Классическая музыка в повседневной жизни. Исследовательская работа по музыке


Районный конкурс исследовательских, проектных,

творческих работ учащихся






МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОКТЯБРЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ЗАРАЙСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ


140618, Московская область Зарайский район Тел: (496) (66) 69-122, (496) (66) 69-140

совхоз «40 лет Октября» E-mail: gnd_63@mail.ru

Сайт учреждения: www.zarokt2007.narod.ru










Образовательная область: «Искусство»

Секция: «Музыка»







Тема: Классическая музыка в повседневной жизни


Лафуткина Татьяна 7 класс

Федосеева Ирина Владимировна

Учитель музыки, ИЗО, МХК







2011 г.


Содержание:

Введение---------------------------------------------------------------------------------2

Цели и задачи --------------------------------------------------------------------------3

1. Популярные мелодии ---------------------------------------------------------------4

2. Музыкальная викторина-----------------------------------------------------------5

3. Анкетирование-------------------------------------------------------------------------6

4. Результаты музыкальной викторины-------------------------------------------7

5. Краткая биография композиторов------------------------------------------------9

6. Интересные факты-------------------------------------------------------------------16

Заключение------------------------------------------------------------------------------17

Литература------------------------------------------------------------------------------18






















Введение.


Каждый день человек, просыпаясь, окунается в необычайный мир музыкальных звуков. Мелодии слышатся из наших мобильных телефонов, с экранов телевизоров. Мало кто знает, что знакомая эта, казалось бы, современная, музыка была написана композиторами 30, 50, 100, а может быть и 200 лет назад.

Люди не живут без музыки. Они слушают музыку, они танцуют под музыку, они учатся играть на музыкальных инструментах. Но что такое музыкальное искусство? Это Искусство, которое отражает жизнь, идеи, чувства(волнение). При разговоре о типах музыки я считаю в праве упоминать первую классическую музыку. Классическая музыка дает мне восхищение и удовольствие. Это она обращаться к нашим чувствам и интеллекту. Я предпочитаю музыку Бетховена, Моцарта, Чайковского.

Возможно и я, как мои сверстники, не обратила бы на это внимание, если бы сама не стала увлекаться классической музыкой.

Очень часто наш учитель музыки задаёт нам вопрос после прослушивания музыкального произведения – «Где ещё вам встречалось слышать это произведение?».

С приятным удивлением начала замечать в рекламах, в музыкальных композициях современных исполнителей знакомые фрагменты произведений известных композиторов – классиков. Я считала эту музыку современной, написанной специально для мобильных телефонов или рекламы, для фильмов или телепередач и подумать не могла, что многие поколения людей слушают и восхищаются бессметными произведениями композиторов прошлых веков.

Знают ли мои друзья о том, что за музыка окружает их каждый день? Наверняка не знают, и мне хотелось бы рассказать им об этом.






Цель: Привлечь внимание моих сверстников к великому наследию композиторов- классиков



Задачи:

  1. Проконсультироваться у учителя музыки, как правильно называются эти музыкальные фрагменты.

  2. составить музыкальную викторину из фрагментов музыкальных произведений, наиболее часто звучащих в мобильных телефонах или на телеэкране, анкету для записи названий этих музыкальных фрагментов и порядок заполнения данной анкеты

  3. Освоить азы работы в компьютерных программах Sony Sound Forge , Ashampoo Burning Studio и записать музыкальную викторину на CD

  4. Провести музыкальную викторину для одноклассников во время классного часа

  5. Провести анализ результатов викторины

  6. Подготовить презентацию о композиторах и сюжетах их произведений с приложением биографических данных и портретов композиторов













1. Итак, консультацию я получила и выяснила, что наиболее популярные мелодии сотовых телефонов и различных телепередач, это:

    • симфония № 40 соль минор,

    • турецкий марш или турецкое рондо из сонаты ля мажор,

- принадлежат они перу великого австрийского композитора второй половины 18 века - Вольфгангу Амадею Моцарту


  • «Шутка», «Токатта и фуга ре минор» принадлежат великому немецкому композитору конца 17- первой половины 18 века Иоганну Себастьяну Баху

  • «Утро» сочинил великий норвежский композитор 19 века Эдвард Григ

  • Симфония №7, 1 часть (эпизод нашествия) написал великий русский советский композитор 20 века Шостакович Дмитрий Дмитриевич

  • 1 часть концерта №1; «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» - великого русского композитора 19 века Петра Ильича Чайковского

  • «Лунная соната», «Элизе» написал немецкий композитор 18-19 века Людвиг ван Бетховен












2. Что ж, информацию о произведениях я получила, следующим этапом будет составление музыкальной викторины


Музыкальная викторина составлена

Цель викторины

  • выяснить знают ли одноклассники названия известных музыкальных фрагментов, названия произведений, биографические данных авторов этих произведений



Название фрагмента

композитор

век

страна

1.

симфония № 40 соль минор

В. А. Моцарт


18

Австрия

2.


турецкий марш

В. А. Моцарт


18

Австрия

3.

«Шутка»


И. С. Бах

17

Германия

4.

«Токатта и фуга ре минор»

И. С. Бах

17

Германия

5.

«Утро» из «Пер Гюнта»


Э. Григ

19

Норвегия

6.

Симфония №7, 1 часть (эпизод нашествия)

Д. Шостакович

20

Россия

7.

«Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро»

П.И. Чайковский

19

Россия

8.

1 часть концерта №1


П.И. Чайковский

19

Россия

9.

«Лунная соната» №14


Л. ван Бетховен»,

18-19

Германия

10.

« Элизе»


Л. ван Бетховен»,

18-19

Германия









3. Для записи всех данных о музыкальных фрагментах понадобится анкета в форме таблицы.



Составляю форму анкеты, где в графах указаны вопросы моего исследования.

Объясняю моим одноклассникам цель данной викторины и порядок заполнения анкеты:

  • Звучит фрагмент мелодии:

  1. укажите в графе «Знакома ли вам эта мелодия» слышали вы эту мелодию раньше или нет словами: «да» или «нет»

  2. укажите название фрагмента или произведения в целом, например: опера «Кармен» или «Хабанера», или «Кармен. Хабанера»

  3. укажите фамилию композитора, сочинившего данный фрагмент

  4. фр

    Знакома ли вам эта мелодия

    («да»; «нет»)

    Название фрагмента

    произведения


    Считаете, что эта музыка написана для телефона, телепередачи, рекламы

    («да»; «нет»)

    композитор

    век

    страна

    1.







    2.







    3.







    4.







    5.







    6.







    7.







    8.







    9.







    10.







    укажите, в каком веке жил композитор, сочинивший данный фрагмент


Вывод


Результаты музыкальной викторины:

В классе присутствовало 10 человек

Музыкальный фрагмент

Знакома мелодия

Знают название фрагмента или произведения в целом

Считают, что эта музыка написана для телефона, телепередачи, рекламы

Знают автора произведения

Знают век

Знают

страну

1.

симфония № 40 соль минор

В. А. Моцарт

100%(10)

10% (1)

40% (4)

5% (1)

5% (1)

0

2.


турецкий марш

В. А. Моцарт

100%(8)

60% (6)

40% (4)

0



3.

«Шутка» И. С. Бах

100%(10)

30% (3)

70% (7)

0

0

0

4.

«Токатта и фуга ре минор» И. С. Бах

100%(10)

0

0

50% (5)

0

0

5.

«Утро» Э. Григ

100%(10)

20% (2)

80% (8)

0

0

0

6.

Симфония №7 Д.Шостаковича

20%(2)

0

100% (10)

0

0

0

7.

«Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро»

П.И. Чайковский

100%(10)

50% (5)

0

50%(5)

20% (2)

80% (8)

8.

1 часть концерта №1

П.И. Чайковский

100%(10)

0

100% (10)

0

0%

0

9.

«Лунная соната» №14

Л. ван Бетховен»

100%(10)

60% (6)

0

60% (6)

10% (1)

20% (2)

10.

« Элизе» Л. ван Бетховен»

80%(8)

50% (5)

0

25% (5)

30% (3)

40% (4)







По результатам анкетирования можно подвести следующие итоги:

  • Считают эти музыкальные фрагменты знакомыми – 90%

  • Определили названия фрагментов - 28%

  • Считают, что этот фрагмент написан для телефона, телепередачи, рекламы – 43%

  • Знают автора произведения – 19%

  • Знают век – 6,5%

  • Знают страну – 14%



Что ж знания о классической музыке моих одноклассников находятся на очень низком уровне.


Чтобы познакомить сверстников с музыкой поближе, займусь изучением биографий композиторов, сюжетов композиторов и буду, как можно чаще проводить классные часы и радиопередачи о величайшем наследии классической музыки.

Моцарт Вольфганг Амадей


Родился 27 января 1756 в Зальцбурге (Австрия) композитор и теоретик, скрипач.

Моцарт прожил короткую и очень яркую жизнь.

Из семерых детей Моцартов выжили двое: Вольфганг и его старшая сестра Мария Анна. И брат и сестра обладали блестящими музыкальными данными.

В раннем детстве Вольфганг начал сочинять первые произведения..

Отец Моцарта отправился вместе с детьми (Вольфгангом и Нанерль) в длительные гастроли по Европе. Гениальному ребенку рукоплескали знатные особы, императрица Австрии.

Умер Моцарт в нищете от тяжелой болезни в возрасте 35 лет.

Интерес к музыке этого гениального композитора начал появляться в первое же десятилетие. И сейчас по прошествии 250 лет эта музыка звучит часто в телеэфире.


Примером уникальности таланта юноши может служить такой эпизод: в Риме в Сикстинской капелле он услышал знаменитое Miserere Г.Аллегри (произведение это считалось собственностью церкви, ноты было запрещено выносить под страхом тяжелого наказания) потом записал музыку по памяти. За это Папа Климент XIV пожаловал Моцарту орден Золотой шпоры.


Блестящий успех в детстве и юности , а под конец жизни – нищета. Моцарт был уже болен, когда при таинственных обстоятельствах к нему явился незнакомец и заказал реквием в память умершей жены, намереваясь исполнить его под своим именем. Моцарт, уверенный, что сочиняет реквием для себя, лихорадочно работал над партитурой, пока силы не оставили его. Он был похоронен без всяких свидетелей, кроме могильщиков, в могиле для бедняков, местоположение которой было вскоре безнадежно забыто.

Музыка Моцарта пережила века…

Из бессмертных музыкальных шедевров Моцарта чаще всего мы слышим

  • фрагмент главной партии 1 части симфонии № 40 соль минор.

  • Турецкий марш. Очень изящная, празднично- веселая музыка танцевального характера

Иоганн Себастьян Бах

Бах Иоганн Себастьян 1685- 1750 -немецкий композитор, органист. Семь предшествующих поколений Бахов были музыкантами. Когда Иоганну Себастьяну исполнилось пять лет, отец подарил ему скрипку. Он быстро выучился на ней играть, и музыка заполнила всю его жизнь. С раннего детства Бах изучал музыку немецких, итальянских, французских композиторов, стремился совершенствовать свое мастерство. Бах - непревзойденный мастер полифонии. (Полифония- от греческого слова- означает многоголосие, где каждый голос мелодически самостоятелен).В искусстве импровизации за органом даже соперники признавали его потрясающий талант.

Вынужденный служить придворным музыкантом, органистом, руководителем хора в церкви, он не получил при жизни заслуженного признания. Для аристократии его произведения были слишком серьезными, для церкви же – слишком живой и человечной.

В конце 1740-х годов здоровье Баха ухудшилось, особенно беспокоила резкая потеря зрения. Две неудачные операции по удалению катаракты привели к полной слепоте. Дней за десять до смерти Бах неожиданно прозрел, но затем с ним случился удар, сведший его в могилу. Смерть Баха прошла мало замеченной. Вскоре о нем забыли, а его могила при перепланировке церковного двора исчезла под мостовой.

Среди продолжателей исканий Баха - его сыновья. Всего у него было 20 детей, только девять из них пережили отца. Четверо сыновей стали композиторами.

Прошло более чем 50 лет, прежде чем музыканты всего мира начали играть музыку Баха, поражаясь ее красоте и вдохновению, мастерству и совершенству.







Среди произведений, известных профессиональным музыкантам и любителям классической музыки такие произведения композитора как:

  • "Хорошо темперированный клавир",

  • 200 духовных и светских кантат, "Страсти по Матфею", ( крупные произведения для хора, солистов и оркестра, написанные на библейские сюжеты)

  • многочисленные сочинения для органа, клавесина и др.

Наше поколение слышит музыку великого немецкого композитора исключительно в виде стандартных мелодий для мобильного телефона :

  • «Шутка»- фрагмент сюиты для флейты и фортепиано си минор ( сюита времен Баха – музыкальное произведение, состоящее из ряда самостоятельных пьес-танцев. Не смотря на самостоятельность каждой части, сюита воспринимается как единое целое произведение )

  • «Токатта и фуга ре минор» предназначена для исполнения на органе. Орган – духовой, клавишный инструмент – состоит из набора деревянных и металлических труб, число которых доходит до нескольких тысяч, имеет до пяти ручных клавиатур и одну для ног. Музыкант, исполняющий музыку на этом инструменте должен иметь великолепную координацию, поскольку руки и ноги играют свои партии.

Интересные факты из жизни Баха

  • Бах любил переодеваться бедным школьным учителем и в таком виде появляться в какой-нибудь захолустной церкви. Там он просил у церковного органиста разрешения сыграть на органе. Получив таковое, великий органист садился за инструмент и... Присутствовавшие в церкви бывали настолько поражены великолепием и мощью его игры, что некоторые, полагая, что обыкновенный человек не может играть так прекрасно, в испуге убегали... Они думали, что к ним в церковь заглянул... переодетый дьявол









Эдвард Григ

(15 июня 1843 - 4 сентября 1907)


Григ—первый классик норвежской музыки, композитор, дирижер и пианист, общественный деятель поставивший музыкальную культуру Норвегии в ряд с передовыми национальными школами Европы.

Творчество Эдварда Грига формировалось в годы общественного и культурного подъема Норвегии, поскольку страна, в течение нескольких веков находилась в подчинении у Дании (XIV—XVIII века) и Швеции (XIX век), и была скована в своем развитии, как экономическом, так и культурном.


Итак,

  • «Танец Анитры» один из номеров симфонической сюиты «Пер Гюнт» рассказывает о девушке Анитре, встреченной Пером Гюнтом в пустыне. Легкое staccato в звуковедении, прозрачный аккомпанемент скрипок, звучание треугольника рисует юную девушку легкую и изящную

  • «В пещере горного короля» так же входит в симфоническую сюиту “Пер Гюнт” и рассказывает о том, как Пер Гюнт попал в пещеру горных троллей, которые предложили Пер Гюнту стать их королем, но для этого нужно стать похожим на обитателей пещеры. Вырваться из пещеры невозможно, но если кто- то молится за тебя и ждет твоего возвращения, можно пройти через все преграды

  • Ибсен, автор драмы, на сюжет которой сочинена музыка, взял фольклорный образ Пера Гюнта из « Норвежских волшебных сказок", изменив характер героя, придал ему типичные черты человека XIXв. со всеми свойственными ему противоречиями. Ибсен считал "Пера Гюнта" произведением, понятным лишь норвежцам. Вряд ли автор драмы мог предположить, что благодаря замечательной музыке Э.Грига, это произведение будет не только известным, но и весьма популярным в России даже спустя сто лет, будет использоваться в телепередачах и мультфильмах, не говоря уж о мелодиях наших телефонов.



Дмитрий Шостакович


ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич (сентября 1906, Санкт-Петербург — 9 августа 1975, Москва], русский советский композитор, народный артист СССР (1954), доктор искусствоведения, Герой Социалистического Труда (1966), Ленинская премия (1958), Государственная премия СССР (1941, 1942, 1946, 1950, 1952, 1968), Государственная премия РСФСР (1974), Международная премия Мира (1954), премия имени Сибелиуса, почетный член академий и доктор университетов многих стран мира.

Шостакович начал сочинять с 9 лет. В 1919 поступил в Петроградскую консерваторию.


В 15 симфониях (1925-1971), фортепианном трио (1944), ряде струнных квартетов и других сочинениях современными средствами инструментальной музыки воплощен сложный духовный мир художника-гуманиста 20 века: протест личности против тирании, переживание неотвратимости смерти, просветленная лирика. Опера «Нос» (1928), «Катерина Измайлова» (2-я редакция, 1956), балет «Золотой век» (1930), «Болт» (1931), оперетта «Москва, Черемушки» (1959), вокально-симфоническая поэма «Казнь Степана Разина» (1964), 10 поэм для хора без сопровождения на стихи русских поэтов (1951), камерные произведения (15 струнных квартетов, фортепианный квинтет, 24 прелюдии и фуги для фортепиано), музыка к спектаклям, кинофильмам. Профессор Ленинградской (с 1939), Московской (с 1943) консерваторий.


На фашистское нашествие Шостакович откликнулся симфонией №7 (1941), посвященной городу Ленинграду и получившей всемирное признание как символ борьбы с фашизмом.




Петр Ильич Чайковский


1840- 1893

российский композитор. Тонкий психолог, мастер-симфонист, музыкальный драматург.

Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека (от лирической задушевности до глубочайшей трагедии), создал высочайшие образцы опер «'Мазепа» «Черевички», «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта» и др. Создал новый тип оперы лирической «'Евгений Онегин.

Новатор в области балета (музыка стала ведущим компонентом балетной драматургии); «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». К мировым шедеврам принадлежат 6 симфоний (1866-93), симфония 'Манфред' (1885), увертюра-фантазия 'Ромео и Джульетта' (1866-93), фантазия 'Франческа да Римини' (1876), 'Итальянское каприччио' (1880), 3 концерта для фортепьяно с оркестром (1875-93); концерт для скрипки с оркестром, 'Вариации на тему рококо' для виолончели с оркестром (1876), фортепьянное трио 'Памяти великого художника' (1882), романсы. Профессор Московской консерватории.

В 1894 открыт Дом-музей Чайковского в Клину, в 1940 мемориальный музей в Воткинске.

С 1958 в Москве проводится Международный конкурс имени Чайковского.


К наиболее популярным в наше время музыкальным фрагментам относятся:

  • «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик». Сюжет балета- Рождест-венская сказка Гофмана о том красавица освобождает сказочного принц, заколдованного в деревянную игрушку для колки орехов Щелкунчика

  • «Танец маленьких лебедей» из сказочного балета «Лебединое озеро», рассказывающего о заколдованной девушке - лебеде и принце, о любви, которая разрушит все преграды.









Людвиг ван Бетховен

17.12.1770 - 26.3.1827 - Немецкий композитор, представитель венской классической школы.
Слава маленького чудо- ребенка Моцарта натолкнула отца Бетховена рано начать обучение маленького Людвига. По семь- восемь часов в день ребенка заставляли твердить музыкальные упражнения то на клавесине, то на скрипке.

Большую роль в творчестве этого прославленного композитора сыграла Великая французская буржуазная (как теперь ее называют) революция. Были провозглашены свобода, равенство, братство. Это историческое событие всю жизнь вдохновляло Бетховена на создание произведений героического характера.

Людвиг был одним из музыкантов, освоивший появившийся в 18 веке инструмент- фортепиано, в совершенстве овладевший техникой искусства игры на этом инструменте. В отличии от клавесина, фортепиано точно передает все полутона динамик, задуманной композитором.

Трагедией жизни великого композитора стала глухота, она заставила его сторониться друзей, сделала замкнутым, одиноким.

В творчестве Бетховена классическая музыка достигла своей вершины.


Произведения Бетховена часто звучат вокруг нас, но самые популярные :

  • Соната №14 для фортепиано, названная современниками «Лунной», основная мелодия ее звучит повторяющимися нотами. Музыканты передают эту музыку по –разному: одни безмятежно, как картину ночной природы, другие - тревожно, настороженно.

  • «Элизе» это пьса написана в жанре Багатель (франц. bagatelle — «безделка», «пустяк» - короткая, легкая для исполнения пьеса). Наверное поэтому, эту мелодию чаще всего используют в музыкальных шкатулках и телефонах.










6. Думаю, что достичь цели моего проекта - привлечь внимание моих сверстников к великому наследию композиторов – классиков - помогут интересные факты, полученные учеными – медиками разных стран в ходе различных экспериментов:

  • При стрессе и медитации – помогает музыка Шуберта, Шумана, Чайковского.

  • Язва желудка исчезает при прослушивании «Вальса цветов» Чайковского.

  • Для профилактики утомляемости помогает «Утро» Грига, «Рассвет над Москвой-рекой» Мусоргского, романс «Вечерний звон», «Времена года» Чайковского.

  • Также успокаивают джаз, блюз, соул, берущие свое начало от темпераментной африканской музыки.

  • Ободряют и радуют многие произведения Гайдна, Моцарта и Россини.

  • Полное расслабление вы сможете получить от «Вальса» Шостаковича, «Мужчины и женщины» Лея, музыки Свиридова.

  • Кровяное давление и сердечную деятельность нормализует «Свадебный марш» Мендельсона.

  • От гастрита излечивает «Соната № 7» Бетховена.

  • Мигрень лечит «Весенняя песня» Мендельсона, «Юморески» Дворжака, полонез Огиньского.

  • Улучшает сон и работу мозга сюита «Пер Гюнт» Грига.

  • Развивает умственные способности у детей музыка Моцарта

  • способствует улучшению зрения у пациентов с глаукомой и неврологическими расстройствами зрительной функции прослушивание "Сонаты для двух фортепиано" Вольфганга Амадея Моцарта

  • произведения Моцарта повышают способности к математике и успеваемость учащихся в целом, а также вызывают ускоренное развитие головного мозга ребенка в утробе матери.













Заключение

Да, эта музыка не перестанет удивлять и восхищать!


Собранные мною биографические сведения о композиторах – классиках, подобранные для музыкальной викторины фрагменты популярных музыкальных произведений заинтересовали моих сверстников. Из предложенной презентации одноклассники почерпнули для себя интересные факты немало удивившие их. Даже отношение моих друзей ко мне несколько изменилось, они стали более уважительно относиться ко мне, ведь я, интересуясь классической музыкой, т.е. образцом [1] всей музыки, так часто соприкасаюсь с этой удивительным искусством. Многие мои одноклассники обратились ко мне с просьбой дать послушать или переписать диски с классической музыкой. Часть из них решили закачать в свои мобильные телефоны эти же музыкальные фрагменты, но не в исполнении электронных инструментов [5], а в исполнении симфонического оркестра, поскольку оркестр более глубоко и насыщенно музыкальными тембрами передает всю прелесть этой музыки.

В качестве примера хочу привести два фрагмента музыкального произведения Сергея Васильевича Рахманинова «Концерт №2»: 1-ый – в записи электронных инструментов; 2-ой- симфонического оркестра.

На основании этого, я могу утверждать, что цель моего проекта достигнута.











Литература



Источники:

1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008 (2CD)

  1. В. Владимиров, А. Лагутин «Музыкальная литература» - пособие для музыкальных школ. – М.: «Музыка», 1992 г.

  2. И. Прохорова, Г. Скудина. «Музыкальная литература» - пособие для музыкальных школ. – М.: «Музыка», 1984 г.

  3. Интернет ресурсы:

    1. litera.edu.ru

    2. Российский образовательный портал

    3. http://www.medportal.ru/

    4. http://www.mednovosti.ru

5. Энциклопедический музыкальный словарь. Г.В. Келдыш. Москва, 1998


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ