Рабочая программа по внеурочной деятельности « Школа развития речи» для 4 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности « Школа развития речи» для 4 класса
Пояснительная записка
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования на основе программы курса «Речь» Т.Н. Соколовой «Учимся грамотно писать сочинение и изложение», а также программы Л.И. Тикуновой, М.Н. Корепановой «Пишем сочинение по картинам русских художников».
Программа учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность. Через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Цель занятий:
- способствовать развитию умений грамотно писать сочинения и изложения;
- содействовать развитию речи детей;
- совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников;
- воспитывать познавательный интерес к родному языку;
- решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Работа над изложением и сочинением учит школьников излагать свои мысли в соответствии с нормами русского литературного языка, обогащает словарный запас, содействует развитию логического мышления, расширяет кругозор. Задания программы направлены на развитие самоконтроля: чтение по слогам, определение орфограмм, подчёркивание орфограмм, умение пользоваться словами для справок, составление плана текста и текста по плану, запись текста и его проверка.
Особое внимание уделяется :
- понятию текста, основной мысли текста, заголовку текста;
- делению текста на логически законченные части, их озаглавливанию, умению составлять план текста сюжетного характера под руководством учителя;
- видам текстов: повествованию, описанию, рассуждению;
- построению текста (начало, основная часть, заключение);
- пониманию учеником, о чём он пишет.
Содержание программы
1. Текст. Тема. Основная мысль. Заголовок. – 4 ч.
2. Построение текста: начало, основная часть, концовка. – 4ч.
3. Синонимы. – 4ч.
4. Какие бывают тексты? – 4ч.
5. План -5ч.
6. Опорные слова. – 5ч.
7. Где живут картины. -2ч.
8. Сочинения по картинам И.И. Шишкина. – 6 ч. Биография И.И. Шишкина. Работа над картинами «Рожь», «Сосновый бор», «Сосны, освещённые солнцем», «На севере диком».
9. Сочинения по картинам И.И. Левитана. – 8 ч. Биография И.И. Левитана. Работа над картинами «Золотая осень», «Весна – большая вода», «Март», «Вечерний звон».
10. Сочинения по картинам В. М. Васнецова. – 7 ч. Биография В.М. Васнецова. Работа над картинами «Богатыри», «Алёнушка», «Иван – царевич на сером волке»,
11. Сочинения по картинам А.К. Саврасова. – 4ч. Биография А.К. Саврасова. Работа над картиной «Грачи прилетели»
12. Сочинения по картинам В.Г. Перова. – 5ч. Биография В.Г. Перова. Работа над картинами «Автопортрет», «Тройка».
13. Сочинения по картинам К.Е. Маковского. -5ч. Биография К.Е Маковского. Работа над картинами «Автопортрет», «Дети, бегущие от грозы».
14. Сочинения по картинам О.А. Кирпенского. – 2ч Биография О.А. Кирпенского. Работа над картиной «Портрет Пушкина»
15. Обобщение. Повторение. – 2ч.
16. Итоговое занятие. – 1ч.
Итого 68 часов
Универсальные учебные действия
• интеллектуальные (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
• познавательные (учебно-познавательных мотивов, умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
• организационные (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность).
• умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с печатными пособиями, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
Занятия по развитию речи проводятся в рамках внеурочной деятельности два раза в неделю (34 недели-68 часов).
Программа обеспечена следующим учебно – методическим комплектом:
Т.Н. Соколова. Школа развития речи. Методическое пособие. 4 класс.- М.: РОСТ 2012
2. Т.Н. Соколова. Учимся писать сочинение и изложение. Рабочая тетрадь в 2-х ч. Рост 2013
3. Л.И. Тикунова, М.Н. Корепанова. Пишем сочинения по картинам русских художников. Рабочая тетрадь. РОСТкнига, 2007
Материально – техническое обеспечение программы
1. Технические средства обучения
- Классная магнитная доска
- Ноутбук учителя
- Многофункциональное оборудование
- Ноутбуки учащихся
- Мультимедийный проектор
- Интерактивная доска
2. Учебно – практическое оборудование
- простейшие школьные инструменты: ручки цветные и простые, карандаши цветные и простой, линейка, ластик
-материалы: тетради, бумага писчая
3. Оборудование класса
- Ученические столы двухместные с комплектом стульев
- Стол учительский с тумбой
- Шкафы для хранения учебников, оборудования, дидактических материалов, пособий и др.
- Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Календарно – тематическое планирование
№
Тема занятия
Решаемые проблемы (цель)
Основные понятия
Универсальные учебные действия
Дата по плану
Дата по факту
1-4
Текст. Тема. Основная мысль. Заголовок
Повторить признаки текста; совершенствовать навыки определения темы и основной мысли текста; развивать внимание, память.
Текст. Тема. Основная мысль. Заголовок.
Выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; осознание качества и уровня усвоения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; планирование сотрудничества с учителем и сверстниками
5-8
Построение текста: начало, основная часть, концовка.
Продолжить работу над связью слов в тексте; закреплять навыки работы с деформированным текстом; развивать логическое мышление, память
Связь слов в предложении. Деформированный текст. Части текста.
Ставить и формулировать проблемы; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формулировать собственное мнение и позицию
9-12
Синонимы.
Продолжить работу над понятием «синонимы»; отрабатывать навыки подбора и употребления синонимов в устной и письменной речи; развивать память, мышление, воображение
Определение синонимов. Для чего употребляются синонимы.
Ставить и формулировать проблемы; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формулировать собственное мнение и позицию
13-16
Какие бывают тексты?
Повторить признаки типов текстов; развивать внимание, память
Признаки текста. Типы текста
Понимание текстов, извлечение необходимой информации; формулировать собственное мнение и позицию
17-21
План
Продолжить работу над составлением текстов по плану и опорным словам
Что такое «план»? Для чего нужен план. Как составить план
Понимание текстов, извлечение необходимой информации; формулировать собственное мнение и позицию
22-26
Опорные слова.
Повторить признаки текста; совершенствовать навыки определения опорных слов; развивать внимание, память.
Текст, опорные слова
Выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; осознание качества и уровня усвоения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; планирование сотрудничества с учителем и сверстниками
27-28
Где живут картины.
Познакомить детей с Третьяковской галереей, с чудесными творениями и их создателями
Третьяковская галерея. Картины великих русских художников
Ставить и формулировать проблемы; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формулировать собственное мнение и позицию
29-34
Сочинения по картинам
И.И. Шишкина.
Познакомить с творчеством И.И. Шишкина; учить сочинению – описанию картин
Творчество И.И. Шишкина. Просмотр репродукций картин «Рожь», «Сосновый бор», «Сосны, освещённые солнцем», «На севере диком».
Сочинение описание.
Узнавать, определять и называть объекты в соответствии с окружающей действительностью; преобразовывать практическую задачу в познавательную, строить понятные для партнера
35-42
Сочинения по картинам
И.И. Левитана.
Познакомить с творчеством И.И. Левитана; учить сочинению – описанию картин
Творчество И.И. Левитана. Просмотр репродукций картин «Золотая осень», «Весна – большая вода», «Март», «Вечерний звон».
Понимание смысла картин, извлечение необходимой информации; формулировать собственное мнение и позицию
43-49
Сочинения по картинам
В. М. Васнецова.
Познакомить с творчеством В.М. Васнецова; учить сочинению – описанию картин
Творчество В. М. Васнецова. Просмотр репродукций картин «Богатыри», «Алёнушка», «Иван – царевич на сером волке»,
Узнавать, определять и называть объекты в соответствии с окружающей действительностью; преобразовывать практическую задачу в познавательную, строить понятные для партнера
50-53
Сочинения по картинам
А.К. Саврасова.
Познакомить с творчеством А.К. Саврасова; учить сочинению – описанию картины
Творчество
А.К. Саврасова.
Просмотр репродукции картины «Грачи прилетели»
Понимание смысла картин, извлечение необходимой информации, умение анализировать увиденное; формулировать собственное мнение и позицию
54-58
Сочинения по картинам
В.Г. Перова.
Познакомить с творчеством В.Г. Перова; учить сочинению – описанию картин
Творчество
В.Г. Перова.
Просмотр репродукций картин «Автопортрет», «Тройка».
Узнавать, определять и называть объекты в соответствии с окружающей действительностью; преобразовывать практическую задачу в познавательную, строить понятные для партнера
59-63
Сочинения по картинам К.Е. Маковского.
Познакомить с творчеством К.Е. Маковского; учить сочинению – описанию картин; учить определять и употреблять связь между предложениями в тексте; развивать воображение и логическое мышление
Творчество К.Е. Маковского.
Просмотр репродукций картин «Автопортрет», «Дети, бегущие от грозы».
Понимание смысла картин, извлечение необходимой информации, умение анализировать увиденное; формулировать собственное мнение и позицию
64-65
Сочинения по картине
О.А. Кирпенского
Познакомить с творчеством О.А. Кирпенского; учить сочинению – описанию картин
Творчество О.А. Кирпенского
Просмотр репродукций картин
Понимание смысла картин, извлечение необходимой информации, умение анализировать увиденное; формулировать собственное мнение и позицию
66-67
Обобщение. Повторение.
Обобщить знания учащихся по пройденному материалу
Тема текста. Основная мысль. План. Стили письменной речи. Их различия. Сочинение. Изложение.
Понимание текстов, извлечение необходимой информации; формулировать собственное мнение и позицию
68
Итоговое занятие
Подвести итог занятий по развитию речи
Какие знания и умения приобрели на занятиях
Понимание текстов, извлечение необходимой информации; формулировать собственное мнение и позицию
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ