Сценарий «ШАРМАН – ШОУ»
«ШАРМАН – ШОУ».
( музыкальная конкурсная программа )
Действующие лица:
Веселый Шарманщик,
Бабушка-шарманка,
Мамушка-шарманка,
Внучка-шарманка,
Звучит традиционная музыка шарманки.
Появляется Шарманщик. Но не старый и добрый, а молодой и прикольный.
ШАРМАНЩИК. Привет, ребята! Я старый, добрый шарманщик… Тьфу ты!
Вот привязалась фраза… По наследству передалась…
Я – шарманщик, и совсем не старый… а молодой! А молодость – это не порок. Это подарок… Который – эх! - со временем куда-то девается…
( Задумывается. )
И когда-нибудь я тоже стану старым и добрым шарманщиком, как мои отец и дед.
( Пауза. )
Но это «когда-нибудь». А пока мы живем – «не когда-нибудь», а сейчас! А «сейчас» - это миг. Помните, как в песне поется: «Есть только миг между Прошлым и Будущим – именно он называется Жизнь»…
Миг – это как мальчишка! Фьють – и нет его: удрал куда-то.
А у этого мальчишки есть сестрёнка, которую – как зовут?
( Пытается услышать ответ зрителей. )
Ну, если ее остановить – она всегда прекрасна?
( Слышит подсказ. )
Правильно! Это Мгновение!
А знаете – когда Миг и Мгновение останавливаются и никуда не убегают, а находятся рядом с нами и прислушиваются?
Это когда звучат песни… Хорошие песни.
Это мне мой дед говорил. Когда дарил свою шарманку. Крути, говорил, ее ручку: останавливай Время - радуй людей хорошими песнями.
Хотите, я вас познакомлю со своими волшебными шарманками?
Их у меня – целых три!
Одна мне досталась от деда.
( Звучит старинная мелодия.
Появляется Бабушка-шарманка. )
Я так и зову ее – Бабушка-шарманка…
Другая - от отца.
( Звучит мелодия в стиле ретро.
Появляется Матушка-шарманка. )
Это – Матушка-шарманка.
А третью шарманку я сделал сам.
Чтобы своему сыну подарить.
( Звучит мелодия современной детской песни.
Появляется Внучка-шарманка. )
Это Внучка-шарманка.
Она самая веселая и самая озорная.
Вы спросите: почему нет шарманки Дочки? А отвечу: Дочки есть и их даже две…
Кто мне подскажет: кто эти дочки?
( Слушает детей. )
Совершенно верно: Матушка-шарманка – это дочка Бабушки-шарманки, а Внучка-шарманка – дочка Матушки.
Видите – они стоят неподвижно.
Это потому – что их надо включить. Завести на полную катушку. А заводятся волшебные шарманки легко – с полуоборота.
Поможете мне их завести?
( Дети отвечают. )
Тогда взяли в руки невидимые, понарошковые ручки. И делаем вот такое «заводное» движение – три раза.
( Делает три круговых движения невидимой ручки. )
А к то мне подскажет – какие музыкальные аппараты когда-то вот так же заводили?
( Слушает зрителей. )
Правильно! Патефон и граммофон.
А на них ставились эти… Такие круглые и плоские…
( Зрители подсказывают. )
Верно! Пластинки… А как сегодня пластинки называются?
( Зрители подсказывают. )
Точно! Диски!
А если пластинки – это диски, то наши бабушки и прабабушки тоже ходили на дискотеки!
Ну, а теперь приготовились!
Взяли в руки волшебные, невидимые, понарошковые ручки.
И делаем волшебное, заводное движение - три раза!
Начали!
Раз! Два! Три!
( Дети повторяют движения.
Заиграла музыка.
Шарманки ожили, увидели детей, и вышли на авансцену. )
БАБУШКА. Здравствуйте, внучки и внучата!
МАТУШКА. Добрый день, дочки и сыночки!
ВНУЧКА. Привет, мальчишки и девчонки!
( Заметили Шарманщика. )
ШАРМАНКИ. Приветствуем тебя, шарманщик.
БАБУШКА. Зачем позвал?
МАТУШКА. Зачем разбудил?
ВНУЧКА. Завёл-закрутил нас зачем?
ШАРМАНЩИК. А чтобы детей с вами познакомить.
БАБУШКА. Новое знакомство - это хорошее дело.
МАТУШКА. Знакомство с детьми - веская причина.
ВНУЧКА. Ну, знакомь!
ШАРМАНЩИК ( делая артистический жест ). Познакомьтесь - дети!
( Шарманки аплодируют детям. )
Дети, познакомьтесь - волшебные шарманки!
( Бабушка-шарманка кланяется.
Матушка-шарманка делает реверанс.
Внучка-шарманка машет руками.
Шарманщик жестом провоцирует детей на аплодисменты. )
МАТУШКА. Вот… Познакомились мы с детьми, а дальше что будем
делать?
ШАРМАНЩИК. А дальше… поговорите с детьми о том, без чего любой
праздник – не праздник…
БАБУШКА. Повтори еще раз и попроще… Чтобы мы твою мысль поняли…
МАТУШКА. Или хотя бы уловили…
ВНУЧКА. Доперли чтобы, без подсказки…
ШАРМАНЩИК. Я думаю, что без подсказки вам не обойтись. А за
подсказкой мы обратимся к детям.
( Обращается к зрителям. )
Ребята, подскажите, без чего ни один нормальный праздник не может обойтись?… То, что Миг и Мгновение останавливает и радует нас?
( Шарманки и Шарманщик выслушивают мнения ребят.
И методом наводки провоцируют их на произнесение слова
«песня». )
Точно! «Песня»! Без песни какой праздник?
А какая это жизнь без песни!
Подумайте только – какие у нас были песни: богатырские; молодецкие и разбойные; заунывные и веселые; круговые и хороводные; плясовые и балагурные; скоморошьи и обрядные: свадебные, игровые, святочные.
Всех не перечислишь!
На каждый праздник столько песен! Да еще каких песен!
БАБУШКА. Да… Что и говорить, если совсем недавно Жизнь каждого
человека начиналась с колыбельной песни…
МАТУШКА. А в армии были и боевые песни, строевые песни и походные…
ВНУЧКА. Это выходит, что на все случаи жизни свои песни были?
МАТУШКА. Именно так…
БАБУШКА. Да. Были песни в наше время…
( Шарманщику. )
Дозволь мы сами с детьми о песнях поговорим?
ШАРМАНЩИК. Валяйте! Дозволяю!
БАБУШКА. Ребята, скажите мне - какие праздники вы знаете?
( Слушает ответы детей. )
А какие песни в эти праздники поют?
( Выслушивает детей.
Реагирует на их предложения. )
Я – Шарманка-бабушка – считаю, что здесь есть люди, которые
обязаны знать какие песни на какие праздники поются. Это бабушки и
дедушки.
И я объявляю конкурс среди бабушек, дедушек, внуков и внучек на знание наших праздничных песен. Я пускаю мелодию, а вы угадываете – какая это песня и к какому празднику она относится.
( Звучат фрагменты известных праздничных песен.
Дети и родители угадывают их.
Наиболее активным детям – или семьям - можно вручить призы. )
МАТУШКА. Теперь я. Праздники - праздниками... а есть обычные дни. Как
они называются?
( Слушает ответы зрителей. )
Правильно! Будни!
И чтобы будни не были скучными, одинаковыми, обыденными - всегда
много хороших песен звучало. Попробуйте вспомнить эти песни. Если сами не можете – пусть вам помогут мамы и папы. Они эти песни точно знают. Это песни их молодости.
( Звучат фрагменты известных и ныне популярных ретро-песен.
Было бы здорово, если бы родители и подпели их. )
ВНУЧКА. А еще есть праздник Детства. Это Время, когда к детям
приезжают, прилетают, прибывают сказочные герои из разных детских
книжек, фильмов и мультиков.
Интересно мне проверить – дети знают своих героев?
Проверяю!
( Звучат фрагменты из известных детских мультфильмов. )
ШАРМАНЩИК. Вот смотрю я на вас, уважаемые шарманки и думаю…
ВНУЧКА. И что же такое ты о нас думаешь?
ШАРМАНЩИК. Вы так и будете с детьми с загадки играть: «угадай песню-
не угадай песню».
ВНУЧКА. А в чем проблема-то?.. Я что-то не просекаю?..
ШАРМАНЩИК. Не пора ли от слов к песне переходить?
ВНУЧКА. Петь, что ли?
БАБУШКА. Не только петь, внучка, но и играть…
( Зрителям. )
Раньше песни не только пели, но и играли.
МАТУШКА. И теперь играют. Но только не песни. А в песни… Или – с
помощью песен.
ВНУЧКА. А почему вы мне раньше не говорили, что песни играть можно?
Почему я - как дура какая – только сейчас об этом узнаю.
БАБУШКА. Лучше поздно, чем никогда…
МАТУШКА. А как тебе объяснишь, если ты плейер в уши засунула и ничего
больше слышать не хочешь.
ВНУЧКА. Теперь хочу. Учите – как это: песни играть, в песни играть или с
помощью песни играть?
Только не надо больше говорить: «Эх, были песни в наше время…»
В наше время тоже есть хорошие песни.
( Детям. )
Правильно, ребята?
( Дети отвечают. )
Ребята, а вы поможете мне эту песенную грамоту освоить – чтобы перед Бабушкой и Матушкой не стыдно было?
( Дети отвечают. )
Спасибо на добром слове! От доброго слова переходим к добрым песням! Начинайте!
МАТУШКА. Есть такая песня с которой хорошо начинать утро…
ВНУЧКА. Как с зарядки, что ли?
МАТУШКА. Пусть будет так: как с утренней песенной зарядки. Только ты
не путай зарядку с гимнастикой. «Зарядка» - это когда ты себя на весь день силами заряжаешь?
ВНУЧКА. Как аккумулятор?
МАТУШКА. Почти так же.
БАБУШКА. Начать утро с доброй песни – это же здорово! Как утро
начнешь – таким и весь день будет!
ВНУЧКА. Как песня называется?
МАТУШКА. А эта песня так и называется: «ДОБРОЕ УТРО».
( Внучка записывается название песни.
Матушка обращается к детям. )
Ребята, я буду петь куплеты, а в припеве вы мне помогайте: отвечайте
на мои волшебные слова своими волшебными словами… Или просто – подпевайте.
( Матушка поет куплет. )
Заглянуло солнышко
Утром к нам в окошко,
Прыгнул зайчик солнечный
К нам с тобой в ладошку!
( Исполнение припева построено на диалоге Матушки с детьми. )
МАТУШКА. «Доброе утро»
ДЕТИ. «Здравствуйте!»
МАТУШКА. «Добрый день и добрый…»
ДЕТИ. «… вечер!»
( Все остальное исполняется только Матушкой. )
Итак:
Припев:
«Доброе утро! Здравствуйте!
Добрый день и добрый вечер!» -
Нам с тобой совсем, совсем не лень
Говорить при каждой встрече.
Второй куплет:
Пусть погода хмурится,
Не испортит радости,
Дождь оставит лужицы,
А подарит радугу.
Припев.
БАБУШКА. Теперь моя очередь. Но сначала нам нужно разделиться на три
группы.
( Обращается к детям. )
Вот вы будете моей группой.
МАТУШКА. А вы будете моей группой!
ВНУЧКА. А вы поете вместе со мной!..
БАБУШКА. Приготовились…
ВНУЧКА. Как песня называется?
БАБУШКА. Песня называется «Барыня».
ВНУЧКА ( записывает название песни ). Ишь, какая «барыня».
ШАРМАНЩИК. А я буду дирижировать! Где моя волшебная дирижерская
палочка?
( Бабушка, Матушка и Внучка репетируют песню.
Первая группа поет фразу «в бане веники мочены».
Вторая группа поет фразу «веретена не толчены».
Третья группа поет свою фразу: « а мочала не сушены».
Припев поют все вместе: «Барыня, барыня, барыня-сударыня».
Хоровые группы поют свою строчку на разные голоса - высокие и низкие - и в разном темпе, который задает дирижер - Шарманщик.
Все поют весело, чуть-чуть дурачась. )
ВНУЧКА. Мне понравилось! Я тоже хочу!
МАТУШКА. Возьми какую-нибудь песенку попроще и…
ШАРМАНЩИК. И дерзай!
ВНУЧКА. Ребята, поднимите руки - кто из вас был в зоопарке?
( Дети поднимают руки. )
В какой клетке сидели?.. Не обижайтесь. Это шутка такая. А давайте
представим себе волшебный сказочный зоопарк, где много-много
зверей и птиц и разных насекомых и никаких клеток. А все на свободе!
Вот такой волшебный свободный зоопарк! И так всем хорошо, что петь хочется!
И тут в зоопарк пришел добрый шарманщик и завел свою песню. Мелодия одна на всех, а все звери поют на своем родном языке.
ВСЕ. Как песня называется?
( Внучка называет популярную детскую песню.
Далее Внучка, Матушка, Бабушка и Шарманщик разделяют
детей на группы знакомых зверей, птиц и насекомых.
Проверяют знание этих языков.
Звучит мелодия детской песни.
Каждая группа детей – по очереди – поет куплет этой песни на
языке своего животного или птицы.
Например: лягушки – квакают, кошки – мяукают, свинки –
хрюкают.
И так далее.
Припев можно петь всем вместе – или каждая группа на своем
языке, или на общем – человеческом. )
ШАРМАНЩИК. А ничего! Спелись!
МАТУШКА. Что значит – «ничего»!? Прекрасно! Вот если бы все народы
мира так бы спелись! Вот жизнь была бы!
Ну, да ладно. Теперь моя очередь песню спивать.
ВНУЧКА. Как песня называется?
МАТУШКА. Песня называется: «СЕМЬЯ ДЯДИ ТОМА».
( Внучка записывает название песни. )
Все поем хором слова этой песенки:
( Поет. )
У дяди Томаса семь сыновей,
Семь сыновей у дяди Томаса.
Они не ели, они не пили
И не скучали никогда.
( Детям. )
Запомнили слова?
( Дети отвечают. )
А теперь поем все вместе!
( Шарманки и Шарманщик поют вместе с детьми. )
У дяди Томаса семь сыновей,
Семь сыновей у дяди Томаса.
Они не ели, они не пили
И не скучали никогда.
МАТУШКА. И делали вот так! Правая рука!
( Матушка показывает жест и играющие повторяют его:
выбрасывают перед собой правую руку и в такт мелодии
покачивают ею, повторяя песню.
Так поочередно после каждого куплета:
- выбрасывается правая и левая рука;
- правая и левая нога притоптывает в такт
мелодии;
- затем движения правым и левым
плечом;
- правым и левым глазом.
Игра заканчивается следующим образом:
У дяди Томаса семь сыновей,
Семь сыновей у дяди Томаса.
Они не ели, они не пили
И не скучали никогда.
Правая рука,
Левая рука,
Правая нога,
Левая нога,
Правое плечо,
Левое плечо,
Правый глаз,
Левый глаз
И голова.
Играющие кладут руки на голову.
Есть круговой, хороводный вариант этой игры: когда Ведущие – в данном случае это могут быть Шарманки и Шарманщик – показывают какое-нибудь необычное движение и весь хоровод это движение повторяет. )
ВНУЧКА. А теперь моя очередь!
БАБУШКА. Не лезь поперёд бабки в песню. И твой черед придет.
ВНУЧКА. Когда?
БАБУШКА. Сразу же за мной.
ШАРМАНЩИК. То есть - после меня.
ВНУЧКА. Вот так всегда… Эх! А еще – «молодым у нас везде дорога».
БАБУШКА. Ладно. Уступаю тебе свою очередь. Но с условием, что потом
будешь мне в моих песнях помогать.
ВНУЧКА. Нет проблем, бабуля!.. То есть, я хотела сказать: «Спасибо,
бабушка».
БАБУШКА. Пой на здоровье.
ВНУЧКА. Петь будут дети, а я буду дирижировать. Песня очень
простая… на мелодию…
( Называет еще одну известную и популярную детскую песню.
На всякий случай и Бабушка и Матушка достают «рашен-
караоке» - тексты этих песен, написанных на листах ватмана:
для тех зрителей, которые не знают слов этой песни. )
А сама игра называется: «ДИРИЖЕР».
( Обращается к детям. )
Будьте внимательны: вот вы – те, кто справа следите за моей правой рукой, а вы – те, кто слева зрители следите за моей левой рукой.
Какую руку я поднимаю вверх, то та сторона поет песню громче, если я опускаю руку вниз, то чем ниже рука, тем тише поется песня.
А если рука ( или руки ) совсем опущены – то песня поется «про себя» - молча.
Проверим – какие зрители у нас более внимательны.
( Проводит эту игру. )
А что – все молодцы. Все талантливы.
( Обращается к Бабушке-шарманке. )
Бабуля, твоя очередь.
БАБУШКА. Да здесь Шарманщику не в терпёж… Пусть он свои вокальные
косточки разомнет.
ШАРМАНЩИК. Спасибо, Бабушка-шарманка.
Моя песня тоже для внимательных исполнителей.
ВНУЧКА. Как называется?
ШАРМАНЩИК. «ДЖОН БРАМС БОЙ».
( Внучка записывает название песни. )
В эту игру играют так: все поют слова песенки:
«Джон Брамс Бой смазал лыжи один раз ( 3 раза )
И поехал на Кавказ».
А теперь последнее слово «раз» - не произносим, а делаем один хлопок.
Потом - предпоследнее слово – 2 хлопка, каждый раз повторяя полностью только слова «И поехал на Кавказ».
В итоге получается получается:
первая строчка – 7 хлопков – «И поехал на Кавказ».
Попробуем.
( Проводит проверочную игру. )
А потом хлопками мы заменяем слова, начиная с начала песни.
( Проводит игру. )
Трудно было, но справились!
И еще одна – похожая песня!
ВНУЧКА. Эй, Шарманщик, другим-то дай поиграть!
ШАРМАНЩИК. Молчать, а то отключу и на полку поставлю… Еще одна –
похожая песня.
МАТУШКА. Ладно – если похожая.
ВНУЧКА. Но одна! Как называется?
ШАРМАНЩИК. Называется: «КОЛПАК МОЙ ТРЕУГОЛЬНЫЙ».
В этой песне нам надо будет каждое песенное слово надо заменять различными движениями.
Объясняю.
( Поет. )
Колпак мой треугольный,
Треугольный мой колпак,
А если не треугольный,
Это не мой колпак.
А теперь на слово «колпак» показываем рукой на голову, а само слово «колпак» не произносим. Затем на слово «мой» касаемся рукой груди, а само слово не произносим. На слово «треугольник» показываем три пальца вытянутой вперед руки, а потом переводим ее на пояс.
По этому принципу можно «петь» и многие другие песни.
( Показывает объяснение игры.
Затем проводит игру вместе со зрителями. )
Ну вот… Немного ответ душеньку… Эх! Легко на сердце от песни
веселой! Она скучать не дает никогда!
( Бабушке-шарманке. )
Давай, Бабушка-шарманка, приступай! Тряхни стариной!
БАБУШКА. Не такая я уж и старая… А старых песен вообще не бывает…
Есть забытые песни… Или почти забытые… Но эти песни очень легко вспоминаются!
( Внучке-шарманке. )
Ну, Внучка, обещала помогать!
ВНУЧКА. И помогу! А мне ребята помогут! Верно, ребята?
( Дети отвечают. )
БАБУШКА. Неси мои песни!
( Внучка убегает и приносит листы ватмана с текстами песен.
Эти листы она передает Матушке и Шарманщике, и часть
оставляет себе.
Возможен вариант, что Внучке в этом помогают наиболее
Активные родители. )
Давайте вспомним мои песни.
( Звучит музыка.
Матушка-шарманка, Внучка-шарманка, Шарманщик и их
помощники по очереди показывают тексты звучащих песен
все вместе – со зрителями – поют их.
Это самые известные и популярные песни прошлых лет. )
Спасибо вам, люди добрые!
ШАРМАНЩИК. Спасибо и вам, Бабушка-шарманка, Матушка-шарманка, и
Внучка-шарманка. Вы прямо как Троица! Песенная Троица!
А давайте споем еще одну песню.
А люди добрые нам ее подпоют.
А припев у песни простой: «Пам- парам-парам!»
( Шарманщик и шарманки – вместе со зрителями исполняют
песню «Пам-парам-парам». )
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ( вариантные ) ПЕСНИ:
«ДОКУЧНАЯ ПЕСНЯ».
Докучная песня, как докучная сказка: имеет начало, но не имеет конца.
Жила-была бабка
На краю местечка.
Захотелось бабке
Искупаться в речке.
Бабка хитрая была –
Купила мочало.
Наша песня хороша –
Начинай сначала!
И песня повторяется еще-и-еще раз: пока не надоест.
Текст песни, подходит под мелодию тустепа «Девочка Надя».
«АНТОШКА».
Играющие становятся в круг, в середине которого сидит водящий и делает вид, что спит.
Он и есть – Антошка.
Хор движется вокруг Антошки и поет, подразнивая:
Антошка – Антошка,
Пошли копать картошку!
Антошка – пошли копать картошку!
( и так далее )
В любой момент песни Антошка быстро встает.
Хор разбегается в разные стороны. Каждый убегающий пытается сесть на что-то, чтобы были «выше ноги от земли». Антошка старается осалить кого-нибудь из них.
Осаленный – становится Антошкой.
Фактически- это игра в салочки «Выше ноги от земли» на основе песни.
«У ОЛЕНЯ ДОМ БОЛЬШОЙ».
Разучиваются слова песни и объясняется, что каждое слово обыгрывается соответствующими движениями рук. Темп постепенно нарастает.
У оленя дом большой,
Он глядит в свое окошко,
Заяц по лесу бежит,
В дверь ему стучит:
«Тук-тук, дверь открой,
Там в лесу охотник злой!
Быстрей двери открывай,
Лапу мне давай!»
Подобная манера исполнения хорошо ложится и на другие песни.
«ПЕСЕНКА-ЧУДЕСЕНКА».
( из репертуара О. Тимофеева )
ВЕДУЩИЙ ( поет ). Утром рано на лесной поляне
Звонко, звонко заяц барабанит.
ДЕТИ ( хлопают по коленкам ). Тра-та-та! Тра-та-та!
Тра-та-та» Тра-та-та!
ВЕДУЩИЙ. Из берлоги вылез медвежонок,
Топать начал он спросонок.
ДЕТИ (топают ногами ). Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!
Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!
ВЕДУЩИЙ. Лягушата делают зарядку,
Пляшут, пляшут весело вприсядку.
ДЕТИ ( приседают ). Ква-ква-ква! Ква-ква-ква!
Ква-ква-ква! Ква-ква-ква!
ВЕДУЩИЙ. Сразу стало пусто на полянке,
Звонко, звонко дождик барабанит.
ДЕТИ ( хлопают в ладоши ). Кап-кап-кап!
Кап-кап-кап!
ВЕДУЩИЙ. Вот такая песенка,
Песенка-чудесенка!
«СУЛИКО».
Ведущий предлагает участнику праздника спеть грузинскую народную песню «Сулико» на «грузинском» языке и вручает текст, где написаны буквы русского алфавита, которые он пропевает на мелодию песни «Сулико».
Выглядеть это будет так:
«А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З,
И, К, Л, М, Н, О, П, Р,
С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, твердый знак,
Ы, мягкий знак, Э, Ю, Я».
Две последние строчки повторяются.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ