Поурочное планирование по аппликации для детей 6-7лет по программе предшкольной подготовки

Тема. Одень куклу в казахский национальный костюм.

ЦЕЛИ: Упражнять детей в вырезании одежды симметричным спо­собом для картонных кукол; научить делать выкройки по картонным лекалам; форми­ровать понятие "национальная одежда".

Материал. Картонные куклы - мальчик и девочка; листы цветной и белой бумаги; картонные лекала - выкройки одежды; простые карандаши, ножницы.

Ход занятия.

1.Оргмомент.

2.Сообщение темы и целей занятия.

3.Вводная беседа.

Педагог спрашивает у детей, какой смысл они вкладывают в понятие "Национальная одежда". Поясняет, что у казахского народа также как и других, есть национальные костюмы. Просит детей назвать их: камзол, саукеле, жилет, тюбетейка, чапан и т.д. Обра­щает внимание, что национальная одежда используется с различной целью. Например, для особенных событий: свадьбы, тоя. А ее вид и цвет зависят от сезона года и возраста человека. Далее педагог нацеливает детей на то, что одежду для кукол можно вырезать из бумаги. Показывает лекала.

4. Показ последовательности работы. Ребята вместе с педагогом складывают вдвое прямоу­гольный лист бумаги (ткань), прикладывают лекало, обводят его карандашом и выреза­ют платье или другую одежду. Можно украсить ее национальным орнаментом.

5. Самостоятельная работа.

Каждый ребенок выбирает выкройку, складывает кусок ткани, обводит лекало и вырезает выбранную одежду.

Дети сравнивают получившуюся друг у друга одежду и по желанию наряжают в нее кукол. Остальные поделки, лекала и ткани складывают в коробку и в дальнейшем занимаются этим самостоятельно в свободное время.

6. Анализ детских работ.

7. Дидактическая игра. Оденем кукол на прогулку.

Цель. Упражнять детей в нахождении оттенков (темнее или светлее) данного цвета.

Материал. Каждому играющему выдается карточка с изображением мальчика в куртке или девочки в пальто, разных по цвету; маленькие конвертики, где лежат шапоч­ки и сапожки для кукол такого же цвета, но более темных или светлых оттенков ( две шапочки, две пары сапожек).

Ход игры.

Каждый ребенок получает карточку с изображением куклы и конвертик с шапочка­ми и сапожками. Педагог объясняет, что куклы еще не полностью одеты для прогулки и предлагает выполнить следующие задания:

Надеть на кукол шапочки и сапожки светлее, чем пальто или куртка.

Надеть сапожки и шапочки темнее, чем пальто или куртка.

Шапочки темнее, а сапожки светлее...

Шапочки светлее, а сапожки темнее...

После выполнения каждого задания педагог спрашивает у детей, в какую цвето­вую гамму они одели кукол на прогулку. Дети называют цвет пальто и оттенки цвета шапочки и сапожек.






























Аппликация. Тема. Украсить дастархан.

ЦЕЛИ:. Научить правильно держать ножницы и свободно владеть ими, разрезать поперек узкие, затем более широкие полосы, составлять узоры из гео­метрических форм на полосе, круге, квадрате и последовательно их наклеивать.

Материал. Бумага, клей, ножницы, образец дастархана.


Ход занятия.

1.Оргмомент.

2.Сообщение темы и целей занятия.

3.Вступительная беседа.

Педагог говорит, что слово орнамент в переводе с латинского языка означает украшение. Он состоит из ряда последовательно расположенных элементов. В каждом орнаменте обязательно соблюдается строгая закономерность, связанная с симметрией и ритмом (чередованием). Самостоятельного значения орнамент не имеет. Обычно он слу­жит для украшения поверхности какого-либо художественного изделия. Орнамент при­дает изделию выразительность, красоту, подчеркивает его форму и фактуру.

Далее воспитатель выдает детям образцы геометрической формы и предлагает ук­расить ими дастархан.

4. Самостоятельная работа.

Педагог нацеливает детей на то, что готовый орнамент должен найти свое единствен­ное место на украшаемом предмете или изделии. Например, квадратному материалу лучше всего соответствует орнамент в квадрате. Круглые предметы удачно украшают орнаменты в круге. Краям одежды (воротник, рукава) чаще всего сопутствует ленточ­ный орнамент.

5. Анализ детских работ.

6. Итог занятия.














Аппликация. Тема. Цыпленок вылупился.

Цель. Продолжать учить детей вырезать овал из прямоугольника, составлять из простых форм изображение цыпленка.

Материал. 2 прямоугольника белого и желтого цвета, клей, ножницы, кусочки цвет­ной бумаги.


Ход занятия.

1.Оргмомент.

2.Сообщение темы и целей занятия.

3.Вступительная беседа.

Педагог загадывает загадку.


Был белый дом,

Чудесный дом.

Вдруг что-то застучало в нем.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо.

Такое нежное, такое пушистое

И золотое!


Педагог показывает детям образец.

-Ребята, какого цвета цыпленок? А какого цвета скорлупка, из которой вылупился цыпленок?

-Поэтому на столах у вас прямоугольники белого и желтого цвета. Что нужно сделать, чтобы получился овал?

4. Показ приемов вырезания овала из прямоугольника и квадрата из круга.

- Но, когда вылупляется цыпленок, скорлупка раскалывается, поэтому мы должны белый овал разделить на 2 половины, так как края у скорлупки неровные мы сделаем это методом обрывания.

5. Самостоятельная работа детей. Дети наклеивают желтый овал на лист бумаги - это туловище цыпленка, жел­тый квадрат - голова, 1 половинку скорлупки снизу - на желтый овал, а вторую поло­винку - рядом.

6.Анализ детских работ.










Аппликация. Тема. Грибы.

Цель. Научить детей вырезать из квадрата и прямоугольника различные формы. Познакомить со способом парного вырезания одинаковых частей предметов из листа бумаги, сложенного вдвое, закрепить приемы плавного закругленно­го разреза при вырезании шляпок и ножек.

Материал. У педагога образец - аппликационная композиция из трех грибов, заготовки прямоугольников и квадратов из бумаги разных цветов, полоска для травы, клей, кисточки для клея, ножницы.


Ход занятия.

1.Оргмомент.

2.Сообщение темы и целей занятия.

3.Вступительная беседа.

Землю пробуравил, корешок оставил,

Сам на свет явился, шапочкой покрылся.

(Гриб),

- В лесу растут грибы с разными по цвету ножками и шляпками. Можно встретить группу растущих вместе грибов. Одни из них побольше, другие - поменьше. Это называется семейством. Воспитатель показывает аппликацию с изображением семейства грибов и задает вопросы.

- Скажите, как расположены грибы? (В середине растет один большой гриб, а по краям - маленькие).

- Посмотрите на два маленьких гриба. Отличаются ли они друг от друга? (Нет).

- Маленькие грибы одинаковые. Подумайте, как можно их одновременно вырезать из бумаги. Показывает детям приемы вырезания двух шляпок и двух ножек из листа бумаги, сложенного вдвое. Поясняет, что вырезать шляпку гриба нужно с нижнего уголка, вести закругленный плавный разрез до второго нижнего уголка, используя всю поверхность заготовки. Ножки двух грибов тоже вырезают из листа бумаги, сложенного вдвое. Такое вырезание называют парным.

4. Самостоятельная работа .

В ходе занятия следить, чтобы дети использовали всю поверхность исходной фор­мы, чтобы при закругленном разрезе левая рука с заготовкой плавно поворачивалась навстречу руке с ножницами.

5. Анализ детских работ.

6. Итог занятия.






Аппликация. Тема. Красивый казахский платок.

Цель. Дальнейшее формирование понятия "национальная одеж­да"; научить выполнять аппликацию, правильно располагая орнамент внутри треуголь­ника; сформировать глазомер, чувство цвета и пространства, воспитывать эстетические чувства.

Материал. Цветная бумага, клей, ножницы.


Ход занятия.

1.Оргмомент.

Стучат колеса тук-тук-тук и под веселый этот стук

Мы едим к бабушке своей, везем подарочки мы ей.

Бабуля выйдет на порог и вкусный вынесет пирог,

А мы ее обнимем крепко и подарим ей платок.


2.Сообщение темы и целей занятия.

Рассматривание образцов элементов казахского орнамента.

Повторение названий и изображений элементов

3.Вступительная беседа.

- Платок является одним из компонентов национальной одежды и также украшается различными национальными узорами. Вспомнить вместе с детьми, какие элементы орнамента они знают, выбрать из всех элементов те, которые будут наклеивать и выполнить работу.

Пальчиковая гимнастика

Дети в лодочке плывут и платочком машут

Песни весело поют и в ладошки …

4. Самостоятельная работа.

Помочь детям правильно расположить узор, подобрать цвета. Напомнить об акку­ратности при выполнении работы.

5. Анализ детских работ.

6.Итог занятия.












Аппликация. Тема. Мозаика.

Цель. Закреплять у детей умение пользоваться ножницами, ре­зать полоски на прямоугольники; разрезать квадраты на треугольники; воспитывать аккуратность, трудолюбие; развивать умения конструировать фантазию.

Материал. Цветная бумага, ножницы, карандаш, линейка, клей, наглядные пособия с изображением мозаики.


Ход занятия.

1.Оргмомент.

2.Сообщение темы и целей занятия.

3.Вступительная беседа.

Показ наглядных пособий с изображением мозаики.

- Мозаика - это узор, в котором сочетаются и повторяются геометрические или изобразительные элементы. Мозаикой украшают многие архитектурные пост­ройки, здания и т.д.

предложить сделать мозаику из цветной бумаги. Обратить внимание, из каких геометрических фигур она состоит. Как их можно вырезать? Следует рассмот­реть с детьми узоры, выделить те элементы, которые они могут вырезать, обратить внимание на сочетание цвета элементов узора, фона и элементов, на связь узора с фор­мой и назначением предмета.

Технологические сведения.

1. Предложить детям выбрать узор для своей мозаики.

2. Подготовить детали для нее.

3. Сложить сначала на бумаге рисунок из геометрических фигур.

4. Осторожно приклеить.

4. Самостоятельная работа детей.

Занятия можно варьировать в зависимости от способностей детей.

1. Педагог может предложить один узор для всей группы.

2. Дети по желанию складывают свою мозаику.

3. Можно делать работу небольшими группами.

Поощрять выдумку, фантазию детей. Напоминать об аккуратности при наклеива­нии деталей мозаики и не забывать о композиции рисунка.

5. Анализ детских работ.

6.Итог занятия.








Аппликация. Тема. Домбра.

Цель. Учить изображать предметы из нескольких частей, вырезать на глаз симметричные формы из бумаги, сложенной вдвое; воспиты­вать патриотизм.

Материал. Цветная бумага, ножницы, карандаш, фломастеры, клей.


Ход занятия.

1.Оргмомент.

2.Сообщение темы и целей занятия.

3.Вступительная беседа.

Широка душа казаха:

Песня льется из груди.

И откуда в сердце столько

Щедрости и доброты!

- Казахский парод очень любит песни, музыку. А в вашей семье любят петь народные песни?

- На каких музыкальных инструментах играют взрослые в вашей семье?

- Какие музыкальные инструменты вы знаете? (Кобыз, домбра). Традиционным казахским музыкальным инструментом является домбра.

После беседы просит детей приступить к работе.

4. Показ изоб­ражения домбры.

Дети анализируют, из каких частей состоит домбра. Делают вывод, что основание инструмента похоже на овал, а струнная часть - удлиненной формы. Необходимо напом­нить о детали, помогающей настраивать домбру.

- Как можно изготовить из бумаги основные детали домбры. Овал можно вырезать из сложенного вдвое прямоугольника, обрезая углы. Струнную часть можно изготовить, отрезая полоску от края листа бумаги. Таким же образом можно приготовить детали для настройки струн. А сами струны можно нарисо­вать после того, как основные детали домбры будут наклеены на бумагу. Желательно выбрать фон, правильно подобрать цвета.

5. Самостоятельная работа.

В ходе занятия помогать детям соблюдать пропорции, не забывать о композиции аппликации. Можно предложить детям по желанию украсить домбру элементами казах­ского орнамента.

6. Анализ, детских работ.

7. Итог занятия.









Тема. В серебристой паутинке огоньком горит листок.

Программные задачи. Учить вырезать осенние листья, используя формы выреза­ния по центрально-лицевой симметрии. Учить создавать объемную аппликацию.

Материал. Цветная бумага, листы бумаги, альбомные листы, цветные мелки, клей, ножницы.

Ход занятия.

1.Оргмомент.

2..Вступительная беседа.

Педагог беседует с детьми о красивом времени года осени. Затем предлагает сде­лать аппликацию на тему осени.

Технологические сведения.

1. Дети рисуют паутинку черным мелком на листе бумаги.

2. Чтобы вырезать листок, нужно сложить пополам исходную форму цветной сто­роной внутрь и нарисовать карандашом половинку листка. Использовать необходимо всю поверхность заготовки.

3. Дети приклеивают осенний лист к паутинке, стараясь намазать клеем только сгиб, чтобы аппликация получилась объемной.

3. Самостоятельная работа.

4. Анализ детских работ.

5. Итог занятия.










Тема. Пушистые цыплята.

Цель. Учить детей выполнять аппликацию способом об­рывания; воспитывать аккуратность, усидчивость; развивать волевые каче­ства.

Материал. Тонкая, желательно желтая бумага, ножницы, клей, карандаш, заготов­ка изображения цыпленка.

Ход занятия.

1.Оргмомент.

2. Вступительная беседа.

Педагог начинает занятия со стихотворения "Цыплята":

На зеленой травке

Желтые комочки.

- Вы не рвите, лети, нас,

Мы ведь не цветочки!

- А с какими цветочками можно спутать цыплят? (С одуванчиками).

- Опишите цыплят. Какие они? {Желтенькие, пушистые, маленькие).

- Вам нравятся цыплята?

- У кого дома есть цыплята?

- Как вы за ними ухаживаете?

- Чем кормите? От кого оберегаете?

- А как курочка зовет своих цыплят, когда найдет зернышко? (Ко-ко-ко, ко-ко-ко).

- Сегодня на занятии мы с вами будем делать аппликацию на тему: "Пушистые цыплята", а выполнять ее будем способом обрывания, чтобы показать цыплят пушисты­ми комочками. Педагог готовит заготовку, близкую к исходной форме предмета, и показывает, как надо отрывать небольшие кусочки бумаги кончиками пальцев, чтобы получилось нужное изображение.

3. Самостоятельная .

В аппликации способом обрывания следует использовать тонкую бумагу. 4. 4. Анализ детских работ.

5. Итог занятия.

























Аппликация. Тема. Национальный казахский камзол и жилетка.

Цель. Дальнейшее раскрытие понятия "национальная одежда" (кам­зол, жилетка); закрепить названия казахских национальных узоров; развивать глазомер, чувство ритма и цвета.

Материал. Репродукции с изображением камзола и жилета, цветная бумага, клей, ножницы, простой карандаш.

Ход занятия.

1.Оргмомент.

2.Сообщение темы и целей занятия.

3 .Вступительная беседа. Работа по теме.

Рассмотреть национальную одежду - камзол и жилетку. Особое внимание обратить на то, что казахский орнамент, как правило, крупный по форме. Характерно также симметричное распределение орнамента по отношению к вертикальным осям. Раскраска производится обычно белыми, черными, красными, синими, желтыми, зелеными, корич­невыми или серыми красками.

Обратить внимание на разнообразие казахского орнамента: кошкар-мюиз (бараний рог), скар-мюйз (один рог), жапырак (лист), жапырак-гуль (трилистник), агаш (дерево), кус-канат (крылья птицы), тумарша (амулет), торт-кулак (мотив крестовины, составлен­ный из орнамента "бараний рог").

Сделать вывод, что орнаментальное искусство Казахстана очень разнообразно. Оно слагается из орнаментов - геометрических, растительных, животных.

Далее, обратить внимание на узоры на камзоле и жилетке, сравнить их и, если не трудно, дать им название. Затем приступить к украшению камзола и жилетки аппликацией.

4. Самостоятельная работа.

Дети выбирают наиболее понравившийся им узор и украшают камзол или жилетку.

5. Анализ детских работ.

6. Итог занятия.













Аппликация. Тема. Лодочка (Коллективная работа).

Цель. Упражнять в вырезании геометрических фигур; продол­жать составлять композиции с использованием треугольных форм, учить работать с ножницами, воспитывать умение работать сообща. Формировать уважение между деть­ми.

Материал. Голубые панно из бумаги, клей, ножницы, салфетки, цветная бумага.


Ход занятия.

1.Оргмомент.

2.Сообщение темы и целей занятия.

3.Вступительная беседа. Работа по теме.

Педагог начинает занятие со стихотворения:

Матросская шапка,

Веревка в руке.

Тяну я кораблик

По быстрой реке.

- Что вы видите на картинке? (Показывая образец, воспитатель спрашивает, из каких геометрических фигур состоит кораблик?).

Затем воспитатель показывает, как из треугольника можно вырезать лодочку. Пред­лагает вырезать части лодочки из цветной бумаги и составить общую композицию, отве­чающую общему замыслу.

4. Самостоятельная работа детей.

5. Анализ детских работ.

6. Итог занятия.




















Аппликация. Тема. Хоровод елочек. Кос муиз.

Цель. учить вырезать несколько одинаковых форм из бумаги, сложенной гармошкой, развивать чувство ритма.

Материал. Цветная бумага, клей, ножницы, простой карандаш.

Ход занятия.

1.Оргмомент.

2.Сообщение темы и целей занятия.

3.Вступительная беседа.

Из бумаги, сложенной в несколько слоев, которую называют гармошкой, получают­ся интересные и полезные вырезки. Они используются для украшения разных изделий.

Если изображения имеют симметричное строение, рисуют только половины изображе­ний. Например, от линии сгиба рисуют половину изображения елочки, а получается целый еловый лес.

4. Самостоятельная работа.

Можно усложнить работу, предложив сделать "хоровод" елочек и грибков. Для этого рисуют на обеих половинках от линии сгиба: на одной - половину елочки, а на другой половину грибка.

Также детям предлагается вырезать из бумаги, сложенной в несколько раз, казахский национальный орнамент "кос мюиз". Обратить внимание детей на те пред­меты народного быта, которые могут быть украшены этим узором: сырмак, туе кииз, орамал, одежда и т.д. По желанию оформить этим узором торсык в альбоме по аппликации.

5. Анализ детских работ.





















Аппликация. Тема. Моя любимая книга.

Цель. Учить детей самостоятельно выбирать содержание карти­нок для книжки, согласовывать размер изображаемого предмета с величиной страницы; использовать два способа вырезания: симметричный и парный; развивать творческие способности детей; вызвать желание сделать приятное близким и родным людям.

Материал. Две-три книжки-картинки для малышей, набор цветной бумаги, ножни­цы, клей.


Ход занятия.

1.Оргмомент.

2.Сообщение темы и целей занятия.

3.Вступительная беседа. Работа по теме.

- Ребята, вы любите читать? А какие книги вам нравятся?

Просит двух-трех ребят рассказать о прочитанных книгах и ответить, почему им нравятся :эти книги?

-Дети, послушайте пословицу и подумайте, какой смысл заложен в ней?

Мудрец не тот, кто приобрел немало книг,

А тот, кто их прочел и многое постиг.

- Ребята, а почему книга является лучшим подарком? Давайте мы с вами порадуем близких нам людей, сестренок и братишек, мам и пап, бабушек и деду­шек, друзей и подарим им книжки-картинки. Ведь вы уже умеете вырезать раз­ные предметы из бумаги, сложенной вдвое. Одни симметричные предметы мож­но вырезать целиком, а у других вырезать основную часть, а другие части выре­зать парным способом.

Можно поместить на доске карточки с силуэтными изображениями пред­метов и их половинок. Чем разнообразнее будут предметы, тем интереснее по­лучится книжка.

4. Самостоятельная работа.

Напомнить детям, что величина предмета должна соответствовать размеру страни­цы. Одобрить тех, кто вырезает такие предметы, которые раньше не изображали на занятиях.

5. Анализ детских работ.

6. Итог занятия.











Аппликация. Тема. Зимний лес.

Цель. Продолжить изображение зимнего леса с помощью метода "обрывания", развивать эстетическое восприятие, подбирать соответствующие цвета.

Материал. Цветная бумага, клей, бумага светлых тонов: розовая, голубая, серая..


Ход занятия.

1.Оргмомент.

2.Сообщение темы и целей занятия.

3.Вступительная беседа. Работа по теме.

Педагог напоминает детям о том, как недавно они совершили путешествие в зимний лес и потом рисовали его.

- А сегодня мы изобразим зимний лес с помощью аппликации.

Показывает детям способы изображения деревьев с помощью метода "обрывание"

- отрывание небольших кусочков - полосочек цветной бумаги и приклеивание их на лист бумаги.

4. Самостоятельная работа.

Начинать нужно со ствола, затем переходить к веткам. Когда деревья будут готовы, готовятся маленькие кусочки белой бумаги - это хлопья снега. 5.Анализ детских работ.

6. Итог занятия.















АППЛИКАЦИЯ Тема. Украсим елку.

Цель. Упражнять в вырезании по замыслу; развивать творчество, фантазию; закреплять умение работать с ножницами.

Материал. Цветная бумага, альбомный лист бумаги с уже наклеенной елкой.


Ход занятия.

1.Оргмомент.

2.Сообщение темы и целей занятия.

3.Вступительная беседа.

Прочитать стихотворение о елочке. Предварительно рассмотреть игрушки на елке. На занятии вспомнить, какие игрушки дети видели на елке.

Затем воспитатель предлагает детям украсить свою елку. Дети вырезают игрушки по представлению и украшают елку.

4. Самостоятельная работа детей.

5.Анализ детских работ.

6. Итог занятия.





















Аппликация. Тема. Тускииз.

Цель. Закреплять навыки вырезания из бумаги казахских орна-ментов; работать над понятиями "тускииз", "текемет", "сырмак", "алаша", "тукти ки­лем"; сформировать умение размещать орнамент на квадрате или прямоугольнике; вос­питывать усидчивость, терпеливость, аккуратность, развивать глазомер.

Материал. Репродукции с изображением предметов быта казахского народа, цвет­ная бумага, клей, ножницы, простой карандаш.


Ход занятия.

1.Оргмомент.

2.Сообщение темы и целей занятия.

3.Вступительная беседа. Работа по теме.

Рассмотреть вместе с детьми предметы народного быта или репродукции с их изоб­ражением, выявить особенности. Спросить, сохранились ли такие редкие теперь вещи у кого-нибудь дома. Еще раз обратить внимание на то, что юрта, все бытовые предметы, украшались национальным орнаментом. Рассказать, что в интерьере юрты главную роль играли узорчатые войлочные ковры - текеметы (с вкатанным расплывчатым узором голубого, золотисто-желтого, красного цветов), сырмаки - главным образом, черно-белые, с характерным четким графическим узором и тускиизы - украшенные апплика­цией из красного и черного сукна, часто сочетавшейся с вышивкой, а также тканые ковры с многоцветными узорами. Последние бывают как безворсовые {алаша) с чередующи­мися орнаментированными полосами, так и ворсовые (тукти килем), для которых ха­рактерно наличие каймы с рисунком, отличающимся от узоров поля.

4. Самостоятельная работа .

Показать технологию украшения тускииза. По желанию детей предложить им ук­расить сырмак, алащу или сулге (полотенце). Напомнить о цветах.

5. Анализ детских работ.

6. Итог занятия.















Аппликация. Тема. Кактус (Обрывание).

Цель. Учить выполнять композицию способом обрывания, пра­вильно располагать части изображения, планировать свою работу.

Материал. Цветная бумага, клей, НОЖНИЦЫ.


Ход занятия.

1.Оргмомент.

2.Сообщение темы и целей занятия.

3.Вступительная беседа.

Педагог вносит в группу кактус в горшочке и предлагает детям рассмотреть его. Объясняет, что неровность листьев кактуса дети будут передавать с помощью способа обрывания, стараясь придавать им овальную форму

Затем дети вырезают из прямоугольной заготовки горшочек для цветка.

Дети, которые справились с заданием быстрее всех, могут вырезать цветок, и у них получится цветущий кактус.

4. Самостоятельная работа детей.

5.Анализ детских работ.

6. Итог занятия.



















Аппликация. Тема. Байконыр.

Цель. Учить вырезать изображения симметричного строения из одноцветной бумаги, развивать умения составлять композицию; воспитывать патрио­тизм, трудолюбие.

Материал. Цветная бумага, ножницы, клей, карандаш, кисточки для клея.


Ход занятия.

1.Оргмомент.

2.Сообщение темы и целей занятия.

3.Вступительная беседа. Работа по теме.

Педагог читает отрывок из песни на слова П. Кагановой.

Нам в окошко звезды светят.

Наступил вечерний час,

Мы с братишкою в ракете

На луну летим сейчас.

-Одеваемся, собираемся,

Мы летим и поем,

Хорошо кругом!

- Дети, а откуда космические корабли и спутники поднимаются в небо?

В нашей стране есть прекрасный город Байконыр, откуда запускают ракеты, косми­ческие спутники. Он оснащен сложной аппаратурой, позволяющей управлять запуском космических судов, контролировать их полет, добывать научные сведения о нашей плане­те - Земле, ее спутнике - Луне, а также о других планетах.

- А как называют людей, которые летят в ракете на космические станции?

Сегодня на занятии мы с вами будем мастерить ракету, которая полетит с нашего Байконыра. Для этого нам понадобится цветная бумага и шаблоны.

4. Анализ строения ракеты, готовит по шаблонам детали летательного судна. Особое внимание следует обратить на симметричные элемен­ты, например, иллюминаторы, крылья. Важно напоминать о сочетании цветов.

5. Самостоятельная работа детей.

Напомнить детям о правилах обращения с ножницами, клеем. Помочь с компози­цией работы. Поощрить творчество детей, если у них возникло желание внести до­полнения.

6. Анализ детских работ.

7. Итог занятия.









Аппликация. Тема. Астана. (Коллективная работа).

Цель. Продолжать формировать у детей навыки коллективной работы, отражать в аппликации свои знания и представления о зданиях разного назначе­ния; учить детей работать с шаблонами (деревья), обводить их карандашом и вырезать по контуру. Воспитывать интерес к окружающему миру.

Развивать логическое мышление.

Материал. Иллюстрации с изображением разных домов; большой лист бумаги или картона для составления общей композиции, светлые квадраты и прямоугольники, по­лоски бумаги для окон серого или голубого цветов, яркие полоски для изображения дверей, крыш; картонные шаблоны деревьев, простые карандаши, ножницы, клей.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

2 . Вступительная беседа.

- Ребята, какой город является столицей нашего государства? Правильно. Это го­род Астана.

За короткое мгновенье

Средь бескрайней целины

Вырос город - просто чудо,

Небывалой красоты!

Астана манит огнями

Улиц, парков, площадей.

Расцветай себе во славу,

Сердце Родины моей!

Вы знаете, что в Астане большими темпами идет строительство. Строители сразу возводят много жилых домов, а также - очень нужные людям магазины, детские сады, школы, больницы, кинотеатры. Когда стройку заканчивают, эту часть города называют микрорайоном.

3. Сообщение темы и целей занятия.

Сегодня вы тоже будете строителями и построите новый микрорайон нашей столицы. Конечно, изобразить такой микрорайон можно только всем вместе, кол­лективно. Вот такие здания вам нужно построить в новом микрорайоне.

Педагог помогает детям распределить работу. Одно здание могут изображать двое детей. Исходные формы для зданий разложить на отдельном столе, чтобы дети имели возможность выбрать нужные.

Побуждать детей смотреть на изображения зданий на картинках, чтобы передавать в своих аппликациях те или иные особенности построек разного назначения. Сказать детям, что в новом микрорайоне нужно посадить деревья, озеленить его и предложить по картонным шаблонам заготовить деревья. Для этого следует приложить шаблон на белую сторону зеленой бумаги и обвести его у самого края простым карандашом, затем вырезать по нарисованному контуру крону, а ствол вырезать отдельно. Каждый ребе­нок изготовит несколько деревьев.

4. Самостоятельная работа.

Вместе с детьми разложить дома на общем листе несколько раз, пока не будет найде­на наиболее выразительная композиция. Затем между и перед домами "посадить" дере­вья, которые могут частично заслонять дома.

5. Анализ детских работ.

Итог занятия.
































Аппликация. Тема. Витрина магазина.

Цель. Учить отбирать относящийся к определенной теме мате­риал из журналов и газет по какому-либо признаку; составлять из него коллажи; дать детям представление о наиболее важных законах композиции, доступных для их возраста, представление об искусстве современного дизайна. Развивать творческие способности детей. Воспитывать интерес к окружающему миру.


Материал. Цветной картон, клей ПВА, старые журналы и газеты, кусочки цветной самоклеящейся пленки.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

2. Сообщение темы и целей занятия.

Педагог раскладывает на столе листы из журналов, газеты, а дети сами выбирают изображение товаров, соответствующих их магазину. Например, все фотографии и ри­сунки цветов собираются в цветочный магазин; изображения кастрюль, кувшинов, ча­шек и тарелок - в магазин посуды, а зверей и птиц - в зоомагазин.

Дети вырезают все, что подобрали для своих магазинов. После того, как композиция найдена и все вещи заняли свои места, их нужно приклеить к картону.

3. Самостоятельная работа.

Напомнить детям об эстетичности выполняемой работы.

4. Анализ детских работ.

5. Итог занятия.




















Аппликация. Тема. Коробочка-сюрприз.

Цель. Познакомить с коллажем; научить передавать ярко и выра­зительно с помощью цвета и разно фактурных материалов задуманную тему. Воспитывать усидчивость, терпеливость.

Развивать логическое мышление. Развивать творческие способности детей.

Материал. Коробочка из-под конфет, разнофактурная бумага (креповая, бархат­ная, калька, фольга серебряная и золотая), ракушки, бисер, фломастеры, ножницы, клей ПВА, скотч, нитки.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

- Сегодня помечтаем о море. Можно поговорить с детьми на эту тему, рассказать о морских обитателях и птицах, о погоде на море

2. Сообщение темы и целей занятия..

3. Вступительная беседа. Работа по теме.

А что, если мы поместим свое море в маленькую коробочку из-под конфет? Песчаный берег сделаем из золотисто-желтой бумаги, согнем вдоль синюю креповую бумагу, как будто это волны выступают на поверхности моря. Для неба возьмем кусочек светло-голубой бумаги, а серебристая фольга превратится в облака.

Затем разбросаем по берегу ракушки, поставим зонты, пальмы, в море пустим па­русники и пароходы, в небе зажжем солнце и выпустим птиц.

4. Самостоятельная работа.

Обратить внимание на композицию поделки, способы сочетания разнофактурных материалов.

5. Анализ детских работ.

6. Итог занятия.














Аппликация. Тема. Открытка к 8 Марта.

Цель. Развивать навыки оформительской работы, знакомить с при­емами рельефной аппликации; формировать эстетический вкус. Воспитывать усидчивость, терпеливость.

Материал. Цветная бумага, ножницы, клей, образец открытки.


Ход занятия.

1. Оргмомент.

2. Сообщение темы и целей занятия. Педагог предлагает детям сделать поздравительную открытку к Дню 8 Марта для своих мам и бабушек.

3. Вступительная беседа. Работа по теме.

На лицевую сторону открытки к правой стороне наклеивают мраморную бумагу с голубыми и синими разводами. Из двух красных кругов делают цифру 8. Для этого надо разрезать каждый круг по диаметру и при наклеивании слегка отодвинуть одну половину круга от другой. Цветок делают из белой бумаги, сердцеви­ну - из оранжевой, стебель и лист - из салатной.

4. Самостоятельная работа.

Можно предложить детям объемный способ аппликации: вырезать симметричные лепестки цветка, наклеить только их половинки, вторые половинки отогнуть вверх на себя.

5. Анализ детских работ.

6. Итог занятия.

















Аппликация. Тема. Рыбки в аквариуме.

Цель. Воспитывать у детей умение создавать сюжетную компози­цию в аппликации; развивать фантазию, воображение; закреплять умения пользоваться ножницами. Развивать творческие способности детей. Воспитывать усидчивость, терпеливость.

Воспитывать интерес к окружающему миру.

Материал. Цветная бумага, клей, ножницы, фломастеры, карандаши, аквариум с рыбками или иллюстрации с изображением аквариума.

Ход занятия.

Оргмомент.

Сообщение темы и целей занятия.

Вступительная беседа.

Педагог подводит детей к аквариуму или показывает иллюстрацию с изображением аквариума и спрашивает, что такое аквариум и для чего он предназначен. ЭТО домик, где живут маленькие причудливые рыбки.

А у КОГО дома есть аквариум?

- Каких рыбок вы держите в нем?

- Как вы ухаживаете за рыбками?

- Чем вы их кормите?

- Дети, а чем отличаются аквариумные рыбки от тех, которые обитают в естествен­ных водоемах?

- А какие рыбки вам больше нравятся и почему?

После беседы педагог предлагает поближе рассмотреть рыбок и описать их цвет, строение. Следует обратить внимание на форму рыб, их чешую, плавники, глаза, хвост.

Работа над темой.

Далее педагог предлагает сделать аппликацию на тему "Рыбки в аквариуме". Зао­стрите внимание детей на том, что в аппликации можно использовать различные формы, такие как круг, овал, треугольник. Напомните о правилах пользования ножницами.

Самостоятельная работа.

При составлении сюжетной композиции поощрять фантазию, воображение детей. Побольше хвалить их за удачные композиции.

Анализ детских работ.

Чей аквариум удачнее, красивее?

Итог занятия.








Аппликация. Тема. Под парусом.

Цель. Учить создавать сюжетные композиции; побуждать к ис­пользованию ярких цветовых сочетаний для передачи настроения в изображении.

Материал. Цветная бумага, клей, ножницы, простой карандаш.

Ход занятия.

Оргмомент.

Сообщение темы и целей занятия.

Вступительная беседа. Работа по теме.

Напомнить, что сюжет - это определенное событие, ситуация, явление, изображен­ное в произведении. Предложить детям выполнить сюжетную аппликацию "под пару­сом". Изображения, которые входят в данную аппликацию (набережная, дома, окна, лодка, паруса, чайки), вырезают без нанесения контуров - "на глаз." Но для этого бумага заготавливается такой формы, чтобы работать было легко: разрезаем прямоугольник по диагонали и получим паруса; из полосы бумаги вырезаем дом, окна, двери. Круглые формы вырезают из квадрата "на глаз." Для того от середины стороны квадрата плавно срезают угол до середины другой стороны квадрата.

Самостоятельная работа.

Дети используют все знакомые приемы вырезания, а также подбирают яркую цвет­ную бумагу с целью передачи настроения.

Анализ детских работ.

Итог занятия.





















Аппликация. Тема. Ветка яблони.

Цель. Закрепить умение вырезать симметричные фигуры, разви­вать умение видеть и передавать форму изображения, пропорции; воспитывать наблю­дательность, любовь к природе. Развивать творческие способности детей. Воспитывать усидчивость, терпеливость.

Материал. Цветная: бумага, клей, ножницы, шаблоны.

Ход занятия.

Оргмомент.

Вступительная беседа.

-Ребята, нравится ли вам весна? Чем она примечательна? Расскажите, что происхо­дит весной?

Можно предложить рассмотреть картинку о весне. Педагог с детьми обобщают признаки весны: день становится теплее, тает снег, прилетают птицы, на деревьях распус­каются почки, из которых появляются листья, а некоторые деревья начинают цвести.

Такие деревья называют плодовыми. К ним относятся сливы, абрикосы, вишни, яблони.

Сообщение темы и целей занятия. Работа по теме.

- Сегодня мы с нами сделаем аппликацию ветки яблони с цветами. Для выполнения этого задания нам понадобится цветная бумага зеленого, коричневого, белого и желтого цветов, клей, ножницы, простой карандаш.

Необходимо обратить внимание детей на форму листьев, как их можно вырезать из бумаги.

Чтобы вырезать листья, необходимо цветную бумагу сложить пополам, книжкой из двух страниц, внутри которой цветная сторона бумаги. На линии сгиба отложить вели­чину листа с черенком. Затем нанести очертания половины листа на основе сравнения формы этой половины с натурой.

Прямые ветки отрезаются от края листа бумаги, зауженными кверху. Цветки вырезаются аналогично листьям.

Самостоятельная работа детей.

Обратить внимание детей:

а) на экономию при использовании бумаги;

б) на правила пользования ножницами, клеем;

в) на композицию аппликации.

Анализ детских работ.

Итог занятия.








Аппликация. Тема. Животные Казахстана. Верблюд.

Цель. Продолжить знакомство детей с животным миром Казахста­на; выполнить мозаичные работы с помощью метода "обрывания'1: воспитывать акку­ратность и умение соблюдать максимальную точность.

Материал. Цветная бумага, клей, бумага коричневых тонов, пинцет.

Ход занятия.

Вступительная беседа. Педагог просит детей подумать и сказать, к кому из животных, населяющих терри­торию Казахстана, можно отнести следующие слова:

Дорогу одолеет только тот,

Кто хоть неторопливо, но идет.

Дать характеристику этому животному. Можно привести несколько пословиц и поговорок, в которых говорится о верблюде, и проанализиро­вать их.

Тот, кто не хочет замечать,

Верблюдицу не замечает.

Кто ничего не хочет знать,

Тот даже господа не знает.

Куда б, кляня свою судьбу,

Верблюды ни бежали,

От клади, что на их горбу,

Им убежать едва ли.

Что ни навьючишь на осла,

В верблюда он не превратится.

Какой корова б ни была,

Она не станет кобылицей.

Сообщение темы и целей занятия.

Затем предложить детям изобразить верблюда с помощью аппликации методом "об­рывания".

Самостоятельная работа.

Обратить внимание на технику работы методом "обрывания". Подготовленные ку­сочки (коричневого цвета, но разных тонов) кладут отдельно. Затем промазывают клеем на фоне силуэт верблюда и накладывают заготовленные кусочки бумаги на проклеен­ную часть. Это можно сделать, наколов кусочки бумаги на большую иглу или с помо­щью пинцета.

Анализ детских работ.

Итог занятия.





Аппликация. Тема. Отгадай загадку.

Цель. Упражнять в сочетании всех видов изобразительной дея­тельности, а также художественного слова, музыки. Учить выполнять работу по пред­ставлению; формировать умение детей передавать сюжет, использовать средства выра­зительности.

Материал. Цветная бумага, клей, ножницы, карандаши.

Ход занятия.

Вступительная беседа. В начале занятия педагог предлагает отгадать литературные загадки. Воспитатель читает отрывки из знакомых произведений К. Чуковского "Мойдодыр", "Краденое сол­нце".

Дети отвечают на вопросы:

Кто написал? Как называется произведение? Предлага­ются загадки о временах года и т.д.

Сообщение темы и целей занятия.

Работа по теме.

Дети из цветной бумаги наклеивают отгадку.

Самостоятельная работа. Анализ детских работ.

Итог занятия.


Рисование. Тема. Город вечером (Гратаж).

Занятие 1.

Цель. Познакомить детей с техникой рисования "гратаж", учить самостоятельно готовить лист бумаги к рисованию (равномерно натереть свечой и по­крыть черной тушью).

Материал. Краски, свеча, жидкое мыло или густой шампунь, черная тушь, палочка с заостренным концом.

Ход занятия.

Работа рассчитана на 2 занятия. Первое занятие - подготовка бумаги к рисованию. Второе занятие - рисование.

Вступительная беседа.

Педагог заранее предлагает понаблюдать за вечерним городом с целью накопления впечатлений, показывает детям иллюстрации и фотографии, обращает внимание на то, какие цвета преобладают на этих картинах.

Сообщение темы и целей занятия.

Работа по теме.

- - Ребята, вечерний город мы с вами будем рисовать необычным способом. Для этого нам нужно приготовить необычную ''волшебную" бумагу. Сегодня мы с вами будем волшебниками. Так как мы будем рисовать город вечером, то фон у нас будет черный. И на этом черном фоне мы будем рисовать вот такими волшебными палочками. Видите, как появляется изображение, появляются дома, деревья, фонари, луна (воспитатель проца­рапывает палочкой изображение).

Этот способ рисования называется "гратаж," слово "гратаж" французского проис­хождения и переводится на русский язык - скрести. И действительно, когда мы рисуем, мы соскребаем покрытие бумаги и наши волшебные палочки процарапывают изображе­ние.

Сначала мы заготовим бумагу.

Последовательность работы.

1. Нанести красками на бумагу беспорядочно пятна ярких цветов.

2. Дать бумаге высохнуть и натереть поверхность листа свечой, очень аккуратно, стараясь покрыть весь лист.

3. В шампунь влить черную тушь и этой смесью покрыть лист бумаги.

4. Дать бумаге высохнуть. Ваш лист готов к работе!

Самостоятельная работа.

Анализ детских работ.

Итог занятия.



























Аппликация. Тема. Цветы Казахстана (Итоговое занятие).

Цель. Расширять познания детей о природе Казахстана; воспиты­вать любовь к Родине, к родному краю; закреплять умение вырезать различными спо­собами; формировать эстетические чувства. Воспитывать усидчивость, терпеливость.

Материал. Цветная бумага, ножницы, клей.


Ход занятия.

Вступительная беседа.

Цветет бутон там, где прижился,

Джигит силен там, где родился.

Обратить внимание на красоту родного края. Поговорить с детьми о цветах, расту­щих на территории Казахстана. Вспомнить стихотворения, рассказы, сказки о цветах.

Веселая полянка,

Душистые цветы!

Зеленая полянка,

Понравилась мне ты.

Сообщение темы и целей занятия.

Далее нацелить детей на то, чтобы на занятии они применили все знания, получен­ные ими в течение года и выполнили аппликацию цветов по своему усмотрению. Если дети хотят сделать аппликацию тюльпана, то обратить внимание на то, что этот цветок издавна был символом плодородия в Средней Азии. Он часто встречается в орнамен­тальных композициях. Характер аппликации должен быть "бодрый и радостный."

Самостоятельная работа.

Напомнить детям о различных способах вырезания; помочь им правильно располо­жить детали композиции.

Анализ детских работ.

Организовать выставку "На солнечной поляночке" и отметить наиболее удачные работы.

Итог занятия.












Аппликация. Тема: В лесу (Коллективная работа).

Цель. Учить вырезанию с натуры и по представлению предметов (деревья, грибы), закреплять умения располагать предметы на широкой полосе, на всем листе, учить устанавливать форму предмета и его части и определять, какой формат бумага требуется для вырезания; развивать глазомер.

Материал. Цветная бумага, клей, ножницы, большой плакат или лист бумаги, ка­рандаши, фломастеры, Лесовичок.

Ход занятия.

Вступительная беседа.

Д. Хармс "Веселый Старичок-Лесовичок":

Жил в лесу старичок маленького роста

И смеялся старичок чрезвычайно просто:

Ха-ха-ха да хе-хе-хе,

Хи-хи-хи да бух-бух-бух!

Бу-бу-бу да бе-бе-бе,

Динъ-динь-динь да трюх-трюх!

Раз, увидя паука, страшно испугался,

Но, схватившись за бока, громко рассмеялся:

Хи-хи-хи да ха-ха-ха,

Хо-хо-хо да гуль-гуль-гуль!

Го-го-го да буль-буль-буль!

А увидя стрекозу, страшно рассердился,

Но от смеха на траву так и повалился!

Гы-гы-гы да гу-гу-гу,

Го-го-го да бах-бах-бах!

Ой, ребята, не могу! Ой, ребята, ах-ах-ах!

Сообщение темы и целей занятия.

- Сегодня, ребята, к нам в гости пришел Лесовичок, но он совсем невеселый. С ним приключилась беда: сгорел его дом - Лес, в котором он живет. Давайте ему поможем восстановить лес.

Работа по теме.

Далее дети распределяют работу. Одни дети делают деревья, другие - елочки, третьи - грибы, цветы и т.д. Педагог координирует работу. Он напоминает, что при вырезании деревьев различных пород необходимо учитывать особенности их строения. Можно приготовить образцы разных деревьев.

Технологические сведения.

Чтобы вырезать из бумаги дерево, надо:

1. Нарисовать его на бумаге, сложенной пополам.

2. На линии сгиба отложить высоту. 3. Определить высоту ствола и кроны.

4. Попытаться передать особенности дерева.

5. Необходимо использовать разные оттенки зеленого цвета.

Таким же образом можно изготовить грибы, цветы. Из зеленых полосок бумаги вырезать траву.

Сюжетную коллективную аппликацию можно дополнить изображением солнца, об­лаков, тропинки, птиц и других дополнений. Важно обратить внимание на подбор цветов, а также на расположение предметов на широкой полосе (земля, трава), на всем листе.

Далее, после подготовки всех деталей, решается вопрос о композиции аппликации. На фоне раскладывают все необходимые элементы сюжетной композиции, уточняют цвет, форму изображаемых предметов, пропорциональное соотношение между ними. Далее, перемещая изображение на фоне, определяют положение, при котором оно выгля­дит красиво. Легким нажимом карандаша на фоне отмечают места, куда следует прикле­ивать части аппликации. Только после этого приступают к наклеиванию.

Самостоятельная работа.

Необходимо подбадривать детей, поощрять их инициативу. Напоминать об эконом­ном использовании бумаги, а также правилах пользования ножницами.

Анализ детских работ.

Воспитатель подводит итоги работы, оценивает деятельность детей, благодарит за помощь Лесовичку.

Итог занятия.




















Аппликация. Тема. Солнечное утро.

Цель. Формировать умения изображать предметы из нескольких частей. Воспитывать умение создавать сюжетную композицию, развивать глазомер, на­блюдательность, умение располагать предметы на листе бумаги.

Материал. Цветная бумага, ножницы, карандаш, клей, репродукции картин. Ход занятия.

Вступительная беседа.

Здравствуй, утро ясное.

Улыбнулось солнышко,

И в окошко

Постучалось веточкой

Тонкая березка.

Золотое солнышко

В озере умылось,

И березка белая

Вся росой покрылась.

На зеленых листиках

Капельки сверкают.

Ах, какой красивою

Родина бывает!

В. Харьковский.

- Понравилось ли вам стихотворение? Почему?

- Какое настроение у этого стихотворения?

- А вы любите, когда по утрам солнышко будит вас в постели? Педагог обращается к детям:

- Давайте мы с вами через аппликацию передадим всю радость от солнечного утра. Мож­но предложить рассмотреть репродукции с картин о солнечных летних днях, например, "Утро в сосновом лесу" И. Шишкина. Необходимо сказать детям об исполъзованиии аппликации

теплых тонов. Спросить, что бы они хотели изобразить у себя в аппликации .

Далее рассмотреть в альбоме аппликацию на эту тему. Проанализировать, из каких частей состоят предметы: дом, елочки, солнышко. Как можно подготовить аппликацию? Педагог показывает на фланелеграфе возможные варианты расположения предметов.

Самостоятельная работа детей.

Следует помнить о том, что при обучении композиции необходимо развивать уме­ние располагать предметы на листе бумаги. Сначала ребенок должен разложить формы, поискать разные варианты и только потом наклеивать.

Анализ детских работ.

Итог занятия.



Аппликация. Тема. Аул (Коллективная работа).

Цель. Дальнейшее формирование у детей навыков коллективной работы, отражение в аппликации своих знаний и представлений о родном крае; научить детей работать с шаблонами , обводя их карандашом и вырезая по контуру.

Матернал. Иллюстрации с изображением аула; большой лист бумаги или картона, простые карандаши, ножницы, клей, цветная бумага.

Ход занятия.

Вступительная беседа.

- Издавна казахский народ жил в селениях, называемых аулами. Казахи ставили юрты у подножия гор, далеко в степи. Они выбирали места, где можно было пасти скот.

Сообщение темы и целей занятия.

Сегодня мы изобразим такой аул все вместе, коллективно. Рассмотрим работы казахстан­ских художников.

Педагог помогает детям распределить работу. Исходные формы можно разложить на отдельном столе, чтобы дети имели возможность выбирать нужные.

Сказать детям, что они могут изобразить домашний скот. По картонным шаблонам вырезать домашних животных, горы, юрту, человека.

Самостоятельная работа.

Вместе с детьми разложить элементы эскиза на общем листе несколько раз, пока не будет найдена наиболее выразительная композиция. Одним детям поручить снимать изоб­ражения и намазывать их клеем, другим - аккуратно наклеивать их на общий лист.

Анализ детских работ.

Итог занятия.












АППЛИКАЦИЯ



п/п



ТЕМА


Кол-во

часов



Дата



Кор-ка




1.



2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.



9.


10.



11.


12.


13.


14.


15.


16.


17.


18.


19.


20.


21.


22.


23.


24.


25.


26.


27.


28,

29.


30.


31.


32.






Одень куклу в казахский национальный костюм.


Украсить дастархан.


Цыпленок вылупился.


Грибы.


Красивый казахский платок.


Мозаика.


Домбра.


В серебристой паутине огоньком горит листок.


Пушистые цыплята.


Национальный казахский камзол и жилетка.


Лодочка.


Хоровод ёлочек. Космюиз.


Моя любимая книга.


Зимний лес.


Украсим ёлку.


Тускииз.


Кактус.


Байконыр.


Астана.


Витрина магазина.


Коробочка – сюрприз.


Открытка к 8 Марта.


Рыбки в аквариуме.


Под парусом.


Ветка яблони.


Животные Казахстана. Верблюд.


Отгадай загадку.


Цветы Казахстана.



В лесу.


Солнечное утро.


Аул. (Кол. Раб. , итоговое занятие.).





1



1


1


1


1


1


1


1



1


1



1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


2



1


1


1

















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ