Решение проектных задач на уроках в начальной школе
Решение проектных задач на уроках в начальной школе.
Дети от природы – народ любознательный и интересующийся. Однако очень часто стремление узнать новое и объяснить непонятное постепенно становится всё менее и менее заметным.
В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционная система обучения не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии..
Нельзя не учитывать и тот факт, что очень часто учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний. Ребенка не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения.
Одним из таких новых методов обучения является решение проектных задач.
Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действий, средств и приемов не в стандартной форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным.
На такой задаче нет «этикетки» с указанием, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. Итог решения такой задачи должен рассматриваться в двух аспектах. Во-первых, это реальный «продукт» (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть далее «оторван» от самой задачи и жить своей отдельной жизнью. Во-вторых, это не материальный «продукт» - качественное изменение самого ребенка (группы детей).
Для того , чтобы понять какую структуру имеет проектная задача, сформулируем основные этапы любого проекта и соответствующие действия, необходимые для его реализации:
-Анализ ситуации. Переформулирование ее в проблему.
-Выявление дефицитов, их типов. Установление приоритетов ценностей.
-Оценка необходимости восполнения дефицита. Формулирование принципов отбора целей.
-Быстрая и точная постановка цели действия. Выработка критериев постановки и достижения цели.
-Поиск средств, возможных путей решения – перевод проблемы в задачу.
-Выбор средств решения проблемы.
-Решение проблемы.
-Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой.
-Представление окружающим полученного результата.
Исходя из сказанного, становится понятным, какую структуру должна иметь проектная задача как прообраз «полноценного» проекта.
Прежде всего, должна быть описана проблемная ситуация, но в этой ситуации не должна быть напрямую поставлена задача. Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации. Таким образом, формулировка задачи скрыта в описании проблемной ситуации. Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы путей ее преодоления, а следовательно, и возможных вариантов конечного «продукта» было несколько.
Не секрет, что после изучения темы учителю недостаточно провести одну проверочную работу, чтобы составить ясное и полное представление об уровне усвоения школьниками учебного материала, формирования коммуникативных навыков. Создав на уроке нестандартную ситуацию, учитель сможет более объективно оценить знания детей и определить их проблемы. Для педагога важно найти, придумать такую ситуацию, которая была бы интересна детям. Окунувшись с головой в проблему, дети не подозревают, что именно диагностирует учитель, они увлечены решением задачи, работают не «на учителя», а на свою общую цель и тем самым, не задумываясь об этом, демонстрируют свои истинные предметные знания, коммуникативные навыки в гораздо более полном объёме.
Проектная задача должна содержать в явном или относительно скрытом виде набор действий, которые должны быть выполнены группой детей. Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена.
А что значит задача решена? Это означает, что создан какой-то реальный «продукт», который можно представить публично и оценить.
Результат решения задачи может быть представлен в виде различных текстовых, знаковых, графических средств, так как нет установки на жестко определенную форму ответа. При этом важен самостоятельный выбор учащимися наиболее подходящего, с их точки зрения, способа описания и представления результатов работы.
Решение проектной задачи принципиально требует коллективно-распределенной деятельности учащихся – работы в малых группах. При этом проявляются умения планировать ход решения задачи, адекватно распределять работу между членами группы, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль.
Групповая работа позволяет:
1) детям:
-Получить эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие из них вообще не могут включиться в общую работу класса без принуждения,у робких
и слабо подготовленных детей развиваются симптомы школьной тревожности, а у лидеров портится характер;
-Попробовать свои силы в ситуации, где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса;
-Приобрести опыт выполнения важнейших функций, составляющих основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание и планирование);
2) учителю:
-Использовать дополнительные средства вовлечения детей в содержание обучения;
-Органически сочетать на уроке «обучение» и «воспитание», одновременно строить личностно-эмоциональные и деловые отношения детей;
-Вести систематическое наблюдение (мониторинг) за формированием учебного сотрудничества в классе.
Разные способы группового взаимодействия должны специальным образом выстраиваться и отслеживаться учителем в классе. Такую педагогическую задачу можно решать с помощью специальных проектных задач, которые можно вводить в учебный процесс начиная уже с первой четверти 1 класса.
Этапы проектной задачи:
1-й – погружение в проектную задачу;
2-й – организация деятельности;
3-й – осуществление деятельности;
4-й – презентация результатов и рефлексия.
Схема основных этапов реализации проектной задачи:
1-й этап – погружение в проектную задачу.
Учитель
Учащиеся
Формулирует:
Проблему проекта;
Сюжетную ситуацию;
Цель и задачи.
Осуществляют:
Личностное присвоение проблемы;
Вживание в ситуацию;
Принятие, уточнение и конкретизация цели и задач.
Учитель формулирует проблему проекта, но не всякая проблема заставляет человека действовать. Тема проекта должна быть дана в общих чертах, а дети её обсудят, домыслят, может быть переформулируют, или даже выберут тему проекта самостоятельно. Это должна быть тема, над которой детям было бы интересно поработать.
Темы детских проектных работ выбираются из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Для ученика требуется личностно или социально значимая проблема.
2-й этап – организация деятельности
УЧИТЕЛЬ
Организует деятельность – предлагает:
Организовать группы;
Распределить роли в группах;
Спланировать деятельность по решению задач;
Продумать возможные формы презентации результатов.
УЧАЩИЕСЯ
Осуществляют:
Разбивку на группы;
Распределение ролей в группе;
Планирование работы;
Выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.
Серьёзной задачей для учителя является само формирование проектной группы. Чтобы группа успешно справилась с работой, среди её участников должны быть распределены роли:
Генератор идей – тот, кто придумывает
Эрудит – тот, кто много знает
Критик – тот, кто сомневается, проверяет и перепроверяет
Так же должны быть лидеры и исполнители. И ещё, дети должны сотрудничать. На этом этапе решается, каким будет проектный продукт, что будет создано, чтобы цель проекта была достигнута.
Когда появилось чёткое представление о проблеме и ясна её цель, мы планируем работу. Планирование представляет для многих детей определённую трудность. Здесь нужно ему помочь, а не планировать вместо него.
Разработать план своего проекта помогает памятка с вопросами.
Отвечая на эти вопросы, ученик определяет задачи, способы работы на каждом этапе, определяет сроки работы, выявляет имеющиеся и недостающие ресурсы.
3-й этап – осуществление деятельности
УЧИТЕЛЬ
Не участвует, но:
Консультирует учащихся по необходимости;
Ненавязчиво контролирует;
Дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость;
Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов.
УЧАЩИЕСЯ
Работают активно и самостоятельно:
Каждый в соответствии со своими ролями и сообща;
Консультируются по необходимости;
«добывают» недостающие знания;
Подготавливают презентацию результатов.
На данном этапе ученики ищут необходимую информацию, пользуясь книгами, интернет-ресурсами, консультируются с учителями и специалистами по теме проекта, посещают библиотеки, архивы, музеи, проводят опросы и анкетирование, опыты и исследования. Полученную информацию анализируют и систематизируют. Подготавливают презентацию.
4-й этап – презентация результатов и рефлексия
УЧИТЕЛЬ
Принимает отчет:
Обобщает и резюмирует полученные результаты;
Подводит итоги обучения;
Оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;
Акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.
УЧАЩИЕСЯ
Демонстрируют:
Понимание проблемы, цели и задач;
Умение планировать и осуществлять работу;
Найденный способ решения проблемы;
Рефлексию деятельности и результата;
Дают взаимооценку деятельности и ее результативности.
Презентация – это витрина проекта. Важнейшим навыком, который приобретают дети в ходе проектной деятельности - это навык публичного выступления. Дети учатся кратко и убедительно представлять свою работу.
Так же ученики готовятся к тому, что автору придётся отвечать на вопросы публики. Любой вопрос по теме проекта даёт автору ещё один шанс показать свою компетентность.
Завершающим моментом работы над проектной задачей является рефлексия. Для формирования умения самостоятельной работы учитель учит ученика анализировать свою деятельность с помощью шаблона.
Анализ (самоанализ) всех причин неудач, понимание ошибок подталкивает учащихся для дальнейшей работы. Подобная рефлексия позволяет сформировать оценку (самооценку) окружающего мира и себя в микро- и макросоциуме.
Условия для реализации проектной задачи:
1).Приступая к работе, ученик должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками. Новое знание для детей в ходе проекта учитель может дать, но в очень незначительном объеме и только в момент его востребованности обучающимися. Учащемуся понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки проектирования для самостоятельной работы.
2).Формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над решением проектной задачи, но и в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно как общешкольные.
3).В рамках традиционных занятий используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание в канве урока. Например, проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, самоанализ и самооценка, рефлексия.
4) Каждая проектная задача должна быть обеспечена всем необходимым:
-Материально-техническое и учебно-методическое оснащение,
-Кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты),
-Информационные ресурсы (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, аудио и видео материалы и т.д.).
-Информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. Техника с программным обеспечением),
-Организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет),
-Отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием).
Главное отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных.
При этом разные проектные задачи потребуют разное обеспечение. Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы. В противном случае за проектную задачу не надо браться, либо его необходимо переделывать, адаптировать под имеющиеся ресурсы. Недостаточное обеспечение проектной деятельности может свести на нет все ожидаемые положительные результаты.
5) Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам во время его формулирования.
6) Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектной задачей — мотивацию. Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проектную задачу, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы.
7) Создавать группу не более 5 человек.
Для работы над проектом класс разбивается на группы. Оптимально создавать группу не более 5 человек. Каждая из этих групп будет работать над одним из «проблемных вопросов». Этот вопрос словно гипотеза, только в отличие от гипотезы он имеет другую структуру. Гипотеза имеет вид «если… то», а проблемный вопрос не может содержать в себе предполагаемого ответа или новых терминов. Но он сужает рамки проектной задачи для данной группы до размеров их части работы.
8) К работе над проектными задачами привлекаются родители, которые на протяжении всей работы мотивируют детей, советуют, наблюдают, помогают в сборе информации, оформлении, контролируют соблюдение техники безопасности, следят за графиком выполнения работ. Однако при этом важно, чтобы родители не брали на себя часть работы детей над проектами.
Необходимо учесть и избежать «подводных камней».
Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки.
Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат.
Конечно, исследовательский проект предполагает изучение каких-либо научных работ, грамотное изложение их содержания. Но ученик должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать реферируемые источники.
Третья опасность – переоценка результатов проектной задачи и недооценка её процесса.
Это связано с тем, что оценка дается по результатам презентации, а презентуется именно результат проектной задачи. Чтобы оценка была максимально объективной и разносторонней, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу отчета учащегося.
Наша школа находится в начале пути реализации метода проектных задач в своей педагогической деятельности. Тем не менее, накоплен определённый опыт работы в этом направлении, которым мы хотим поделиться. Специфика проектных задач такова, что на их реализацию не достаточно одного урока, поэтому мы представляем вам видеосъёмку. В декабре у нас ежегодно проходит декада начальных классов. В этом году мы её посвятили решению проектных задач .Каждый учитель коротко познакомит Вас со своей проектной задачей.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ