Статья : Самоуправление в классе как шаг к успеху в социализации личности ребёнка

Управление образования Альметьевского муниципального района

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №20»

г. Альметьевска Республики Татарстан





















сообщение для педагогических чтений

учителя начальных классов

Каримовой Зульфии Расиховны







Альметьевск 2013

В википедии, свободной энциклопедии, успех определяется как достижение поставленных целей в задуманном деле, положительный результат, общественное признание чего-либо или кого-либо.

Я считаю, что в начальной школе для достижения детьми успехов в различных областях необходимо привить такие качества как самоорганизация и самоуправление.

Самоорганизация, самоуправление. Заглянем в словарь Даля: «САМ» – местоимение для придания особой важности личной деятельности человека. «ОРГАНИЗАЦИЯ» – от латинского слова «орган» – орудие, снаряд, средство. Обозначает устроить, привести в порядок, образовать, основать стройно. «УПРАВЛЯТЬ» – давать ход, направление, распоряжаться, одолевать трудности, своеволия, приводить в порядок. «САМОУПРАВЛЕНИЕ»– управа самим собою, знание и строгое исполнение долга своего. Участие и помощь каждого в охранении порядка, без помощи правительства.

Школа – это маленькое государство, которое будет процветать, если каждый его житель научится нести ответственность за общее дело. А класс – это семья, и, как во всякой семье, в ней не обходится без конфликта «отцов» и «детей», поэтому обе стороны должны научиться уважать права друг друга.

Правовые основы школьного ученического самоуправления в России отражены в федеральном законе «об образовании» от 1996г. В статье 50 «Права и социальная защита обучающихся воспитанников» пункт 4. гласит: «Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на участие в управлении образовательным учреждением, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений»

Большую роль в социальном становлении личности играет самоуправление в классе. Самоуправление помогает раскрыть потенциал учащихся, реализовать лидерские функции. В классе должна быть создана обстановка, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению задач, поставленных перед классом.
А как мы управляем своими делами?

Цель классного самоуправления:

воспитание личности с активной жизненной позицией, готовой к принятию ответственности за свои решения и полученный результат, стремящейся к самосовершенствованию, саморазвитию и самовыражению.

Задачи:


  • Создание условий для развития индивидуальных лидерских качеств, необходимых для лучшей адаптации учащихся в обществе, их социализации и личностного развития.

  • Обеспечение педагогической поддержки лидеров в детском коллективе.

  • Формирование знаний и умений основ организаторской деятельности.

Для достижения перечисленных целей необходимо соблюдение научно обоснованных правил и требований к организации ученического самоуправления. Они могут формулироваться как научно, так и в виде заповедей, мудрых советов, призывов, поэтических мыслей, пословиц и поговорок. Например, пословицы:

1. Где хотенье, там и уменье.

2. Доброе дело само себя хвалит и другие.

Мудрые советы:

- Отвергая, предлагай;

- Сделав, проанализируй;

- Помни: вместе мы сила и другие.

В качестве принципов мы выбрали следующие принципы жизнедеятельности классного коллектива: 
1. Познай себя – это интересно! 
2. Сотвори себя – это необходимо! 
3. Утверди себя – это возможно! 
4. Прояви себя – это реально!

Выработался и определенный стиль отношений с детьми и родителями:

- Не запрещать, а направлять;

- Не управлять, а соуправлять;

- Не принуждать, а убеждать;

- Не командовать, а организовывать;

- Не ограничивать, а предоставлять свободу выбора. 

Высший орган самоуправления – классное собрание. В его работе принимают участие все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители. Собрание обеспечивает каждому ученику право участия в подготовке, обсуждения и принятия решений по наиболее важным вопросам жизнедеятельности класса. Классное собрание избирает:

1. Совет министров класса – главный исполнительный орган, его Президента, Вице-президента;

2. Решает вопросы жизни класса;

3. Утверждает общественные поручения;

4. Слушает отчеты об их исполнении;

5. Решает вопросы поощрения и порицания учащихся класса.

Совет Министров класса возглавляет Президент, помогает ему Вице-президент (претенденты в кандидатуры Президента и Вице-президента обязаны предварительно подготовить и выступить с программами развития класса). В Совет Министров входят: Министр Образования (совместно со своим министерством – микрогруппой, объединяющей в своем составе учеников на основе общих интересов). Он отвечает за посещаемость, самоподготовку учащихся, контролирует выполнение домашнего задания, принимает участие в подготовке тематических вечеров, предметных недель, конкурсов). Министр Внутренних дел (организует поздравление учащихся коллектива, обеспечивает участие класса в проводимых школою акциях, принимает активное участие в организации трудового воспитания, контролирует выпуск учащимися класса газет и плакатов к знаменательным датам и праздникам, выпуск предметных газет). Министр Культуры (способствует культурному и содержательному проведению досуга, организует культурно-массовые мероприятия в классе, отвечает за организацию конкурсов, вечеров, составление развлекательной программы). Министр Хозяйства (отвечает за санитарно-гигиеническое состояние кабинета, организует учащихся на мероприятия по уборке и озеленению территории школьного двора, контролирует озеленение класса). Данные кандидатуры выбираются путем закрытого голосования. По результатам голосования выбранным кандидатурам выдаются специальные удостоверения, которые ученики вклеивают в дневник. Президент класса совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий), формирует временные коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений. Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании. Поручения можно менять каждое учебное полугодие, чтобы каждый учащийся мог попробовать себя в различных ролях.

Данная организация ученического самоуправления позволила решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников. Большинство учащихся класса проявляют социальную активность в школе, достойно представляют класс на различных мероприятиях. Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы.

Таким образом, самоуправление следует рассматривать как важнейшее средство социализации личности ребёнка, а значит это шаг к успеху в жизни ребёнка. Ведь участие школьников в работе самоуправления помогает сформировать у себя и своих товарищей такие качества человека, как самостоятельность, активность, ответственность, инициативность, дисциплинированность. Без сомнения в современном обществе успеха может добиться только личность, обладающая вышеперечисленными качествами.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ