СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ: «Поговорим о толерантности»






СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ:



«Поговорим о толерантности»














Выполнил:

Красильникова В. И.,

социальный педагог МБОУ Школы-интерната№1























г. Саров, 2014




Структура проекта

  1. Введение (пояснительная записка).

  2. Целеполагание:

Цель:

Привлечение внимание школьников к актуальной проблеме данной группы.

Включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по воспитанию терпимости к чужому образу жизни, поведению.


Задачи:

Повышение общего уровня культуры школьников за счет получения дополнительной информации.

Формирование навыков «разумного социального» поведения в группе.

Совершенствование полезных социальных навыков и умений.


  1. Структурно- функциональное обоснование.

  2. Содержание и механизм реализации проекта.Составление плана работы.

  3. Анализ и оценка выполнения намеченного плана.

  4. Подведение итогов, коррекетировка реализации проекта. и оценка результативности. Уважение, принятие и правильное понимание форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.



«Жизнь в условиях многообразия является одним

из источников серьезных проблем для общества,

в котором подрастают наши дети…»

(Федерико Майор генеральный

Директор ЮНЕСКО, 2001г.)





























1. Введение.

Воспитатели группы 10-классов оборонно-спортивного профиля МБОУ Школы-интерната№1 обратились за помощью к администрации школы. Они отметили, что в группе 10х классов между сверстниками напряженные отношения. Открытой вражды между классами нет. Но неприязнь друг к другу налицо.

Воспитатели считают, что это связано с тем, что группа состоит из двух 10-х классов разного направления. А, именно: 10а-21человек, составляют спортсмены с разных уголков России, они входят в хоккейную команду г. Сарова и занимаются в данной школе по индивидуальному графику и 10в – 21 человек, дети, занимающиеся непосредственно учебой и расширением своего кругозора в кружках дополнительного образования – это коренные жители г. Сарова.

Учащиеся 10в класса находятся в школе-интернате с 7.00 понедельника до 14.00 субботы. С 14.00 субботы до 7.00 понедельника они находятся дома, со своими родителями. По необходимости эти дети могут бывать дома и среди недели.

Учащиеся же 10а класса посетить своих родителей могут только в каникулы, если в каникулы нет игр. Эти ребята имеют в руках всегда наличные деньги, т.к. обеспечить свои потребности в свободное от учебы и тренировок время кроме них никто не может. Также, отправляя данных детей в г. Саров, родители подарили им дополнительную технику, как ноотбуки, планшеты, дорогие телефоны, чтобы скрасить их отдаленность от дома.

Чтобы выяснить степень напряженности в данной группе администрацией школы было дано задание в течение месяца провести диагностическую работу психологу школы. Воспитателям, соць педагогу через индивидуальную, групповую работу составить объективное представление об уровне неприятия в группе. сделать соответствующие выводы, помочь ликвидировать силами всех учащихся данную проблему.

Для выявления данной проблемы проведено:

  1. индивидуальные беседы с учащимися, педагогами, родителями силами педагогов, социального педагога;

  2. диагностика группы по «Шкале принятия других» (Фейя),

«Диагностика способности к эмпатии» (А Мехрабиен, Н. Энштейн), диагностика «Описание поведения» (К Томас).

Таким образом проблема эмпатии детей была выявлена. Были выявлены и основные причины настороженного отношения между группами.

Результаты данных исследований были доведены до сведения администрации.

Для ликвидации данной проблемы в школе была создана комиссия (администрация + специалисты) перед которой была поставлена цель:

Привлечение внимание школьников к актуальной проблеме данной группы.

Включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по воспитанию терпимости к чужому образу жизни, поведению.

И задачи:

Повышение общего уровня культуры школьников за счет получения дополнительной информации.

Формирование навыков «разумного социального» поведения в группе.

Совершенствование полезных социальных навыков и умений.

Социальному педагогу подготовить методический материал, по вопросу, что такое толерантность.

При изучении методического материала по пониманию что такое толерантность выявилось 3 феномена толерантности:

1. Естественная (натуральная) толерантность – открытость, любознательность, доверчивость, - свойственная маленькому ребенку и еще не ассоциирующаяся с качествами его «Я».

2. Моральная толерантность – терпение, терпимость, ассоциируемая с личностью ( «внешним «Я» человека).

3. Нравственная толерантность – принятие, доверие с сущностью или «внутренним Я» человека.

По моему мнению комиссии к данной группе больше подходила нравственная толерантность, которая построена на принятии человеком как окружающих, так и самого себя , на взаимодействии с внешним и внутренним миром.

Школьные классы являются микрокосмосом культурного многообразия. Главным требованием для поддержания здоровой атмосферы в группе должно стать взаимопонимание между учащимися классов оборонно-спортивного профиля и спортивного профиля.

Надо помочь школьникам выработать в себе понимание следующих принципов:

- помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих;

- объяснять, почему лучше всего решать проблему мирным путем;

-воспитывать положительное отношение к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать;

- развитие ответственности и способности каждого человека осмысленно применять общепризнанные нормы толерантности при принятии личных и общественных решений

- разнообразие людей украшает и обогащает жизнь;

- способствует процветанию социума;

Поэтому на основе исследований для воспитателей данной группы были поставлены ряд задач, направленных на преодоление данной проблемы, а также раскрывающие содержание работы по данной проблеме.

Для решения данной проблемы были проанализированы возможности других сотрудников школы социального педагога, психолога, зам по внекл. раб, врача.

Составлен совместный план работы на 2 полугодие 2012-13учебного года.


План работы на 2-е полугодие в группе 10-х классов оборонно-спортивного профиля

По толерантности



Кто

Цель

С кем

Результат

1

Воспитатели

(кл. руководи

тели)

Работа по сплочению коллектива

Вовлекать в интересы друг друга через КТД, совместную деятельность

-через классные мероприятия,

- индивид беседы (по необходимости)

-Совместные КТД

-Посещение футбола, хоккея одноклассниками – не спортсменами

- Проведение родительского собрания с темой: «Мы и наши дети»

Научить понимать друг друга, считаться с мнением одноклассников.

Научить сопереживать, сочувствовать, гордиться друг другом

Уметь извлекать пользу от общения со сверстниками разного уровня.

2

Соц педагог

Воспитание уважения мнения других
доброжелательность
желание что-либо делать вместе
понимание и принятие
чуткость, доверие, гуманизм

- Цикл классных часов о толерант

ности.

- Индив работа с отдельными учащи-

мися, родителями, семьями (работа по знакомству с нормативно- правовыми документами о правах и обязанностях и ответственности несовершеннолетних и их законных представителей в Российском обществе)

- Добиться уважения мнения других, понимания, принятия иного образа жизни сверстника ,
желание что-либо делать вместе
-Учить умению выходить из конфликта мирным путем.

- Знакомство с нормативно- правовыми документами о правах и обязанностях и ответственности несовершеннолетних и их законных представителях

3

Психолог

Обучение способам

толерантного взаимо

действия между людьми разных взглядов, конструктив

ного решения конфликтов с целью предотвращения критических ситуаций

- Классные часы по толерантности. Моделирование ситуаций, мозговой штурм.

-Инд. занятия с отдельными уч-ся

-тренинговая работа в малых группах,


-Помочь детям мирным способом разрешать конфликты,

- умение понять и принять того, с кем ты находишься в коллективе.


4

Зам. по ВР

Совместное участие учащихся разных категорий в общешкольных, городских мероприятиях

-КТД

- Культурные мероприятия школы.

- Городские мероприятия по гражданской и спортивной направленности.

Вырабатывать уважение друг к другу, сверстника,
желание что-либо делать вместе

5

Специалисты «Молодежного центра»

Обучение взаимопониманию, терпимости к окружающим

- Тренинговые занятия.

-«Круглые столы»

Учить, взаимопониманию, терпимости к окружающим

6

Врач О.У

Оказание консультации, законным представителям в обследовании (если в этом есть необходимость) своего ребенка.

-Индивидуальная работа с детьми и их законными представителями по мере обращения

Оказание консультации, законным представителям в обследовании (если в этом есть необходимость) своего ребенка.

В конце полугодия проводится психологом диагностика (по тем же диагностикам), цель которой – выявить результаты поделанной работы: что получилось, что не получилось.

Проведен анализ проделанной работы всех специалистов и полученных результатов деятельности. Подведены общие итоги проделанной работы и сделаны соответствующие выводы.

Воспитателям данной группы были даны рекомендации, которые они должны учесть при составлении плана воспитательной работы на следующий учебный год.

Приложение 1

Примерная тематика классных часов по толерантности.

Классный час№1: «Конфликт»

Цель: формирование представления о конфликтах и способах их решения.

  1. Составление синквейна.

Конфликт

Групповой, военный, сложный

Разрушает, возникает, разделяет

Конфликт – это столкновение интересов, мнений, взглядов

Двух и более лиц, который может появиться в виде ссоры,

Драки, военных действий.

Столкновение (ссора, драка, война)

ОБСУЖДЕНИЕ:

1.Что такое конфликт?

2. Что приводит к конфликту ?

3. Кто в него может быть вовлечен?

4. Сколько людей требуется, чтобывозник конфликт?

5. С чем могут быть связаны внутренние конфликты? (Что делать, слушать родителей, делать домашнее задание, или пойти гулять).

6. Участвовали ли ВЫ в конфликтах? Каким образом они были разрешены?

2 Групповая работа

Ведущий: Любой конфликт можно разрешить. Существуют разные типы разрешения ситуаций (запись на доске)

- с позиции силы,

- с позиции интересов,

-с позиции правил.

ЗАДАНИЕ: Рассмотрите ситуации. Предложите варианты окончания историй, если рассмотреть решение конфликтов с позиции силы, интересов, правил.

  1. Маше и Вите родители купили к празднику игрушки. Витя получил барабан, а Маша – дудочку. Сначала они были довольные подарками. Витя бил в барабан, а Маша играла на дудочке. Витя, прекратив играть, попросил Машу сделать перерыв. Маша отказалась, сказав, что барабанная дробь ей не мешает и она будет продолжать играть на дудочке. Витя рассердился и стал бить в барабан что есть сил. Поднялся ужасный шум. В дверь позвонили соседи…

2. Татьяна перед началом урока села на место, где всегда сидела Лена. Лена попросила ее уйти с места, но Татьяна отказалась. Завязалась драка, девочки стали толкать друг друга. В класс вошел учитель…

3. Из-за дружбы с девочкой из параллельного класса над вами стали подтрунивать одноклассники и даже обидно отозвались о ней. Ваш товарищ предложил прекратить дружбу с девочкой.

(можно использовать эпизоды из литературных произведений)

3.Задание к следующему занятию.В течение недели ведите дневник конфликтов, свидетелями которых вы станете. Определите вид конфликта. Опишите как он был разрешен.

4. Подведение итогов.

- Что такое конфликт?

- С каких позиций может быть разрешен конфликт?

Классный час №2: « Разрешение конфликта»

Цель: рассмотрение позитивных способов разрешения конфликта.

План

1. Упражнение : «Потребности и интересы».

2. Групповая работа: «Компромиссное решение».

3. Групповая работа: «Стили разрешения конфликтов».

Практические советы по разрешению конфликтов с помощью переговоров. Этапы разрешения конфликта.

4. Ролевая игра: «Переговоры».

5. Подведение итогов.

Классный час №3 «Примирение через сотрудничество».

Цель: формирование практических навыков ведения переговоров.

План занятия.

  1. Групповая работа: «Прийти к сотрудничеству».

  2. Упражнение: «Приглашение к сотрудничеству».

  3. Упражнение: «Имитация переговоров с участием медиатора».

  4. Подведение итогов.

Примерные классные часы по толерантности:.

Классный час «Воспитание толерантности»

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности ( согласно декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995г.)

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Толерантность – глобальная проблема, и наиболее эффективным способом формирования у подрастающего поколения является воспитание.

Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению

Сострадание

Принятие другого таким, какой он есть

Прощение

Толерантность

Принятие другого таким, какой он есть

Уважение прав других

Сотрудничество, дух партнерства

Милосердие, Уважение человеческого достоинства

Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:

Определение слова «толерантность»

В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;

Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Вопросы к учащимся:

  1. Какое из определений вам импонирует более всего?

  2. Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?

  3. А что же объединяет эти определения?

  4. Почему так актуальна толерантность в настоящее время?

Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия…

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…

«Перед вами две дороги, выбирайте»

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.

- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.

- Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

- А нам-то что? Он сам виноват.

- Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

- Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

- Я все равно подойду. – Девушка вырвала руку.

- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, - он попытался увести ее.

- Знаешь, что я… Да как ты можешь? Ему больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.

- Что с вами? – спросила она мужчину. – что с вашей ногой.

- я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».

- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, - у тебя нет «мобильника»?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда… Она поднялась и приблизилась к парню.

- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.

- У вас открытый перелом, - проговорила она. – Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро подошла к телефонному аппарату.

- Девушка! – окликнул ее мужчина – Спасибо вам! – Девушка обернулась и улыбнулась.

- Вы обязательно найдете себе счастье.


Вопросы к учащимся:

  1. Почему молодой человек отказался помочь?

  2. Как бы вы поступили в этом случае?

  3. Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

  4. Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

Есть два пути развития личности:

  • Толерантный

  • Интолерантный

Работа учащихся по группам

Учащиеся класса делятся на две группы. Первая группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, вторая – черты, присущие интолерантной личности.

Толерантная личность

Интолерантная личность

уважение мнения других
доброжелательность
желание что-либо делать вместе
понимание и принятие
чуткость, любознательность
снисходительность
доверие, гуманизм

непонимание
игнорирование
эгоизм
нетерпимость
выражение пренебрежения
раздражительность
равнодушие
цинизм
немотивированная агрессивность


Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Сказочка о счастье

На свете жил один король,
Богатый и могучий.
Всегда грустил он. И порой
Бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал,
А счастья он не ведал!

Но вечно хныкать и тужить
Бедняге надоело.
Вскричал король: «Нельзя так жить!» -
И с трона спрыгнул смело.
Да вмиг порушить свой удел
Не в королевской власти?

И вот король в карету сел –
И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета быстро катится.
Постой-ка, кто там на пути?
Девчонка в драном платьице.

- О, всемогущий мой король,
Подать хоть грошик мне изволь.
- Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчится наугад
Бог весть в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат,
Израненный, оборванный.

- О, мой король, - вскричал солдат, -
Тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой
Меня ты в услужение,
Я за тебя стоял горой,
Я, право, бился, как герой,
Я выиграл сражение.

- А ну, служивый, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха.

- Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.
Мой дом – вон, видишь, за горой,
С утра ушла далеко я.
Ношу из леса я дрова –
Тяжелая работа.
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто-то…

- А ну, старуха, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…

Вот лето кончилось. Жара
Сменяется ненастьем.
Король торопит:
- В путь пора,
Еще немного – и ура!
Свое настигну счастье!

И все бы кончилось бедой –
Сомнений в этом нету.
Да старец с белой бородой
Остановил карету.
Перекрестившись, не спеша,
Торжественно и строго
Сказал: «Заблудшая душа,
Король, побойся Бога!

Ты ищешь счастье для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но, только ближнего любя,
Найдешь ты счастье это.
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня,
Дитя согрей и накорми,
Солдата в сторожа найми,
Все это сделай, но сперва
Старушке ты поможешь:
Из дома довезешь дрова,
Распилишь и уложишь…»

Тут вышла полная луна.
И осветила путь она.
Нелегкий путь, обратный путь.
Путь к счастью, не куда-нибудь.
Король поныне во дворце
Всем людям помогает.
И счастье на его лице,
Как ясный день, сияет!


Вопросы к учащимся:

  1. Как бы вы назвали поведение короля в начале истории?

  2. Как вы думаете, почему изменился король?

  3. Всегда ли в жизни происходят такие изменения?

  4. Чему нас учит эта сказка?

Вывод. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.

Составить с учащимися правила толерантного общения. Например:

  1. Уважай собеседника.

  2. Старайся понять то, о чем говорят другие.

  3. Отстаивай свое мнение тактично.

  4. Ищи лучшие аргументы.

  5. Будь справедливым, готовым принять правоту другого.

  6. Стремись учитывать интересы других.

Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?

Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

  • любовь;

  • прощение;

  • терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.


Приложение 2

Классный час «Толерантная личность»

(воспитание толерантности: приемы для групповой работы)

«Прийти вместе – это начало,

остаться вместе – это развитие,

работать вместе – это успех»

Г.Форд

(При работе в группах необходимо брать уч-ся из противоположных классов)

Цели:

  1. Улучшение психологического климата в классе.

  2. Создание условий для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению).

  3. Повышение уровня коммуникативной культуры учащихся.

  4. Преодоление и предупреждение социально-эмоциональных проблем у учащихся.

Задачи:

  1. Способствовать выработке активного неприятия любых форм дискриминации.

  2. Развить навыки социального поведения.

  3. Выработать принципы толерантного поведения.

Художественное оформление кабинета:

 1)На доске - плакат- схема: 

2) На стенде - дерево толерантности.

3) На стенде - определение толерантности.

«Толерантность» - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

4) На экране компьютера – слайды, которыми сопровождается классный час.

Вопрос для обсуждения:

Почему толерантность так актуальна в настоящее время?

Ведущий:

Сегодня наш разговор посвящен толерантности. Давайте лучше познакомимся со значением этого слова. Смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Я пришел в этот мир

Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в этот мир

Не для того, чтобы оправдывать мои надежды,

Не для того, чтобы отвечать моим интересам,

Не для того, чтобы соответствовать моим надеждам.

Потому что я - это я, а ты - это ты.

Но если мы встретились и поняли друг - друга-это прекрасно!

А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь.

«Молитва о встрече».

Ведущий:

Все мы разные, но все мы люди, что-то объединяет нас, в чем-то мы отличаемся, давайте подумаем, в чем мы похожи, а что делает нас непохожими на других.

Упражнение №1 «Сходства и различия».

На слайде слово «ЛЮДИ» делится на две половины «СХОДСТВА» и «РАЗЛИЧИЯ». Ученики называют и записывают сходства и различия людей.

Вопросы для обсуждения (открытые):

  • Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества?

  • Национальность влияет на взаимоотношения людей?

  • Какие религии вы знаете?

  • Разные вероисповедания объединяют или разобщают людей?

  • Как общаются между собой пожилые и молодые люди?

  • Как сказывается на общении с другими людьми наличие физических недостатков у человека?

Упражнение №2:

Участники делятся на пары и называют по 2 схожие черты и 2 отличающие их черты.

Вывод:

В каждом человеке можно найти не только отличные, но и схожие черты. О человеке судят по тому, какая у него внешность, профессия, вера, как он строит отношения в семье и с окружающими. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище и светлее. Это толерантный путь развития личности.

Упражнение №3. «Веселая компания».

Детям предлагается за 30 секунд объединиться в группы по различным признакам: пол, цвет волос, гороскоп, рост, цвет глаз и т.д. или упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…». У ведущего нет стула, он предлагает поменяться местами тем участникам, которые «утром позавтракали», «у кого длинные волосы», «кто получил сегодня пятерку» и т.п. Цель ведущего - занять освободившийся стул. Участник оставшийся без стула становится ведущим.

Вывод:

Все мы разные, что-то разъединят нас, а что-то обязательно объединяет.

Упражнение № 4, 5 (прием поиска толерантной позиции).

Игра «Волшебная рука»

Участники обводят на листе свою руку. Предлагается написать на пальчиках свои хорошие качества, а на ладошке – то, что хотелось бы изменить в себе.

Рисунки можно вывесить на стену.

«Жемчужина в раковине».

Каждый человек является носителем только ему присущих, индивидуальных позитивных качеств и достоинств, которые позволяют ему выстоять в любых, даже самых критических ситуациях. Предлагается отыскать в себе то, что является его наивысшим достоинством (поиск светлого пятна). Не стесняйтесь говорить о себе хорошо, хвалите себя, если вы можете найти в себе что-то хорошее, то и окружающие смогут увидеть это в вас. Чем чаще мы видим нечто хорошее в себе, тем больше мы видим хорошего в других.

Ведущий:

Люди различны, различна их культура. Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.

Упражнение №6.

Пары участников берут друг друга за руку и свободными руками делают бумажный самолетик.

Вывод:

Вы попытались договориться друг с другом, распределить, кто, что будет делать и выполнить сообща задание.

Отчужденность и враждебность в восприятии другой культуры – весьма распространенное явление в нашей жизни. Она возникает из-за боязни неизвестного, ожидания враждебности со стороны другой группы. Ощущения дискомфорта от вторжения «чужих» в привычную жизнь. Если узнать друг друга лучше, принимать других такими, какие они есть, быть терпимее, таких проблем не возникнет. Часто бывает так, что вы сталкиваетесь с непониманием, как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников. Это происходит потому, что нас разные люди воспринимают по-разному. Жизнь – это театр. У каждого свои жизненные роли - ученик, сын или дочь, внук, друг, сосед, одноклассник, пассажир, пешеход и т.д.

Разбил стекло. Мама скажет: «Он маленький не подумал». Сосед скажет: «Взрослый уже за свои поступки отвечать должен». Важно научиться распознавать эти роли, чтобы лучше понять человека.

Упражнение № 7 «Садовник».

Участникам предлагается вытянуть карточку с ролью садовника, учителя, повара, художника, поэта, музыканта, врача и описать яблоко так, чтобы другие догадались, кто ты.

Вывод:

Умение понимать и познавать других людей – это черта толерантного поведения.

Толерантный человек может найти доброе, подбадривающее слово каждому человеку.

Марка Лисянского

«Добрые слова». 

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались с вами.

А может, не слова – дела нужны?

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы. 

М Шехтер.

Немало встречается злого,

В любой человеческой судьбе,

А скажут лишь доброе слово-

И легче на сердце тебе.

Но доброе слово такое

Не каждый умеет найти,

Чтоб справиться другу с тоскою,

Невзгоды осилить в пути.

Нет доброго слова дороже,

Заветного слова того,

Но редко, друзья мои, все же

Мы вслух произносим его.

Добрые слова поддерживают человека в трудную минуту. Чтобы с самого утра у ваших друзей и близких было хорошее настроение,  делайте им комплименты.

Упражнение № 8 «Комплименты».

Давайте поиграем в игру «комплимент». Для этого встанем в круг, возьмемся за руки. Каждый придумывает комплимент соседу и произносит его, сосед благодарит его и делает комплимент своему соседу и т.д. (можно взять мяч и бросать его другим участникам с комплиментами, одно условие не выбирать одних и тех же участников).

Вывод:

Видите, нам приятно получать комплименты в свой адрес? Когда мы думаем, что нам говорить, мы перебираем хорошие черты соседа. Хотя мы можем знать и некоторые его отрицательные качества, мы не говорим о них, понимая, что и у нас есть что-то, что мы хотим в себе исправить.

Упражнение №9.

Сейчас мы разделимся на 2 группы и найдем черты присущие толерантной и интолерантной личности.

Толерантная личность

Интолерантная личность


Уважение мнения других

Доброжелательность

Желание что-либо делать вместе

Понимание и принятие

Чуткость, любознательность

Снисходительность

Доверие, гуманизм

Непонимание

Игнорирование

Эгоизм

Нетерпимость

Пренебрежение

Раздражительность

Равнодушие

Цинизм

Агрессивность


Вывод:

Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими.

Однако иногда бывает, что вы сталкиваетесь с проблемой, интолерантным поведением и не знаете, что делать. Встретившись с проблемой, сначала необходимо ответить на вопросы:

  • В чем заключается проблема?

  • Чем она вызвана?

  • Каковы возможные пути решения проблемы?

  • Какое решение вы можете предложить?

  • Кто вам может помочь?

Сейчас мы будем учиться решать сложные ситуации. Для этого разделимся на группы, и каждая группа будет обсуждать проблему, используя данные вопросы, а затем предложит найденные общими усилиями пути выхода из ситуации (остальные группы могут соглашаться, возражать и предлагать свои варианты).


Упражнение №10.

Итак, «Что делать, если…»:

  • Я переехал на новое место и пришел в новый класс.

  • Одноклассники «прикалываются» надо мной, моей национальностью и дают обидные прозвища.

  • Мне страшно от мысли, что завтра надо идти в школу, где у меня нет друзей.

  • У меня в голове только мысли о том, что я так немодно одет, и в классе «крутые» ребята со мной не дружат.

 

ДЕЛОВАЯ ИГРА «Я В ОТВЕТЕ»

Карта проблемы:

1. Сформулируйте как можно точнее и лаконичнее суть выявленной проблемы_____________________________________________

2. Кратко дайте историческую справку проблемы (когда и как возникла, какова причина возникновения, стороны, заинтересованные в разрешении проблемы)_______________________________________

3. Раскройте подробнее сущность проблемы_________________

4. Попытайтесь сформулировать негативные последствия проблемы________

5. Опишите существующие варианты разрешения проблемы_______________

6. Предложите свой путь разрешения проблемы _____________

7. Аргументируйте положительные стороны вашего предложения и его недостатки__________________________________________


Схема работы над проблемой:

Проблема

Ваша оценка

Предложения

Ваш путь






Ведущий (вывод):

  • Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это.

  • Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.

  • Важно не то, что мы говорили и во что играли, а то, что мы из него вынесем в реальную жизнь, как изменим отношения с людьми, с которыми встречаемся.

Упражнение № 10 (творческое задание).

Вырастим наше собственное дерево толерантности. Пусть наше дерево зазеленеет, и на нем распустятся листочки. Напишите на листочке свои пожелания, советы, что нужно сделать, чтобы наш класс, школа, город, страна стали пространством толерантности, то есть, чтобы отношения стали как можно более толерантными. А теперь приклеим их на дерево.

Возможные варианты:

  • Помогать друг другу, быть дружнее, защищать слабых.

  • Не ссориться, стараться понять друг друга

  • Не обращать внимания на национальность, вероисповедание, внешность, привычки

  • Больше общаться, узнавать друг друга

  • Уважать друг друга, стараться самому стать лучше


Можно предложить ребятам придумать и нарисовать эмблему толерантности.


Классный час Толерантность и мы: агрессия, как ей противостоять?

Цель:

предупреждение и преодоление агрессивного, конфликтного поведения подростков;

формирование чувства эмпатии, умение оценивать ситуацию и поведение окружающих;

обучение "ненаправленным" способам преодоления собственных отрицательных эмоций, состояний и приемам регуляции психического равновесия.


Ход занятия


I часть. Участники сидят в полукруге.


- Мы много говорим о здоровье, но часто о физической его стороне, а ведь немаловажно и психическое здоровье. Психическое здоровье – это основа успешного развития личности.


Современный мир очень активен, быстро меняется, меняются жизненные ценности, нравственные нормы. Все чаще встречаются люди с повышенной тревожностью, раздражительностью, агрессивностью.


- Сегодня мы поговорим об агрессии, попробуем разобраться в этой серьезной проблеме, определим причины и последствия агрессивного поведения.


Что же такое агрессия?


Агрессия – это поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда другим людям. (Видеоролик с ситуациями агрессивного характера).


Обсуждение.


II часть. Психологи выделяют несколько видов агрессивных реакций:

физическая агрессия – использование физической силы против другого лица;

вербальная – выражение негативных чувств через словесное содержание (угрозы, проклятия) и через форму (визг, крик);

косвенная – агрессия ни на кого не направленная;

раздражение – готовность, при малейшем возбуждении, к проявлению негативных чувств (вспыльчивость, грубость);

обида – зависть и ненависть к окружающим за реальные или вымышленные действия;

подозрительность – недоверие или убеждать в том, что другие люди планируют и приносят вред;

негативизм – открытое проявление недовольства чем-либо или кем-либо.


Давайте порассуждаем о том, как человек проявляет свою агрессивность?


Какие причины провоцируют вашу агрессивность? Что значит защитная реакция на страх?


Предлагаю посмотреть сценку «Сказка о страхе», которую подготовили ребята . (Показ сказки)


Что вы поняли из этой сказки? Что понравилось? Как найти выход из создавшейся ситуации?


Каковы на ваш взгляд последствия агрессивного поведения?


III часть. Каждый человек в своей жизни обязательно должен задать себе такие вопросы: «Для чего я пришел в этот мир? Что я могу сделать для того, чтобы изменить его в лучшую сторону? Хорошо ли, комфортно ли со мной тем, кто рядом?».


Необходимо отметить, что агрессия не всегда имеет цель приносить вред окружающим. Она может проявляться как самозащита. Она бывает нужна для защиты своих потребностей, собственности, прав, удовлетворения личных желаний, развивает познание, побуждает к необходимой конкуренции.


Но, чаще агрессия – это поведение, причиняющее боль, она приводит к возникновению эмоциональных конфликтов, формируют грубые черты характера.


Попробуйте сейчас ответить на вопрос «Готов ли я отказаться от агрессивного поведения уже сейчас?».


Наши ответы мы поместим на «Дерево добра». Если готовы отказаться от агрессивного поведения - прикрепите на крону дерева яблоки, если понимаете, что агрессивное поведение несостоятельно, но еще не совсем готовы от него отказаться – прикрепите цветы (из них обязательно вырастут яблоки), если считаете, что агрессия необходима, и от нее не надо избавляться – прикрепите листья.


- Мне интересен ваш выбор в любом случае, так как вы свободны в своем мнении.


(Участники делают выбор и аргументируют его)


IV часть. А пробовал ли кто-нибудь из вас рисовать агрессию? На что она похожа? Как ее можно изобразить?


На столах все, что нужно для рисования – попробуйте выплеснуть агрессию на бумагу.


Рисование (музыка)


Что чувствовали, когда рисовали? Раскройте свои ощущения.


Вы сейчас убедились, что можно выплеснуть свою агрессию, не разряжаясь на окружающих людей.


V часть. Есть разные способы преодоления агрессии, я вас с ними познакомлю.


Когда вам плохо, когда гнев пытается вырваться наружу, как необузданное чудовище, когда вы хотите избавиться от пугающих воздействий обиды, подозрительности, раздражения, представьте свечу, в пламени которой сгорает все плохое. Прислушайтесь к шуму воды, открыв кран, представьте, как вода смывает всю злость и агрессию, очищая вашу душу.


Включите приятную музыку, посмотрите любимые фотографии или насладитесь


картинами природы.


Упражнения на снятие негатива, агрессивности:

дыхание на счет 5 – 5 – 5 (вдох – пауза – выдох)

свеча

клубочек с пожеланиями, добрыми словами – скажите что-то хорошее своему соседу, передайте клубочек, держа нить в руке. Натяните нить, закройте глаза, почувствуйте себя единым целым, ощутите тепло надежного дружеского плеча. Каждый из вас важен и ценен в этой жизни!


- А теперь я вам предлагаю избавиться от агрессии, которую вы выплеснули на бумагу. Вы порвете свой листок и выбросите его в урну, без сожаления попрощавшись со своей агрессией и злостью.


VI часть. Рефлексия.


Что вы узнали сегодня нового? Чему научились? Что запомнилось, понравилось? Какие можете сделать выводы?


На прощание я хочу рассказать вам еще одну притчу.


«Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.


- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.


Один волк представляет зло – зависть, ревность, грубость, агрессию. Другой волк представляет добро – мир, любовь, верность, отзывчивость.


Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:


- А какой волк в конце побеждает?


Старый индеец улыбнулся и ответил:


- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».


Я очень хочу, чтобы после нашего занятия, у вас не было сомнения в том, какого волка в себе вам нужно кормить!


Спасибо вам всем за сотрудничество! Удачи и успехов в преодолении агрессии!

Список литературы:

1. Лопатина А., Скребцова М., Вершины мудрости. 50 уроков о смысле жизни: пособие для занятий с детьми среднего и старшего школьного возраста. – М.: Локус, 2003

2. Меттус Е., Турта О. Профилактика агрессивного поведения учащихся. Справочник классного руководителя № 8, 2006.

3. Молодцова В. Жестокость г. Учительская газета 20.03.2007г.

4. Ольшанская Е. Семейные корни детской агрессивности. Директор школы № 5, 1999

5. Фопель К., Сплоченность и толерантность в группе: психологические игры и упражнения. – М.,: Генезис, 2005

6. Шмаков С., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций. – М.: Новая школа, 1993

7. Щеколдина С. Тренинг толерантности. – М.: Ось-89, 2004

8. Классный руководитель. Научно-методический журнал, №4. – М.: 2004


Примерная диагностика толерантности

1

Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или в споре?»

Часто- 3 балла,

От случая к случаю – 2 балла,

Редко – 1 балл.

Вопрос: как вы обычно ведете себя в споре или в конфликтной ситуации?

Ответы:

    1. Угрожаю и дерусь.

    2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.

    3. Ищу компромиссы.

    4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

    5. Избегаю противника.

    6. Желаю во что бы то ни стало добиться своей цели.

    7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем – категорически нет.

    8. Иду на компромисс.

    9. Сдаюсь.

    10. Меняю тему.

    11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.

    12. Пытаюсь найти источник конфликта, понять, с чего все началось.

    13. Немного уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.

    14. Предлагаю мир.

    15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Обработка результатов теста:

Необходимо подсчитать баллы по данным показателям:

Тип «А» - сумма баллов под № 1,6,11.

Тип «Б» - сумма баллов под № 2,7,12.

Тип «В» - сумма баллов под № 3,8,13.

Тип «Г» - сумма баллов под № 4,9,14.

Тип «Д» - сумма баллов под № 5,10,15.


«А»- - это «жестокий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Это тип человека, который всегда прав.

«Б» - «демократичный «стиль. Придерживается мнения, что всегда можно договориться. Во время спора пытаетель найти альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе стороны.

«В» - «компромиссный стиль». С самого начала вы согласны на компромисс.

«Г» - «мягкий» стиль. Своего противника вы уничтожаете добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.

«Д» -«уходящий стиль». Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Тест №2 Коммуникабельны ли вы?

Это оценка степени общительности.

ИНСТРУКЦИЯ:

Да- 2 очка. Иногда – 1 очко. Нет – 0 очков.

1.Вам предстоит ординарная встреча. Выбивает ли вас ее ожидание из колеи?

2. Не откладываете ли вы визит к врачу до тех пор, пока станет уже невмоготу.

3. Вызывает у вас смятение или неудовольствие поручение выступать с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?

4. Вам предлагают выехать в командировку в город, в котором вы никогда не были.Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?.

5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?.

6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратился к вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-либо вопрос)?

7. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга.

8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть 1.000рубрей, которые занял несколько месяцев назад?

9. В столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазинге, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли вы отказаться от своего намерения, нежели встать в хвост и томиться от ожидания?

12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

13. У вас есть собственные, сугубо имндивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких «чужих» мнений на этот счет вы не принимаете. Это так?

14. Услыхав где –либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения пот хорошо известному вам вопросу предпочитаете ли вы промолчать и не вступать в спор?

15.Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

16.Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменном виде, чем в устной форме?

30-32 очка – вы явно не коммуникабельны, и это ваша беда, страдаете от этого больше всех сами. Но и близким людям с вами нелегко. На вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

2529 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, и , поэтому, у вас наверное немного друзей.. Новая работа и необходимость новых контактов, если не ввергает вас в панику, то надолго выводит вас и з равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но в вашей власти изменить эти особенности характера. При увлеченности вы ведь приобретаете полную коммуникабельность. Стоит только встряхнуться.

19-24 очка. Вы в известной степени общительны, в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы вас не пугают. И всеже с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно.

14-18 очков. Нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости, без неприятных переживаний, идете на встречу с новыми людьми.

В то же время не любите шумных компаний, чьи-то выходки и многословие вызывает у вас раздражение.

9-13очков. Вы весьма общительны, порой даже сверх меры. Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что иногда вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Иногда вспылите, но быстро отходите. Чего вам не достает, так это усидчивости, терпенья, отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, вы можете себя заставить не отступать.

4-8 очков. Вы, должно быть, «рубаха парень». Общительность бьет в вас ключем. Вы всегда в курсе всех дел. Любите принимать участьие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызывать у вас мигрень и даже хандру. Охотно высказываете мнение по любому вопросу, даже если имеете по нему поверхностное представление. Вы всюду чувствуете себя в «своей тарелке» . Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете довести его до конца. Поэтому окружающие относятся к вам с опаской и сомнением.

3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в любые дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно вы часто становитесь причиной разного рода конфликтов в вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для вас. людям трудно с вами.

23


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ