Представление педагогического опыта «Развитие коммуникативной компетенции через стратегию речевого поведения и культуроведческую направленность в англоязычной среде»
Представление педагогического опыта.
«Развитие коммуникативной компетенции
через стратегию речевого поведения и
культуроведческую направленность в англоязычной среде».
За годы работы я поняла, что не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и умелом применении всего того, что знаешь, чему учишь. Каждый раз, уходя домой, думаешь, а что будет завтра, как сделать так, чтобы твой урок запомнился? Удивить, рассмешить или, может быть, напугать? Как найти и подобрать то, что поможет сделать процесс обучения интересным, творческим, запоминающимся? Уверена, что, только, вызвав светлые чувства и положительные эмоции, можно создать комфортный климат на уроке.
Жить—вот ремесло, которому я хочу учить
его (воспитанника)…и, как бы судьба не перемещала
его с места на место он всегда будет на своём месте.
Ж. Русо
Меня зовут Тарханова Юлия Александровна. Вот уже 13 лет я работаю учителем иностранного языка в Муниципальном Автономном Образовательном Учреждении «Гимназия №1» г. Бугуруслана. В 2006 году прошла аттестацию на первую квалификационную категорию, а уже в 2009 году защитилась на высшую категорию. Преподаю английский язык в среднем звене и являюсь классным руководителем 11 Б класса.
Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить. Решение этого вопроса на разных жизненных этапах и определяет неповторимость учителя, его профессиональное кредо, личностную позицию.
Итак, важным условием обновления содержания школьного образования, становления старшеклассника как самостоятельного субъекта своего образования является компетентность учителя:
его умение осуществлять отбор педагогических технологий и использовать их целиком или отдельные элементы;
умение осуществлять выбор учебно-методического комплекта, направленный на развитие ученика, удовлетворение его образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
умение учителя выстраивать систему контрольно-оценочной деятельности, как со своей стороны, так и со стороны учащегося.
Актуальность.
Наше время — время перемен. России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. В обществе возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей, востребованы люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие возникшие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения. Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью. Образование должно побуждать к творчеству.
МАОУ «Гимназия №1» – школа, в которой осуществляется построение целостной системы творческого образования. Основной идеей программы развития школы является создание образовательного учреждения, которое реализует гуманистические ценности, ориентированного на подготовку образованных и творческих людей, обладающих высокими моральными принципами и способных к решению сложнейших экономических и социальных проблем. Требования к образовательным результатам школы, определяют и требования к учителю, который должен быть не просто специалистом в преподавании учебного предмета, а педагогом-профессионалом, способным проектировать ситуации развития для учащихся и созданию условий для творческого развития личности ученика. «Требование необходимости формирования инновационного поведения учащихся, означающего развитие востребованных сегодня и в будущем творческих способностей, умения применять получаемые в процессе базового образования знания на практике, инициативности и ответственности» (А. Фурсенко), стало основой становления моего педагогического опыта «Развитие коммуникативной компетенции через стратегию речевого поведения и культуроведческую направленность в англоязычной среде».
Практическая необходимость и значимость педагогического опыта, на мой взгляд, заключается в ответах на следующие вопросы:
Почему у детей пропадает интерес к учебе?
Какой заказ должна выполнять современная школа с учетом требований информационного общества?
Как меняется в настоящее время парадигма образования?
Как организовать деятельность учеников по использованию в учебном процессе информационных технологий?
Может ли образование быть индивидуализированным, функциональным и эффективным?
Как учесть в обучении послешкольные жизненные планы учащихся?
Как разработать дидактическую систему урока индивидуализированного обучения?
Объект исследования: коммуникативная компетентность учащихся.
Предмет исследования: персонификация образования и связанная с ней реализация идеи свободы и духовного развития человека, приобретения им опыта самовыражения, в том числе эмоционального опыта осознания собственной индивидуальной ценности и ценности других мировоззренческих систем.
Гипотеза: внедрение новых технологий, ориентированных на формирование основных механизмов мыслительной деятельности даст нам ученика способного мыслить ярко, неординарно, разворачивая свой процесс рассуждения, обладающего гибкостью мышления, способностью к пространственным представлениям, проявляющего умственную самостоятельность.
«Тот, кто не знает другого языка, не знает свой собственный язык» Гете.
«Не, who doesn't know any foreign language, doesn't know his own one» Goethe.
Ведущие принципы организации образовательного процесса по иностранному языку становится принцип развития коммуникативной компетенции, который строится на основе культурообразующей и личностно-развивающей функции.
Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года выделены ключевые компетенции:
политическая и социальная,
культуроведческая,
коммуникативная,
информационная,
профессиональная.
В переводе с латинского языка «компетентный» - это знающий.
Согласно словарю русского языка, компетенция – это круг деятельности, та область вопросов, в которой человек хорошо осведомлен (Словарь русского языка, 1982)
Итак, приоритетная цель - коммуникативная компетенция. Однако существует парадокс. Иностранный язык - это только средство, с помощью которого можно приобретать и демонстрировать свой общекультурный уровень, свою способность мыслить, творить, оценивать.
Тем не менее, государство заинтересовано в практическом овладении иностранным языком, обеспечивающим выход на мировой рынок, приобщение к мировой культуре.
В обучении иностранным языкам существуют проблемы:
отсутствие мотивации,
отсутствие ситуации реального общения,
понижение общего культурного уровня школьников,
переизбыток информации …
Задача учителей: предоставить детям возможность использовать приобретенные языковые навыки. Подтверждаю эту мысль словами Герберта Спингера «Великая цель образования – это не знания, а действия».
Задумаемся, какие существуют пути приобретения знаний...
Бенджамин Франклин так отвечает на этот вопрос:
«Скажи мне и я забуду. Научи меня и я запомню. Вовлеки меня и я выучу».
«Tell me and I forget. Teach me and I remember. Involve me and I learn». Benjamin Franklin
Задача учителя /соответственно плану МО/ звучит похоже: стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через деятельность на уроке, предусматривающую решение проблем, показать практическое применение полученных знаний.
Для нас - учителей ребенок это субъект деятельности. Мы активно воздействуем на этот субъект с помощью различных технологий - таких как технология сотрудничества, технология свободного воспитания, гуманно-личностная технология и многие другие…
На первый план выходят такие технологии обучения как:
исследовательская;
коммуникативная;
технология имитационного моделирования;
психологическая;
деятельностная;
рефлексивная;
предполагающие соответственно обучение через открытие, дискуссию, моделирование жизненно-важных ситуаций, самоопределение к выполнению деятельности, проектирование собственной деятельности, осознание деятельности и другие методы.
Такое взаимодействие называется личностно - ориентированным обучением, обеспечивающим развитие и саморазвитие личности ребёнка исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.
Повышение эффективности уроков английского языка я добиваюсь с помощью приемов технологии критического мышления.
«Умеющие мыслить умеют задавать вопросы»
Э. Кинг
Применение технологии критического мышления помогает учителю активизировать как слабых, так и сильных учеников, настраивает их на воспроизведение изучаемого материала через мотивацию своей жизненной позиции. Основные методические приемы данной технологии: заполнение кластеров, чтение текста с маркировкой по методу инсерт, интерактивная стратегия «знаем – хотим узнать – узнали», синквейн. Эти приемы особенно эффективны в работе над текстами лингвострановедческой и культуроведческой направленности, когда ученикам необходимо активизировать ту или иную информацию о каких-то событиях, фактах, реалиях, личностях. Считаю, что положительная мотивация использования данной технологии заключается в том, что она соединяет обучение и воспитание в целостный процесс развития творческой личности и делает возможным интерактивное включение учащихся в учебно-воспитательный процесс.
Отдельные приемы технологии критического мышления позволяют мне помочь моим ученикам лучше рассмотреть многообразие окружающих нас проблем. Ведь только в поиске выхода из сложной ситуации ученик думает. Данная технология способствует формированию следующих умений:
мыслить логично;
выражать свою мысль, своё мнение связно, четко, логично;
запоминать и оценивать факты;
формировать свою точку зрения, мнение, самостоятельно работая над новым материалом;
уметь отстаивать свою позицию.
Следует признать, что методика критического мышления применима не на всех уроках. Это связано с нехваткой времени и ограничениями в рамках программы. Но она открывает огромное поле деятельности при изучении ряда тем, для использования на факультативных и элективных курсах. Использование критического мышления поможет учащимся следовать правилам логики и, следовательно, быть успешными в жизни.
Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы.
1. Представление системы учебных занятий.
Планируя каждый урок, всегда тщательно продумываю начало урока, т.к. считаю, что удачное начало урока это залог успеха основной его части и положительный результат всего урока.
“A good beginning makes a good ending”, as the British people say.
В технологии критического мышления начало урока – это стадия вызова. Стадия вызова имеет много достоинств и преимуществ. Стадия вызова призвана:
активизировать слабых и сильных;
формировать мотивацию на учебную деятельность;
настраивает на воспроизведение изучаемого материала через мотивацию своей жизненной позиции.
Так предъявляя новую тему или новый текст, предлагаю ученикам ответить на вопрос, что вы знаете о том или ином факте, реалии, личности, заполнив Word Web (словесную паутину). Заготовки таких словесных паутин могут быть разного вида. Например: цветок, пирамида, рука и др.
В течение 2-3 минут учащиеся заполняют таблицу, затем предъявляют ее устно. Результат этой стадии заключается в том, что происходит актуализация опыта, активизация знаний, формирование мотива. Затем наступает стадия осмысления, когда ученики получают новые знания и систематизируют их. На этой стадии применяются различные приемы, например: чтение текста с пометками, заполнение различных таблиц («+» – плюс, «-» – минус, «и» – интересно), сюжетная таблица (что? где? когда?) и другие. После прочтения текста практикуется повторное заполнение Word Web (словесной паутины) и сравнение с первоначальным Word Web, чтобы увидеть, насколько увеличился объем знаний.
Результаты этой стадии: систематизация новых знаний, выполнение цели, поставленной на стадии вызова. Следует отметить, что кроме интеллектуальных и коммуникативных умений, технология критического мышления способствует формированию у учащихся ряда творческих умений:
генерировать идеи;
найти многовариантное решение проблемы;
излагать свою мысль, слушать собеседника и вести дискуссию;
кратко излагать свою мысль.
2. Проведение имитационной игры.
Проведение учебного занятия со слушателями, демонстрация приемов эффективной работы с обучающимися. Слушатели играют две роли: обучающихся и экспертов.
3. Моделирование.
На этом этапе предлагаю слушателям тексты для самостоятельной работы по конструированию собственной модели урока с использованием приема Word Web из технологии критического мышления. Затем совместно со слушателями провожу обсуждение авторских моделей учебного занятия.
4. Рефлексия.
Предлагается проведение рефлексии в творческой форме: синквейн. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять строк». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна:
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
4. Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
5. Пятая строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы или понятия в первой строке.
Пример заполнения таблицы (синквейн)
1.
Название предмета
Мастер-класс
2.
Два прилагательных, которые описывают предмет
эффективный, творческий
3.
Описание действий (три глагола)
стимулирует, направляет, обучает
4.
Фраза из четырех слов, выражающая главную мысль
свой стиль педагогической деятельности
5.
Синоним первого слова, который раскрывает его суть
умение и опыт
Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк. Синквейн – очень интересная форма работы, в ходе которой можно быстро получить эффективный результат.
Итак, критически мыслящий человек задает вопросы:
Что я знаю?
Что я узнал нового?
Как изменились мои знания?
Что я буду с этим делать?
Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом, как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений.
Специфика предмета иностранный язык в том, что он:
знакомит с культурой стран изучаемого языка,
оттеняет особенности своей национальной культуры,
знакомит с общечеловеческими ценностями,
содействует воспитанию школьников в ходе продуманной организации «диалога культур»,
повышает мотивацию при изучении иностранных языков.
К сожалению, практически все учебники иностранного языка не учитывают эти особенности предмета и разрабатываются в расчете на некоего среднего ученика. Компенсировать этот недостаток можно и нужно за счет используемых методов, приемов обучения, технологий обучения. Поэтому из всего богатства разработанных в методике подходов, предоставить возможность устной практики каждому ученику на уроке не менее 15-20 минут. При этом важно обеспечить возможность индивидуализации и дифференциации обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, интересов, склонностей.
Одним из таких методов коммуникативного обучения иностранным языкам является проектная методика, т.е. практические творческие задания, требующие применения английского языка в реальных условиях. ( Е. С. Полат “НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА”.) Творчество – высшая форма деятельности ученика. Поэтому, одной из основных форм организации уроков с ИКТ, я ставлю создание учащимися собственных web-страниц, которые должны содержать разработки таблиц, схем, графиков, задач по изучаемому на уроках теоретическому материалу и создание творческих презентаций, включающих в себя страноведческий, художественный и даже научный характер материала. Учащиеся имеют возможность выбрать любую тему по программе и создать мини-презентацию по изученному на уроках материалу. Материалы и слайды этой мини-презентации учащиеся используют при своем ответе на уроке по данной теме. Поэтому они не боятся отвечать на уроках, имея такие «шпаргалки».
То есть при создании учащимися таких мини-презентаций к различным урокам, они закрепляют изученный на уроке теоретический материал, систематизируют, обобщают и анализируют его, дополняют новыми фактами, о которых не шла речь на уроке; идёт углубление теоретических основ материала, повышается уровень информационной культуры, интерес к изучению английского языка. И как следствие, повышается качество знаний учащихся. Совместно с детьми мною создан огромный банк мультимедийных презентаций по всем разделам и темам программы, который, в свою очередь, не только помогает в усвоении материала, но и позволяет быть любому уроку интересным и не забываемым.
Одним из главных принципов, влияющих на эффективное изучение иностранного языка - является мотивация ребенка. А что же может мотивировать ребенка больше, как не тот материал, который ближе всего обучающемуся, тот материал, в котором он будет чувствовать себя уверенно.
Обращение к материалам краеведческого характера содействует реализации такого основополагающего методологического принципа как ситуативность. Краеведческий материал приближает иноязычную компетенцию к личному опыту учащихся, позволяет им оперировать в учебной беседе теми фактами и сведениями, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, в условиях бытия в родной для них культуре. Это позволяет нам с полным правом утверждать, что использование краеведческого материала отвечает принципам культурологического подхода в обучении иностранных языков. В понятии культура включается совокупность всех факторов (материального и духовного содержания), которые окружают индивида и способствуют его социализации в данном обществе. Знакомясь с иноязычной культурой, учащиеся постоянно сравнивают ее с родной культурой.
Я начинаю подготовку к ЕГЭ по английскому языку с 5 класса, но осознанное понимание выполняемых заданий начинается именно на средней ступени обучения(7, 8 классы). Именно поэтому я разработала свою тетрадь с дидактическими заданиями при подготовке к ЕГЭ для учеников 7 классов.
Учебник «Английский язык» 7 класс для школ, гимназий, колледжей с углубленным изучением иностранных языков, состоит из 7 разделов. К четырем из них, ключевых, по моему мнению, и была построена тетрадь и дидактическими заданиями при подготовке к ЕГЭ, основанные на краеведческом материале:
Наша родина-Россия. – Наша малая родина-Бугуруслан.
Спорт.- Спортивная жизнь г. Бугуруслана.
Искусство. – Художественная культура в г. Бугуруслане.
Великие писатели мира. – Литературные деятели г. Бугуруслана.
Нужно отметить, что происходит снижение интереса к изучению английского языка к седьмому классу из-за трудностей учебного материала и возрастающей учебной нагрузке по всем предметам.
В исследовании принимали участие 54 учащихся 7 классов.
Анкета Н.Г. Лускановой, направленная на определение мотивации изучения английского языка на начало и конец эксперимента, дала следующие результаты.
1. Нравятся уроки.
2. Радуются, если уроки отменяют.
3. Предпочли бы пойти на урок.
4. Хочу, чтобы урок не отменяли.
5. Хотели бы получать домашнее задание или нет?
6. Заставляют ли вас родители учить английский или нет?
По результатам диагностики отчетливо видно, что прерогативы учащихся на начало и конец эксперимента изменились. Повышение уровня мотивации особенно заметно по вопросам 2 и 6.
Рейтинг мотивов изучения английского языка на начало, и конец эксперимента представлен в следующей диаграмме.
1. Хочу больше знать
2. Найти престижную работу
3. Не опозорить класс
4. Доставить радость родителям
5. Доставить радость учителю
6. Не отставать от друзей
По результатам диагностики на начало и конец эксперимента практически для всех учащихся седьмых классов главный мотив изучения английского языка стало желание больше знать. Благодаря использованию краеведческого материала на уроках английского языка уровень мотивации учащихся достаточно изменился.
Динамика развития учебной мотивации выражена в переходе от недифференцированного мотива любознательности к специфическому интересу к языку и культуре другого народа, от послушания родителям к мотивам собственной смысложизненной ориентации.
Изучение мотивации при обучении английского языка позволило повысить качество знаний и интереса к предмету.
Если говорить о коммуникативной компетентности, нужно иметь в виду, что коммуникация всегда встроена в какую-либо деятельность и обусловлена ею. Содержательный компонент коммуникативной компетентности представлен, в первую очередь, качествами речи.
«Результаты исследования деятельного подхода школьников к изучению английского языка».
Под основными качествами речи брались взаимосвязанные свойства речи:
1. Ясность мысли
2. Содержательность речи
3. Логичность изложения
4. Системность речи
5. Богатство речи
6. Правильность речи
7. Точность словесного выражения
8. Эмоциональность
9. Выразительность
Из выше приведенной диагностики видно, что благодаря введению дидактического краеведческого материала в варианте ЕГЭ на уроках английского языка возможно формировать коммуникативную компетенцию как систему качеств, включающую творческое мышление, культуру речевого общения, умение задавать вопросы, размышлять вслух, утверждать свою точку зрения, доказывать, выражать свое отношение к высказываемому.
Также учащиеся показали хорошее умение в осмыслении объема высказывания, умение собирать и систематизировать подобранный материал в определенной последовательности, соответствующее теме основной мысли высказывания.
Опыт работы с упражнениями в варианте малого ЕГЭ на основе краеведческого материала убедил нас в том, что использование в обучении иностранной информации, сведений, связанных с реальной жизнью учащихся, стимулируют не только их интерес к изучению иностранного языка, но и самостоятельность, активность каждого ученика, воспитывает ответственное отношение к делу, способствует становлению личности.
Введение дидактического краеведческого материала в варианте малого ЕГЭ на уроках английского языка является эффективным средством формирования коммуникативной компетентности учащихся и эффективным средством предпрофильной подготовки как подготовительной ступени профильного обучения.
Все выше перечисленное влияет на качественный уровень результативности реализации профессионального опыта. Наблюдается стабильное качество обученности по английскому языку.
Позитивная динамика/стабильно высокий уровень обученности.
Учебный год
% качества
2007-2008
87
2008-2009
88
2009-2010
87
Все викторины и конкурсы строятся на страноведческом материале, и те учителя, которые обращают внимание учеников на различия в культурных традициях и знакомят с реалиями стран изучаемого языка, имеют победителей в олимпиадах и конкурсах.
Мои ученики являются активными участниками олимпиад муниципального, регионального, областного и всероссийского уровня. Ежегодно мои ученицы (Назарова Евгения, Плаксина Дарья, Янина Анна) занимают первые места на городской Научно практической конференции исследовательских работ учащихся. А работа Назаровой Евгении (11 класс) «Жизнь и творчество Лидии Сокуровой» в 2010 году была представлена на Всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» издательского дома «Первое сентября» и помещена на Всероссийском сайте. Работа удостоена диплома. Янина Анна, Ахметшин Данил, Рахова Ксения и Кукаева Елизавета были участниками первого и второго туров Всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество» Малой Академии наук «Интеллект будущего». Янина Анна удостоена Свидетельством. Мои учащиеся являются активными участниками всероссийского конкурса «Британский Бульдог», «Полиглот» и областного конкурса «Коала», призерами муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников.
Самое главное, я стремлюсь идти в ногу со временем, строить свою педагогическую деятельность так, чтобы мой урок отвечал не только современным требования, но и запросам образовательной среды, в частности, запросам моих учеников.
«Видишь ли, у нас тут надо бежать изо всех сил, чтобы оставаться на месте. А если хочешь попасть куда-нибудь, надо бежать еще быстрее».
Льюис Кэрролл
«Алиса в стране чудес»
Тарханова Юлия Александровна – учитель английского языка МАОУ «Гимназия №1»
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ