Программа дополнительного образования по интеллектуальному развитию дошкольников «Умка» для детей 3-5 лет

Министерство образования Московской области

Администрация города Пущино

Муниципальное учреждение дополнительного образования детей

Центр дополнительного образования для детей «Старт»

_____________________________________________________________________________





Рассмотрена и одобрена УТВЕРЖДАЮ

На заседании Директор ЦДОД «Старт»

Педагогического совета С.А. Скворикова____________

Протокол № 1 28.08.09

От 28 августа 2009г.






Программа дополнительного образования

по интеллектуальному развитию дошкольников

«Умка»


(социально-педагогическая направленность)

для детей 3-5 лет

срок реализации программы: 2 года








Педагог дополнительного

образования ЦДОД «Старт»

Чекаева Наталья Ивановна












г. Пущино - 2009





Пояснительная записка



Настоящая программа является адаптированной программой, социально-педагогической направленности и реализуется в Центре дополнительного образования детей «Старт» с учётом образовательной программы дошкольного образования.

Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе

образования. Дополнительное дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Для реализации этих целей я работаю по теме «Развитие интеллектуальных способностей детей с применением социо-игровой технологии».         
Развитие интеллекта – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве главного условия сохранения индивидуального в детях, так как именно разум и воображение позволяют им строить осмысленную картину мира и осознавать своё место в нём. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.   Уже с младшего возраста главной задачей я ставлю интеллектуальное развитие и сохранение индивидуального в ребёнке. Специфика содержания образования позволяет детям в образной форме воспринимать общие связи и отношения, объективно существующие в окружающем мире: качество – количество, пространство – время, целое – часть, последовательность. Решающее значение в этом процессе я отвожу моделированию скрытых связей и отношений в форме наглядных образов, отражающих общее в единичном. Образное отражение позволяет малышам воспринимать мир в целостности и осваивать жизненное пространство. Обучение детей организую в форме игры и связанных с ней деятельностей, обеспечивающих эмоциональное взаимодействие и общение со взрослым. Создаю условия для свободного выбора ребёнком содержания деятельности и возникновения взаимообучения детей.

Основное место занимает содержание взаимодействия и общение взрослого с детьми, основанное на понимании того, что каждый ребёнок обладает неповторимой индивидуальностью и ценностью, способен к непрерывному развитию.
Учитываю особенность периода от 3-5 лет, отличающую его от других, последующих этапов развития: он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности. Формирую такие качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему и представляют собой «заделы» на будущее, так как в дошкольном детстве складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка.  



Актуальность данной программы

Состоит в интегрированном обучении, что помогает избежать однотипности целей и функций обучения. Такое обучение одновременно является и целью, и средством обучения.

Как цель обучения интеграция помогает детям целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всем ее разнообразии.

Как средство обучения, интеграция способствует приобретению новых знаний, представлений на стыке традиционных предметных знаний.


Условия проведения интегрированных занятий:

● устранение умственной перегрузки дошкольников, постоянная смена методов и приемов работы с детьми; смена умственной нагрузки физической;

● проведение интегрированных занятий во избежание дублирования одного и того же программного материала;

● создание психологически комфортной обстановки на занятии (тон, предвосхищающая оценка, свет, размещение материала, использование в нужном количестве демонстрационного и раздаточного материала, проветренное помещение, рациональная и целесообразная расстановка мебели с выделением различных центров активности: двигательных, творческих, эмоциональных, игровых);

● четкое соблюдение возрастных, индивидуальных и психологических особенностей детей группы;

● направление практического процесса на развитие основных качеств личности: компетентностей: интеллектуальной, коммуникативной, социальной и физической; на развитие самостоятельности и ответственности, инициативности, эмоциональности, самооценки, и, конечно, произвольности поведения;

● организация воспитательно-образовательного процесса на основе педагогики сотрудничества, что способствует эмоциональному, психологическому сближению детей и взрослых;

● введение музыкально-ритмических и динамических переменок между занятиями;

● использование здоровьесберегающих технологий и комплекса психогигиенических мероприятий: двигательные разминки, динамические паузы, артикуляционные и пальчиковые гимнастики, эмоциональные этюды, релаксация, дыхательная и звуковая гимнастика, дидактические игры в движении.

● осуществление личностно-ориентированного подхода к обучению, который включает в себя следующие принципы:

принцип самоактуальности - любой ребёнок принимается таким, каков он есть;

принцип индивидуальности - развитие индивидуальности в соответствии со способностями ребёнка, его психофизическим развитием;

принцип выбора - предоставлять свободу выбора предметов и деятельности каждому ребёнку;

принцип творчества и успеха - включать в образовательный процесс задания продуктивного, творческого характера, повышать самооценку;

принцип веры, доверия и поддержки - доверять детям, принимать любой ответ, направляя ребёнка в правильное русло, использовать предвосхищающую оценку для малоактивных и тревожных детей.

Новизна:


Новизна данной программы:

  1. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс т.е.

организовано педагогическое взаимодействие родителей с детьми раннего возраста, предполагающее двустороннее развитие его участников в процессе формирования когнитивной, эмотивной и регулятивной составляющих;


  1. Создание преемственности программ центра «Старт», с программами

дошкольной и предшкольной подготовки, направленных на становление творчески мыслящей и социально-активной личности.




Цель программы:

Повысить интерес к процессу обучения, ориентированный на интеллектуальную деятельность в будущем.

Задачи:


Развивающие:

  • Развитие мышления, памяти, внимания.

  • Развитие графических навыков, крупной и мелкой моторики.

  • Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

  • Гармоничное развитие психофизических качеств ребенка.

  • Создание условий с использованием здоровьесберегающих технологий в учебном процессе для развития личности ребенка.


Воспитательные:

  • Взаимодействие с семьей, направленное на целостность психического, физического, умственного и духовного развития личности ребенка.

  • Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

  • Воспитывать понятия о своей малой Родине и стране.

Обучающие:

  • Формирование приемов умственных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия.

  • Расширение словарного запаса и общего кругозора детей.

  • Развивать такие качества, как наблюдательность, воображение, фантазию, творческое начало.























Теоретическая новизна, практическая значимость и особенности программы


Теоретическая новизна программы заключается в следующем:

  • Единство образовательного и воспитательного процесса.

  • Выявление и развитие способностей каждого ребенка.

  • Формирование свободной, физически здоровой, творчески мыслящей, социально активной личности, способной впоследствии на участие в социальном и духовном развитии общества.

  • Гуманизация дошкольного воспитания, т.е. ориентация педагога на личность ребёнка.


Практическая значимость программы заключается в следующем:


Ведущей деятельностью у дошкольников является игра. Поэтому занятия, по сути, являются игровым процессом, в процессе которого дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе игр и осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (педагог – ребенок, родитель – ребенок, педагог - родитель) и детей между собой, их общение в парах, в группах.

Присутствие родителей на занятиях – это не презентация качества работы педагога с детьми. Это позиция центра, которая заключается в том, что развивать ребенка надо совместными усилиями. Никакой педагог сам по себе не способен решить проблемы ребенка и дать ему необходимые умения и навыки в одиночку. Ведь значимые взрослые, будь то мама или папа, а также бабушка или дедушка, помимо занятий в центре, проводят с детьми большое количество времени. Поэтому вовсе не лишним будет, если они будут играть с ребенком в те игры, которым научили его играть в центре. При этом играть с ребенком можно и дома, и на прогулке, и по дороге в детский сад.

Важно и то, что мама или папа знают своего ребенка лучше психолога, хорошо «читают» каждый его жест и каждое движение. Поэтому на занятиях они могут являться идеальными помощниками педагога. Выполняя вместе с ребенком упражнения, которые дает им педагог, они еще больше сближаются с детьми.

Занимательные задачи, игры на составление фигур-силуэтов, головоломки способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как: целенаправленность, настойчивость, самостоятельность (умение анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы ее решения, планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль за ними и соотносить их с условием, оценивать полученный результат). Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у ребят умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения. Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать ее невозможно без сосредоточенности, напряженного обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом.





Педагогические принципы реализации программы



При реализации программы учитываются следующие принципы:


  • принцип научности – направлен на формирование у воспитанников умений и навыков, способствует развитию их познавательной активности, усвоению новых терминов и понятий.


  • связь теории с практикой – те знания, которые дети получают на занятиях, воплощаются в практической деятельности.


  • принцип обучения и воспитания детей в коллективе – воспитывается и развивается чувство ответственности, коллективизма, товарищеской взаимопомощи.


  • принцип последовательности и систематичности – направлен на развитие компетентности детей в данном виде творчества.


  • принцип доступности – деятельность в коллективе строится на основе реальных возможностей ребенка, учебный материал прост и доступен.


  • принцип наглядности – обеспечивается применением разнообразных образцов, их иллюстраций, использованием наглядного материала.





























Особенности возрастной группы детей


Программа реализуется с группами детей от 3 до 5 лет. Младший дошкольный возраст.

В дошкольном возрасте ребенок все чаще познает мир за пределами своей семьи. Усложняется содержание общения с окружающими людьми, увеличивается число видов деятельности, которыми овладевает ребенок. Основная тенденция дошкольного возраста выражается в возникновении стремления ребенка быть таким же как взрослый. Однако сами взрослые не всегда готовы принять данную позицию ребенка, запрещая ему манипулировать многими предметами быта. Подражая взрослым, ребенок проявляет самостоятельность, приучается к общественно полезному труду. Потребность быть как взрослый удовлетворяется в сюжетно-ролевой игре наиболее сложном виде деятельности, который ребенок осваивает на протяжении дошкольного возраста. Поэтому когда ребенок на просьбу родителей что-либо сделать, отвечает, что еще не доиграл, нужно посмотреть, во что именно играет ребенок. В играх дети проигрывают роли и ситуации, которые видят в реальной жизни.

Важную роль в жизни ребенка-дошкольника играет сверстник. У детей формируются относительно устойчивые симпатии, складывается совместная деятельность. Общение со сверстником это общение с равным себе, оно дает возможность ребенку познавать самого себя.

Специфичными для дошкольного возраста являются продуктивные (изобразительные) виды деятельности:

  • рисование,

  • конструирование,

  • аппликация,

  • лепка.

В результате осуществления этой деятельности ребенок производит не только какой-то продукт, отображая в нем свои впечатления и опыт жизни, но так же развивает моторику, воображение, внимание, память и другие познавательные процессы. В этом плане продуктивные виды деятельности сходны с игрой.

В дошкольном возрасте развиваются также элементы трудовой и учебной деятельности. Труд детей состоит в том, что они выполняют поручения взрослых, подражая им, выражают интерес к процессу деятельности. Очень важно взрослым именно в этот период поощрять труд ребенка. При этом нельзя критиковать сделанную работу. Важно не то, как ребенок ее сделал, а то, насколько ему это нравилось делать. Если родители в дальнейшем будут поощрением подкреплять желание работать, то в дальнейшем это закрепиться и ребенок с удовольствием будет выполнять любую работу. Важно при этом оценивать труд ребенка, говоря, что это у тебя получилось хорошо, а вот здесь не очень, но в следующий раз обязательно получится. Элементы учебной деятельности проявляются в умении ребенка слышать и слушать взрослого, следовать его советам, действовать по образцу и по правилу, в осознании способов выполнения действий.

В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребенка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами прежде всего на основе непосредственных впечатлений. Сформированность навыков учебной деятельности поможет дошкольнику в его последующей школьной жизни.

Часто родители, воспитатели и, к сожалению, педагоги думают, что если ребенок перед школой умеет читать, писать и считать, то успех ему обеспечен. Однако практика показывает, что часто читающий, пишущий и считающий ребенок, с легкостью приступив к учебе, вдруг, совершенно неожиданно для родителей, начинает снижать свои успехи.

Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу ребенок был зрелым не только в физическом и социальном отношении, но и достиг определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует необходимого запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важно положительное отношение к учению; способность к саморегуляции поведения и пороявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Кроме этого, необходимо наличие у ребенка мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний. Не менее важным являются навыки речевого общения, развития мелкой моторики руки и зрительно-двигательной координации.










































Основные формы и методы работы с детьми


Дополнительная образовательная программа «Умка» рассчитана на 2 года обучения. Первый год - 72 часа, один раз в неделю. Второй год - 144 часа, два раза в неделю. В первый год обучения численный состав группы не должен превышать 15 человек,

во второй - 12 человек.


Форма организации детей – групповая.

Для реализации программы по интеллектуальному развитию и воспитанию дошкольников используются следующие методы:


Наглядные методы обучения: это такие методы обучения, при которых усвоение учебного материала в процессе обучения зависит от применения наглядных пособий и технических средств.

  • наблюдение;

  • рассматривание картин и демонстрация видео фильмов;

  • разнообразные упражнения.


Практические методы:

К группе практических методов обучения относятся:

  • упражнения;

  • игровой метод;

  • элементарные опыты;

  • моделирование.

Словесные методы:

  • Рассказ педагога

Основная задача этого метода — создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях.

  • Рассказы детей

Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей.

  • Чтение художественных произведений детям

Чтение позволяет решить ряд задач: расширять, обогащать знания детей об окружающем мире, формировать способности детей к восприятию и пониманию художественной литературы.

  • Беседы

Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.

















Этапы реализации программы


Данная программа реализуется в учреждении дополнительного образования детей и рассчитана на два года обучения:


  1. В первый год обучения дошкольники приобретают элементарные знания о математических представлениях, знакомятся с формой и цветом предметов, учатся соотносить цифры и количество предметов (от 1 до 5), сопоставлять разные признаки предметов. Получают общие сведения об окружающем мире, смене времен года, частей суток. Происходит развитие памяти, внимания, мышления, через игровые ситуации, выполнение заданий с помощью дидактического материала, игры-беседы и мини-викторины. Развивается мелкая и крупная моторика через творческую деятельность, которая включает в себя изодеятельность, лепку, аппликацию, конструирование.


  1. После второго года обучения дети получают знания об окружающем мире и практических способах взаимодействия с ним. Происходит общее психическое развитие и активизация воображения, также происходит формирование приемов умственных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия. Формируются навыки произвольной деятельности, навыки наблюдения за объектом:

- выделение существенных признаков объекта,

-умения сравнивать объекты по признакам (форма, величина, цвет, функции),

-умение найти лишнее,

-умение определить наличие изменений.

Продолжается развитие мелкой моторики, крупной моторики и графических навыков.

Происходит развитие речи, умение составлять небольшой рассказ по картинке, умение произвольно удерживать внимание на предмете обсуждения, анализировать полученную информацию, расширяется словарный запас и общий кругозор детей.












Прогнозируемые результаты


Реализация программы «Умка» предполагает овладение детьми определенным уровнем знаний и умений. В результате по окончанию обучения дети должны:



ЗНАТЬ:

  • Цифры от 1 до 10; знаки «+», «-», «=»,

  • Как разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.

  • Количественный и порядковый счет, прямой и обратный счет.

  • Название и последовательность дней недели, месяцев, времен гда.

  • Называть свое имя и фамилию. Называть имя и фамилию своих родителей.

  • Знать название своего города. Знать название столицы Родины. Знать название нашей планеты.

  • Называть явления природы.





УМЕТЬ:

  • Выполнять задания, не отвлекаясь.

  • Находить несколько отличий между предметами и между двумя рисунками.

  • Копировать узор или движение.

  • Запоминать несколько картинок.

  • Рассказывать по памяти рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.

  • Определять последовательность событий по картинкам.

  • Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.

  • Уметь конструировать по образцу.

  • Выполнять аппликации на бумаге.

  • Штриховать рисунки, не выходя за их контуры. Аккуратно раскрашивать сложные рисунки.

  • Ориентироваться на листе бумаги.

  • Составлять рассказы по одной картинке, по серии картинок.

  • Ориентироваться в окружающем пространстве, устанавливать последовательность событий, способность рассуждать и давать причинные объяснения.

  • Проявлять устойчивый интерес к различным видам деятельности.



Оценка результатов работы обучающихся проводится в виде:


    1. творческих выставок;

    2. открытых занятий;

    3. мониторинга, проводится один раз в квартал.

    4. диагностики, проводится два раза в год.




Показатели результативности образовательной программы





Показатель


Формы и методы диагностики

Уровень культуры обучающихся


Беседа, наблюдение

Уровень развития творческого мышления


Выставки, конкурсы, оценка уровня выполнения творческих заданий

Уровень развития познавательной активности


Наблюдение, беседа, игра - импровизация

Уровень развития мышления


Диагностические задания, беседа, опрос.

Уровень развития коммуникативных способностей


Игра – беседа, наблюдение

Уровень развития символических способностей (воображения и игры)


Наблюдение, беседа































Средства, необходимые для реализации программы


Для реализации программы необходимо следующее:




Материально – технические средства


Учебно – методические средства

Отдельный кабинет со столами и стульями для 12-15 человек.


учебные пособия

Компьютерная техника:

  • компьютер

  • мультимедийный проектор

  • принтер

  • сканер

  • акустическая система


- видеофильмы

- аудиозаписи

Доска магнитная

Фланелеграф


Раздаточный дидактический материал, иллюстрации, плакаты, фотографии, стенды

Оформленное игровое пространство


кукольная мебель, конструктор, машины, мячи, пирамидки, кубики и т.д.






























Учебно-тематический план первого года обучения





Наименование разделов

Кол-во часов

всего

теорет.


Практ.

1.

Развитие речи и мышления.

18

6

12

2.

Развитие памяти, внимания.

18

6

12

3.

Графические навыки, развитие моторики.

18

6

12

4.

Первые ступени математики.

18

6

12

Итого:

72

24

48




Содержание программы первого года обучения


Занятия подразделяются на теоретическую и практическую часть, что дает возможность избежать переутомления детей, повысить их интерес к занятиям, облегчить усвоение полученных знаний.


Вводное занятие:

Знакомство с детьми. Ознакомление детей с правилами поведения на занятиях. С правилами ББД и ПДД. Игра – «Знакомство».


Раздел I Развитие речи и мышления :

Речь и её значение. Составление предложений по картинке. Выстраивание последовательности картинок и составление рассказа по ней. Описание предмета. Определение предмета по его описанию. Заучивание скороговорок, небольших стихотворений. Обогащение словарного запаса.

Раздел II Развитие памяти, внимания:

Разучивание прослушанных сказок, стихотворений, разучивание песенок, потешек. Игры и игровые задания на развитие внимания и памяти.


Раздел III Графические навыки, развитие моторики:

Ориентировка в пространстве, на плоскости, листе бумаги. Учить проводить линии по подражанию, по образцу. Дорисовывать, закрашивать, копировать, штриховать, выполнять задания по речевой инструкции. Правильно держать карандаш при письме, правильной осанке.


Раздел IV Первые ступени математики.

Познакомить детей с количественным счётом в пределах пяти, соотнесением числа и количеством предметов. Научить ориентироваться в числовом ряду ( следующее число, предыдущее, « соседи» числа), понятиям «больше», «меньше», «столько же», знакам сравнения (< >), разностному сравнению ( на сколько больше/меньше).

Познакомить с геометрическими фигурами, с составом чисел в пределах5, с простейшими арифметическими задачами.



Предполагается, что при условии успешного усвоения программы первого года, дошкольники будут знать и уметь:


Внимание.

  • Повторять за взрослым движение в определенной последовательности.

  • Складывать по предложенному образцу простые постройки из конструктора.

  • Находить признаки сходства и отличия предметов, и проговаривать их.

  • Складывать разрезанную на несколько частей картинку.

  • Выполнять задания, не отвлекаясь.

Мышление.

  • Собирать пирамидку в правильном порядке.

  • Складывать фигуры вкладывая их друг в друга.

  • Подбирать самостоятельно вкладыши. Находить парные предметы.

  • Решать простые арифметические задачи.

  • Находить и объяснять на картинке несоответствия.

Память.

  • Называть за взрослым на слух четыре-пять слов, и цифры в определенном порядке.

  • Запоминать несколько разных предметов.

  • Рассказывать наизусть потешеки, стихи, загадки.

  • Пересказывать содержание услышанной сказки, с помощью иллюстраций.

Графические навыки, развитие мелкой и крупной моторики.

  • Проводить линии точно по точкам, не отрывая карандаш от бумаги.

  • Заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунков.

  • Проводить прямые линии по середине, вертикали и горизонтали.

  • Манипулировать движениями кистей и пальцев рук.

Математика.

  • Знать простые геометрические фигуры и находить в окружении предметы похожие на них.

  • Различать правую и левую руку.

  • Знать и пользоваться понятиями: слева, справа, внизу, вверху, над, под, за.

  • Уметь соотносить количество предметов с цифрой (до пяти).

  • Уметь соотносить форму и цвет предмета по образцу.

Развитие речи и мышления.

  • Соотносить существительное и глагол, использовать их в речи.

  • Составлять описательный рассказ об игрушки или картинке.

  • Произносить все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных.

  • Согласовывать слова в роде, числе и падеже.

  • Понимать и использовать обобщающие слова, обозначающие группы предметов.

  • Отвечать на простейшие вопросы.



Учебно – тематический план второго года обучения





Наименование разделов

Кол-во часов

всего

теорет.

практ.

1.

Практический курс математики.

29

9

20

2.

Развитие речи и мышления.

29

9

20

3.

Графические навыки и развитие моторики.

29

9

20

4.

Развитие памяти, внимания.

29

9

20

5.

Развитие творческого мышления.

28

8

20

Итого:

144

44

100






Содержание программы второго года обучения




Раздел I Практический курс математики.


Сформировать у детей представление о величинах: длина предмета, высота предмета, ширина предмета, объем (вместимость) жидких и сыпучих веществ. Научить сравнивать по длине, ширине, высоте, объему (вместимости).

Закрепить умение ориентироваться в пространстве: вперед-назад, вверх-вниз, направо- налево. Познакомить с временными отношениями: раньше - позже, вчера–сегодня –завтра. Научить замечать последовательности событий.

Закреплять умение выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Закрепить название и свойства плоскостных геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг. Познакомить со свойствами объемных фигур

круг, шар, куб, цилиндр, конус, пирамида, призма. Учить прямому и обратному счету в пределах до десяти.


Раздел II Развитие речи и мышления.


Речь и её значение. Предложение. Составление предложений по картинке. Выстраивание последовательности картинок и составление рассказа по ней. Описание предмета. Определение предмета по его описанию. Заучивание скороговорок, небольших стихотворений. Обогащение словарного запаса.

Учить ребенка строить простейшие умозаключения, находить недостающие части целого, находить предметы объединенные каким-либо общим признаком (обобщение и классификация). Учить выполнять упражнения на нахождение закономерностей, на установления логических связей, находить отличия по картинкам (развитие наглядно-образного мышления).





Раздел III Графические навыки и развитие моторики.


Крупная и мелкая моторика. Упражнения на координацию движений. Пальчиковая гимнастика. Игры с мячом. Развитие умения владеть карандашом, шариковой ручкой. Штриховка, раскрашивание. Формирование умения « видеть строку» и рисовать или писать в ней; « видеть клеточки» и чётко и точно вести по ним рисунок.



Раздел IV Развитие памяти, внимания.


Учить детей запоминать несколько картинок; рассказывать наизусть стихотворения; пересказывать близко к тексту (прочитанное педагогом) произведение; сравнивать два изображения по памяти; определять последовательность событий.

Учить выполнять задание не отвлекаясь, находить отличия между предметами; выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу; находить пары одинаковых предметов; копировать узор или движение.


Раздел V Развитие творческого мышления

Цикл творческих занятий «Дорисуй-ка»:

Обучить ребенка правилам поведения в творческой среде, методам коллективного интуитивного решения творческой задачи.

Развить у дошкольника мотивацию самовыражения как важного условия реализации его творческого потенциала. На заключительных занятиях походит выставка работ детей, просмотр работ родителями, выражение ими одобрения идей детей. Вместе с родителями дети создают альбом своих работ.


Цикл творческих занятий «Фабрика игрушек»:


Альбом включает незавершенные объекты для создания различных игрушек.

Задания цикла «Фабрика игрушек» направлены на развитие у детей способности создавать имеющие смысл рисунки с помощью разработки деталей на представленных объектах и способности к продуцированию идей. Научить детей словесному описанию игрушки, которую намеривается создать.


Предполагается, что при условии успешного усвоения программы второго года, обучающиеся будут знать и уметь:

Внимание.

  • Выполнять задания, не отвлекаясь.

  • Находить отличия между предметами или рисунками.

  • Копировать узор или движение.

  • Играть в игры на внимательность и быстроту реакции, по правилам.

Математика.

  • Цифры от 1 до 10; знаки « + », « - », « = », « > », « < ».

  • Решать задачи в одно действие.

  • Делить целое части.

  • Прямой и обратный счет в пределах первого десятка.

  • Уметь получать число (первого десятка), прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.

  • Знать название и характеристики геометрических фигур (плоскостных и объемных).

Память.

  • Уметь запоминать несколько картинок.

  • Запоминать считалочки.

  • Рассказывать по памяти рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.

  • Уметь воспроизводить по памяти рассказанное событие или рассказ.

  • Определять последовательность событий.

  • Запоминать и удерживать в памяти действие, на определенном промежутке времени.

Мышление.

  • Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.

  • Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.

  • Складывать из конструктора, по образцу, любую фигуру.

  • Вырезать ножницами сложную фигуру по контуру, нарисованному на листе бумаги.

  • Выполнять аппликации на бумаге, как самостоятельно, так и по образцу.

  • Складывать пазлы без посторонней помощи.

  • Находить объяснения и устанавливать причинные связи.

Моторика, графические навыки.

  • Регулировать силу нажима на карандаш или кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.

  • Располагать изображение на всем листе или в заданных пределах: на одной линии, на широкой полосе.

  • Штриховать фигуры, не выходя за их контуры. Аккуратно раскрашивать сложные рисунки.

Развитие речи.

  • Составлять рассказы по одной картинке, по серии картинок.

  • Учить и рассказывать стихи.

  • Составлять простые предложения из заданных слов и словосочетаний.

  • Различать гласные и согласные буквы.

  • Уметь аргументировать свои высказывания.

  • Строить простые умозаключения, по явлению или признаку предмета.











Методическое обеспечение программы



Первый год обучения



Название раздела

Форма работы

Методы обучения

Дидактический материал

Формы подведения итогов




Развитие речи.




Групповая

Беседа, наблюдение, демонстрация видеофильмов, элементарные опыты, чтение детской литературы, рассказы педагога

Наглядные пособия, плакаты, гербарий, дидактические карточки, фотографии, детская литература.



Опрос, мониторинг, диагностика




Развитие памяти, мышления, внимания.






Групповая

Игровой метод, упражнения, беседа, практический метод, элементарные опыты. Метод сравнения предметов, сопоставления предметов, смыслового соотнесения. Рассуждение, умозаключение.



Наглядные пособия, плакаты, дидактический материал, раздаточный материал



Опрос,

мониторинг, диагностика

Графические навыки, развитие моторики.



Групповая

Упражнения на координацию движений, пальчиковая гимнастика. Игры с мячом, карандашом, бусинами, скрепками.


Раздаточный материал.


Задания диагностичес-кие, практические.

Мониторинг, диагностика.


Первые ступени математики.




Групповая


Игровой метод, упражнения, беседа, практический метод, элементарные опыты.

Наглядные пособия, плакаты, дидактический материал, раздаточный материал.


Мониторинг,

опрос, диагностика.









Методическое обеспечение программы


Второй год обучения




Название раздела

Форма работы

Методы обучения

Дидактический материал

Формы подведения итогов




Развитие речи





Групповая


Беседа, рассказ педагога, рассказы детей, чтение художественной литературы, пальчиковая гимнастика.

Наглядные пособия, плакаты, детская литература, раздаточный материал, дидактический материал



Опрос, мониторинг, диагностика



Развитие творческого мышления





Групповая


Наблюдение, демонстрация, упражнения, беседа, рассказ педагога.


Наглядные пособия, карандаши, краски, пластилин, просмотр картин и плакатов.



Выставка работ,

участие в конкурсах.

Мониторинг, диагностика.



Практический курс математики






Групповая


Игровой метод, упражнения, беседа, практический метод, элементарные опыты.

Наглядные пособия, плакаты, дидактический материал, раздаточный материал.



Мониторинг,

опрос, диагностика.


Графические навыки и развитие моторики.



Групповая

Упражнения на координацию движений, пальчиковая гимнастика. Игры с мячом, карандашом, бусинами, скрепками.


Раздаточный материал.


Задания диагностичес-кие, практические.

Мониторинг, диагностика.




Развитие памяти, мышления, внимания.





Групповая

Игровой метод, упражнения, беседа, практический метод, элементарные опыты. Метод сравнения предметов, сопоставления предметов, смыслового соотнесения. Рассуждение, умозаключение.


Наглядные пособия, плакаты, дидактический материал, раздаточный материал.




Опрос,

мониторинг, диагностика







Министерство образования Московской области

Администрация города Пущино

Муниципальное учреждение дополнительного образования детей

Центр дополнительного образования для детей «Старт»

_____________________________________________________________________________













Приложение к дополнительной образовательной

программе «Умка»







Педагог дополнительного

образования ЦДОД «Старт»

Чекаева Наталья Ивановна












г. Пущино - 2009



Приложение № 1


Календарно-тематическое планирование


Первого года обучения






Месяц


Раздел


Тема

Кол-

во

часов

Формы и методы проведения занятий

Сентябрь

Развитие речи и мышления

Знакомство с группой, правила

поведения на занятиях.

1

Форма занятия - групповая.


Наблюдение, рассматривание картин,

игровой метод, упражнения, беседа,

чтение детской литературы,

моделирование, игры, элементарные опыты, беседа,

рассказ педагога,

рассказ детей.

Знакомство с группой, правила

поведения на улице.

1

Классификация предметов.


1

Развитие памяти и внимания

Найди различия в картинках.

1

Развитие зрительной памяти: запомни содержание сюжетной картинки.

1

Графические навыки, развитие моторики

Учиться аккуратно проводить линию,

не отрывая карандаш от бумаги.

1

Пальчиковые игры, упражнения с прищепками.

1

Первые ступени математики

Сравнение нескольких предметов по величине.

1

Сравнение нескольких предметов по ширине.

1

Октябрь

Развитие речи и мышления

Пересказ небольшого текста: «Послушай рассказ и попробуй его повторить».

1

Форма занятия - групповая.


Наблюдение, рассматривание картин,

игровой метод, упражнения, беседа,

чтение детской литературы,

моделирование, игры, элементарные опыты, беседа,

рассказ педагога,

рассказ детей.

Правильное употребление в речи предлогов: « в », « перед », « около ».

1

Развитие памяти и внимания

Найди различия в картинках.

1

Нахождение одинаковых предметов.

1

Графические навыки, развитие моторики

Проводить замкнутые округлые линии точно по контуру.

1

Пальчиковые игры, упражнения с прищепками.

1

Первые ступени математики

Сравнение нескольких предметов по высоте.

1

Сравнение количества предметов: «больше - меньше»

1

Ноябрь

Развитие речи и мышления

Учиться называть противоположные понятия.

1

Учиться составлять небольшой рассказ о предмете с элементами описания.

1

Развитие памяти и внимания

Учиться классифицировать предметы.

1

Форма занятия - групповая.





Наблюдение, рассматривание картин,

игровой метод, упражнения, беседа,

чтение детской литературы,

моделирование, игры, элементарные опыты, беседа,

рассказ педагога,

рассказ детей.

Нахождение у предметов общих признаков.

1

Графические навыки, развитие моторики

Проводить прямые линии в разных направлениях.

1

Пальчиковые игры, упражнения с прищепками.

1

Первые ступени математики

Соотнесение цифры и количества предметов.

1

Сравнение групп предметов по количеству на основе составления пар.

1

Декабрь

Развитие речи и мышления

Расширяем словарный запас;

правильно строить предложения.

1

Нахождение предмета

по заданным признакам.

1

Развитие памяти и внимания

Развитие зрительной памяти:

«Запомни нарисованные предметы».

1

Нахождение на рисунке

нужных предметов.

1

Графические навыки, развитие моторики

Проводить дугообразные линии.

Пальчиковые игры, упражнения с карандашами и счетными палочками.

1

Первые ступени математики

Представление о числе 1. Образование числа 2. Знакомство с цифрами 1 и2.

1

Пространственные отношения:

длиннее – короче.

1

Январь

Развитие речи и мышления

Узнай сказочного персонажа, составь о каждом из них небольшой рассказ.

1

Форма занятия - групповая.

Наблюдение, рассматривание картин,

игровой метод, упражнения, беседа,

чтение детской литературы,

моделирование, игры, элементарные опыты, беседа,

рассказ педагога,

рассказ детей.

Правильное употребление в речи предлогов: « над », « под ».

1

Развитие памяти и внимания

Нахождение одинаковых предметов.

1

Учиться запоминать предметы парами.

1

Графические навыки, развитие моторики

Учиться аккуратно обводить рисунок.

1

Пальчиковые игры, упражнения с карандашами и счетными палочками

1

Первые ступени математики

Представление о круге и шаре, их распознавание.

1

Образование числа 3. Счет до трех,

Знакомство с цифрой три.

1

Февраль

Развитие речи и мышления

Учимся называть части

и действия предметов.

1

Форма занятия - групповая.

Наблюдение, рассматривание картин,

игровой метод, упражнения, беседа,

чтение детской литературы,

моделирование, игры, элементарные опыты, беседа,

рассказ педагога,

рассказ детей.

Загадки о предметах окружающего мира.


1

Развитие памяти и внимания

Учиться находить части одного предмета.

1

Учиться запоминать сюжетные картинки.

1

Графические навыки, развитие моторики

Дорисуй картинку по образцу.

1

Пальчиковые игры, упражнения с карандашами и счетными палочками.

1

Первые ступени математики

Временные отношения: раньше – позже.

1

Образование числа 4. Счет до четырех,

Знакомство с цифрой четыре.

1

Март














Развитие речи и мышления

Запомни потешку и расскажи

ее с выражением.

1

Форма занятия - групповая.

Наблюдение, рассматривание картин,

игровой метод, упражнения, беседа,

чтение детской литературы,

моделирование, игры, элементарные опыты, беседа,

рассказ педагога,

рассказ детей.

Учиться логически рассуждать и аргументировать свой ответ.

1

Развитие памяти и внимания

Классификация предметов.


1

Запомнить количество предметов.

1

Графические навыки, развитие моторики

Проводим сложные линии точно по контуру.

1

Пальчиковые игры, упражнения с бусинами и скрепками.

1

Первые ступени математики

Образование числа 5. Счет до пяти,

Знакомство с цифрой пять.

1

Образование числа 6. Счет до шести,

Знакомство с цифрой шесть.

1



Апрель









Развитие речи и мышления

Правильно называть действия людей разных профессий, составлять

небольшой рассказ.

1

Форма занятия - групповая.


Наблюдение, рассматривание картин,

игровой метод, упражнения, беседа,

чтение детской литературы,

моделирование, игры, элементарные опыты, беседа,

рассказ педагога,

рассказ детей.

Учиться анализировать и объяснять свой выбор; различать и правильно называть части суток, выделять на картинке их характерные признаки.

1

Развитие памяти и внимания

Запомнить количество предметов

в группах.

1

Учимся находить одинаковые предметы.


1

Графические навыки, развитие моторики

Проводить ритмичные дугообразные линии слева на право и наоборот.

1

Пальчиковые игры, упражнения с бусинами и скрепками.

1

Первые ступени математики

Образование числа 7. Счет до семи,

Знакомство с цифрой семь.

1

Образование числа 8. Счет до восьми,

Знакомство с цифрой восемь.

1


Май

Развитие речи и мышления

Учиться правильно употреблять в речи слова противоположные по смыслу.

1

Форма занятия - групповая


Наблюдение, рассматривание картин,

игровой метод, упражнения, беседа,

чтение детской литературы,

моделирование, игры, элементарные опыты, беседа,

рассказ педагога,

рассказ детей.

Учиться логически рассуждать,

объяснять свой выбор.

1

Развитие памяти и внимания

Учиться запоминать нарисованные предметы.

1

Учиться сравнивать рисунки и находить отличия.

2

Графические навыки, развитие моторики

Проводить прямые линии и рисовать окружности против часовой стрелки.

1

Пальчиковые игры, упражнения с бусинами и скрепками.

1

Первые ступени математики

Образование числа 9. Счет до девяти,

Знакомство с цифрой девять.

1

Образование числа 10. Счет до десяти,

Знакомство с цифрой десять.

1









































Приложение № 2


Календарно-тематическое планирование


Второго года обучения






Месяц


Раздел


Тема

Кол-

во

ча-сов

Формы и методы проведения занятий

Сентябрь

Практический курс математики

Выявление уровня сформированности математических представлений у детей.


2



Форма занятия - групповая.





Наблюдение, рассматривание картин,

игровой метод, упражнения, беседа,

чтение детской литературы,

моделирование, игры, элементарные опыты, беседа,

рассказ педагога,

рассказ детей.

Временные представления: раньше – позже.

1

Образование числа 11. Счет до одиннадцати. Знакомство

с цифрой 11.

1

Развитие речи и мышления

Предложения с предлогами

«по», «над», «в».

1

Нахождение закономерностей в расположении картинок.

1

Отличительные признаки предметов.

1

Графические навыки и развитие моторики

Проведение дугообразных линий.


1

Учимся обводить рисунки по контуру.

2

Развитие памяти и внимания

Сравнение количества предметов

в группах.

1

Сравни рисунки и найди отличия.


2

Развитие творческого мышления

Вводное занятие по циклу:

«Дорисуй-ка».

2

Задание: «Увидеть в предлагаемом стимуле образ и дорисовать его».

1

Октябрь

Практический курс математики

Квадрат, куб, сходства и различия.


2




Форма занятия - групповая.





Наблюдение, рассматривание картин,

игровой метод, упражнения, беседа,

чтение детской литературы,

моделирование, игры, элементарные опыты, беседа,

рассказ педагога,

рассказ детей.

Пространственные отношения: вверху -внизу, сравнение по высоте.

2

Развитие речи и мышления

Расширение словарного запаса; учиться узнавать и правильно называть птиц;

составлять о них небольшой рассказ.

1

Учимся соотносить предметы по смыслу.


1

Называть правильно действия, отвечать на вопросы полными предложениями.

2

Графические навыки и развитие моторики

Учиться проводить контурную линию.


1

Нарисуй предметы по образцу.


1

Учиться проводить петлнобразные линии.

1

Развитие памяти и внимания

Запомни количество предметов.


1

Кто где спрятался?


1

Запомни нарисованные предметы.


2

Развитие творческого мышления

Цикл «дорисуй-ка»:

«Особая тщательность дорисовывания, детальная проработка образов».

2

Ноябрь

Практический курс математики

Образование числа 12.Счет до двенадцати. Знакомство с цифрой 12.

1




Форма занятия - групповая.





Наблюдение, рассматривание картин,

игровой метод, упражнения, беседа,

чтение детской литературы,

моделирование, игры, элементарные опыты, беседа,

рассказ педагога,

рассказ детей.

Пространственные отношения: шире – уже.

1

Овал и круг, их признаки.


2

Развитие речи и мышления

Скороговорки: быстрое и правильное произношение.

2

Отгадывание загадок. Узнай и правильно назови фрукты и овощи.

1

Графические навыки и развитие моторики

Задание на координацию движения руки: проведи линию по середине дорожки.


1

Проведи петлеобразные линии.

2

Развитие памяти и внимания

Учиться запоминать количество предметов в группах.

2

Найди одинаковые предметы.

1

Развитие творческого мышления

Цикл «Дорисуй-ка»:

«Научить объединять изображения общим сюжетом».

2


Декабрь

Практический курс математики

Пространственные отношения: впереди – сзади - между. Ритм.


2




Форма занятия - групповая.





Наблюдение, рассматривание картин,

игровой метод, упражнения, беседа,

чтение детской литературы,

моделирование, игры, элементарные опыты, беседа,

рассказ педагога,

рассказ детей.

Образование числа 13.Счет до тринадцати. Знакомство с цифрой 13.

2

Развитие речи и мышления

Учимся различать одушевленные и неодушевленные предметы.


2

Классификация предметов.


1

Установить правильную последовательность событий.

1

Графические навыки и развитие моторики

Аккуратно проводить волнистые линии.

1

Развитие координации движения руки – научиться проводить дугообразные линии, не отрывая карандаш от бумаги.

2

Развитие памяти и внимания

Сравни рисунки и найди отличия.


1

Научиться запоминать нарисованные предметы, узнавать и правильно называть домашних животных.

2

Развитие творческого мышления

Вводное занятие по циклу:

«Фабрика игрушек».

2

Цикл «Фабрика игрушек» -

«Елочная игрушка».

2


Январь

Практический курс математики

Порядковый счет.

Сравнение по длине.

1




Форма занятия - групповая.





Наблюдение, рассматривание картин,

игровой метод, упражнения, беседа,

чтение детской литературы,

моделирование, игры, элементарные опыты, беседа,

рассказ педагога,

рассказ детей.

Образование числа 14.Счет до четырнадцати. Знакомство с цифрой 14.


1

Развитие речи и мышления

Учиться выделять в словах первый звук, составлять рассказ о предмете.

1

Учиться различать звук и букву в слове.


1

Различать и правильно называть диких животных; составление о них небольшого рассказа с элементами описания.

1

Графические навыки и развитие моторики

Проводить петлеобразные линии сверху вниз и наоборот.

2

Развитие координации руки: «Дорисуй животных, птиц, рыб».

2

Развитие памяти и внимания

Учиться концентрировать внимание, ориентироваться на листе бумаги.


1

Сравнивание рисунков и нахождение отличий.

2

Развитие творческого мышления

Цикл «Фабрика игрушек» -

«Звонкий мяч».

1

Цикл «Фабрика игрушек» -

«Одеяло для куклы».

1

Февраль

Практический курс математики

Сравнение по длине, ширине и толщине.

1




Форма занятия - групповая.







Наблюдение, рассматривание картин,

игровой метод, упражнения, беседа,

чтение детской литературы,

моделирование, игры, элементарные опыты, беседа,

рассказ педагога,

рассказ детей.

Образование числа 15.Счет до пятнадцати. Знакомство с цифрой 15.

1

Призма и пирамида, их признаки.


1

Развитие речи и мышления

Классификация предметов: «Найди лишний рисунок и объясни почему он не подходит к остальным».

2

Составление рассказа

с элементами описания.

2

Графические навыки и развитие моторики

Обведение рисунков точно по контуру.

1

Учимся аккуратно проводить контурную линию и раскрашивать рисунок.

2

Развитие памяти и внимания

Уметь правильно различать и называть геометрические рисунки. Найди предмет похожий на квадрат, круг, треугольник.


2

Развитие пространственного мышления – учиться соотносить предметы по цвету, форме и размеру, подбирать детали подходящие друг другу.


2

Развитие творческого мышления

Цикл «Фабрика игрушек» -

«Мягкая зверушка».

1

Цикл «Фабрика игрушек» -

«Игрушечный автомобиль».

1

Цикл «Фабрика игрушек» -

«Домик в деревне».

1

Март






Практический курс математики

Образование числа 16.Счет до шестнадцати. Знакомство с цифрой 16.

1



Форма занятия - групповая.





Наблюдение, рассматривание картин,

игровой метод, упражнения, беседа,

чтение детской литературы,

моделирование, игры, элементарные опыты, беседа,

рассказ педагога,

рассказ детей.

Символы.

Таблицы.

1

Образование числа 17.Счет до семнадцати. Знакомство с цифрой 17.

1

Развитие речи и мышления

Умение концентрировать внимание, решать задачи на сообразительность.

1

Расширение словарного запаса: «Как называется эта группа предметов? Что у них общего? В чем различие?»


2

Графические навыки и развитие моторики

Штриховка фигур, не выходя

за контуры рисунка.

2

Учиться симметрично отображать рисунок.

2

Развитие памяти и внимания

Нахождение предметов

определенной формы.

2

Найди одинаковые предметы.


1

Развитие творческого мышления

Цикл «Фабрика игрушек» -

«Веселый кораблик».

1

Цикл «Фабрика игрушек» -

«Бабочка».

1

Апрель

Практический курс математики

Образование числа 18. Счет до восемнадцати. Знакомство с цифрой 18.

2



Форма занятия - групповая.





Наблюдение, рассматривание картин,

игровой метод, упражнения, беседа,

чтение детской литературы,

моделирование, игры, элементарные опыты, беседа,

рассказ педагога,

рассказ детей.

Сравнение по объему,

измерение объема.

Измерение длины.


1

Развитие речи и мышления

Классификация предметов,

нахождение предмета который не подходит к остальным

2

Различать и правильно называть виды посуды и для чего она используется.

1

Графические навыки и развитие моторики

Аккуратно раскрашивать рисунок.


2

Развиваем координацию движения руки: «Дорисуй и раскрась картинку».

2

Развитие памяти и внимания

Сравни рисунки и найди отличия.


2

Найди на рисунке нужные фрагменты.

2

Развитие творческого мышления

Цикл «Фабрика игрушек» -

«Разноцветный попугай».

1

Цикл «Фабрика игрушек» -

«Грустный зайка».

1

Цикл «Фабрика игрушек» -

«Быстрая лошадка».

1

Май

Практический курс математики

Образование числа 19.Счет до девятнадцати. Знакомство с цифрой 19.


1





Форма занятия - групповая.





Наблюдение, рассматривание картин,

игровой метод, упражнения, беседа,

чтение детской литературы,

моделирование, игры, элементарные опыты, беседа,

рассказ педагога,

рассказ детей.

Образование числа 20.Счет до двадцати. Знакомство с цифрой 20.


2

Цилиндр, конус, их признаки.


1

Развитие речи и мышления

Различать и правильно называть

времена года

1

Решение задач на сообразительность.


1

Классификация предметов.


1

Графические навыки и развитие моторики

Копирование рисунка по клеточкам.

2

Чего на рисунке не хватает? Дорисуй.

1

Развитие памяти и внимания

Нахождение недостающих деталей у предметов.

2

Нахождение на рисунке определенных предметов: «Животных, птиц, одушевленные предметы, неодушевленные предметы».


1

Развитие творческого мышления

Цикл «Фабрика игрушек» -

«Неваляшка».

1

Цикл «Фабрика игрушек» -

«Любимая игрушка».

1

Цикл «Фабрика игрушек» -

«Какая это игрушка?»

1





31


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ