Программа: Комплексная организация внеурочной деятельности учащихся в условиях современной школы
ПРОГРАММА СТАЖИРОВКИ
НА БАЗЕ ГБОУ РМЭ «ЛИЦЕЙ им. М.В.ЛОМОНОСОВА»
1.Информационный блок программы
В современной практике ведения образовательного процесса все чаще отмечается необходимость системного учета факторов, касающихся повышения качества обучения школьников. Выход на высокий уровень результативности работы школы как значимого социального института российского социума, безусловно, зависит не только от собственно учебной составляющей. Инновационное восприятие содержания деятельности педагогов все чаще основывается на трендах компетентностного подхода и развивающего обучения, когда одним из главных продуктов обучения считаются формирование устойчивых умений и навыков анализа поступающей информации, самостоятельного принятия решений и создания информационных и исследовательских продуктов, готовность к эффективной социализации в условиях меняющегося социума.
В текстах таких стратегических для отрасли документов, как НОИ «Наша новая школа», новых ФГОС общего образования особое внимание уделяется именно сегменту внеучебной деятельности учащихся, тем самым преобразуя школы в единую модель социально-культурного пространства развития личности, что на наш взгляд является высокоактуальной и не до конца решенной задачей деятельности педагогических коллективов.
Предлагаемая образовательная программа предполагает работу стажировочной площадки для педагогов и руководителей общеобразовательных школ по проблеме организации комплексной внеурочной деятельности школьников в условиях модернизации отечественного образования. На наш взгляд, предлагаемый комплекс практикоориентированных образовательных услуг позволит решить задачи внедрения накопленного нами педагогического опыта в практику работы педагогов, обеспечит рост их профессионального мастерства, будет способствовать опережающему развитию образовательных учреждений в вопросах рационального управления педагогическим коллективом по интенсификации внеучебных достижений школьников.
Разработчики: Царегородцева М.А., директор; Рабочая группа учителей начальных классов
Программа:
Комплексная организация внеурочной деятельности учащихся в условиях современной школы»
Цель:
Совершенствование и развитие профессиональных компетенций педагогических и руководящих работников в форме стажировки по проблеме организации внеурочной деятельности учащихся в соответствии с современными требованиями к результатам общеобразовательной подготовки, а также создание условий для прохождения тематической педагогической практики студентов вузов.
Задачи:
1. Освоение стажерами теоретико-методологической основы деятельностного подхода к внеурочной работе с учащимися, принципов и методов организации комплексной внеурочной работы.
2. Повышение компетенции учителей в области проектирования программ внеурочной деятельности.
3. Овладение стажерами технологиями, формами и методами организации внеурочной деятельности, интеграции основного и дополнительного образования и оценивания результативности работы.
4. Определение механизмов переноса разработанных способов в практику собственного образовательного учреждения или апробация, если это возможно, данных способов в условиях собственного образовательного учреждения.
Ключевые идеи опыта:
Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности и интеграции основного и дополнительного образования в школе объясняется новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
Эффекты реализации программы:
Качественное развитие деятельности школы
В рамках реализации стажировочной площадки школа создает условия для реализации профессионального потенциала и научного творчества, обеспечивает открытость профессионального общения. Педагогический коллектив школы получит положительный опыт для дальнейшего качественного развития в профессиональном росте: в выявлении и распространении позитивного социально-ценностного педагогического опыта, в создании банка методических материалов общего доступа, в методическом опыте проведения мастер-классов, круглых столов, в публичной защите педагогических проектов на качественно новом уровне.
Успешно действующая стажировочная площадка позволит:
- сформировать у педагогов и учеников представление об образовании как о системе разнообразных практик по развитию;
- повысить эффективность работы школы, качество образовательных и воспитательных услуг;
- превратить школу в партнера других учреждений образования;
- сделать значимым имидж школы и его влияние на образовательную среду района и республики.
2. Содержательный блок программы
Стажировка модульного курса включает в себя шесть относительно самостоятельных модуля и рассчитана на 8 часов. Программа предусматривает комплекс различных форм обучения: мастер-классы, открытые занятия, презентации педагогического опыта, организацию групповой, индивидуальной работы. Предусматривается организация самостоятельной работы по разработке проектов мероприятия или внеклассного занятия, программы с одаренными детьми, разработки индивидуального маршрута профессионального роста учащихся. Данная программа адресована учителям, руководителям общеобразовательных учреждений, студентам педагогических вузов.
Программа стажировки:
Тема 1. Внеурочная деятельность: сущность, концептуальные основы.(0,5 часа)
Программа предполагает лекционные занятия.
Повышение информационной компетенции учителя в теоретико-методологических аспектах деятельностного подхода к внеурочной работе с учащимися, принципов и методов организации комплексной внеурочной работы.
Рассматриваются основные понятия, раскрывающие организацию внеурочной образовательной деятельности школьников с точки зрения требований ФГОС второго поколения, описываются виды внеурочной образовательной деятельности; направления внеурочной образовательной деятельности; характеризуется проектная деятельность, как одно из наиболее значимых направлений внеурочной деятельности в начальных классах; планируемые результаты внеурочной образовательной деятельности; основные подходы к проектированию программы внеурочной образовательной деятельности.
Тема 2. Организация внеурочной деятельности в «Школе полного дня» (2,5 часа)
Цель изучения модуля - ознакомление слушателей с работой «Школы полного дня» в сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования, посещение внеурочных занятий с учащимися, анализ и моделирование программ данной направленности.
Образовательное пространство лицея связано с социальной средой и поддерживается следующими связями: ГБОУ «Дворец творчества детей и молодежи», республиканская научная библиотека, музеи, галерея, вузы и ссузы города.
Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Тема мастер-класса «Организация групповых психологических занятий по внеурочной деятельности с использованием курса О.В Хухлаевой «тропинка к своему», как часть психолого-педагогического сопровождения обучающихся в условиях ФГОС ООО.
Цель мастер-класса – познакомиться со спесифика изменениями в организацией психологических занятий «Тропинка к своему Я» в рамках ППС. Познакомиться с приемами, формами, методами и психологическими упражнениями курса «Тропинка к своему Я», Данный модуль подразумевает посещение открытых занятий предметных кружков, классных часов, секций, мастер-классов учителей – руководителей по применению воспитательных технологий: индивидуального рефлексивного самовоспитания, самоопределения личности.
Ознакомление с содержанием и методами работы по мотивации учащихся для достижения нового качества образования. Развитие мотивов качественного образования обусловлено созданием соответствующей мотивационной образовательной среды, обладающей комплексом стимулирующих факторов, определяющих высокую мотивацию и активность всех субъектов образовательного процесса. Такой подход системно обосновывает повышение качества образования за счет создания целостной мотивационной образовательной среды школы во всех ее аспектах: материальном, организационном, психологическом, педагогическом и технологическом.
Тема 4. Создание творческого образовательного пространства (1 час)
Данный модуль подразумевает презентацию детских творческих объединений школы с дальнейшей демонстрацией оценивания результативности развития и социализации личности.
Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности должно позволить педагогам:
• разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с чётким и внятным представлением о результате;
• подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня;
• выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;
• диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;
• оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому, на какой результат они претендуют, соответствуют ли избранные формы предполагаемым результатам и т.д.).
Тема 5. «Организация проектно - исследовательской внеурочной деятельности учащихся» (1,5 часа)
Данный модуль позволит стажерам ознакомиться с проектно-исследовательской деятельностью лицея, ролью учителя в проектной деятельности. Из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников.
Цель изучения модуля – изучение опыта научно-исследовательской работы школы с учащимися во внеурочное время, умения анализировать и оценить собственный педагогический опыт с позиций его актуальности, новизны и практической значимости. Факторы и условия, влияющие на эффективность педагогического эксперимента по организации школьного научного общества. Система мер по выявлению и поддержки талантливых детей в исследовательской работе с позиции реализации НОИ «Наша новая школа».
Слушателям будет дана возможность в ходе рефлексии ответить на следующие вопросы:
Как составить учебно-тематический план курса, в котором предусматривается проектная или исследовательская деятельность обучающихся?
Как подготовить обучающихся к работе над учебным проектом или исследованием?
Как адаптировать известный учебный проект или исследование к особенностям своего класса, учреждения образования и условиям имеющегося обеспечения?
Как разработать учебный проект или исследование?
Как оценить выполнение педагогических задач в результате выполнения учебного проекта или исследования?
Как осуществить учебный проект или исследование. Какие формы образовательной деятельности применять?
Тема 6. «Анализ и моделирование организации внеурочной деятельности учащихся» (1,5 часа)
Цель изучения модуля - овладение навыками проектирования внеурочной деятельности учащихся на уровне школы с учетом специфики конкретного образовательного учреждения, управления всеми ресурсами по включению их в данный вид методической работы.
Защита стажерами комплексных проектов организации внеурочной работы с учащимися в школе.
Участие в круглом столе, обсуждение итоговых проектов слушателей, защита собственного итогового проекта комплексной внеурочной деятельности учащихся в условиях образовательного учреждения слушателя.
Приводятся задания, вопросы, направленные на осмысление сделанного в модуле, на соотнесение результата с ситуациями реальной педагогической практики, на планирование дальнейшего профессионального развития, предоставляются время и условия для самостоятельной работы слушателей по подготовке проектов по организации внеурочной деятельности
В результате стажеры получат возможность:
Результат 1. Повысить информационную компетентность в освоении теории и методики организации внеурочной деятельности.
Результат 2. Освоить практические способы проектирования собственной программы по внеурочной деятельности.
Результат 3. Ознакомиться с деятельностной технологией, формами и методами внеурочной работы по созданию мотивационной среды, усвоить принципы и механизмы организации деятельности ОУ в выбранном направлении
Результат 4. Повысить компетентность стажера в роли эксперта по оцениванию результативности развития и социализации личности.
Результат 5. Развить навыки организации проектно-исследовательской деятельности.
Результат 6. Разработать собственный проект программы по внеурочной деятельности.
Способы оценки результатов:
Оценка эффективности деятельности стажировочной площадки осуществляется на основе следующих критериев:
полнота выполнения основных мероприятий, заявленных в учебном плане;
удовлетворенность потребителей услуг стажерской площадки (на материале круглого стола и опроса слушателей);
масштаб распространения инновационного опыта на основе стажировок (на основе информации от учебных заведений слушателей по завершении ими данной образовательной программы);
качество программно-учебного обеспечения стажерской практики;
Для оценки компетенций обучающегося по модулю педагоги, ответственные за реализацию данной программы стажировочной площадки, документально фиксируют доказательства по каждой заявленной компетенции и основным запланированным результатам. Виды и способы оценки должны соответствовать задачам модуля и включают в себя:
практические задания;
продукт в виде проекта или разработки мероприятия, организации определенного направления внеурочной деятельности учащихся;
опрос (анкетирование) слушателей.
Итоговая оценка носит комплексный характер. Для фиксации результатов оценки разработаны оценочные ведомости, а в случае использования устных или письменных опросов будут составлены проверочные листы с ответами для экзаменатора (оценщика) в целях обеспечения объективности оценки. Для подтверждения освоения данного модуля обучающимся необходимо индивидуально или в составе малой группы 2 – 3 раза доказать, что данная компетенция сформирована. При этом каждый член группы имеет фиксированные обязанности. Для объективности оценки обязанности членов группы перераспределяются при каждом повторении действия.
Общие принципы и подходы к оценке конкретных видов деятельности
Требования к доказательствам достижения обучающимся задачи каждого модуля обучения предполагают указание вида объема доказательств, которые должны быть представлены обучающимся для оценки освоения конкретных компетенций. По данному модулю преподаватели-оценщики для оценки действия задают вопросы, наблюдают за деятельностью слушателей.
Контрольная ведомость стажера по модульной программе
Формируемые компетенции
Выполнение
Если нет, то что
должен обучающийся сделать дополнительно
Да
Нет
Владеть методикой планирования и анализа внеурочной деятельности учащихся в соответствии с современными требованиями, знать актуальные компетенции, которые могут быть развиты в тех или иных направлениях подобной образовательной деятельности.
Эффективно организовывать внеурочную деятельность учащихся, с учетом их интересов и специфики учебного заведения, знать необходимые методы и технологии работы с учащимися во внеурочное время.
Планировать индивидуальный маршрут внеучебной деятельности учащихся
Моделировать экологическое, профориентационное и научно - исследовательские направления внеурочной деятельности учащихся.
Анкета для самооценки учителя
Оценочная шкала:
0 — не имею представления о теоретико-методологических основах по организации внеурочной деятельности;
1 — имею некоторые представления;
2 — имею некоторые знания и умения, однако их недостаточно, чтобы успешно внедрить знания в данной области;
3 — имею знания и умения, которых, скорее всего, будет достаточно;
4 — имею знания и умения, достаточные для успешной организации внеурочной деятельности.
Перечень профессиональных знаний и умений стажера
Оценка
Знания:
1.Теории и методики организации внеурочной деятельности на основе деятельностного подхода
2. Технологий, форм и методов организации внеурочной деятельности
3. Механизмов оценивания эффективности и результативности
4. Технологии проектно-исследовательской деятельности
Умения проектировать модель программы внеурочной деятельности
модифицированный вариант программы внеурочной деятельности:
• развивающей направленности;
• социализирующей направленности;
• для модульного курса;
• для обучения с использованием метода проектов;
• для других технологий
календарно-тематическое планирование
планы занятий различных типов, предусмотренных новой технологией
задания для групповой работы обучающихся
содержание учебных проектов
задания для учеников к учебным проектам
показатели для оценки внеурочной деятельности
Умения решать практические задачи:
применять отдельные приемы и методы работы
проводить занятия различной направленности
анализировать проведенные занятия и выявлять скрытые причины их недостатков
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ