Внеклассное занятие для подростков "Искусство жить в семье"

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Кейзесская средняя общеобразовательная школа»

Седельниковского муниципального района Омской области»




















Внеклассное занятие для подростков:

«Искусство жить в семье»








Серобабова Анна Александровна

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Кейзесская СОШ»

Омская область село Кейзесс







Цель: знакомство с понятиями гражданский брак и супружеская измена. Формирование позитивного отношения  к семейным ценностям, готовности решать проблемы молодой семьи.


Вступительное слово: Тема нашей сегодняшней встречи «Искусство жить в семье».

Для начала, небольшая статистическая закономерность:

В России сейчас распадается каждый второй брак.  Каждый третий ребенок рождается вне брака. Каждый седьмой ребенок воспитывается в неполной семье. На учёте в милиции состоит огромное количество родителей. Ежегодно рассматриваются тысячи заявлений о лишении родительских прав, а среднестатистический россиянин – это человек, который, скорее всего,  живет в гражданском  браке.

Как вы думаете, о чём говорят эти цифры? (о том, что семья не ценность, молодые люди неумело создают семью, для них более ценна свобода, независимость и т.д.). С какой целью люди вступают в брак? Где учат создавать счастливые семьи? Статистика показывает, что изначально нет примера для подражания в родительской семье.

Нашим разговором мне ещё раз хочется подчеркнуть значение семьи и меру ответственности каждого члена семьи за добрые, теплые и дружественные отношения.

Введение тестовой методики «Кто виноват?»: Сейчас я предлагаю вам внимательно послушать одну жизненную историю, с которой мы будем работать в течение всего занятия.

Текст методики: Девушка по имени Ирина больше года встречалась со своим парнем Женей и недавно переехала в его квартиру. И вот в один прекрасный день Женя узнал, что Ирина изменила ему с его лучшим другом Павлом. Поздним вечером Женя устроил грандиозный скандал и велел Ирине немедленно убираться из его дома, не став слушать её попытки оправдаться. Ирина позвонила Павлу, чтобы тот приехал на машине и забрал её с вещами. Но Павел не захотел встречаться с Женей и отказал Ирине, сославшись на занятость. Ирина выбежала на улицу, даже не успев собрать вещи, и пошла, куда глаза глядят. По дороге её сбила случайная машина, которой управлял мужчина по имени Тимофей. У него не было при себе документов, и он предпочёл скрыться с места происшествия.

Бригада врачей прибыла только через полчаса. Пострадавшую отвезли в больницу, но дежурный врач по имени Роман не стал осматривать Ирину, сказав, что его смена закончилась, а у него срочные дела. Роман пообещал, что через несколько минут придет его сменщик, который произведет осмотр и окажет необходимую помощь.

Роман ушел домой, а его сменщик, врач по имени Анатолий, не вышел на работу по причине того, что накануне отмечал рождение племянника и не рассчитал свою дозу алкоголя. В результате Ирина скончалась в приемном покое от внутреннего кровотечения.

Задание: В истории шесть действующих лиц: Ирина, Женя, Павел, Тимофей, Роман и Анатолий. Проанализируйте весь рассказ и решите, кто, по-вашему, главный виновник происшествия. Впишите его имя под первым номером. Далее впишите имена остальных по мере убывания их вины.

Хочу напомнить вам, что нет правильных или неправильных ответов, важно ваше мнение о конкретной ситуации.

Дети анализируют рассказ и делают записи

С вашего позволения результаты вашей работы мы обсудим немного позже.

Организация дискуссии: Вы наверняка заметили, что эта история насыщенна событиями, но сегодня нас с вами интересует два момента:

- отношения главных героев;

- факт измены (это норма или отклонение от нормы?)

Обсуждение темы гражданского брака: В каких отношениях состоит главная героиня со своим другом? (гражданский брак, сожительство).

Комментарий юриста: С юридической точки зрения Такого понятия как «гражданский брак» в правовом смысле не существует. На территории РФ действительным признается только брак, зарегистрированный в соответствии с российским законодательством в государственных органах записи актов гражданского состояния. Фактическое совместное проживание, ведение общего хозяйства, не являются браком в юридическом смысле и не порождают правовых последствий.

NB! Церкви такие отношения называют «блудным сожительством».

Но, не смотря на всё это, в нашей стране наблюдается большое количество молодых людей, не желающих заключать законный брак. Хорошо это или плохо? Предлагаю вам определиться «за» вы или «против» гражданского брака.

Сначала послушаем тех, кто считает, что гражданский брак – это хорошо.

Желающие высказываются

А теперь слово противникам гражданского брака.

Желающие высказываются

А теперь я прошу вас вспомнить те понятия, которые мы с вами рассматривали на предыдущих занятиях: брак, семья, супружество (лист с понятиями для напоминания).

Давайте сейчас попытаемся сопоставить каждое из этих понятий со словосочетанием гражданский брак. Может ли гражданский брак называться: браком, супружеством, семьёй.

Примерные аргументы для ведущего, которые он может использовать, организуя взаимодействие между группами:

- Браком это можно назвать только в смысле «ошибка», «изъян», потому что никто не берет ответственности, никаких обязательств, а значит, никакого брака там нет.

И супругами нельзя назвать тех, кто живет в гражданском браке: они не в одной упряжке, каждый держится за свою свободу.

Если, к примеру, эта пара живет в квартире мужа, и вдруг с ним что-то случилось, жена просто окажется на улице. Но если он не хочет об этом думать, то какая же это любовь? Тут и проверять нечего.

А вдруг в этом браке появится ребенок, а партнеры уже решили, что не подходят друг другу?

Это нельзя назвать браком, потому что в этом союзе, как правило, никто не берет   особых обязательств в отношении того, с кем живет. И ни перед кем в такой ответственности «не расписывается».

–  При появлении ребенка мужчина не чувствует ответственности за его жизнь, он даже может усомниться, его ли это ребенок, ведь в этом браке всё было основано на свободе, клятвы верности никто не давал.

Брак и сожительство - разные пути. "Брак начинается с момента, когда мужчина берет на себя ответственность за женщину и говорит: да я хочу прожить с ней всю свою жизнь".

А в сожительстве (в "гражданском браке") никакой ответственности нет. Более того - это школа безответственности. Люди из года в год в этой школе учатся тому, что отношения - это только удовольствие.

Чем более размыты границы отношений, тем меньше в паре стабильности. Люди, которые сознательно идут на «невнятность» отношений, скорее всего, не обретут устойчивость и подставляют себя под больший риск.


Завершение обсуждения темы гражданского брака: Я считаю, что если между людьми есть чувства, и они понимают, что любят друг друга, то бояться замужества нет оснований. Женщине необходимо быть более женственной и мягкой, но твёрдой и настойчивой в принципиальных моментах; мужчине – быть более мужественным и ответственным.

 Теперь давайте рассмотрим следующий момент в нашей истории.

Дискуссия об измене: Как вы думаете, почему Ирина изменила своему другу?

Что такое измена? С чего начинается измена, почему возникает желание её совершить?

Смогли бы вы простить измену любимому человеку?

Сексуальные отношения — не просто физические отношения. В них участвует душа человека, его совесть, его ценности. Какова сексуальная жизнь человека, таковы и его ценности. Здесь есть прямая связь. Если сексуальные отношения происходят до брака (а, значит, без взаимных обязательств) или "на стороне", то назвать человека ответственным или преданным и верным очень трудно.

Попробуем провести такой эксперимент. Склеим два листа разноцветной бумаги (делается заранее, чтобы клей высох), а когда клей высохнет, попробуйте потянуть их в разные стороны. Что получается? Разве они спокойно отделились друг от друга? Отнюдь... Рвутся они неровно, кусочки от каждого остаются на другом листке. И никогда они не будут теми же, что до склеивания. В сексуальных отношениях точно так же. Слившись с другим человеком во едино, ты отдаешь ему частицу сердца и души, - она к тебе никогда не вернется. Эта часть тебя останется с ним, к добру или не к добру. Но на всю жизнь.

Информация к размышлению о телегонии: Именно этим объясняется тот факт, что каким-то образом сексуальные связи не проходят бесследно для генетической памяти человека. Гены человека хранят память о сексуальных отношениях всю жизнь и передают эту информацию по наследству новым поколениям. Это явление называется телегонией. Телегония (от "теле" — далеко и "гони" — рождение) — наука, которая утверждает, что на потомство женской особи влияют все ее предыдущие половые партнеры. И особенно — первый мужчина. Именно он, а не будущий отец ребенка, закладывает генофонд потомства каждой женщины, вне зависимости от того, когда и от кого она будет рожать своих детей. Он, нарушивший девственность, становится как бы генным отцом всех будущих детей женщины. Наши предки знали об этом: они умели подметить, что от гулящей девушки не бывает хорошего потомства. Поэтому нравственно падшую девушку считали испорченной, недостойной замужества. А началось открытие с того, что примерно 150 лет назад коннозаводчики, выводившие новые породы лошадей, для повышения выносливости решили скрестить лошадь с зеброй. Опыты не удались: не произошло ни единого зачатия — ни у лошадей от мужских особей-зебр, ни у зебр-кобыл. Опыты прекратили и о них постарались забыть, полагая, что дело закончено. Однако через несколько лет у кобыл, побывавших в опытах, стали рождаться полосатые жеребята. От породистых жеребцов!.. Ошеломленный научный мир назвал это явление телегонией.

Опыты многих ученых подтвердили этот факт в дальнейшем (Ч.Дарвина, профессора Флинта, Феликса Ладантека и др.)  — подтвердили данный феномен. Есть научные труды по этой теме. Только практики-собаководы давным-давно знали: если хотя бы раз породистая собака повяжется с кобелем-дворнягой и даже, если в результате этого, у нее от него щенят не будет, то в будущем все равно породистого потомства от нее ждать нечего.

Обобщение по результатам обсуждения: Я считаю, что все зависит от того, что у нас в голове, что ценно для каждого из нас, если больше ценим свободу и независимость, если боимся брать на себя ответственность, то скорее всего счастливой и крепкой семьи у нас не будет никогда. Если же ценностью для нас является счастье, уважение, дружеские отношения, любовь, дети то вы непременно будете счастливы в семейной жизни.

Возвращение к тестовой методике: Открою вам небольшой секрет, та история, с которой вы познакомились в начале занятия, является тестовой методикой, с результатом, которой я вас сейчас и познакомлю.

Результаты теста озвучиваются

Ключ: Первые два качества вы не простите никогда. Третье и четвертое качества, вероятно, сможете простить, если ситуация будет тому благоприятствовать, хотя дастся вам это нелегко. Пятое и шестое качества простить сможете и, возможно, даже попытаетесь каким-то образом повлиять на любимого человека, захотите помочь ему избавиться от них, хотя, в сущности, это будет абсолютно бесполезным.

Ирина — измена. Главная героиня обозначает именно это качество. В принципе, все несчастья начались именно с измены. Если вы считаете, что виновата Ирина, то в жизни вы никогда не простите любимому человеку измену, что бы ни говорили, рассуждая. И даже если сумеете сохранить семью (или имеющиеся отношения), то все равно будете чувствовать себя глубоко несчастным человеком.

Женя — жестокость. Для таких людей, как Женя, превыше всего личные интересы. И если ему кажется, что кто-то их нарушает, пусть даже самый близкий человек, он, не задумываясь, жестоко ему отомстит. Если вы считаете, виновником трагедии Женю, то жестокость — самое отвратительное для вас качество в людях.

Павел — предательство. Павел предал и лучшего друга Женю, и Ирину, с которой весело проводил время. Если бы он примчался к ней на помощь и объяснился с Женей, то Ирина не попала бы в такую жуткую ситуацию и осталась бы жива. Поэтому, если вы пришли к выводу, что главный виновник трагедии Павел, то вы больше всего бойтесь предательства.

Тимофей — трусость. Испугавшись проблем с законом, Тимофей поспешил скрыться с места аварии. Такие люди в подобной ситуации предпочитают уйти в сторону, сделав вид, будто они совершенно ни причем. Обвинив в смерти Ирины Тимофея, вы констатировали, что больше всего ненавидите в людях трусость.

Роман — равнодушие. Этот человек фактически не сделал ничего дурного, просто поступил по правилам. Но за его поступком скрывается обыкновенное пренебрежение к людям, ставшее одной из причин смерти героини истории. Приписав вину Роману, вы признались себе в том, что ненавидите больше всего равнодушных людей.

Анатолий — алкоголизм. Это еще один порок общества. Из-за пагубной страсти Ирина осталась без квалифицированной медицинской помощи. Если во всем вы обвинили Анатолия, то вы никогда не примиритесь с этим пороком.

Заключительный этап: Закончить наше занятие позвольте притчей.

«Путь к морю»

В одной бедной деревушке родился на свет мальчик. Он проводил свои дни бессмысленно, механически и монотонно, так же как и остальные обитатели этой угасающей деревушки, не имея представления, что делать с собственной жизнью. И в одну прекрасную ночь ему приснилось море. Ни один из жителей деревни ни разу не видел моря, поэтому никто не смог подтвердить, что где-то в мире существует такая бескрайняя вода.

А когда юноша заявил, что собирается отправиться на поиски моря из своего сна, все крутили пальцем у виска и называли его сумасбродом. Но он, несмотря ни на что, пустился в путь и долго странствовал, пока не оказался на развилке дорог. Здесь он выбрал ту дорогу, которая вела прямо, и через несколько дней добрался до посёлка, жители которого вели спокойную, обеспеченную жизнь. Когда юноша сообщил им, что странствует, мечтая найти море, они начали убеждать его, что он зря тратит время и лучше будет ему остаться в этом селе и жить так же счастливо, как и все.

Несколько лет молодой человек жил в достатке. Но однажды ночью ему опять приснилось море, и он вспомнил о своей несбывшейся мечте. Юноша решил покинуть посёлок и вновь отправиться в путь. Попрощавшись со всеми, он вернулся на развилку и на этот раз пошёл в другом направлении. Шёл он долго, пока не дошёл до большого города. Восхитился его гомоном и пестротой и решил остаться там. Учился, работал, веселился и со временем совсем забыл о цели своего путешествия.

Однако через несколько лет он опять увидел во сне море и подумал, что, если не исполнит мечту своей юности, то впустую растратит жизнь. Поэтому он опять вернулся на развилку и выбрал третью дорогу, которая привела его в лес. На небольшой полянке мужчина увидел избушку, а возле неё уже не слишком молодую, но прекрасную женщину, которая развешивала выстиранное бельё. Она предложила ему остаться с нею, так как её муж ушёл на войну и не вернулся. Мужчина согласился.

Много лет они прожили счастливо, вырастили детей, но однажды нашего героя, который уже состарился, опять навестил сон о море. И он оставил всё, с чем был связан много лет, вернулся на развилку и пустился в путь последней, доселе неизвестной ему тропой, очень крутой и каменистой. Он шёл с трудом и стал опасаться, что вскоре совсем выбьется из сил.

Оказавшись у подножия большой горы, старик решил подняться на неё в надежде хотя бы издали увидеть море из своих снов. Через несколько часов на исходе сил он добрался до вершины горы. Перед ним раскинулись необозримые просторы: старик увидел развилку дорог и село, в котором жители вели благополучную жизнь, и большой город, и избушку женщины, с которой провёл много счастливых лет. А вдали, на горизонте, увидел голубое, бескрайнее море.

И, прежде чем остановилось его измученное сердце, растроганный старик сквозь слёзы сожаления заметил ещё, что все дороги, по которым он шёл, вели к морю, но только ни одну из них он не прошёл до конца.


Заключительное слово: Вам ещё только предстоит выбрать свой путь и когда этот выбор будет сделан - пройдите его до конца, преодолевая все препятствия и соблазны. И пусть любой ваш путь будет счастливым, а путешествие по нему - радостным.





Литература:

  1. З.А. Бадирова, А.В. Козлова «Классные часы и беседы для девушек 6-11 классов», 2004г.

  2. Толковые словари Ожегова и Ефремовой (Интернет ресурс)

  3. Энциклопедический словарь (Интернет ресурс)

  4. Газета «Школьный психолог» №6 2008г.

  5. http://www.realove.ru/

  6. http://festival.1september.ru/

  7. http://www.telegonia.ru/articles/articles_09.htm

  8. http://pritchi.ru/id_1483


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ