Статья. Использование элементов здоровьесберегающей технологии - одно из средств активизации учащихся





Рыбина Ольга Николаевна.

МБОУ СОШ №1

с. Успенское Краснодарский край

учитель начальных классов

































Использование элементов здоровьесберегающей технологии - одно из средств активизации учащихся».


«Здоровье до того
перевешивает все

остальные блага,
что здоровый нищий счастливее больного короля»
А. Шопенгауэр.



Феномен здоровья можно рассматривать на телесном, психологическом, духовном и социальном уровнях. Из здоровья отдельных людей складывается духовное, нравственное и физическое здоровье поколения, нации, человеческого общества в целом, что, в конечном счёте, является воплощением законов существования Земли и Вселенной. Поэтому проблема здоровья не может рассматриваться как личное дело одного человека.

Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае все сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул. Практика обнажила: судя по статистике, лишь малая часть выпускников школы относятся к числу здоровых. Все чаще и чаще на страницах педагогической литературы встречаются тревожные цифры о состоянии здоровья подрастающего поколения, особенно о так называемых школьных формах патологии. Что происходит в наших школах сегодня?"... Из миллиона относительно здоровых детей приходящих в первый класс, уже через девять месяцев у каждого четвертого из них (это 250 тыс.) врачи фиксируют отклонения в работе сердечно-сосудистой системы. В России лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми. Половина имеет отклонения, 40% - хроническую патологию. Патология органов зрения у школьников - до 33%, ведущее место занимает близорукость. За время обучения число детей с близорукостью увеличивается в 5 раз, с нарушением опорно-двигательного аппарата - в 1,5 - 2 раза, с нервными заболеваниями - в 2 раза..." [5] Таким образом, каждому учителю, необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребенок, как правило, не здоров.

Начало школьной жизни – это серьёзное испытание для ребёнка. Ведь за очень короткий срок первокласснику необходимо привыкнуть к новому распорядку дня, усвоить новые требования, предъявляемые к нему, наладить контакты со сверстниками, и, наряду с этим, ребёнок должен получить определённые знания, развивая свои способности, формируя собственные ценности. Однако не только важно знать и понимать, что должен делать учитель на уроке, чтобы сохранить физическое, нравственное и психическое здоровье учащихся. Из опыта работы я поняла, что здоровьесберегающая направленность работы требует к себе более глубокого и сложного исследования, а так же требует разработки концепции, теории, технологии, и диагностических процедур оценки качества урока. То есть процесс организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный характер, поскольку, согласно данному Всемирной организацией здравоохранения определению, здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих  целостного здоровья человека  в деятельность нашего образовательного учреждения, в частности, в начальную школу, внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. К счастью, не перевелись энтузиасты, своими знаниями и действиями стремящиеся решить проблемы сохранения здоровья детей в детском саду и школе. К ним относится врач и педагог-новатор, доктор медицинских наук В.Ф.Базарный. Он является руководителем Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования в г.Сергиев Посад Московской области. В течение многих лет Виктор Филиппович изучал факторы вредного влияния на здоровье ребенка и создал действенную систему их преодоления, включающую гендерное обучение, духовное развитие и комплект специального оборудования школьных кабинетов. [1]

Под здоровьесберегающей образовательной технологией он понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования.

С 1 сентября 2006 года, работая с первоклассниками, я стала включать элементы здоровьесберегающий технологии В.Ф.Базарного в учебный процесс. Я определила тему по самообразованию: «Управление здоровьем школьников через здоровьесберегающую организацию педагогического процесса», познакомила родителей с методикой здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного, составила план внедрения элементов данной технологии в учебный процесс.

Прежде всего, в классе были созданы условия комфортной учебной среды. Классная комната укомплектована ростомерной мебелью, на стене нанесены зрительно-двигательные траектории в методике офтальмотренажей, изготовлено широкоформатное природно-экологическое панно, приобретены массажеры для стоп ног, оформлены игровые уголки. Во время урока в классе работает доска, стены, потолок, пол, пособия, размещенные на разном уровне. Словесный метод сменился на частично-поисковый и демонстрационный. Дети весь урок в движении. Такая организация учебно-воспитательного процесса позволила сделать уроки более интересными, разнообразными, нестандартными.

Доктор Базарный утверждает, что предпосылками нормального развития ребёнка является вертикализация позы в процессе обучения. Что собой представляет вертикализация позы? Это периодическая смена поз, в частности перевод детей из традиционной позы обучения сидя, в позу - стоя. Этот способ не требует никаких материальных затрат. Просто там, где это возможно на каком-то этапе урока нужно менять позу детей (сидя-стоя). Например, устный счет на уроке математики, виртуальные путешествия на уроках окружающего мира, чтение с пересаживанием на уроках литературного чтения и т.д. Владимир Филиппович считает, что через физические усилия, активность чувств формируется человек, его здоровье, нравственное и физическое. "Ребенок нормально растет, когда он на ногах». [1 ]

От сидения за партой в классе устает не только спина, но и глаза. Сохранение зрения — еще одна важная задача, которая стоит перед педагогами. Наш глаз — это сканер. Все образы, которые он «снимает», должны находиться в движении. Обездвиженный образ глаз не воспринимает. Или воспринимает в режиме отторжения. [4 ]

Профессор В.Ф. Базарный предлагает набор технических средств по обеспечению зрительно-поисковой активности в пространстве: схема универсальных символов (СУС), специальные, “бегущие огоньки, широкоформатное природно-экологическое панно.

На уроках происходит смена видов деятельности и смена источников информации. Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке использую схему универсальных символов (СУС). Это — комплект геометрических фигур в виде двух эллипсов, кругов и креста, размещенных на стене (на потолке). Каждый элемент фигуры имеет стрелку, указывающую на направление для перемещения глаз ребенка. Во время занятия учитель просит детей поднять голову и отследить глазами направление вперед-назад, по кругу, «нарисовать» глазами восьмерку. Смена ближнего зрения на дальнее способствует снятию напряжения с глаз, улучшает зрение. Для этого В.Ф. Базарный советует использовать специальные, “бегущие огоньки” размещенные по углам класса последовательно мигающие лампы, окрашивающиеся в разные цвета, включаемые через каждые 20 минут для тренировки координации тела, зрительно-моторной реакции и внимания учащихся. (Я использую лазерную указку) Дети встают и вместо обычной зарядки начинают поворачиваться из стороны в сторону, стараясь первыми увидеть огонек. Очень часто такая «игра» проводится по командам в поисках огоньков разного цвета. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма, вызывает небывалое воодушевление у детей и помогает снять напряжение учебного процесса. Такая зарядка для глаз помогает предотвратить развитие близорукости, а во многих случаях и исправить ее.

Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Существуют теснейшие функциональные связи между механизмами произвольной и непроизвольной регуляции дыхания и работой многих жизненно важных систем организма человека. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Поэтому я ввожу упражнения для выработки глубокого дыхания. Усиления выдоха, в сочетании с различными движениями туловища и конечностей. Выполняемые упражнения дают нагрузку мышцам. Которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствовать расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую или статико-динамическую нагрузку. Хоровое чтение – прекрасный отдых, оживляющий внимание. К.Д. Ушинский писал, что если учитель заметил, что «класс устал, рассеян, работает вяло, начинаются зевки, меленькие шалости», то достаточно предложить классу произнести какие-нибудь стихотворения, пословицы…Энергия возродится, и учащиеся начнут работать по-прежнему. [2 ] Важно приучать учащихся во время хорового чтения держать корпус выпрямленным, голову слегка приподнятой, что даст возможность соблюдать при чтении правильное дыхание, а учителю лучше видеть и слышать всех и каждого в отдельности.


Для улучшения кровобращения в нижних конечностях по методике В.Ф. Базарного используются массажные коврики. Массажный коврик для ног из естественных тканей — хлопка, шерсти с рядами крупных пуговиц или сплетенный из деревянных шариков. Сменная обувь, которая легко снимается с ног, позволяет детям становиться на подобный коврик во время занятий. Это усиливает кровообращение и, соответственно, стимулирует работу мозга.
Ежедневно на уроках использую широкоформатное природно-экологическое панно. Панно представляет собой изображение пейзажа в виде прямой и обратной перспективы, где с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты урока. Это повышает эффективность формирования основных характеристик продуктивного воображения, интегрирует слово и образ. Дети, подходя к такому панно, сочиняют целые рассказы, сказки, стараются говорить выразительно и... двигаются. Причем это не бесцельное движение — нарушение дисциплины, а осознанная увлекательная работа на уроке.

Введение в структуру урока физкультминуток, сочетающих различные упражнения, являются необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот. Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность. Учителю необходимо выработать 2-3 условных вербально-поведенческих знака, позволяющих быстрее и эффективнее переключать школьников в другой режим деятельности.

Однако, несмотря на доступное содержание уроков, применение разнообразных приемов и методов, соблюдение условий, обеспечивающих внимание и работоспособность в конце рабочего дня, у четверти учащийся проявляются явные признаки усталости. В этот момент необходимо переключить внимание учащихся, дать 1-2 минутки отдыха, юмора, благотворно действующих на них. Например, спросить: «Сколько шагов сделает воробей за одну минуту?», (Ни одного: воробей прыгает, а не шагает.), «Какие бывают камни в воде?» (Мокрые), «От чего утка плавает?» (От берега). «Если один петух закукарекает изо всех сил, то человек проснётся. Сколько петухов должно закукарекать, чтобы проснулись три человека?» (Тоже один петух.) Кроме того, провожу эмоциональную разрядку в начале урока и перед выполнением самостоятельной работы, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока. Для саморегуляции в начале урока предлагаю детям прочитать вслух: «Я в школе на уроке. Сейчас я начну учиться! Мне нравиться учиться! Я хочу учиться! Я как разведчик, всю замечаю! У меня всё получится!!! или «Я способен!», «Я со всем справлюсь!», «Мне нравиться учиться!», «Я – хороший ученик!», «Я хочу много знать!», «Я буду много знать!». Использую для этого интерактивную доску.

Обязательным предметом в технологии В.Ф. Базарного является детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке. С целью знакомства с фольклором, некоторые ученики моего класса посещают вокальный кружок в школе и в районном доме культуры, а половина учащихся обучаются в детской музыкальной школе. Для кабинета родителями класса была приобретена соответствующая аппаратура: телевизор, медиаплейер. Каждый утро я включаю для ребят их любимые детские песни. Ребята поют караоке. Хоровое пение поднимает настроение, сглаживает шероховатости в отношениях, сплачивают детский коллектив.

Важным аспектом оздоровления являются не только физические нагрузки, но и соблюдение норм нравственности. Честность в поведении, уважение к окружающим, целеустремлённость на занятиях – вот далеко не полный перечень качеств, которые помогут ребёнку стать более здоровым.

Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью учителя в начальной школе посвящают внеклассные мероприятия. Прежде всего, это система классных часов: беседы о том, как заботиться о своем здоровье, о вредных привычках, встречи с медсестрой школы, с работниками районной больницы, анкетирование среди родителей, различные тренинги, выполнение режима дня, правильное питание, уроки здоровья, а также активное вовлечение в спортивные мероприятия, походы, прогулки в лес. Много проходит праздников, на которых  решаются задачи  формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Традиционными стали мероприятия: «Мама, папа, я – спортивная семья», Неделя спорта, конкурс  «Лучший спортивный класс». Обучении учащихся не может идти в отрыве от обучения их родителей. Здесь я применяю на практике педагогический опыт работы учителей города Владимира. Ими разработана система занятий для учащихся и их родителей. На этих занятиях присутствующие расширяют свои знания по природоведению, экологии, ОБЖ. В результате ученики и родители узнают, что формирование здорового образа жизни включает в себя: физическое совершенствование, психическое здоровье, социальную безопасность, основы экономических знаний, правила гигиены и др. [3]

Внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества

Школа является особым образовательным пространством, в рамках которого происходит не только формирование социально адаптированной личности, ее профессиональное и гражданское самоопределение, но и формируется самая важная, базовая характеристика, обеспечивающая реализацию всех остальных – ЗДОРОВЬЕ.



Литература.

1. Базарный В.Ф. «Здоровье и развитие ребенка — экспресс-контроль в школе и дома». — М., 2005

2. С.В. Бутова. Оздоровительные упражнения на уроках.// Начальная школа 2006. №8 с.98-99.

3. Варламова С.И. «Здоровье наших учеников». // Начальная школа 2003. №2 с.65-66

4 .Зайцев В.Н. «Резервы обучения чтению».// Начальная школа 1990.№ 8

С.52-62

5. www.1september.ru









8


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ