«Прекрасное вокруг нас»
программа: «Прекрасное вокруг нас»
Направленность: художественно-эстетическая
Срок реализации: 3 года ( 2014-2017г.г.)
2014-2015 г. г.
2015- 2016 г. г.
2016- 2017 г. г.
Возраст обучающихся: 10-13 лет
Форма организации образовательной деятельности –тематические занятия
Руководитель : Кораблёва Н. В.
Пояснительная записка.
«Чтобы воспитать человека чувствующим
и думающим, его следует, прежде всего,
воспитать эстетически»
(Ф. Шиллер)
Интегрированная программа «Прекрасное вокруг нас» направлена на полихудожественное развитие детей среднего школьного возраста (10-13 лет), рассчитана на 3года обучения.
Направленность, новизна, актуальность, педагогическая целесообразность:
Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности, видов искусства является важным условием успешного усвоения детьми программного материала. Обучение данной программе способствует решению эстетического, эмоционального, интеллектуального, и творческого развития детей. Ребенок занимает в этой программе центральное место, т. к. учится осознавать себя живущим в прекрасном мире, приобщается к миру общечеловеческих ценностей, у него формируется доброе отношение к природе и окружающим людям, к миру искусства и музыки. Художественно-эстетическое развитие в первую очередь направлено на воспитание гармонично развитой личности ребенка. Художественно-эстетическое образование расширяет кругозор, развивает творческие навыки детей, формирует эстетический вкус, культуру быта, труда, человеческих взаимоотношений. Целью эстетического воспитания школьников является перевод их эстетических эмоций в эстетически целенаправленные действия, т.е. превращение эстетических установок и критериев в регуляторы всех направлений практической деятельности ребёнка. Но поставленная цель будет достигнута, если в процессе воспитания одновременно и целенаправленно учитываются все составные части воспитания, а именно: физические, нравственные, умственное, трудовое, эстетическое. Степень разработанности проблемы - осмысление проблемы эстетического воспитания осуществлялось такими видными педагогами и психологами В.Н. Шацкая, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин, М.С. Кагана, Н.И. Киященко, И.Л. Лазарева, Л.П. Печко, Е.В. Квятковского и другие.Ведущие русские педагоги К. Д. Ушинский, В. И. Водовозов, В. П. Острогорский и другие видели в эстетическом воспитании источник развития эстетических чувств, эстетического вкуса, подчёркивали, что в каждом школьном предмете содержаться возможности эстетического воспитания.Цели, задачи, содержание эстетического воспитания рассматривали И. Бецкой, К. Истомин, М. Ломоносов, Н. Новиков, Ф. Салтыков, В. Татищев и др. В содержание эстетического воспитания они предполагали включать предметы эстетического цикла: музыку, виды искусства, литературу, рисование, пение, игру на музыкальных инструментах, а также художественное творчество - детский театр.В последние десятилетия учёные, педагоги О.А. Апраксина, Н.А. Дмитриев, Д.Б. Кабалевский, Е.В. Квятковский, Б.Т. Лихачёв, Б.М. Неменский, В.А. Разумный, В.К. Скатерщиков и др. разрабатывали проблемыэстетического воспитания, результатом которых стало определение и конкретизация принципов, функций, содержания и форм эстетического воспитания и образования, связь эстетического воспитания с творческой деятельностью.
Возраст детей, срок реализации и режим работы:
Программа занятий рассчитана на 2часа в неделю, с группой учащихся среднего школьного возраста (10-13 лет), на 3года обучения. На занятиях вводятся игровые приёмы по изучаемой теме, на них широко прослеживаются связи с музыкой, литературой, природоведением, историей, трудом, искусством.Программа определяет содержание и основные пути развития системы художественно-эстетического воспитания школьников, ее основных компонентов и направлена на дальнейшее становление нравственной, духовной, свободной и творческой личности; воспитание ценностного отношения к искусству, эстетического вкуса, приобщение к культуре, развитие умения видеть и ценить прекрасное, обучение этическим нормам и правилам.
Основная цель.
Основной целью является создание условий для полихудожественного развития и воспитания школьников и формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной. Целью эстетического воспитания детей является перевод их эстетических эмоций в эстетически целенаправленные действия, т.е. превращение эстетических установок и критериев в регуляторы всех направлений практической деятельности ребёнка. Но поставленная цель будет достигнута, если в процессе воспитания одновременно и целенаправленно учитываются все составные части воспитания, а именно: физические, нравственные, умственное, трудовое, эстетическое.
Задачи:
I Воспитательные:
-воспитывать умение видеть и чувствовать прекрасное; -воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей действительности (природе, к людям, искусству и т. д.). -воспитывать самостоятельность, усидчивость, аккуратность в работе, умение доводить начатое до логического конца. - воспитывать эстетические чувства, интерес к изобразительному, декоративному, музыкальному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство; - воспитывать бережное отношение к природе, экологическую грамотность; - воспитывать положительные качества характера, умение культурно вести себя в коллективе, обществе.
II Развивающие:
-развивать творческую активность и художественный вкус, наблюдательность и фантазию, уверенность в своих силах и знаниях, расширение кругозора. - развивать воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной, музыкальной деятельности; - развивать способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); -формировать навыки работы с различными художественными и декоративными материалами.
III Обучающие:
-овладение образным языком изобразительного, декоративного, музыкального искусства посредством формирования знаний, умений, навыков. - освоить первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества; о композиторах и их произведениях; -овладеть элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса; -совершенствовать эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира.
В основу программы положены следующие общие направления:
1) Действие и радость, увлечение работой. Участие в интегрированном художественном событии должно вызывать у детей чувство радости, желание участвовать в общем деле, что выступает непременной предпосылкой воспитательного и развивающего эффекта.
2) Краски, звуки, формы, ритмы, движения, живое слово. Дети по возможности должны быть свидетелями и участниками живого формообразования в художественном событии. Слова, звуки, движения, цвет, формы предполагается давать не столько во вторичном восприятии с пластинки, ленты, репродукции, сколько возникать на глазах детей в живом явлении, по возможности их собственными силами и действиями.
3) Связь с ближайшим окружением. Содержание комплексного художественного события увязывается с близким детям природным окружением, местными достопримечательностями, традициями и обычаями своего посёлка, семьи, школы и т. д.
4)Сенсорное насыщение представлений и чувств, ощущений и действий. Всё содержание занятия опирается на раскрытие чувств ребёнка, на живые ощущения и впечатления в виде звуков, красок, восприятия формы и пространства, собственные детские движения, детский голос, действия.
5)Активные действия, творчество самих детей. Возникающая деятельность и творчество самих детей ставят своей задачей - всемерное развитие творческих возможностей и способностей в разных художественных действиях с формой, цветом, звуком творчески выражаться в рисунках, поделках, музыкальных импровизациях, танцах, играх.
6) Разные стороны жизни и окружающего мира. Окружающий мир и близкое детям окружение должны в ходе занятий развернуться к детям разными сторонами, обнаружить своё богатство и разнообразие связей с материальными и духовными потребностями людей. Это могут быть – природное окружение, растения, животные, архитектура разного вида, люди с их разными характерами, обликом, жизненными устремлениями, которые могут быть увидены в разном приложении к нравственному смыслу жизненных ситуаций.
7) Разные стороны искусства. Соединение разных искусств в одном художественном событии позволяет раскрыть единую картину окружающего мира.
8) Духовное напряжение, возвышение и утончение духовных потребностей и интересов детей, детских переживаний и нравственных помыслов – как высшая задача поли художественного развития учащихся.
Тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей. Их возрастные особенности;
Единство воспитания и образования, обучение и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
Познавательно-эстетическая сущность изобразительного искусства, выраженная в разделах «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас», которые содержат лучшие образцы живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства;
Яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается, прежде всего, введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;
Система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством как важным средством нравственного, трудового и эстетического воспитания;
Систем межпредметных связей (литературное чтений, русский язык, музыка, окружающий мир, технология), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
Соблюдение преемственности в изобразительном творчестве обучающихся разных возрастных групп;
Развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т.д.
Эти общие направления программы реализуются по–разному.
В процессе обучения общий смысл работы заключается в пробуждении и обогащении чувств, способностей детей путём освоения живых, воспринимаемых органами чувств особенностей природных и художественных явлений. Продолжая обучение - формируется выразительность разных сторон окружающей жизни и разных видов искусства, возможность передачи образными художественными средствами различных особенностей окружающего мира. В ходе обучения осваиваются разнообразные ситуации жизненного окружения, вокруг которых развивается взаимодействие искусств и их осмысление детьми, выступает пространство и среда. С целью формирования опыта творческого общения и чувства коллективизма в программу вводятся коллективные задания. Коллективное художественное творчество учащихся может найти применение в оформлении школьных интерьеров. Выполненные на занятиях работы учащихся можно использовать как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда.
В программе выделены три основных способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный, которые выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображения, украшения, постройки. А также приобщение к красоте природы, музыки, искусства
Обоснование целей.
О возможности поставленных программой цели и задач говорит анализ социальных проблем и анализ педагогического опыта. Создание условий для гармонического развития личности и его творческой самореализации становятся чуть ли не самым главным условием современного человека. Дети, систематически занимающиеся и развивающие художественный вкус, смогут сделать среду своего обитания более эстетичной. В каждом задании и на каждом занятии даётся возможность для простора фантазии, поощряется понимание красоты , привнесение в каждую работу собственных образов. Важно « раскрыть» детей, высвободить их творческую энергию, направленную на приобщение каждого ребёнка к миру общечеловеческих ценностей.
Основной метод проведения занятий – практический и теоретический ( с демонстрацией картин, прослушиванием музыкальных композиций, просмотром презентаций об искусстве, прикладным творчеством). Основными условиями реализации программы станут групповые, индивидуальные и коллективные формы обучения, а также дифференцированный подход к каждому ученику.
Принципы, используемые в программе:
1. Принцип развития
2. Принцип индивидуальности
3. Принцип творчества и успеха
4. Принцип поддержки и доверия
5. Принцип ответственности
6. Принцип научности
7. Принцип доступности
8. Принцип сотрудничества
9. Принцип последовательности
10.Принцип систематичности
11.Принцип опоры на интерес
12.Принцип результативности
На занятиях используются следующие методы работы:
- словесный;
- исследовательский;
- поисковый;
- наглядный;
- практический;
- игровой;
- метод коллективного творчества
А именно:
-объяснение, рассказ, беседа, сообщение; - демонстрация наглядных пособий, образцов; -показ последовательности ведения работы педагогом, - слушание классической музыки, звуков природы, - выставки, экскурсии, организация своих выставок - творческое проектирование и изобретательство; -самостоятельная работа; -коллективный труд; - анализ работы в конце.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.
К концу обучения дети должны знать:
- названия главных цветов и оттенков,
-элементарные правила смешения цветов;
-основы простых композиций;
-о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;
-о декоративно- прикладном искусстве, о шедеврах художников и композиторов
-доступные сведения о культуре и быте своего народа на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов (Жостово, Хохлома, Полхов- Майдан, Михайловское кружево, Дымковская игрушка и т. д.).
-выразительность и изобразительность музыкальной интонации;
-смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;
-названия изученных жанров и форм музыки;
-образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды);
-названия изученных произведений и их авторов;
-наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров;
- о воспроизведении красоты природы в пейзажах, в музыке звуков природы.
Дети должны уметь:
-выполнять простейшие узоры из декоративных форм;
-применять приёмы рисования кистью элементов декоративных изображений;
-узнавать изображённые на картине или иллюстрации предметы, явления, действия;
-уметь правильно составлять простые композиции;
-уметь работать усидчиво, аккуратно.
- выражать своё отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина, музыка или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина, музыка, предмет искусства);
- чувствовать гармоничное сочетание в окраске предметов, изящность их форм, очертаний;
-выделять интересное в сюжете, подчёркивать своё отношение к картине, поделке, музыке, красоте природы,
-выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
-творчески применять простейшие приёмы народной росписи;
-применять навыки декоративного оформления в аппликации, изготовлении игрушек, плетении, вышивке.
-узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
-определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);
-определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодию, ритм, темп, тембр, динамику) в музыкальных произведениях (фрагментах);
-передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах;
-передавать музыкальные впечатления пластическими, изобразительными средствами и др.
- различать нравственную составляющую в поступках литературных героев и окружающих;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников), в т.ч. с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
-видеть прекрасное в окружающем мире, природе;
- видеть прекрасное в поведении и труде людей;
Воспитывая красотой, мы учим детей тонким наблюдениям, глубокому проникновению в мир искусства, воспитываем стремление своими руками творить прекрасное вокруг себя. Главное здесь - создание благоприятных условий для развития творческой природы ребенка, создание взаимосвязи искусства и учебных предметов, направленной на обеспечение целостного художественно-творческого развития школьников. Мы считаем, что жизнь детей в школе должна быть яркой, красочной, эмоциональной, что детей должны окружать музыка, произведения искусства, цветы. Важно, чтобы дети были включены в этот процесс, были активными участниками. Необходимо, чтобы все пели, танцевали, создавали произведения искусства (пусть не шедевры). Занятия вокалом, танцами, ИЗО должны стать для школьников средством самовыражения, самоутверждения. Концерты и фестивали искусства и литературные салоны, музыкальные гостиные и выставки рисунков, фото, изящных поделок, должны стать традиционными.
Ожидаемые результаты:
- Широкий эстетический кругозор;
- Способность ориентироваться в мире искусств, музыке, природе, окружающем мире, в обществе;
- Способность художественно-эстетическому восприятию искусства, музыки, природы;
- Устойчивость проявления художественно-творческих способностей;
- Наличие творческого воображения, фантазии, образного мышления.
- Вовлечение в художественно-творческую деятельность;
- Активация позиции семьи в художественно-эстетическом образовании детей.
Содержательная часть:
1.Прекрасное в природе
Наблюдение и рисование на природе,
слушание в записи звуков природы.
Знакомство с голосами птиц, их угадывание.
Подражание движениям животных, явлениям природы.
Создание газет с фотографиями природы.
Формирование творческой способности наслаждаться красотой окружающего мира;
2. Прекрасное в искусстве
Создание запаса элементарных эстетических знаний в области различных искусств;
Способность ориентироваться в мире искусств;
Наличие творческого воображения, фантазии, образного мышления;
Первоначальное создание запаса элементарных эстетически знаний и впечатлений;
На основе полученных знаний -формирование и развитие способности художественного и эстетического воспитания;
Формирование потребности к самореализации, развитие познавательных интересов к искусству
3. Чем прекрасен человек
Обучение этическим нормам и правилам;
Формирование умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности и трудолюбие;
Формирование потребности в трудовой деятельности.
4.Прекрасное в повседневной жизни.
(быт, трудовая деятельность)
5. Прекрасное в музыке
Знакомство с музыкой известных композиторов , с музыкой добра и гармонии, с лучшими образцами русской, классической и церковной музыки с прекрасными песнями, созданными отечественными композиторами. Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры
6. Прекрасное своими руками( ручной художественный труд)
Обучение приёмам изготовления поделок из разных материалов. Содействие творчеству, проявлению фантазии, художественного самовыражения в ручном труде.
Используемая литература:
-Программа полихудожественного развития школьников «Живой мир искусства» Б.П.Юсов, Е.П. Кабкова и др. 1991г. -Программа социокультурного развития детей младшего школьного возраста «Родник»Л.Б. Баряева, Е.О.Герасимова и др. 1997 г. -«Мифы русского народа» Шуклин В. 1995 г.-«Я познаю мир». Детская энциклопедия Г.И. Гончарук 1995г -Интегрированный эстетический курс для начальной школы. Пособие для учителя Л.П. Ильенко 2000 г -Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского 2006 г .-Балакина Т. И. История русской культуры.- М.:1996 г. -Божович Л.М. личность и её формирование в детском возрасте. – М.: 1963 -Богатеева З. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. Книга для воспитателей детского сада – 2-е изд. переработка и дополнение . М.: Просвещение, 1986 -Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество. Учебно-методическое пособие/ под. ред. Шпикаловой Т. Я., Поровской Г. А.- М.: Гумонит, Владос, 2000 г -Доронова Т. Н. Обучение детей рисованию, лепке, аппликации в игре. -Дубровская Е. А., Козлова С. А. эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста.-Искусство // Детская энциклопедия.- М.: 1964 г. -Казанова Т. Г. ИЗО младших школьников. -Андреев М.Д. Экологическое воспитание и просвещение как эмоционально-ценностное отношение к природе - Шумакова И.Л. Экологическое воспитание младших школьников -Яковлева Н.Н., Ковырзина О.Б.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) - «Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений».Авторы: Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов,М.«Просвещение»2011 -Учебная программа по музыке Г.С. Ригиной. - Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова/Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова – Самара: Издательский дом «Федоров»,2011 -Мир вокального искусства 1-4 классы - программы, разработки занятий, методические рекомендации. Автор-составитель Г.А.Суязова. – Волгоград: Учитель,2009. -Комплексные занятия по развитию творческих способностей школьников: Метод. пособие. Автор-составитель: Корчаловская Н.В., -Первые уроки музыки- Учебное пособие для подготовительных классов детских музыкальных школ и школ искусств. Автор: Домогацкая И.Е., 2003г -Музыкальные игры для детей -Развитие музыкальных способностей детей, автор: Михайлова М.А. 1997г -Первые уроки музыки и творчества. Автор: Е.И.Юдина, Москва "Аквариум" – 1999 г.-Николаева Е. И., Петрова Е. Н. -Духовно-нравственная культура народов России. Я в мире людей: учебное пособие для 4 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013 -Петрова Е. Н. Методические рекомендации к курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013. -Чутко Н. Я. Я — гражданин России (Я — моя страна — моймир): учебное пособие по факультативному курсу для4 класса. 7-е изд., испр. – Самара: Издательство «Учебнаялитература»: Издательский дом «Федоров», 2012. -Чутко Н. Я. Я — гражданин России (Мое настоящее и далекое прошлое): учебное пособие по факультативному курсудля 4 класса. 6-е изд., – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. -Товпинец И. П. Уроки здоровья: книга для чтения в 3-4классах. – Самара: Корпорация «Федоров»: Издательство«Учебная литература», 2007. -Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения. М.: Агропромиздат, 1989. -Афанасьева В.И. Экология не знает границ. // Юный натуралист. 1990, 1 -Большакова М.Д. Модели для ознакомления младших школьников с комнатными растениями. // НШ. 1996, №3. -Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы. // НШ. 1997, №4. -Воробьева А.Н. Экологическое образование младших школьников. // НШ, 1998, №6. -Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. М.: Просвещение, 1985. -Дерябко О.Д. Субъективное отношение к природе детей начальной школы. // НШ. 1998, №6. -Жестгрва Н.С. Состояние экологического воспитания учащихся. // НШ. 1989, -Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы. М.: Педагогика, 1981. -Ишутинова Л.М. Грибы – это грибы. // НШ. 2000, №6. -Ладвинская А.А. Энциклопедия комнатного цветоводства. М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006. -Плешаков А.А. Планета загадок. М.: Просвещение 1996. -Рыжова Н.А. Экологический проект: Мое дерево. // НШ. 1997, №4.
-Симонова Л.П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками. // -Симонова Л.П. «Зеленый дом». // НШ. 1998, № 6.
-Сосновский И.П. Редкие и исчезающие животные. М.: Металлургия, 1987.11. Титова К.Д. Комнатные растения. Определитель. М.: «Астрель»,
-Тихонова А.Е. Учебная природная тропа для младших школьников. // НШ. 1991, № 9.
-Филатова Л.М. По страницам Красной книги. // НШ. 1991.
-Хессайон Д.Г. Энциклопедия «Все о комнатных растениях». М.: «Кладезь-Букс», 2002.
-Хефлинг Г. Все «чудеса» в одной книге. М.: Прогресс, 1983.
-Хефлинг Г. Энциклопедия комнатного цветоводства. М.: Колос, 1994.
-Чижевский А.Е. Экология у нас дома. // НШ. 1998, № 6.
-Проектная деятельность в начальной школе/авт.-сост. М.К Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
-Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. //журнал “Начальная школа”, № 9, 2005
Перечень Интернет-ресурсов
Тематическое планирование «Прекрасное вокруг нас»
Прекрасное в природе.
1. Природа- наш дом
сентябрь
2. Я познаю мир животных
октябрь
3. Что такое экология. Экологические катастрофы.
« Природа просит помощи»
октябрь
4. Красная книга России
ноябрь
5. Мастер- класс « В гостях у тётушки Герани»
ноябрь
6. Конкурс рисунков « Берегите планету»
декабрь
7.Исследовательский проект « Человек и вода»
декабрь
8.Чтение литературы. « Братья наши меньшие»
январь
9.Я познаю мир птиц
январь
10.Природа Рязанского края.
февраль
11.Озеленение классного уголка. Посадка комнатных растений.
март
12.Викторина « По лесным тропинкам»
март
13.Я познаю мир насекомых.
апрель
14.Лекарственные растения
апрель
15.Водоёмы.
май
16.Акция « Наша клумба»
май
Прекрасное в искусстве.
1.Пейзажи в картинах русских художников
сентябрь
2.Архитектура. « Люблю тебя, Петра творенье»
сентябрь
3.Декоративно- прикладное искусство. Михайловское кружево.
октябрь
4.История Московского Кремля
октябрь
5.Фотография. Этюды в природе.
ноябрь
6.Декоративно- прикладное искусство. Русская матрёшка.
ноябрь
7.Скульптура. « Путешествие по разным городам»
декабрь
8.Натюрморты в работах русских художников
декабрь
9.Иллюстраторы детских книг
январь
10.Декоративно-прикладное искусство. Глиняные игрушки.
февраль
11.Мозаика. « Экскурсия по разным городам»
февраль
12.Городской и садовый дизайн
март
13.Декоративно- прикладное искусство. Плетение.
март
14.Портреты в картинах русских художников
апрель
15. Кино. История кинематографа и мультипликации.
апрель
16.Декоративно-прикладное искусство. Резьба по дереву и кости.
май
Чем красив человек.
1.Какие мы граждане России.
сентябрь
2.Культура внутри человека.
сентябрь
3.Дружба начинается с улыбки.
Октябрь
4.Я среди людей. Будьте общительными.
Октябрь
5.Толерантность. «Мы разные, но мы вместе»
ноябрь
6.О лжи и честности.
декабрь
7.Живёт повсюду доброта.
декабрь
8.Труд кормит, а лень портит.
январь
9 «Делу- время, потехе- час»
январь
10 «От добрых мыслей, к доброму слову». О вежливости
февраль
11.Встречаем гостей.
февраль
12 « Старших уважай, малышей не обижай»
март
13.Об опрятности и чистоплотности
март
14.Моя родословная.
апрель
15.Что значит быть здоровым человеком.
апрель
16.Край родной, навек любимый.
май
Прекрасное в повседневной жизни.
1.Акция « Уютная комната»
сентябрь
2.Трудовой десант « Благоустройство детской площадки»
октябрь
3.Акция « Поможем птицам»
ноябрь
4.Проект « Зелёный уголок класса»
декабрь
5.Проект « Наша клумба»
март
6.Акция « Наши младшие друзья»
апрель
Прекрасное в музыке.
1.Музыкальный хоровод. Знакомство с композиторами (П.И. Чайковский, И. Бах, Вивальди, Ф. Шуберт, Моцарт, Шопен, С. Рахманинов, С. Прокофьев)
сентябрь
2.Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, арфа, гитара, скрипка.
октябрь
3.Звучащие картины. ( Вивальди « Времена года», С. Прокофьев « Болтунья», П. Чайковский « Баба- Яга», С. Кабалевский « Клоуны»)
ноябрь
4.Путешествие в сказку. ( Н. А. Римский- Корсаков « Сказка о царе Салтане», Р. Щедрин « Конёк- горбунок», М. Красёв « Муха- цокотуха», М. Коваль « Волк и 7 козлят», Г. Гладков « Бременские музыканты»
декабрь
5 Музыкальный фольклор. Частушки, запевки, народные песни.
февраль
6. Песни о России
март
Прекрасное своими руками.
1.Панно из семян и засушенных листьев
сентябрь
2.Закладки для книг
сентябрь
3. Карандашница
октябрь
4. Сувенир « Бусы для мамы»
ноябрь
5.Декоративная подставка под горячее
декабрь
6.Поздравительная открытка
декабрь
7.Блокнот другу
январь
8.Вазочка для цветов
февраль
9.Подсвечник
февраль
10. Панно « Коты»
март
11. Шкатулка
март
12. Подставка для пасхальных яиц
апрель
13. Сувенир « Весенний букет»
май
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ