РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Наш край» для детей с 7 до 9 лет




РАБОЧАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Наш край»


для детей с 7 до 9 лет

срок реализации программы 2 года








































.


г. Челябинск, 2011

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ


Тип программы: адаптированная;

Образовательная область:

Направленность деятельности:

Способ освоения содержания образования:

Уровень освоения содержания образования: углубленный;

Уровень реализации программы: начальное образование;

Форма реализации программы: групповая, индивидуальная;

Продолжительность реализации программы: 2 (два) года








































Пояснительная записка


Современное общество ставит вопрос об экологии культуры: о сохранении национального прошлого, народной этики и морали, об уникальности каждой национальной культуры. Одной из задач современной школы является привитие чувства принадлежности к малой Родине, России, к родным корням. Как развивать интерес детей к судьбе своей “малой Родины”, формировать нравственную позицию к родному краю? Дети во всех странах читают одни и те же книжки, смотрят общие телепрограммы и видеофильмы, слушают одинаковые пластинки, дружат с известными всем героями мультипликационных лент, играют стандартными куклами, игрушками, играми. С одной стороны, как никогда раньше, осознается единство всего человечества. С другой стороны, всеобщая стандартизация, потребительский характер современной цивилизации ставят вопрос об “экологии культуры”, о сохранении неповторимых свойств национального прошлого, фольклорных обычаев, народной этики и морали, об эстетической уникальности каждой национальной культуры. Знакомство с историей родного края показывает многообразие национальных традиций, неповторимость духовного мира жителей, непохожесть животного мира, жилища, одежды и т.п. И одновременно через многообразие и несходство проступают черты общечеловеческие, обнаруживается нравственное единство человечества, одинаковое понимание природы, жизни, любви, отношений в семье, понятий справедливости и правды, чести и гордости, неприятие злобы, коварства, трусости, лживости. Знакомство с родным краем позволяет увидеть в то же время и исторические границы, изменяемость этических, бытовых, эстетических представлений.

Только на основе национальной культуры, народных традиций и потребностей общества конкретного региона возможен перевод общечеловеческих ценностей в личные ценности каждого воспитанника, только в реальном, окружающем здесь и сейчас мире человек может стать субъектом культуры. Становление личности маленького школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов (общешкольного, классного). У него развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др). Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высоко моральной личности. Основы нравственного поведения закладываются именно в начальной школе, ее роль в процессе социализации личности огромна. Стремление младшего школьника к яркому. Необычному, желание познать прекрасный мир чудес и испытания, двигательную активность - все это должно удовлетворяться в разумной, приносящей пользу и удовольствие игре, развивающей у детей трудолюбие, культуру движений, навыки коллективных действий и разностороннюю активность. Обобщая все вышесказанное, мы можем сделать вывод , что младший школьный возраст с его стремлением к яркому, с его желанием познать окружающий рядом мир предоставляет большие возможность для развития нравственной позиции по отношению к родному краю. Основной смысл краеведческого воспитания - конкретная практическая деятельность. Объектами этой деятельности становятся все источники жизнедеятельности. В программе “Наш край” прослеживается ряд условий, способствующих развитию нравственной позиции по отношению к родному краю:

Поскольку процесс обучения построен на взаимодействии учителя и ученика, то предполагает активную деятельность не только со стороны учителя, но и желания учиться, приобретать новые знания со стороны учеников. Положительные эмоции активизируют учебно-познавательную деятельность и облегчают процесс познания.

Изучение родного края способствует активизации учебно-познавательной деятельности детей, что ведет к развитию познавательных способностей каждого ребенка. Рабочая образовательная программа “Наш край” составлен как дополнение к предмету “Окружающий мир” и рассчитан на два года обучения -136 часов (1 час в неделю).

Цель: Формирование целостного представления о природном и социальном окружении.

Программа рассчитана на 2 года обучения.

Задачи первого года обучения.

  • Познание учениками своего края в прошлом и настоящем.

  • Приобщение к красоте, воспитание желания беречь и приумножать красивое вокруг себя.

Задачи второго года обучения.

  • Осознание детьми разнообразия связи между живой и неживой природой, между живыми организмами, обитающими в своем крае.

  • Обобщение знаний детей о природе своего края, ее влиянии на хозяйственную деятельность человека.

Особенности набора детей

Программа предназначена для детей младшего школьного возраста. Возрастные особенности которых необходимо учитывать. В этот период происходит формирование важных для последующего обучения черт поведения детей.

Развитие детей этого возраста характеризуется становлением более сложных форм познавательной деятельности. Целенаправленнее протекает восприятие, развивается наблюдательность. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что- то новое. У него развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения.

Условий специального отбора детей для освоения программы не предусмотрено, принимаются все желающие. Каждый ребенок при желании легко осваивает ее содержание. В зависимости от личностных характеристик определяется начальное направление практических заданий.

Программа рассчитана на учащихся начальной школы в возрасте 7-9 лет. Для прохождения данной программы принимаются учащиеся 1-2 классов. Набор проводится на добровольных началах, для поступления требуется согласие родителей.

Количественный состав групп 15 человек. Особенности набора: набор свободный.


Ценностные ориентиры содержания

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Изучение программы «Наш край» в начальной школе должно обеспечивать появление следующих ценностных ориентиров:

  • формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

    • чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

    • восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; отказа от деления на «своих» и «чужих»; уважения истории и культуры каждого народа;

  • формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:

    • уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

  • развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

    • формирования чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с художественной культурой родного края;

  • развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

    • развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

  • развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

    • развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

    • формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

    • принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;


Ожидаемые результаты реализации программы

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):

-приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к природе;

-способность воспринимать новую информацию и находить ей место в системе своих знаний, упорядочивать свой собственный опыт;

-школьник должен “проснуться” и начинать задавать вопросы: он должен заинтересоваться разными явлениями и объектами родного края.

Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):

- развитие ценностных отношений к природе родного края;

- школьник должен научиться принимать самостоятельно несложные решения и предлагать свои версии, варианты;

- уметь пользоваться дополнительной литературой, расширяя свои знания о краеведческих понятиях, литературном творчестве уральских писателей.

- самое главное, чтобы каждый ученик был не просто пассивным созерцателем, а стал активным творцом. Ученик на занятиях может показать не только, как он понимает материал, но и передать свои чувства и эмоции, через выполнение практических заданий выразить свое отношение к объектам природы.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):

- участие в акциях защиты животных, в озеленении и благоустройстве класса, школы, школьного участка;

-приобретения опыта совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других


Способы фиксации результатов
•Проведение аттестации учащихся в начале, середине и конце года
• Составление диагностической карты «Оценка результатов освоения программы».


Учебно-тематический план.

Первый год обучения. 33 часа

Раздел плана, тема

Кол-во часов

теория

практика

І. Красота природы

1.

Природа в городе

3

1

2

2.

Что растет на грядке.

3

1

2

3.

Животный мир Урала.

3

1

2

ІІ .Красота и симметрия


4.

Город, в котором мы живем.

3

1

2

5.

Искусство Урала.

3

1

2

6.

Красота камня.

3

1

2

ІІІ. Красота рукотворная

7.

Музыка Урала.

3

1

2

8.

Книги уральских писателей.

2

1

1

9.

В гостях у Данилы – мастера.

2

1

1

ІV. Красота человека

10.

Самобытность уральского слова.

3

1

2

11.

Многонациональность жителей Урала.

2

1

1

12.

Национальный костюм Урала.

3

1

2


ИТОГО

33

12

21

КРАСОТА ПРИРОДЫ- 9 часов

Тема № 1 Природа в городе.

Зеленые насаждения в городе: естественные сообщества, парки, сады, их значение.

Обратить внимание детей на многообразие красок осенней природы. Сменяются времена года, блекнут краски, увядает былая красота. Но мы можем продлить жизнь созданного природой и не только продлить, но и создать новые образы. Ведь именно работа с природным материалом дает возможность сближения ребенка с родной природой. Она учит детей внимательно вглядывается в различные природные формы, развивает наблюдательность.

Практическая работа.

Экскурсия в детский парк. Сбор природный материалов. Аппликация, создание объемных работ из собранного материала.

Тема № 2 Что растет на нашей грядке?

Первобытный человек, возможно, собирал дикие стручковые растения, такие как бобы или горох, и корнеплоды, такие, как морковь. Эти овощи, а также лиственные растения типа капусты и салата, вероятно, выращивал на первых примитивных огородах, хотя мы не знаем, когда начал возделывать такие огороды.

Древние жители, населявшие Южный Урал, занимались охотой и рыболовством. Постепенно начиная приручать диких животных, возделывать землю и сеять различные злаки.

Тема № 3 Животный мир Урала.

Южный Урал с древних времен был благодатным краем: богатые полезные ископаемые, густые леса, черноземные почвы, а на самом юге – ковыльные степи с хорошими выпасами для скота. Разнообразен был и животный мир. Здесь водились медведи, волки, рыси, лисы, куницы, белки, горностаи, бобры, выдры, лоси, олени, горные козлы. Многочисленные озера и реки изобиловали утками, гусями, рыбой.

Практическая работа.

Экскурсия в краеведческий музей, знакомство с животным миром Южного Урала. Зарисовка нескольких животных нашего края, с которыми познакомились в краеведческом музее.

КРАСОТА И СИММТРИЯ – 9 часов

Тема № 4 Город, в котором мы живем.

Архитектура Челябинска. Дом – это просто место, где человек живет, и поначалу, как и другие существа, он искал себе укрытие где придется.

Первобытные люди заселяли наш край десятки тысяч лет назад, в поисках пищи двигаясь за стадами животных, от холода спасались в пещерах. С наступлением потепления жители Южного Урала переселяются в небольшие шалашевидные жилища.

Практическая работа.

Выход на улицу, наблюдение за архитектурой. Идеально симметричные дома – коробки. Красиво ли это? Создание собственного дома.

Тема № 5 Искусство Урала.

Прикладное искусство на улицах Челябинска. Эстетическая выразительность городской среды: архитектурные памятники, ограды, решетки, фонари… природные материалы, из которых построены различные архитектурные памятники.

Южный Урал – это первое место, где человек научился использовать металл. Каслинские мастера.

Практическая работа.

Выход на улицу. Ищем симметрию и асимметрию на наших улицах.

Тема № 6 Красота камня.

Найдется ли ребенок, который не собирал в свое время различной формы и окраски камешки? Различные по размеру и цвету, гладкие и шероховатые, напоминающие драгоценные камни – они просто заставляют нас собирать их! Они выглядят такими привлекательными потому, что состоят из одного или нескольких минералов.

Главное богатство Урала – минералы. На земном шаре нет другого такого места, где были бы собраны все известные науке минералы.

Практическая работа.

Посещение геологического музея. Наблюдение за красотой, рисунком камня. Симметрия в камне…?

КРАСОТА РУКОТВРНАЯ – 7 часов

Тема № 7 Музыка Урала.

Истина в том, что мы не можем назвать первый музыкальный инструмент, так как все первобытные люди во всем мире, похоже, создавали ту или иную музыку. Это обычно была музыка с каким- то религиозным значением, и зрители становились ее участниками. Они танцевали, барабанили, хлопали и пели вместе с ней. Это делалось не просто для удовольствия. Эта примитивная музыка составляла значимую часть жизни людей.

Практическая работа.

Экскурсия в музей национальных инструментов. Народные музыкальные инструменты, их глубокая связь с природой, жизнью, обычаями.

Тема № 8 Книги уральских писателей.

Сказка, сказка, открой свою тайну! Персонажами сказок были существа сходные с человеком, но обладающие магической силой. Они могли стать невидимыми или изменить форму, часто появлялись в образах животных ли птиц. Своеобразия сказочных персонажей (Хозяйка Медной горы, Огневушка – поскакушка).

Практическая работа.

Посещение школьной библиотеки. Разучивание игр, песен, прибауток Н. Пикулевой.

Тема № 9 В гостях Данилы – мастера.

Каменных дел мастера работают с самыми камнями. Они и скульпторы, и ювелиры. Они могут сделать и шкатулку, бусы… Работы с камнем очень кропотливая и требуется аккуратность.

Практическая работа.

Строим снежных героев.


КРАСОТА ЧЕЛОВЕКА- 8 часов

Тема № 10 Самобытность уральского слова.

Ходил человек по земле уральской, камешек узорчатый найдет - в сумку походную спрячет. Лесную диковину – тоже. Словцо меткое услышит – в книжечку запишет. У старших людей рассказов да сказок – горстями бери.

Практическая работа.

Посещение детской библиотеки вблизи школы.

Тема № 11 Многонациональность жителей Урала.

Территория южной части современной Челябинской области стала своеобразными воротами из Азии в Европу, так как севернее шли горы и леса, непреодолимые для коников, а южнее – бездонные степи.

В начале было движение гуннов. Вслед за ними пошли племена савров и севров. Севернее сложилась башкирская народность. Затем нашествие татаро – монголов. Из других народов на территории Южного Урала жили удмурты , татары, мари, казаки, калмыки, чуваши, мордва. Первыми переселенцами из русских были черносошные (государственные) крестьяне и посадские люди.

Тема № 12 Национальный костюм Урала.

Для древнего человека одежда имела магические свойства. Заворачиваясь в определенную шкуру, он, например, хотел отогнать злых духов. Древний человек надел на себя шкуры животных и вешал на шею нанизанные на нитку бусы и камни. Все, что попадалось под руку: кору, листья, солому, перья – человек превращал в одежду.

Практическая работа.

Изготовление оберега.


Учебно-тематический план.

Второй год обучения. 34 часа


Раздел плана, тема

Кол-во часов

теория

практика

І. Природа готовится ко сну…

1.

Природа Южного Урала.

6

2

4

2.

Уральская природа в стихах и рассказах.

2

1

1

3.

От истока к устью по реке Миасс.

2

1

1

ІІ .Природа засыпает…

4.

Кладовая Уральских лесов.

2

-

2

5.

Встречам зиму!

2

1

1

6.

Народный календарь.

3

1

2

ІІІ. Пока природа спит…

7.

Растительность в городе.

3

1

2

8.

Городская среда и человек.

2

-

2

9.

Уральские сказы.

3

1

2

ІV. Природа пробуждается и расцветает…

10.

Встреча весны!

3

1

2

11.

Насекомые Урала.

3

1

2

12.

Первоцветы Урала.

3

1

2

ИТОГО

34

11

23






ПРИРОДА ГОТОВИТЬСЯ КО СНУ…- 10 часов

Тема № 1 Природа Южного Урала.

Изучение сезонных изменений, исходя из идеи циклов «все возвращается на круги». Смена времени года на Южном Урале. Основные признаки времен года.

Практическая работа.

Экскурсия в Ильменский заповедник. Панорама всех времен года

Тема № 2 Уральская природа в стихах и рассказах.

Говорят, у русского богатыря Семигор, хозяина гор ильменских, зеркало хрустальное было, да не простое… Грохнула Юрма клюкой железной по хрусталю – разбилось голубое зеркало на мелкие осколки, по всему краю разлетелись. Каждый осколок в голубое озеро превратился. А Юрма со злости комья в ближние озера стала бросать. То тут, то там островки на озере выросли… Давным – давно поднимался на высокую гору человек, увидел внизу озеро с бесчисленными островками.

-Пестрое озеро, - сказал тот человек, - Чебаркуль (Чебар – пестрый, куль – озеро)

Ю. Подкорытов

Практическая работа.

Работа с литературой уральских авторов и авторов, писавших об Урале.

Тема № 3 От истока к устью по реке Миасс.

Разнообразие водоемов. Народные традиции в отношении использования водоемов. Индивидуальность реки Миасс: глубина, форма берегов и дна, состав воды, совокупность животных организмов во всем многообразии их взаимосвязей.

Практическая работа.

Составление «паспорта» реки.

ПРИРОДА ЗАСЫПАЕТ – 7 часов

Тема № 4 Кладовая Уральских лесов.

Трудно найти человека, который не любил бы бывать в лесу. Лесное царство! Сколько здесь интересного! Чувствуешь себя крохотной частицей огромного, вечного изменяющегося мира.

Практическая работа.

Установление взаимосвязей между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.

Тема № 5 встречаем зиму!

Изготовление простейших кормушек. Подкормка птиц.

Тема № 6 Народный календарь.

Что сегодня за день, как по нему судить о предстоящей погоде?

Практическая работа.

Сбор народных пословиц, примет, присловий о временах года.

ПОКА ПРИРОДА СПИТ…- 8 часов

Тема № 7 Растительность в огороде.

Многообразие растительности в городских посадках: деревья, кустарники травы. Практическая работа.

Экскурсия вокруг школы. Составление «паспорта» растений, растущих вблизи школы.

Тема № 8 Городская среда и человек.

Изменение природы человеком началось еще с незапамятных времен. Изменение в природе под влиянием человека. Роль природы в жизни людей (красота, оздоровительная роль…). Отрицательное влияние хозяйственной деятельности и поведения людей на природу.

Тема № 9 Уральские сказы.

Живут еще кое – где у нас на Урале старики – мастера сказки сказывать. Слова у них, точно самоцветы – камешки драгоценные, без пустой породы; то с хитринкой, то с присловицей, слушаешь – и оживают перед тобой суровые горы, появляется хозяйка их в малахитовом платье, гранильщики и камнерезы – люд мастеровой…

ПРИРОДА ПРОСЫПАЕТСЯ И РАЦВЕТАЕТ – 9 часов

Тема № 10 Встреча весны!

«Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем» Е.Л. Прасолова.

Природа пробуждается, расцветает. Идея сохранения.

Тема № 11 Насекомые Урала.

А в траве у речки

Бойкие кузнечики,

Бабочки – подружки

И сорок две лягушки

Слушали сверчка.

А. Алферова.

Среди насекомых Челябинской области множество, приносящих пользу природе и хозяйственной деятельности человека (трудяги – муравьи, пчелы- медоносы), но и немало вредителей (жуки- короеды, саранча).

Меры предосторожности с насекомыми.

Тема № 12 Первоцветы Урала.

На цветочной поляне

Две гвоздики – две смолянки

Спор вели из – за цветов:

Одуванчики – кто таков?

А Алферова

Наблюдение за первыми цветами в городе. Места, где появляются первые цветы. Почему именно там.


Описание материально-технического обеспечения курса


Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения

Кол-во

Примечание

Печатные пособия

Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения.

Д


Альбомы демонстрационного и раздаточного материала

Д/П

Технические средства обучения

Аудио/видеомагнитофон.

Д


СD/DVD – проигрыватели.

Д

Компьютер с программным обеспечением.

П

Телевизор.

Д

С диагональю не менее 72 см.

Проектор для демонстрации слайдов.

Д


Мультимедийный проектор.

Д

Магнитная доска.

Д

Экспозиционный экран.

Д

Размер не менее 150 с 150 см

Фотокамера цифровая.

Д


Видеокамера цифровая со штативом.

Д


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Нормативно – правовая литература:

1.Всеобщая Декларация прав человека.

2.Конвенция ООН «О правах ребенка» 20 ноября 1989г. Утв. Генеральной Ассамблеей ООН

3.Конституция РФ.

4.Закон «Об образовании»

5. Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124 ФЗ от 24.07.98г.

6.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. [Текст] : пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010. – 223 с.

7.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст] : пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2008. – 151 с.

8.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [Текст] : учебное издание / А.  Я.  Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2010. – 24 с.

9.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 [Текст] / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 215 с.

10.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст] : учебное издание / под ред. В. А. Горского. – М. : Просвещение, 2010. – 111с.

11.Фундаментальное ядро содержания общего образования (проект) [Текст] / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М. : Просвещение, 2009. – 142 с.













Список литературы для родителей и детей:

1.Александров А.И. История родного края. – Челябинск: Южно – Урал. Кн.из-во, 1978.-170с.

2. Бажов П.П. Малахитовая шкатулка.-М.: Правда,1980.

3.Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Дайте планете шанс! Книга для учащихся.-М.: Просвещение, 1995-110с.

4.Грирорьева Е.В., Трушникова А.З. Дневник наблюдения над уральской природой: учебное пособие для 2-3 классов._Челябинск: Изд. Дом печати, 1999.

5.Ердаков Л.Н. Экологическая скзка для первоклассников.// Начальная школа.-1992.-№ 11-12-19-22с.

6.Евстифеева Н.А. Кое –что о птицах Южного Урала. Информ. Пособие по естествознанию для учащихся начальных классов.- Челябинск: Взгляд, 2002.-84с.

7.Ильменский заповедник./Под ред. Л.А. Буториной. –Челябинск: Южно – Урал. Кн.из-во, 1991.-56с.

8.Плавильщиков Н.н. Юным любителям природы.- М.: Детская литература, 1975.-302с.

9.Пикулева Н.В. Загадки лета. Стихи, загадки, раскраска.-Челябинск: ООО Изд. Центр Взгляд, 2002.-16с.

10.Нагибина М.И. Природные дары и подлки, и игры._ Ярославль: Академия развития, 1997.

11.Моисеев А.П., Николаева М.Е. памятники природы Челябинской области. Челябинск, 1987.















Список литературы для педагога:

1.Буторина Л.А., Захаров В.Д. Материалы к урокам экологии Челябинской области.- Миасс: Б.И., 1995.-32с.

2.Дик Н.Ф. Личный подход воспитании. Ростов- на – Дону, 1994.

3.Краеведение: пособие для учителя./Полд ред. Л.А. Буториной.- Челябинск: Южно – Урал.кн. из-во, 1965.-78с.

4.Корецкая Т.Л. Прошлое не предавать забвению.- Челябинск: Издат-во ЧГПИ «Факел», 1994.-110с.

5..Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. М., Педагогика, 1983.

6.Очерки истории Челябинской области./Под ред. В.Е. Четина.- Челябинск: Южно –Урал.кн.из-во, 1991.-69с.

7.Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М.: 1998.

8.Чудновский В.З. Воспитание способностей и формирование личности. – Знание, 1986, №8

9.Фомина С.И. Экологическое воспитание школьников на основе средств народной педагогики.// Начальная школа.-1993.-№19.-11-16с.

10.Шувалов Н.И. От Парижа до Берлина.- Челябинск: Южно –Урал.кн. изд-во, 1980.-95с.

11.Эколого – экологические игры и задания. Методическое пособие для уч. Начальных классов. Составители: А.Ф. Аменд, Н.П. Рябинина, Е.В. Фролова, М.Л. Алферова.-Челябинск, 1996.-58с.










ПРИЛОЖЕНИЕ


МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО ПРОГРАММОЙ


Показатели (оцениваемые параметры)

критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

баллы

Методы диагностики

Мотивационные данные:

Склонность к изучению предмета

Творческие задатки

Минимальный уровень: ребенок овладел менее чем ½ навыками,

- средний уровень: объем умений и навыков составляет более ½ .

Максимальный уровень: ребенок освоил весь объем умений и навыков предусмотренный программой за конкретный период

1-3

4-6

7-10

Наблюдение

Тестирование

Уровень мотивации к обучению

Степень обучаемости, степень проявления самостоятельности при выполнении учебных заданий, желание изучать программный материал в большем объеме

Минимальный уровень: ребенок посещает учебные занятия, не проявляя творческой инициативы

- средний уровень: творческая инициатива проявляется нерегулярно;

Максимальный уровень: ребенок успешно выполняет все учебные задания, проявляет творческую инициативу, активен, заинтересован в общих результатах обучения

1-3


4-6

7-10

Наблюдение

Тестирование

Теоретические знания ребенка по темам:

Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования

Минимальный уровень: ребенок, как правило, избегает употреблять специальную терминологию

Средний уровень: ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой

Максимальный уровень: специальные термины употребляются в полном соответствии с их содержанием

1-3


4-6


7-10

Контрольные задания

Практическая подготовка ребенка:

Практические умения и навыки, предусмотренные основными разделами программы

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

Минимальный уровень: ребенок овладел менее чем ½ навыками,

- средний уровень: объем умений и навыков составляет более ½ .

Максимальный уровень: ребенок освоил весь объем умений и навыков предусмотренный программой за конкретный период

1-3

4-6

7-10

Контрольные задания

Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

Начальный (элементарный) –ребенок в состоянии выполнить лишь простейшие практические задания педагога,

Репродуктивный – выполняет в основном задания на основе образца,

Творческий – выполняет практические задания с элементами творчества

1-3


4-6

7-10

Контрольные задания

Наблюдение

Учебно-коммуникативные умения:

Умение воспринимать учебную информация

Адекватность восприятия информации идущей от педагога

Минимальный: испытывает серьезные затруднения нуждается в постоянной помощи и контроле педагогов.

Средний: работает с помощью педагога,

Максимальный – работает самостоятельно не испытывает особых трудностей

1-3


4-6

7-10

Наблюдение , опрос

Учебно – организационные умения и навыки

Склонность к саморазвитию

Умение ставить перед собой цель и добиваться ее реализации

Минимальный: испытывает серьезные затруднения нуждается в постоянной помощи и контроле педагогов.

Средний: работает с помощью педагога,

Максимальный – работает самостоятельно не испытывает особых трудностей

1-3


4-6

7-10

Наблюдение

Умение организовать собственную учебную и творческую деятельность

Творческий поиск, стремление постоянно узнавать новое и использовать его в творчестве

Минимальный: испытывает серьезные затруднения нуждается в постоянной помощи и контроле педагогов.

Средний: работает с помощью педагога,

Максимальный – работает самостоятельно не испытывает особых трудностей

1-3


4-6

7-10

Наблюдение

Навыки соблюдения в процессе деятельности безопасности

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям

Минимальный уровень: ребенок овладел менее чем ½ объема навыков,

- средний уровень: объем навыков составляет более ½ .

Максимальный уровень: ребенок освоил весь объем навыков предусмотренный программой за конкретный период

1-3

4-6

7-10

Наблюдение, опрос


По представленной методике оцениваются все слушатели программы. Результаты заносятся в специальные карты учета результатов обучения по программе.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ