Практико- значимый поект «Совесть»

Министерство образования и науки РФ

Московский государственный оластной социально-гуманитарный институт

ФПК и ПП












Практико- значимый поект

На тему: «Совесть»









Выполнено:

Слушателем ГР ДО 3-12

Подольской Ольгой Викторовной

г.Коломна д\с «Ручеёк»

Преподаватель

К.П.Н.,доцент

Космачёва Наталья Владимировна










г.Коломна 2012




Задание 1

«Что такое совесть?»

И так совесть — это одна из компонентов нравственных ценностных ориентаций.

Вот,что пишет википедия.Совесть — способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний, т.н. "угрызений совести".
Совесть - это потребность человека нести ответственность за свои действия. Как правило, осознаётся через чувство внутреннего дискомфорта при нарушении собственных нравственных правил.

Словарь Ушакова: Совесть — внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за своё поведение.

Словарь Брокгауза и Ефрона: Совесть — нравственное сознание человека, выражающееся в оценке собственных и чужих поступков, на основании определенного критерия добра и зла.

Словарь по общественным наукам: Совесть — моральное осознание того, что является добром и злом.

Так что такое совесть?
Если обратимся к языковому смыслу, то выходит Со-ВЕСТЬ. ВЕСТИМО = ВЕДОМО. С ведой, то есть знанием, получается СО-ЗНАНИЕ. СО –это общее, совместное, слитное. Имеется ввиду знание, откликающееся в сердце, что называется божественным, знание истины, она же ПРАВДА.
ПРА – ВЕДА –это первоначальная, истинная веда, истинное знание.
Вот и нашли синонимы. Получается, что СОВЕСТЬ и ПРАВДА одно и тоже.

Ближе всех к истине вот это определение:

Толковый словарь Владимира Даля: Совесть — нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития.

Честь — это внешняя совесть, а совесть — это внутренняя честь. Шопенгауэр А.

По пустынной дороге шли двое: совесть и честь.
На перекрестке двух дорог, они остановились.
Здесь их пути расходились.
-Давай пойдем вместе, предложила совесть.
-И вправду вдвоем не страшно - ответила честь.
-Вместе мы будем сильнее, если вдруг беда.
-Будем поддерживать друг друга - вторила честь….
Так и идут они до сих пор, рука об руку, по одной дороге,
дороге жизни.

Цель занятия: формирование у детей основополагающих морально-нравственных идеалов на основе базовых понятий духовности, нравственности и норм христианской этики (о добре и зле, правде и лжи, трудолюбии и лени, послушании, честности, милосердии, кротости, прощении), основных понятий нравственного самосознания (совесть, добросовестность, справедливость, благожелательность).


Методические приёмы:

беседа с детьми; чтение рассказа; вопросы к детям; дидактическая игра; музыкальная физкультминутка.


Методическая разработка занятия «Совесть – добрый помощник» сделана в рамках общей темы «Устроение отношений в мире. Хорошо – плохо» по книге-хрестоматии № 2 программы «Добрый мир. Православная культура для малышей».


Восп.: Ребята, сегодня мы с вами продолжим говорить о том, как Бог научил человека отличать добро от зла.

Каждый день мы с вами совершаем разные поступки. Иногда при этом приходится выбирать, как поступить в той или иной ситуации. Как же узнать хорошо мы поступили или плохо?

Ответы детей:

- Не знаем.

- Догадаемся.

Восп.: Для того, чтобы человек не ошибся в том, что хорошо, что плохо, внутри его Бог поместил доброго помощника – совесть.

Тема нашего занятия: «Совесть – добрый помощник». Совесть приносит человеку сообщение-весточку: хорошо он поступает или плохо.

Например, ты получил новогодний подарок с конфетами. Совесть подсказывает: не жадничай, поделись с тем, у кого нет конфет. Поделился – хорошо. Ну, а если ты чувствуешь: жалко – съем сам, да и делаешь так – поступаешь плохо. Или: мама попросила помочь по дому, а ты ленишься – ладно, попозже сделаю?

А ещё, может быть, бывает так, что ты не слушаешься родителей и старших, обзываешься плохими словами, дерёшься с кем-то из ребят? Кто из вас, ребята, сможет назвать ещё какую-нибудь ситуацию, при которой совесть – наш добрый помощник – подсказывает нам хорошо или плохо мы поступаем?

Ответы детей:

- Если играю игрушкой, то вместе с другом.

- Покормлю птиц, когда им нечего кушать.

- Если я качаюсь на качелях, и кому-то тоже захочется покататься – я ему уступлю место.

- Если человек попал в беду, то ему нужно помочь.

- Защищать любого, если его обижают.

Восп.: Сейчас я хочу прочитать вам рассказ В.Осеевой «Печенье». Послушайте, пожалуйста.


Печенье


Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

Дели по одному – строго сказал Миша.

Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.

Ровно? – спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки:

Ровно... Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

Рассыпчатые! Сладкие! Вкусные! – говорил Миша.

Угу! – отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму – она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку – она жевала корочку черного хлеба...


Восп.: Для чего мама высыпала в тарелку печенье?

Дети: Чтобы попить всем вместе чай.

Восп.: Кто принимал участие в чаепитии?

Дети: Вся семья хотела попить чай.

Восп.: Кто и как начал делить печенье?

Ответы детей:

- Миша и Вова.

- Разделили всё печенье на двоих.

- Разделили между собой.

Восп.: Почему мама и бабушка пили пустой чай?

Ответы детей:

- Мальчики забрали всё себе.

- Они не подумали о бабушке и маме.

Восп.: Как, по вашему мнению, поступили мальчики?

Ответы детей:

- Они поступили плохо.

- Очень плохо.

Восп.: А как поступили бы вы?

Ответы детей:

- Поделились бы с родителями.

- Разделили между всеми поровну.

- Можно было не делить, а кушать всем с одной тарелки, кто сколько хочет.

Восп.: Как можно назвать Вову и Мишу? Какие они?

Дети: Жадные.

Восп.: Какие поступки можно назвать плохими?

Ответы детей:

- Плохо драться, обзываться, отбирать игрушки, жадничать, ссориться.

Восп.: Как следует поступить хорошо?

Ответы детей: Защищать других, делиться, дружить со всеми, любить всех, заботиться.

Восп.: Название всех перечисленных нами плохих поступков – грех.

Восп.: Как же можно бороться с грехом? Следует прислушиваться к тому, что велит совесть. (зажечь свечку или фонарик) Совесть как яркий огонёк светит в душе человека.

Если ты спрашиваешь у своей совести: хорошо ли я делаю, совесть обязательно даёт ответ. Ты можешь постараться не делать плохого, а делать хорошее. И никакое доброе дело не пропадёт зря. А если человек забывает спрашивать совесть, он начинает совершать плохие поступки: обманывать, обзываться злыми словами, обижать товарищей, лениться.


Песня «Если добрый ты»

(физминутка)


Восп.: Дети должны помогать своей совести бороться против трёх самых главных врагов. Как их узнать? Один из них всегда говорит: «Не хочу!», второй – «Сделаю попозже!», третий – «А почему это должен делать я?». Этим врагам мы дадим такие имена: «Нехочулькин», «Попозжечек», «Почемуяшкин». Знакомы вам такие враги, ребята? Вы с ними встречались?


Дети: Да, каждый день.

Восп.: Кто поможет нам справиться с этими врагами – «Нехочулькиным», «Попозжечком» и «Почемуяшкиным»?

Ответы детей: Наши друзья помогут справиться с ними.

- Мы сами справимся.

- Наша совесть поможет.

Восп.: Да – это наша совесть. Совесть подсказывает детям стыдиться злых поступков, исправлять злое добрым. Она говорит: «Пойди помирись, поправь, что сделал плохо, не ленись».

Как вы думаете, ребята, что происходит с совестью, если не обращать на неё внимания?

Ответы детей:

- Не знаем.

- Она исчезнет.

Восп.: Если не обращать на совесть внимания – её огонёчек гаснет... (задуть свечку). И тогда в душе наступает темнота. Человек перестаёт отличать доброе от злого, хорошее от плохого.

Восп.: Сейчас я предлагаю вам поиграть. Игра называется «Хорошо – плохо». У каждого из вас на столе лежат карточки, на одной из которых изображено солнышко, а на другой тучка. Так мы будем обозначать добрые и плохие поступки. Правила игры такие: я буду показывать вам картинки, на которых дети совершают разные поступки, а вы с помощью карточек ответите – хороший это поступок (карточка с солнышком) или плохой (карточка с тучкой). Прежде, чем ответить, прислушайтесь к голосу своей совести, она поможет вам найти правильное решение.


Восп.: Ребята, назовите три главных правила жизни.

Дети: Послушание. Трудолюбие. Любовь.

Восп.: Давайте будем учиться прислушиваться к голосу своей совести и перед началом любого дела советоваться с совестью: хорошо ли я поступаю?


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ