РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Наш край» для детей с 7 до 9 лет
РАБОЧАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Наш край»
для детей с 7 до 9 лет
срок реализации программы 2 года
.
г. Челябинск, 2011
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
Тип программы: адаптированная;
Образовательная область:
Направленность деятельности:
Способ освоения содержания образования:
Уровень освоения содержания образования: углубленный;
Уровень реализации программы: начальное образование;
Форма реализации программы: групповая, индивидуальная;
Продолжительность реализации программы: 2 (два) года
Пояснительная записка
Современное общество ставит вопрос об экологии культуры: о сохранении национального прошлого, народной этики и морали, об уникальности каждой национальной культуры. Одной из задач современной школы является привитие чувства принадлежности к малой Родине, России, к родным корням. Как развивать интерес детей к судьбе своей “малой Родины”, формировать нравственную позицию к родному краю? Дети во всех странах читают одни и те же книжки, смотрят общие телепрограммы и видеофильмы, слушают одинаковые пластинки, дружат с известными всем героями мультипликационных лент, играют стандартными куклами, игрушками, играми. С одной стороны, как никогда раньше, осознается единство всего человечества. С другой стороны, всеобщая стандартизация, потребительский характер современной цивилизации ставят вопрос об “экологии культуры”, о сохранении неповторимых свойств национального прошлого, фольклорных обычаев, народной этики и морали, об эстетической уникальности каждой национальной культуры. Знакомство с историей родного края показывает многообразие национальных традиций, неповторимость духовного мира жителей, непохожесть животного мира, жилища, одежды и т.п. И одновременно через многообразие и несходство проступают черты общечеловеческие, обнаруживается нравственное единство человечества, одинаковое понимание природы, жизни, любви, отношений в семье, понятий справедливости и правды, чести и гордости, неприятие злобы, коварства, трусости, лживости. Знакомство с родным краем позволяет увидеть в то же время и исторические границы, изменяемость этических, бытовых, эстетических представлений.
Только на основе национальной культуры, народных традиций и потребностей общества конкретного региона возможен перевод общечеловеческих ценностей в личные ценности каждого воспитанника, только в реальном, окружающем здесь и сейчас мире человек может стать субъектом культуры. Становление личности маленького школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов (общешкольного, классного). У него развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др). Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высоко моральной личности. Основы нравственного поведения закладываются именно в начальной школе, ее роль в процессе социализации личности огромна. Стремление младшего школьника к яркому. Необычному, желание познать прекрасный мир чудес и испытания, двигательную активность - все это должно удовлетворяться в разумной, приносящей пользу и удовольствие игре, развивающей у детей трудолюбие, культуру движений, навыки коллективных действий и разностороннюю активность. Обобщая все вышесказанное, мы можем сделать вывод , что младший школьный возраст с его стремлением к яркому, с его желанием познать окружающий рядом мир предоставляет большие возможность для развития нравственной позиции по отношению к родному краю. Основной смысл краеведческого воспитания - конкретная практическая деятельность. Объектами этой деятельности становятся все источники жизнедеятельности. В программе “Наш край” прослеживается ряд условий, способствующих развитию нравственной позиции по отношению к родному краю:
Поскольку процесс обучения построен на взаимодействии учителя и ученика, то предполагает активную деятельность не только со стороны учителя, но и желания учиться, приобретать новые знания со стороны учеников. Положительные эмоции активизируют учебно-познавательную деятельность и облегчают процесс познания.
Изучение родного края способствует активизации учебно-познавательной деятельности детей, что ведет к развитию познавательных способностей каждого ребенка. Рабочая образовательная программа “Наш край” составлен как дополнение к предмету “Окружающий мир” и рассчитан на два года обучения -136 часов (1 час в неделю).
Цель: Формирование целостного представления о природном и социальном окружении.
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Задачи первого года обучения.
Познание учениками своего края в прошлом и настоящем.
Приобщение к красоте, воспитание желания беречь и приумножать красивое вокруг себя.
Задачи второго года обучения.
Осознание детьми разнообразия связи между живой и неживой природой, между живыми организмами, обитающими в своем крае.
Обобщение знаний детей о природе своего края, ее влиянии на хозяйственную деятельность человека.
Особенности набора детей
Программа предназначена для детей младшего школьного возраста. Возрастные особенности которых необходимо учитывать. В этот период происходит формирование важных для последующего обучения черт поведения детей.
Развитие детей этого возраста характеризуется становлением более сложных форм познавательной деятельности. Целенаправленнее протекает восприятие, развивается наблюдательность. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что- то новое. У него развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения.
Условий специального отбора детей для освоения программы не предусмотрено, принимаются все желающие. Каждый ребенок при желании легко осваивает ее содержание. В зависимости от личностных характеристик определяется начальное направление практических заданий.
Программа рассчитана на учащихся начальной школы в возрасте 7-9 лет. Для прохождения данной программы принимаются учащиеся 1-2 классов. Набор проводится на добровольных началах, для поступления требуется согласие родителей.
Количественный состав групп 15 человек. Особенности набора: набор свободный.
Ценностные ориентиры содержания
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Изучение программы «Наш край» в начальной школе должно обеспечивать появление следующих ценностных ориентиров:
формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; отказа от деления на «своих» и «чужих»; уважения истории и культуры каждого народа;
формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:
уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
формирования чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с художественной культурой родного края;
развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
Ожидаемые результаты реализации программы
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):
-приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к природе;
-способность воспринимать новую информацию и находить ей место в системе своих знаний, упорядочивать свой собственный опыт;
-школьник должен “проснуться” и начинать задавать вопросы: он должен заинтересоваться разными явлениями и объектами родного края.
Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
- развитие ценностных отношений к природе родного края;
- школьник должен научиться принимать самостоятельно несложные решения и предлагать свои версии, варианты;
- уметь пользоваться дополнительной литературой, расширяя свои знания о краеведческих понятиях, литературном творчестве уральских писателей.
- самое главное, чтобы каждый ученик был не просто пассивным созерцателем, а стал активным творцом. Ученик на занятиях может показать не только, как он понимает материал, но и передать свои чувства и эмоции, через выполнение практических заданий выразить свое отношение к объектам природы.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):
- участие в акциях защиты животных, в озеленении и благоустройстве класса, школы, школьного участка;
-приобретения опыта совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других
Способы фиксации результатов
•Проведение аттестации учащихся в начале, середине и конце года
• Составление диагностической карты «Оценка результатов освоения программы».
Учебно-тематический план.
Первый год обучения. 33 часа
№
Раздел плана, тема
Кол-во часов
теория
практика
І. Красота природы
1.
Природа в городе
3
1
2
2.
Что растет на грядке.
3
1
2
3.
Животный мир Урала.
3
1
2
ІІ .Красота и симметрия
4.
Город, в котором мы живем.
3
1
2
5.
Искусство Урала.
3
1
2
6.
Красота камня.
3
1
2
ІІІ. Красота рукотворная
7.
Музыка Урала.
3
1
2
8.
Книги уральских писателей.
2
1
1
9.
В гостях у Данилы – мастера.
2
1
1
ІV. Красота человека
10.
Самобытность уральского слова.
3
1
2
11.
Многонациональность жителей Урала.
2
1
1
12.
Национальный костюм Урала.
3
1
2
ИТОГО
33
12
21
КРАСОТА ПРИРОДЫ- 9 часов
Тема № 1 Природа в городе.
Зеленые насаждения в городе: естественные сообщества, парки, сады, их значение.
Обратить внимание детей на многообразие красок осенней природы. Сменяются времена года, блекнут краски, увядает былая красота. Но мы можем продлить жизнь созданного природой и не только продлить, но и создать новые образы. Ведь именно работа с природным материалом дает возможность сближения ребенка с родной природой. Она учит детей внимательно вглядывается в различные природные формы, развивает наблюдательность.
Практическая работа.
Экскурсия в детский парк. Сбор природный материалов. Аппликация, создание объемных работ из собранного материала.
Тема № 2 Что растет на нашей грядке?
Первобытный человек, возможно, собирал дикие стручковые растения, такие как бобы или горох, и корнеплоды, такие, как морковь. Эти овощи, а также лиственные растения типа капусты и салата, вероятно, выращивал на первых примитивных огородах, хотя мы не знаем, когда начал возделывать такие огороды.
Древние жители, населявшие Южный Урал, занимались охотой и рыболовством. Постепенно начиная приручать диких животных, возделывать землю и сеять различные злаки.
Тема № 3 Животный мир Урала.
Южный Урал с древних времен был благодатным краем: богатые полезные ископаемые, густые леса, черноземные почвы, а на самом юге – ковыльные степи с хорошими выпасами для скота. Разнообразен был и животный мир. Здесь водились медведи, волки, рыси, лисы, куницы, белки, горностаи, бобры, выдры, лоси, олени, горные козлы. Многочисленные озера и реки изобиловали утками, гусями, рыбой.
Практическая работа.
Экскурсия в краеведческий музей, знакомство с животным миром Южного Урала. Зарисовка нескольких животных нашего края, с которыми познакомились в краеведческом музее.
КРАСОТА И СИММТРИЯ – 9 часов
Тема № 4 Город, в котором мы живем.
Архитектура Челябинска. Дом – это просто место, где человек живет, и поначалу, как и другие существа, он искал себе укрытие где придется.
Первобытные люди заселяли наш край десятки тысяч лет назад, в поисках пищи двигаясь за стадами животных, от холода спасались в пещерах. С наступлением потепления жители Южного Урала переселяются в небольшие шалашевидные жилища.
Практическая работа.
Выход на улицу, наблюдение за архитектурой. Идеально симметричные дома – коробки. Красиво ли это? Создание собственного дома.
Тема № 5 Искусство Урала.
Прикладное искусство на улицах Челябинска. Эстетическая выразительность городской среды: архитектурные памятники, ограды, решетки, фонари… природные материалы, из которых построены различные архитектурные памятники.
Южный Урал – это первое место, где человек научился использовать металл. Каслинские мастера.
Практическая работа.
Выход на улицу. Ищем симметрию и асимметрию на наших улицах.
Тема № 6 Красота камня.
Найдется ли ребенок, который не собирал в свое время различной формы и окраски камешки? Различные по размеру и цвету, гладкие и шероховатые, напоминающие драгоценные камни – они просто заставляют нас собирать их! Они выглядят такими привлекательными потому, что состоят из одного или нескольких минералов.
Главное богатство Урала – минералы. На земном шаре нет другого такого места, где были бы собраны все известные науке минералы.
Практическая работа.
Посещение геологического музея. Наблюдение за красотой, рисунком камня. Симметрия в камне…?
КРАСОТА РУКОТВРНАЯ – 7 часов
Тема № 7 Музыка Урала.
Истина в том, что мы не можем назвать первый музыкальный инструмент, так как все первобытные люди во всем мире, похоже, создавали ту или иную музыку. Это обычно была музыка с каким- то религиозным значением, и зрители становились ее участниками. Они танцевали, барабанили, хлопали и пели вместе с ней. Это делалось не просто для удовольствия. Эта примитивная музыка составляла значимую часть жизни людей.
Практическая работа.
Экскурсия в музей национальных инструментов. Народные музыкальные инструменты, их глубокая связь с природой, жизнью, обычаями.
Тема № 8 Книги уральских писателей.
Сказка, сказка, открой свою тайну! Персонажами сказок были существа сходные с человеком, но обладающие магической силой. Они могли стать невидимыми или изменить форму, часто появлялись в образах животных ли птиц. Своеобразия сказочных персонажей (Хозяйка Медной горы, Огневушка – поскакушка).
Практическая работа.
Посещение школьной библиотеки. Разучивание игр, песен, прибауток Н. Пикулевой.
Тема № 9 В гостях Данилы – мастера.
Каменных дел мастера работают с самыми камнями. Они и скульпторы, и ювелиры. Они могут сделать и шкатулку, бусы… Работы с камнем очень кропотливая и требуется аккуратность.
Практическая работа.
Строим снежных героев.
КРАСОТА ЧЕЛОВЕКА- 8 часов
Тема № 10 Самобытность уральского слова.
Ходил человек по земле уральской, камешек узорчатый найдет - в сумку походную спрячет. Лесную диковину – тоже. Словцо меткое услышит – в книжечку запишет. У старших людей рассказов да сказок – горстями бери.
Практическая работа.
Посещение детской библиотеки вблизи школы.
Тема № 11 Многонациональность жителей Урала.
Территория южной части современной Челябинской области стала своеобразными воротами из Азии в Европу, так как севернее шли горы и леса, непреодолимые для коников, а южнее – бездонные степи.
В начале было движение гуннов. Вслед за ними пошли племена савров и севров. Севернее сложилась башкирская народность. Затем нашествие татаро – монголов. Из других народов на территории Южного Урала жили удмурты , татары, мари, казаки, калмыки, чуваши, мордва. Первыми переселенцами из русских были черносошные (государственные) крестьяне и посадские люди.
Тема № 12 Национальный костюм Урала.
Для древнего человека одежда имела магические свойства. Заворачиваясь в определенную шкуру, он, например, хотел отогнать злых духов. Древний человек надел на себя шкуры животных и вешал на шею нанизанные на нитку бусы и камни. Все, что попадалось под руку: кору, листья, солому, перья – человек превращал в одежду.
Практическая работа.
Изготовление оберега.
Учебно-тематический план.
Второй год обучения. 34 часа
№
Раздел плана, тема
Кол-во часов
теория
практика
І. Природа готовится ко сну…
1.
Природа Южного Урала.
6
2
4
2.
Уральская природа в стихах и рассказах.
2
1
1
3.
От истока к устью по реке Миасс.
2
1
1
ІІ .Природа засыпает…
4.
Кладовая Уральских лесов.
2
-
2
5.
Встречам зиму!
2
1
1
6.
Народный календарь.
3
1
2
ІІІ. Пока природа спит…
7.
Растительность в городе.
3
1
2
8.
Городская среда и человек.
2
-
2
9.
Уральские сказы.
3
1
2
ІV. Природа пробуждается и расцветает…
10.
Встреча весны!
3
1
2
11.
Насекомые Урала.
3
1
2
12.
Первоцветы Урала.
3
1
2
ИТОГО
34
11
23
ПРИРОДА ГОТОВИТЬСЯ КО СНУ…- 10 часов
Тема № 1 Природа Южного Урала.
Изучение сезонных изменений, исходя из идеи циклов «все возвращается на круги». Смена времени года на Южном Урале. Основные признаки времен года.
Практическая работа.
Экскурсия в Ильменский заповедник. Панорама всех времен года
Тема № 2 Уральская природа в стихах и рассказах.
Говорят, у русского богатыря Семигор, хозяина гор ильменских, зеркало хрустальное было, да не простое… Грохнула Юрма клюкой железной по хрусталю – разбилось голубое зеркало на мелкие осколки, по всему краю разлетелись. Каждый осколок в голубое озеро превратился. А Юрма со злости комья в ближние озера стала бросать. То тут, то там островки на озере выросли… Давным – давно поднимался на высокую гору человек, увидел внизу озеро с бесчисленными островками.
-Пестрое озеро, - сказал тот человек, - Чебаркуль (Чебар – пестрый, куль – озеро)
Ю. Подкорытов
Практическая работа.
Работа с литературой уральских авторов и авторов, писавших об Урале.
Тема № 3 От истока к устью по реке Миасс.
Разнообразие водоемов. Народные традиции в отношении использования водоемов. Индивидуальность реки Миасс: глубина, форма берегов и дна, состав воды, совокупность животных организмов во всем многообразии их взаимосвязей.
Практическая работа.
Составление «паспорта» реки.
ПРИРОДА ЗАСЫПАЕТ – 7 часов
Тема № 4 Кладовая Уральских лесов.
Трудно найти человека, который не любил бы бывать в лесу. Лесное царство! Сколько здесь интересного! Чувствуешь себя крохотной частицей огромного, вечного изменяющегося мира.
Практическая работа.
Установление взаимосвязей между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.
Тема № 5 встречаем зиму!
Изготовление простейших кормушек. Подкормка птиц.
Тема № 6 Народный календарь.
Что сегодня за день, как по нему судить о предстоящей погоде?
Практическая работа.
Сбор народных пословиц, примет, присловий о временах года.
ПОКА ПРИРОДА СПИТ…- 8 часов
Тема № 7 Растительность в огороде.
Многообразие растительности в городских посадках: деревья, кустарники травы. Практическая работа.
Экскурсия вокруг школы. Составление «паспорта» растений, растущих вблизи школы.
Тема № 8 Городская среда и человек.
Изменение природы человеком началось еще с незапамятных времен. Изменение в природе под влиянием человека. Роль природы в жизни людей (красота, оздоровительная роль…). Отрицательное влияние хозяйственной деятельности и поведения людей на природу.
Тема № 9 Уральские сказы.
Живут еще кое – где у нас на Урале старики – мастера сказки сказывать. Слова у них, точно самоцветы – камешки драгоценные, без пустой породы; то с хитринкой, то с присловицей, слушаешь – и оживают перед тобой суровые горы, появляется хозяйка их в малахитовом платье, гранильщики и камнерезы – люд мастеровой…
ПРИРОДА ПРОСЫПАЕТСЯ И РАЦВЕТАЕТ – 9 часов
Тема № 10 Встреча весны!
«Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем» Е.Л. Прасолова.
Природа пробуждается, расцветает. Идея сохранения.
Тема № 11 Насекомые Урала.
А в траве у речки
Бойкие кузнечики,
Бабочки – подружки
И сорок две лягушки
Слушали сверчка.
А. Алферова.
Среди насекомых Челябинской области множество, приносящих пользу природе и хозяйственной деятельности человека (трудяги – муравьи, пчелы- медоносы), но и немало вредителей (жуки- короеды, саранча).
Меры предосторожности с насекомыми.
Тема № 12 Первоцветы Урала.
На цветочной поляне
Две гвоздики – две смолянки
Спор вели из – за цветов:
Одуванчики – кто таков?
А Алферова
Наблюдение за первыми цветами в городе. Места, где появляются первые цветы. Почему именно там.
Описание материально-технического обеспечения курса
Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения
Кол-во
Примечание
Печатные пособия
Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения.
Д
Альбомы демонстрационного и раздаточного материала
Д/П
Технические средства обучения
Аудио/видеомагнитофон.
Д
СD/DVD – проигрыватели.
Д
Компьютер с программным обеспечением.
П
Телевизор.
Д
С диагональю не менее 72 см.
Проектор для демонстрации слайдов.
Д
Мультимедийный проектор.
Д
Магнитная доска.
Д
Экспозиционный экран.
Д
Размер не менее 150 с 150 см
Фотокамера цифровая.
Д
Видеокамера цифровая со штативом.
Д
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно – правовая литература:
1.Всеобщая Декларация прав человека.
2.Конвенция ООН «О правах ребенка» 20 ноября 1989г. Утв. Генеральной Ассамблеей ООН
3.Конституция РФ.
4.Закон «Об образовании»
5. Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124 ФЗ от 24.07.98г.
6.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. [Текст] : пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010. – 223 с.
7.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст] : пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2008. – 151 с.
8.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [Текст] : учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2010. – 24 с.
9.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 [Текст] / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 215 с.
10.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст] : учебное издание / под ред. В. А. Горского. – М. : Просвещение, 2010. – 111с.
11.Фундаментальное ядро содержания общего образования (проект) [Текст] / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М. : Просвещение, 2009. – 142 с.
Список литературы для родителей и детей:
1.Александров А.И. История родного края. – Челябинск: Южно – Урал. Кн.из-во, 1978.-170с.
2. Бажов П.П. Малахитовая шкатулка.-М.: Правда,1980.
3.Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Дайте планете шанс! Книга для учащихся.-М.: Просвещение, 1995-110с.
4.Грирорьева Е.В., Трушникова А.З. Дневник наблюдения над уральской природой: учебное пособие для 2-3 классов._Челябинск: Изд. Дом печати, 1999.
5.Ердаков Л.Н. Экологическая скзка для первоклассников.// Начальная школа.-1992.-№ 11-12-19-22с.
6.Евстифеева Н.А. Кое –что о птицах Южного Урала. Информ. Пособие по естествознанию для учащихся начальных классов.- Челябинск: Взгляд, 2002.-84с.
7.Ильменский заповедник./Под ред. Л.А. Буториной. –Челябинск: Южно – Урал. Кн.из-во, 1991.-56с.
8.Плавильщиков Н.н. Юным любителям природы.- М.: Детская литература, 1975.-302с.
9.Пикулева Н.В. Загадки лета. Стихи, загадки, раскраска.-Челябинск: ООО Изд. Центр Взгляд, 2002.-16с.
10.Нагибина М.И. Природные дары и подлки, и игры._ Ярославль: Академия развития, 1997.
11.Моисеев А.П., Николаева М.Е. памятники природы Челябинской области. Челябинск, 1987.
Список литературы для педагога:
1.Буторина Л.А., Захаров В.Д. Материалы к урокам экологии Челябинской области.- Миасс: Б.И., 1995.-32с.
2.Дик Н.Ф. Личный подход воспитании. Ростов- на – Дону, 1994.
3.Краеведение: пособие для учителя./Полд ред. Л.А. Буториной.- Челябинск: Южно – Урал.кн. из-во, 1965.-78с.
4.Корецкая Т.Л. Прошлое не предавать забвению.- Челябинск: Издат-во ЧГПИ «Факел», 1994.-110с.
5..Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. М., Педагогика, 1983.
6.Очерки истории Челябинской области./Под ред. В.Е. Четина.- Челябинск: Южно –Урал.кн.из-во, 1991.-69с.
7.Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М.: 1998.
8.Чудновский В.З. Воспитание способностей и формирование личности. – Знание, 1986, №8
9.Фомина С.И. Экологическое воспитание школьников на основе средств народной педагогики.// Начальная школа.-1993.-№19.-11-16с.
10.Шувалов Н.И. От Парижа до Берлина.- Челябинск: Южно –Урал.кн. изд-во, 1980.-95с.
11.Эколого – экологические игры и задания. Методическое пособие для уч. Начальных классов. Составители: А.Ф. Аменд, Н.П. Рябинина, Е.В. Фролова, М.Л. Алферова.-Челябинск, 1996.-58с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО ПРОГРАММОЙ
Показатели (оцениваемые параметры)
критерии
Степень выраженности оцениваемого качества
баллы
Методы диагностики
Мотивационные данные:
Склонность к изучению предмета
Творческие задатки
Минимальный уровень: ребенок овладел менее чем ½ навыками,
- средний уровень: объем умений и навыков составляет более ½ .
Максимальный уровень: ребенок освоил весь объем умений и навыков предусмотренный программой за конкретный период
1-3
4-6
7-10
Наблюдение
Тестирование
Уровень мотивации к обучению
Степень обучаемости, степень проявления самостоятельности при выполнении учебных заданий, желание изучать программный материал в большем объеме
Минимальный уровень: ребенок посещает учебные занятия, не проявляя творческой инициативы
- средний уровень: творческая инициатива проявляется нерегулярно;
Максимальный уровень: ребенок успешно выполняет все учебные задания, проявляет творческую инициативу, активен, заинтересован в общих результатах обучения
1-3
4-6
7-10
Наблюдение
Тестирование
Теоретические знания ребенка по темам:
Владение специальной терминологией
Осмысленность и правильность использования
Минимальный уровень: ребенок, как правило, избегает употреблять специальную терминологию
Средний уровень: ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой
Максимальный уровень: специальные термины употребляются в полном соответствии с их содержанием
1-3
4-6
7-10
Контрольные задания
Практическая подготовка ребенка:
Практические умения и навыки, предусмотренные основными разделами программы
Соответствие практических умений и навыков программным требованиям
Минимальный уровень: ребенок овладел менее чем ½ навыками,
- средний уровень: объем умений и навыков составляет более ½ .
Максимальный уровень: ребенок освоил весь объем умений и навыков предусмотренный программой за конкретный период
1-3
4-6
7-10
Контрольные задания
Творческие навыки
Креативность в выполнении практических заданий
Начальный (элементарный) –ребенок в состоянии выполнить лишь простейшие практические задания педагога,
Репродуктивный – выполняет в основном задания на основе образца,
Творческий – выполняет практические задания с элементами творчества
1-3
4-6
7-10
Контрольные задания
Наблюдение
Учебно-коммуникативные умения:
Умение воспринимать учебную информация
Адекватность восприятия информации идущей от педагога
Минимальный: испытывает серьезные затруднения нуждается в постоянной помощи и контроле педагогов.
Средний: работает с помощью педагога,
Максимальный – работает самостоятельно не испытывает особых трудностей
1-3
4-6
7-10
Наблюдение , опрос
Учебно – организационные умения и навыки
Склонность к саморазвитию
Умение ставить перед собой цель и добиваться ее реализации
Минимальный: испытывает серьезные затруднения нуждается в постоянной помощи и контроле педагогов.
Средний: работает с помощью педагога,
Максимальный – работает самостоятельно не испытывает особых трудностей
1-3
4-6
7-10
Наблюдение
Умение организовать собственную учебную и творческую деятельность
Творческий поиск, стремление постоянно узнавать новое и использовать его в творчестве
Минимальный: испытывает серьезные затруднения нуждается в постоянной помощи и контроле педагогов.
Средний: работает с помощью педагога,
Максимальный – работает самостоятельно не испытывает особых трудностей
1-3
4-6
7-10
Наблюдение
Навыки соблюдения в процессе деятельности безопасности
Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям
Минимальный уровень: ребенок овладел менее чем ½ объема навыков,
- средний уровень: объем навыков составляет более ½ .
Максимальный уровень: ребенок освоил весь объем навыков предусмотренный программой за конкретный период
1-3
4-6
7-10
Наблюдение, опрос
По представленной методике оцениваются все слушатели программы. Результаты заносятся в специальные карты учета результатов обучения по программе.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ