Совместное сотрудничество социального педагога с классными руководителями



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№2 городского округа

ЗАТО Светлый Саратовской области»













Совместное сотрудничество

социального педагога с классными руководителями

Подготовила

социальный педагог

Моджарова Татьяна Николаевна















ЗАТО Светлый 2011 г


Если сравнить функции, выполняемые классным руководителем и социальным педагогом, то они во многом сходны. Различия заключаются лишь в объеме реализации. В отличие от классных руководителей, которые практически всегда имеют  учебную нагрузку, у социального педагога на первом месте не обучающая и не образовательная функция.

Классный руководитель, является связующим звеном между учащимся и социальным педагогом. От него поступает первичный запрос и первичная информация о ребенке. В нашей школе  классные руководители в начале каждого учебного года заполняют социальный паспорт класса, в котором отражают статус семьи в которой проживает обучающийся, а такжу сводный лист по количеству неполных семей, малообеспеченных, многодетных,  неблагополучных семей, количеству детей оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой, проживающих не с родителями, инвалидов, детей с девиантным поведением, детей из семей чернобыльцев и детей из семей родителей-инвалидов. Все эти данные  затем составляют  социальный паспорт школы и банк данных различных категорий семей и детей. 

Чаще всего  классный руководитель обращается к социальному педагогу тогда, когда собственные меры воздействия на воспитанника и его семью не приносят желаемого результата.

Взаимодействие классного руководителя и социального педагога имеет своей целью совместное выявление причин возникающих у ребенка проблем и проведения социально-педагогической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.

Наиболее распространенные вопросы, с которыми обращаются классные руководители к социальному педагогу:

  • оказание помощи в социально-педагогическом обследовании ребенка, поскольку классные руководители не всегда могут самостоятельно собрать и проанализировать всю необходимую информацию в полном объеме;

  • своевременная поддержка детей, попавших в экстремальные ситуации (лишение родителей их прав, определение ребенка в госучреждения для дальнейшего его обучения и воспитания, сбор документов для направления детей и подростков в специальные воспитательно-профилактические учреждения и т.п.);

  • принятие мер воспитательного воздействия к ребенку в случае пропусков занятий;

  • взаимодействие в ходе работы с семьей ребенка;

  • получение какой-либо специальной информации или консультации.

Анализируя опыт взаимодействия  классных руководителей и социального педагога возможно выделить следующие общие проблемы:

  • организация воспитательной работы с детьми, направленной на формирование общей культуры личности, адаптацию к жизни в обществе, изучение психолого-педагогических особенностей личности и ее микросферы, условий жизни ребенка;

  • выявление имеющихся у детей проблем и трудностей, с одной стороны, и их интересов и потребностей – с другой;

  • своевременное разрешение конфликтных ситуаций;

  • оказание социальной помощи и поддержки учащихся;

  • способствование реализации прав и свобод детей и подростков, создание конкретной и безопасной обстановки в школе;

  • обеспечение охраны жизни и здоровья, пропаганда здорового образа жизни среди детей и подростков;

  • развитие демократических основ жизни детских коллективов;

  • поддержание партнерских отношений с семьей ребенка, совместное решение детских проблем;

  • взаимодействие с учителями, родителями, специалистами социальных служб и оказание помощи детям и подросткам, нуждающимся в опеке и попечительстве; с ограниченными физическими возможностями, а также попавшими в экстремальную ситуацию;

Исходя из совместно решаемых  проблем, можно назвать и общие формы работы:

  • совместные консультации, проводимые на основании данных социально-психолого-педагогической диагностики как  отдельных учащихся, так и классов в целом;

  • проведение  психолого-педагогических практикумов с детьми и их родителями, где обсуждаются вопросы нравственного развития детей, отклонения в поведении, их причины и пути преодоления, способы коррекции;

  • совместное проведение родительских собраний;

  • совместное посещение семей;

  • проведение совместных мероприятий.

Наиболее сложными вопросами и соответственно участками работы для классного руководителя является работа  с трудными детьми. Ведущую роль в ней занимает деятельность социального педагога. Классный руководитель выступает в качестве помощника и союзника в решении возникающих проблем. Работая с трудными детьми, социальный педагог проводит не только коррекционно-реабилитационную, но и профилактическую работу. В нашей школе  работа с этими детьми происходит следующим образом:   выявляются,   заносятся в банк данных, после неоднократного нарушения правил поведения и Устава школы ставятся на внутришкольный учет с последующим обследованием социальным педагогом и психологом при непосредственной помощи классного руководителя. При необходимости эти дети приглашаются вместе с родителями на заседания Совета профилактики, с ними проводятся профилактические мероприятия  не только специалистами школы, но и инспектором ПДН. В этой деятельности,  сотрудничество социального педагога и классного руководителя является залогом успеха.

Говоря о взаимодействии классного руководителя и социального педагога, необходимо отметить, что эффективность условий для нормального развития личности ребенка, формирование его индивидуальности и сплочения детского коллектива будет зависеть от реализации принципа комплексности в подходе к решению проблем учащегося, его семьи и классного коллектива.

Профессиональный диалог, сотрудничество и взаимопонимание – та основа, на которой должно строиться взаимодействие классного руководителя и социального педагога. Без этого невозможно достичь полноценного успеха в воспитании детей, разрешения возникающих проблем.
























Литература



1. Беспалова Г.М., Виноградова Н.М. Социальное проектирование подростка.

Как изменить отношения в школе. М., 2003;

2. Василькова Т.А., Василькова Ю.В. Социальная педагогика: учебное пособие.

М.: «Академия», 1999;

3. Кибирев А.А., Сеньчукова И.В. Организация деятельности школ

по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Хабаровск, 2004;

4. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебное пособие – М.: «Академия», 2000;

5.Социальная педагогика. / Под ред. В.А. Никитина. М., 2002.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ