«Семь грецких орехов» 9 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

г. Урая Тюменской области









Внеклассное мероприятие по химии 9 класса

«Семь грецких орехов»











подготовила

учитель химии и биологии

Глухих Светлана Анатольевна
















г. Урай

2011г.

«Семь грецких орехов» (слайд № 1)


Методические рекомендации: внеклассное мероприятие под таким названием проводится для учащихся 8 - 9 классов. Перед началом внеклассного мероприятия кабинет оформляется красочными тематическими стенгазетами. Судит жюри.

Мероприятие включает 7 конкурсов: 1 конкурс – «Корзина вопросов», 2 конкурс – «Что лишнее?», 3 конкурс – «Я рисую натюрморт», 4 конкурс – «Стоп кадр», 5 конкурс – «Загадки», 6 конкурс – «Конкурс капитанов», 7 конкурс – «Эстафета».

Между 3 и 4 конкурсами проводится конкурс болельщиков.



Образовательные задачи:

  • закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках биологии, химии, географии;

  • вовлечение в словарный запас биологических, химических и географических слов и выражений;

  • развитие коммуникативных навыков;

  • осуществление межпредметных связей.


Коррекционные задачи:

  • развитие памяти, внимания;

  • развитие образного мышления;

  • развитие творческого воображения;

  • развитие восприятия;

  • повышение самооценки, снижение тревожности.


Воспитательные задачи:

  • воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;

  • развитие творческих способностей учащихся;

  • самореализация личности подростка в коллективе через внеклассную деятельность.


Цель данного мероприятия:

  • расширить интеллектуальный кругозор учащихся;

  • способствовать формированию умений логического мышления, навыков самостоятельности, умений самореализации.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедиа проектор, 3 воздушных шарика, 9 кеглей, 7 грецких орехов.




"Чтобы добраться до ядра грецкого ореха, нужно расколоть его скорлупу!"

(Восточная мудрость) (слайд № 2)


Ход мероприятия

Ведущий: "Добрый вечер, дорогие друзья!" Сегодня мы попытаемся добраться до вершин знаний, спрятанных в ядре грецкого ореха, расколов его скорлупу. А чтобы сделать это, вам потребуются знания из наук: биологии, химии. Следить за происходящими событиями будет компетентное жюри. В состав жюри входят (идет представление жюри). Итак, мы начинаем. Ядро грецкого греха надежно защищено окружающей его плотной скорлупой. В нашей корзине 7 грецких орехов - по числу проводимых конкурсов. Задача каждой команды - расколоть как можно больше орехов и набрать максимальное количество баллов.

Конкурс 1. «Корзина вопросов» (слайд № 3)

Ведущий: Каждой команде предлагается для разминки по 3 вопроса из области химии, биологии. На обдумывание отводится 10 секунд. Если команда не дает ответа, заработать может его команда соперница, давшая правильный ответ. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Вопросы 1 команде: (слайд № 4)

  1. Какое озеро на территории России самое большое? (оз. Байкал)

  2. Кто из животных бежит со скоростью на коротких дистанциях около100 км в час? (гепард)

  3. Какого цвета оксид меди (II)? (черного)

Вопросы 2 команде: (слайд № 5)

  1. Какой материк считают самым сухим? (Австралия)

  2. Сколько хромосом в клетках человека? (46)

  3. Какого цвета сульфат меди (II) (медный купорос)? (синий)

Вопросы 3 команде: (слайд № 6)

  1. Какой материк считают самым большим? (Евразия)

  2. Какое химическое название имеет витамин С? (аскорбиновая кислота)

  3. Кто создал эволюционную теорию развития живых организмов? (Ч. Дарвин)

Вопросы 4 команде: (слайд № 7)

  1. Сколько всего материков? (6)

  2. Где обитаю яйцекладущие млекопитающие? (Австралия и прилегающие острова)

  3. Кто открыл Периодический закон химических элементов? (Д.И. Менделеев)


Жюри оценивают первый конкурс и выставляют первые оценки.




Конкурс 2. «Что лишнее?» (слайд № 8)

Ведущий: Пока жюри подсчитывает заработанные командой баллы, я предлагаем расколоть 2 грецкий орех. Следующий второй конкурс называется: " Что лишнее?" На карточках написаны ряды слов. В каждом ряду есть одно лишнее слово. На карточке вы указываете класс и подчеркиваете лишнее слово. Карточки сдаете жюри. За каждое правильно выделенное слово вы получите по 2 балла.

1 ряд слов: летучая мышь, голубь, страус, бабочка, белка- летяга

2 ряд слов: пчела, муха, медведка, колорадский жук, саранча

3 ряд слов: сера, цинк, хлор, азот, кислород

4 ряд слов: степь, пустыня, тропики, огород, тундра


После конкурса делается проверка и объясняется, почему эти слова являются лишними. (слайд № 9)


Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.


Конкурс 3. «Строгой химички» (слайд № 10)

Ведущий: Итак, 2 грецких ореха расколоты, на очереди- 3 орех. Скорлупа этого ореха очень прочная, чтобы ее расколоть потребуются усилия каждого участника команды. Я прочитаю вам шуточное стихотворение «Правила игры от очень строгой химички». Ваша задача нарисовать комикс с правилами ТБ и поведения в кабинете химии.

Конкурс 4. «Великие химики». (слайд № 11)

Вопросы : «Великие химики»

Этап проходит в форме аукциона. Максимальное количество баллов, которое может набрать команда, - 5, при условии, что по первой же подсказке называет имя ученого-химика. При использовании второй подсказки - 4 баллов, и так далее до 0.

№/№

Баллы

Подсказка

1

5

Этот российский ученый родился 8(19) ноября в д.Денисовка в семье помора. В 19 лет ушел учиться. С 1731 года учится в Славяно-греко-латинской академии в Москве, с 1735 в Академическом университете в Санкт-Петербурге, в 1736-41 в Германии.

2

4

Основоположник металлургии в России, организовал производство стекла /ныне это Ленинградский фарфоровый завод/, занимался мозаикой. Из его 40 работ сохранилось 23. Они находятся в Русском музее, Эрмитаже, Историческом   музее.

3

3

Ученый – естествоиспытатель, энциклопедист, основоположник физхимии; поэт, заложивший основу современного русского языка; художник, историк,  поборник русского в науке, в просвещении.

4

2

Описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Подчеркивал важность исследования Северного морского пути, освоения Сибири.

5

1

Создатель первого в России университета и сам являлся университетом. За    открытие закона «Сохранение массы веществ и энергии»  был предан анафеме церковью. К тому же в  те времена ценилась борода, а   он был безбородый

Ответ: Михаил Васильевич Ломоносов.



1

5

Он родился 8 февраля в городе Тобольске в семье директора местной гимназии и был семнадцатым ребенком в семье.

2

4

Исследуя  верхние слои атмосферы, он в 1887 году один, без пилота, поднялся на воздушном шаре для наблюдения солнечного затмения.

3

3

Он с полным правом может считаться отцом химизации отечественной промышленности и сельского хозяйства. На основании детального изучения сырьевой топливной базы России он опубликовал ряд химико-экономических исследований и статей о необходимости подъема отечественной каменноугольной и нефтяной промышленности.

4

2

В своем труде “Основы химии” он впервые обобщил и систематизировал огромное число разрозненных химических фактов и наблюдений, заложив фундамент здания современной химической науки.

5

1

В 1869 году, в возрасте 35 лет, сделал великое открытие, суть которого в том,  что  “Свойства элементов и их соединений находятся в периодической зависимости от атомной массы элементов”.

Ответ: Дмитрий Иванович Менделеев




Жюри подводят итоги после конкурса болельщиков.

Ведущий: время на работу команд закончилось.Комиксы отдаем жюри.

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.


Конкурс 5. «Стоп - кадр» (слайд № 12)

Ведущий: А пока жюри подводит итоги конкурса, мы переходим к конкурсу " Стоп- кадр". Если команда справится с ним, то ей удастся расколоть 4 орех и еще на один шаг приблизиться к вершине знаний. Для участия в конкурсе приглашаются 2 человека. Перед вами 10 предметов. (слайд № 13) Вам предстоит за 1 минуту надо запомнить как можно больше предметов. За каждый угаданный предмет участник команды получает 1 балл.

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.


Конкурс 6. «Загадки» (слайд № 14)

Ведущий: А мы переходим к 5 конкурсу нашего вечера " Загадки". Вам предлагается по очереди отгадать загадки по биологии, химии и географии. За каждую угаданную загадку команда получает 1 балл, если команда не может ответить, то право заработать этот балл предоставляется следующим командам.

Загадки по биологии

  • Изба белена, а маковка зелена. (Берёза) (слайд № 15)

  • Вьётся верёвка, на конце - головка. (Змея) (слайд № 16)

  • Рот есть - не говорю, глаза есть - не мигаю. (Рыба.) (слайд № 17)

  • На ветках - плотные комочки в них дремлют клейкие листочки. (Почки.) (слайд № 18)


Загадки о химических элементах

Я светоносный элемент.
Я спичку вам зажгу в момент.
Сожгут меня – и под водой
Оксид мой станет кислотой. (P) (слайд № 19)

У меня дурная слава:
Я – известная отрава.
Даже имя говорит,
Что я страшно ядовит. (As) (слайд № 20)

Я – металл серебристый и легкий,
И зовусь “самолетный металл”,
И покрыт я оксидною пленкой,
Чтоб меня кислород не достал. (Al) (слайд № 21)

Прославлен всеми письменами
Металл, испытанный огнем.
Манил к себе людей веками.
Алхимик жил с мечтой о нем. (Au) (слайд № 22)

Загадки по географии.

Шар не велик, лениться не велит,
Если знаешь предмет,
то покажешь весь свет. (Глобус) (слайд № 23)

Море есть - плавать нельзя,
Дороги есть - ехать нельзя,
Земля есть - пахать нельзя
Луга есть - косить нельзя. (Карта) (слайд № 24)

По морю идёт, идёт, а до берега дойдёт – тут и пропадёт. (Волна.) (слайд № 25)

Не море, не земля,
Корабли не плавают, а ходить нельзя. (Болото) (слайд № 26)

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.


Конкурс 7. «Конкурс капитанов» (слайд № 27)

Ведущий: Наступает время одного из основных конкурсов вечера " Конкурса капитанов" Капитанам предстоит расколоть скорлупу предпоследнего 6 ореха. Им предстоит 2 задания. Я читаю вам Стихотворение Н.Огарева. Вам предстоит определить, о чем идет речь. С какой наукой это связано? (слайд № 28 )

В убогой келье в час ночной сидел монах один седой.

Свеча горела перед ним, он пальцем тощим и сухим в фолианте лист уж пожелтелый ворочал тихо и несмело.

Потом реторту робко взял и горн с усильем раздувал.
Кипела жидкость; смрад и дым носились в воздухе над ним.
Но труд, надеждою богатый, был тщетен, вновь - не вышло злата.

Еще бледнее стал старик и головой на грудь поник.
"Я целый век мой с юных лет жить для науки дал обет.
Я сердца сжал в себе движенья, отверг любовь и наслажденья.

Да судит Бог! Я не искал, когда я злато добывал, ни денег, ни людских похвал.
В природе лишь узнать желал я пульса каждое биенье и тайный ход всего творенья.

Трудился днем, не спал ночей! И черный лоск моих кудрей уже давным-давно сбежал, и ничего я не узнал!
К чему ж я был влеченью верен? Надежды нет - мой труд потерян!"

Старик средь гнева и тоски разбил реторту на куски;
и книгу сжег, и на пол пал, закрыл глаза и не вставал:
И только смрадный дым из горна над ним носился клубом черным.


Наука – АЛХИМИЯ, получение ФИЛОСОФСКОГО КАМНЯ.

2 задание.

Ведущий: Вопросы 2 задания приносят капитанам от 1 до 5 баллов в зависимости от использованных подсказок. Ответ после первой подсказки оценивается в 5 баллов, после второй - в 4 балла и т.д.

(слайд № 29)

  • 5 баллов. Многокамерные раковины фораминифер, которые почти сплошным слоем покрывают море Лаптевых, состоят из соединений этого элемента.

  • 4 балла. В организме человека содержится примерно 1 кг этого элемента.

  • 3 балла. Потребляя молоко, мы примерно на 80 % удовлетворяем потребность в этом элементе.

  • 2 балла. Его можно обнаружить в " сталактитовом" лесу среди " сталагмитовых деревьев"

  • 1 балл. Соединением этого элемента мы пишем на доске. (кальций)

(слайд № 30)

  • 5 баллов. В организме человека его содержится около 3 г, преимущественно в жидкой соединительной ткани.

  • 4 балла. По распространению в земной коре он уступает лишь кислороду, кремнию и алюминию.

  • 3 балла. Первоначально источником соответствующего этому элементу простого вещества были упавшие на Землю метеориты, которые содержали его в чистом виде.

  • 2 балла. Первобытный человек стал использовать орудия из этого вещества за несколько тысячелетий до н.э.

  • 1 балл. В честь этого элемента был назван целый период человеческой истории. (железо)

(слайд № 31)

  • 5 баллов. Образованное им простое газообразное вещество оказывает сильное раздражающее действие на слизистую оболочку глаз и дыхательную систему.

  • 4 балла. Входит в состав некоторых гербицидов, пестицидов и инсектицидов.

  • 3 балла. Простое вещество представляет собой двухатомные молекулы желто-зеленого цвета.

  • 2 балла. Войска Антанты и германские войска применяли это вещество в боевых действиях.

  • 1 балл. Соединение этого элемента используют для дезинфекции воды в плавательных бассейнах. (хлор)


Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.

(слайд № 32)

Жюри объявляет результаты и подводит итоги.

(слайд № 32)

Используемая литература:

1. О.С. Габриелян «Химия» 9 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.

2. Г.И. Штремплер, Г.А. Пичугина «Дидактические игры при обучении химии», М.: Дрофа, 2003.

3. Картинки (автор и источник заимствования неизвестен)

4. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология: введение в общую биологию и экологию. 9 класс М.: Дрофа, 2008






8


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ