Доклад на тему: Развитие речи учащихся на уроках литературы

Развитие речи – развитие устной и письменной речи. Это специальная ученическая деятельность учителя и ученика, направленная на овладение речью (устной и письменной). Основные задачи школы: обогащать словарный запас учащихся на материале художественных произведений, обучать связанной речи и развивать её выразительность.

В методике преподавания литературы в работе по развитию речи определяют три подхода:

  1. Психолингвистический. Базируется на теории речевой деятельности. Речевая деятельность – система речеведческих действий, характеризующихся единством обучения и мышления, представляющим модель индивидуальной речи человека, определяется основными навыками:

- выразительное чтение;

- словесное рисование;

- пересказы;

- отзывы;

- устные ответы: доклады, сообщения.

Это наиболее эффективный метод в методике литературы.

  1. Лингводидактический – исследование закономерностей обучения родному языку.

  2. Методико-литературный учит возможности развивать теории ораторского искусства. Проблемой развития устной речи занимались Голубков (определялась связь теории с практикой ораторского искусства), Рыбникова (большое внимание уделялось межпредметным связям, взаимосвязь литературы с русским языком, внимание к словарям. Современность: Колокольцев и Коровина (словарные работы, пересказывание, словесное рисование.

Классификация монологических высказываний:

  1. Репродуктивные:

- воспроизведение и творческие пересказы художественного текста;

- пересказ статей учебника, литературной критической статьи, мемуарные, эпистолярные материалы.

2. Продуктивные:

- развернутый устный ответ: сообщение, доклады (научные, литературные).

- литературно-критические:

а) литературное обозрение;

б) критический этюд, эссе;

в) слово о писателе.

- искусствоведческие: рассказ, доклад о произведении искусства;

- публицистические: репортаж, ораторские выступления;

- художественные, творческие: авторские стихи, рассказы, очерки, пьесы, художественные зарисовки.


  1. Слово о писателе (художественно-биографический рассказ):

- пересказы;

- художественное рассказывание;

- словарная работа;

- доклад, сообщение, памятка;

- устное словесное рисование;

- отзыв;

- работа с иллюстрациями.

Основные виды устных работ в 5 – 9 классах.

5 класс:


  1. выразительное чтение: беглое, правильное, чтение вслух художественных, учебных текстов; чтение наизусть; дети должны читать 100-110 слов в мин.;

  2. пересказы (подробные, выборные, краткие);

  3. устное сочинение, рассуждение по изученному произведению (устное словесное рисование);

  4. обязательный полный развёрнутый ответ на поставленный вопрос (использование художественного текста);

  5. художественный рассказ о литературном герое, выражение личностного отношения к герою;

  6. краткий рассказ о писателе на основе прочитанной учебной статьи;

  7. отзыв на самостоятельно прочитанный текст, картину, звукопись;

  8. индивидуальное, творческое задание (сообщение).

6 класс:

  1. выразительное чтение 110 -120 слов в мин.

  2. пересказ (подробный, выборочный, сжатый) с элементами описания пейзажа, портрета;

  3. устное сочинение – рассуждение по прочитанному произведению;

  4. устное словесное рисование;

  5. рассказ о писателе;

  6. отзывы;

  7. сочинение (устное) авторских стихотворений, басен, былин;

  8. инсценирование.

7 класс:

  1. выразительное чтение 120 – 130 слов в мин.;

  2. пересказы эпического произведения или глав;

  3. устные рассказы о писателях;

  4. устное словесное рисование;

  5. отзывы (уделяется внимание сравнительной и индивидуальной характеристике героев);

  6. всевозможные творческие задания.

8 класс:

  1. выразительное чтение 160 слов в мин.;

  2. пересказы;

  3. выше перечисленные работы обязательно. (Уделять внимание проблемной характеристике героев).

9 класс:

  1. выразительное чтение 160 – 180 слов в мин.;

  2. выше перечисленные работы обязательно;

  3. обязательно рассуждения по прочитанным произведениям;

  4. устные рассказы о писателе, творчестве, творческом пути, об эпохе, привлечение смежных видов искусства;

  5. собственное авторское сочинение стихотворения.

Виды устных работ и их методика.

Устное словесное рисование.

Способствует углублению разбора. Это творческий приём, развивающий образное представление у учащихся на основе прочитанного или увиденного. (Должно учитываться восприятие живописи, которое развивает творческое воображение).

Цель – формирование устной речи.

Это приём, который создаёт словесные картины на основе прочитанного художественного текста, а также на личных наблюдениях и впечатлениях учащихся. Этот приём позволяет развивать умения читателя «входить» в мир литературного героя, рисовать в воображении ученика картины на основе воспроизведённых в тексте деталей.

Данный приём определяет следующие задачи: умение учителем разрабатывать систему упражнений и заданий, направленных на усовершенствование устной речи учащихся. Например:

I группа упражнений, направленных на развитие у учащихся способностей эмоционально откликаться на прочитанное произведение:

- Какие чувства возникли в вашей душе при чтении и после?

- Обратите внимание на слова, передающие настроение автора, его чувства.

- После прочтения стихотворения можно предложить сочинить музыку.

II группа упражнений, направленных на пробуждение воображения и фантазии ученика в ходе анализа художественного произведения и на этапе закрепления. При чтении лирических произведений о природе (стихи Фета, Тютчева) необходимо подобрать иллюстративный материал (репродукции картин), а также аудиоматериал и на основе этого предложить задание:

- Сопоставьте изображенное на картине с тем, что представил автор в произведении;

- Подпишите картину или изображенное на ней стихотворными строками;

- Нарисуйте словесную картину на основе личного восприятия увиденного или услышанного.

III группа направлена на работу с языковыми средствами, работа по определенным понятиям литературного характера:

- Выделите метафоры, олицетворения, сравнения;

- Подберите свои эпитеты к указанному слову и сравните с авторскими;

- Определите художественную деталь в тексте, несущую значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку (описание быта, пейзажа, портрета, жеста, поведения героя).

- Дополните художественную деталь своими представлениями, как вы хотите её увидеть.

IV группа направлена на использование наглядного материала и привлечение смежных видов искусств (музыка, живопись).

- Какое впечатление на вас произвела картина?

- Каким настроением она проникнута?

- Как представлены герои на полотне?

- Какие краски изобразил художник, чтобы раскрыть замысел?

Чаще всего приём используется в ходе анализа или на этапе закрепления.




Доклады и сообщения.

Виды устного монолога. Доклады и сообщения – обзорные темы, развивающие творческие способности, помогают учащимся развивать устную и письменную речь, понимать литературу как искусство слова. Требуется: строить устный ответ на вопрос с элементами анализа, выразительно читать. Недостатки: монотонное чтение, дословное пересказывание. Нужно: выбрать главное, отвечать на вопросы.

По назначению доклады делятся:

1. информативные (вырабатываются элементы анализа, расширяются литературные и культурные знания);

2. исследовательские (в результате самостоятельно рассматриваются художественные произведения;

3. проблемно-дискуссионные.

Словарная работа.

Задача учителя – привлечь внимание к слову на уроках литературы, это даёт возможность учащимся глубоко проникнуть в идейный и художественный смысл изучаемого произведения, обогатить собственную устную и письменную речь. Словарной работе учитель должен уделять постоянное внимание.

Программные цели. Словарная работа предполагает:

  1. работу над трудными словами в тексте;

  2. работу над синонимическими рядами;

  3. работу над авторским словом;

  4. наблюдение над группой слов в тексте, создающей яркие картины природы и портреты героев.

Словарная работа позволяет узнать новое значение слова, уточнить семантику уже известных слов, познакомиться со словами уже известными, но употребленных в другом значении, поэтому необходимо ученика научить пользоваться изученной лексикой, вводить её в свою устную и письменную речь.

Приёмы словарной работы:

  1. определение значения слов и фразеологизмов;

  2. определение прямого и переносного значения слова;

  3. подбор синонимов;

  4. составление предложений или небольших рассказов из слов с изученным лексическим значением.

В зависимости от уровня знаний учащихся учитель самостоятельно решает, на каком этапе использовать данные приёмы работы, с каким лексическим материалом знакомить ученика.

Основные виды словарных работ и их значение.

1.Объяснение значения слова. Например, в любом художественном произведении есть сноски.

2.Работа с синонимами. Синонимы являются средством более точного выражения мыслей, средством стилистической окраски слова. В работе над синонимами важно подчеркнуть, что выбирать нужно тот синоним, который точно выражает мысль говорящего и подходит к определённому стилю речи, задания по подбору синонимов, по определению оттенков их значения помогают выработать навык правильного включения слов в речи, приучают думать о том, уместны или не уместны слова высказываний. Упражнение на усвоение разных синонимических гнёзд следует проводить систематически от произведения к произведению. Упражнения следует постепенно усложнять и расширять круг сведений о синонимии.

Например: - Подберите слова к слову красный, говорил.

- Чем отличаются эти слова по значению?

3.Работа с архаизмами и историзмами. Знакомство с лексикой пассивного фонда необходима для того, чтобы учащиеся понимали эпоху, отраженную в произведении, чтобы они могли использовать эти языковые средства в своей речи, чтобы рассказывая об эпохе, об исторических событиях не заменяли эти слова современными словами. С этой лексикой учащиеся встречаются во всех классах, как средство передачи торжественности, юмора и сатиры.

Например: - Найди в тексте устаревшие слова, выясни их значение, определи, с какой целью они использованы автором?


4.Просторечная лексика, диалектизмы. На них обращается внимание при работе над стилем писателя, над языком произведения, над речевой характеристикой героя. Это показатель территориальной принадлежности.

Например: при изучении литературы Кубани эти следует употреблять с определенной целью: передать характер героев, идею замысла произведения, злоупотреблять не стоит.

5.Работа с фразеологизмами и афоризмами. Устойчивые выражения придают речи особую выразительность, более ёмкие по содержанию, чем соответствующие им слова-синонимы, эта тема представляется для учащихся трудной, так как они не всегда могут отличить устойчивое словосочетание от свободных, не всегда понимают их образный смысл. Возможности для такой работы широко представлены в программных произведениях, чаще всего фразеологизмы являются средством характеристики героев, индивидуализации его речи.

Например: - Выясни значение фразеологизма, его окраску (стиль);

- Установи многозначность выражения;

- Включи в устную и письменную речь устойчивые сочетания;

- Определи функцию фразеологических оборотов в тексте.

Желательно, чтобы словарная работа получила продолжение на уроках внеклассного чтения и развития она должна быть связана с идейно-художественным анализом произведения. Она является одной из составляющих частей анализа. Словарная работа помогает учащимся глубже усвоить историко-литературный курс, приучить учащихся быть внимательными к слову, вырабатывает навык хорошей литературной речи.

Виды письменных работ и их методика.

Сочинение.

Сочинение – разновидность речевой деятельности.

Основные группы сочинений:

1.Сочинение на литературную тему;

2.Сочинение на свободную тему, основанное на личном впечатлении, жизненных наблюдениях, опыте.

Классификация по тематическому и жанровому признаку:

1.Сочинение о литературных героях (индивидуальная, групповая, сравнительна характеристика образов.

2.Сочинения, основанные на анализе произведения в целом, в которых темы требуют оценки произведения (личная, авторская, критиков), рассмотрение нравственных проблем, анализ художественных форм произведения.

3.Сочинение-рассуждение. Размышления учащихся о прочитанном произведении или оценки литературного героя: «Моё отношение…».

4.Отзыв-сочинение на прочитанную книгу (сочинение литературного обзора).

5.Сочинение-исследование проблемного нравственного характера.

Сочинение творческого характера (методика Юрия Озерова). Типы сочинений: -сочинение-литературный портрет;

- сочинение-лицензия;

- сочинение-очерк;

- сочинение-рассказ;

- сочинение-воспоминание;

- сочинение-дневник;

- сочинение-литературно-критическая статья или эссе, сочинение.

Сочинение – собственные размышления пишущего по поводу прочитанного и разработанного художественного произведения или его отрывка в различных письменных речевых жанрах. В сочинении создается собственный текст.

Идея сочинения – определяется пишущим самостоятельно в итоге размышления над художественным текстом при изучении научно-популярной и критической статей.

Композиция сочинения - избирается пишущим самостоятельно в соответствии с темой, позицией автора по данному вопросу, видам и жанрам письменной работы.

Содержание сочинения – обоснование собственных рассуждений пишущего, раскрывших тему и идею сочинения.

Стиль сочинения - определяется самим учащимся, как правило, он может быть научным, публицистическим, художественным.

Основные признаки сочинения: идея, композиция, содержание, стиль.

Основные требования к сочинению:

1.Соответствие содержания к заданной теме. Главное в сочинении – тема, работа начинается с ее выбора. Учащиеся должны продумать формулировку темы, осмыслить каждое понятие, входящего в заглавие, выяснить круг вопросов, которые следует осветить.

2.Содержательность сочинения достигается глубоким анализом художественного произведения, умением использовать литературные понятия, литературную критику, исторический материал.

3.Доказать высказанную мысль, аргументировать выдвинутое положение. В сочинении должен быть основной тезис и доказательства, без этого сочинение превращается в изложение.

Главная мысль – составить идею сочинения, она будет опираться на точку зрения учащегося, его заинтересованность того, о чем он пишет, но все подкрепляется текстовым и критическим материалом.

4.Соблюдение плана, логичности и последовательности изложения. От плана зависит глубина и содержательность сочинения. В сочинении должен быть план (чаще всего сложный, простой, цитатный). Пункты и подпункты плана должны быть расположены в строгой и логичной последовательности.

План. (сложный) (простой)

I.(Вступление) I.

II.(Основная часть) II.

1. III.

а)

б)

в)

2.

3.

III.(Заключение)

Каждый пункт и подпункт начинается с красной строки. Но сочинение можно писать и без плана (план обязателен на черновике).

5.Смысловая точность эпиграфа и цитат.

Эпиграф – краткий отрывок из произведения, может быть афоризм или пословица. Эпиграф должен отвечать содержанию сочинения в целом, в нем должна звучать идея всего сочинения. Эпиграф пишется после плана с правой стороны, в кавычки не заключается, автор и ссылки на источник дается без скобок. Эпиграф необязателен, но желателен.

Цитаты – точные выдержки из текста анализируемого произведения. Цитата приводится без искажения. Нельзя ими перегружать текст. Цитату необходимо включать в кавычки, указывать на источник.

Типы сочинений.

Сочинение – рассуждение.

Цель: логически представить цепь суждений, объясняющих причинно-следственные связи каких-либо явлений. Конечной целью сочинения – рассуждения является доказательство главной мысли, которая может быть сформулирована в заглавии. Сочинения обычно в форме вопросов: «Почему?..», «Зачем?..», «В чем смысл?..». Например: «В чем актуальность произведения «Слова о полку Игореве» в наши дни?», «Кто из героев рассказа «Там где расходятся пути» Джека Лондона оказался прав: Хичкок или его товарищ?»

Сочинение – описание.

Перечисление каких – либо постоянных конкретных признаков, качеств, данный тип сочинения требует тип ответа на вопрос «Какой?..». Вступление начинается общей оценкой предмета, лица. Затем следует конкретика. Например: «Пейзажная лирика Пушкина», «Образ князей в «Слове о полку Игореве».

Сочинение – повествование.

Рассказ о связанных между собой действиях и событиях, в их движении и развитии. В сочинении обычно указывается кто или что действует, участвует в событиях, а также где эти события происходят.

В школьной практике данные типы сочинений в «чистом» виде не встречаются, в каждой творческой работе есть признаки всех трёх типов.

































Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 85 ст. Старокорсунской











Доклад на тему:

Развитие речи учащихся на уроках литературы.









Подготовил учитель русского языка и литературы

Иванченко Нина Викторовна



2011г.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ