Программа инновационной деятельности «История без учебника», как средство формирования универсальных учебных действий





Программа инновационной деятельности «История без учебника», как средство формирования универсальных учебных действий.

Пояснительная записка.

Система современного образования ведёт к смене приоритетов в деятельности учителя: не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика. Важным компонентом социального заказа для образования является также духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся.

На уроках истории школьнику предоставляется реальная возможность самовоспитания, "примеривание на себя" исторических костюмов и ситуаций. Кроме того, в настоящее время появилось огромное количество исторической литературы, где зачастую содержатся противоречивые точки зрения. Прав был Наполеон 1, говоря, что история – точная наука, просто историки имеют обыкновение интерпретировать события по-своему. В этой связи учебник не может быть единственным источником исторической информации для школьников:

во-первых, любой учебник – результат авторской работы и, следовательно, авторских взглядов, под которые обучающиеся подстраивают свои выводы;

во-вторых, работая по учебнику, обучающийся не имеет возможности соотнести получаемую информацию с выводами авторов других учебников.

Целью исторического образования является формирование мнений и исторического мышления, а именно: набор мыслительных и поведенческих стратегий, которые замещают привычные "знания, умения, навыки" (ЗУНы).

Это значит, что предметом рассмотрения являются не темы или сюжеты всеобщей и отечественной истории, а способы работы школьников с этими сюжетами.

Базовое содержание исторического образования может быть сведено к следующим основным стратегиям:

1. Структурирование событийного потока, т.е. умение работы с хронологическими таблицами и рядами.

2. Комментированное чтение текстов исторических документов и учебников, которое предполагает перевод информации с одного языка (текст документа) на другой язык – язык ученика. 

3. Детские стилизации под тексты изучаемой эпохи. Эта стратегия предполагает умение школьника создавать собственный текст со своим содержанием, но не отличимый от подлинного текста эпохи. 

4. Проведение исторических параллелей. Эта стратегия говорит о развитом историческом мышлении школьника, т.к. даёт возможность проводить параллели между двумя удалёнными во времени событиями.

Цель программы «История без учебника», как средство формирования универсальных учебных действий: формирование всесторонне развитой личности, создание условий для социальной адаптации, мотивированного творческого развития и профессионального самоопределения личности, помочь сделать осознанный выбор, определить свои силы и возможности, воспитывать уважение к историческому прошлому своей страны

Задачи образовательной программы:

  1. Создать мотивационное поле для профессионального роста учителя и эффективности его деятельности.

  2. Перейти на новую систему обучения, соответствующую требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (научить обучающихся самим добывать знания).

  3. Способствовать сотрудничеству учителя и ученика в процессе совместной познавательной и практической деятельности.

  4. Развить устойчивую мотивацию к учению, способствующую успешности обучения.

  5. Обеспечить овладение каждым обучающимся желаемого уровня развития универсальных учебных действий, уровня развития в соответствии с его возможностями.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ, МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мониторинг успешности обучения и уровня:

  1. Анализ полученных данных с целью коррекции и дальнейшей разработки эксперимента.

  2. Педагогическое наблюдение.

  3. Социологический опрос.

  4. Анкетирование, тестирование, диагностирование.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Подготовительный (сентябрь 2013год)

Диагностическая функция. Выявление конкретных затруднений в деятельности педагога, потребностей родителей в организации педагогических условий для решения насущных проблем, связанных с овладением учащимися желаемого уровня развития универсальных учебных действий в соответствии с их возможностями.

Прогностическая функция. Обсуждение идеи инновационной работы, разработка программы для отслеживания успешности обучения.

Организационная функция. Обеспечение условий для реализации программы: определение участников инновационной работы, распределение функциональных обязанностей.

Утверждение на педагогическом совете программы инновационной деятельности.

2. Организационный этап: (октябрь 2013 год)

Пересмотр и усовершенствование дидактических материалов, материальной базы;

Интеграция общего и дополнительного образования;

Организация инновационной работы и его отслеживание в соответствии с программой.

3. Практический (2013-2014 г.)

Апробация предметного преподавания истории.

Допускается корректирование программы.

Организация поддержки и помощи родителей.

Организация психологического сопровождения учебного процесса.

4. Внедренческий (2014 год).

Функция социализации полученного результата. Оформление пакета программно-методических материалов по результатам инновационной деятельности, рецензирование.

Анализ полученных результатов (Методика диагностики структуры учебной мотивации)

Соотнесение их с целями инновационной деятельности.

Обобщение хода и результатов инновационной деятельности.

5. Заключительный (2014 год)

Подведение итогов.

Проведение конечных мониторингов.

Выход на районный уровень через районные методические объединения, семинары.

СОСТАВ УЧАСТНИКОВ ЭКСПЕРИМЕНТА:

Ученическо - преподавательский состав школы.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ:

  1. Уровень профессионального мастерства учителя.

  2. Мотивация учащихся к обучению.

  3. Степень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг.

Тематическое планирование курса

Тема занятия

Формы организации

Прогнозируемый результат

Дата


Входной контроль

Методика диагностики структуры учебной мотивации. Бадьина Наталья Петровна, доцент кафедры педагогики и психологии, кандидат психологических наук


октябрь

1

История в Интернете

Работа с Интернет ресурсами

По результатам поисков в Интернете создается мини- проект «Портрет исторической личности»

октябрь

2

Работа с историческими документами

Работа с архивными документами, рабочей тетрадью, раздаточными материалами

составляют алгоритм работы с документом

ноябрь

3

Работа с историческими картами, схемами

Определение, отбор и систематизация материала

составляют алгоритм работы с легендой карты, схемы, (составляют собственные схемы)

ноябрь

4

Костюм как исторический источник

Работа с иллюстрациями

Создание художественных рисунков

декабрь

5

Архитектура как каменная летопись истории

Работа с Интернет ресурсами

Создание художественных рисунков

декабрь

6

Устная история

Опрос бабушек, родителей и т.д. по самостоятельно сформулированным вопросам

Написание сочинений

январь

7

Вещи с историей

Обработка данных опроса членов семьи: с какими событиями жизни семьи связаны семейные реликвии?

Создание мини –проекта «Семейные реликвии как исторический источник»

январь

8

Документальное кино

Практическая работа с источником: -Что удивило в фильме? Что показалось странным? О чем бы вы хотели поговорить?


март

9

Массовая культура как источник информации

Разбор фильма :-Как одевались люди этого исторического периода, каковы бытовые условия и т.д.

«Ошибки кинематографа»

март

10

Многообразие исторических источников

Практическая работа с различными видами исторических источников

«Особенности политической, социально- экономической и культурной жизни страны, отраженные в её деньгах»

апрель

11

Повседневная жизнь. Техника, которая изменила жизнь.

Опрос членов семьи по заранее сформулированным вопросам.

Создание мини-проекта «Быт вчера и сегодня»

апрель

 12

Модные тенденции на примере трёх поколений семьи.

Опрос членов семьи по заранее сформулированным вопросам.

Создание мини-проекта «Мода газами подростка 70-90-хгг.»

май

 13

Этот день в истории

Структурирование событийного потока

Написание мини –сочинений.

май

 14


Изучение речевых особенностей исторической эпохи

Стилизация под текст изучаемой эпохи.

Написание мини –сочинений.

В течение года

15

Итоговый контроль

Методика диагностики структуры учебной мотивации



май



Литература для учащихся:

1.               История. Энциклопедия. М.2004 г.

2.               Интернет-сайты.

3.               СD-ресурсы

Литература для учителя:

  1. Бершадский, М. Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М. Е. Бершадский, В. В. Гузеев. - М. : Центр «Педагогический поиск», 2003.

  2. Горшкова, В. В. Педагогика диалога. Инновационные образовательные технологии / В. В. Горшкова. - М., 1997.

  3. Гузеев, В. В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии / В. В. Гузеев. - М.: НИИ школьных технологий, 2004.

  4. Кларин, М. В. Инновации в обучении : модели и метафоры / М. В. Кларин. - М., 1997.

  5. Кларин, М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М. В. Кларин. - М., 1994.

  6. Колеченко, А. К. Энциклопедия педагогических технологий : пособие для преподавателей / А. К. Колеченко. - СПб. : КАРО, 2002.

  7. Короткова, М. В. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: Практ.пособие для учителей / М. В. Короткова, М. Т. Студеникин. - М. : Гуман.изд. центр ВЛАДОС, 1999.







Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ