Пояснительная записка к ООП

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №… «…….а»


Юридический адрес:

……………………………..


Основная образовательная программа МДОУ детский сад «…….» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.

Методологической и теоретической основой определения содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования являются:

–…………………………………..;

законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации в области образования.

Программа разработана в соответствии с

международно-правовыми актами:

  • Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для ССР 15.09.1990);

  • Декларация прав ребёнка (провозглашена резолюцией 1386 (xiv) Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959);

Законами РФ и документами Правительства РФ:

  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07. 1998 (с изм. и доп.);

  • ст. 30 Конституции РФ, ст. 7, 9, 12, 14, 17, 18, 28, 32, 33 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (с последующими изменениями и дополнениями от 21 июля 2005г. № 100-ФЗ);

  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утверждённое постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666;

  • Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утверждённые приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655,

  • «Национальная доктрина образования» (одобрена постановлением Правительства РФ от 30.06.200 г.);

  • Гражданский и трудовой кодекс РФ;

Документами Федеральных служб:

  • СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в дошкольных организациях» от 27.08.2010г. № 18267;

нормативно-правовыми документами Минобразования России:

  • Письмо МО «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы (от 09.08.2000 № 237/23-16)»;

  • Методическое письмо МО РФ «Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального школьного образования» (от 25.03.1994г.);

  • «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных учреждений РФ» (от 24.04.1995г. № 46/10-15);

  • Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утверждённая МО РФ 17.06.2003г.;

  • «О статусе образовательных учреждений» (письмо от 08.06.1998 №30);

  • «О программно-методическом обеспечении дошкольного образования – в контексте педагогики развития» (инструктивно-методическое письмо от 24.03.1995 №42/19-15);

  • «О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения» (от 14.03.2000г. № 65/23-16);

  • «Об утверждении правил оказания платных услуг в сфере дошкольного и общего образования (постановление от 05.07.2001. №505)»;

  • Проект «Требования к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования», подготовленный Федеральным государственным учреждением Федеральный государственный институт развития образования;

  • Методические рекомендации «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» Письмо МО РФ 21 октября 2010 г. №   03 – 248.  


  • О также: Уставом МДОУ … «….», лицензией и локальными правовыми актами ДОУ, правилами внутреннего распорядка, должностными инструкциями.


Основная общеобразовательная программа МДОУ детский сад «…..» разработана на основе «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (прим. – в настоящее время проходит апробацию) и с учётом комплексной программы «……..» ( АВТОРЫ…...).


Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы).

В ДОУ функционирует одиннадцать групп, из них:


Ранний возраст

Младшие группы

Средние группы

Старшие группы

Подгови-тельные

Речевые группы

С 2 до 3лет

С 3 до 4 лет

С 4 до 5 лет

С 5 до 6 лет

С 6 до 7 лет

С 5 до 6 и с 6 до 7 лет

Дюймовочка

Гнёздышко

Всезнайки

Улыбка

Ромашка

Лесовичок

Берёзка

Ал.цветочек

Рябинка

Теремок

Родничок


Возрастные и индивидуальные особенности

контингента воспитанников ДОУ

На 1 сентября 201… года в ДОУ …. ребёнка.

Половозрастная характеристика детей: мальчиков – 128, девочек – 125.


Детей в возрасте с 2 до 3 лет


Детей в возрасте с 3 до 4 лет


Детей в возрасте с 4 до 5 лет


Детей в возрасте с 5 до 6 лет


Детей в возрасте с 6 до 7 лет



Наполняемость групп:

Гнёздышко (с 2 до 3 лет)


Дюймовочка (с 2 до 3 лет)


Улыбка (с 3 до 4 лет)


Всезнайки (с 3 до 4 лет)


Ромашка (с 4 до 5 лет)


Лесовичок (с 5 до 6 лет)


Берёзка ( с 5 до 6 лет)


Теремок (с 5 до 6 л. Речевая)


Ал.цветочек (с 6 до 7 лет)


Рябинка (с 6 до 7 лет)


Родничок (с 6 до 7 лет речевая группа)



Всего в дошкольном образовательном учреждении воспитывается ….. детей раннего и дошкольного возраста. Общее количество групп – ….. Из них ….. групп – дошкольного возраста (включая группу компенсирующей направленности - дети с ОНР), ….группа – раннего возраста (2 – 3 года).

По наполняемости группы соответствуют требованиям СанПин и Типовому положению. Все группы однородны по возрастному составу детей.


Цель:

Создание полноценных условий для формирования личности ребёнка с учётом его психофизического и социального развития, индивидуальных возможностей и склонностей, использования эффективных педагогических технологий коррекции нарушений в речевом развитии.

Задачи:

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья, создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка, формирование навыков здорового образа жизни;

  • обеспечение обогащенного художественно-эстетического, познавательного, речевого развития детей, формирования базисных основ личности;

  • воспитание и развитие детей с учетом ярко выраженных индивидуальных психических особенностей, проявление одаренности в музыкальной и изобразительной деятельности;

  • формирование предметно-развивающей среды и условий для обогащения разнообразной художественной деятельности детей;

  • создание модели взаимодействия детского сада и семьи в художественно- эстетическом развитии детей;

  • расширение и совершенствование образовательных услуг, совершенствование педагогического мастерства, использование передовых методик и технологий обучения и воспитания детей.


Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными требованиями:

  • Определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на

- формирование общей культуры,

- развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств,

- формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность,

- сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста,

- коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

  • Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.

  • Разработана в соответствии с культурно-историческим, деятельностным и личностным подходами к проблеме развития детей дошкольного возраста.

  • Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости.

  • Строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми.

  • Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, принципах целостности и интеграции дошкольного образования.

  • Обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных моделях, включающих:

  1. совместную деятельность взрослого и детей,

  2. самостоятельную деятельность детей

не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

  • Предусматривает внедрение адекватной возрастным возможностям элементов учебной модели при осуществлении образовательного процесса с детьми от 6 до 7 лет.

  • Учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста.

  • Обеспечивает преемственность с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования.

  • Направлена на взаимодействие с семьёй в целях осуществления полноценного развития ребёнка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.

При разработке Программы учитывались принципы и подходы её формирования, определённые главной целью образовательной системы, заложенной в комплексной программе «…….»: развитие способностей дошкольников в процессе детских видов деятельности. «……» - это современная личностно ориентированная образовательная система, которая реализует идеи развивающего образования непрерывно и преемственно от дошкольного этапа до окончания общеобразовательной школы

В учебно-методических комплектах «………» выдерживается двойная логика развития: с одной стороны - это овладение действиями с такими средствами, как сенсорные эталоны, символы, модели, по вполне определённой, отработанной в многочисленных исследованиях, последовательности; с другой – это овладение «языком» каждой детской деятельности: игры, конструирования, литературно - художественной деятельности и др.

Естественно, что и логику средств, и логику деятельностей ребёнок открывает, «сотворяет» вместе со взрослым. Взрослый организует деятельность детей, в процессе которой он передаёт ребёнку опыт в особых, присущих дошкольнику формах обучения.

Технологии образовательной работы ориентированы именно на дошкольные формы образовательной деятельности с детьми в сочетании со специфически дошкольным её содержанием.

Особое место в жизни дошкольника занимает игра, ведущая деятельность в этом возрасте. С одной стороны, игра сама по себе имеет особое значение для развития ребёнка. С другой стороны, игра и игровые приёмы – неотъемлемая форма обучения детей дошкольного возраста.

Ценность игры (сюжетно-ролевой, режиссёрской, драматизации, с правилами и др.) как свободной самостоятельной деятельности детей определяется её содержанием. В игре может быть реализована значительная часть составляющих таких областей, как «Физическая культура», «Социализация», «Коммуникация», «Познание».

Самостоятельными, самоценными и универсальными видами детской деятельности является чтение (восприятие) художественной литературы, общение, продуктивная, музыкально-художественная и познавательно-исследовательская деятельности, труд. Принципиальным отличием данной Программы от предыдущей является исключение из образовательного процесса учебной деятельности для воспитанников от 3 до 6 лет, как не соответствующей закономерностям развития ребёнка на этапе дошкольного детства. Формирование предпосылок учебной деятельности – один из планируемых результатов освоения Программы.

Адекватными возрасту формами работы с детьми является экспериментирование, проектирование, коллекционирование, беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций и др. Вышеназванные формы работы и виды детской деятельности не предполагают обязательного проведения традиционных занятий, построенных в логике учебной модели организации образовательного процесса. Содержание Программы в полном объёме может быть реализовано в совместной деятельности педагогов и детей, а также через организацию самостоятельной деятельности детей.

Под совместной деятельностью взрослых и детей понимается деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнёрской позиции взрослого и партнёрской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности), предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками.

Под самостоятельной деятельностью детей понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребёнком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Принцип интеграции содержания дошкольного образования – альтернатива предметному принципу построения образовательных программ.

Весь воспитательно-образовательный процесс направлен на освоение детьми образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка». Предлагаемое условное деление направлений развития детей на образовательные области вызвано наличием специфических задач, содержания, форм и методов дошкольного образования, а также потребностями массовой практики.

В основу реализации комплексно-тематического принципа построения Программы положен тематический план календарных праздников, событий, который реализуется в условиях проектной деятельности. Такой подход обеспечивает:

  • социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки к итоговому мероприятию (развлечение, выставка, тематическая акция и др.);

  • «проживание» ребёнком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности;

  • поддержание эмоционально-положительного настроя в течение всего периода освоения Программы;

  • технологичность работы педагогов по реализации Программы (годовой ритм: подготовка к итоговому мероприятию – проведение итогового мероприятия, оформление и демонстрация продуктов совместного детско-взрослого творчества, подготовка к следующему и т.д.);

  • многообразие форм подготовки и проведения мероприятий;

  • возможность реализации принципа построения программы по спирали, или от простого к сложному (основная часть тематических мероприятий повторяется в следующем возрастном подпериоде дошкольного детства, при этом возрастает мера участия детей и сложность задач, решаемых каждым ребёнком при подготовке и проведении итогового мероприятия);

  • выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования (включение в совместную деятельность родителей воспитанников).

Основные задачи содержания дошкольного образования каждой образовательной области должны решаться и в ходе реализации других разделов Программы:

- организация режима пребывания детей в образовательном учреждении;

- содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей;

- содержание коррекционной работы с детьми группы компенсирующей направленности;

- планируемые результаты освоения детьми основной общеразвивающей программы дошкольного образования;

- система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в МДОУ детский сад «….».


Приоритетные направления деятельности МДОУ «детский сад «…..» по реализации Программы:

  • повышение качества образования дошкольников и совершенствование системы взаимодействия детей и взрослых в воспитательно-образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГТ;

  • совершенствование психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих ярко выраженные способности;

  • обогащение среды развития ребёнка по приоритетным направлениям воспитательно-образовательной деятельности с воспитанниками ДОУ (познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие);

  • развитие системы взаимодействия с СОШ № ….. в соответствии с ФГТ и ФГОС;

  • расширение образовательных услуг с новым конкурентоспособным качеством (группа кратковременного пребывания, группа выходного дня, дополнительные услуги на платной основе);

  • создание условий для совершенствования и развития профессиональной компетентности педагогов;

  • совершенствование мотивационного обеспечения инновационной деятельности в ДОУ;

  • повышение эффективности использования ресурсов ДОУ.


Вместе с тем следует отметить особенности организации воспитательно-образовательного процесса:

  • МДОУ работает в условиях полного дня (12-часового пребывания воспитанников);

  • соотношение обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса (с учётом приоритетной деятельности образовательного учреждения) определено как 80% и 20%.

Группы функционируют в режиме 5-дневной недели.

Программа состоит из разделов, изложенных по возрастным подпериодам дошкольного детства в целях оптимизации построения образовательного процесса.




8


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ