Доклад на тему: Развитие речи учащихся на уроках литературы
Развитие речи – развитие устной и письменной речи. Это специальная ученическая деятельность учителя и ученика, направленная на овладение речью (устной и письменной). Основные задачи школы: обогащать словарный запас учащихся на материале художественных произведений, обучать связанной речи и развивать её выразительность.
В методике преподавания литературы в работе по развитию речи определяют три подхода:
Психолингвистический. Базируется на теории речевой деятельности. Речевая деятельность – система речеведческих действий, характеризующихся единством обучения и мышления, представляющим модель индивидуальной речи человека, определяется основными навыками:
- выразительное чтение;
- словесное рисование;
- пересказы;
- отзывы;
- устные ответы: доклады, сообщения.
Это наиболее эффективный метод в методике литературы.
Лингводидактический – исследование закономерностей обучения родному языку.
Методико-литературный учит возможности развивать теории ораторского искусства. Проблемой развития устной речи занимались Голубков (определялась связь теории с практикой ораторского искусства), Рыбникова (большое внимание уделялось межпредметным связям, взаимосвязь литературы с русским языком, внимание к словарям. Современность: Колокольцев и Коровина (словарные работы, пересказывание, словесное рисование.
Классификация монологических высказываний:
Репродуктивные:
- воспроизведение и творческие пересказы художественного текста;
- пересказ статей учебника, литературной критической статьи, мемуарные, эпистолярные материалы.
2. Продуктивные:
- развернутый устный ответ: сообщение, доклады (научные, литературные).
- литературно-критические:
а) литературное обозрение;
б) критический этюд, эссе;
в) слово о писателе.
- искусствоведческие: рассказ, доклад о произведении искусства;
- публицистические: репортаж, ораторские выступления;
- художественные, творческие: авторские стихи, рассказы, очерки, пьесы, художественные зарисовки.
Слово о писателе (художественно-биографический рассказ):
- пересказы;
- художественное рассказывание;
- словарная работа;
- доклад, сообщение, памятка;
- устное словесное рисование;
- отзыв;
- работа с иллюстрациями.
Основные виды устных работ в 5 – 9 классах.
5 класс:
выразительное чтение: беглое, правильное, чтение вслух художественных, учебных текстов; чтение наизусть; дети должны читать 100-110 слов в мин.;
пересказы (подробные, выборные, краткие);
устное сочинение, рассуждение по изученному произведению (устное словесное рисование);
обязательный полный развёрнутый ответ на поставленный вопрос (использование художественного текста);
художественный рассказ о литературном герое, выражение личностного отношения к герою;
краткий рассказ о писателе на основе прочитанной учебной статьи;
отзыв на самостоятельно прочитанный текст, картину, звукопись;
индивидуальное, творческое задание (сообщение).
6 класс:
выразительное чтение 110 -120 слов в мин.
пересказ (подробный, выборочный, сжатый) с элементами описания пейзажа, портрета;
устное сочинение – рассуждение по прочитанному произведению;
устное словесное рисование;
рассказ о писателе;
отзывы;
сочинение (устное) авторских стихотворений, басен, былин;
инсценирование.
7 класс:
выразительное чтение 120 – 130 слов в мин.;
пересказы эпического произведения или глав;
устные рассказы о писателях;
устное словесное рисование;
отзывы (уделяется внимание сравнительной и индивидуальной характеристике героев);
всевозможные творческие задания.
8 класс:
выразительное чтение 160 слов в мин.;
пересказы;
выше перечисленные работы обязательно. (Уделять внимание проблемной характеристике героев).
9 класс:
выразительное чтение 160 – 180 слов в мин.;
выше перечисленные работы обязательно;
обязательно рассуждения по прочитанным произведениям;
устные рассказы о писателе, творчестве, творческом пути, об эпохе, привлечение смежных видов искусства;
собственное авторское сочинение стихотворения.
Виды устных работ и их методика.
Устное словесное рисование.
Способствует углублению разбора. Это творческий приём, развивающий образное представление у учащихся на основе прочитанного или увиденного. (Должно учитываться восприятие живописи, которое развивает творческое воображение).
Цель – формирование устной речи.
Это приём, который создаёт словесные картины на основе прочитанного художественного текста, а также на личных наблюдениях и впечатлениях учащихся. Этот приём позволяет развивать умения читателя «входить» в мир литературного героя, рисовать в воображении ученика картины на основе воспроизведённых в тексте деталей.
Данный приём определяет следующие задачи: умение учителем разрабатывать систему упражнений и заданий, направленных на усовершенствование устной речи учащихся. Например:
I группа упражнений, направленных на развитие у учащихся способностей эмоционально откликаться на прочитанное произведение:
- Какие чувства возникли в вашей душе при чтении и после?
- Обратите внимание на слова, передающие настроение автора, его чувства.
- После прочтения стихотворения можно предложить сочинить музыку.
II группа упражнений, направленных на пробуждение воображения и фантазии ученика в ходе анализа художественного произведения и на этапе закрепления. При чтении лирических произведений о природе (стихи Фета, Тютчева) необходимо подобрать иллюстративный материал (репродукции картин), а также аудиоматериал и на основе этого предложить задание:
- Сопоставьте изображенное на картине с тем, что представил автор в произведении;
- Подпишите картину или изображенное на ней стихотворными строками;
- Нарисуйте словесную картину на основе личного восприятия увиденного или услышанного.
III группа направлена на работу с языковыми средствами, работа по определенным понятиям литературного характера:
- Выделите метафоры, олицетворения, сравнения;
- Подберите свои эпитеты к указанному слову и сравните с авторскими;
- Определите художественную деталь в тексте, несущую значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку (описание быта, пейзажа, портрета, жеста, поведения героя).
- Дополните художественную деталь своими представлениями, как вы хотите её увидеть.
IV группа направлена на использование наглядного материала и привлечение смежных видов искусств (музыка, живопись).
- Какое впечатление на вас произвела картина?
- Каким настроением она проникнута?
- Как представлены герои на полотне?
- Какие краски изобразил художник, чтобы раскрыть замысел?
Чаще всего приём используется в ходе анализа или на этапе закрепления.
Доклады и сообщения.
Виды устного монолога. Доклады и сообщения – обзорные темы, развивающие творческие способности, помогают учащимся развивать устную и письменную речь, понимать литературу как искусство слова. Требуется: строить устный ответ на вопрос с элементами анализа, выразительно читать. Недостатки: монотонное чтение, дословное пересказывание. Нужно: выбрать главное, отвечать на вопросы.
По назначению доклады делятся:
1. информативные (вырабатываются элементы анализа, расширяются литературные и культурные знания);
2. исследовательские (в результате самостоятельно рассматриваются художественные произведения;
3. проблемно-дискуссионные.
Словарная работа.
Задача учителя – привлечь внимание к слову на уроках литературы, это даёт возможность учащимся глубоко проникнуть в идейный и художественный смысл изучаемого произведения, обогатить собственную устную и письменную речь. Словарной работе учитель должен уделять постоянное внимание.
Программные цели. Словарная работа предполагает:
работу над трудными словами в тексте;
работу над синонимическими рядами;
работу над авторским словом;
наблюдение над группой слов в тексте, создающей яркие картины природы и портреты героев.
Словарная работа позволяет узнать новое значение слова, уточнить семантику уже известных слов, познакомиться со словами уже известными, но употребленных в другом значении, поэтому необходимо ученика научить пользоваться изученной лексикой, вводить её в свою устную и письменную речь.
Приёмы словарной работы:
определение значения слов и фразеологизмов;
определение прямого и переносного значения слова;
подбор синонимов;
составление предложений или небольших рассказов из слов с изученным лексическим значением.
В зависимости от уровня знаний учащихся учитель самостоятельно решает, на каком этапе использовать данные приёмы работы, с каким лексическим материалом знакомить ученика.
Основные виды словарных работ и их значение.
1.Объяснение значения слова. Например, в любом художественном произведении есть сноски.
2.Работа с синонимами. Синонимы являются средством более точного выражения мыслей, средством стилистической окраски слова. В работе над синонимами важно подчеркнуть, что выбирать нужно тот синоним, который точно выражает мысль говорящего и подходит к определённому стилю речи, задания по подбору синонимов, по определению оттенков их значения помогают выработать навык правильного включения слов в речи, приучают думать о том, уместны или не уместны слова высказываний. Упражнение на усвоение разных синонимических гнёзд следует проводить систематически от произведения к произведению. Упражнения следует постепенно усложнять и расширять круг сведений о синонимии.
Например: - Подберите слова к слову красный, говорил.
- Чем отличаются эти слова по значению?
3.Работа с архаизмами и историзмами. Знакомство с лексикой пассивного фонда необходима для того, чтобы учащиеся понимали эпоху, отраженную в произведении, чтобы они могли использовать эти языковые средства в своей речи, чтобы рассказывая об эпохе, об исторических событиях не заменяли эти слова современными словами. С этой лексикой учащиеся встречаются во всех классах, как средство передачи торжественности, юмора и сатиры.
Например: - Найди в тексте устаревшие слова, выясни их значение, определи, с какой целью они использованы автором?
4.Просторечная лексика, диалектизмы. На них обращается внимание при работе над стилем писателя, над языком произведения, над речевой характеристикой героя. Это показатель территориальной принадлежности.
Например: при изучении литературы Кубани эти следует употреблять с определенной целью: передать характер героев, идею замысла произведения, злоупотреблять не стоит.
5.Работа с фразеологизмами и афоризмами. Устойчивые выражения придают речи особую выразительность, более ёмкие по содержанию, чем соответствующие им слова-синонимы, эта тема представляется для учащихся трудной, так как они не всегда могут отличить устойчивое словосочетание от свободных, не всегда понимают их образный смысл. Возможности для такой работы широко представлены в программных произведениях, чаще всего фразеологизмы являются средством характеристики героев, индивидуализации его речи.
Например: - Выясни значение фразеологизма, его окраску (стиль);
- Установи многозначность выражения;
- Включи в устную и письменную речь устойчивые сочетания;
- Определи функцию фразеологических оборотов в тексте.
Желательно, чтобы словарная работа получила продолжение на уроках внеклассного чтения и развития она должна быть связана с идейно-художественным анализом произведения. Она является одной из составляющих частей анализа. Словарная работа помогает учащимся глубже усвоить историко-литературный курс, приучить учащихся быть внимательными к слову, вырабатывает навык хорошей литературной речи.
Виды письменных работ и их методика.
Сочинение.
Сочинение – разновидность речевой деятельности.
Основные группы сочинений:
1.Сочинение на литературную тему;
2.Сочинение на свободную тему, основанное на личном впечатлении, жизненных наблюдениях, опыте.
Классификация по тематическому и жанровому признаку:
1.Сочинение о литературных героях (индивидуальная, групповая, сравнительна характеристика образов.
2.Сочинения, основанные на анализе произведения в целом, в которых темы требуют оценки произведения (личная, авторская, критиков), рассмотрение нравственных проблем, анализ художественных форм произведения.
3.Сочинение-рассуждение. Размышления учащихся о прочитанном произведении или оценки литературного героя: «Моё отношение…».
4.Отзыв-сочинение на прочитанную книгу (сочинение литературного обзора).
5.Сочинение-исследование проблемного нравственного характера.
Сочинение творческого характера (методика Юрия Озерова). Типы сочинений: -сочинение-литературный портрет;
- сочинение-лицензия;
- сочинение-очерк;
- сочинение-рассказ;
- сочинение-воспоминание;
- сочинение-дневник;
- сочинение-литературно-критическая статья или эссе, сочинение.
Сочинение – собственные размышления пишущего по поводу прочитанного и разработанного художественного произведения или его отрывка в различных письменных речевых жанрах. В сочинении создается собственный текст.
Идея сочинения – определяется пишущим самостоятельно в итоге размышления над художественным текстом при изучении научно-популярной и критической статей.
Композиция сочинения - избирается пишущим самостоятельно в соответствии с темой, позицией автора по данному вопросу, видам и жанрам письменной работы.
Содержание сочинения – обоснование собственных рассуждений пишущего, раскрывших тему и идею сочинения.
Стиль сочинения - определяется самим учащимся, как правило, он может быть научным, публицистическим, художественным.
Основные признаки сочинения: идея, композиция, содержание, стиль.
Основные требования к сочинению:
1.Соответствие содержания к заданной теме. Главное в сочинении – тема, работа начинается с ее выбора. Учащиеся должны продумать формулировку темы, осмыслить каждое понятие, входящего в заглавие, выяснить круг вопросов, которые следует осветить.
2.Содержательность сочинения достигается глубоким анализом художественного произведения, умением использовать литературные понятия, литературную критику, исторический материал.
3.Доказать высказанную мысль, аргументировать выдвинутое положение. В сочинении должен быть основной тезис и доказательства, без этого сочинение превращается в изложение.
Главная мысль – составить идею сочинения, она будет опираться на точку зрения учащегося, его заинтересованность того, о чем он пишет, но все подкрепляется текстовым и критическим материалом.
4.Соблюдение плана, логичности и последовательности изложения. От плана зависит глубина и содержательность сочинения. В сочинении должен быть план (чаще всего сложный, простой, цитатный). Пункты и подпункты плана должны быть расположены в строгой и логичной последовательности.
План. (сложный) (простой)
I.(Вступление) I.
II.(Основная часть) II.
1. III.
а)
б)
в)
2.
3.
III.(Заключение)
Каждый пункт и подпункт начинается с красной строки. Но сочинение можно писать и без плана (план обязателен на черновике).
5.Смысловая точность эпиграфа и цитат.
Эпиграф – краткий отрывок из произведения, может быть афоризм или пословица. Эпиграф должен отвечать содержанию сочинения в целом, в нем должна звучать идея всего сочинения. Эпиграф пишется после плана с правой стороны, в кавычки не заключается, автор и ссылки на источник дается без скобок. Эпиграф необязателен, но желателен.
Цитаты – точные выдержки из текста анализируемого произведения. Цитата приводится без искажения. Нельзя ими перегружать текст. Цитату необходимо включать в кавычки, указывать на источник.
Типы сочинений.
Сочинение – рассуждение.
Цель: логически представить цепь суждений, объясняющих причинно-следственные связи каких-либо явлений. Конечной целью сочинения – рассуждения является доказательство главной мысли, которая может быть сформулирована в заглавии. Сочинения обычно в форме вопросов: «Почему?..», «Зачем?..», «В чем смысл?..». Например: «В чем актуальность произведения «Слова о полку Игореве» в наши дни?», «Кто из героев рассказа «Там где расходятся пути» Джека Лондона оказался прав: Хичкок или его товарищ?»
Сочинение – описание.
Перечисление каких – либо постоянных конкретных признаков, качеств, данный тип сочинения требует тип ответа на вопрос «Какой?..». Вступление начинается общей оценкой предмета, лица. Затем следует конкретика. Например: «Пейзажная лирика Пушкина», «Образ князей в «Слове о полку Игореве».
Сочинение – повествование.
Рассказ о связанных между собой действиях и событиях, в их движении и развитии. В сочинении обычно указывается кто или что действует, участвует в событиях, а также где эти события происходят.
В школьной практике данные типы сочинений в «чистом» виде не встречаются, в каждой творческой работе есть признаки всех трёх типов.
Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 85 ст. Старокорсунской
Доклад на тему:
Развитие речи учащихся на уроках литературы.
Подготовил учитель русского языка и литературы
Иванченко Нина Викторовна
2011г.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ