Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Этикет поведения и общения»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ________________ Г. СТАВРОПОЛЯ





Рассмотрена

на заседании методического совета учреждения

Протокол № __ от « __»________201 _г.

Утверждена:

Директор ___________________



Программа внеурочной деятельности

духовно-нравственного направления


«Этикет поведения и общения»


Срок реализации: 1 год

Рассчитана на детей 8 – 9 лет.


Авторы:

учитель начальных классов, Никонова Розита Ренадьевна

учитель начальных классов, Свинарева Анжела Юрьевна

учитель начальных классов, Антонникова Галина Алексеевна

учитель начальных классов, Рыкова Светлана Борисовна

учитель начальных классов, Бабенко Елена Николаевна





г. Ставрополь, 2012 г.

Единственная настоящая роскошь –

это роскошь человеческого общения.

(А. Сент-Экзюпери)

Пояснительная записка

Актуальность программы. Проблему нравственного воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги. Но и сейчас она актуальна. «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».

Одной из приоритетных задач современного общества и важнейшей целью отечественного образования является воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. В связи с этим новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) направлены на общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Основным становится компетентностный подход к обучению, предполагающий формирование у обучаемого ключевых умений. К их числу, прежде всего, относят общекультурную и коммуникативную компетенции, в основе которых лежит владение нормами этикетного общения.

Новые информационные и коммуникационные инструменты обусловливают возникновение новых форм и ситуаций вербального общения, меняя условия существования и функционирования языка, снижая уровень речевой культуры современных школьников. Это в свою очередь требует пересмотра содержания обучения их речевому этикету.

Большинство ученых считает, что обучение коммуникативной культуре необходимо начинать с речевого этикета как ее основы, и называет основным средством формирования коммуникативных умений ситуацию речевого общения. В то же время, несмотря на многочисленные исследования в данной области, проблема обучения школьников современному речевому этикету далека от своего решения.

При составлении программы мы ориентировались на предполагаемую модель личности выпускника 1 ступени школы:

Выпускник начальной школы должен обладать следующими качествами нравственной личности: «восприятие ценности семьи в своей жизни»», «начальное представление о моральных нормах и правилах нравственного поведения», « понимание ценности дружбы со сверстниками», «осознание авторитета педагога», «доброта», «честность», «ответственность», «навыки этикета», «умение объективно оценивать свой труд и труд товарищей», «умение слушать и слышать других, умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми».

Цель программы: формирование базовых коммуникативных умений школьников в сфере речевого этикета.

Задачи:

Развивающие:

- научить учащихся осмысливать свою и чужую коммуникативную практику;

- развивать у детей внимание к собственной речи и речи собеседника, умение анализировать собственное коммуникативное поведение и коммуникативное поведение собеседника, замечать ошибки в своей и чужой речи.

Воспитательные:

- создание условий для формирования у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умения корректировать свое общение в зависимости от ситуации и участников акта общения

При разработке данной программы мы опирались на ряд принципов:

1. Принцип системности и последовательности позволили сформировать систему основных внеурочных занятий, изучаемых в третьем классе и представить их в определённой последовательности;

2. Принцип преемственности обусловил логическое построение программы, при котором каждая её часть являлась продолжением предыдущей, что позволяло закреплять и развивать достигнутое.

3. Принцип научности являлся ведущим ориентиром при отборе комплекса форм и методов работы.

Отличительными особенностями нашей программы являются:

- введение тем занятий и заданий с учетом регионального компонента;

- разнообразие практических форм работы;

- привлечение (приглашение) гостей на занятия с целью получения информации и обмена опытом.

- развитие практических умений, связанных с культурой поведения и общения.

Курс «Этикет поведения и общения» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 3 классе, для детей 8 – 9 лет. Программа составлена в соответствии с ФГОС второго поколения.

Авторско-составительская программа опирается на методические рекомендации Журавлевой О. М., Шалаевой Г. П., Сазоновой О. Г.

Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.

Методы формирования взглядов и обмен информацией:

- повествование;

- объяснение;

- диалог;

- доказательство;

- рассказ;

- рассуждение;

- беседа,

- работа с книгой.

Методы организации деятельности:

- состязание;

- показ примеров и образцов;

-создание ситуации успеха;

- перспектива.

Методы стимулирования и мотивации;

Методы стимулирования интереса к учению:

- игры;

- соревнования;

- познавательные беседы;

- создание ситуации успеха;

- эмоционально-нравственных ситуаций;

- творческие задания.

Сроки реализации образовательной программы: один учебный год.

Программа рассчитана на 33 часа: 1 занятие в неделю.

Воспитательные идеи программы:

Старайся делать добро!

Бойся обидеть человека!

Люби и прощай людей!

Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!

Познай мир и себя!

Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!

Ожидаемые результаты программы

В результате изучения данной программы в 3 классе обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

  • определять и высказывать под руководством педагога общие этические нормы;

  • формирование мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

  • проговаривать последовательность действий;

  • учиться высказывать свое предположение;

  • учиться работать по предложенному педагогом плану;

  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;

Коммуникативные УДД:

  • учиться выражать свои мысли;

  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

Предметными результатами являются формирование следующих представлений, понятий, умений, навыков:

Представления:

  • сервировка стола;

  • культура внешнего вида.

Понятия:

  • этика;

  • этикет;

  • этикет застолья;

  • речевой этикет;

  • дискуссия;

  • комплимент;

  • коллектив;

  • тезис;

  • антитезис;

  • аргумент.

Умения:

  • приветствовать знакомого человека;

  • прощаться со знакомым;

  • вести разговор по телефону;

  • сервировать стол;

  • пользоваться столовыми приборами;

  • вести себя на улице, в транспорте, гостях, школе, магазине, культурных зрелищных учреждениях, за столом, во время игры, дома;

  • строить общение, учитывая нормы поведения, с взрослыми, сверстниками, с ребятами младшего возраста, в коллективе.

  • дарить и принимать подарки;

  • использовать невербальные средства общения;

  • различать уличную, повседневную, рабочую одежду от театральной и концертной; воспитывать аккуратность, собранность, сдержанность в одежде.

  • оценивать собственные поступки и окружающих с точки зрения моральных норм поведения;

  • вести себя с соседом по парте, с товарищами, с которыми работаешь в группе;

  • говорить комплименты.

Навыки:

  • личной гигиены.

Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): овладение способами общения и сотрудничества, самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия.

Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности): получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура).

Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Формы работы и контроля


Основной формой образовательного процесса является учебное занятие, а так же индивидуальная, групповая и коллективная работы, работы в парах, занятие-сказка, конкурс, подвижные игры и массовые мероприятия.

Формы организации занятий:

- учебное занятие;

- практическое занятие;

- экскурсии;

- организация праздников;

- театрализованное занятие;

- участие в выставках и конкурсах различного уровня;

-участие в воспитательных мероприятиях.


Система работы предусматривает использование ролевых игр, дискуссий, драматизаций, моделирования, проигрывания, анализа ситуаций общения, коллективного сочинения сказок, рисования. Предусмотрены различного типа задания по группам: составить незаконченный рассказ, придумать диалоги к картинке, разыграть ситуацию общения.

Программа требует творчества как от ученика, так и от учителя, предполагает использование различных приемов, в первую очередь игровых. Стремлением учить серьезному увлекательно объясняется особое внимание к отбору занимательного текстового материала: постановка задач проблемного характера при введении нового знания, использование игровых приемов, забавных сюжетов, рисунков, с помощью которых ученики становятся активными участниками определенной речевой ситуации.

На речевых занятиях дети освоят умение передавать информацию, поддержать беседу, установить контакт, пересказать поучительную или смешную историю, написать поздравительное письмо, объявление, найти способ уйти от ссоры во время спора и т.д.

Итогом работы является проведение детей через систему коммуникативно-речевых задач – от аналитических к конструктивно – созидательным.

Регулярные занятия с детьми помогут привить им навыки культуры общения в ненавязчивой форме, будут способствовать не только речевому, но и общему развитию личности.

Ожидаемая эффективность программы

В результате тесно взаимосвязанных мероприятий в сфере образования и воспитания учащихся 3 класса ожидаются такие результаты:

  • овладение начальными представлениями о моральных нормах и правилах нравственного поведения.

  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

  • уважительное отношение к традиционным российским обычаям;

  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

  • почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;

  • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.

  • ценностное отношение к труду и творчеству, трудолюбие;

Тематическое планирование курса

п/п


Наименование разделов и тем


Общее количество часов

Краткое содержание занятий

Формы работы

Теоретические

Практические

1.

Вводное занятие. «Без общения, как без воздуха, человек не может существовать!» История речевого этикета.

1

Что такое «этикет»?

Понятие «речевой этикет». Исторические корни этикета.

Беседа, анализ предложенного текста.

Творческий рисунок «Мое открытие»


Раздел I. Я среди людей

6



2.

Вглядись в себя, сравни с другим.


1

Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена.


Моделирование живой ситуации общения «Научись смотреть на себя со стороны».

3.

Что в имени твоем…

1

Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций.

Познавательные беседы.


4.

Каждый интересен.

Толерантное отношение к людям разных национальностей.

1

Понятие о многообразии народов, национальностей и языков в мире, об общих особенностях их культуры и традиций. Главный урок – все мы разные, но нравственные ценности у всех людей одинаковые.

Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению.

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них.

Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения.

5.

Товарищи и друзья

1

Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа.

Ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.

Работа с пословицами.

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывания.

6.

Как завоевывать друзей?

1

Правила общения с товарищами и друзьями

Разбор реальных ситуаций, проговаривание и обоснование выборов в конкретной ситуации.


Театрализация «Театр вежливых ребят».

7.

Бескорыстие в дружбе

1

Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь

Решение педагогических задач.

Разработка правил дружбы детьми совместно с родителями.


Раздел II. Речевой этикет.

10



8.

О вежливых словах и их применении.

1

Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении

Групповые дискуссии, обсуждения.

Разыгрывание ситуаций.

9.

Правила приветствия и прощания


1

Правила приветствия. Этикетные формулы приветствия.

Разбор реальных ситуаций, проговаривание и обоснование выборов в конкретной ситуации.

Разыгрывание ситуаций.

10.

Знакомство

1




Обращение на ТЫ и ВЫ. Представление. Правила и этикетные формулы представления.

Разбор реальных ситуаций, проговаривание и обоснование выборов в конкретной ситуации.

Постановка живых картин, инсценирование.


11.

Доброе слово что ясный день (просьба)

1






Правила обращения к собеседнику с просьбой. Этикетные формулы выражения просьбы. Скрытая просьба. Роль интонации при обращении с просьбой. «Золотые правила нравственности».

Разбор реальных ситуаций, проговаривание и обоснование выборов в конкретной ситуации..

Ролевые игры. Совместное с детьми проживание сложных жизненных ситуаций и обстоятельств.

12.



Правила благодарности

и отказа.

Согласие

1




Правила выражения согласия и отказа. Искреннее и неискреннее согласие. Вежливый отказ.

Разбор реальных ситуаций, проговаривание и обоснование выборов в конкретной ситуации.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники).

13.

Нам счастья не сулит обида чья-то (извинение)

1






Правила извинения. Этикетные формулы выражения извинения. Формы официального и неофициального извинения.

Работа в группах.

Работа с фразеологизмами.

Изготовление бумажных самолетиков, на крыльях которых слова волшебные

14.

Праздники и поздравления

1

Правила выбора и оформления поздравительной открытки.

Конструировать (моделировать) алгоритм выполнения учебного задания ( выстраивать последовательность учебных действий), оценивать ход и результат выполнения задания.

Составление и запись поздравительных текстов.

15.

Речевой этикет поздравления.

1

Электронная поздравительная открытка. Поздравительные SMS-сообщения

Моделировать алгоритм выполнения учебного задания, выстраивать последовательность учебных действий.

Урок-сюрприз

16.

Телефонный разговор

1


Тест «Культура телефонного общения»

Моделирование ситуаций телефонного общения.

17.

Правила общения по телефону

1

Сотовый телефон и его использование в общественном месте.

Разговор с автоответчиком.

Конструировать (моделировать) алгоритм выполнения учебного задания ( выстраивать последовательность учебных действий), оценивать ход и результат выполнения задания.

Ролевая игра «Мы говорим по телефону»


Раздел III. Невербальные средства общения и этикет

3



18.


Жесты и мимика в этикетном речевом общении

1

Мимика, жесты, позы, телодвижения

Виды жестов: ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные, символические, подражательные. 

Анализ текста художественного произведения.

Постановка живых картин, инсценирование.

19.

Роль интонации в речевом общении

1

Знаем ли мы правила литературного произношения

Интонация логическое ударение

Работа со словами в группах.

Анализ басен и сказок.

20.

Речь героев в художественных произведениях

1

Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Просмотр видеофильмов.

Анализ рассказов, басен, сказок.


Раздел IV. Культура общения

8



21.




Речевой этикет и культура поведения в общественных местах: транспорте, в театре, в магазине и т.п.

1

Правило поведения в общественном транспорте.

Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения.

Моделирование ситуаций.

22.

Тепло родного дома. Отношение в семье (на примере народов, живущих на Ставрополье).




1

Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим.

Формулировать основные обязанности в семье.

Участвовать в диалоге.

Поисковая работа: выявление своих корней, традиций, обычаев. Составление генеалогического древа.

23.

Отношение к учителю

1

Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем.

Путешествие по лабиринту мудрых откровений.

Выставка рисунков. Сочинение «Школа – мой второй дом».

24.


Отношение к малышам

1

Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким.

Изготовление подарков для дошкольников.

Экскурсия в детский сад.

25.

Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

1

Ориентироваться в ключевых нравственных понятиях. Различать нравственные жизненные ситуации.

Познавательная беседа. Работа с пословицами.

Изготовление бумажных самолетиков, на крыльях которых слова волшебные.

26.

Правила поведения в столовой, за столом

1

Знакомство с правилами поведения  в столовой, за столом.

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них.

Ролевая игра «Мы в столовой».

27.

Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей. Традиции кавказского гостеприимства.

1

Знакомство с правилами поведения  в  гостях.

Анализ текста, подготовка к инсценировке.

Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях».

28.

Искусство делать подарки

1


Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки.

Разыгрывание ситуаций


Раздел V. В мире сказок

5



29.

Добро и зло в сказках.

Сказки народов, живущих на Ставрополье.

1

Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми.

Путешествие в сказку.

Театрализация.

30.

Отворите волшебные двери добра и доверия.

1

Главное в сказках – победа добра над злом.

Слушание сказок и их обсуждение.

Создавать рассказы, сказки о добре.

31.

Сказки – волшебство, чудо и правда




1

Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает.

Анализировать текст: выделять опорные слова, главную мысль.

Конкурс рисунков.

32.

Сказка – ложь, да в ней намек

1

Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках.


Театрализация.

33.

Итоговое занятие. Что мы узнали и чему научились

1


Заочное путешествие  по «Школе вежливых наук».

Праздник вежливых ребят.



Содержание разделов программы

Вводное занятие (1 ч.).

«Без общения, как без воздуха, человек не может существовать!» История речевого этикета. Понятие «речевой этикет». Исторические корни этикета.

Раздел I. Я среди людей (6 ч.).

Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена. Моделирование живой ситуации общения «Научись смотреть на себя со стороны». Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения. Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа. Правила общения с товарищами и друзьями. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.

Раздел II. Речевой этикет (10 ч.).

Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении. Правила приветствия. Этикетные формулы приветствия. Обращение на ТЫ и ВЫ. Представление. Правила и этикетные формулы представления. Правила обращения к собеседнику с просьбой. Этикетные формулы выражения просьбы. Скрытая просьба. Роль интонации при обращении с просьбой. Правила выражения согласия и отказа. Искреннее и неискреннее согласие. Вежливый отказ. Правила извинения. Этикетные формулы выражения извинения. Формы официального и неофициального извинения. Правила выбора и оформления поздравительной открытки. Телефонный разговор.

Раздел III. Невербальные средства общения и этикет (3ч.).

Виды жестов: ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные, символические, подражательные. Анализ текста художественного произведения. Знаем ли мы правила литературного произношения? Интонация логическое ударение. Пауза, мелодика речи.

Раздел IV. Культура общения (8 ч.).

Речевой этикет и культура поведения в общественных местах: транспорте, в театре, в магазине и т.п. Правила поведения в общественном транспорте. Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Знакомство с правилами поведения в гостях. Искусство делать подарки.

Раздел V. В мире сказок (5 ч.).

Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает. Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках.

Итоговое занятие (1 ч.). Что мы узнали и чему научились. Праздник вежливых ребят.

Методическое обеспечение программы

Наименование разделов и тем

Формы организации деятельности учащихся


Методы и приемы

Дидактический материал, техническое оснащение


Форма контроля

Введение

Индивидуально-групповая

Рассказ, беседа, метод наблюдения.

Видео «Уроки вежливости для малышей»

Творческий рисунок «Мое открытие»

1. «Я СРЕДИ ЛЮДЕЙ»

Вглядись в себя, сравни с другим.


Групповая

- рассказ,

-беседа- объяснение;

- доказательство;

- рассуждение;

Видеокамера, дидактические карточки.

Моделирование живой ситуации общения «Научись смотреть на себя со стороны».

Что в имени твоем…

Индивидуально-групповая

Рассказ, беседа, самостоятельная работа, - диалог.

Опорные конспекты в рисунках, дидактические карточки.

Создание коллажа из имен всех учеников.

Каждый интересен.

Толерантное отношение к людям разных национальностей.

Индивидуально-групповая

Рассказ, беседа, рассуждение, показ примеров и образцов.

Карточки с изображением людей различных национальностей. Медиа-презентация «Радуга дружбы»

Анализ жизненных ситуаций и выбор допустимые форм поведения.

Товарищи и друзья

Индивидуально-групповая

Беседа, работа с книгой.

Плакаты с изображением детей, их взаимодействия.

Составление своего словаря пословиц и фразеологизмов о дружбе.

Как завоевывать друзей?

Индивидуально-групповая

Беседа, игры, инсценировки.

Опорные конспекты в рисунках, музыкальное сопровождение, элементы костюмов.

Театрализация «Театр вежливых ребят».

Бескорыстие в дружбе

Индивидуально-групповая

Беседа, познавательная игра, ролевая игра.

Мультфильмы о дружбе на видео.

Разработка правил дружбы детьми совместно с родителями.

2. «РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ»

О вежливых словах и их применении.

Индивидуально-групповая

Рассказ, беседа, самостоятельная работа, дидактическая игра, наблюдения

интернет-ресурс «Уроки вежливости»

Разыгрывание жизненных ситуаций.

Правила приветствия и прощания


Индивидуально-групповая

Рассказ, беседа, дидактическая игра, наблюдения, создание ситуации успеха.

интернет-ресурс «Советы вежливого человека»

Моделирование и разыгрывание жизненных ситуаций.

Знакомство

Индивидуально-групповая

Рассказ, беседа, самостоятельная работа, рассуждение.

видео-диски «Этикет для малышей»

Постановка живых картин, инсценирование.


Доброе слово что ясный день (просьба)

Индивидуально-групповая

Рассказ, беседа, тематический энергизатор

видео-диски «Этикет для малышей», опорные конспекты в рисунках.

Ролевые игры. Совместное с детьми проживание сложных жизненных ситуаций и обстоятельств.



Правила благодарности

и отказа.

Согласие

Индивидуально-групповая

Рассказ, беседа, самостоятельная работа

видео-диски «Этикет для малышей», опорные конспекты в рисунках.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники).

Нам счастья не сулит обида чья-то (извинение)

Индивидуально-групповая

Командная

Взаимного обучения

Рассказ, беседа, тематический энергизатор, соревновательный метод

видео-диски «Этикет для малышей».

Изготовление бумажных самолетиков, на крыльях которых слова волшебные

Праздники и поздравления

Индивидуально-групповая

Взаимного обучения

Беседа, тематический энергизатор, соревновательный метод, эвристический метод

Тематические открытки, дидактические карточки, проигрыватель.

Составление и запись поздравительных текстов.

Речевой этикет поздравления.

Индивидуально-групповая

Взаимного обучения

Беседа, показ примеров и образцов, создание ситуации успеха, творческие задания.

Открытки, материал для их украшения, фломастеры.

Урок-сюрприз

Телефонный разговор

Индивидуально-групповая

Взаимного обучения

Беседа, познавательная игра

Макет телефонов,

Видео-приложение «Весёлые уроки»

Моделирование ситуаций телефонного общения.

Правила общения по телефону

Индивидуально-групповая

Взаимного обучения

Рассказ, беседа, игра-инсценировка,

Видео-приложение «Весёлые уроки»

Ролевая игра «Мы говорим по телефону»

3.«НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ И ЭТИКЕТ»

Жесты и мимика в этикетном речевом общении

Индивидуально-групповая

Рассказ, беседа, самостоятельная работа с карточками, игра-инсценировка.

Карточки с изображением жестов, эмоциональной мимики и т.д.

Постановка живых картин, инсценирование.

Роль интонации в речевом общении

Индивидуально-групповая

Рассказ, самостоятельная работа, творческое изложение заданий, дидактическая игра

Тексты басен и сказок.

Анализ басен и сказок.

Речь героев в художественных произведениях

Индивидуально-групповая

Рассказ, демонстрация, творческое изложение заданий, игра-инсценировка

Тексты басен и сказок, музыкальное сопровождение.

Анализ и демонстрация рассказов, басен, сказок.

4.«КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ»

Речевой этикет и культура поведения в общественных местах: транспорте, в театре, в магазине и т.п.

Индивидуально-групповая

Рассказ, беседа, игра-инсценировка, показ примеров и образцов.

Видео «Уроки хороших манер»

Моделирование ситуаций.

Тепло родного дома. Отношение в семье (на примере народов, живущих на Ставрополье).

Индивидуально-групповая

Командная

Взаимного обучения

Рассказ, самостоятельная работа, творческое изложение заданий, дидактическая игра.

Тексты по теме, ватман, фломастер.

Поисковая работа: выявление своих корней, традиций, обычаев. Составление генеалогического древа.

Отношение к учителю

Индивидуально-групповая


Рассказ, демонстрация, творческое изложение заданий,

Фильм о школьной жизни (отрывок), листы для рисунков, карандаши, фломастеры.

Выставка рисунков. Сочинение «Школа – мой второй дом».

Отношение к малышам

Индивидуально-групповая

Взаимного обучения

Рассказ, демонстрация, творческое изложение заданий, игра-инсценировка

Видео «Уроки хороших манер».

Экскурсия в детский сад.

Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

Индивидуально-групповая

Взаимного обучения

Рассказ, демонстрация, творческое изложение заданий

Листы бумаги, карандаши, видео сказок и мультфильмов.

Изготовление бумажных самолетиков, на крыльях которых слова волшебные.

Правила поведения в столовой, за столом

Индивидуально-групповая

Взаимного обучения

Игра-инсценировка

игра «Путешествие в Страну Вежливости…», карточки с заданиями.

Ролевая игра «Мы в столовой».

Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей. Традиции кавказского гостеприимства.

Индивидуально-групповая


Рассказ, беседа, самостоятельная работа с карточками, игра-инсценировка, валеологические разминки

Энциклопедии этикета, тексты кавказских сказок.

Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях».

Искусство делать подарки

Индивидуально-групповая

Рассказ, самостоятельная работа, творческое изложение заданий, дидактическая игра

Материал для изготовления подарков.

Разыгрывание ситуации «Мы идем на день рождения».

5. « В МИРЕ СКАЗОК»

Добро и зло в сказках.

Сказки народов, живущих на Ставрополье.

Индивидуально-групповая

Рассказ, беседа, самостоятельная работа с карточками, игра-инсценировка, валеологические разминки

Тексты сказок, видео материал.

Театрализация.

Отворите волшебные двери добра и доверия.

Индивидуально-групповая

Рассказ, самостоятельная работа, творческое изложение заданий, дидактическая игра

Репродукции из народных сказок

Создавать рассказы, сказки о добре.

Сказки – волшебство, чудо и правда


Индивидуально-групповая

Рассказ, демонстрация, творческое изложение заданий, игра-инсценировка

Репродукции из сказок, листы для рисунков.

Конкурс рисунков.

Сказка – ложь, да в ней намек

Индивидуально-групповая

Командная

Взаимного обучения

Демонстрация, творческое изложение заданий, игра-инсценировка.

Элементы костюмов, плакаты для оформления

Театрализация.

Итоговое занятие. Что мы узнали и чему научились.

Индивидуально-групповая

Взаимного обучения

Творческое задание, драматизация

Костюмы, декорации, видеокамера, музыкальное сопровождение

Праздник вежливых ребят.



В качестве дополнительных дидактических средств можно использовать электронные версии программы «Уроки хороших манер» детского телевизионного канала «Карусель», позволяющие оживить изучение темы, служащие еще одним поводом для обсуждения в классе проблемной ситуации речевого общения.

Тематическое содержание каждого урока речевого этикета в предлагаемой опытной модели обучения можно дополнить компьютерными учебными средствами. Так, например, урок «Разрешите вас поздравить…» (тема: «Праздники и поздравления») предполагает использование:

- материалов электронного пособия «Академия речевого этикета»: Книга вежливости, темы «Поздравление», «Ты и Вы»;

- интернет-ресурса «Речевой этикет в ситуациях и заданиях (5 класс)»: «виртуальный урок» №1, №2 темы III «Поздравление»; справочник «Советы вежливого человека», советы 5, 6, 7, 8, 9; «Уроки вежливости», игровая парная ситуация «По секрету!»;

- поздравительных электронных открыток Интернет-сайта http://cards.mail.ru/top, информации сайта http://www.newsru.com/russia/07apr2005/veterany.html;

- фрагмента №7 игры «Путешествие в Страну Вежливости…»;

- текста поздравительного SMS-сообщения;

- электронной презентации к уроку.











Литература для учителя

  1. Александрова О. Н. «Уроки вежливости для малышей», «ЭКСМО» 2010.

  2. Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 2004.

  3. Журавлева О. М., Шалаева Г. П., Сазонова О. Г. Правила поведения для воспитанных детей: учебное пособие / О. М. Журавлева, Г. П. Шалаева, О. Г. Сазонова. - М.: ЭКСМО, 2003. – 158с.

  4. Журавлева О. М., Шалаева, Г. П., Сазонова, О. Г Новые правила поведения для воспитанных детей: учебное пособие / О. М. Журавлева Г. П. Шалаева, О. Г. Сазонова. - М.: ЭКСМО, 2003. – 159с.

  5. Звездина, Г. П. Классные часы в начальной школе: учебное пособие / Г. П. Звездина. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 48с.

  6. Ивашкина О.В. Новое в русском речевом этикете. // Русская словесность. 2003. – №5.

  7. Каменева О.В. Использование электронного пособия «Академия речевого этикета» в практике школьного обучения и воспитания// Информационные технологии в образовании: Сборник трудов участников XVIII Международной конференции-выставки. Москва, 6-8 ноября 2008 года. – Часть III. – М.: МИФИ, 2008. – С.70-72.

  8. Каменева О.В. Роль и место электронных образовательных ресурсов в системе обучения школьников речевому этикету// Электронные ресурсы в непрерывном образовании: Труды II Международного научно-методического симпозиума. – Анапа. – Ростов н/Д: компания Дубинин. – 2011. – С.375 - 379.

  9. Каменева О.В. Уроки речевого этикета в 5 классе с компьютерной поддержкой: Методическое пособие. – Пенза: Издатель Тугушев С.Ю. – 2011. – 100 с.

  10. Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1995.

  11. Кобзева, В. В. Этикет в вопросах и ответах: практическое пособие / В. В. Кобзева. – М.: Фаир - Пресс, 2003. – 288с.

  12. Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 2004.

  13. Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 2000.

  14. Степанов В. А. «Правила поведения настоящей принцессы» «Оникс» 2009 г.

Литература для родителей и детей:

  1. Волков В. А. «Школа вежливости или как себя вести». Издательство: Ярослав. 2004г.

  2. Голуб И.Б. «Русский язык и культура речи: Учебное пособие». - М.: Университетская книга, Логос, 2006.

  3. Голуб И. Б. « Культура речи», М., Технологическая школа бизнеса, 1996.

  4. Григорян Л.Т. «Язык мой – друг мой» М., 1998.

  5. Дмитриева В. И. «Уроки вежливости для самых умных малышей». Электронное издание. 2008г.

  6. Львова С.И. «Язык в речевом общении» - М., «Просвещение», 1992.

  7. Львова С.И. “Позвольте пригласить вас…”, или Речевой этикет. – М., 2005.

  8. Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка», - 2009.

  9. «Русский язык и культура речи: Практикум» //Под ред. В.И.Максимова. – М., 2000.

  10. «Речь. Речь. Речь» // под ред. Т.А. Ладыженской, М. «Педагогика», 1990.

  11. Сорокина Г. И., Сафонова И. В, Р.И. Никольская, Н.В. Ладыженская «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках» М., «Просвещение»,1997



Приложение 1

Словарь основных понятий, терминов.

Воспитанность - это соответствие неким принятым в данном обществе правилам хорошего тона.

Гуманный - направленный на благо других; человеколюбивый и отзывчивый. Гуманное поведение. Гуманные цели. Поступить гуманно.

Доброжелательный – проявляющий дружеское расположение, участие к окружающим.

Добром – без принуждения, мирно, без ссор.

Дру́жба — бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются доверие и терпение. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями.

Душевность — непритворность, задушевность, родственность, сердечность, гуманность, сочувственность, духовность, чуткость, добросердечность, искренность, отзывчивость, добросердечие, доброта, внимательность, неподдельность, сострадательность,

Любовь - чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения. Любовь к родине. Материнская любовь. Горячая любовь. Взаимная любовь.

Милосердие – это готовность помочь или простить кого – то из сострадания или соображений гуманности.

Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности.

Патриотизм (греч. - земляк, соотечественник; любовь к родине) - глубокое чувство любви к родине, готовность служить ей, укреплять и защищать её.

Толерантность - терпение, мягкость, терпимость, невзыскательность, нетребовательность, снисходительность, снисхождение.

Трудолюбие — готовность отдавать время, силы, энергию для производства общественно-полезного продукта.

Этике́т — нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе.


Приложение 2

Законы дружбы.

На одном из классных часов ребята разработали законы дружбы,

помогающие ребятам строить отношения в обществе.

1.Доверяйте друг другу.

2.Делитесь успехами и неудачами друг с другом.

3.Учитесь хранить чужие тайны.

4. Радуйтесь вместе с другом его успехам.

5.Не ждите просьбы помощи, сами предложите помощь.

6.Защищайте друга, если кто-то говорит о нём плохо в его отсутствие.

7.Не критикуйте друга в присутствии других людей, если чем-то недовольны, скажите об этом другу наедине.

8.Уважайте право друга иметь других друзей.

9.Всегда выполняйте свои обещания.

1



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ