ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРОВЕДЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ ДЕКАД
ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРОВЕДЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ ДЕКАД
Даут Галина Владимировна
Гуманизация образования предполагает ориентацию процесса обучения на максимальный учёт личного опыта школьников, их склонностей, интересов. Одно из направлений решения этой задачи связано с проведением внеклассной работы по различным учебным предметам. Хорошо организованная внеклассная работа даёт возможность, с одной стороны, закреплять знания и умения, полученные учащимися на уроках, с другой – глубже раскрывать темы, знакомить с такими фактами и явлениями, которые не изучаются на уроках. Урок не может вместить всё то, что интересует ребёнка. На внеклассных занятиях учащиеся выходят за тесные рамки учебников, приобретают многие необходимые навыки – учатся подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Такая работа развивает интерес к изучению различных учебных предметов, воспитывает у учеников любознательность.
В школьной практике сложились определённые формы внеклассной работы. Одна из них – предметные недели или декады. Декада по предмету длится 10 учебных дней и позволяет глубже и шире рассмотреть намеченные вопросы. Предметные или тематические декады помогают работать с одарёнными детьми. Мероприятия рассчитаны на привлечение родителей к образовательному процессу. Предметная декада может быть проведена по любому учебному предмету или большой теме. Чаще проводятся декады по основным предметам: русскому языку, математике, литературе. Но можно также разработать и провести декады по музыке, изобразительному искусству, краеведению, правилам дорожного движения, физкультуре, экологии и др. Можно взять и отдельные темы, например, «Великая Отечественная война 1941-1945гг.», «Все профессии важны, все профессии нужны», «Наш город» и др.
Предметная декада может проходить одновременно во всей начальной школе либо в отдельном классе. В ней задействованы учителя-предметники, воспитатели, педагоги дополнительного образования, библиотекари, медицинские работники и др. Основная работа ложится на плечи классного руководителя, который проводит внеклассные мероприятия, организовывает экскурсии и выставки. Классный руководитель отвечает за взаимодействие с различными учреждениями города. Он организует встречи с интересными людьми, родителями учеников. Чтобы работа получилась слаженной, перед проведением декады разрабатывается план её проведения, назначаются ответственные. Содержание, формы и методы должны соответствовать возрастным особенностям, опыту учащихся, изучаемому программному материалу. После проведения – подводятся итоги, оформляется документация. Рекомендуется чередовать темы декад. Не должно быть большого количества предметных декад в одном учебном году.
В основе организации предметных декад, как и в основе построения уроков, лежат общие дидактические принципы: научности, доступности, систематичности и последовательности в обучении, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности. Наряду с ними имеются ещё такие специфические принципы, которые определяют, с одной стороны - содержание, с другой – формы, виды и методы проведения предметных декад.
1.Принцип связи предметной декады с уроками. Сущность его заключается в том, что основные материалы декады должны опираться на знания, полученные учащимися на уроках.
2. Принцип занимательности. Является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к данной работе. Для учащихся начальных классов занимательно всё то, что имеет практическое значение.
3. Принцип разнообразия форм и видов работы. Чем они разнообразнее, тем интерес учеников устойчивее.
4. Принцип добровольности. Участие детей в предметной декаде должно быть добровольным, а не принудительным. Для этого все мероприятия нужно проводить интересно, эмоционально, значимо.
При проведении предметных декад важно участие родителей. Они могут помочь в организации походов и экскурсий, в поиске дополнительной информации. Библиотекарь школы готовит выставку книг и журналов по обсуждаемым темам. Мини-выставку можно организовать и в классе. Интересны школьные и классные стенгазеты, фотовыставки, которые дети делают под руководством учителей и родителей. По материалам этих выставок проводятся викторины, интеллектуальные игры. Ученики постарше могут написать сочинения. Очень активно дети начальных классов принимают участие в конкурсе рисунков. Оживляют декаду встречи с интересными людьми. Например, во время проведения декады «Физкультура и здоровый образ жизни» - встреча с медиком, с известными спортсменами города, спортсменами-старшеклассниками. Ребята могут предложить провести и свои мероприятия: театральные постановки, изготовление поделок и др. Выбор мероприятий зависит от характера изучаемого материала. Например, декада по экологии будет содержать большое количество экскурсий, декада по физической культуре – спортивных мероприятий, декада по математике – письменных работ. Если предметная декада проводилась для нескольких классов, то она начинается и заканчивается общешкольной линейкой. Обязательно подводятся итоги, награждаются победители, поощряются активные участники. Насколько интересны будут мероприятия, во многом зависит от тщательной подготовки классного руководителя.
Декада физкультуры и здорового образа жизни
1. Открытие декады. Общешкольная линейка. Классные часы.
2. Конкурс рисунков по теме: «Я и спорт».
3. Стенгазета «Спортивные странички».
4. Выставка книг и журналов.
5. Встреча с медицинским работником. Беседа о здоровом образе жизни.
6. «Весёлые старты».
7. «Папа, мама, я – спортивная семья».
8. Викторина.
9. Школьная олимпиада.
10. Родительские собрания. Тема: «Здоровый образ жизни».
11.Закрытие декады. Общешкольная линейка. Награждение.
Декада любителей книг
1.Открытие декады. Общешкольная линейка.
2. Конкурс рисунков «Моя любимая книга»
3. Литературная газета.
4.Операция «Айболит».
5. Открытые уроки внеклассного чтения.
6. «Книжки-малышки» для первоклассников.
7. Театральное представление.
8. Праздник первоклассников «Прощай, Азбука».
9. Библиотечные уроки.
10. Внеклассное мероприятие «Литературная гостиная»
11. Встреча с поэтами и писателями нашего города.
12. Закрытие декады. Общешкольная линейка. Награждение.
Декада «Все профессии важны, все профессии нужны»
1. Открытие декады. Общешкольная линейка. Театральное представление «Кем быть?» В.В. Маяковский.
2. Школьная стенгазета «Словарь интересных профессий».
3. Фотовыставка « Профессии моих родителей».
4.Конкурс сочинений «Я хочу стать…».
5. Экскурсии на предприятия нашего города.
6. Выставка книг и журналов.
7. Классные часы. Встречи с родителями. Рассказы о их профессиях.
8. Внеклассное мероприятие « Мастера своего дела».
9 Викторина.
10. Закрытие декады. Общешкольная линейка. Награждение.
Декада по ПДД
1. Открытие декады. Общешкольная линейка. Выступление агитбригады.
2. Конкурс рисунков «Мы и дорога».
3. Конкурс «электронных» рисунков по ПДД.
4. Викторина «Дорожные знаки».
5. Внеклассное занятие «Красный, жёлтый, зелёный».
6. Конкурс детских презентаций.
7. Экскурсия в клуб «Вираж».
8. Конкурс «Мой безопасный маршрут от школы до дома».
9. Выставка книг и журналов.
10. Защита групповых проектов «Ситуации на дорогах нашего города»
11. Выставка макетов.
12. Стенгазета «Азбука дороги».
13. Выставка поделок «В гостях у Сетофорика».
14. Конкурс детских стихов по ПДД.
15. Закрытие декады. Награждение.
Декада по экологии
1. Открытие декады. Общешкольная линейка. Выступление агитбригады.
2. Стенгазета: «Береги свой дом»
3. Фотовыставки.
4.Экскурсия на «Людмилинскую скважину»
5. Экскурсия в краеведческий музей.
6. Библиотечные уроки: «Какие бывают экологические опасности?», «Экология почвы».
7. Просмотр видеофильма « Автомобили – средство загрязнения».
8. Выставка книг и журналов.
9. Конкурс сочинений.
10.Внеклассные занятия: «Что? Где? Когда?», «Слабое звено», «Интеллектуальный диск».
11. Викторина «Знаток природы».
12. Закрытие декады. Награждение.
Литература
1. Воспитание творческого читателя: Проблемы внеклассной и внешкольной работы по литературе /Под ред. С.В. Михалкова, Т.Д. Полозовой. – М.: Просвещение, 1981.
2. Даут Г.В. Уроки здорового образа жизни. Современный урок, № 21\22 – М.: «Педагогический поиск», 2007 г. – 73-81 с.
3. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1986 – 126 с.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ