Статья по теме "Развитие коммуникабельности у учащихся начальных классов, посредством использования элементов театрализованных игр в образовательном процессе"
Юлия Борисовна Курилкина
МОУ «СОШ №59»
Развитие коммуникабельности у учащихся начальных классов, посредством использования элементов театрализованных игр в образовательном процессе.
Обращение к проблеме коммуникабельности обусловлено необходимостью повышения общей культуры учащихся, как необходимого условия успешной адаптации к специфике современного социума. (Основной составляющей специфики является отказ от коллективизма, как бесспорной ценности, и выдвижение на первый план психологии индивидуализма).
В современном обществе, ориентированном на потребление, особенно важно возделывать культуру, как «поле души». Приоритету материального богатства необходимо противопоставлять богатство духовное, идею преемственности в культуре и традицию между поколениями. Без культурной преемственности между поколениями невозможно осуществить стабильность развития общества.
Учителю принадлежит особая роль в этом процессе, ибо каждый урок – это урок взаимного общения учителя и ученика, и чем выше порог коммуникабельности, тем эффективнее учителю реализовывать учебные и воспитательные задачи. В этом процессе общения коммуникабельность – важнейшее условие.
Коммуникабельность – одно из основных личностных качеств, обеспечивающих глубину самореализации личности.
Организация работы с детьми по развитию коммуникабельности предполагает решение педагогом следующих задач:
развивать способность учащихся к установлению контакта со взрослыми и сверстниками;
формировать позитивное отношение к другим людям, умение слышать другого человека;
формировать навыки ведения беседы, диалога, что особенно важно в условиях доступности сети интернета, построенной на заочном общении на специфическом языке междометий, неразвёрнутых фраз, своего сленга.
Работая в первом классе, я обратила внимание на то, что определённая часть детей в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью. Это дети с заниженной самооценкой, эмоциональной неустойчивостью, агрессивностью, конфликтные, застенчивые, замкнутые и имеющие речевые нарушения. Проявление таких признаков я наблюдаю у учащихся своего класса. И пусть это небольшой процент (6-7 человек в классе), тем более такие дети требуют особого внимания.
Наиболее продуктивным и эмоциональным методом воспитания и обучения ребёнка является игра. Играя, ребёнок учится познавать и осваивать мир, учится общению, проходит ролевой тренинг. Игра служит и средством воздействия на тех детей, у кого проявляются эгоизм, агрессивность, замкнутость.
При помощи игры мы моделируем особое пространство, в котором дети готовятся к решению жизненно важных проблем и реальных затруднений, «проживая» эти ситуации и способы их решения. При этом игра приносит радость детям, эмоциональное наслаждение, взрыв положительных эмоций.
Театрализованная игра, как один из видов ролевой игры, является эффективным средством развития коммуникабельности детей и создаёт благоприятные условия для развития чувства партнёрства и освоения способов позитивного взаимодействия.
Театрализованные игры свободны в импровизации, не подчиняются жёстким правилам и условиям. Дети разыгрывают различные сюжеты, ситуации, выполняя роль необходимого участника в театральном действии, преобразуя и наделяя себя новыми полезными качествами. Тем самым учащиеся вступают в разнообразные контакты между собой. И по собственной инициативе имеют возможность строить взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнёров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности. Эти игры особенно полезны для развития образной и выразительной речи, что особенно актуально для настоящего времени в связи с обозначившимися тенденциями ревизии русского литературного языка.
Задачи театрализованной игры:
развитие внимания, эмоциональной памяти;
развитие творческого воображения, фантазии ребёнка;
развитие смелости публичного выступления;
формирование умения владеть своим эмоциональным состоянием, речью, голосом;
формирование чувства гармонии в себе и в окружающем мире;
пробуждение интереса к театральному искусству, как синтезу многих искусств (изобразительного, хореографического, прикладного и т. д.).
Различают такие формы организации занятий: индивидуальные, в парах, в микрогруппах, групповые. В своей практике я чаще всего обращаюсь к групповым формам организации занятий, что соответствует задаче развития коммуникабельности.
Для формирования коммуникативной компетентности младших школьников на первом этапе я использую этюдные формы (игры – имитации животных, птиц), игры – импровизации («Ты нашёл на улице слабого, замёрзшего котёнка…», «Разговор цветов»), инсценировки («Ночь», «В некотором царстве»), драматизации (упражнение «Головные уборы» предполагает перевоплощение в образ бабушки, врача, военного и др.).
Организация театрализованных игр предполагает проведение большой подготовительной работы: чтение художественной литературы, проведение экскурсий, работу над дикцией, пластикой, мимикой учащихся (эти упражнения проводятся систематически на каждом занятии); изготовление костюмов, декораций, подбор музыкальных записей.
Одной из форм, обычно удачно реализуемых, является организация литературных гостиных, посвящённых определённой теме. Например, второй год посвящаю литературную гостиную теме «Рождество – семейный праздник». Выбор темы гостиной обусловлен актуальностью возрождения основ православной культуры в обществе. Поздравление с рождеством – это проявление коммуникабельности, обращение к родным, близким, друзьям, знакомым, пожелание добра, счастья – снимает агрессивность и доставляет удовольствие тому, кто получил поздравление, и тому, кто его подарил.
Подготовительная работа по организации гостиной предполагает изучение истории возникновения праздника, чтение духовной поэзии, изготовление костюмов для игры-импровизации.
Структуру данного занятия составляют следующие этапы:
сбор гостей;
представление гостей (визитная карточка) – остроумная, шутливая или серьезная информация, главное здесь – доброе расположение друг к другу);
воспоминания гостей, связанные с темой гостиной;
момент дружеских сувениров (музыка, поэзия, слайд. совет, открытка);
игра-импровизация;
чаепитие.
На следующем слайде представлены некоторые этапы гостиных.
В ходе гостиной была проиграна история рождения святого младенца в доступной для детей форме. Участниками сюжета были: ангелы, младенец (кукла), бычок, ягнёнок, ослик; были использованы ёлочные ветви, символическая «Вифлеемская звезда».
Тема этой игры была материализована в буклете, который участники гостиных написали, нарисовали сами, изготовили коллажи.
На следующих двух слайдах вы видите развороты буклета. При выполнении данной работы мы осваивали ещё один вид коммуникабельности, через письменное обращение к адресату. Семейные традиции, написанные на «облачках», выполнялись на этапе «воспоминаний» в литературной гостиной.
Определённая работа проводится и с родителями. Их участие в подготовке гостиной проявляется в обеспечении участников необходимыми материалами (красками, бумагой, тканью) организация чаепития в гостиной. Детям очень важно видеть результаты своей деятельности. Работа была представлена для участия в IV краевой выставке декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства «Мы славим праздник Рождества Христова» и была отмечена организационным комитетом выставки, как одна из самых убедительных и ценных, так как выполнена детьми, хорошо усвоившими тему «Рождество Христово».
На городском фестивале педагогических идей работников образования города Барнаула я поделилась с коллегами своим опытом по вопросу развития коммуникабельности у учащихся начальных классов.
Моя статья по данной теме опубликована в сборнике «Пути совершенствования современной системы образования», Барнаул, 2011.
Награждена почётной грамотой за доклад и активное участие в краевом семинаре на базе факультета искусств АГУ «Актуальные проблемы в сфере гуманитарного знания».
Кроме этого, результаты моего опыта были апробированы на школьной аналитической конференции по итогам экспериментальной деятельности.
Другой формой, которую я использую для решения задач привития коммуникабельности учащимся, является постановка кукольного спектакля по сценарию И.П. Токмаковой «Ай да репка!». Дети выполняли роли режиссёра, актёров, художника-оформителя.
В процессе работы я убедилась в важности и целесообразности продолжения и углубления изучения данной темы. Ставлю задачу основательного изучения исторических основ педагогики народного художественного творчества, в том числе и театрального: в Росси XIX – XX столетий были широко распространены любительские кружки и студии, их опыт драгоценен для настоящего времени (для этого мне предстоит подробно исследовать труды В.И. Журавлёва, Б.З. Вульфова, А. Зверева), большой интерес представляет труд И.П. Подласого «Продуктивная педагогика» (книга для учителя) Москва, Народное образование, 2003 год.
Надеюсь, что работа, которую я начала с детьми и буду продолжать, сделает их жизнь насыщение и интересней, поможет разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, войти в него уверенными в себе, счастливыми и улыбающимися, умеющими общаться с окружающими и способными преодолевать все трудности на своём пути.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ