Программа деятельности клуба старшеклассников

Муниципального казённого образовательного учреждения

«Кейзесская средняя общеобразовательная школа»

Седельниковского муниципального района Омской области»

с. Кейзес, улица Калинина/22, тел-8 (38164)35437







Программа деятельности клуба старшеклассников «Орда»






Подготовила:

Старшая вожатая

Павленко Ольга Николаевна












с. Кейзес

Пояснительная записка

Изменения, происходящие в нашем обществе, затрагивают жизненно важные интересы каждого человека. Без сомнения, болезненно отражаются они и на молодежи. Несмотря на то, что именно эта. категория обладает более высоким уровнем социальной мобильности, отсутствие собственной материальной базы, зависимость от родителей, расхождения между социальными ожиданиями молодых людей и реальностью, уровнем самооценки и возможностями приводят к возникновению стрессовых ситуаций, дискомфорту, становятся ведущими-факторами появления девиации, различных межличностных и личностных проблем.

Отсюда можно сделать вывод, что в настоящее время возник заказ социума: помочь юношам и девушкам разобраться в себе и в окружающем мире, адекватно оценить себя и происходящие.

Удовлетворить данный заказ и поставило своей целью создание клуба старшеклассников.

Клуб – это, прежде всего объединение по ИНТЕРЕСАМ. Следовательно, в него придут юноши и девушки, объединенные общими интересами. Но надо учитывать, что у каждого из них есть и свой личный мотив прихода, и реальные потребности, запросы и конкретные ожидания. Иными словами - свои ЦЕЛИ.

После проведения социологического опроса среди потенциальных членов клуба (старшеклассников школы) были выявлены реальные интересы и потребности данной категории. По результатам социологического исследования и была разработана ПРОГРАММА деятельности клуба старшеклассников.

Клуб имеет название «Орда».

 «Орда» - это Общение, Развитие, Дружба, Активность.

Основная ЦЕЛЬ программы: помочь юношам и девушкам приобрести опыт социального успеха и подготовиться к неопределенному будущему через развитие интеллектуально-творческого потенциала и коммуникативных способностей.

Исходя из цели, нами определены основные педагогические ЗАДАЧИ, а именно – способствовать:

 расширению и углублению знаний в области психологии;

 формированию мотивации к самопознанию, духовно-нравственному совершенствованию, социальному и профессиональному самоопределению;

 обучению способам саморегуляции эмоциональных состояний и поведения, формированию навыков объективной самооценки и са­моанализа, адекватной оценки себя и окружающей действительности;

 обучению некоторым моделям аффективного общения и уверенного поведения, приемам конструктивного разрешения конфликтов;

 обучению активным формам, приемам организации свободного времени, развитию познавательной, социальной, творческой активности учащихся, развитию интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

 развитию навыков публичного выступления, расширению поло­жительного опыта взаимодействия с окружающими людьми в различных видах деятельности, пополнению опыта работы и общения в группе, коллективе, социуме;

 развитию навыков рефлексивного подхода к результатам действий;

 формированию жизненно важной потребности любить и ценить свое «Я» (повышение самоприятия) и воспитанию уважений к множественным проявлениям других личностей;

 воспитанию в духе свободы и личного достоинства;

 формированию общественно-активной личности, способной реализовать себя в социуме.

Таким образом, программа ориентирована на социальную адаптацию старшеклассников, развитие и становление личности в современных условиях, а с точки зрения вапеологии предполагает сохранение и укрепление психического, психологического, интеллектуального, социального здоровья.

Программа включает следующие основные РАЗДЕЛЫ:

1.     Познай себя - познай другого.

2.     Диалог-клуб «Кругозория».

3.      Лаборатория творческой мысли.

Содержание разделов программы может изменяться, дополняться новыми материалами, исходя из свободно возникающих и растущих, в процессе познания интересов обучающихся к различным сферам жизни и постоянно меняющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей.

Количество часов в тематическом плане является примерным. Педагог может вносить коррективы в распределение времени, в со­держание занятия в зависимости от коммуникативного уровня, соци­альной и психологической подготовки учащихся конкретных групп. Для освоения программы используются разнообразные ФОРМЫ:

 мини-лекции;

  мотивационные, рефлексивные и другие диалоги;

 направленный рассказ, беседа;

 проблемные обсуждения, дискуссии;

 психотехнические игры, упражнения;

 элементы психогимнастики;

 психологические и учебно-игровые тренинги;

 коммуникативные и игровые практикумы;

 творческие мастерские;

 организационно - деятельностные игры;

 деловые, ролевые, творческие игры;

 игры-импровизации, ролевые этюды, любительские инсценировки и спектакли;

  творческие встречи и т. д.

Одним из условий эффективной реализации программы являет­ся применение активных МЕТОДОВ:

 метода взаимодействия;

 методов интенсивного обучения;

 метода коллективно-творческой деятельности.

Программа клуба предполагает использование на занятиях системы «малых групп», групповые и дифференцированные способы обучения в сочетании с индивидуальным консультированием.

К организации и проведению занятий по некоторым темам программы привлекаются специалисты: психологи, медики, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования и т. д.

Значительное место в работе клуба занимают творческие встречи с интересными людьми: поэтами, писателями, журналистами, общественными деятелями, представителями молодежных организаций и объединений.

Пройдя курс обучения по данной программе, обучающиеся расширят и приобретут новые знания, умения и навыки, которые необхо­димы в жизни для достижения СОЦИАЛЬНОГО УСПЕХА:

  познакомятся с азами общей, возрастной и социальной психологии;

  повысят познавательную активность, познакомятся с некоторы­ми приемами развития внимания, памяти, мышления, воображения;

  научатся некоторым способам саморегуляции эмоциональных состояний и поведения;

  разовьют коммуникативные способности, научатся применять на практике некоторые модели эффективного общения;

  приобретут навык публичного выступления;

  разовьют творческую инициативу, организаторские навыки и ли­дерские качества;

  овладеют методикой подготовки и организации творческих вечеров, встреч, разнообразных игровых программ.

Таким образом, программа, в ее целостности, предоставляет обучающимся ВОЗМОЖНОСТЬ найти и раскрыть себя, свое «Я», свой «образ», определить конкретные цели и способы их достижения, более эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, создавать мир, где каждый человек ценится за уникальный вклад в общее дело, повысить самооценку, развить чувство ответственности, ощутить себя более самостоятельным, уверенным в себе, иметь боль­ший успех в жизни - а это и есть предполагаемый планируемый результат.

В процессе обучения осуществляется КОНТРОЛЬ за уровнем усвоения программы. По итогам пройденных тем, а также по итогам полугодий проводятся «зачетные» занятия в форме ролевых, деловых игр, творческих конкурсов, выполнения творческих заданий и упражнений, организация работы «МАСТЕРСКОЙ» и т. д., где обучающиеся должны продемонстрировать полученные знания и приоб­ретенные умения.

Роль педагога — поддерживать ребят в процессе самопознания, самокоррекции, саморазвития, повышать у них чувство уверенности в Собственных силах, поддерживать позитивные мысли и чувства о самом себе. Эффективность отношений педагога с членами клуба стро­ится на вере в достоинство и ценность мнения каждого, его способность быть незаменимым и ответственным, на умении принимать чужую Точку зрения и поддерживать друг друга. Роль педагога в общении с 'ребятами состоит в политике уважения и доверия, честности и открытости, которая позволяет ребятам исследовать, открывать, ставить перед собой цели и брать обязательства с теми этапами, которые они для себя наметили. Педагог и ребята - части одной коман­ды, работающей вместе на достижение общей цели.

Чтобы ребята ответственно относились к занятиям в клубе, ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН ПОКАЗЫВАТЬ ПРИМЕР, а это значит:

 отвечать, а не реагировать;

 принимать, а не осуждать;

 находить решения, а не обвинять, концентрироваться на цели, а не на занятой позиции;

 стремиться к совершенному, а не принимать что-то только из-за целесообразности;

 давать возможность действовать, а не контролировать;

 обеспечить всем без исключения ощущение безопасности и надежности;

 демонстрировать необходимые модели поведения, в том числе модели преодоления трудностей;

 учиться вместе с ребятами;

 быть активным в других сферах жизни.

Данный вариант программы рассчитан на один год обучения и предполагает 216 часов из расчета проведения занятий 2 раза в неделю по 3 часа (или 3 раза в неделю по 2 часа). Количество членов клуба - по пятнадцать человек в каждой учебной группе.

Примерный тематический план

      №

      п/п

 

Наименование разделов

 

Количество часов

 

1

«Ты пришел в клуб...» (вводный цикл занятий)

 

6

 

2

«Познай себя — познай другого»

(лаборатория человековедения)

 

87

 

3

Диалог – клуб «Кругозория»

60

4

Лаборатория творческой мысли

 

60

 

5

Итоговое занятие

3

ИТОГО:

 

216

 

Содержание программы

 «ТЫ ПРИШЕЛ В КЛУБ...»

(вводный цикл занятий)

 «Круг объединяет друзей»: игротренинг на знакомство, создание атмосферы доброжелательности, создание условий для открытости, доверия, взаимопонимания.

 Я и мой коллектив» - психологический тренинг на сплочение «команды».

 «Что я хочу узнать о себе» - диагностическое тестирование.

 Составление карты «Ожидания - соглашения». Цели и задачи программы клуба.

 

«ПОЗНАЙ СЕБЯ - ПОЗНАЙ ДРУГОГО»

(лаборатория человековедения)

«Человек есть величайшая загадка,

 которую хочется разгадывать всю жизнь»

Ф. М. Достоевский

Введение в тему «Пойми себя - пойми другого»

Путь к успеху через познание себя и познание окружающих людей.

Мотивационный и рефлексивный диалоги.

Происхождение слова «психология» (древнегреческий миф об Эроте и Психее). Что такое психология? Знакомство с понятием. Что изучает психология? Особенности возрастной и социальной психологии.

Формы работы:

Направленная беседа, мотивационный и рефлексивный диалоги.

Психология юношеского возраста

Основные проблемы юношеского возраста:

•         проблема самоопределения и профессиональной ориентации;

•         проблема формирования целостной картины мира;

•         проблема морального выбора и ценностных ориентаций;

•         проблема дружбы и любви.

          Формы работы:

Мотивационный и рефлексивный диалоги. Психолого-педагогическое исследование по выявлению ценностных ориентации, предпочтений и потребностей данной группы ребят. Индивидуальное и групповое консультирование специалистов.

Особенности психического развития

Понятие «психика» в психологии. Закономерности человеческой психики. Где живет наша психика? Формы существования психики. Что такое психические процессы? Общегенетический закон развития. Мотивация и факторы индивидуального развития. О функционировании мозга и центральной нервной системы.

Формы работы:

Мини-лекция, видео-урок.

Нервная система, темперамент, характер

Четыре типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Эмоции и темперамент. Доминирующий темперамент. Воспитание личности через «воспитание» темперамента.

Что такое черта характера? Наименования черт. Наиболее важные свойства характера. Формирование характера.

Формы работы:

Мини-лекция, диагностическое тестирование. Психологические задачи и упражнения по теме: «Мой темперамент», «Я и мой характер», «Базовые характеристики личности» Моделирование и проигрывание жизненных ситуаций по теме.

Способности и их развитие

В чем проявляются способности. С готовыми способностями не рождаются. Способности и задатки. Потенциальные и актуальные способности. Общие и специальные способности. Механизм социального наследования. От чего зависит уровень развития способностей. Факторы, влияющие на развитие способностей. Как развивать свои способности. Способности и уверенность в себе.

Формы работы:

Мини-лекция, мотивационный и другие диалоги. Диагностическое тестирование. Психологические и творческие задания, уп­ражнения, развивающие, интеллектуальные, творческие, «организационно-деятельностные» игры.

Особенности познавательных процессов

   «Направленность нашей психики» (о внимании). Что такое внимание? Произвольное и непроизвольное внимание. Признаки и свойства вынимания: устойчивость, концентрация, колебания, распределение, переключаемость. Показатели внимания: объем. Методы исследования внимания: «Диагностика устойчивости и распреде­ления внимания», «Переключение и устойчивость внимания» и др. Как развить внимание и сделать его лучше (практические советы). Психологические игры и упражнения на развитие внимания: «Кто быстрее?», «Наблюдательность», «Корректура», «Концентрация», «Сверхвнимание» и др.

   «Мостики познания» (об ощущении). Знакомство с понятием. Как возникают ощущения? Основные поставщики знаний. Как мы познаем окружающий мир и общаемся друг с другом? Пять органов чувств (глаза, уши, нос, кожа, язык). Пять чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус). Что означает понятие «шестое чувство»? Закономер-рости ощущений: порог ощущений, адаптация. Можно ли совершенствовать ощущения? Специальные упражнения для органов чувств: «Самый чувствительный», «Слепой, глухой, немой», «Жмурки» и др.

    «Создаем картину окружающего мира» (о восприятии). Знакомство с понятием. Связь ощущения и восприятия. Как идет процесс восприятия. Свойства восприятия. Индивидуальные особенности восприятия людей, событий, явлений. Полезные советы: «Как улучшить наблюдательность» и др. Методы исследования восприятия: «Оценка особенностей восприятия пространства».

   «Как мы храним то, что знаем» (о памяти). Знакомство с понятием. Как идёт  воспроизведение; забывание. Два типа памяти: кратковременная и долговременная, их функции. Виды памяти: двигательная, эмоцио­нальная, образная, словесно-логическая. Типы запоминания: произ­вольное, непроизвольное, ассоциативное. Причины сохранения ин­формации. Узнавание: полное и неполное. Воспроизведение: произвольное и непроизвольное. Процесс забываний информации. Индивидуальные особенности памяти. Методы исследования памя­ти: «Непроизвольное запоминание», «Опосредованное запоминание» и др. Практические советы: «Как готовить уроки, учить наизусть тексты» и т. д.

   Психологические игры и упражнения на развитие памяти: «Ас­социация», «Заблудившийся рассказчик», «Калейдоскоп», «Домино».

   «Откуда берутся наши мысли» (о мышлении). Знакомство с понятием. Как идет процесс мышления: соотносит данные Ощущений и восприятий, сопоставляет, различает, раскрывает отношения между окружающими явлениями. Результат мышления - мысль. Речь как носитель мысли и одновременно как средство общения, внутренняя речь и внешний речь. Отличие речи от языка. Уровни мышления: наглядно-действенный, наглядно-образный, словесно-логический. Приемы мыслительной деятельности: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация и обобщение. Индивидуальные особенности мышления (быстрота, самостоятельность, критичность, гиб­кость, широта, глубина). Методы исследования мышления: «Оценка скорости протекания мыслительных процессов», «Оценка логичнос­ти мышления», «Оценка умения выявлять общие понятия».

   Психологические игры, упражнения, диагностические методики и другие приемы развития мыслительной деятельности: «Ключ к не­известному», «Сходство и различие», «Опечатка», «Поиск аналогов», «Выражение мысли другими словами», «Построение системы причин».

    «Плохо ли быть фантазером» (о воображении). Знакомство с понятием. Роль воображения в деятельности человека. Основы воображения - образы. Особенности воображения и его возможности. Степени активности воображения: низкая (во сне), мало активная (в грезах), активная (при чтении художественной и исторической литературы, зрительном восприятии схем, чертежей, слушании радиопередач и т. д.), высшая степень активности (в творчестве). Особый вид воображения - мечта (мечта реальная и мечта нереальная (гре­зы)). Творческое воображение. Приемы творческого воображения (агглютинации, акцентирование, гипербола, литота, схематизация, гал­люцинация). Связь воображения с эмоциональной сферой человека. Фантазии реальные и нереальные. Роль фантазии в игровой и творческой деятельности. Вдохновение. Методы исследования во­ображения: «Оценка уровня творческого воображения». Психологические игры, упражнения и другие приёмы развития воображения: «Не может быть», «Что стало бы, если бы...», «Способы применения предмета», «Волшебный .карандаш», «Перевоплощения», «Антивремя».

Эмоции, чувства, воля. Саморегуляция

Эмоционально-чувственная сфера личности. Аффект, эмоции, настроение, стресс. Знакомство с понятиями. Три компонента эмоционального процесса: возбуждение» знак эмоции (положительная, отрицательная), степень контроля эмоции. Эмоциональное напряжение. Формы эмоционального процесса и особенности сигнального раздражителя. Источники эмоций: потребности, предвосхищение, характер протекания процессов регуляции и выполнения деятельности. Причины возникновения положительных и отрицательных эмоций. Продолжительность эмоциональных состояний:

  кратковременные (неустойчивые)

  продолжительные (устойчивые).

Виды эмоций. Их краткая характеристика. Базовые интересы:

        интерес - волнение,

         удивление

         радость

         горе - страдание

         гнев

         отвращение

         презрение

         страх

         стыд.

Способы проявления и выражения эмоций. Основные эмоциональные черты человека:

  Тревожность

  Депрессия

  Любовь

  Враждебность

 Потребность в эмоциональном насыщении. Эмоции и мотивы. Влияние эмоций на познавательные процессы. Эмоции за других. Отличие эмоций от чувств. Счастье, самоуважение, любовь, юмор, чувство комического, ирония, насмешка, чувство трагического, смятение, раскаяние, стыд, страх, обида. Понятие воли и безволия. Сущность воли (потребность в преодолении препятствий). Воля как источник положительных и отрицательных эмоций. Воля и внушаемость. Привычки и воля. Структура волевого акта:

AutoShape 43    побуждение

AutoShape 44    стремление

AutoShape 45    целенаправленное желание

AutoShape 46    размышление

AutoShape 47    борьба мотивов

AutoShape 48    действие.

Волевые процессы. Способность человека сознательно регулировать, и активизировать свое поведение. Как воспитывать волю - (советы специалистов). О самоконтроле и саморегуляции. Трудные состояния: стресс, фрустрация, тревога, страх, одиночество, вина, стыд. Способы выхода из трудных состояний. Понятие об аутотренинге.

Потребности, мотивы, действия

Определение, классификация потребностей. Потребность-объект, потребность-состояние, потребность-свойство. Биологические, социальные, идеальные потребности. «Я» и мои потребности. «Хочу, хочу, хочу!» - от чего зависит удовлетворение Потребностей. Две стороны потребности. Идея потребности. Об­разное выражение потребности. Мотивационное выражение потребности. Направляющая сила мотива. Потребность, желание, действие. Техника удовлетворения потребностей. Контроль своих потребностей. Пирамида потребностей по А. Маслоу. Реальные потребности в юношеском возрасте. Потребности и интересы, их отличие.

Формы работы:

Мини-лекция, мотивационный и другие диалоги. Диагностическое тестирование. Психологические и творческие задания, упражнения.

Путь к самопознанию

Как работает наше сознание. Как «Я» сознаю самого себя. Как устроено наше самосознание. Компоненты самосознания. «Я - кон­цепция»: образ «Я», самооценка, потенциальная поведенческая ре­акция.

Формирование образа «Я»:

AutoShape 49   сфера осознания («Я» физичес­кое, «Я» социальное, «Я» духовное)

AutoShape 50   временная сфера («Я» в прошлом, «Я» в настоящем, «Я» в будущем)

AutoShape 51   качественная сфера («Я» реальное, «Я» идеальное).

Самовоспитание как расширение сознания. Социальные компоненты личности. Самооценка личности (адекватная, неадекватная). Модель развития самооценки. Советы специалистов: «Как любить и уважать свое «Я»», «Как определять и ценить свои дос­тижения», «Как ставить реальные цели и планировать шаги их достижению», «Секреты успеха и счастья», «Как извлечь опыт из разных жизненных ситуаций», «Чувство собственного достоинства или как повысить уверенность в себе». Искусство самонаблюдения. Фиксирование мыслей, настроения, поведения. Проблема адекватного восприятия самого себя и окружающих людей. Как люди воспринимают друг друга (три типа модальности).

Формы работы:

Мини-лекция, направленная беседа, мотивационный и рефлексивный диалоги. Приемы, направленные на повышение самооценки: психологическая игра «Угадай, какой «Я»», графический тест «Самооценка», «Я» в своих глазах и в глазах других людей (методика независимых характеристик), психологические игры и упражнения: «Рисуя свой образ», «Оцени себя сам», «Я люблю себя даже когда...», «Я и мои страхи», «Если бы Я был...», «Уникальный дар», «Позаботься о себе». Искусство самонаблюдения: психологические упражнения, задания, игры: «Я - ты, ты -я», «Мой автопортрет», «Портрет моего друге», «Я вчера, сегодня, завтра», «Фиксирование мыслей и настроения». Приемы самоанализа: «Хвалить или ругать», «Критика и самокритика». Как повысить уверенность в себе». «Умей сказать нет», «Просьба: способы высказывания и способы отказа», «Мой портрет в лучах солнца», «Игра в радость», «Оборотная сторона медали». Психологическая учебная игро­вая программа «Три института самопознания»:

1.          «Такой, каким я себя представляю - я и есть»,

2.         «Я боюсь сам за себя»,

3.          «Кто я есть на самом деле». Психологическое упражнение «Золотой фонд моей жизни».

Психология взаимоотношений

1.              Общение как социально-психологическое понятие. Роль общения в жизни человека. Виды потребностей в общении (в престиже, в доминировании, в подчинении другому, безопасности, быть индивидуальностью, в покровительстве, помощи, в познании, в красоте). Условия, необходимые для общения. Структура и функции общения. Пути получения и способы передачи информации. Обмен информацией, проблема сохранения информации. Вербальные и невербальные средства общения. Стили общения. Барьеры общения. Проблема умения слушать и слышать собеседника. Метод активного слушания. Почему и как рождаются слухи. Техника эффективного общения.

2.              Взаимодействие людей в общении. Взаимоотношения: общественные (деловые), межличностные, интимно-личностные. Психологическая совместимость людей. Лидеры и авторитеты. Группировки. Влияние коллектива на личность. Внушаемость, соглашательство, коллективизм. Мини-лекция, направленная беседа, мотивационный и рефлексивный диалоги. Ролевые этюды и уп­ражнения по технике эффективного общения: «Искушение», «Зап­ретные друзья», «Работать, а не развлекаться», «Правильный выбор». Социально-психологический тренинг «Поиск общего решения». Ролевая игра «Кораблекрушение» (поиск лидера). Организационно-деятельностная игра «Необитаемый остров». Упражнения: «Защитим наш город» (анализ поведения людей в крити­ческой ситуации), «Что значит "договориться?"».

3.              Психология конфликта. Понятия: «конфликтная ситуация», «конфликт», «инцидент». Классификация конфликтов. Конфликты межличностные и внутриличностные. Межличностные: конструктивные, деструктивные. Внутриличностные (конфликт власти и безволия, конфликт-фантом, эмоциональный конфликт). Основные формы поведения в конфликтной ситуации: компромисс, избегание, сотрудничество, соперничество, приспособление. Мотивационный конфликт. Типы поведения в конфликтной ситуации: мягкий, жёсткий, принципиальный. Работа по урегулированию конфликта. Анализ конфликта. Модели разрешения конфликта: модель арбитража, модель посредника. Методика «Я - заявление». Процесс разрешения конфликта. Как не допустить перерастания конфликтной ситуации в конфликт (со­веты специалистов). Составление схемы разрешения конфлик­тов. Мини-лекция, направленная беседа, мотивационный и реф­лексивный диалоги. Тест «Конфликтный ли Вы человек?». Тест К.Н. Томаса на поведение в конфликтной ситуации. Ролевая игра «Я и мой обидчик». Тренинг бесконфликтного общения. Тренинг по саморегуляции поведения. Моделирование и проигрывание жизненных ситуаций по теме. Ролевые этюды.

4.              Развитие эмпатии и психологической интуиции. Тренинг на развитие способности адекватно понимать партнера по общению, умению сопереживать и правильно строить свое поведение в условиях диалога (общения). Психологические упражнения и игры: «Эмфатическое слушание», «Зеркало», «Дипломатический прием», «Искусство говорить комплименты», «Поступай с другими так...», «Я тебя понимаю».

Права подростков и молодежи

Мои личные права и права других людей. Мотивационный и рефлексивный диалоги. Список прав К. Д. Заслоффа. Знакомство, обсуждение. Ролевая игра «Декларация прав членов клуба». Декла­рация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. Права и защита чести и достоинства детей, подростков, молодежи (законы и другие документы). Молодежные неформальные объединения.

Встречи со специалистами, представителями молодежных объединений и организаций.

ДИАЛОГ - КЛУБ «КРУГОЗОРИЯ»

1. Что такое диалог?

Диалог как способ познания действительности и одновремен­но как особая дидактико-коммуникативная среда, обеспечиваю­щая субъектно-смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности. Диалог с самим собой. Диалог с учителем. Диалог с партнером. Диалог с группой.

 

 

Типы диалогов:

AutoShape 52    Мотивационный

AutoShape 53    Критический

AutoShape 54    Рефлексивный

AutoShape 55    Конфликтный

AutoShape 56    Автономный

AutoShape 57    Самопредъявляющий

AutoShape 58    Самореализующий

AutoShape 59    Смысло-творческий

AutoShape 60    Духовный

2. Метод взаимодействия

Введение в метод взаимодействия. Философия метода взаимодействия (контекст, люди, методология): принцип «Поделённая ответственность», установка «Атмосфера сотрудничества», процесс «Стратегическое мышление». Элементы метода взаимодействия: обстоятельства, задачи, процесс проведения встречи (подготовка, проведение, завершение), результат, обратная связь. Цели и типы собраний и встреч. Роли участников собрания: роль организатора, роль ведущего, роль летописца, роль члена группы. Инструменты ведущего. Метод достижения согласия (профилактика и вмешательство). Как подойти к консенсусу. Оценка собрания.

Формы работы:

Моделирование и проигрывание ситуаций: «Собрание», «Организационная встреча» с помощью метода взаимодействия.

3. Методика организации и проведения дискуссий и проблемных обсуждений

Принцип «Каждый имеет право на свою точку зрения, свое мне­ние, свое суждение». Основные правила подготовки и проведения дискуссий и проблемных обсуждений. Роль ведущего. Памятка ведущему (практические советы). Упражнения на развитие восприятия чужих точек зрения и уважения своего и чужого мнения: «Потери и прибыли», «Трое слепых и слон», «Школа общения» и другие.

4. Методика коллективно-творческой деятельности

Основные принципы методики. Многообразие форм коллек­тивно-творческих дел (КТД). Освоение и применение методики КТД при подготовке творческих встреч и других интересных дел коллектива.

 

5. Навыки публичного выступления

Этапы подготовки и организации публичного выступления. Основные правила публичного выступления:

AutoShape 61    тело и движения (внешность, визуальный контакт, поза, жесты и мимика);

AutoShape 62    голос и интонация (правило использования пауз, эмоцио­нальность речи, разнообразие интонаций);

AutoShape 63    содержание (способы привлечения слушателей, юмор).

Практикум по развитию навыков публичного выступления (ре­петиция выступающего перед зеркалом, видеозапись выступле­ния, просмотр, обсуждение). Критерии оценки публичного выс­тупления. Правила и этика обсуждения публичного выступления. Памятка выступающему (полезные советы). Как знаменитые ораторы готовились к выступлению (примеры из истории).

6. Обмен информацией и мнениями по различным проблемам, волнующим молодежь

Организация и проведение дискуссий, проблемных обсужде­ний, деловых и ролевых игр, организация и проведение творческих встреч с интересными людьми и специалистами: психологами, медиками, экологами, музыкантами, поэтами, журналистами, коллекционерами, общественными деятелями, представителями молодежных объединений и организаций и т. п.

Примерные темы встреч, дискуссий: «Путешествие к успеху и счастью», «Фантазии о цели жизни», «Легко ли быть молодым?», «Бизнес и молодёжь или где взять деньги?», «Лидер, кто он?», «Как создать свой имидж», «Искусство говорить комплименты», «Поговорим о хобби», «А если это любовь?», «Отрицательные эмоции и как от них избавиться», «О комплексах», «Проблемы молодежного досуга», «Белая ворона», «В чьих руках твое здоровье?», «Программа 8О8», «Родители как партнеры», «Совершенствуя себя, мы совершенствуем мир», «Проблемы выживания в современных условиях» и т. д.

 

ЛАБОРАТОРИЯ ТВОРЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Развитие интеллектуально-творческого потенциала, творческой инициативы и активности, организаторских способностей через систему:

 индивидуальных и коллективных творческих заданий и психологических упражнений, творческих, сюжетно-ролевых игр и этюдов, творческих импровизаций;

 развивающих игровых программ, интеллектуальных конкурсов, игр интенсивного обучения;

 творческих вечеров, любительских спектаклей, инсценировок.

1.    Знакомство с понятиями «творчество», «творческие способности», «творческая личность», «творческий коллектив». Что такое «творческая атмосфера». Десять заповедей творческой личнос­ти (П. Вайнцвайг). Методики, способствующие раскрытию и раз­витию творческих способностей опросник  Г.Дэвиса на выявление степени реактивности, психологические игры, упражнения и задачи: «Как высвободить свой творческий потенциал?», «Творческий поиск личности», «Дивергентное мышление», «Способность к риску», «Ассоциирования», «Банк оригинальных идей», «Как пре­одолеть жизненные трудности», «Сила творческой мысли», «Как найти свое призвание», «Импровизация на тему» и другие.

2.    Составление проект - карты «Творческие ожидания», плана творческих мероприятий клуба, игровые, конкурсные программы, творческие вечера, праздники (на каждый конкретный месяц). Секреты сценарного мастерства. Разработка сценариев творчес­ких и игровых программ, любительских спектаклей, инсценировок и т. д. Секреты организаторского мастерства. Методы и технологии организационной работы. Памятка организатору (практические советы). Творческие инициативные группы. Группа «Сюрприз». Проведение творческих мероприятий.

3.    Примерные темы и формы творческих Дел клуба:

 «Маска, я тебя знаю» - игровая шоу-программа;

 «Лапландские байки» - литературно-творческий конкурс;

 «Не поле чудес, но...» - интеллектуально-конкурсная программа;

 «Круг нашей жизни» - сюжетно-ролевая игра;

 «Волшебная сила искусства» - творческая игра;

 «Кто открыл Америку?» - интеллектуально-творческий конкурс;

 «Ах, карнавал!» - театрализованная новогодняя шоу-программа;

 «Рождественские посиделки» - обрядово- игровой праздник;

 «Признание в любви» - импровизированные творческие подарки-сюрпризы в День Святого Валентина;

 «Веселые прибамбасы» - Праздник юмора, посвященный Дню Смеха;

 «Таланты и поклонники» - творческий вечер.

 

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

Общий сбор членов клуба. Приглашение родителей, учителей, друзей. Подведение итогов года в форме творческого отчета, перспективы развития клуба. Творческий «капустник», развлекатель­ная программа «Друзья, прекрасен наш союз...».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

 

  1. 21 урок о лидерстве. - М.: АЮЛ, 1996.


  1. Литвинцева Н. АЖенская психология. — М.: «Интел-Синтез», 1994.


  1. Основы психодиагностики (под ред. А.Г. Шмелёва - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.


  1. Петрусинский В. В. Психотехнические игры. - М.: Новая школа, 1994.


  1. Платонов К. Занимательная психология. - С.-Пб., 1997.


  1. Рогов Е. И. Азбука психологии. - М.: Гуманитарный центр «Владос», 1998.


  1. Чернышев А.С., Белянский Ю.В. и др. Программа молодёжных лидеров и социально-психологической помощи подросткам и юношам. – Курск, 1994.

 



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ