Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» 4 класс
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас ” составлена для учащихся 3-4 классов и направлена на развитие деятельности учащихся. Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.
Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а так же особенностью организации учебного процессе в школе.
Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.
Программа имеет особое значение в формировании у учащихся целостного взгляда на окружающую нас социальную и природную среду, места человека в ней, его биологическую и социальную сущность.
Основная цель занятий:
– формирование социального опыта школьника;
осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество»;
воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней.
Программа позволяет установить более тесные связи между познанием природы и социальной жизни, обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира, создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок.
Основная задача – научить детей использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в повседневной жизни; обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; развить природные задатки и способности детей; воспитывать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека.
Содержание программы носит личностно ориентированный, деятельный и развивающий характер.
Ценностными ориентирами содержания курса в начальной школе являются:
—развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
—формирование представлений о природе как универсальной ценности;
—изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
—развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему мир природы;
—развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
—формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
—вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Основной акцент в содержании факультатива сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.
Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоём и т. п.).
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера.
Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитательная функция курса заключается в формировании у младших школьников необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эмоциональной сферы младших школьников, их способности к сопереживанию, состраданию.
Занятия в кружке «Мир вокруг нас» проводятся один раз в неделю по 2 часа. Срок реализации программы – 2 года, первый год обучения рассчитан на 34 часа(3-йкласс), второй год (4-й класс) - 68 часов.
Состав групп постоянный, количество учащихся –20- 25 человек.
Содержание программы в 3-м классе
1 раздел «Окружающий мир» - 14 ч
Природа вокруг нас -3 ч. (1ч.-аудиторное занятие, 2ч. – экскурсия )
Животные вокруг нас – 8ч. (2 ч. –аудиторное занятие, 6ч.- внеаудиторное – экскурсия в Парк птиц)
Растения вокруг нас -3 ч. ( 2ч. – аудиторное занятие, 1 ч. –экскурсия)
2раздел «Планета Земля» - 10 ч.
Наша земля на глобусе и карте – 1ч. аудиторное занятие
Формы поверхности земли и родного края. – 2ч. (1ч.-аудиторное занятие, 1ч. – внеаудиторное)
Водоёмы.- 2ч. . (1ч.-аудиторное занятие, 1ч. – внеаудиторное)
Заочное путешествие по родной стране. -1ч аудиторное занятие
Путешествие по планетарию – 4ч.- экскурсия
3 раздел «Человек и его место на Земле» 10ч.
3.1 Изучаем экологические связи в живой природе.- 2ч. (1ч.-аудиторное занятие, 1ч. – внеаудиторное)
3.2 Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение. -2ч. (1ч.-аудиторное занятие, 1ч. – внеаудиторное)
3.3 Изучаем способы охраны природы – 2ч. (1ч.-аудиторное занятие, 1ч. – внеаудиторное)
3.4 Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека. – 2ч. (1ч.-аудиторное занятие, 1ч. – внеаудиторное)
3.5 Мы в борьбе за чистоту на планете. – 2ч (1ч.-аудиторное занятие, 1ч. – внеаудиторное)
Содержание программы в 4-м классе
1 раздел «Окружающий мир» - 20ч.
Молчаливые соседи -2ч. аудиторное занятие
Пернатые друзья – 2ч. внеаудиторное занятие
Мир хищников – 4ч. аудиторное занятие
Подводный мир- 4ч. аудиторное занятие
Цветочный мир- 2ч аудиторное занятие
О чём шепчут деревья…- 4ч. (2ч.-аудиторное занятие, 2ч. – внеаудиторное)
Загадки животного мира -2ч аудиторное занятие
2раздел «Планета Земля» - 34ч
2.1 Земля – планета солнечной системы – 3ч. -аудиторное занятие
2.2 Изучение и освоение космоса-5ч.
2.3 Народы, населяющие нашу планету, их культура и традиции 12ч. (7ч.-аудиторное занятие, 5ч. – внеаудиторное – экскурсия в Этномир)
2.4 Многообразие стран и их достопримечательности – 14ч. (10ч.-аудиторное занятие, 4ч. – внеаудиторное - экскурсия)
3 раздел «Человек и его место на Земле» - 14ч.
3.1 Знакомство с охраняемыми растениями и животными – 4ч -аудиторные занятия
3.2 Поддержание порядка на нашей планете – 4ч. (2ч.-аудиторное занятие, 2ч. – внеаудиторное - экологическая акция)
3.4 Глобальные экологические проблемы Земли -6ч(4ч.-аудиторное занятие, 2ч. – практическое занятие)
Ожидаемые результаты реализации программы
В области личностных планируемых результатов будут формироваться УУД:
- готовность и способность к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
- установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура; ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; устойчивое следование в поведении социальным нормам;
- этические чувства: доброжелательность, эмоционально – нравственная отзывчивость.
Коммуникативные УУД:
- обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
- задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
- договариваться о распределении функций в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- определять общую цель и пути её достижения;
- проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Регулятивные УУД:
- формулировать и удерживать познавательную задачу;
- составлять план и последовательность действий;
- адекватно воспринимать замечания и предложения других людей по исправлению допущенных ошибок;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;
- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия.
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах;
- сбор, обработка и передача информации различными способами;
- классификация по заданным критериям;
- установление аналогий и причинно – следственных связей;
- осуществлять рефлексию способов и условий действий;
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
- построение рассуждений, обобщений и интерпретации информации;
- презентовать полученную информацию с помощью ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за её сохранение;
- выбирать оптимальные формы поведения на основе полученных знаний;
- собирать материал и составлять презентации с помощью ИКТ
Календарно – тематическое планирование
№
Тема занятия
Цели и задачи
Планируемые результаты
Универсальные учебные действия
Дата по плану
Дата по факту
1-2
1 раздел «Окружающий мир» - 20ч.
Молчаливые соседи
Расширить знания детей о многообразии животных, их классификации и среде обитания; прививать бережное отношение к ним
Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей;
извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.
Формулировать и удерживать познавательную задачу;
- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах; сбор, обработка и передача информации различными способами; классификация по заданным критериям;
- задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
- ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения
3-4
Пернатые друзья
Расширить знания о многообразии представителей пернатых, развивать познавательный интерес
Научатся наблюдать за птицами, различать их по их внешнему виду; классифицировать по группам, видам; анализировать, делать выводы
Называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; осознание ответственности человека за общее благополучие;
5-8
Мир хищников
Расширить знания о представителях хищников
Научатся различать их по внешнему виду; классифицировать по группам, видам; анализировать, делать выводы
Формулировать и удерживать познавательную задачу;
- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах; сбор, обработка и передача информации различными способами; классификация по заданным критериям;
- задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
- ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения
9-12
Подводный мир (Экскурсия в Океанариум)
Познакомить детей с многообразием представителей подводного мира, развивать познавательный интерес
Научатся наблюдать за обитателями подводного мира, различать их по их внешнему виду; классифицировать по группам, видам; анализировать, делать выводы
Называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; осознание ответственности человека за общее благополучие
13-14
Цветочный мир
Расширить знания детей о многообразии цветов
Рассказывать о цветах, их роли в жизни людей;
извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.
Формулировать и удерживать познавательную задачу; устанавливать аналогии и причинно – следственные связи; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
15-18
О чём шепчут деревья…
Учимся распознавать растения ближайшего природного окружения (кустарники, деревья, травы). Что это за листья? Что такое хвоинки? Что общего у разных растений? Выясняем, что такое экология.
Научатся распознавать растения ближайшего природного окружения (кустарники, деревья, травы). Различать, что общего у разных растений?
Формулировать и удерживать познавательную задачу; устанавливать аналогии и причинно – следственные связи; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
19-20
Загадки животного мира (Викторина)
Расширить и углубить природоведческие знания детей; развивать внимание, наблюдательность; воспитывать бережное отношение к природе, животному миру
Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей;
извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.
Формулировать и удерживать познавательную задачу;
- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах; сбор, обработка и передача информации различными способами; классификация по заданным критериям;
- задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
- ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения
21-23
2раздел «Планета Земля» - 34ч
Земля – планета солнечной системы
Расширить знания детей о Солнечной системе; развивать познавательный интерес
Узнают, чем Земля отличается от других планет Солнечной системы; познакомятся с планетами Солнечной системы
Формулировать и удерживать познавательную задачу; устанавливать аналогии и причинно – следственные связи; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
24-28
Изучение и освоение космоса
Расширить знания детей о космосе и его изучении; помочь понять важность изучения и освоения космического пространства
Узнают об освоении космоса и значении исследования космического пространства для всего человечества
Составлять план и последовательность действий; называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием; проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач
29-35
Народы, населяющие нашу планету, их культура и традиции
Расширить знание о народах, населяющих нашу планету; познакомить с их культурой и традициями
Узнают о народах, населяющих нашу планету, познакомятся с их культурой и традициями
Сбор, обработка и передача информации различными способами; составлять план и последовательность действий; задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; устойчивое следование в поведении социальным нормам;
36-40
Народы, населяющие нашу планету, их культура и традиции
(экскурсия)
Расширить знание о народах, населяющих нашу планету; познакомить с их культурой и традициями
Узнают о народах, населяющих нашу планету, познакомятся с их культурой и традициями
Формулировать и удерживать познавательную задачу; устанавливать аналогии и причинно – следственные связи; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
41-50
Многообразие стран и их достопримечательности
Расширить знания детей о странах, их достопримечательностях; развивать познавательный интерес
Познакомятся с различными странами, их столицами, достопримечательностями; научатся находить их на карте
Формулировать и удерживать познавательную задачу; устанавливать аналогии и причинно – следственные связи; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
51-54
Многообразие стран и их достопримечательности
(проекты)
Подготовить проекты по выбору; презентовать перед аудиторией
Научатся самостоятельно выбирать тему проекта; отбирать нужную информацию из дополнительных источников; оформлять и представлять проект перед аудиторией; адекватно оценивать свои достижения
Сбор, обработка и передача информации различными способами; составлять план и последовательность действий; задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; устойчивое следование в поведении социальным нормам
55-58
3 раздел «Человек и его место на Земле» - 14ч.
Знакомство с охраняемыми растениями и животными
Познакомить с растениями и животными, которые находятся на грани исчезновения; со способами охраны природы; прививать навыки природоохранного поведения
Расширят знания об охраняемых растениях и животных; больше узнают о способах охраны природы
Определять общую цель и пути её достижения; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок
59-62
Поддержание порядка на нашей планете
Разъяснить детям, почему необходимо поддерживать чистоту на планете
Научатся объяснять влияние человека на природу;
извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний об экологических проблемах и обсуждать полученные сведения.
Составлять план и последовательность действий; называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием; проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач
63-68
Глобальные экологические проблемы Земли
Познакомить детей с глобальными экологическими проблемами Земли; обсудить причины этих проблем; постараться найти пути решения последствий
Научатся объяснять влияние человека на природу;
извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний об экологических проблемах и обсуждать полученные сведения
Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах; формулировать собственное мнение и позицию;
-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Программа обеспечена следующим учебно – методическим комплектом:
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1. Атлас природоведение 3-5классы ФГУП «Картография» г.Омск 2013
2. Научно- популярные, художественные книги для чтения ( в соответствии с основным содержанием обучения)
3. Детская справочная литература ( справочники, атласы – определители, Энциклопедии) об окружающем мире ( природе, труде людей, явлениях)
4. Печатные пособия.
5. Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.
6. Плакаты по основным темам естествознания.
7. Географические карты
8. Иллюстративные материалы
Интернет – ресурсы
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http//school-collection/edu.ru
2. КМ –школа ( образовательная среда комплексной информатизации школы). – Режим доступа: : http//www.km- school.ru
Материально – техническое обеспечение программы
1. Технические средства обучения
- Классная магнитная доска
- Ноутбук учителя
- Многофункциональное оборудование
- Ноутбуки учащихся
- Мультимедийный проектор
- Интерактивная доска
2. Учебно – практическое оборудование
- простейшие школьные инструменты: ручки цветные и простые, карандаши цветные и простой, линейка, ластик
-материалы: тетради, бумага писчая
3. Оборудование класса
- Ученические столы двухместные с комплектом стульев
- Стол учительский с тумбой
- Шкафы для хранения учебников, оборудования, дидактических материалов, пособий и др.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ