СТРУКТУРА КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ЗАДАНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИМ
учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
Дергаевской СОШ № 23
Иванова О.В.
СТРУКТУРА КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ЗАДАНИЯ И
ТРЕБОВАНИЯ К ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИМ
Компетентностно-ориентированное задание состоит из:
стимула,
задачной формулировки,
источника информации,
бланка для выполнения задания (если оно подразумевает структурированный ответ),
инструмента проверки.
Другими словами, его структура не отличается от структуры задания, предназначенного для работы над формированием знаний и умений учащихся. Различия лежат в области требований к каждой из составляющих. Они обусловлены тем, что компетентностно-ориентированное задание организует деятельность учащегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий.
Проиллюстрируем структуру компетентностно-ориентированного задания:
В обувном магазине вам очень понравилась пара обуви. Она стоит достаточно дорого, но родители согласны ее приобрести при условии, что вы сможете проносить ее целый год (весной и осенью на улице, а зимой в школе) и сохранить в приличном виде.
Стимул
Бегло (на протяжении 3-5 минут) просмотрите текст «Советы по уходу за обувью».
Запишите, что вам нужно узнать о той паре обуви, которую вы хотите купить, чтобы вы могли выполнить условие, поставленное родителями.
Задачная формулировка
1. ______________________________________________________________.
2. ______________________________________________________________.
3. ______________________________________________________________.
Бланк
Советы по уходу за обувью
За обувью, верх которой изготовлен из разных материалов, надо ухаживать по-разному.
Лакированная обувь из кожзаменителя или из натуральной кожи весьма чувствительна. При температуре плюс 30°С и выше лаковая пленка начинает размягчаться и расплавляться, поэтому в жаркую погоду носить лакированную обувь не нужно. Не носят её и в сильные морозы, так как при низкой температуре лаковая пленка становится хрупкой и ломкой. Такую обувь очищают от грязи и пыли слегка влажной тряпкой или ватой. Хранить её следует в сухом, удаленном от отопительных приборов месте. Лучше всего хранить её в картонных коробках с отверстиями.
Обувь с верхом из фетра, туфельного драпа, сукна достаточно очищать от пыли волосяной щеткой, а сильно загрязненные места протереть проволочной щеткой или пемзой.
Обувь из замши и других подобных материалов часто лоснится и трудно поддается чистке. Такую обувь рекомендуется предварительно просушить, затем смахнуть с неё жесткой волосяной щеткой пыль, а залоснившиеся места протереть мягкой резинкой для карандаша. Если замшевые туфли после чистки все равно выглядят грязными, их надо подержать над кипящей водой.
Обувь с верхом из ткани моют мыльной водой с добавкой нашатырного спирта (1 чайная ложка на стакан воды), а затем протирают чистой влажной тряпочкой. Жировые пятна с такой обуви удаляются бензином. Белую обувь с верхом из ткани освежают мелом (зубным порошком) с водой. Обувь из хлопчатобумажных тканей мыть не рекомендуется. Её следует почистить платяной щеткой, а затем потереть специальным белым или цветным мелком. Можно также чистить обувь раствором очищенного мела в воде, а ещё лучше в молоке.
Обувь из войлока следует носить в сухую погоду. Ее следует сушить вблизи отопительных приборов при температуре не выше 40°С. Если такая обувь очень загрязнились, ее можно мыть (но при этом обувь может стать на 1-2 размера меньше).
Пыль и грязь вредно влияют на кожаную обувь. Они делают кожу легко промокаемой, чрезмерно жесткой, менее удобной в носке. Скопление грязи на рантах разрушает низ обуви. Поэтому пыль и грязь следует удалять сразу же. Кожаную обувь нужно мыть мягкой тканью. После просушивания обработать кремом для обуви. Кожаную обувь не рекомендуется носить, когда на улице мокро. Но если уж вы попали под дождь, чтобы намокшие кожаные туфли не затвердели, натрите их, после того как подсохнут, вазелином. Кожаную обувь не рекомендуется носить каждый день – ей надо давать "передышку". Кожаную обувь надо пропитать водоотталкивающим средством и почистить кремом до первого использования.
Обувь из искусственной кожи – кожзаменителя следует мыть также часто, как обувь из натуральной кожи. Но здесь применение щеток и обувного крема не рекомендуется.
Резиновую обувь следует мыть мягкой тряпкой под обильной струей воды. Сильно тереть резиновую обувь нельзя, так как от этого она теряет свой блеск. Восстановить его можно, покрыв обувь масляным лаком, к которому добавляют резиновый клей (1 чайную ложку на 0,5 л лака).
Чтобы цветные сапожки из пластика блестели, не лопались и не покрывались трещинами, их нужно чистить вазелином.
Подошва обуви может быть изготовлена из разных материалов. Кожа обычно используется для изготовления подошвы классических туфлей. Уход за туфлями начинается с профилактики – прямо сразу после покупки надо отнести обувь в обувную мастерскую, чтобы на кожаную подошву наклеили слой резины или каучука. Тогда подошва не будет быстро стираться, а опасность поскользнуться для вас значительно снизится. Но все равно в обуви с кожаной подошвой не рекомендуется ходить на дальние расстояния, по пересеченной местности или в мокрую погоду. Это обувь для автомобиля и закрытых помещений.
Неприхотливы подошвы из обувной резины, кожволокна (резина, больше напоминающая по своей толщине и твердости кожу). Такую подошву достаточно просто вымыть. Единственное ограничение – не следует путешествовать по асфальту в обуви на такой подошве, если температура поднимается выше 30°С. Но обувь с резиновой подошвой обычно очень тяжелая. Очень легкая обувь с подошвой из ПВХ. Но этот материал не переносит холода.
Существует множество способов соединения верха и низа обуви – с помощью винтов, гвоздей, шпилек, ниток, клея. Если обувь соединена или дополнительно прошита нитками, их надо постоянно пропитывать воском, чтобы обувь прослужила дольше.
Источник
Из какого материала изготовлен верх обуви
Из чего сделана подошва
Как соединены верх и низ обуви
Инструмент проверки
(модельный ответ)
Из какого материала изготовлен верх обуви
2 балла
Из чего сделана подошва
2 балла
Как соединены верх и низ обуви
2 балла
Учащийся уложился в 5 минут (при правильном ответе)
2 балла
Максимальный балл:
8 баллов
(модельный ответ
с подсчетом
баллов)
Стимул в компетентностно-ориентированном задании выполняет следующие функции:
мотивирует ученика на выполнение задания,
включает ученика в контекст задания.
Стимул должен быть настолько кратким, насколько это возможно. Он должен содержать только ту информацию, которая помогает заинтересовать учащегося в выполнении задания или облегчает понимание задачной формулировки, следующей за стимулом. Если описание ситуации содержательно важно для выполнения учеником задания (например, нацеленного на формирование компетентности разрешения проблем в аспекте «целеполагание и планирование деятельности» или «применение технологии»), оно играет в структуре компетентностно-ориентированного задания роль одного из источников информации и размещается после задачной формулировки.
Задачная формулировка однозначно описывает ученику ту деятельность, которую он должен совершить. Задачная формулировка не может допускать различных толкований. Требования к способу представления результатов работы также должны содержаться в задачной формулировке и однозначно трактоваться участниками образовательного процесса. Сравним несколько формулировок:
а) Прочитайте текст и сделайте вывод о…
Эта формулировка не предполагает, что учащийся должен устно или письменно с кем-то делиться своим выводом. Предлагая такое задание, учитель не вправе требовать от учащегося ничего, кроме 1-2 предложений, содержащих собственно вывод.
Сравните:
Прочитайте текст. Подготовьте краткое сообщение для своей группы, содержащее ваш вывод о… и не менее пяти аргументов в его поддержку. Выступите с сообщением для группы.
б) Прочитайте текст и запишите свое мнение о… Свои выводы обоснуйте.
Эта формулировка вводит учащегося в заблуждение. Что ученик должен записать: свое мнение по поводу сведений, приведенных в тексте, свое мнение об обсуждаемом в тексте предмете или явлении или вывод, сделанный на основе приведенной в тексте информации? Как ученик должен представить обоснование: письменно или устно? Что будет считаться достаточным обоснованием - аргументы, примеры, цитаты, - и сколько их должно быть? Насколько многословно ученик может выражать «свое мнение»?
Сравните:
Прочитайте текст и сделайте вывод о… Запишите ход своих рассуждений и сформулируйте вывод письменно (объем текста 80-120 слов).
Возвращаясь к примеру неоднозначной формулировки в случае «б», мы можем задавать себе почти все те же вопросы, находясь в позиции учителя. Использование дополнительной информации – плюс или минус ответа? Краткость – сестра таланта или ученику больше нечего сказать? Убедительно ли учащийся говорит \ пишет? Если формулировка четкая, то подобные вопросы не возникают.
Задачная формулировка должна точно соотноситься со способом оценки ответа\ результата (с модельным ответом или со специфической шкалой оценки).
Задачная формулировка не должна содержать усложненный синтаксис, двойное отрицание, трудные слова, слова или предложения в скобках, без которых можно обойтись. Иными словами, грамотное построенное задание должно быть сформулировано однозначно и максимально просто.
Назначение источника состоит в том, что он содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания. Другими словами, он является ресурсом для деятельности учащегося. Поэтому главное требование, предъявляемое к источнику, - чтобы он был необходимым и достаточным для выполнения заданной деятельности. Чтобы компетентностно-ориентированное задание было надежным, учитель должен быть уверен, что успешность учащегося не зависит от того, располагает ли он тем или иным знанием. В отдельных случаях учитель может предлагать задание, которое основывается не только на внешних информационных ресурсах, но и на внутренних – программном содержании, которое было присвоено учащимися. Предлагая такое задание, учитель должен, во-первых, предварительно убедиться (например, с помощью теста), что знания учащимися присвоены, во-вторых, перечислить, на какие предметные знания учащийся должен опираться при выполнении задания.
Чтобы оно было надежным, учитель должен отбирать такие источники, которые, по его сведениям, до момента работы над заданием не были бы знакомы учащимся.
Следует помнить, что учащийся тратит время и силы на то, чтобы изучить источник. Поэтому важно позаботиться о том, чтобы источник был эффективен, т.е. позволял выполнить задание при минимальных затратах. Следует использовать все возможности, которые предоставляет тот или иной источник информации для конструирования компетентностно-ориентированных заданий, и основывать как можно больше заданий для учащегося на одном источнике (или комплекте источников).
При отборе источника необходимо заботиться о том, чтобы он был интересен учащимся. Важно учитывать возрастные и гендерные особенности, а также конъюнктурные, сиюминутные интересы классного коллектива или другой совокупности учащихся.
Наконец, общим требованием является соответствие источника возрасту чтения.
Бланк для работы учащегося задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания. Поэтому он может входить только в состав задания со структурированным или частично структурированным ответом.
Бланк является обязательной частью такого задания, выполняя которое учащийся должен продемонстрировать деятельность по структурированию информации на первом-втором уровнях.
В заданиях, предназначенных для работы над формированием других ключевых компетентностей или других аспектов информационной компетентности, бланк призван облегчить деятельность учащегося, задать последовательность действий, напомнить о количестве требуемых в задачной формулировке аргументов, признаков, критериев и т.п. Поэтому обычно бланк для выполнения задания располагают после задачной формулировки и перед источниками информации.
В качестве инструмента проверки в составе компетентностно-ориентированного задания могут использоваться:
ключ,
модельный ответ,
аналитическая шкала,
бланк наблюдения за групповой работой.
Общие требования к инструменту проверки мы сформулировали, когда обсуждали задачную формулировку, тем не менее повторим еще раз:
Инструмент проверки должен позволять оценить выполнение всех действий,
предписанных в задачной формулировке.
Инструмент проверки должен ориентироваться на оценку тех действий,
которые были предписаны в задачной формулировке.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ