Программа развития классного коллектива


Муниципальное казённое образовательное учреждения

«Кейзесская общеобразовательная школа»

Седельниковского муниципального района Омской области

с. Кейзес улица Калинина /22, тел -8 (38164)35437





Программа

развития классного

коллектива

«Радуга»







подготовила

Павленко Ольга Николаевна









с. Кейзес – 2012


Девиз программы


Пояснительная записка.

Данная программа предполагает участие ребят в самых разнообразных видах деятельности, приобщая детей к освоению богатств духовной культуры и являясь областью раскованного общения. В развитии личности ребёнка досуговая деятельность имеет особую психолого-педагогическую
ценность. Досуг - школа поддержки, одобрения и ободрения ребёнка, а тем


более слабого, «трудного», так как успех и активное участие ребёнка в коллективном деле - это здоровье, добрые положительные эмоции, шансы
реализоваться.

в

Цели и задачи программы:


  • становление воспитательной системы класса через формирование классного коллектива;

  • приобщение личности к общечеловеческим ценностям, усвоение личностью социальных норм через участие в общественной жизни школы, класса;

  • создание условий для самовыражения, самоутверждения и реализации каждой личности через представление широкого выбора направлений и видов деятельности;

  • развитие творчества, инициативы, формирование активной преобразующей гражданской позиции учащихся

  • создание условий для развития отношений заботы друг о друге, о своем классе, о школе, о младших, взаимоуважение детей и взрослых.

Первое направление «Судьба России – моя судьба» - предполагает воспитание любви и уважения к своей стране, своему Отечеству, гордости за свой родной край, знание истории и традиции своей малой родины.

Ученики оказывают посильную помощь ветеранам войны, ухаживают за памятниками. Ответственные: Министерство милосердия, Министерство культуры.

Второе направление «Заботимся о младших, помогаем старшим». Задача этого направления – воспитание доброты, чуткости, внимания. Возрождается шефство старших школьников над младшими. Проводятся операции «Забота», «Милосердие».

Ответственные : Министерство Милосердия.


Третье направление - «Ученье – свет, а неученье – тьма» - является приобретением знаний, как условие нормальной жизнедеятельности в современном мире. Участие в предметных декадах, интеллектуальных конкурсах, в конкурсе «Ученик года», предметные олимпиады.

Ответственные: Министерство просвещения, Министерство печати.


Четвертое направление «Из тысячи планет – земли прекрасней нет». Включение детей в экологическую и трудовую деятельность. Учащиеся проводят операции по озеленению кабинета экологический марафон, ребята трудятся на пришкольном участке, в саду, теплице, силами учащихся проводятся акции по благоустройству территории школы , субботники и т.д.

Ответственные: Министерство экологии, Министерство труда и охраны порядка.

Пятое направление«Красота спасет мир». Содержанием этого направления является развитие творческих способностей и талантов детей. В школе открыт выставочный зал, в котором представлены работы кружковцев. Ребята занимаются в школе искусств, в танцевальных, вокальных, драматических, акробатических кружках.

Ответственные: Министерство культуры, Министерство печати.

Шестое направление«Спорт любить – здоровым быть». Главные задачи этого направления физическое развитие, закалка, вовлечение в массовый спорт и туризм. Ребята принимают участия в декадах физкультуры и спорта, Днях здоровья, походы в природу, туристических соревнованиях, спартакиадах

Ответственные: Министерство спорта.


Седьмое направление – «Умелые руки не знают скуки», главной задачей ее является развитие технического творчества, развитие талантов и способностей учащихся. Ребята занимаются в кружках «Умелые руки», «Хозяюшка», «ДПИ», «Лепка из глины», принимают участие в конкурсах, выставках, фестивалях детского творчества.

Ответственные: Министерство труда, Министерство культуры, Министерство печати.

Функции организаторов и участников:

Ребёнок активно участвует в индивидуальной и коллективной
творческой деятельности, предлагаемой программой.

Классный руководитель Ф


  • создаёт условия для знакомства детей с возможностями самосовершенствования своей личности; ^

  • изучает психолого-педагогическую литературу по направлениям деятельности программы;

- отбирает формы и методы воспитывающей деятельности. ф

Содержание деятельности детей

Данная программа представляется в виде подпрограмм:

класс

Расширение представления о человеке

Развитие психических качеств личности, психосаморегуляции

Освоение уровней этикета

Приобщение к здоровому образу жизни

Организация коллективной деятельности, развитие творчества

5 класс

Человек и природа

Память, внимание, мышление, воображение, речь

Освоение двух уровней этикета: «Не мешай окружающим людям», «Будь приятен окружающим людям»

Гигиена мальчика и девочки. Физическая культура

Самоуправление на уровне класс. Выборы совета класса. Выявление творческого потенциала

6 класс

Человек в отношении к самому себе. Человек и семья.

Развитие процесса саморегуляции. Формирование положительной Я- концепции.


Третий уровень этикета: «Помогай окружающим людям»

Пагубное влияние на человека алкоголя, курения, наркотиков

Коллективистские отношения внутри класса.

Повышение творческого потенциала.

7 класс

Человек и его профессия, человек в общении с другими людьми

Формирование представления об индивидуальности и особенностях своего «Я»

Четвертый уровень этикета: Формирование отношения к этикету как к норме жизни общества.

Формирование полового самосознания и здорового образа жизни

Развитие творческого мышления и самостоятельности

8 класс

Расширение представлений о разных способах социального устройства жизни

Формирование представления о самосознании и его месте в самовоспитывающей деятельности

Пятый уровень этикета: Этикет как норма жизни общества

Нарушение зрения, инфекционные и простудные заболевания, осанка, прививки, санация полости рта

Формирование навыков коллективной творческой деятельности

9 класс

Отношение человека к обществу

Формирование у подростка представления о самосознании и его месте в самовоспитании

Шестой уровень этикета: «Будь естественным в соблюдении этикета»

Гигиена девушки и юноши, алкоголизм, наркомания, курение, венерические заболевания

Формирование навыков коллективной творческой деятельности

10 класс

Формирование идеала жизни

Формирование готовности к активному самопознанию и объективному самосознанию

Этикет как норма жизни общества

Развитие и совершенствование навыков здорового образа жизни

Формирование навыков безопасного поведения

Развитие творчества и самотворчества, самоуправления Совершенствование навыков коллективной творческой деятельности

11 класс

Формирование идеала человека, жизненной позиции




5 класс

Человек и природа.


Содержание деятельности: Человек и природа. Общение с природой как отдых, духовная работа, наслаждение жизнью. Элементы природы, привнесен­ные в бытовую жизнь. Отношение к флоре и фауне, содействие их про­цветанию в микросреде человека. Одухотворение природы. Общение с природой посредством искусства. Природа как «психотерапевт».

Человек в его многообразных творческих увлечениях: спортивных, конструкторских, художественных, познавательных...

Круг интересов человека и его влияние на содержание жизни. Това­рищество на основе этих интересов.


Формы работы:


1. Классные часы: «Природа и поэзия»; «Природа в живописи»; «Природа в музыке»; «Мое хобби»; «Наша домашняя коллекция».

2. Встречи с интересными людьми.

3. Посещение художественных и фотовыставок.

4. Экологические экспедиции.

5. Разбор художественных произведений.


Развитие психических качеств личности, психосаморегуляции

Память, внимание, мышление, воображение, речь.

Психосаморегуляция состояния (умение владеть настроением, эмо­циями).


Формы работы:


1. Занимательный аутотренинг.

2. Игры.

3. Упражнения.

4. Решение нестандартных задач.

5. Конкурс ораторов.

6. Конкурс сочинителей.

7. Защита проектов.

8. Тесты по самопознанию и др.

9. Сотрудничество с социально-психологическими службами.


Освоение двух уровней этикета:

«Не мешай окружающим людям»,

«Будь приятен окружающим людям»

Первый уровень этикета: «Не мешай окружающим людям»



Культура речи человека: голос, лексика, стиль речи, обращение к собеседнику, умение слушать и выслушивать, умение ставить вопросы, умение благодарить за речевое общение, умение приносить извинения, умение не навязывать слушателям своего мнения.

Культура телодвижений: сдержанность, спокойствие, соблюдение дистанции, минимум жестикуляции, умение приносить извинения за не­осторожные движения.

Культура общения с вещами и предметами: неприкосновенность чужой вещи, аккуратное хранение вещей, чистота места, удаление мусора из окружающей среды, своевременный ремонт вещей, минимум необхо­димых вещей, тактичность в оценке в адрес чужих вещей.

Культура общения с книгой: неприкосновенность чужой книги, со­блюдение сроков пользования книгой, аккуратное и бережное отношение к книге.

Культура костюма: аккуратность, соответствие костюма ситуации, соответствие наряда наряду окружающих. Уход за обувью, уличная и до­машняя обувь. Костюм и возраст.

Культура еды и застолья: пользование приборами, пережевывание пищи, пользование салфеткой, оценка в адрес предложенных блюд, акку­ратность и неторопливость действий, соизмерение количества пищи с ап­петитом, беседа за столом, тематика беседы, чистота стола после засто­лья.

Культура режима и распорядка дня: умение помнить об обещаниях, режим дня и ночи, режим работы и отдыха, умение уважать режим рабо­ты и отдыха других людей.

Культура поведения в различных местах: поведение в кинотеатрах, концертных залах, театрах, на художественных выставках, поведение в транспорте, в лесу, парке, поведение в квартире другого человека.


Формы работы:


1. Проигрывание ситуаций, ролевые игры, беседы.

2. Упражнения:

  • обратиться к человеку с вопросом;

  • извиниться и перебить разговор беседующих;

  • принести извинения за оплошность движений;

  • >пользоваться приборами во время еды: во время первого блю­да, второго, десерта;

  • извиниться за небольшое опоздание, вежливо объяснить при­чину;

  • съесть конфету и найти место для обертки;

  • быстро выйти из комнаты в группе детей, не толкнув никого;

  • выслушать сообщение и задать уточняющий вопрос;

  • идти по улице навстречу друг другу.

3. ролевые игры

4. Тематические классные часы

5. Инструктажи





Второй уровень этикета: «Будь приятен окружающим людям»

Принцип уважения человека.

Особое отношение к старикам, женщинам, детям. Причины такого отношения.

Принцип уважения при общении. Приветствие и прощание, благо­дарность за общение, пожелания и поздравления, комплименты и оценки, сувениры и подарки, знаки внимания, любви и заботы.

Уважение к собеседнику, похвала в адрес высказывания собеседни­ка, высказывание противоположного мнения как возможного, умение вставить реплику, мимическое и пластическое одобрение слушателя.

Уважение к человеку во время трапезы за столом: приглашение к столу, пожелание приятного аппетита.

Отношение к ошибкам и оплошностям другого человека: велико­душное прощение и извинение, «Незамечание» и тактичное исправление, остроумная шутка и оптимистическая вера в то, что ситуация поправима.


Формы работы:

Упражнения:

выразить почтение к старику;

произнести комплимент в адрес человека в разной социальной роли;

произнести утреннее, дневное, вечернее приветствия;

высказать добрые пожелания при расставании;

вручить в знак памятной даты сувенир и произнести приветствие;

сервировать стол на несколько персон;

обратиться с просьбой к прохожему, продавцу, киоскеру, зрителю;

возразить собеседнику, высказавшему спорное суждение;

сделать комплимент собеседнику по поводу его суждения;

встать при входе в комнату женщины, встать при обращении с вопросом стоящего человека (старшего, женщины);

пропустить в дверях старшего, девочку, женщину;

преподнести и принять угощение.


2. Тематические беседы, викторины, классные часы


Приобщение к здоровому образу жизни


Гигиена мальчика и девочки. .. I

Физическая культура.

Культура гигиены: чистота тела и свежесть кожи, гигиенические требования к рукам, уход за волосами, гигиена полости рта.


Формы работы:

1. Вовлечение в спортивные секции.

2. Оздоровительные игры в классе и на воздухе.

3. Туристические походы.


4. Беседы.

5. «Осенний марафон», «Масленица».

6. Дни здоровья.


Организация коллективной деятельности, развитие творчества.


Самоуправление на уровне класса. Выборы совета класса. Обучающие игры.

Формы работы:


1. Собрание по выборам совета класса (избирательная кампания).

2. Объединение детей в различные группы, комитеты, службы, союзы, пресс-центры, комиссии и т. д. для осуществления классного само­управления.

3. Работа в научных обществах.

4., Экспедиции (туристические, экологические и др.).

5. Творческие экзамены.

6. Предметные недели.

7. Участие в школьных кружках, секциях, объединениях по интересам.
















6 класс

Человек в отношении к самому себе. Человек и семья


Содержание деятельности: Человек в отношении к самому себе. Достоинство: проявление и развитие. Способы защиты от посягания на достоинство человека. Внешность как выражение отношения к самому себе. Зеркало в процессе познания своего «Я»: зеркало как амальгированное стекло и как отражение отношения к человеку других людей. Кор­рекция полоролевого поведения (девочка, мальчик). Самовоспитание: со­держание, способы.

Человек и семья. Социальные семейные роли отца и матери, сына и дочери, внука и внучки. Жизнь близких как забота моего «Я».


Формы работы:


1. Ролевые игры.

2. Диспуты.

3. Конференции.

4. Беседы:

* «Забота о родителях - дело совести каждого».

* «Что значит заработать на свой хлеб?».

* «Что такое духовное богатство человека?»:

Интерес к человеку определяется тем, как он выглядит, о чем дума­ет, как говорит, что и каким образом делает.



Основные черты интересного человека: светлый ум, доброе сердце. чистая совесть, деловитость, нестандартность поведения и высокое качество деятельности. Связь между этими признаками интересного человека и духовностью.

Основные проявления духовности: глубина ума, возвышенность чувств, доброта намерений, полезность желаний, деликатность в отношении к людям, благородство души.


5. Беседы по самовоспитанию «Как работать над собой» .


Развитие процесса саморегуляции.

Формирование положительной Я- концепции.


Саморегуляция - процесс управления человеком его собственными психологическими и физиологическими состояниями и поступками.




Формы работы:


1. Занимательный аутотренинг .

2. Тест «Познай себя».

3. Тест-карта самооценки «Портрет».

4. Тест «Я» - реальное, «Я» - идеальное».


Овладенье третьем уровнем этикета:

«Помогай окружающим людям»


Понятие сильного человека, помогающего слабому.

Виды помощи: физическая, финансово-экономическая, материаль­ная, продуктивная, психологическая.

Оказание услуг постороннему: уступить место, передать билет, поднести ношу, достать вещь, протянуть руку, защитить от опасности, предупредить о неприятности.

Третий уровень этикета во время застолья: передать блюдо соседу, оставить лучший кусок другому, налить напиток девочке, помочь хозяйке подать и убрать со стола, отодвинуть стул вставшей соседки.

Помощь мужчины как знак внимания женщине: помочь подняться по ступенькам, найти свободное место, подать пальто, предложить руку, избавить от тяжелой ноши, предложить лучшее место, защитить от обид­чика.

Помощь пожилому человеку. Оказание помощи родителям и родст­венникам. Помощь товарищам и друзьям.

Право на помощь. Позволение и оказание помощи. Анонимность поступка или доброго знака внимания.

Сочувствие как помощь.

Формы работы:

1. Классный час «История русского этикета».

2. Проигрывание ситуаций.

3. Конкурс знатоков этикета.

4. Упражнения:

Подать девочке пальто и помочь ей надеть его.

Протянуть руку перед канавой, ступенькой.

Обратиться с предложением поднести тяжелую ношу.

Протянуть общее блюдо соседу за столом.

В театре сдать в гардероб пальто спутницы.

Уступить незаметно место вошедшей женщине.

Оказать помощь плачущему малышу.

Предложить деликатно и тонко помощь опечаленному другу.

Броситься на защиту обиженного.

Помочь учителю повесить плакат, зажечь свет, стереть с доски, донести книги, тетради.

Поддержать споткнувшегося.

Протянуть руку выходящему из автобуса.


Зашторить окно, видя, что свет мешает кому-то.

Посадить цветы «на радость людям».


5. Контрольные задания (варианты заданий написаны на карточках; по­очередное предложение их ученикам обусловливает поочередное пуб­личное выполнение контрольного задания-ситуации):

  • Вы немного опоздали на урок. Входите в класс...

  • Вы приходите утром в класс. Видите своих товарищей...

  • За столом сидят двое. Они беседуют. Вам необходимо обратить­ся к ним с вопросом.

  • Позвоните по телефону кому-либо из стоящих здесь людей.

  • Начните с ним разговор.

  • На столе лежит яблоко. Вручите его кому-нибудь из находящихся в классе... Найдите повод и слова для этого.

  • Начинайте передвигать стол. Если никто не бросится помогать, попросите помочь сами.

  • Один из присутствующих сказал, что 2x2=10. Отреагируйте,

пожалуйста, на это суждение, если вам кажется, что это не так.

  • Вы постучались в дом. Вам открыли дверь, и вы увидели, что

ошиблись адресом. Как поступаете дальше?

  • Вы пригласили к себе домой товарища. Он опаздывает, и вы

нервничаете. Но вот звонок. Открывается дверь. Что скажете?


Приобщение к здоровому образу жизни.


Здоровый образ жизни. Пагубное влияние на человека алкоголя, ку­рения, наркотиков.


Формы работы:

1. Беседы, встречи с медицинскими работниками.

2. Классные часы:

* «Красота - это здоровье?»

* «Зубы и наше здоровье» и др.

3. Туристический поход «За здоровьем в лес».

4. Выписки из любимых книг по физкультуре, спорту, кулинарии «Мое здоровье и труд, отдых и здоровье».

5. Выпуск антиреклам, санбюллетеней.

6. Подвижные игры в классе.


Развитие коллективистских отношений внутри класса.


Коллективистские отношения определяются через понятия нравст­венности, ответственности, открытости, коллективизма, контактности, организованность, эффективности и информированности.



Под нравственностью имеется в виду построение внутриколлективных отношений на нормах и ценностях общечеловеческой морали. Члены коллектива требовательны к себе и друг к другу, не бросают начатое дело на полпути, осознанно подчиняются дисциплине.

Открытость - помощь новичкам и нечленам коллектива.

Коллективизм - наличие добрых традиций, защита интересов кол­лектива, принятие решений сообща.

Контактность - доверительные, дружеские взаимоотношения.

Организованность - бесконфликтное распределение обязанностей, обнаружение и исправление недостатков, решение возникающих про­блем.

Информированность - знание задач, стоящих перед коллективом, норм и правил поведения, хорошее знание друг друга.

Эффективность - успешное решение имеющихся задач.


Повышение творческого потенциала.


Творчество как деятельность, результатом которой является созда­ние новых материальных и духовных ценностей. Творческий человек. Технология творчества. Виды творчества: научное, техническое, художе­ственное и др.


Формы работы:


1. Творческие экзамены.

2. Обучение игровым приемам работы с текстовой информацией.

3. Предметные недели.

4. Конкурсы.

5. Викторины.

6. Выставки.

7. Занятия в кружках, объединениях по интересам.

8. Практическое занятие «Развивай художественно-творческие способности».

9. Проект-мечта «От детской игрушки до изобретения».

10. Конкурс изобретателей и фантазеров.








7 класс

Человек и его профессия, человек в общении

с другими людьми

Содержание деятельности:

Профессиональный труд как способ самовыражения.

Способности и таланты в профессиональном труде.

Определение профессиональных интересов.

Роль «другого» в жизни человека. Правила общения: этические, психологические, эстетические, гигиенические, правовые.

Развитие способности к общению. Свободное общение: содержание и форма. Расширение круга знакомств.


Формы работы:

1. Практикум:

Как узнать, каков человек на самом деле? Судите о человеке сами, а не по слухам и пересудам. Истину о человеке можно узнать по его делам. поступкам и внешним проявлениям. Учащиеся иллюстрируют истину высокое качество работы говорит о добросовестности, профессионализме 1 и одаренности человека, работоспособность- о его трудолюбии и здоровье, эффективность работы - о развитии ума, красота изделия - о вкусе к терпении, оригинальность продукции - о талантливости и сообразительности, помощь слабому и нуждающемуся - о гуманности и человечности. Способность переделывать работу - о самокритичности, выполнение данного обещания - о честности и совестливости. Результативность действий в трудную минуту - признак мужества, слезливость - свидетельство слабости, малодушия и обидчивости; насмешки, издевательство - проявление гордыни, зазнайства; пренебрежение интересами других говорит об Iэгоизме; замалчивание истины - о слабохарактерности и трусости; ябедничество и доносительство - о трусости и подлости.

2. Практикум:

Продолжите этот список, исходя из собственных наблюдений и опыта общения с людьми.

Общий вывод - все положительные поступки требуют ума, трудолюбия, мужества, честности, а все отрицательные - следствие лени, трусости, эгоизма и лживости.

3. Практикум:

Составьте эталон поведения для своего возраста: что красиво и что можно делать, что безобразно и чего делать нельзя.

4. Экскурсии .

5. Встречи-беседы с людьми разных профессий.

6.Беседы-диспуты об универсальных принципах, определяющих отношение к людям в мировых религиях:



  • Христианство: возлюби ближнего своего, как самого себя. Буддизм: не делай другим того, что сам считаешь злом.

  • Индуизм: не делай другим того, что причинило бы боль тебе. Иудаизм: что ненавистно тебе, не делай другому.

  • Даосизм: считай прибыль ближнего своей прибылью, его потерю - своей потерей.

  • Ислам: нельзя назвать верующим того, кто не желает сестре

или брату своему того же, чего желает себе. В христианской вере основой отношения человека к другому человеку является любовь.

«Любовь долго терпит, милосердствует,

любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,

не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всегда надеется, все переносит... А теперь пребывают они три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше»

«Лучше самому терпеть, чем других обижать». «Лучше в обиде быть, нежели в обидчиках». «Сам потерпи, а другого не обидь». «Не рой другому яму - сам в нее попадешь». «Не подставляй ноги - на самого спотычка нападет». «Чем кого взыщешь, и себе того сыщешь». «Чем кого взыщешь, то и сам добудешь». «Не мил и свет, когда друга нет». «Без друга жить - самому себе постылому быть». «Без друзей да без связи, что без мази: скрипит негладко, ехать гадко». «Без друга - сирота, а с другом - семьянин».


Формирование представления об индивидуальности и особенностях своего «Я»

Знания. В ходе коллективной и индивидуальной работы необходимо объяснить подростку, что означают психологические понятия «человек привычки», «человек воли», «человек нравственный», что происходит с личностью в те периоды, когда наступают внутренние кризисы, с каким постоянством и интенсивностью они обнаруживают себя.


Формы работы:

Беседы:

  • «Я и сотни других «Я»;

  • «Чем я отличаюсь от других»;

  • «Мои потребности»;

  • «Хочу и надо»;

  • «Мое хобби» и др.

Эти беседы помогут подростку оценить свои мотивы, желания, по­требности, понять их направляющую силу.

Умения, Познавая свою индивидуальность, воспитанник должен уметь определить свой тип темперамента, преобладающие способности, физические

параметры; постичь мотивы своих поступков; уметь преодо­левать собственные эмоциональные барьеры, которые мешают принятию волевого решения.

Необходимо научить ребенка выходить из внутренних конфликтов и кризисов.


Формы работы:

1. Занятия в кружках, объединениях по интересам.

2. Внешкольная и внеклассная работа.

3. Консультации психолога, психотерапевта.

4. Цикл бесед на темы: «Конфликты...», «Контакты...» и др.

Действия изучая себя в процессе самовоспитания, определяя свою индивидуальность, подросток работает над способностью контролиро­вать свои влечения, желания, потребности.

Он начинает вести дневник, в котором фиксирует колебания хоро­ших и плохих дней, анализирует черты своего характера, особенно про­явившиеся в кризисные периоды.

Педагог помогает подростку в формировании способностей прини­мать быстрое мотивированное решение для выхода из конфликта и кри­зиса, контролировать культуру мышления.


Формирование отношения к этикету как к норме жизни общества

Обращаясь к вопросам, которые остро волнуют подростков, необ­ходимо подвести их к осознанию ценности этикета в их собственной жизни, предложить им оценить этикет с точки зрения личностных по­требностей. Параллельно освещается и социально-мировоззренческий аспект этикета.

1. «Я» и этикет.

Достоинство как форма отношения человека к самому себе.

Две стороны достоинства: гордость и скромность. Формы поведе­ния гордого человека и формы поведения скромного человека. Их гармо­ничное сочетание. Поведение человека в оскорбительных для него ситуациях. Отличие достоинства от чванства, высокомерия, зазнайства. Пове­дение по отношению к чванливому человеку.

2. Дружба и этикет.

Дружеские отношения как наиболее близкие. Специфика соблюде­ния этикета в отношении друзей. Сохранение форм этикета в присутствии других людей. Вопрос дружеских кличек, молодежного жаргона, отступ­лений от этикета; границы таких отступлений. Знаки внимания другу, подруге. Отношение к клевете и сплетням в адрес друзей.

3. Силам этикет.

Понятие сильного человека. Сила кулака и сила духа. Способность человека нести ответственность за слабого. Поведение сильного человека по отношению к детям, старикам, женщинам. Способность сильного за­щищать других в сложных, экстремальных ситуациях.

4. Красота и этикет.

Понятие красивого человека. Бескорыстие (и в плане материальном, и духовном) как критерий доброты. Великодушие как форма отношения ко злу. Пределы великодушия. Формы поведения доброго человека в раз­личных жизненных ситуациях. Этикет подарка.




5.Истина и этикет

Объективный характер истины и субъективное отношение человека к истине. Этикет о праве на утаивание истины. Этикет о форме сообще­ния истины. Этикет спора и дискуссии. Убежденность человека и этикет его поведения. Поведение оппонента. Этикет познания истины.

6, Счастье и этикет.

Правило этикета «Будь счастливым». Обоснование этого правила. Формы поведения счастливого человека. Поведение счастливого человека при несчастье другого. Дело, действие как лучшее лекарство при несча­стьях. Осанка и мимика счастливого человека.

7. Удача и этикет.

Поведение человека при удачах и неудачах. Отношение окружаю­щих к победе и успеху человека, к поражению и неуспеху. Этикет содей­ствия успеху другого человека: пожелание удачи, помощь, «поступок по секрету».

8. Мода и этикет.

Этикет костюма. Общие требования к костюму: гигиенические, эс­тетические, экономические, социальные, профессиональные, утилитар­ные. Этикет об отношении к моде.

9.Деньги и этикет.

Деньги как эквивалент материальных ценностей. Отношение к ве­щам как отношение к человеческому труду. Отношение к деньгам как к цели и как к средству. Денежный долг и его возвращение. Денежная по мощь и право на ее оказание. Этикет и зарплата. Этикет отношения к родительским деньгам.

10. Труд и этикет.

Этикет об уважении к труду. Этикет профессии. Этикет рабочей одежды. Этикет отношения к работающему человеку. Этикет отношения к бездельнику, тунеядцу. Этикет отношения к пенсионеру.


Формы работы:


1. Тренинги.

2. Диспуты.

3. Упражнения (проигрывание ситуаций):

Если вы забыли принести товарищу обещанную книгу...

Женщина поднимается в автобус с тяжелой сумкой...

Вы видите, что у малыша отнимают деньги...

Встречаются два человека, оба в дурном расположении духа...


Формирование полового самосознания и здорового образа жизни

Особенности подросткового возраста.

Половое созревание.

Изменение обмена веществ в организме.


Влияние гормонов на эмоциональную сферу жизни.


Формы работы:

1. Встречи-беседы с медицинскими работниками.

2. Классные часы:

  • «Спорт и здоровье»;

  • «Гигиена подростка»;

  • «Режим дня в жизни школьника»;

  • «Суд над алкоголем»;

  • «Суд над наркотиками» и др.

3. Тестирование, анкетирование детей и их родителей.

4. Выпуск газет, санбюллетеней.

5. Спортивные игры.

6. Диспут «Как счастье человека зависит от его здоровья».


Развитие творческого мышления и самостоятельности.


Проблема: что такое «творческая личность»? Качества творческой личности:

  • нестандартное, гибкое, а иногда и парадоксальное мышление;

  • богатое воображение, созданное на основе развития наблюда­тельности;

  • интуиция, прогностичность, способность предвидеть результа­ты своей деятельности, трудности и опасности, которые могут возникнуть на пути к цели;

  • решительность, смелость, иногда дерзость в ломке устоявших­ся стереотипов и подходов в сфере проявления творчества.



Формы работы:


1. Творческие экзамены.

2. Предметные недели.

3. Экспедиции.

4. Участие в школьных объединениях по интересам, праздниках.

5. Игровые творческие вечера.













8 класс

Расширение представлений о разных способах социального устройства жизни.


Содержание деятельности: Родина как место, где человек родился и познал счастье жизни. Природа Родины. Родной язык. Традиции, нравы, обычаи Родины. История Родины. Понятие соотечественника. На­циональные особенности жизни людей. Особенности жизни многонацио­нального общества. Интернационализм как нравственное качество чело­века. Патриотизм как отношение к Отечеству. Патриотические чувства. Деяния, акты выражения содействия благу Родины как элемент жизни со­временного человека.

Общество как социальная сфера человека. Общество как совокуп­ность людей, связанных экономическими, производственными, духовны­ми интересами. Общество как фактор развития человека. Условия суще­ствования человека в


обществе. Условия духовной жизни в обществе. Основные ценности общественной жизни.

Различия людей в обществе: богатые и бедные, добрые и злые, ак­тивные и пассивные, нравственные и безнравственные, созидатели и по­требители... Различия возрастные, национальные, религиозные, профес­сиональные, психологические, половые. Западноевропейская и восточная культуры.


Формы работы:

1. Политические и дискуссионные клубы.

2. «Круглые столы».

3. Пресс-конференции.

4. Экскурсии, путешествия.

5. Диспуты.

6. Встречи со специалистами в области права, историками.

7. Викторины.

8. Конкурсы.


Формирование представления о самопознании и его месте в самовоспитывающей деятельности

Знания. Воспитаннику необходимо показать, какое место занимает самопознание в самовоспитательной деятельности, какова его роль в са­мовоспитании. В ходе бесед, сборов-разговоров, индивидуальных кон­сультаций необходимо также всесторонне ознакомить подростка с основ­ными приемами и методами самопознания, научить видеть их взаимо­связь и взаимообусловленность. Педагог должен настроить воспитанника на понимание трудностей первого этапа самопознания, помочь в их пре­одолении.



Умения. Воспитанник учится планировать свою деятельность с це­лью наблюдения за своим поведением, характером, волей; сравнивать се­бя с другими людьми: взрослыми, сверстниками, сопоставлять оценки, которые дают ему товарищи. Учителя, с собственными представлениями о себе анализирует с помощью педагога свою деятельность (учеба, спорт, общение, труд и т.д.), внутреннее состояние, которое появилось в этой деятельности.

Формы работы :

Индивидуальные и коллективные беседы:

  • «Что ты знаешь о себе?»;

  • «Я и мы»;

  • «Будь наблюдательным к себе»;

  • «Мой режим дня»;

  • «Мои друзья»;

  • «Мои враги».

Целесообразно сразу обратить внимание на выработку умения про­верять и контролировать свои поступки, мотивы, отношения, системати­чески фиксировать изменения, происходящие в поведении и в отношени­ях с окружающими. Это необходимо для того, чтобы у подростка на ос­нове самоанализа возникло систематическое желание обобщать факты, определять перспективы работы над собой, постигать внутренние и внешние мотивы своей самовоспитывающей деятельности. Важно пока­зать, как составляется план самонаблюдения.


Формы работы:

1. Анкетный вопрос.

2. Самоанкетирование.

3. Уроки-тесты (совместно с психологом школы).

4. Психологические уроки-беседы на темы:

  • «Познай себя»;

  • «Сам себе психолог»;

  • «Где линия индивидуального предела?»;

  • «Моя воля»;

  • «Мой характер»;

  • «Расскажи мне обо мне».

Действия. Получив педагогическое обоснование своей самовоспи­тывающей деятельности, подросток определяет цель самовоспитания. Вместе с педагогом и родителями старается выделить в себе положитель­ное и отрицательное. Начинает контролировать свой режим дня, а затем и любое дело, за которое берется. После выполнения под руководством старших сам сопоставляет то, что планировалось, с тем, что получилось; находит причины, которые породили несоответствие, размышляет, что можно было бы изменить, находит неудачи, определяет их причины, раз­мышляет об успехах, определяет перспективы дальнейшей работы над собой.




Если что-то не получается или наступает разочарование, педагог должен подсказать приемы самоубеждения, самовнушения, научить при­казывать себе, чтобы в дальнейшем этими приемами подросток владел.


Формы работы:

1. Практикумы:

«Правила счастливого человека».

Формулируется правило, а затем учащиеся разъясняют его сущ­ность, способы и условия применения:

«Не впадайте в гнев!»

«Не оставайтесь наедине со своими неприятностями».

«Избавляйтесь от навязчивых мыслей делом, а не развлечениями».

«Не предъявляйте другим чрезмерных требований: каждому свое».

«Ежедневно 2 - 2,5 часа напрягайте силы физически. Движение -спасение. Движение - лекарство. Упражнение, тренировка, самовоспита­ние - шаги к совершенству воли и характера».

«Опирайтесь на достоинства человека, его возможности и способ­ности, пренебрегайте мелочами и недостатками, если от них нет вреда для дела».

«Не судите да не судимы будете. Библейская заповедь в наш век».

«Настаивайте на главном, уступайте в мелочах, не делайте из них проблем».

«Трудитесь с полной самоотдачей - только так развиваются спо­собности».

«Практикуйте контрасты: душ холодный и горячий, труд до пота и баня (сауна), работа и отдых, умственный и физический труд, радость и грусть (минорная музыка, театр, но не ссора, не скандал в доме)».

«Улыбайтесь всем всегда. Злость бумерангом возвратится к вам».

«Научитесь создавать настроение, менять его. Для начала научитесь переключать внимание с неприятностей на интересное дело, потом «ле­чите» свое раздражение, гнев любимой музыкой, прогулкой в лес и т. д.».

«Не начинайте курить или бросьте курить! Во всем мире этот порок высмеивается, порицается и наказывается. Курящая девушка - неполно­ценная мать, курящий мальчик неполноценно развивается, курящий юноша - неполноценный мужчина. Никому, никогда, нигде не верьте, что курение безвредно и украшает мужчину и женщину».

«Будьте всегда трезвыми! Все глупости и трагедии начинаются с первой рюмки вина».

«Будьте нетерпимы к своим недостаткам! Чем раньше от них изба­витесь, тем лучше у вас перспективы на будущее: быть для любимого -любимым, для уважаемого - уважаемым, для родных - гордостью, для друзей - опорой, для врагов - силой, для себя - достоинством».

«Как изучать свои способности» (самопознание и самовоспита­ние одаренности).

«Гениями не рождаются» — беседа, построенная на анализе приме­ров самовоспитания выдающихся исторических личностей. Учащиеся разбирают прочитанные книги из серии «Жизнь замечательных людей» и приходят к выводам: все великие люди работали над собой с ранней юно­сти, задатки превращаются в способности только при постоянных само­упражнениях, самотренировках, а талант развивается в результате особо­го образа жизни, насыщенного творческим трудом, и непрерывного само­воспитания.

2. Смотры:

«Дерзайте, вы можете!»;

«Алло, мы ищем таланты!».


Воспитание грамотного отношения к

медико- профилактическим мерам как средству сохранения здоровья человека

Способы профилактики нарушений зрения, инфекционных и про­студных заболеваний. Значение физических упражнений. Осанка. Стресс и выход из него. Прививки, их значение. Санация полости рта и др.


Формы работы:

1. Встречи-беседы с медицинскими работниками.

2. Занятия по коррекции незначительных отклонений.

3. Конференции.

4. Тестирование.

5. Анкетирование.

6. Обследование специалистами.

7. Выпуск стенгазет, санбюллетеней, антиреклам.


Формирование отношения к этикету как норме жизни общества

Искусство и этикет. Искусство как зеркало этикета и история его развития. Искусство как школа приобщения к этикету. Внешний облик художественного героя и этикет. Этикет общения с искусством. Этикет поведения в театре, на концерте, на художественной выставке. Этикет художественных оценок и бесед об искусстве.

Спорт и этикет Этикет об осанке, походке и пластичности чело­века. Спорт как средство формирования тела. Этикет спортивных занятий и спортивного костюма. Этикет поведения спортсмена. Этикет спортив­ных состязаний. Этикет спортивных побед и поражений.

Мужской этикет. Облик мужчины с точки зрения этикета. Внима­ние к женщине. Право на заботу о ней. Готовность к услуге. Понятия га­лантности, рыцарства. Правило этикета «Женщина всегда права». Рас­смотрение этого правила. Границы проявления внимания к женщине. Благородство как неотъемлемое качество мужчины. Проблема физиче­ской силы как средства защиты.

Женский этикет. Внешний облик женщины. Роль этикета в фор­мировании женственности. Строгие правила девочки, девушки, женщины. Роль зеркала в формировании облика женщины. Поведение женщины при нарушении мужского этикета.

Болезни и этикет, Этикет поведения больного. Этикет поведения окружающих больного. Запрет на вопросы о болезнях. Деликатный учет болезненного состояния человека. Соблюдение этикета как предотвраще­ние болезни. Этикет больницы.

Природа и этикет Природа как благо и ценность жизни человека и общества. Общение с природой: бережливость, уважение, защита. Эле­менты природы в доме человека. Цветы как знак внимания. Символика цветов. Этические правила вручения цветов. Правила букетов. Поведение человека на лоне природы.


Формы работы:

1. Тренинг.

2. Турнир.

3. КВН.

Формирование навыков коллективной творческой деятельности.

КТД: предварительная подготовка, коллективное планирование, коллективная подготовка, проведение дела, коллективный анализ, бли­жайшее последействие.


Формы работы:

1. КТД в классе.

2. Общешкольные праздники.

3. Предметные недели.

4. Научные общества.

5. Творческие экзамены.

6. Игровые экспресс-тесты, творческие вечера.























9 класс

Формирование отношения человека к обществу.


Содержание деятельности. Мечта человека о справедливом обществе. Вечная идея социализма. Исторический опыт создания справедливого общества. Исторические личности в движении за справедливое общество. Память человечества о заслугах героев. Безымянные герои, дань уважения им.-

Роль личности в развитии общества: что может отдельный человек? Долг человека по отношению к обществу. Долг общества по отношению к отдельной личности.

Конкретное выявление общественной жизни в предметно-вещном пространстве, в поведении людей, в материальном обеспечении, в уровне духовных запросов и заботе о духовной культуре. Равновесие материаль­ного и духовного как показатель культуры общества.

Поступок отдельного человека в контексте общественного развития. Функции профессионально-должностные и общественные. Виды общест­венной деятельности. Корыстность благотворительности коммерсантов.

Государство как регулятивный аппарат общественной жизни. От­ношение человека к атрибутам государственной власти: праву, суду, ар­мии, милиции, органам управления. Народ и государство. Демократиче­ское государство как власть народа. Мечта человека о демократическом устройстве государства. Гражданин и мещанин - две позиции по отноше­нию к государству. Способы взаимоотношений государства и граждан.

Пресса, радио, телевидение как выразители общественной и госу­дарственной жизни. Роль общественных коммуникаций в жизни отдель­ного человека.

Формы работы:

1. «Круглый стол».

2. Пресс-конференции.

3. Диспут.

4. Беседа.

5. Акция.

7. Конкурс политиков.

8. Игра «Что? Где? Когда?».

9. Галерея исторических личностей.

10. Встречи с государственными служащими.

11. Телепередача.

12. Радиогазета.

Формирование у подростка представления о самосознании и его месте в самовоспитании.

Воспитатель объясняет подростку, что значит осознать свое «Я»: что думают и как относятся к нему близкие люди, члены классного кол­лектива, что


такое «Я» - реальное, идеальное, динамическое.

В процессе учебной, внеклассной и внешкольной деятельности под­росток учится правильно воспринимать свои способности, социальные роли, статус, образ «Я»: всесторонне анализировать свое отношение к учебе, общению, индивидуальный стиль работы (нравится или не нравит­ся учеба или другой вид деятельности, в каких ситуациях получается наиболее удачно, в каких нет и почему, медленно или быстро удается войти в работу и т. д.).

Подростка необходимо ознакомить с законами об образовании, о правах ребенка, с уставом школы и другими документами. Путем анализа разных ситуаций педагог учит ребенка выявлять свое отношение к близ­ким, одноклассникам, друзьям и другим людям, включение в отношения с ними.

Ученик ведет дневник, в котором записывает события, происходя­щие с ним лично и в отношениях с людьми, использует для формирова­ния самосознания произведения литературы, кино, телевидение.

Подросток наблюдает за поведением других людей и черпает в нем информацию для осознания своего «Я». Чтение и изучение специальной психологической литературы, рекомендованной воспитателем, поможет подростку применять психологические знания о человеке к самому себе и больше узнавать себя.


Овладение четвертым уровнем этикета:

«Будь естественным в соблюдении этикета»

Занятия в девятом классе проводятся на психологическом уровне. Психологический аспект диктуется возрастными особенностями. Ранняя юность - период требовательной самооценки, недовольства собой, мечта­тельного планирования будущей жизни, поиска путей самовоспитания. В этот период нельзя отказываться от поведенческого тренинга. Акцент при этом делается на психологический механизм поступка, на психологиче­ское состояние индивидуума.

Когда-то Альберт Швейцер сказал: «Этика есть безграничная от­ветственность за все, что живет». Тезис великого человека является ключевым мотивом занятий со старшеклассниками.

Вопросы;

Формирование индивидуального этикета. Инстинкт подражания и его роль в обучении этикету. Роль семейной среды как фактора развития личности. Поведенческий пример значимых лиц.

Психология и привычки как основа этикета. Умения и навыки, фор­мирующиеся через многие операции. Контроль и упражнения - путь вос­питания навыка.

Внешняя и внутренняя сторона этикета. Мотивы соблюдения этике­та: корыстные и бескорыстные. Нравственная оценка этикета при его бес­корыстном мотиве. Роль осознания нравственного смысла и назначения этикета при его соблюдении. «Этикет» в мире животных. Биологический механизм «этикета» у стадных животных. Отношение человека к живот­ным. Элементы этикета в отношении к миру животных.


Техника самовоспитания этикета; самооценка, самовнушение, са­моприказ, самоанализ, аутотренинг, саморегуляция, самостоятельные уп­ражнения, самоподкрепление. Рекомендованная литература по вопросам этикета.

Этикет и духовное развитие личности. Этикет и бездуховность. Творческий характер этического развития личности. Этикет и такт. Такт как максимальный учет психологического состояния другого человека. «Запретные» темы и вопросы в общении с людьми. Поведение человека среди этически неразвитых людей: сохранение своего «Я» без нарушения взаимоотношений.

Поведение человека во время стрессов и аффектов. Роль этикета как сдерживающего начала. Юношеские настроения и этикет.

Способы обретения психологической свободы в трудных ситуаци­ях. Юмористический взгляд на себя. Ориентация на содержание, а не на форму. Самовнушение. Комплименты окружающим.

Забота о самочувствии окружающих. Парадокс обретения своего «Я» при забвении своего «Я».


Формы работы: психологические и этические тесты в помощь осознанию своего поведения в обществе; ситуационные упражнения.

Упражнения проводятся так же, как и в предыдущих классах, но производится более глубокий анализ внутреннего состояния играющих. Ситуации проигрываются неоднократно в целях их углубленного анали­за: анализ мимики, жестов, интонаций, лексики, стилистики речи, исполь­зования предметов.

Следует предлагать старшеклассникам самостоятельное разыгрыва­ние ситуаций, подмеченных или пережитых ими в реальной действитель­ности.

Ситуационные упражнения:

  • В комнату вошла женщина с заплаканными глазами...

  • В очереди: «Ой, мне не хватит клубники, а я хотела сыну в больницу!..»

  • В классе: входишь в пустой кабинет, там беспорядок...

  • Обращаясь с просьбой, слышишь в ответ: «Отстань, у меня плохое настроение!»...

  • «А ты знаешь, что говорят про твою подругу?..»

  • «Девушка, а девушка! А как вас зовут?..»

  • Начинаешь выступление перед группой людей... заканчиваешь его...

  • Идешь по улице со спутницей, навстречу товарищ со своей подругой, девушки незнакомы...

  • Малознакомый юноша преподносит девушке дорогой пода­рок...

  • Входит гость и грязной обувью оставляет следы на полу...

  • Человек предложил вам услугу, а вы предполагаете, что моти­вы у него корыстные...


Формирование представлений о здоровом образе жизни как гарантии здоровья будущего потомства

Гигиена девушки и юноши.

Алкоголизм, наркомания, курение.

Венерические заболевания.

Формы работы:

1. Беседы.

2. Лекции.

3. Встречи со специалистами.









































10,11 класс

Формирование идеала человека.

Содержание деятельности Цивилизация как совокупность материальных ценностей и средств существования человека. Формирование отношения к материальным ценностям. «Вочеловечивание» как взгляд на предмет с позиции человеческой жизни. Забота о сохранности материальных ценностей как забота о благе человека.

Добро как общая категория, отражающая закон человеческой жиз­ни, который призван обеспечить защищенность каждого человека.

Добро - все то, что является благом для другого. Внимание к дру­гому как исходное основание жизни по законам добра. Содеяние добра как усиление и творчество. Индивидуальный вариант поведения по зако­ну добра.

Истина как общая категория, отражающая закон человеческой жизни (истина - объективное, не зависящее от воли человека, познанное человеком). Жизнь как поиск истины. Познание как константа человече­ской жизни. Наука как бесконечное открытие истины. Отношение к науке как ценности. Книга как символ истины и разума. Научная истина и «по­шлый здравый смысл».

Ориентация на истину как путь к свободе. Свобода как характери­стика достойной жизни.

Красота в жизни человека (красота - все то, что представляет со­бой гармонию формы и содержания). Красота, помогающая полюбить жизнь.

Красота природы. Красота вещей и предметов. Красота человека. Красота человеческого лица («портреты красоты»).

Красота движений человека. Красота как характеристика поступков человека. Красота как продукт человеческой деятельности. Деятельность по законам красоты. Изменение реальной действительности как стремле­ние к красоте.

Красота мужская и красота женская. Красота детства, юности, зре­лости, старости. Человек как творец своего внешнего облика. Умение видеть и создавать красоту. Атмосфера красоты в школе, семье, городе, селе.

Добро, истина и красота как характеристики жизни, достойной че­ловека. Относительность этих понятий и бесконечность стремлений че­ловечества к совершенству жизни.

Развитие способности к оценке собственной жизни и деятельности с позиций добра, истины, красоты. Достойная и пошлая жизнь как антипо­ды; широкая палитра достойной жизни; многообразие видов пошлого су­ществования.

Добро, истина и красота во взаимоотношениях мужчин и женщин: общечеловеческий аспект, половой аспект. Идеал мужчины и идеал жен­щины: исторические, социальные, психологические, физические пред­ставления.


Формы работы:

1. Беседы:

«Красота истинная и искусственная».


Сравните несколько женских портретов, принадлежащих кисти раз­ных художников.

Объясните слова американского поэта Уитмена: «Молодые женщи­ны красивы, пожилые - еще красивее», сравните портреты женщин в раз­ном возрасте, написанные Рембрандтом, Репиным и др. Что характеризу­ет красоту девочки, девушки, женщины-матери, пожилой женщины, женщины преклонных лет?

Как поэты в своих произведениях описывают красоту женщины в разном возрасте?

«Когда добро творит зло».

Почему говорят: «Добрыми намерениями вымощена дорога в ад»?

2. Диспуты.

3. Классный час «Эталон красоты в жизни и искусстве».

Сравните высказывания. Какое из них справедливо, с вашей точки зрения:

«Когда величье поражает нас, уж красоту не видит глаз».

«То, что сегодня вызывает восхищение, завтра может вызвать зево­ту».

«Он красавец, она красавица, почему друг другу не нравятся?»


Образ человека и образ жизни.

Содержание деятельности Смерть как прекращение жизни, ее итог как знак конечности жизни и фактор ее ценности. Понятия счастья, совести, долга, свободы как ха­рактеристики реальной жизни человека.

Судьба и человек как хозяин судьбы. Способность выстраивать судьбу. Черты, необходимые для управления своей судьбой: интеллект, воля, эмпатия. Развитие этой способности в практической деятельности.

Человек как философ: способность отдавать отчет в собственной жизни.


Формы работы:

1. Беседы.

2. Диспуты.

3. Знакомство с жизнью замечательных людей.


Формирование готовности к активному самопознанию и объективному самосознанию

Увлечь всех воспитанников идеей начать систематическую работу над собой не просто.

Во-первых, необходимо узнать отношение самого подростка к са­мовоспитанию, выяснить, есть ли у него желание им заняться.

Во-вторых, педагогу потребуется помощь и поддержка родителей, близких, друзей воспитанника. Для привлечения семьи к формированию у подростков потребности в целенаправленном самовоспитании необхо­димо организовать педагогический всеобуч для родителей, цель которого - показать пути руководства самовоспитанием детей на разных этапах их работы над собой.



Тематика лектория для родителей:

  • «Единство воспитания и самовоспитания - важнейшее условие эффективности педагогического процесса в семье и в школе»;

  • «Личный пример родителей в работе над собой как необходи­мое условие успешного самовоспитания детей»;

  • «Педагогический такт родителей».


Формирование навыков безопасного поведения.

Здоровый образ жизни: закаливание, нормальное питание, личная гигиена, хорошие бытовые условия и чередование труда с разумным от­дыхом.

Коррекция поведения: разумное поведение в экстремальных ситуа­циях, в периоды болезней, физических перегрузок, умственного пере­утомления.

Саморегуляция чувств, эмоций, переживаний в стрессовых, кон­фликтных, драматических или трагических ситуациях.

Прогнозирование своей жизни и деятельности с учетом меняющих­ся обстоятельств, предвидение возможных трудностей, проблем: любые неожиданные травмы, события всегда сильнее разрушают нашу психику и здоровье, чем предвиденные.

Осмотрительность в знакомствах, связях и делах: свыше 90% убийств, насилий являются следствием неразборчивости в выборе друзей, знакомых, неразборчивости способов и средств достижения цели.

Уход от вовлечения в различные политические кампании - демон­страции, митинги, голодовки и т.д.: что допустимо для взрослого челове­ка с устойчивыми политическими взглядами и целями, едва ли целесооб­разно для молодых людей, только вступающих в жизнь.


Формы работы:

1. Беседы.

2. Встречи со специалистами.

3. Психотренинг «Суггестивное самосовершенствование».

Развитие творчества и самотворчества, самоуправления Совершенствование навыков коллективной творческой деятельности


КТД: предварительная подготовка, коллективное планирование, коллективная подготовка, проведение дела, коллективный анализ, бли­жайшее последействие.


Формы работы:

1. КТД в классе.

2. Общешкольные праздники.

3. Предметные недели.

4. Научные общества.

5. Творческие экзамены.

6. Игровые экспресс-тесты, творческие вечера





Ожидаемые результаты и формы их фиксирования

Результаты реализации программы «Радуга» можно просмотреть на следующих уровнях:


- результаты для ребёнка: интерес к программе, положительное
отношение к ней, позитивное изменение самооценки и ценностных
ориентации, степень удовлетворённости ребёнком своих потребностей и
интересов, активность ребёнка в реализации программы и
совершенствовании собственной личности, объективная оценка ребёнком собственных действий и способность ответить за свои поступки;


-результаты для детского коллектива: умение принимать совместные решения, коллективно планировать работу, распределять обязанности и ответственность, выполнять порученное и отвечать за своё слово, совместно подводить итоги и анализировать результаты собственной деятельности, вести коллективный поиск истины; умение соотносить свои действия с действиями других, жить и действовать в группе, коллективе сверстников.


-результаты для классного руководителя: знание форм и методов работы, направленных на самосовершенствование личности ребёнка, умение планировать и структурировать воспитательную работу в коллективе, навыки проведения мероприятий досуговой деятельности.

Оценка эффективности программы осуществляется через:


-наблюдения классного руководителя за саморазвитием личности учащихся;


  • анкетирование, опросы детей, родителей;


  • анализ стабильности и качества участия детей в данной программе;



  • результаты эмоциональных оценок участников мероприятий.





Взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся.


Традиционные формы работы:

  • Родительские собрания

  • Общеклассные и общешкольные конференции

  • индивидуальные консультации

  • посещения на дому


Нетрадиционные формы работы:

  • тематические консультации '

  • родительские вечера

  • участие в классных и школьных делах

  • совместные собрания родителей и детей



Работа с родителями.

  1. Индивидуальные беседы и консультации.

  2. Проведение совместных мероприятий с детьми и родителями

  3. Проведение родительских собраний.















Использованная литература.


  1. Закон Российской Федерации "Об Образовании".


  1. Спутник классного руководителя. Пособие для учителя.-М.: Просвещение, 1984.


  1. Журналы "Классный руководитель".2000-2010 гг.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ