Пояснительная записка к ООП
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №… «…….а»
Юридический адрес:
……………………………..
Основная образовательная программа МДОУ детский сад «…….» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
Методологической и теоретической основой определения содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования являются:
–…………………………………..;
– законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации в области образования.
Программа разработана в соответствии с
международно-правовыми актами:
Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для ССР 15.09.1990);
Декларация прав ребёнка (провозглашена резолюцией 1386 (xiv) Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959);
Законами РФ и документами Правительства РФ:
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07. 1998 (с изм. и доп.);
ст. 30 Конституции РФ, ст. 7, 9, 12, 14, 17, 18, 28, 32, 33 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (с последующими изменениями и дополнениями от 21 июля 2005г. № 100-ФЗ);
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утверждённое постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666;
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утверждённые приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655,
«Национальная доктрина образования» (одобрена постановлением Правительства РФ от 30.06.200 г.);
Гражданский и трудовой кодекс РФ;
Документами Федеральных служб:
СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в дошкольных организациях» от 27.08.2010г. № 18267;
нормативно-правовыми документами Минобразования России:
Письмо МО «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы (от 09.08.2000 № 237/23-16)»;
Методическое письмо МО РФ «Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального школьного образования» (от 25.03.1994г.);
«Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных учреждений РФ» (от 24.04.1995г. № 46/10-15);
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утверждённая МО РФ 17.06.2003г.;
«О статусе образовательных учреждений» (письмо от 08.06.1998 №30);
«О программно-методическом обеспечении дошкольного образования – в контексте педагогики развития» (инструктивно-методическое письмо от 24.03.1995 №42/19-15);
«О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения» (от 14.03.2000г. № 65/23-16);
«Об утверждении правил оказания платных услуг в сфере дошкольного и общего образования (постановление от 05.07.2001. №505)»;
Проект «Требования к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования», подготовленный Федеральным государственным учреждением Федеральный государственный институт развития образования;
Методические рекомендации «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» Письмо МО РФ 21 октября 2010 г. № 03 – 248.
О также: Уставом МДОУ … «….», лицензией и локальными правовыми актами ДОУ, правилами внутреннего распорядка, должностными инструкциями.
Основная общеобразовательная программа МДОУ детский сад «…..» разработана на основе «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (прим. – в настоящее время проходит апробацию) и с учётом комплексной программы «……..» ( АВТОРЫ…...).
Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы).
В ДОУ функционирует одиннадцать групп, из них:
Ранний возраст
Младшие группы
Средние группы
Старшие группы
Подгови-тельные
Речевые группы
С 2 до 3лет
С 3 до 4 лет
С 4 до 5 лет
С 5 до 6 лет
С 6 до 7 лет
С 5 до 6 и с 6 до 7 лет
Дюймовочка
Гнёздышко
Всезнайки
Улыбка
Ромашка
Лесовичок
Берёзка
Ал.цветочек
Рябинка
Теремок
Родничок
Возрастные и индивидуальные особенности
контингента воспитанников ДОУ
На 1 сентября 201… года в ДОУ …. ребёнка.
Половозрастная характеристика детей: мальчиков – 128, девочек – 125.
Детей в возрасте с 2 до 3 лет
Детей в возрасте с 3 до 4 лет
Детей в возрасте с 4 до 5 лет
Детей в возрасте с 5 до 6 лет
Детей в возрасте с 6 до 7 лет
Наполняемость групп:
Гнёздышко (с 2 до 3 лет)
Дюймовочка (с 2 до 3 лет)
Улыбка (с 3 до 4 лет)
Всезнайки (с 3 до 4 лет)
Ромашка (с 4 до 5 лет)
Лесовичок (с 5 до 6 лет)
Берёзка ( с 5 до 6 лет)
Теремок (с 5 до 6 л. Речевая)
Ал.цветочек (с 6 до 7 лет)
Рябинка (с 6 до 7 лет)
Родничок (с 6 до 7 лет речевая группа)
Всего в дошкольном образовательном учреждении воспитывается ….. детей раннего и дошкольного возраста. Общее количество групп – ….. Из них ….. групп – дошкольного возраста (включая группу компенсирующей направленности - дети с ОНР), ….группа – раннего возраста (2 – 3 года).
По наполняемости группы соответствуют требованиям СанПин и Типовому положению. Все группы однородны по возрастному составу детей.
Цель:
Создание полноценных условий для формирования личности ребёнка с учётом его психофизического и социального развития, индивидуальных возможностей и склонностей, использования эффективных педагогических технологий коррекции нарушений в речевом развитии.
Задачи:
сохранение и укрепление физического и психического здоровья, создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка, формирование навыков здорового образа жизни;
обеспечение обогащенного художественно-эстетического, познавательного, речевого развития детей, формирования базисных основ личности;
воспитание и развитие детей с учетом ярко выраженных индивидуальных психических особенностей, проявление одаренности в музыкальной и изобразительной деятельности;
формирование предметно-развивающей среды и условий для обогащения разнообразной художественной деятельности детей;
создание модели взаимодействия детского сада и семьи в художественно- эстетическом развитии детей;
расширение и совершенствование образовательных услуг, совершенствование педагогического мастерства, использование передовых методик и технологий обучения и воспитания детей.
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными требованиями:
Определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на
- формирование общей культуры,
- развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств,
- формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность,
- сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста,
- коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.
Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.
Разработана в соответствии с культурно-историческим, деятельностным и личностным подходами к проблеме развития детей дошкольного возраста.
Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости.
Строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми.
Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, принципах целостности и интеграции дошкольного образования.
Обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных моделях, включающих:
совместную деятельность взрослого и детей,
самостоятельную деятельность детей
не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Предусматривает внедрение адекватной возрастным возможностям элементов учебной модели при осуществлении образовательного процесса с детьми от 6 до 7 лет.
Учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста.
Обеспечивает преемственность с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования.
Направлена на взаимодействие с семьёй в целях осуществления полноценного развития ребёнка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.
При разработке Программы учитывались принципы и подходы её формирования, определённые главной целью образовательной системы, заложенной в комплексной программе «…….»: развитие способностей дошкольников в процессе детских видов деятельности. «……» - это современная личностно ориентированная образовательная система, которая реализует идеи развивающего образования непрерывно и преемственно от дошкольного этапа до окончания общеобразовательной школы
В учебно-методических комплектах «………» выдерживается двойная логика развития: с одной стороны - это овладение действиями с такими средствами, как сенсорные эталоны, символы, модели, по вполне определённой, отработанной в многочисленных исследованиях, последовательности; с другой – это овладение «языком» каждой детской деятельности: игры, конструирования, литературно - художественной деятельности и др.
Естественно, что и логику средств, и логику деятельностей ребёнок открывает, «сотворяет» вместе со взрослым. Взрослый организует деятельность детей, в процессе которой он передаёт ребёнку опыт в особых, присущих дошкольнику формах обучения.
Технологии образовательной работы ориентированы именно на дошкольные формы образовательной деятельности с детьми в сочетании со специфически дошкольным её содержанием.
Особое место в жизни дошкольника занимает игра, ведущая деятельность в этом возрасте. С одной стороны, игра сама по себе имеет особое значение для развития ребёнка. С другой стороны, игра и игровые приёмы – неотъемлемая форма обучения детей дошкольного возраста.
Ценность игры (сюжетно-ролевой, режиссёрской, драматизации, с правилами и др.) как свободной самостоятельной деятельности детей определяется её содержанием. В игре может быть реализована значительная часть составляющих таких областей, как «Физическая культура», «Социализация», «Коммуникация», «Познание».
Самостоятельными, самоценными и универсальными видами детской деятельности является чтение (восприятие) художественной литературы, общение, продуктивная, музыкально-художественная и познавательно-исследовательская деятельности, труд. Принципиальным отличием данной Программы от предыдущей является исключение из образовательного процесса учебной деятельности для воспитанников от 3 до 6 лет, как не соответствующей закономерностям развития ребёнка на этапе дошкольного детства. Формирование предпосылок учебной деятельности – один из планируемых результатов освоения Программы.
Адекватными возрасту формами работы с детьми является экспериментирование, проектирование, коллекционирование, беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций и др. Вышеназванные формы работы и виды детской деятельности не предполагают обязательного проведения традиционных занятий, построенных в логике учебной модели организации образовательного процесса. Содержание Программы в полном объёме может быть реализовано в совместной деятельности педагогов и детей, а также через организацию самостоятельной деятельности детей.
Под совместной деятельностью взрослых и детей понимается деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнёрской позиции взрослого и партнёрской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности), предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками.
Под самостоятельной деятельностью детей понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребёнком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Принцип интеграции содержания дошкольного образования – альтернатива предметному принципу построения образовательных программ.
Весь воспитательно-образовательный процесс направлен на освоение детьми образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка». Предлагаемое условное деление направлений развития детей на образовательные области вызвано наличием специфических задач, содержания, форм и методов дошкольного образования, а также потребностями массовой практики.
В основу реализации комплексно-тематического принципа построения Программы положен тематический план календарных праздников, событий, который реализуется в условиях проектной деятельности. Такой подход обеспечивает:
социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки к итоговому мероприятию (развлечение, выставка, тематическая акция и др.);
«проживание» ребёнком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности;
поддержание эмоционально-положительного настроя в течение всего периода освоения Программы;
технологичность работы педагогов по реализации Программы (годовой ритм: подготовка к итоговому мероприятию – проведение итогового мероприятия, оформление и демонстрация продуктов совместного детско-взрослого творчества, подготовка к следующему и т.д.);
многообразие форм подготовки и проведения мероприятий;
возможность реализации принципа построения программы по спирали, или от простого к сложному (основная часть тематических мероприятий повторяется в следующем возрастном подпериоде дошкольного детства, при этом возрастает мера участия детей и сложность задач, решаемых каждым ребёнком при подготовке и проведении итогового мероприятия);
выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования (включение в совместную деятельность родителей воспитанников).
Основные задачи содержания дошкольного образования каждой образовательной области должны решаться и в ходе реализации других разделов Программы:
- организация режима пребывания детей в образовательном учреждении;
- содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей;
- содержание коррекционной работы с детьми группы компенсирующей направленности;
- планируемые результаты освоения детьми основной общеразвивающей программы дошкольного образования;
- система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.
Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в МДОУ детский сад «….».
Приоритетные направления деятельности МДОУ «детский сад «…..» по реализации Программы:
повышение качества образования дошкольников и совершенствование системы взаимодействия детей и взрослых в воспитательно-образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГТ;
совершенствование психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих ярко выраженные способности;
обогащение среды развития ребёнка по приоритетным направлениям воспитательно-образовательной деятельности с воспитанниками ДОУ (познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие);
развитие системы взаимодействия с СОШ № ….. в соответствии с ФГТ и ФГОС;
расширение образовательных услуг с новым конкурентоспособным качеством (группа кратковременного пребывания, группа выходного дня, дополнительные услуги на платной основе);
создание условий для совершенствования и развития профессиональной компетентности педагогов;
совершенствование мотивационного обеспечения инновационной деятельности в ДОУ;
повышение эффективности использования ресурсов ДОУ.
Вместе с тем следует отметить особенности организации воспитательно-образовательного процесса:
МДОУ работает в условиях полного дня (12-часового пребывания воспитанников);
соотношение обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса (с учётом приоритетной деятельности образовательного учреждения) определено как 80% и 20%.
Группы функционируют в режиме 5-дневной недели.
Программа состоит из разделов, изложенных по возрастным подпериодам дошкольного детства в целях оптимизации построения образовательного процесса.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ