Практико- значимый поект «Совесть»
Министерство образования и науки РФ
Московский государственный оластной социально-гуманитарный институт
ФПК и ПП
Практико- значимый поект
На тему: «Совесть»
Выполнено:
Слушателем ГР ДО 3-12
Подольской Ольгой Викторовной
г.Коломна д\с «Ручеёк»
Преподаватель
К.П.Н.,доцент
Космачёва Наталья Владимировна
г.Коломна 2012
Задание 1
«Что такое совесть?»
И так совесть — это одна из компонентов нравственных ценностных ориентаций.
Вот,что пишет википедия.Совесть — способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний, т.н. "угрызений совести".
Совесть - это потребность человека нести ответственность за свои действия. Как правило, осознаётся через чувство внутреннего дискомфорта при нарушении собственных нравственных правил.
Словарь Ушакова: Совесть — внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за своё поведение.
Словарь Брокгауза и Ефрона: Совесть — нравственное сознание человека, выражающееся в оценке собственных и чужих поступков, на основании определенного критерия добра и зла.
Словарь по общественным наукам: Совесть — моральное осознание того, что является добром и злом.
Так что такое совесть?
Если обратимся к языковому смыслу, то выходит Со-ВЕСТЬ. ВЕСТИМО = ВЕДОМО. С ведой, то есть знанием, получается СО-ЗНАНИЕ. СО –это общее, совместное, слитное. Имеется ввиду знание, откликающееся в сердце, что называется божественным, знание истины, она же ПРАВДА.
ПРА – ВЕДА –это первоначальная, истинная веда, истинное знание.
Вот и нашли синонимы. Получается, что СОВЕСТЬ и ПРАВДА одно и тоже.
Ближе всех к истине вот это определение:
Толковый словарь Владимира Даля: Совесть — нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития.
Честь — это внешняя совесть, а совесть — это внутренняя честь. Шопенгауэр А.
По пустынной дороге шли двое: совесть и честь.
На перекрестке двух дорог, они остановились.
Здесь их пути расходились.
-Давай пойдем вместе, предложила совесть.
-И вправду вдвоем не страшно - ответила честь.
-Вместе мы будем сильнее, если вдруг беда.
-Будем поддерживать друг друга - вторила честь….
Так и идут они до сих пор, рука об руку, по одной дороге,
дороге жизни.
Цель занятия: формирование у детей основополагающих морально-нравственных идеалов на основе базовых понятий духовности, нравственности и норм христианской этики (о добре и зле, правде и лжи, трудолюбии и лени, послушании, честности, милосердии, кротости, прощении), основных понятий нравственного самосознания (совесть, добросовестность, справедливость, благожелательность).
Методические приёмы:
беседа с детьми; чтение рассказа; вопросы к детям; дидактическая игра; музыкальная физкультминутка.
Методическая разработка занятия «Совесть – добрый помощник» сделана в рамках общей темы «Устроение отношений в мире. Хорошо – плохо» по книге-хрестоматии № 2 программы «Добрый мир. Православная культура для малышей».
Восп.: Ребята, сегодня мы с вами продолжим говорить о том, как Бог научил человека отличать добро от зла.
Каждый день мы с вами совершаем разные поступки. Иногда при этом приходится выбирать, как поступить в той или иной ситуации. Как же узнать хорошо мы поступили или плохо?
Ответы детей:
- Не знаем.
- Догадаемся.
Восп.: Для того, чтобы человек не ошибся в том, что хорошо, что плохо, внутри его Бог поместил доброго помощника – совесть.
Тема нашего занятия: «Совесть – добрый помощник». Совесть приносит человеку сообщение-весточку: хорошо он поступает или плохо.
Например, ты получил новогодний подарок с конфетами. Совесть подсказывает: не жадничай, поделись с тем, у кого нет конфет. Поделился – хорошо. Ну, а если ты чувствуешь: жалко – съем сам, да и делаешь так – поступаешь плохо. Или: мама попросила помочь по дому, а ты ленишься – ладно, попозже сделаю?
А ещё, может быть, бывает так, что ты не слушаешься родителей и старших, обзываешься плохими словами, дерёшься с кем-то из ребят? Кто из вас, ребята, сможет назвать ещё какую-нибудь ситуацию, при которой совесть – наш добрый помощник – подсказывает нам хорошо или плохо мы поступаем?
Ответы детей:
- Если играю игрушкой, то вместе с другом.
- Покормлю птиц, когда им нечего кушать.
- Если я качаюсь на качелях, и кому-то тоже захочется покататься – я ему уступлю место.
- Если человек попал в беду, то ему нужно помочь.
- Защищать любого, если его обижают.
Восп.: Сейчас я хочу прочитать вам рассказ В.Осеевой «Печенье». Послушайте, пожалуйста.
Печенье
Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.
– Дели по одному – строго сказал Миша.
Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.
– Ровно? – спросил Вова.
Миша смерил глазами кучки:
– Ровно... Бабушка, налей нам чаю!
Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.
– Рассыпчатые! Сладкие! Вкусные! – говорил Миша.
– Угу! – отзывался с набитым ртом Вова.
Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму – она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку – она жевала корочку черного хлеба...
Восп.: Для чего мама высыпала в тарелку печенье?
Дети: Чтобы попить всем вместе чай.
Восп.: Кто принимал участие в чаепитии?
Дети: Вся семья хотела попить чай.
Восп.: Кто и как начал делить печенье?
Ответы детей:
- Миша и Вова.
- Разделили всё печенье на двоих.
- Разделили между собой.
Восп.: Почему мама и бабушка пили пустой чай?
Ответы детей:
- Мальчики забрали всё себе.
- Они не подумали о бабушке и маме.
Восп.: Как, по вашему мнению, поступили мальчики?
Ответы детей:
- Они поступили плохо.
- Очень плохо.
Восп.: А как поступили бы вы?
Ответы детей:
- Поделились бы с родителями.
- Разделили между всеми поровну.
- Можно было не делить, а кушать всем с одной тарелки, кто сколько хочет.
Восп.: Как можно назвать Вову и Мишу? Какие они?
Дети: Жадные.
Восп.: Какие поступки можно назвать плохими?
Ответы детей:
- Плохо драться, обзываться, отбирать игрушки, жадничать, ссориться.
Восп.: Как следует поступить хорошо?
Ответы детей: Защищать других, делиться, дружить со всеми, любить всех, заботиться.
Восп.: Название всех перечисленных нами плохих поступков – грех.
Восп.: Как же можно бороться с грехом? Следует прислушиваться к тому, что велит совесть. (зажечь свечку или фонарик) Совесть как яркий огонёк светит в душе человека.
Если ты спрашиваешь у своей совести: хорошо ли я делаю, совесть обязательно даёт ответ. Ты можешь постараться не делать плохого, а делать хорошее. И никакое доброе дело не пропадёт зря. А если человек забывает спрашивать совесть, он начинает совершать плохие поступки: обманывать, обзываться злыми словами, обижать товарищей, лениться.
Песня «Если добрый ты»
(физминутка)
Восп.: Дети должны помогать своей совести бороться против трёх самых главных врагов. Как их узнать? Один из них всегда говорит: «Не хочу!», второй – «Сделаю попозже!», третий – «А почему это должен делать я?». Этим врагам мы дадим такие имена: «Нехочулькин», «Попозжечек», «Почемуяшкин». Знакомы вам такие враги, ребята? Вы с ними встречались?
Дети: Да, каждый день.
Восп.: Кто поможет нам справиться с этими врагами – «Нехочулькиным», «Попозжечком» и «Почемуяшкиным»?
Ответы детей: Наши друзья помогут справиться с ними.
- Мы сами справимся.
- Наша совесть поможет.
Восп.: Да – это наша совесть. Совесть подсказывает детям стыдиться злых поступков, исправлять злое добрым. Она говорит: «Пойди помирись, поправь, что сделал плохо, не ленись».
Как вы думаете, ребята, что происходит с совестью, если не обращать на неё внимания?
Ответы детей:
- Не знаем.
- Она исчезнет.
Восп.: Если не обращать на совесть внимания – её огонёчек гаснет... (задуть свечку). И тогда в душе наступает темнота. Человек перестаёт отличать доброе от злого, хорошее от плохого.
Восп.: Сейчас я предлагаю вам поиграть. Игра называется «Хорошо – плохо». У каждого из вас на столе лежат карточки, на одной из которых изображено солнышко, а на другой тучка. Так мы будем обозначать добрые и плохие поступки. Правила игры такие: я буду показывать вам картинки, на которых дети совершают разные поступки, а вы с помощью карточек ответите – хороший это поступок (карточка с солнышком) или плохой (карточка с тучкой). Прежде, чем ответить, прислушайтесь к голосу своей совести, она поможет вам найти правильное решение.
Восп.: Ребята, назовите три главных правила жизни.
Дети: Послушание. Трудолюбие. Любовь.
Восп.: Давайте будем учиться прислушиваться к голосу своей совести и перед началом любого дела советоваться с совестью: хорошо ли я поступаю?
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ