Игра по русскому языку "Счастливый случай" (8-9 классы)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Рождественская средняя общеобразовательная школа»

Калининского района Тверской области





Игра по русскому языку

«Счастливый случай» (9 класс)












подготовила Сухова Марина Валерьевна,

учитель русского языка и литературы

второй квалификационной категории

МОУ «Рождественская СОШ»
с. Рождествено

Калининского района Тверской области




















2011

Игра по русскому языку «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ» (9 класс)

В игре соревнуются две команды по 5 человек.

ГЕЙМ I: «ВОПРОС-ОТВЕТ»

Каждая команда по очереди вынимает из мешочка бочонки с номером вопроса (их в мешочке всего 10). Ведущий задаёт вопрос, а участники команды в течение одной минуты готовят ответ на него. За правильный ответ команде начисляется 2 балла. Два бочонка из десяти выделяются по цвету. Они «счастливые», т.е. за правильный ответ даётся не 2, а 5 баллов. При этом вопрос не отличается особой сложностью.

Вопросы I ГЕЙМА:

  1. Собрать пословицу из слов, записанных на отдельных листках.

ОТВЕТ: Пока живёшь, до тех пор учишься.


  1. В каком из косвенных падежей числительные пишутся с двумя или даже с тремя мягкими знаками? Приведите пример.

ОТВЕТ: В творительном падеже. Например: восьмьюдесятью, восьмью.


  1. Приведите пример слова, соответствующего схеме:

¬ ¬ ¬ ∩ ^ □


ОТВЕТ: небезызвестный, небеспристрастный и т. д.


  1. К данным фразеологизмам подберите фразеологизмы, противоположные по смыслу.

Душа в душу, кот наплакал, ни зги не видно, чуть свет, дать маху


ОТВЕТ: как кошка с собакой, куры не клюют, хоть иголки собирай, на ночь глядя, попасть в точку.


  1. Фразеологизмы:

зарубить на носу

нести свой крест

бить баклуши

Расскажите об одном из данных фразеологизмов: объясните его значение и происхождение.

ОТВЕТ: Зарубить на носу означает запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда.

Слово нос обозначает памятную дощечку, бирку для записей. В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками делали всевозможные заметки.

Бить баклуши – бездельничать. Баклуши – чурбачки из липового дерева в качестве заготовок для мастера-ложкаря. Бить баклуши – готовить такие чурбачки. Работа эта считалась пустячной, её выполняли обычно подмастерья. Поэтому она и стала образцом не дела, а безделья.

Нести свой крест означает терпеть муки, страдать. Выражение пришло из Библии. До места казни Иисус Христос нёс на себе тяжёлый крест, на котором его потом распяли. «И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа». (Иоанн, гл.19,17)


  1. К каким частям речи относятся слова: СТЕКЛО, ОСЕНЬЮ, СТРОЙ, ТЕПЛО.

ОТВЕТ: стекло – 1) сущ.; 2) глагол прош вр, ед. ч., ср.р.

Осенью – 1) сущ. в тв. п.; 2) наречие.

Строй – 1) сущ. м.р.; 2) глаг. в повел. накл, ед.ч.

Тепло – 1) наречие; 2) сущ. ср.р.; 3) кратк. прил., ср.р.

  1. Расставьте ударение в словах.

Щавель, кредитор, Бальмонт, мышление, дремота, статуя, досуг, газопровод, кремень, ходатайство.

ОТВЕТ: ЩавЕль, кредитОр, БальмОнт, мышлЕние, дремОта, стАтуя, досУг, газопровОд, кремЕнь, ходАтайство.


8.Слово скромный произошло от древнерусского слова КРОМЫ («ткацкий станок»), которое связано с древненемецким РАМА – «рама, станина». Дайте толкование слова скромный и логически свяжите значение, бытовавшее ранее, и современное.

ОТВЕТ: ранее – «не выходящий за рамки»; современное – «тот, кто держит себя в рамках приличия, не заходит за рамки дозволенного».


  1. Проанализировав образец, вставьте нужное слово:

  1. БАГОР (РОСА) ТЕСАК

ГАРАЖ (…) ТАБАК

  1. КАНВА (ВНУК) УЛИКА

ХОЛСТ (…) ОЛЕНЬ

ОТВЕТ: 1) жаба; 2) слон.

  1. Подберите слово, которое служило бы окончанием первого и началом второго (количество точек соответствует количеству букв):

У (…) ОВА

ВАМ (…) АМИДА

ОБЫ (…) КА.

ОТВЕТ: гол, пир, чай.


ГЕЙМ II: «ТЁМНАЯ ЛОШАДКА»

За правильный ответ команда получает 1 балл.

Ведущий: Сегодня у нас в гостях очень известный человек (показывает портрет В. Г. Белинского). Кто это? (Если команды не могут дать ответ, то ведущий рассказывает коротко факты из жизни критика, его деятельность). Это критик, публицист философ. Жил в 19 веке. Был революционером-демократом, сотрудником журналов «Отечественные записки» и «Современник». Итогом его литературной деятельности было «Письмо Гоголю». Прожил этот человек всего 37 лет.

После того, как имя Белинского названо, команды получают карточки с высказыванием В. Г. Белинского о русском языке: «Русский язык чрезвычайно богат и живописен для выражения простых, естественных понятий».

Команды письменно отвечают на вопросы (время выполнения – 3 мин.)

  1. Сколько фонетических слов в данном высказывании?

  2. Выпишите грамматическую основу предложения.

  3. Выпишите слова, в которых все согласные звуки твёрдые.

  4. Объясните постановку знаков препинания.

ОТВЕТ: 1) 9; 2) русский язык богат, выразителен; 3) богат, простых; 4) однородные определения.


ГЕЙМ III: «ТЫ МНЕ - Я ТЕБЕ».

Каждый из участников команды задаёт вопрос по русскому языку участнику другой команды, при этом называется тот, кому вопрос. Ответить поочерёдно должен каждый.


ГЕЙМ IV: «ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ…»


В течение 2-3 минут (на усмотрение ведущего) командам по очереди задаётся ряд вопросов. Верный ответ оценивается 1 баллом. Если команда не знает ответ, чтобы не терять время, говорит: «Дальше», и ведущий читает следующий вопрос.


Вопросы для первой команды:


  1. Сколько слогов в слове ПЕНИЕ? (3)

  2. Как правильно говорить фенОмен или феномЕн? (фенОмен)

  3. Есть удвоенная согласная в слове тоннель? (Да)

  4. К какой части речи относится слово УРА? (Междометие)

  5. Храбрый человек одним словом? (Храбрец)

  6. Являются ли слова ОДИН и СОЕДИНИТЬ однокоренными? (Да)

  7. Какая приставка в слове ПОДОРОЖНИК? (По-)

  8. Существительное КУКЛА неодушевлённое? (Нет)

  9. Назовите предпоследнюю букву русского алфавита. (Ю)

  10. Какой знак следует ставить в конце побудительного невосклицательного предложения? (Точка).

  11. Какого рода существительное ТЮЛЬ? (Мужского)

  12. Какое окончание в слове ВАГОН? (Нулевое)

  13. Синоним слова ВЕСЁЛЫЙ? (Радостный)

  14. Как называется часть слова стоящая перед корнем? (Приставка или префикс)

  15. Антоним к слову ХАОС? (Порядок)

  16. Сколько всего букв в русском алфавите? (33)

  17. Русское письмо звуковое или идеографическое? (Звуковое)

  18. Какая приставка в слове НАДОБНОСТЬ? (Нет никакой)

  19. Сколько звуков в слове ЛЁД? (3)

  20. Существительное ЛАКЕЙ – историзм или архаизм? (Историзм)

  21. Сколько основ в сложном предложении? (2 и более)

  22. Какой раздел науки изучает части речи? (Морфология)

  23. При записи какого дня недели используется наименьшее количество букв? (Среда)

  24. Есть в записи числительного 50 Ь? ( (Да)

  25. Назовите синоним слова БОЯТЬСЯ. (Страшиться, ужасаться, трусить, пугаться, робеть, дрожать, трястись)

  26. Как называются слова, которые употребляют люди одной профессии? (Профессионализмы)

  27. Приставка, корень, суффикс, окончание, постфикс - одним словом? (Морфемы)

  28. К какому спряжению относится глагол УДЕРЖАТЬ? (2)

  29. К какому склонению относится сущ. ЖУЧОК? (2)

  30. Существительное ДЕТВОРА одушевлённое или неодушевлённое? (Неодуш.)

  31. Приведите пример фразеологизма со словом НОГА?

  32. Продолжите: «Язык до Киева…». (Доведёт)

  33. Может ли глагол выступать в роли дополнения? (Да)

  34. Сколько звуков в слове ЮЛА? (4)

  35. Назовите вопросы творительного падежа. (Кем? Чем?)

  36. Как иначе называют начальную форму глагола? (Инфинитив)

  37. Сколько корней в слове САМОЛЁТОСТОЕНИЕ? (3)

  38. Какого рода слово ШАМПУНЬ? (мужского)

  39. НЕ предлог или частица? (Частица)

  40. Существует ли приставка ПРА-? (Да).





Вопросы для второй команды:


  1. Сколько слогов в слове ПАУК? (2)

  2. Молодые люди одним словом? (молодёжь)

  3. Как правильно сказать пЕтля или петлЯ? (петлЯ)

  4. Есть ли удвоенная согласная в слове ПЬЕСА? (Нет)

  5. К какой части речи относится слово ПЯТЁРКА? (Сущ.)

  6. Являются ли слова СТУДЕНЬ и СТУЖА однокоренными? (Да)

  7. Какая приставка в слове ПРИПЛЮСНУТЫЙ? (При-)

  8. Существительное МЕРТВЕЦ одушевлённое? (Да)

  9. Назовите седьмую букву русского алфавита. (Ё)

  10. Какой знак пунктуации ставится в конце повествовательного невосклицательного предложения? (Точка)

  11. Какого рода существительное НЕПОСЕДА? (Общего)

  12. Какое окончание у слова МЕТРО? (Нет никакого)

  13. Синоним слова СЛУЧАЙ? (История, приключение…)

  14. Как называется часть слова без окончания? (Основа)

  15. Антоним к слову выпуклый? (Вогнутый)

  16. Сколько гласных звуков в русском языке? (6)

  17. Можно безударную гласную в существительном МЕШОК проверить словом МЕХ?

  18. Какая приставка есть в слове ПРИКЛЮЧЕНИЕ? (Нет никакой)

  19. Сколько звуков в слове ЗВЕРЬ? (3)

  20. Существительное БРАДОБРЕЙ архаизм или историзм? (Архаизм)

  21. Сколько грамматических основ в простом предложении? (Одна)

  22. Какой раздел науки о языке изучает лексические значения слов? (Лексика)

  23. При записи какого месяца используется наибольшее количество букв? ( Сентябрь)

  24. В слове ПРОЧЬ надо писать Ь? (Да)

  25. Слова какой части речи указывают на предметы, признаки, но не называют их? (Местоимения)

  26. Русский аналог иностранного слова ДИАЛОГ? (Беседа)

  27. Тип связи словосочетания ГОРЯЧО СПОРИТЬ? (Примыкание)

  28. Какого спряжения глагол ПОБРИТЬ? (1)

  29. Образуйте множественное число существительного ЛЕКТОР? (Лекторы)

  30. Приведите пример фразеологизма со словом РУКА?

  31. Разговор двух и более лиц. ( Диалог)

  32. Продолжите: «Умный любит учиться, а дурак…» (Учить)

  33. В каком слове сто Н? (Стон)

  34. Может глагол выступать в роли подлежащего? (Да)

  35. Сколько звуков в слове ЁЖ? (3)

  36. Слова какой части речи отвечают на вопросы: сколько? который? (Числительные)

  37. Назовите вопросы дательного падежа. (Кому? Чему?)

  38. Слова какой части речи могут изменятся по лицам? (Глаголы).

  39. Назовите автора вашего учебника по русскому языку.

  40. Знак тире ввёл Н. М. Карамзин? (да).








Библиография:

1. Баранов М.Б. Пути развития у школьников 5-8 классов интереса к урокам русского языка/ М.Б.Баранов – М: Просвещение, 1965. – 214с.


  1. Виды внеклассной работы по русскому языку/ Сост. М. М. Морозова – М.: - Просвещение, 1968 -273с.


  1. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.-184с.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ