Родительское собрание «Родительский дом, начало - начал» 2 класс
Учебно-методическое пособие для учителей 1-11-х классов общеобразовательных учреждений города Липецка
Ответственные родители
Родительское собрание во 2 классе
«Родительский дом, начало - начал».
Подготовили
Муравлёва Ирина Викторовна,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ имени С.В. Добрина г. Липецка
Митина Людмила Валерьевна,
учитель начальных классов
МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой
Ярцева Галина Николаевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №14
Липецк, 2012 г.
Тема: «Родительский дом, начало - начал».
Цель: помочь учителям, родителям организовать системную комплексную работу по формированию гражданственности, социализации личности учащегося.
Задачи:
рассмотреть понятия «дом», «семья», «родословное древо»;
сформулировать понятие «семейные ценности»;
составить герб семьи
осознать свое отношение к семейным ценностям
сформировать чувство личной ответственности за сохранение и укрепление своей семьи.
Вопросы собрания:
Что для вас дом? Семья?
Как составить родословное древо и герб семьи?
Что вы относите к семейным ценностям?
Какова роль семейных традиций в вашей семье?
Основные понятия:
Дом, семья
Род, родственники, родословное древо
Семейные ценности
Семейные династии
Семейные традиции
Подготовительная работа. Члены родительского комитета рассылают родителям приглашения на собрание. 1-2 семьи класса составляют родословную (генеалогическое древо семьи); 1-2 семьи класса готовят «фирменные» семейные кушанья.
Оборудование.
Раздаточный материал в конвертах
Памятки и шпаргалки для родителей
Изображение генеалогического древа семьи
Семейные реликвии
Карточки с понятиями
Запись песни «Родительский дом»
СТРУКТУРА СОБРАНИЯ
Этап
Формы и методы
Время
Ожидаемый результат
I этап
Мотивация.
Вводное слово учителя,
фронтальная беседа
5 мин
Понимание родителями целей и задач занятия.
II этап
Работа с понятиями
Работа в группах,
составление таблиц,
аналитический метод
10 мин
Осмысление понятий «дом»,
«семья», «родственные связи».
III этап
Изучение основной проблемы
Работа в малых группах с последующей презентацией результатов работы:
Проектная деятельность,
Групповое обсуждение
20 мин
Получение подробной информации о доме, семье, семейных традициях, ценностях, родословном древе.
Осмысление значимости рассматриваемых вопросов.
IV этап
Подведение итогов
Обсуждение итогов работы.
Коллективная дискуссия.
10 мин
Осознание необходимости выяснения значения семьи и семейных ценностей.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I ЭТАП: МОТИВАЦИЯ
Родители рассаживаются по группам так, как расставлены столы.
Звучит запись песни «Родительский дом», музыка стихает, и учитель читает эпиграф:
Храни огонь родного очага
И не позарься на костры чужие.
Таким законом наши предки жили
И завещали нам через века:
Храни огонь родного очага.
Ольга Фокина
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем собрании? (О родном доме, о его значении в жизни каждого человека).
- Родной дом – это исток, начало начал. У каждого он свой. Родной дом – это не только крыша над головой, это ваша семья, самые близкие вам люди.
Тема нашей встречи будет звучать так: «Родительский дом, начало начал».
Учитель раздаёт каждому по одному высказыванию, они будут повторяться.
- У вас на столах лежат листочки (розового цвета), на которых написаны начала предложений, пожалуйста, продолжите их.
Раздаточный материал
Семья – это…
Свет в окнах моего дома – это…
Радость в моей семье – это…
Горе моей семьи – это…
Вдали от родного дома я буду вспоминать…
- Итак, пожалуйста, продолжите высказывание.
Родители отвечают по очереди, начиная с первой группы. Возможен общий ответ на 1-2 вопроса после обсуждения в группе.
Ожидаемый результат
Понимание родителями целей и задач занятия.
II ЭТАП: РАБОТА С ПОНЯТИЯМИ
Во время этого этапа родителям предлагается поработать над определениями слов «дом», «семья», «родственные связи».
- Семья является для человека самым важным в жизни. Какое счастье, что у каждого есть семья, есть дом.
- Подберите слово, близкое по значению слову дом.
ДОМ – ИЗБА – ОЧАГ - КВАРТИРА – ЖИЛИЩЕ
Педагог прикрепляет на доску табличку со словом дом.
- Изначально дом – жилище, изба. В древнерусском языке слово истба означало «баня, тёплое помещение». Слова истопить, топить, тепло созвучны. Чтобы в нашем доме было тепло и хорошо, что нам необходимо?
- Любовь, доброта, понимание, уют, забота, уважение.
Учитель размещает на доске «брёвна дома», на которых написаны слова. В результате выстроен «дом». На «крыше» написано слово тепло.
Мы построили дом, в котором тепло.
Соберите в ладони своё тепло.
Пусть его будет много.
Почувствуйте это тепло.
Поделитесь своим теплом друг с другом.
Родители складывают руки в ладошки, делятся теплом друг с другом. Отвечают на вопросы «по кругу»
- Как обычно дома вы называете друг друга?
- Какие ласковые обращения звучат в вашем доме?
- Как прощаются дети и другие члены семьи, уходя в школу, на работу?
- Говорите, друг другу только добрые, ласковые слова, тогда в ваших семьях будет понимание, уважение, любовь, тепло. Надеюсь, что шпаргалки (листы зелёного цвета), которые лежат у вас на столах, вам в этом помогут.
Шпаргалка для родителей
Давно доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому – одна из фундаментальных человеческих потребностей. Эта потребность удовлетворяется, если вы сообщаете ребёнку, что он вам дорог, нужен, важен, что он хороший. Такие сообщения могут быть и невербальными – они содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, не говоря уже о прямых словах: «Как хорошо, что ты у нас есть!», «Ты мне нравишься», «Я люблю, когда ты дома». Психологи рекомендуют обнимать ребёнка не менее 4 раз в день, поскольку это необходимо малышу просто для выживания, а для хорошего самочувствия ему нужно не менее 8 объятий в день. И, между прочим, не только ребёнку, но и взрослому.
Вот некоторые правила общения с детьми
- Нельзя никогда (даже в сердцах) говорит ребёнку, что он хуже других.
- Всегда говорите ребёнку правду, даже когда вам это невыгодно.
- Выражайте недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнком в целом.
- Оценивайте только поступки, а не самого ребёнка.
- Обнимайте вашего ребёнка не менее 4 раза в день.
Работа с понятием семья
- Что для вас семья?
Для меня семья - это самое главное и самое святое, что есть в моей жизни, ведь благодаря моей семье я родился на свет, и я им многим обязан за это! Семья у меня всегда ставится на первый план и всегда для меня очень много значит! Семья - это то, что я не могу никак бросить! Я люблю свою семью, и это самое ценное, что есть у меня!
Педагог просит родителей в следующем задании вспомнить о родственных связях, существующих в семье, кто кем приходится.
Родителям раздаются карточки, на которых написаны слова:
(Свёкор, свекровь, сноха, деверь, золовка, шурин, свояк, мачеха, отчим, зять, тесть, тёща, кума), также прилагается схема родственных отношений.
- В следующем задании вам потребуется вспомнить о родственных связях, существующих в семье, т.е. кто кому кем приходится.
- Пожалуйста, возьмите листочки желтого цвета. Вы должны будете объяснить значение слова и отгадать загадку. У каждой группы своё задание. На выполнение этого задания – 4 минуты.
ЗАДАНИЕ
Объясните значение слова деверь и отгадайте загадку:
В одной семье 2 отца и 2 сына. Сколько это человек и кто они? (Дедушка, отец и сын)
ЗАДАНИЕ
Объясните значение слова свояченица и отгадайте загадку:
Сын отца моего, а мне не брат. (Это я)
ЗАДАНИЕ
Объясните значение слова золовка и отгадайте загадку:
Шли две матери, две дочери, да бабушка с внучкой, а всего их трое. Как это может быть? (Мать, дочь, внучка)
ЗАДАНИЕ
Объясните значение слова шурин и отгадайте загадку:
У семерых братьев по сестре. Сколько всего сестёр? (1)
- Итак, время истекло. Пожалуйста, теперь начнет отвечать вторая группа, затем третья, четвертая и первая.
- А чтобы в будущем вы не забыли о родственных связях в семье, я раздаю вам памятки. (См. приложение 3)
Педагог раздает родителям памятки с родственными связями.
- Переходим к следующему заданию.
- Пожалуйста, возьмите листочки синего цвета. Из разрезанных на части пословиц составьте целые в течение 1 минуты.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
ЗАДАНИЕ
Составьте пословицы:
1. Глупа та птица,… которой гнездо своё не мило.
2. Не нужен клад,… когда в семье лад.
3. Не хвались отцом,… хвались сыном молодцом.
ЗАДАНИЕ
Составьте пословицы:
1. Добрые дети – дому венец, …. А дети худые – дому конец.
2. Кто родителей почитает, … тот вовек не погибает.
3. На что и клад, … коли в семье лад.
ЗАДАНИЕ
Составьте пословицы:
1. Русский человек … без семьи не живёт.
2. Братская любовь … пуще каменных стен.
3. Где любовь да совет, … там и горя нет.
ЗАДАНИЕ
Составьте пословицы:
1. Семья без детей, ….. что дерево без корней.
2. Без хозяина дом – … сирота.
3. Нет милее дружка, … чем родная матушка.
- Итак, просим ответить третью группу и т.д.
Ожидаемый результат
Осмысление родителями понятий «дом», «семья», «родственные связи».
III ЭТАП: ИЗУЧЕНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ
- Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – близкие и родные люди. Те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.
- Семья – как маленькая Вселенная; создать хорошую семью нередко бывает труднее, чем написать книгу, сделать открытие. Человек рождается, растёт, взрослеет, стареет и в свой срок уходит из жизни. И никому ещё не удавалось разорвать этот круг. Человек уходит, а дети его остаются, и если он, даже не совершал никаких открытий, а просто достойно прожил свою жизнь, он заслужил того, чтобы о нём помнили его дети, внуки, правнуки.
Педагог прикрепляет на доску табличку со словом семья.
Генеалогическое древо семьи.
- Память. Без неё человек не может жить. Память есть у растений, камня, сохранившего отпечатки доисторических животных. Память – то, что связывает нас со своими корнями. Существует такое понятие, как родословная семьи. Знать свою родословную очень важно, потому что она – связь между прошлым, настоящим и будущим.
- Что нам поможет вспомнить о прошлом, присмотреться к настоящему?
(Семейные фото и генеалогическое древо)
- Кто может сказать, что значит генеалогия?
Педагог выслушивает ответы родителей и вывешивает на доску табличку со словами генеалогическое древо семьи.
- В переводе с греческого слово «генеалогия» означает «родословная». Это сообщающиеся сосуды: что выливается из одного, вливается в другой, затем в третий – и так до бесконечности, пока будем жить и помнить об этом.
«Древо жизни» соединяет в единую цепь разные поколения, символизируя идею бессмертия рода. На Руси считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена. Великий русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин писал: «Государственное правило ставит уважение к предкам в достоинство гражданину образованному».
Основатель рода помещался внизу, подобно корню, на стволе – его прямые потомки. Например, корень – прадед, выше по стволу – дед, ещё выше – отец и т.д. А на ветвях – более дальние родственники (дяди, тёти, племянники, двоюродные братья и сёстры).
Генеалогическое древо рода, художественно оформленное в красивую рамку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род.
- А чтобы каждая семья смогла создать такое же древо, я вам в помощь раздаю памятки по созданию генеалогического древа семьи.
Педагог раздает памятки родителям.
- Кто может назвать своих прадедов и прабабушек?
- Кто продемонстрирует своё древо?
Семьи-участницы рассказывают о своих родословных, демонстрируя их. Рассказы сопровождаются показом семейных фото, схем.
- Попробуйте дома с детьми проследить историю своего рода, подробно опросите всех родственников. В этом вам поможет памятка «Как правильно вырастить дерево» См. приложение 2.
Герб семьи.
- Представьте, что ваша группа – члены одной семьи. Попытайтесь создать проект герба своей семьи. На ваших столах лежат памятки, которыми вы можете воспользоваться. Возьмите конверт, на котором написано: «Герб семьи». На выполнение задания – 5 минут.
Каждой группе заготовлены конверты «Герб семьи», в которых – шаблоны щитов разных цветов и картинки с изображениями различных предметов.
Родители в группах составляют герб предполагаемой семьи, выбирая для этого щит такого цвета, значение которого присуще их семье, выбирают гербовые фигуры, ориентируясь на то, что они символизируют.
- Итак, время вышло. Прошу представителя от группы прикрепить получившийся герб на доску.
Родители представляют свой герб и объясняют, почему они создали его именно таким.
См. приложение 1.
- Какой может быть девиз вашей семьи? («Моя семья – моя крепость». «Держаться вместе».)
- Думаю, в процессе поисков вы узнаете много интересного о своей семье и о себе, погрузившись в увлекательный мир генеалогии, вы станете духовно богаче.
Рассказ о семейных традициях.
Семейные традиции.
- Ничто так не сближает членов семьи, как семейные традиции.
Педагог прикрепляет на доску табличку со словами семейные традиции.
- Сколько прекрасных традиций живет в семьях! В каждой семье есть свои предания, интересные истории о жизни предков.
Выступает подготовленная семья.
- В каждой семье есть старинные реликвии, вещи, которые бережно хранятся и передаются из поколения в поколение. Представьте свои семейные реликвии и расскажите о них.
Выступает заранее подготовленный родитель.
- Какие семейные обычаи, традиции приняты в вашей семье?
- Как в вашей семье отмечают праздники?
- Если семейные обычаи не представляют собой ограничения, а несут радость и удовольствие, это даёт детям крепкое чувство семьи, даёт заряд оптимизма и внутреннего тепла на всю жизнь.
Об этом нам расскажут наши семьи-участницы.
- Поделитесь, пожалуйста, с нами.
- Существовали в вашем роду династии, которые прославили наш замечательный город, расскажите о них.
Родители рассказывают о династиях в их семьях. (Династии липецких врачей, военных, металлургов и т.д.)
Конкурс «Фирменное блюдо семьи».
- В старину говорили: «Красна изба пирогами».
- А какое традиционное блюдо принято в вашей семье?
Очень люблю, когда все собираются,
Белою скатертью стол накрывается,
Бабушка с мамою, папа и я,
Мы называемся вместе семья.
Одна из семей класса угощает всех участников своим фирменным блюдом.
Ожидаемый результат
Получение подробной информации о доме, семье, семейных традициях, ценностях, родословном древе.
Осмысление значимости рассматриваемых вопросов.
4 ЭТАП: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Итоговая беседа.
На доске – слова: дом, семья, генеалогическое древо семьи, семейные традиции.
- Вернемся к тому, о чем мы говорили сегодня.
- Какую семью можно назвать счастливой, что для этого нужно?
- Обратите внимание на доску, где расположены основные понятия собрания. Все это делает наши семьи прочными и счастливыми, имеющими крепкие корни.
- Многие со мной согласятся, что счастье семьи в детях. Они приносят радость и заботу, которые делают любовь между родителями более глубокой, осмысленной, полной. Вспомним слова Сухомлинского: «Ребёнок – зеркало семьи. Как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».
- Давайте заботиться друг о друге, передавать друг другу семейные ценности и традиции. Из семейных ценностей и традиций складываются традиции всего города.
Наш город растет, процветает, с каждым годом становится все красивее. В городе регулярно проводятся традиционные праздники и гуляния для его жителей. В такие дни кажется, что жители всего города – это одна большая семья.
Ожидаемый результат
Осознание родителями необходимости выяснения значения семьи и семейных ценностей.
Литература:
Ответственные родители (приложение к пособию «Я – липчанин»)/ учебно-методическое пособие для учителей средней школы / Издание первое. – 96 стр. Липецк. 2011.
Настольная книга классного руководителя 1-4 классы /Л.И.Саляхова. – М.: Глобус. 2007.
Внеклассные мероприятия в начальной школе. Вып. 4/ Лободина Н.В. и др. – Волгоград: Учитель, 2007.
Аксёнов А.И., Генеалогия //Вопросы истории. 1972.
Арсеньев Ю.В., Геральдика. – Москва: ТЭРРА – Книжный клуб, 2001.
Бычкова М.Е., Что значит именно родные / - М.: Богор. Печатник, 2000. – 145с.
Интернет – ресурсы. http://www.fonstola.ru/
Запись песни «Родительский дом». Слова М.Рябинина, музыка В. Шаинского.
Приложение 1.
Картинки для создания герба семьи.
Приложение 2. Как правильно «вырастить» древо.
Чтобы качественно составить генеалогическое древо и проследить историю 5-6 поколений вашего рода, существуют 2 способа сбора информации: Устный (беседы с родственниками) Документальный (семейный архив). Возьмите листок бумаги и напишите имена всех родных, которых вы знаете и о которых слышали, сгруппировав их по поколениям. После этого постарайтесь собрать о каждом из них как можно больше информации. Например, семейные легенды, интересные случаи из жизни, рассказанные ими или общими знакомыми. Эта информация даст вам возможность понять дух того времени и мотивы их поступков. Все данные нужно обязательно записать. Детали, которые вы узнаете, даже кажущиеся вам незначительными, могут послужить толчком к дальнейшему поиску.
Изучите документы, которые хранятся в семейном архиве. Это дневники, письма, записные книжки, альбомы с фотографиями (всегда обращайте внимание на надписи с обратной стороны снимка), вырезки из газет. Отмечайте для себя все имена, даты, места жительства и родственные связи. Чтобы не запутаться, начинайте одновременно вести свою родословную роспись (запись всех известных вам родственников, особенно прямых, по поколениям) и составлять восходящую таблицу, в основе которой будете вы. Поместите на самый верх собственный «листочек», а дальше раскладывайте их по иерархии. Под вами ваши родители, их связываете вы. Под ними – бабушки и дедушки. Продолжайте «растить» деревце, пока не «привяжете» к нему всех своих родных. Потом можно переключиться на родственников мужа. Следующим шагом будет слияние этих двух деревьев и присоединение к ним ваших детей. Если в таблицах обнаружились пробелы и информации не хватает, то имеет смысл попросить ваших родственников заполнить пустующие места, которые известны им.
Если же данных по-прежнему не хватает, отправьте запрос в один из архивов. Там работают высококлассные ученые, специалисты по генеалогии, которые защитили диссертации по разным аспектам этой темы и внесли большой вклад в развитие отечественной науки.
Приложение 3. Памятка «Схема родственных отношений»
Родственники со стороны мужа:
Свекор - отец мужа
Свекровь - мать мужа
Деверь - брат мужа
Золовка - сестра мужа
Невестка, сноха - жена брата мужа
Родственники со стороны жены:
Тесть - отец жены
Теща - мать жены
Шурин - брат жены
Свояченица - сестра жены
Свояк - муж сестры жены
Молодая жена: Молодой муж:
Невестка или сноха – отцу и матери мужа Зять – отцу и матери жены
Невестка или сноха – брату и сестре мужа Свояк или зять – брату и сестре жены
Невестка или сноха - жене брата мужа Свояк – мужу сестры жены.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ