Проблемы адаптации первоклассников к школе

«Проблемы адаптации первоклассников к школе»


Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беcпечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требо­ваний, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.

В этот же период жизни, в 6-7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.

Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение.

Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», положено», «правильно», «неправильно» лави­ной обрyшивaются на первокласс­ника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ре­бенка в новую для него учебную деятельность.

Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными же­ланиями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адaптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно успеш­но справляются с этой задачей. Можно согласиться с мнением ряда психологов, что здоровый, любознательный, верящий в себя и умеющий строить взаимоотно­шения с другими людьми ребенок без серьезных проблем включает­ся в школьную жизнь.

Тем не менее начало школьно­го обучения является для каждо­го ребенка сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испыты­вают тревогу, растерянность, на­пряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивля­емость организма, могут нару­шаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хрони­ческие заболевания. Дети, каза­лось бы, без повода капризнича­ют, раздражаются, плачут.

Период адаптации к школе, свя­занный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц. У других - одну четверть, у тре­тьих - растягивается на весь пер­вый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особен­ностей самого ребенка, от име­ющихся у него предпосылок oвладения учебной деятельностью.

Ранняя диагностика, коррекция и профилактика школьных трудностей остаются актуальной и чрезвычайно важной проблемой.

Совершенствование системы образования в соответствии с Законом РФ «Об образовании» требует внедрения в практику работы школьного психолога комплекса мер направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку в соответствии с его возрастом адекватных условий развития, формирования полноценной личности.

Важное значение приобретает внедрение в традиционную систему образования дифференцированных организационных форм активной помощи детям испытывающим трудности в усвоении программы обучения, адаптации к социальным требованиям общества в условиях начального и среднего образования.

Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не за один день. Это довольно длительный процесс, требующий напря­жения всех сил детского организма и детской психики. В начале школьного обучения, а также при переходе из начального звена в среднее и из среднего в старшее почти у учащихся наблюдаются двигательное возбуждение или заторможенность, раздражитель­ность, снижение аппетита, плохой сон, повышенная утомляемость. Это закономерные реакции организма ребенка на изменение при­вычного образа жизни, которые постепенно проходят по мере при­выкания к новым условиям.

В начале учебного года, на первых этапах адаптации, мотивы, связанные с познанием, учением, имеют незначительный вес, а познавательная мотивация учения и воля еще недостаточно разви­ты, они постепенно формируются в процессе самой учебной деятель­ности. Ценность учения ради знания, потребность постижения нового не ради оценки или избежания наказания (к сожалению, на прак­тике чаще всего формируются именно эти «ради») - вот что должно быть основой учебной деятельности. «Эта потребность возникает у ребенка в процессе реального усвоения им элементарных теорети­ческих знаний при совместном с учителем выполнении простейших учебных действий, направленных на решение соответствующих учебных задач». Учебная деятельность «содержит в своем единстве много аспек­тов, в том числе социальный, логический, педагогический, психоло­гический, физиологический и др.», а значит, и механизмы адаптации ребенка к школе имеют то же многообразие аспектов (физиологическую и психологическую адаптацию ребенка).

Процесс физиологической адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов или периодов, каждый из которых имеет свои особенности и характеризуется различной степенью на­пряжения функциональных систем организма. Выделено три основных этапа (фазы) адаптации.

Первый этап адаптации - ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействии, связанных с началом систематического обучения, организм ребенка и все его системы отвечают бурной реак­цией. Эта «физиологическая буря» длится достаточно долго (две-три недели). На этом этапе ребенок «работает» на пределе своих возможностей, поэтому в первые недели учебы у первоклассников отмечается снижение веса, нарушение сна, головные боли, повышается заболеваемость.

Второй этап адаптации - неустойчивое приспособление, когда организм ребенка ищет и уже использует некоторые оптимальные варианты реакций на новые воздействия. На первом этапе ни о какой экономии ресурсов организма говорить не приходится: организм тратит все, что есть, а иногда и «в долг берет»; поэтому учителю так важно помнить, какую высокую «цену» платит организм каждого ребенка в этот период. На втором этапе эта «цена» снижается, «буря» начинает затихать.

Третий этап адаптации - период относительно устойчивого приспособления, когда организм ученика находит такие варианты реагирования на школьную нагрузку (умственную, физическую, эмоциональную), которые позволяют избежать чрезмерного на­пряжения всех систем.

Продолжительность всех трех фаз адаптации - пять-шесть не­дель; наиболее напряженные - первые четыре недели в школе. В этот период дети быстро устают, снижены функции внимания и памяти. Поэтому в учебном плане в первой четверти предусмот­рено меньшее количество уроков и меньшая интенсивность учеб­ных занятий, чем в другое время.

Среди первоклассников можно выделить детей, у которых адап­тация к школе протекает легко, детей с адаптацией средней тяже­сти и детей, у которых адаптация к школе протекает тяжело.

При легкой адаптации функциональныe нарушения проходят к концу первой четверти. При адаптации средней тяжести ухудшение самочувствия более выражено и может наблюдаться в течение первого полугодия. У учащихся с тяжелой формой адаптации к школе отмечаются значительные нарушения здоровья и самочувствия, которые не только не проходят, но и усугубляются к концу учебного года. Тяжелое протекание адаптации говорит о не посильности учеб­ных нагрузок и режима обучения для организма ребенка.

Длительность и острота протекания адаптации к школе зависят от состояния здоровья и уровня стартовой готовности ребенка к систематическому школьному обучению. Установлено, что чем менее готов ребенок к школе, тем труднее ему приспособиться к школьным нагрузкам, тем труднее он привыкает к школьной жизни и тем больше вероятность низкой успеваемости не только в первом классе, но и в последующие годы.

Специальные исследования показывают, что число «неготовых» ­к школе детей уменьшается с возрастом: в возрасте пяти лет их около 80%; среди шестилетних - 51%; среди детей шести с полови­ной лет «неготовых» уже значительно меньше - 32%. Среди семи­летних детей не готовы к обучению в школе 13% детей. При этом девочки в дошкольный период развиваются быстрее, поэтому сре­ди них число «неготовых»- к школе меньше, чем среди мальчиков­ сверстников. Ученик с низким уровнем школьной готовности мо­жет добиться в учебе достаточно хороших результатов, но дается ему это более дорогой ценой, чем одноклассникам, более подготов­ленным к обучению в школе, - ценой чрезмерных усилий и допол­нительных занятий, что нередко приводит к ухудшению состояния здоровья, психоневрологическим расстройствам.

Важно правильно определить возраст начала школьного обуче­ния. К-Д. Ушинский еще в XIX веке писал по этому поводу: «... лучше начать ученье несколько позднее, чем несколько раньше, хотя, как то, так и другое, имеют свои дурные стороны». Все дети развиваются по­-разному: один ребенок может начать систематическое обучение без ущерба для здоровья и развития в шесть лет, другому это будет по силам только в восемь. Решая вопрос о том, в каком возрасте отда­вать ребенка в школу, следует учитывать все аспекты его индивиду­ального развития: состояние здоровья, физическое развитие, разви­тие самосознания и готовность к принятию социальной роли школь­ника, доминирующие мотивы поведения и деятельности, развитие психомоторных и умственных способностей и т.д., т.е. физиологичес­кую, социальную и психологическую готовность к обучению в школе. Как показывает практика, те или иные трудности в процессе школьного обучения возникают у всех первоклассников. Несмот­ря на внешнее сходство, у разных учеников затруднения в учебе могут иметь различные причины и определяются индивидуальны­ми особенностями развития и готовности к школьному обучению.

Педагогические воздействия будут целенаправленными и оправ­данными, а помощь со стороны взрослых эффективной только в том случае, если они ориентированы на индивидуальные особен­ности развития ребенка и учитывают специфику его стартовой готовности к обучению в школе. Только в этом случае педагоги родители маленького ученика совместными усилиями помогут ему преодолеть школьные трудности, освоиться в школьной жизни, стать настоящим школьником.

Среди учащихся можно выделить детей, у которых адап­тация к переменам в школьной жизни протекает легко, детей с адаптацией средней тяже­сти и детей, у которых адаптация к школе протекает тяжело.

При легкой адаптации функциональныe нарушения проходят к концу первой четверти. При адаптации средней тяжести ухудшение самочувствия более выражено и может наблюдаться в течение первого полугодия. У учащихся с тяжелой формой адаптации к школе отмечаются значительные нарушения здоровья и самочувствия, которые не только не проходят, но и усугубляются к концу учебного года. Тяжелое протекание адаптации говорит о не посильности учеб­ных нагрузок и режима обучения для организма ребенка.

Длительность и острота протекания адаптации к школе зависят от состояния здоровья, успеваемости, психологического климата в классе. У первоклассников адаптация зависит от уровня стартовой готовности ребенка к систематическому школьному обучению. Установлено, что чем менее готов ребенок к школе, тем труднее ему приспособиться к школьным нагрузкам, тем труднее он привыкает к школьной жизни и тем больше вероятность низкой успеваемости не только в первом

классе, но и в последующие годы.

Систематически испытывая трудности в учебе, в общении и в поведении дети теряют интерес к учебе, а затем и к школе в целом, что ведет к педагогической запущенности, трудновоспитуемости, школьной и социальной дезадаптации.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ