Сообщение по теме: «Развитие познавательного интереса у учащихся школ VIII вида при проведении Недели математики»

Сообщение по теме: «Развитие познавательного интереса у учащихся школ VIII вида при проведении Недели математики»

Современный этап развития общества выдвигает как перед массовой, так и перед коррекционной школой новые задачи. С особой силой ставится вопрос о поиске путей совершенствования учебной, воспитательной и внеклассной работы по мобилизации потенциала возможностей развития личности учащихся. Поэтому, одной из приоритетных задач коррекционной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции каждого учащегося, как в учебном процессе, так и во внеклассной работе. Социальная и трудовая адаптация учащихся с нарушением интеллекта – это основная задача коррекционной школы, поэтому большое значение в процессе подготовки учащихся к самостоятельной жизни приобретает тщательно продуманная и организационная система внеклассной работы по математике. Использование активных форм обучения является основой развития познавательной компетентности школьника. Активные познавательные способности формируются и развиваются в процессе познавательной деятельности, когда ребёнок не просто слушатель, а активный участник в познавательном процессе.

Достижению лучших результатов в развитии интересов умственно отсталых детей способствует раннее начало коррекционной работы с ними и использование эффективных методов и приёмов обучения, в том числе и во внеклассной работе. Трудности в усвоении учебного материала учащимися вспомогательной школы, нередко приводят к снижению их интереса к учению.

Особенно трудным и не интересным становится математика. Это и понятно, т. к. для овладения математическими знаниями необходимо умение отвлекаться, сравнивать, обобщать, а функция абстрагирования, обобщения у учащихся вспомогательной школы резко снижены. Характеризуя познавательные интересы учащихся вспомогательных школ, можно говорить об их диффузности и малодифференцированности. Интересы односторонне развиты и в них слабо выражен интеллектуальный компонент, интересы неглубокие, неустойчивые. В самом начальном периоде обучения у большинства учащихся вспомогательных школ отмечается отсутствие интереса к умственной работе, интеллектуальная пассивность, рассеянность, неусидчивость. Из этого следует, что педагог должен проводить работу над развитием познавательных интересов, специальную коррекционную работу начиная с младших классов. Развитие познавательных интересов учащихся коррекционных школ протекает по тем же закономерностям, что и у учащихся с нормальным интеллектом.

Однако, у аномальных детей проявляются своеобразные особенности их познавательных интересов, обусловленные наличием органического поражения центральной нервной системы, поэтому, лишь постепенно усложняясь от класса к классу, внеклассная работа по математике может приводить к развитию познавательных интересов. Правильно поставленная внеклассная работа в школе имеет большое образовательное и воспитательное значение. Она расширяет и углубляет знания, полученные на уроке, позволяет приобрести многие полезные навыки, а, следовательно, приближает обучение и воспитание к жизни. Суть внеклассной работы определяется деятельностью школьников во внеурочное время при организующей и направляющей роли учителя. В условиях перестройки социальной и экономической жизни общества сильно возрастает роль внеклассной работы в воспитании нового облика личности. Эта работа вносит вклад в такие качества личности, как инициативность, активность, способность к саморазвитию, самообразованию, поэтому внеклассная работа – это, с одной стороны, педагогическая система, обладающая целостными свойствами и закономерностями функционирования, а с другой – неотъемлемая часть отечественной системы образования. По этой причине перед методикой внеклассной работы по математике всегда стояла проблема взаимосвязи урочных и внеурочных занятий.

Внеклассная работа – это занятия с учащимися, проводимые во внеурочное время, для расширения и углубления знаний, умений, навыков, развития самостоятельности, индивидуальных особенностей учащихся. Во внеклассной работе можно уделить внимание, воспитанию и коррекции эмоционально – волевой сферы, нравственному развитию учащихся с недостатками интеллекта; формированию коллективизма, трудолюбия, взаимопомощи. Однако, в отличие от уроков, делается это на ином материале и иными путями. Внеклассная работа ведётся на добровольности учащихся с учётом их интересов. При всём многообразии форм, внеклассная работа по математике в коррекционной школе должна быть органически связана со школьной программой.

Цели внеклассной работы по математике требуют решения ряда задач: формирование познавательного интереса к предмету, развитие способностей учащихся, осуществление индивидуального подхода. Понятно, что учащиеся вспомогательных школ отличаются друг от друга по уровню общего развития, направленностью интересов, чертам характера. Игнорируя эти различия невозможно добиться успехов во внеклассной работе, поэтому принцип учёта индивидуальных особенностей учащихся является важным при организации внеклассной работы. Он позволяет учитывать уровни развития каждого ученика и, исходя из этого, корректировать все виды работ, проводимых с каждым ребёнком. Как и в обучении математике, так и во внеклассной работе, определяющим является содержание и форма работы, которая отбирается произвольно. Школа должна научить не только работать, но и культурно отдыхать, вот почему в коррекционной школе во внеурочное время следует большое внимание уделять занимательности, широко использовать игровой материал. В младшем школьном возрасте большое значение имеет эмоциональный компонент, в старшем возрасте – непосредственный мотив, идущий от самой деятельности.

Зная о недоразвитии познавательных процессов у учащихся с интеллектуальной недостаточностью, о снижении заинтересованности во внеклассной работе, требующей умственных действий и практических усилий, я проводила целенаправленную коррекционную работу по созданию первоначального интереса к ней. Для этого я использовала наиболее увлекательные виды деятельности, с широким кругом участников: математический кружок, беседы, тематические конкурсы, викторины, игры, игры – путешествия, олимпиады, включающие в себя разно уровневые задания, оформление выставок, выпуск стенных газет, КВН.

К каждому мероприятию я составляла свой сценарий с учётом психофизических, индивидуальных особенностей. Используя поощрение и стимулирование наиболее активных учащихся, я постепенно вовлекала их в деятельность на основе добровольного участия. В процессе внеклассной работы создавала условия для раскрепощения, творческого раскрытия личности. Внеклассная работа с учащимися приносит большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, мне приходится постоянно расширять свои познания по предмету, а это благотворно сказывается на качестве работы с учащимися. Занятия с детьми с недостатками интеллекта, в процессе внеклассной работы, также помогают успешнее решать стоящие перед школой образовательные, коррекционные и воспитательные задачи.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ