Разработка внеклассного мероприятия "Правила поведения в лесу"
Государственная бюджетная специальная (коррекционная)
школа-интернат VIII вида с. Малый Толкай
Похвистневского района Самарской области
Разработка внеклассного мероприятия
«Правила поведения в лесу»
подготовила
классный руководитель
Чуватова Любовь Петровна
с. Малый Толкай
2013
Внеклассное мероприятие « Правила поведения в лесу»
Слайд < 1 >
Цель:
воспитать у детей чувство ответственности за своё поведение в природе,
выработать потребность в общении с природой.
Оборудование:
выставка рисунков детей на тему: "Наша прогулка в природу",
иллюстрация по правилам поведения в природе,
грамзапись "Голоса птиц в природе",
презентация в Microsoft PowerPoint.
Предварительная работа:
экскурсия в природу,
рисунки "Наша прогулка в природу",
Участники: педагог, дети.
Слайд 2-3
Учитель: Ребята! Мы с вами уже много знаем о том, что природу надо беречь. А умеем ли мы правильно вести себя во время прогулок на природе? Все ли помнят эти правила?
Ученик: Чтобы река и ручьи не мутнели,
Рыбы резвились и птицы пели,
Зелень от солнца в жару бы спасала,
Каждому правила знать не мешало.
Слайд-4-5
Учитель: Давайте подумаем, что нас радует в природе. (Ответы детей.) Да, красота, чистый воздух, тишина леса, голоса птиц и зверей, шелест листвы, журчание ручейка. (Грамзапись "Голоса птиц".) Чтобы эту красоту увидели и другие люди, надо научиться общаться с природой. Обратите внимание на эту красоту.
Чем же вы больше всего занимаетесь, бывая на прогулках? (Ответы детей.) Играете в мяч, ловите рыбу, катаетесь на лодке, купаетесь в реке, собираете грибы, отдыхаете у костра.
Слайд- 6 Отгадайте ребусы.
(Костёр)
<Слайд 78 > (Огонь)
Учитель: Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на этой линейки? (Ответы детей.) О пожарах лесных и степных.
<Слайд 8 >
Учитель: Когда огонь друг, а когда враг? (ответы детей) Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. В руках человека при условии соблюдения правил пожарной безопасности он послушен. Но если дать ему волю, то добро превращается во зло. Большая часть пожаров происходит по вине людей из-за их беспечности. Вы сейчас слушаете и думаете, что к вам это не относится, - вы лично спичками не играете и друзьям своим не позволяете это делать. А количество пожаров растёт. Отчего же происходят пожары? (Ответы детей.)
<Слайд 9 >
Например, ребята собирали тополиный пух во дворе и подожгли его. Правильно ли дети поступили или нет и почему? “Причины лесных пожаров”
удар молнии;
горячий пепел, вытряхнутый из курительной трубки;
зажигание травы под деревьями, на лесных полянах, лугах, на дачных участках;
брошенная горящая спичка;
непогашенный окурок;
тлеющий после выстрела пыж;
брошенный в лесу пропитанный бензином или керосином обтирочный материал;
заправка топливом баков машин при работающем двигателе;
использование машин с неисправной системой питания двигателя горючим;
курение или пользование открытым гнём вблизи машин, заправляемых горючим;
непотушенный костёр;
разведение костров без соблюдения строгих мер безопасности;
оставленные в лесу бутылки и осколки стекла и т.д.
<Слайд 10 >
Пожар легче предупредить, чем погасить, и маленькая спичка может обернуться большой бедой. В наши дни, чтобы зажечь огонь, достаточно чиркнуть спичкой, а вот чтобы потушить полыхающие от пожара лесные массивы требуются нечеловеческие усилия, огромные силы и средства. Ежегодно лесные пожары на территории России наносят колоссальный ущерб экономике государства и окружающей нас природное среде. Лесные пожары уничтожают лесной фонд России, а в засушливые годы они представляют чрезвычайную опасность и для населения, поскольку к моменту начала борьбы, как правило, уже успевают развиться на большой площади. При этом возникает непосредственная угроза уничтожения огнём населённых пунктов и объектов народного хозяйства, расположенных вблизи лесных массивов, а также сильное задымление и загазованность территорий, даже удалённых от кромки леса. Так, в 1998 году в с. Климовка Ромненского района выгорели 12 подворий и 15 семей остались без жилья и имущества. Аналогичная ситуация произошла в 2007 г. в селе Калиновка Ромненского района. Основной причиной возникновения лесных пожаров является безответственное отношение людей, которые не проявляют в лесу должной осторожности при пользовании о гнём, особенно в пожароопасный сезон.
<Слайд 11 >
Учитель: О каком красном петухе говорится? (Ответы детей.)
Давайте выясним причины пожаров.
<Слайды 12-16 >
(По ходу показа слайдов выясняется причина возникновения пожара.)
Учитель: Как можно затушить огонь? (ответы детей.)
Если пламя только занялось, можно попробовать сбить его сломанными ветками, небольшими деревцами или даже куртками. Вспыхнувшую траву можно затоптать ногами или забросать землёй.
Если у вас окажется лопата, можно окопать загоревшуюся траву до полуметра в ширину.
Если рядом находится ручей, можно принести воду из него и залить огонь.
<Слайды 17-20 >
(По ходу показа слайдов выясняется, чем страшен пожар).
Учитель: Почему птенчики погибнут? (Ответы детей.)
<Слайд 21 >
Учитель: А, теперь я хочу загадать вам загадки
Загадки:
Чего на свете нет сильнее? (Огня)
Ест бело, даёт черно. (Огонь)
Без рук, без ног к небу ползёт. (Дым ,Огонь)
Что выше дерева растёт? (Дым)
В маленьком амбаре держат сто пожаров. (Спички)
По деревне прошёл - ничего не осталось. (Огонь)
Жевать не жуёт, а всё поедает. (Огонь)
Маленький конёк, вместо гривы – огонёк. (Спичка)
Он красив и ярко-красен
Но он жгуч, горяч, опасен. (Огонь)Он даёт тепло и свет,
С ним шутить не надо, нет. (Огонь)Если дым валит клубами,
Пламя бьётся языками,
И огонь везде, и жар
Это бедствие - … (Пожар)На привале нам помог:
Суп варил, картошку пёк.
Для похода он хорош,
Да с собой не понесёшь. (Костёр)По деревне прошёл – ничего не оставил. (Огонь)
Красный телёнок чёрную корову лижет. (Огонь, котёл)
Шипит и злится, воды боится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает. (Огонь)Вот такая мошка –
Осиновая ножка!
На стог села –
Всё сено съела. (Спичка)
Учитель: Ну вот, теперь я вижу, что вы знаете, что с огнём шутить опасно.
Всегда ли при этом вы выполняете правила поведения?
<Слайд 22 >
Учитель: В лесу нельзя разжигать костры. Почему? Это может вызвать лесной пожар. Погибнут не только деревья, но и птицы, звери, выгорит трава. Где же можно разводить костры? Вдали от деревьев, на опушках леса или у реки, используя для этого старые кострища.
Знаете ли вы, что место под костром не зарастает травой в течение 5-7 лет? Пожалуйста, не делайте новых костровищ!
Какие же дрова можно использовать для костров? Правильно, сушняк, валежник. Собирая их, вы очистите участок леса от отмерших деревьев и сухих веток.
<Слайд 23-24 >
Учитель: Посмотрите на рисунок. Найдите туристов, которые правильно разводят костёр, и тех, кто этого делать не умеет. Почему вы так считаете? (Ответы детей.)
Что же останется на этом месте? А ведь под костром выгорит и верхний, плодородный слой почвы. Почва образовалась из минералов и горных пород, а также из разлагающихся органических веществ (остатков). 0,5 - 1 см почвы образуется за 100-300 лет. Берегите почву!
<Слайд 25 >
Учитель: Чьё изображение вы видите в середине плаката? Что нарисовано слева? Что нарисовано справа?
<Слайд 26 >
Учитель: Есть шалость, переходящая в хулиганство и даже преступление. Люди совершенно не думают, к каким последствиям могут привести такие "развлечения". А последствия могут быть самые трагичные. Бывают случаи, когда ребята поджигают сухую траву, среди которой приносящие пользу природе насекомые, например муравьи. Что произойдёт с насекомыми?
К сожалению, человек чаще относится к природе не бережно, не экономно, а эгоистично, расточительно. А теперь подумайте, почему так сказал поэт.
Ученик: Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Е. Евтушенко
(Ответы детей.)
Учитель: Поэт призывает нас бороться со своим бездушным отношением к природе.
<Слайд 27-28 >
(По ходу показа слайдов выясняется, кто тушит лесные пожары, почему трудно тушить лесные пожары.)
Учитель: Помните, только взрослые могут потушить лесной пожар и чаще всего с применением специальной техники.
<Слайд 29 > Загадки:
Чтобы не было огня, не играйте вы в меня. Я - огня сестричка, маленькая : (спичка).
Дым увидел - не зевай, нас скорее вызывай. (Пожарные)
Кто меня не бережётся, тот так скоро обожжётся. (Огонь)
При пожаре не сидим, набираем : (01)
<Слайд- 30 >
Учитель: Если вы почувствовали запах гари в лесу, не дожидайтесь, пока огонь станет видно, начинайте двигаться. Огонь всегда идёт по направлению ветра, значит, вам нужно бежать в поперечном направлении, иначе огонь может вас догнать: ведь он движется с огромной скоростью! При сильном задымлении рот и нос нужно прикрыть мокрой ватно-марлевой повязкой, полотенцем, частью одежды. Хорошо если вам удастся перебраться через реку: тогда пожар вас не догонит. Следует помнить:
местность понижается по направлению к воде - ведь вода всегда течёт вниз;
большие просветы в лесу - признак озера, болота или вырубки.
Выйдя из леса, обязательно сообщите о пожаре взрослым или в специальную службу по тушению лесных пожаров.
<Слайд 31 >
Учитель: Назовите причины пожаров. (Ответы детей.)
Все пожары в лесу начинаются из-за какой-то внешней причины: источника огня среди деревьев нет. Часто случайная молния поджигает лес, но гораздо чаще человек.
<Слайд 32 >
Учитель: Давайте сформулируем правила поведения в природе и постараемся следовать им.
<Слайд 34 >
Учитель: Послушайте отрывки из стихотворения Д. Лапиня, П. Юрциньш "Не шали с огнём"
Ученик: Огонёк всегда такой -
И хороший и плохой:
Он и светит, он и греет,
И проказничать умеет.
Ученик: Трое маленьких зайчат
С огоньком сидят, шалят.
Им, зайчатам, невдомёк,
Что опасен огонёк.
Ученик: Взгляд лесничего суров:
- Здесь не место для костров!
Погасить велел костёр,
И закончил разговор.
Ученик: Чтобы выросла пшеница,
Нужно много потрудиться.
И огня не разжигай
Там, где зреет урожай.
Ученик: Побежал, как ручеёк,
В старой травке огонёк.
Разве скажет кто-нибудь,
Где он свой закончит путь?
(Д. Лапиня, П. Юрциньш)
<Слайд 35 >
Давайте еще раз вспомним правила, которые необходимо соблюдать в лесу.
И всю красоту и богатство земли нашей сбережем для наших потомков.
<Слайд 36-37 >
Список литературы
1. М.А. Алоева, В.Е. Бейсова. Настольная книга классного руководителя в 5-8 классах – Ростов-на-Дону.: «Феникс»,2005.
2. С.И. Семенака Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно- развивающие занятия. М.: «Аркти», 2006
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ