации и проведения дискуссий и проблемных обсуждений
Принцип «Каждый имеет право на свою точку зрения, свое мнение, свое суждение». Основные правила подготовки и проведения дискуссий и проблемных обсуждений. Роль ведущего. Памятка ведущему (практические советы). Упражнения на развитие восприятия чужих точек зрения и уважения своего и чужого мнения: «Потери и прибыли», «Трое слепых и слон», «Школа общения» и другие.
4. Методика коллективно-творческой деятельности
Основные принципы методики. Многообразие форм коллективно-творческих дел (КТД). Освоение и применение методики КТД при подготовке творческих встреч и других интересных дел коллектива.
5. Навыки публичного выступления
Этапы подготовки и организации публичного выступления. Основные правила публичного выступления:
тело и движения (внешность, визуальный контакт, поза, жесты и мимика);
голос и интонация (правило использования пауз, эмоциональность речи, разнообразие интонаций);
содержание (способы привлечения слушателей, юмор).
Практикум по развитию навыков публичного выступления (репетиция выступающего перед зеркалом, видеозапись выступления, просмотр, обсуждение). Критерии оценки публичного выступления. Правила и этика обсуждения публичного выступления. Памятка выступающему (полезные советы). Как знаменитые ораторы готовились к выступлению (примеры из истории).
6. Обмен информацией и мнениями по различным проблемам, волнующим молодежь
Организация и проведение дискуссий, проблемных обсуждений, деловых и ролевых игр, организация и проведение творческих встреч с интересными людьми и специалистами: психологами, медиками, экологами, музыкантами, поэтами, журналистами, коллекционерами, общественными деятелями, представителями молодежных объединений и организаций и т. п.
Примерные темы встреч, дискуссий: «Путешествие к успеху и счастью», «Фантазии о цели жизни», «Легко ли быть молодым?», «Бизнес и молодёжь или где взять деньги?», «Лидер, кто он?», «Как создать свой имидж», «Искусство говорить комплименты», «Поговорим о хобби», «А если это любовь?», «Отрицательные эмоции и как от них избавиться», «О комплексах», «Проблемы молодежного досуга», «Белая ворона», «В чьих руках твое здоровье?», «Программа 8О8», «Родители как партнеры», «Совершенствуя себя, мы совершенствуем мир», «Проблемы выживания в современных условиях» и т. д.
ЛАБОРАТОРИЯ ТВОРЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Развитие интеллектуально-творческого потенциала, творческой инициативы и активности, организаторских способностей через систему:
индивидуальных и коллективных творческих заданий и психологических упражнений, творческих, сюжетно-ролевых игр и этюдов, творческих импровизаций;
развивающих игровых программ, интеллектуальных конкурсов, игр интенсивного обучения;
творческих вечеров, любительских спектаклей, инсценировок.
1. Знакомство с понятиями «творчество», «творческие способности», «творческая личность», «творческий коллектив». Что такое «творческая атмосфера». Десять заповедей творческой личности (П. Вайнцвайг). Методики, способствующие раскрытию и развитию творческих способностей опросник Г.Дэвиса на выявление степени реактивности, психологические игры, упражнения и задачи: «Как высвободить свой творческий потенциал?», «Творческий поиск личности», «Дивергентное мышление», «Способность к риску», «Ассоциирования», «Банк оригинальных идей», «Как преодолеть жизненные трудности», «Сила творческой мысли», «Как найти свое призвание», «Импровизация на тему» и другие.
2. Составление проект - карты «Творческие ожидания», плана творческих мероприятий клуба, игровые, конкурсные программы, творческие вечера, праздники (на каждый конкретный месяц). Секреты сценарного мастерства. Разработка сценариев творческих и игровых программ, любительских спектаклей, инсценировок и т. д. Секреты организаторского мастерства. Методы и технологии организационной работы. Памятка организатору (практические советы). Творческие инициативные группы. Группа «Сюрприз». Проведение творческих мероприятий.
3. Примерные темы и формы творческих Дел клуба:
«Маска, я тебя знаю» - игровая шоу-программа;
«Лапландские байки» - литературно-творческий конкурс;
«Не поле чудес, но...» - интеллектуально-конкурсная программа;
«Круг нашей жизни» - сюжетно-ролевая игра;
«Волшебная сила искусства» - творческая игра;
«Кто открыл Америку?» - интеллектуально-творческий конкурс;
«Ах, карнавал!» - театрализованная новогодняя шоу-программа;
«Рождественские посиделки» - обрядово- игровой праздник;
«Признание в любви» - импровизированные творческие подарки-сюрпризы в День Святого Валентина;
«Веселые прибамбасы» - Праздник юмора, посвященный Дню Смеха;
«Таланты и поклонники» - творческий вечер.
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
Общий сбор членов клуба. Приглашение родителей, учителей, друзей. Подведение итогов года в форме творческого отчета, перспективы развития клуба. Творческий «капустник», развлекательная программа «Друзья, прекрасен наш союз...».
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
21 урок о лидерстве. - М.: АЮЛ, 1996.
Литвинцева Н. А. Женская психология. — М.: «Интел-Синтез», 1994.
Основы психодиагностики (под ред. А.Г. Шмелёва - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
Петрусинский В. В. Психотехнические игры. - М.: Новая школа, 1994.
Платонов К. Занимательная психология. - С.-Пб., 1997.
Рогов Е. И. Азбука психологии. - М.: Гуманитарный центр «Владос», 1998.
Чернышев А.С., Белянский Ю.В. и др. Программа молодёжных лидеров и социально-психологической помощи подросткам и юношам. – Курск, 1994.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ