Тема: Профилактика «социальных вредностей» у подростков в условиях образовательного учреждения
Тема: Профилактика «социальных вредностей» у подростков в условиях образовательного учреждения.
План.
Глава I. Социализация подростков???????????? Что это?
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.«Социальные вредности»:
1.1 Курение
1.2 Алкоголизм
1.3 Наркомания
2. Причины употребления «социальных вредностей» подростками;
Глава II. Педагогические меры профилактики «социальных вредностей»;
Глава III.
Введение.
Проблема, связанная с употреблением подростками веществ, пагубно влияющими на физическое здоровье и развитие организма, рассматривается учёными с начала 90-х годов. Этой проблемой занимаются как психологи и социологи, так и педагоги.
Прежде всего данная проблема имеет социальный характер, так как в подростковом возрасте происходит социализация личности, и в зависимости от того как повлияет на подростка окружающая действительность, будет проходить и дальнейшее его развитие как индивида.
Особенно сильно на становление личности подростка влияют сверстники, и наиболее чётко это влияние прослеживается в стенах образовательного учреждения. Именно в подростковом возрасте, а конкретно с 5-6 класса происходит формирование каст и соответственно выделение отдельных групп подростков, в каждой из которых учащиеся связаны между собой общими интересами.
Социализация учащихся очень сложный процесс, на него влияю как физиологические, так и психологические изменения личности. Данный процесс чреват множеством проблем: от нетерпимости и дерзости до агрессии и преступности.
Проблема употребления учащимися никотина, алкоголя и наркотиков очень актуальна в наши дни. Сейчас потребление табака, спиртных напитков и наркотических веществ в мире характеризуется огромными цифрами. Особенно гибельно злоупотребление в молодежной среде - ведь все эти вещества особенно активно влияют на не сформировавшийся организм, постепенно разрушая его. При систематическом употреблении алкоголя и наркотиков развиваются опасные болезни – алкоголизм и наркомания. Они не только опасны для здоровья человека, но и практически неизлечимы.
На сегодняшний день, учёные, связывающие свою деятельность с изучением данной проблемы, большие надежды возлагают, прежде всего, на образовательные учреждения, как на институты социализации личности, и посредством школы пытаются реализовать множество программ, направленных на профилактику «социальных вредностей», а так же их искоренения в молодёжной среде.
Задачей же педагогов является антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда, разъяснение последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма; вовлечение учащихся в спортивно - оздоровительные объединения, кружки, секции, привитие навыков здорового образа жизни. Всё это проводится для того, чтобы подготовить молодёжь к самостоятельной жизни, научить активно строить свою жизненную позицию и добиваться при этом успеха.
Это введение к учебнику или к курсовой? Если последний вариант, то вспоминайте что такое актуальность и что еще должно быть во введении к курсовой работе. Мы на это полгода убили в рамках курса ММППИ!!!
Глава I. Социализация подростков
Термин «социальные вредности», скрывает под собой огромный список факторов, негативно влияющим на социальную среду общества. В данной работе под этим термином предлагаем рассмотреть такие вредности как: курение, алкоголизм и наркомания, так как именно они преобладают в молодёжной среде в современном обществе.
Процесс социализации учащихся имеет ряд особенностей, они связаны и с гормональными изменениями в организме, черты порывистости, неустойчивости желаний, нетерпимости, дерзости, любопытства, готовности к жертвам и т.д., усугубляемые переживаниями неуверенности и амбивалентности (двойственности) социального статуса учащегося-подростка (уже не ребенок, но еще не взрослый). Перед учащимся стоит ряд социальных задач: освоить новые роли, перенять семейно-брачные установки, подготовиться к экономически самостоятельной жизни, интернализовать ряд ценностей и норм как основу убеждений и социально ответственного поведения.
Для учащихся с их социальной неуверенностью характерно объединение в однородные по возрасту и социальной принадлежности группы сверстников с особой молодежной субкультурой. Ценностные ориентации и нормы группы адаптируют подростка к самостоятельной жизни, удовлетворяя одновременно и специфически молодежные потребности в стиле поведения, моде, досуге, коммуникации. Факторы, отдаляющие подростковую субкультуру от мира взрослых, связаны с противоречивостью норм взрослой жизни, резкими культурными и технологическими изменениями, одиночеством, противоречивым влиянием средств массовой коммуникации, неустойчивостью социальной среды. В таких условия группы учащихся-подростков и молодежи тяготеют к различным формам отклоняющегося поведения – от социально отчужденных форм до агрессии, фанатизма. Сюда входят и такие формы поведения как курение, употребление алкоголя и наркотиков.
Данные формы поведения становятся проблемой не только определенной рассматриваемой нами группы, но и всего общества в целом. Поэтому далее в своей работе остановимся на каждой из проблем подробнее.
1.1 О проблеме курения и его вреде сказано немало. Однако беспокойство ученых, педагогов и врачей, вызванное распространением этой пагубной привычки, растет, так как пока еще значительное число людей не считает курение вредным для здоровья.
Курение - не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают в серьез.
Если рассматривать эту проблему в свете отдельной социальной группы, то одной из самых актуальных будет эта проблема в среде учащихся средней школы. Поскольку влияние сверстников на не сформировавшееся сознание ученика очень велико, то причин для беспокойства достаточно много. Помимо влияния окружающих, есть личное стремление «поспешного взросления» свойственно многим современным детям. Влияние может исходить и от родителей, как дурной пример и просто от взрослых, не находящих в этом ничего плохого. Детям необходимо большее внимание, как со стороны родителей, так и со стороны учителей, которым надо больше наблюдать за стремлениями и наклонностями учащихся.
Н. А. Голубкова пишет, что курение учащихся, в первую очередь, сказывается на нервной и сердечной - сосудистой системах. В 12-15 лет они уже жалуются на отдышку при физической нагрузке.1
В результате многолетних наблюдений французский доктор Декалзне еще 100 лет назад пришел к убеждению, что даже незначительное курение вызывает у детей малокровие, расстройство пищеварения.
Курение отрицательно влияет на успеваемость школьника. Число неуспевающих возрастает в тех классах, где больше курящих.
Курение школьников замедляет их физическое и психическое развитие. Состояние здоровья, подорванное курением, не позволяет выбрать род занятий по душе, добиться успеха (например, юношам стать летчиками, спортсменами, девушкам - балеринами, певицами и др.).2
Курение и школьник не совместимы. Школьные годы - это годы роста как физического, так и умственного. Организму нужно много сил, чтобы справиться со всеми нагрузками. Как известно, навыки, привычки, усвоенные в школьном возрасте, самые прочные. Это относиться не только к полезным, но и к вредным привычкам. Чем раньше дети, подростки, юноши, девушки познакомятся с курением и начнут курить, тем быстрее привыкнут к нему, и в дальнейшем отказаться от курения будет очень трудно.
1.2 Алкоголизация же подрастающего поколения большинством исследователей рассматривается как существенный индикатор неблагополучия микросоциальной среды. Этим и определяется постоянный интерес к изучению проблемы распространенности и характера ранней алкоголизации. К ранней алкоголизации относится знакомство с опьяняющими дозами алкоголя в возрасте до 16 лет. О раннем (подростковом) алкоголизме следует говорить при появлении его первых признаков в возрасте до 18 лет.
Изучение проблемы употребления алкоголя среди молодежи, во многом опирается на опыт подобных исследований за границей, которые в конце 19 – начале 20 века широко проводились в Западной Европе и Северной Америке и велись в самых различных направлениях:
Изучались распространенность и характер употребления алкоголя учащимися;
Исследовалось влияние алкоголя на детский и подростковый организм;
Определялась взаимосвязь между успеваемостью и употреблением алкоголя;
Разрабатывались и апробировались программы антиалкогольного обучения.
Существенное место среди исследований этого периода занимали работы, иллюстрирующие распространенность и характер питейных обычаев, когда детям давали спиртные напитки для:
укрепления здоровья;
аппетита;
улучшения роста;
облегчения прорезывания зубов;
согревания;
утоления голода;
успокоения.
Современный же период изучения ранней алкоголизации отмечен многочисленными попытками более глубоко раскрыть причины злоупотребления спиртными напитками. Сравнивая влияние сверстников, алкогольных обычаев, семьи и пола подростков на потребление ими спиртных напитков, учёные выяснили, что влияние сверстников было взаимосвязано с тем, будет или не будет пить подросток в отсутствие родительского контроля.3Таким образом, при анализе алкоголизации подростков нужно исходить, прежде всего, из того, что употребление спиртных напитков подростками необходимо рассматривать как одну из форм нарушения поведения.
Пожалуй, не надо обладать особенным воображением, чтобы представить себе урон, который способно вызвать у подростка хотя бы однократное употребление вина или даже пива. Современные исследования позволяют обоснованно утверждать, что в теле человека нет таких органов и тканей, которые не поражались бы алкоголем. Попав в организм, он достаточно медленно (со скоростью 0,1 г на 1 кг массы тела в час) расщепляется в печени. И только 10 процентов от общего количества принятого алкоголя выводится из организма в неизменном виде. Оставшийся алкоголь циркулирует вместе с кровью по всему организму, пока не расщепится весь. Высокая проницаемость «молодых» тканей, их насыщенность водой позволяет алкоголю быстро распространяться по растущему организму.
Неоднократное или частое употребление алкоголя оказывает буквально опустошающее воздействие на психику подростка. При этом задерживается не только развитие высших форм мышления, выработка этических и нравственных категорий и эстетических понятий, но и утрачиваются уже развившиеся способности. Подросток, что называется «тупеет» и интеллектуально, и эмоционально, и нравственно.
Алкоголь ослабляет организм, тормозит формирование и созревание его органов и систем, а в некоторых случаях, например при злоупотреблении, и вовсе останавливает развитие некоторых функций высшей нервной системы. Чем моложе организм, тем губительнее действует на него алкоголь. Кроме того, употребление алкогольных напитков подростками значительно быстрее, чем у взрослых, ведет к формированию у них алкоголизма.4
Несмотря на разноплановость критериев выявления злоупотребляющих алкоголем и больных алкоголизмом в подростково-юношеском возрасте, данные различных авторов все-таки позволяют судить о том, что их число достаточно велико. Анализ материалов, свидетельствует, что за последние 100 лет независимо от уровня употребления и злоупотребления спиртными напитками показатели распространения собственно алкоголизма у молодежи сохраняются на достаточно стабильном уровне, не превышающем 5% больных до 20 лет и 8-10% больных до 25 лет (Россия). Этот факт имеет принципиальное значение, так как свидетельствует о динамике возникновения и развития ранних форм алкоголизма в целостной структуре алкогольной заболеваемости. Пьянство исподтишка и острая потребность в первой рюмке указывают на растущую зависимость.5
По данным исследования, проводившимся Министерством науки и просвещения в 2008 году в России, было исследовано 1507 учащихся с 7 по 9 классы. Результаты исследования наглядно представляют следующую картину:
Диаграмма: Употребление алкоголя учащимися.
Из 80,4% употребляющих алкогольные напитки учащихся
2,7% - употребляют их раз в 2-3 месяца;
23,4% - 1-2 раза в месяц;
3,9% - 1-2 раза в неделю.6
Об объективности результатов данного исследования можно судить при прямом общении с учащимися.
Но по моему личному мнению, цифры данного опроса явно занижены, особенно, что касается частоты употребления алкоголя, поэтому проблема ранней алкоголизации стоит в нашем обществе также остро, как и проблема курения, и наркомании среди учащихся.
1.3 Наркотики знакомы людям уже несколько тысяч лет. Их потребляли люди разных культур, в разных целях: во время религиозных обрядов, для восстановления сил, для изменения сознания, для снятия боли и неприятных ощущений.
Безусловно, развитие наркомании в России связано с развитием наркомании во всём мире. Стоимость наркотиков падает, а количество наркоманов растет. Наркомания стремительно молодеет, все большее число несовершеннолетних приобретают "опыт" потребления наркотических и психотропных препаратов, возрастает число женщин – потребителей наркотиков, новым опасным явлением стало появление "семейной наркомании", вовлечение в наркоманию малолетних детей собственными родителями, резко возросла заболеваемость ВИЧ-инфекцией, увеличилась смертность от употребления наркотиков, особенно среди детей и подростков.7
В современной России педагоги и различные социальные организации успешно проводят в рамках образовательных учреждений антинаркотическую политику, во многом благодаря этому проблема наркомании среди подростков успешно решается. Но всё же не стоит забывать, что проблема наркомании всё ещё является одной из основных, наркомания всё ещё является болезнью молодых людей.
По зарегистрированным данным медицинских учреждений России, мы на приведённой ниже диаграмме, изобразим возраст наркоманов.
Диаграмма: Возраст наркоманов.
Таким образом, на данной диаграмме мы видим, что подростки имеют самое малое отношение к наркотикам в соответствии с возрастной хронологией, но проблема наркомании всё же остаётся при этом одной из основных проблем, которые стоят перед педагогами.
Так по данным Российского СПИД центра на вопрос, где начали употреблять наркотики, 62,7% опрошенных наркоманов ответили, что начали принимать наркотики в школе, эти другие ответы видны на расположенной ниже диаграмме.
Диаграмма: Наркотики начали употреблять
Приведённые выше данные совершенно не утешительны, но всё же хотелось бы верить, что совместная работа психологов, социологов и педагогов принесёт хорошие результаты, ведь прежде всего от этого зависит не только настоящее подростков, но и будущее всего общества.
2. Причины употребления «социальных вредностей» подростками.
В НИИ физиологии детей и подростков Академии педагогических наук РФ были проведены исследования, которые убедительно показали: "Можно считать установленным, что объективной причиной первого употребления старшеклассниками алкогольных напитков выступают алкогольные обычаи, сформированные в течение многих веков. Субъективные причины - первичные алкогольные установки. В основе их лежат обыденные, антинаучные знания о фармакологических свойствах алкоголя. Противостоять алкоголизации старшеклассников могут лишь трезвенные обычаи и традиции, основанные на научных знаниях и механизме действия алкоголя на организм человека, сформированные в процессе трезвенного воспитания. Поэтому предупреждение алкогольных предрассудков первого употребления старшеклассниками алкогольных напитков должно иметь преимущественно воспитательный характер".
Интересные данные о влиянии алкоголя на психику приводят В.С. Братусь и П.И. Сидоров в книге "Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма". Авторы отмечают, что до первых значимых опытов знакомства с алкоголем у подростка образуется (в тесной зависимости, прежде всего от семьи, микросреды) определенное представление об этом продукте, о его особом, как принято думать, эйфоризирующем действии. Первое знакомство с алкоголем происходит обычно в 10-12 лет за праздничным столом с родителями либо в компании друзей. И это первое знакомство неожиданно оказывается совершенно не таким, часто резко контрастирующим с имеющимся до того представлением, преддиспозицией ребенка. Почти всегда первая алкоголизация воспринимается субъективно неприятно. Подростки отмечают "горький вкус" водки, жжение во рту, головокружение, тошноту и в ряде случаев рвоту даже от однократного приема небольших доз.
После такого, чаще дискомфортного знакомства, большинство подростков некоторое время избегает алкоголя. Однако оттого, что субъективные ощущения от спиртных напитков явно не совпадают с усвоенными представлениями, традициями и предрассудками, последние не исчезают, но постоянно - особенно в отягощенной микросреде - представляют повод, становятся соблазном возобновить алкоголизацию. И уже в возрасте 13-14 лет в связи с какими-либо событиями (окончание восьмилетней школы, поступление в учебное заведение, праздники, дни рождения, свадьбы и т.п.) алкоголизация возобновляется, причем постепенно она начинает приобретать новое субъективное, психологическое содержание.10
Для того чтобы понять, за счет чего возникает это новое психологическое содержание, что заставляет подростка, часто преодолевая естественное органическое неприятие, стремиться тем не менее к выпивке, необходимо подробнее рассмотреть личностные процессы.
Со временем, с увеличением "стажа" употребления алкоголя, субъективная картина, однако, разительно меняется. Более 90% опрошенных исследователями подростков с двухгодичным и большим "стажем" употребления считали, что опьянение сопровождается у них ощущением прилива сил, чувством довольства, комфорта, повышением настроения, т.е. в высказываниях начинают появляться те атрибуты психического состояния, которое обыденное сознание часто приписывает действию алкоголя.
Постепенно появляющаяся и могущая нарастать привлекательность алкогольного опьянения, на взгляд исследователей, заключается вследующем. Она кроется в той - по большей части неосознанной - психологической мотивации обращения к вину, в тех желаниях и потребностях, которые человек пытается удовлетворить с его помощью. Генетически первым и наиболее частым является здесь желание повеселиться, создать приподнятое настроение на свадьбе, дне рождения, встрече друзей, т.е. в случаях, в которых традиции винопития особенно прочны. Обычно праздника ждут, к нему заранее готовятся, определенным образом настраивают себя, принаряжаются, что само по себе создает ту особую атмосферу, которая и без вина делает человека возбужденным, приподнятым, радостным. Последующее принятие алкоголя, изменяя состояние организма и нервной системы, создает лишь особый, необычный психофизиологический фон, на который мощно проецируются психологические ожидания, вся предшествующая психологическая подготовка к данному событию. Для самого же человека этот механизм остается неосознанным, скрытым, что и порождает общепринятое представление об особых свойствах алкоголя.
Подобную проекцию можно усмотреть не только в употреблении алкоголя но и некоторых других наркотических веществ. Сходные механизмы выявляются, в частности, в многочисленных опытах с плацебо. Обычно они состоят в следующем. Некоторой однородной группе больных дается якобы одно и тоже лекарство; на самом деле одной части больных дается действительно медицинский препарат, а другой - плацебо, "пустышка", т.е. таблетка, порошок такого же вида и вкуса, как соответствующее лекарство, но приготовленное из нейтрального, индифферентного для организма вещества. Как правило, эффекты действия в той и другой группах больных оказываются сходными. Причем, что важно, сходство эффектов значительно увеличивается, если больные активно общаются друг с другом, делятся соответствующими "симптомами" и т.п.
Ученые делают вывод, что, таким образом, не алкоголь как таковой, не его взятое само по себе физиологическое действие, а, прежде всего проекция психологического ожидания, актуальных потребностей и мотивов на психофизиологический фон опьянения создает ту внутреннюю картину, которую человек начинает приписывать действию алкогольного напитка. Именно в этом "опредмечивании" первоначально содержательно неоформленного состояния и заключается то зерно, из которого вырастает психологическая привлекательность алкоголя. Отсюда начинается крайне опасный по своим жизненным последствиям и кардинальный для генеза пьянства процесс - все большая децентрация, искажение восприятия: человек начинает видеть главный источник привлекающего его состояния только в алкоголе.11
По тем же принципам (проекция психологической преддиспозиции, актуальных в данный момент потребностей и ожиданий на определенный психофизиологический фон алкогольного опьянения, искажение в восприятии источников искомого состояния) возникают представления и о других "незаменимых" свойствах и функциях алкогольных напитков. Так, алкоголь употребляют не только в связи с радостными, но и в связи с печальными событиями, например на поминках. Причем характерно, что в последнем случае, как бы ни было сильно опьянение, люди, для которых утрата действительно тяжела, грустят, а не смеются; эйфория захмелевшего на поминках оценивается как неуважение к покойному, и ссылки на опьянение не принимаются в расчет. Со временем диапазон субъективных причин употребления алкоголя становится все шире - пьют и "для храбрости", и "с обиды", и чтобы "поговорить по душам", и чтобы "расслабиться", и чтобы "взбодриться" и т.д.
Разумеется, данной гипотезой исследователи не перечеркивают роль собственно физиологического действия алкоголя. Алкоголь отчасти потому и приобрел такое место в человеческой культуре, что его действие создает столь удобный и в то же время быстро достигаемый фон для психологической проекции. Именно содержательная неопределенность, ненаполненность этого действия делают его универсальным средством достижения разных, подчас противоречивых по своим психологическим особенностям состояний. Из двух фаз опьянения - возбуждение и угнетение - может быть выбрана, акцентуирована любая, и если первая создаст нужный фон для приподнятых, радостных событий, то вторая послужит основой для эмоциональных переживаний грустного толка.
Другой важный момент, который надо подчеркнуть в связи с точкой зрения Б.С.Братуся и П.И.Сидорова, состоит в том, что субъективная картина, конечно, не создается одномоментным актом проекции психологического ожидания, актуальных потребностей на фон алкогольного опьянения. Картина эта всегда деятельностно опосредствована, она создается в ходе особой деятельности пьющего человека, которую можно назвать иллюзорно-компенсаторной алкогольной деятельностью, направленной на создание и поддержание искомого эмоционального состояния, особого "алкогольного", т.е. иллюзорного удовлетворения той или иной актуальной потребности.12 Нечто подобное мы обнаруживаем и в ситуации наркомании, особенно если речь идет не о "готовых к употреблению" наркотических веществах, а требующих предварительной обработки и приготовления. Например, употребления опия-сырца. Само его приготовления предстает как наполненная особым смыслом, магией огня и алхимии деятельность, антураж которой и создает тот самый особый психологический фон.
Для того чтобы понять специфику этой деятельности, сравним ее (в особенности у людей уже больных алкоголизмом) с деятельностью здорового человека. Возьмем, например, столь важную для каждого потребность в удовлетворяющей его самооценке. Здоровый человек обычно старается ставить перед собой те цели и те задачи, достижение которых будет достаточно высоко оценено окружающими и им самим, что приведет к поддержанию и повышению его самооценки. Иной способ организации деятельности, направленной на поддержание самооценки, самоуважения, типичен для людей, злоупотребляющих алкоголем и больных алкоголизмом. Как отмечают исследователи, важнейшей особенностью алкогольного способа удовлетворения потребностей является подмена объективных результатов реально осуществляемых действий субъективными переживаниями, приблизительно схожими с теми субъективными переживаниями, которые испытывает здоровый человек, в ходе своей предметной деятельности реально осуществивший намеченные действия. Если для здорового человека цели и мотивы его деятельности лежат преимущественно в области объективных изменений окружающего мира, то больной алкоголизмом сосредотачивает внимание на субъективных эмоциональных переживаниях, обычно сопровождающих предметную деятельность и ее результаты. Желательных эмоциональных переживаний он достигает с помощью алкоголя, посредством не реальной, а иллюзорно-компенсаторной деятельности. Деятельности, в которой нет завершения, а значит, нет достижений цели, нет разрядки.
И, наконец, последнее, что отмечают исследователи: искомые субъективные состояния обычно не достигаются пьющим человеком в одиночку. Иллюзорно-компенсаторная деятельность требует достаточно развернутого "разыгрывания" этих состояний, которое подразумевает компанию, собеседника, слушателя, зрителя. Клиницисты и патопсихологи знают, что привычное пьянство в одиночку обычно указывает либо на атипический характер процесса, отягощенность сопутствующими психическими нарушениями и болезнями, либо на крайнюю степень деградации. Поэтому корректнее говорить не о влиянии алкоголя на психические процессы, а о влиянии всего ритуала употребления алкоголя в той или иной компании.
Сказанное свидетельствует о несостоятельности распространенных попыток объяснить психологическое пристрастие к вину лишь условно-рефлекторной связью между событием (выпивкой) и подкреплением (появлением состояния эйфории). Человек ищет в алкогольных и наркотических веществах значительно большего, чем состояния эйфории; "принцип удовольствия" слишком тривиален для объяснения столь распространенного и столь грозного по своим последствиям явления. Психологические причины здесь глубже: они кроются, во-первых, в тех возможностях (как уже говорилось, иллюзорных) удовлетворения желаний и разрешения конфликтов, которые дают состояние опьянения для длительно пьющего человека, "научившегося" опредмечивать в этом состоянии свои самые разные актуальные потребности, и, во-вторых, в тех психологических и социальных условиях, которые толкают человека на этот путь.
Было бы ошибкой думать, что подростки ввиду своего отягощенного психического развития выбирают в качестве предмета новых потребностей собственно алкоголь или наркотические вещества. Как правило, выбираются не они, а компания, группа, в которой обязательным элементом общения, времяпрепровождения является употребление этих веществ. Эта компания, группа, которую в литературе называют по-разному - "уличной", "дворовой", "асоциальной" и т.п. Она может быть однородной по возрасту или, что чаще, разнородной, с двумя-тремя старшими заводилами. Чем же привлекают эти группы, почему из широкого спектра предметов, отвечающих потребностному состоянию подростка (часто неосознанным желанием личностного общения, самоутверждения, взрослости и т.п.), выбирается именно этот?
Главным здесь является то, что в "уличной" микросреде подросток с рассмотренной выше предысторией находит референтную группу себе подобных школьных "изгоев". Именно в этих группах и, к сожалению, нигде в другом месте наши будущие пациенты находят реальное поле самоутверждения, могут обрести, наконец, высокий статус, проникнуться самоуважением, чего они не в состоянии были сделать ни в школе, ни в своей семье, ни в какой-либо социально-приемлемой внешкольной деятельности. Группа, особенно сначала, кажется новичку полной демократизма, теплоты, спаянности, лишь позднее обнаруживая свою асоциальную направленность. Употребление же алкоголя занимает здесь всегда особое положение. Именно в групповом употреблении веществ с содержанием алкоголя или наркотика нередко играет роль психологического рубежа, своеобразного посвящения в члены группы. Умение пить, курить и т.д - "нести" как можно больше символизирует в группе взрослость, воспринимается как признак особой силы и мужественности, отличающей лидера и достойной уважения. В то же время потребление спиртных напитков требует денег, которых у подростков очень мало, что нередко толкает группу на первые выраженные асоциальные поступки.
Уже отмечалось, что более 80% подростков при первых употреблениях алкоголя испытывают отвращение или безразличие, однако со временем субъективная картина значительно меняется и более 90% опрошенных подростков с алкогольным опытом рассказывают о приятных ощущениях в состоянии опьянения. Этот скачок в восприятии в первую очередь связан с влиянием группы, всего ритуала выпивки. Характерным является "культивирование" эйфории опьянения, что достигается особой эмоциональной заражаемостью, предвосхищением, подъемом в период подготовки и ожидания выпивки, последующей проекцией этой психологической преддиспозиции на состояние опьянения, коллективной взаимоиндукцией в процессе принятия спиртного. Для этих целей используется и громкая ритмическая музыка, и порой различные медикаментозные средства, усиливающие оглушение. Все это способствует формированию сугубо группового характера потребления и формированию особой групповой психической зависимости.
С началом злоупотребления у подростков сразу же возникают конфликты в учебном заведении, на работе, в семье. Однако, как правило, это противодействие микросреды ограничивается обычно либо мерами репрессивного характера (подросткам делаются выговоры, порицания, применяются меры административного воздействия), либо их "пугают" последствиями алкоголизма, пагубными перспективами в связи с "дурной компанией". Подобные меры, будучи негативными, не могут оградить подростка от "алкогольной компании", поскольку не сочетаются с психологически обоснованными позитивными решениями, с предложениями такого социально-приемлемого стиля жизни, таких форм деятельности, в которых могли бы быть удовлетворены эмоциональные запросы и ожидания подростка, его потребность в интимно-личностном общении, ощущения собственной значимости, силы и т.п. "Алкогольная" же компания, пусть в извращенной форме, но дает им все это, и в подобной ситуации сопротивление, а тем более репрессии лишь увеличивают внутреннюю сплоченность компании, отрезая или, во всяком случае, крайне затрудняя путь возвращения ее членов к благополучному детству.
Углубление конфликтных ситуаций приводит к тому, что подростки чаще всего легко и без сожаления прерывают учебу в школе, ПТУ, техникуме. Не удерживаются они долго и на одном месте работы, мотивируя уход (обычно скандальный) тем, что не нравится ранее привлекавшая специальность. Однако если их устраивают на другую работу, история повторяется. Утрачивается не только определенность в вопросах профессиональной ориентации, но сама установка на трудовую деятельность. Работа начинает рассматриваться лишь как средство получения денег на алкоголь, а круг активной социальной жизни ограничивается проблемами и интересами "алкогольной компании".
С развитием алкоголизации "внешние" обычаи потребления спиртного как бы интериоризируются, становятся "внутренними" алкогольными установками, которые в свою очередь активно утверждают воспринятые некогда обычаи и способствуют их передаче следующим поколениям, - порочный круг замыкается. И чем моложе возраст начала злоупотребления, тем быстрее замыкается этот круг.
Для большинства подростков первая проба дурманящих веществ остается единичным случайным эпизодом. Но часть из них становится на путь систематического употребления психоактивных веществ. Подобное приобщение связано с рядом обстоятельств, среди которых важнейшее место занимает распространение информации о наркомании и токсикомании.
Проведенные опросы выявили следующие источники информации: художественные и документальные фильмы, телепередачи, книги и брошюры, газетные и журнальные статьи, беседы с взрослыми (родителями, учителями, врачами-наркологами), рассказы старших ребят и сверстников.
Разные источники оказывают на подростков неоднозначное влияние. Оказалось, что школьники 10-12 лет, например, под влиянием увиденных фильмов начинают играть в "наркоманов", а у подростков 13-17 лет складываются ложные представления о престижности наркомании. По данным опросов, интерес к проблеме может активизироваться и после чтения сенсационных статей в печати. Часто профилактическая работа взрослых, не являющихся специалистами, строится на утрированных оценках, чрезмерном морализировании и запугивании и далеко не всегда эффективна. Параллельно идет другая "работа": школьники обсуждают проблемы в своем кругу, где есть "знатоки".13
Расхождение сведений, распространяемых взрослыми и подростками, усиливает интерес ребят к проблеме. Несмотря на обилие источников информации и разнообразие содержащихся в них сведений, школьники не умеют отличать достоверные факты от вымышленных. Это порождает много путаницы. Так, учащиеся 12-13 лет придерживаются мнения, что наркомания и токсикомания - одно и то же. Среди 14-15-летних подростков распространено мнение о том, что токсикомания представляет собой наркоманию в "легкой форме". Подобные заблуждения характерны и для школьников 16-17 лет. Именно такие заблуждения создают предпосылки для некритичного отношения к токсикоманическим веществам, которые даже при однократном применении могут вызвать катастрофическое поражение головного мозга. В среде подростков распространена опасная иллюзия о меньшем вреде токсикомании по сравнению с наркоманией.
Чрезвычайно важным является изучение мотивов проб и отказов от экспериментирования с одурманивающими веществами. Опрос выявил следующие причины отказов: опасение последствий (привыкание к препаратам, ущерб для здоровья и социального благополучия), а также аллергию и отсутствие наркотиков. Причем во всех возрастных группах особую тревогу вызывают возможные негативные последствия. При изучении мотивов экспериментирования выяснилось, что в младших группах вместо мотивов дается оценочный комментарий, среди 14-15-летних преобладает стремление к эмоциональному эффекту, а старшеклассники указывают самые разные мотивы.
Картина, полученная в результате анализа проективного материала, резко отличалась от данных опроса. Вне зависимости от пола и возраста главными при первой пробе оказались мотивы, связанные с особенностями общения подростков в группе, а основной причиной отказа - не опасение за здоровье, а невозможность достать.
Обнаруженные расхождения в мотивах - результат несовпадения известных школьникам официальных норм, правил, запретов и реалий подростковой субкультуры, свидетельство двойственного отношения подростков к наркомании и токсикомании. А авторитарный способ утверждения истин на сей счет, недифференцированный, догматический характер распространяемых сведений, наличие в них "белых пятен" - все эти недостатки профилактической работы ведут к мозаичности, разорванности представлений у младших подростков и откровенной противоречивости - у старших. Школьники, не задумываясь, повторяют за взрослыми: "один раз попробуешь - привыкнешь", "наркотики - белая смерть" и т.п., а в провоцирующей экспериментирование ситуации они не прочь проверить на опыте истинность подобных выводов. Безусловно, в большинстве случаев здравый смысл и жизненный опыт позволяют постепенно избавиться от части представлений. Однако не слишком ли дорогую цену - здоровье - платят школьники за получение на практике знания? Излишняя категоричность и морализирование, неактуальные для подростков рассуждения о вреде для здоровья, присущие профилактической работе, оказывают зачастую обратный эффект. В среде школьников резко отрицательное эмоциональное отношение к далеким от их социального опыта стереотипам "наркоман" и "токсикоман" не мешает благополучно воспринимать различные эксперименты с дурманящими веществами, мало кто всерьез задумывается о реальной угрозе собственному будущему.
Когнитивно-эмоциональный диссонанс в структуре представлений школьников о наркомании и токсикомании, возникающий при существующих формах антинаркотической пропаганды и функционирующих в подростковой субкультуре формах получения опыта, сам по себе может явиться фактором, побуждающим искать истину опытным путем. Поэтому дальнейшие исследования должны быть больше посвящены условиям, причинам, формам возникновения и существования в сознании подростков иллюзорных, стереотипных представлений, а также разработке методов антинаркотической пропаганды, отвечающих половозрастным особенностям школьников.
Профилактика наркомании в подростковой и юношеской среде должна практиковаться как система содействия подросткам в решении задач взросления. Исследования, проведенные на кафедре психологии Самарского госуниверситета, показывают, что прохождение подростками профилактических антинаркотических программ не снижает существенно вероятность того, что подросток "попробует", но существенно повышает вероятность того, что он откажется при вторичном предложении наркотика. В процессе профилактической работы подросток обнаруживает для себя способы и возможности решения своих жизненно важных проблем за счет собственных усилий и обучается преобразовывать возникающие в его жизни проблемы в источники развития собственной личности.
В Санкт-Петербурге в Центре профилактики наркомании среди молодежи в 2006 г. были проведены исследования в школах и колледжах, показавшие, как в разных возрастных группах происходят накопление знаний о наркотиках и формирование отношения к ним.
10-12 лет
Интересует все, что связано с наркотиками - их действие, способ употребления. О последствиях злоупотребления если и слышали, то всерьез не воспринимают. Сами наркотики не употребляют (возможна токсикомания), с употребляющими знакомы единицы. Знания отрывочны, недостоверны, получены с чужих слов.
12-14 лет
Основной интерес вызывает возможность употребления "легких" наркотиков - марихуана за наркотик не признается. О существовании глобальной проблемы задумываются лишь некоторые, пробовали наркотик немногие - из любопытства, знакомы с потребителями многие.
О наркотиках знают много - из опыта знакомых или по рассказам. Многие сведения недостоверны. Опасность злоупотребления сильно недооценивается. Говорят о проблеме только между собой.
14-16 лет
По отношению к наркотикам формируются 3 группы.
"Употребляющие и сочувствующие" - интересуют вопросы, связанные со снижением риска при употреблении без наличия зависимости. Употребление наркотиков считается признаком независимости. Среди членов этой группы много лидеров.
"Радикальные противники" - "сам никогда не буду и не дам гибнуть другу". Многие из членов этой группы считают употребление наркотиков признаком слабости и неполноценности.
Группа, не определившая своего отношения к наркотикам. Значительная ее часть может начать употребление под влиянием друзей.
16-18 лет
Группы сохраняются, но число не определившихся значительно уменьшается. Качественно меняется содержание знаний о наркотиках: они детализируются и становятся более объективными.
В группе "Употребляющих и сочувствующих" пожинают первые плоды, в связи с этим большой интерес вызывают криминальные последствия употребления и скорость развития процессов, влияющих на здоровье. Глобальной проблемой наркоманию считают немногие.
Среди радикальных противников растет число людей, осознающих необходимость активных действий, направленных на изменение ситуации.
Наиболее рельефно на фоне остальных причин наркотизации выступает одно из ценнейших качеств личности - любопытство. Пытливость ума, который сам себя ведет к гибели. Трагедия гордыни, пренебрегающей техникой безопасности живых систем. Любопытство - это психическое состояние, которое возникает в результате необходимости ориентировки в окружающей обстановке. Ориентированно-исследовательский рефлекс "что такое?" заложен в природу животных и человека.
Этот механизм играет большую роль в приспособлении человека к среде обитания. Чаще всего это любопытство, как психическое состояние, прекращающееся после того, как "тайна" разъяснилась, а неизвестное стало известным". У детей любопытство проявляется сильнее, чем у взрослых.
Любопытство, как феномен специфической человеческой активности, несомненно требует дальнейшего изучения и исследования. Вопрос - почему жажда новых впечатлений сильнее страха смерти, еще ждет своего окончательного ответа.
Одним из первых авторов, предложивших методику измерения потребности в поиске впечатлений, побуждающих человека к тому или иному виду деятельности, был американский психолог М.Цукерман. Основой его теории, разработанной в 60-е годы, явилось положение, что люди различаются по оптимальному уровню стимуляции и возбуждения, и эти различия влияют на выбор ими различных форм жизненной активности. В 1979 г. М.Цукерман описал общий паттерн поведения, связанный с высокой склонностью к поиску впечатлений, и определил ее как потребность в различных новых впечатлениях и переживаниях и стремлении к физическому и социальному риску ради этих впечатлений. Для измерения отдельных структурных компонентов этой потребности им был предложен тест, который содержит шкалы:
поиск физического риска. Это интерес к спорту и другим видам деятельности, связанным с физической опасностью;
поиск нового опыта, в том числе достигаемого через употребление наркотиков, бродяжничество и т.п.;
несоответствие поведения социальным нормам - употребление алкоголя, игра на деньги и т.п.;
чувствительность к скуке, стремление к новостям, знакомствам с новыми людьми, неприятие рутины, скучных занятий.
Исследованиями ряда авторов установлено, что подростки с высокими показателями теста Цукермана стремились к экспериментированию с наркотическими веществами с целью повысить уровень возбуждения и получить разнообразные ощущения, которые в момент совершения рискованного поступка ассоциируются ими с чувством нарастающего напряжения, которое в последний момент сменяется разрядкой.
Сравнение двух групп испытуемых - с доминированием правого или левого полушария мозга показало, что "левополушарным" присущ больший личностный оптимизм и склонность к риску, чем "правополушарным".14
Ряд отечественных исследователей считает, что во многих случаях отклоняющееся поведение подростков обусловлено действием механизма поиска впечатлений на фоне неразвитости у них сферы потребностей, искажением процесса социализации, и особенностями эмоциональной сферы: низкой стрессоустойчивостью, повышенной тревожностью, импульсивностью.
В ВНЦ Минздрава РФ были проведены исследования по методике Цукермана, которые показали, что при равной потребности в поиске впечатлений формы ее проявления на поведенческом уровне могут иметь как социальную, так и асоциальную ориентацию. Выделены три основные формы "опредмечивания" потребности в поиске впечатлений: физический риск, интеллектуальная активность, социальный риск. Обнаружена высокая положительная связь устойчивых форм поведения, выбора определенных видов деятельности с этими тремя ведущими мотивами: у спортсменов - с физическим риском, у учащихся спецшкол - с интеллектуальной активностью, у подростков - с социальным риском.
Исследователи рекомендуют применять методику Цукермана для расширения возможностей индивидуального подхода к коррекции поведения подростка, т.к., выявляя его интересы и склонности, можно по-разному направлять его активность: привлекать к занятиям спортом с высокой степенью риска, развивать интеллектуальные интересы, включать в неформальные молодежные объединения просоциальной ориентации.
Чрезвычайно важна своевременная коррекция дефектов эмоциональной сферы у подростков. Для коррекции дефицита восприятия эмоций и повышенного уровня экспрессии гнева применяется индивидуальный тренинг эмоционально-импрессивных и эмоционально-экспрессивных навыков: составление и разгадывание психологических портретов близких людей, описание собственного эмоционального состояния в различных эмоциогенных ситуациях, тренинг контроля эмоций с помощью различных когнитивных приемов, релаксации, аутотренинга. Для повышения уровня положительных и снижения отрицательных эмоций используется тренинг, направленный на повышение мотивации достижения уровня притязаний и навыков общения.
Многие исследователи пришли к выводу, что сильнее всего риск употребления наркотиков выражен у молодежи в возрасте 12-18 лет. В это время молодые люди должны справиться с большим количеством задач развития, с гораздо большим, чем в любой другой период их последующей жизни: они должны подготовить свой уход из родительского дома, достичь признания в своей возрастной группе, завязать дружеские и партнерские отношения, определить перспективу будущей профессии, создать собственную шкалу ценностей и этическое самосознание как основу собственного поведения. Риск отклоняющегося поведения (потребление наркотиков и алкоголя - это лишь одна из возможных форм) возникает, если молодой человек не видит этих задач или не может их принять, либо если решение этих задач является для него или кажется ему невозможным.
Направленность психокоррекционной работы на укрепление "слабых мест", на периоды и ситуации повышенного риска и кризисные состояния способствует предупреждению асоциальных форм поведения.
Минздрав РФ отмечает необходимость продолжения разработок и внедрения в практику методов психологической защиты, препятствующих употреблению наркотиков в экстремальных условиях.
В последние десятилетия в центре внимания врачей и психологов находится проблема эмоционального стресса. Причины его разнообразны: потрясшие нашу страну за последние годы катастрофы, стихийные бедствия, межнациональные и межрегиональные конфликты, рост насилия, экономическая нестабильность, неурядицы в семье, физическое напряжение, болезнь близких, монотонная деятельность взрослых, проблемы обучения в школе детей и т.д.
Круг явлений, вызывающих травматические стрессовые нарушения, достаточно широк и охватывает множество ситуаций, когда возникает угроза собственной жизни или жизни близкого человека, угроза физическому здоровью или образу "я".
Нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования (физиологический, личностный, уровень межличностного и социального взаимодействия), приводят к стойким личностным изменениям не только у людей, непосредственно переживающих стресс, но и у очевидцев, и членов их семей. Посттравматические стрессовые нарушения способствуют формированию специфических семейных сценариев и могут влиять на всю дальнейшую жизнь.
Часто в школе или в семье есть так или иначе психологически травмированный ребенок, и учителя, и родители часто не знают, как вести себя с ним, как можно помочь ему. Тем более, что многие родители, имеющие таких детей, тоже травмированы. А взрослый, который не может помочь себе, конечно же, не сможет помочь и своему ребенку.
Знание и учет психологических особенностей человека, перенесшего травматический стресс, повышение собственной компетентности в данном вопросе позволяют снизить риск тяжелейших последствий до минимума.
Специалисты в области медицины, физиологи и психологи считают стресс одной из причин многих физических заболеваний и психических расстройств, а также фактором, способствующим употреблению алкоголя и наркотиков.
Исследования НИИ физиологии детей и подростков показали, что число учащихся, экспериментирующих с алкоголем, табаком, наркотиками и токсическими веществами, растет от среднего школьного возраста к старшему и в X-XI классах является максимальными. Это означает, что в экспериментирование вовлекается все больше и больше учащихся. Это касается всех без исключения веществ, с которыми экспериментируют учащиеся, и свидетельствует о том, что ранняя алкоголизация, курение, употребление наркотиков и токсических веществ прекрасно "уживаются друг с другом".
Исследование американского ученого Д.В.Кандела показало, что употреблению наркотиков почти всегда предшествует употребление алкоголя и табака. Это объясняется, видимо, тем, что употребление одних одурманивающих веществ, в частности алкоголя и табака, фактически "снимает запрет" на употребление других.
С психолого-педагогической точки зрения все факторы наркомании разделяются на факторы среды (объективные0 - социально-психологические факторы личности подростка (субъективные) - психологические. Соответственно в вопросах профилактики наркотической зависимости выделяются также два основных направления:
во-первых, работа со средой обитания подростка (выделение факторов риска и их нейтрализация),
во-вторых, работа с личностью учащегося: воспитание и развитие устойчивости к неблагоприятным социально-психологическим факторам и воздействиям.
Второе, на наш взгляд, надежнее, но труднее, особенно сегодня, в период длительной социально-экономической нестабильности в нашей стране. Но, как говорится, выбирать не приходится.
Подводя итоги результатов исследования причин употребления школьниками одурманивающих веществ, можно сказать, что основу внутренних побудительных сил составляет действие механизма поиска впечатлений на фоне неразвитости сферы потребностей, подражание взрослым (или сверстникам), искажение процесса социализации, потребность в саморегуляции внутреннего состояния, особенно в психотравмирующей ситуации, нарушения в эмоциональной или познавательной сферах, недостаток научных знаний о здоровом образе жизни, об алкоголе, табаке, наркотиках, их свойствах, последствиях их употребления для личности и общества.
Спровоцировать интерес к наркотикам и токсическим веществам и желание поэкспериментировать с ними может также когнитивно-эмоциональный диссонанс в структуре представлений школьников о наркомании и токсикомании, возникающий при некомпетентной антинаркотической контрпропаганде - не учитывающей половозрастные особенности школьников и современные методы ведения первичной профилактической антинаркотической и антиалкогольной работы.
В связи с этим наиболее перспективными представляются программы, ориентированные не на информирование "о последствиях", а на реальную помощь подросткам в решении их психологических задач взросления. Правильное понимание причин наркотизации позволяет специалистам экономично использовать свои профессиональные ресурсы.15
Глава II. Педагогические меры профилактики «социальных вредностей».
Невозможно обойти вниманием такие важные проблемы, связанные со здоровьем подростков, как курение, злоупотребление алкоголем, употребление наркотических средств. Эти явления, получившие название “вредные привычки”, широко распространены сегодня в молодежной среде и оказывают огромное влияние на жизнь подростков любой возрастной группы.
В настоящее время профилактика употребления ПАВ у детей и подростков выходит на общегосударственный уровень и предполагает консолидацию усилий различных ведомств при ведущей роли системы образования.
Образовательные учреждения обладают рядом возможностей для проведения профилактической работы, в частности имеют огромное влияние на формирование и развитие личности ребенка. Доступ к семье ребенка, квалифицированными педагогическими кадрами. Которые совместно со всеми субъектами профилактики, способны обеспечить ведение эффективной профилактической работы.
Ведущая роль системы образования в первичной профилактике отражена в ряде нормативных документов, в частности Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде является основным программным документом, регулирующим профилактическую деятельность в образовательной среде. Согласно Концепции, целями первичной профилактической деятельности являются:
- изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающее снижение спроса на психоактивные вещества в молодежной среде.
- сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений.
С ориентацией на Концепцию профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, педагоги школы, в которой я проходил педагогическую практику разработали программу “Здоровье”. В программе принимают участие все субъекты образовательного процесса. Цель школьной программы - создание безопасной образовательной среды, обеспечивающей условия для личностного развития учащихся и их ориентацию на здоровый образ жизни и укрепление физического здоровья.
Ожидаемый результат деятельности - личностный рост всех участников образовательного процесса, осознанное отношение к собственному здоровью. Современная концепция первичного, раннего предупреждения употребления ПАВ основана на том, что в центре ее должны находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность: семья, образовательное учреждение и досуг.
При проведении профилактической работы работники школы учитывают организационные принципы профилактики, определенные в Концепции Комплексной активной профилактики и реабилитации:
1 принцип - комплексность - подразумевает комплексное взаимодействие органов и учреждений.
Администрацией школы совместно с ОВД составлен план организации работы по защите прав детства, профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ.
Организуя сотрудничество с различными субъектами профилактики, педагогический коллектив школы учитывает Рекомендации по осуществлению взаимодействия органов управления образования, образовательных учреждений, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях.
В рамках реализации программы налажено тесное взаимодействие с различными субъектами системы профилактики: Управление образования, амбулатория, ОВД, центр психолого-медико-социального сопровождения, центр досуга и развития детей и юношества, туристско-экологический центр, детская юношеская спортивная школа, учреждения культуры.
2 принцип - дифференцированность профилактических подходов: по возрасту, по степени вовлеченности в наркогенную ситуацию, по степени наличия факторов риска развития наркозависимости.
Так, при планировании и реализации работы с младшими школьниками, основной целью ставится формирование негативного отношения к наркотизации через воспитание мотивации здорового образа жизни.
Задачи профилактической работы с подростками:
Научиться содержательному проведению досуга, практике самопознания и самовоспитания; уметь строить реальные жизненные планы и искать пути их реализации; осознать негативные последствия приема наркотиков, уметь применять способы отказа от наркотиков.
3 принцип - аксиологичность - предполагает формирование у детей и молодежи представлений о, здоровом образе жизни, законопослушности. Воспитание у ребенка готовности избежать приобщения к одурманиванию невозможно без осознания им личностной ценности здоровья, важности и необходимости соблюдения законов здорового образа жизни, овладения приемами и навыками сохранения и укрепления своего организма. С этой целью педагогами проводится целенаправленная работа с учащимися школы.
4 принцип - многоаспектность - включает сочетание различных направлений целевой профилактической деятельности. Учитывая этот принцип, администрацией разработана многоаспектная, комплексная программа “Здоровье”, в которую включены разнообразные формы, методы работы.
5 принцип - непрерывность - профилактическая работа не должна ограничиваться только временем пребывания ребенка в школе, что обеспечивается благодаря привлечению к работе системы дополнительного образования.
Можно выделить три основных направления работы школы по профилактике употребления ПАВ:
1. работа с детьми:
1) воспитательная работа — повышение культурного уровня, организация разумного использования досуга школьников, развитие сети кружков и факультативов
Вся учебная программа средней общеобразовательной школы дает возможность для сообщения научной информации о физиологических и социальных последствиях употребления алкоголя, наркотиков, курения при изучении различных дисциплин. На уроках литературы, биологии, обществознания, истории, химии, ОБЖ и др. учителя находят убедительные факты, показывающие учащимся пагубное влияние наркотических веществ на здоровье и быт человека.
Важную роль в профилактической работе имеет альтернативная употреблению ПАВ деятельность. С этой целью большое значение педагоги уделяют развитию сети дополнительного образования. Анализируя занятость учащихся школы в кружках и секциях за последние три года, можно отметить, что происходит постепенное увеличение % охвата учащихся досуговой деятельностью. Так, в 2005 - 2006 учебном году охват учащихся школы составлял 91 %, в 2006 — 2007 и 2007 — 2008 учебных годах - 93 %. Занятость учащихся, состоящих на учете, составляет 100 %.
Одним из направлений работы является расширение в школе сети спортивных секций. Так, в прошлом учебном году в школе работали следующие объединения спортивного направления: “Шейпинг”, “Гимнастика”, “Меткий стрелок”, 2 группы спортивных игр. Занятость учащихся в спортивных секциях составляла 74 %. В этом учебном году к перечисленным объединения добавилось объединение “Хореография”. Занятость увеличилась до 78 %.
2) оздоровительное воспитание - пропаганда здорового образа жизни, развитие физкультурного движения, искоренение вредных привычек
Реализуя работу в данном направлении, в школе проводятся мероприятия для учащихся, используются разнообразные формы работы:
Физкультминутки на каждом уроке
Ежедневная утренняя гимнастика
Динамические паузы, проводимые старшеклассниками и педагогами
День здоровья (1 раз в четверть)
День профилактики (2 раза в год)
Тематические классные часы
Круглые столы
Факультативный курс “Поговорим о правильном питании”
Мастер-класс
Конкурсы рисунков, плакатов, тематических стенгазет
Ролевые игры
Конкурс агитбригад “Мы за здоровый образ жизни”
Участие в соревновании “Классов без курения”
Педагоги в своей работе используют газету о наркомании, ее проблемах и последствиях “Пока не поздно”. Используется в работе различная методическая литература, в частности комплект “Все цвета, кроме черного”.
Доказано, что систематическая двигательная активность человека приводит к выработке у него эндорфинов, повышающих эмоциональные и снимающих депрессивные состояния, страхи, комплекс неполноценности и неуверенности в себе. Поэтому особо важным является включение в программу профилактики наркомании и других вредных привычек регулярных занятий физической культурой и спортом.
Ежегодно в школе разрабатывается и реализуется план спортивных мероприятий. Учащиеся школы — постоянные участники районных спортивных состязаний, зимних и летних турслетов.
3) Общественные меры борьбы - привлечение общественности к работе.
В рамках Дней профилактики в проведение мероприятий с учащимися участвуют:
Медицинский персонал
Сотрудники ОВД
Председатель благотворительного фонда “Нет алкоголизму и наркомании”
Психолог Управления образования
Сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств
2. работа с педагогическим составом
Понимая важность данной проблемы, в школе проводятся:
Педсоветы, педчтения, педпрактикумы, круглые столы, обучающие семинары, шмо классных руководителей.
3. работа с родителями
Здоровый образ жизни, которому учат школьника, должен находить каждодневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием. Поэтому школа организовывала тесное сотрудничество с родителями обучающихся, жителями микрорайона. Сформирован банк данных о семьях и родителях обучающихся (социальный паспорт школы). Проводятся общешкольные родительские собрания по профилактике правонарушений, преступлений, пропаганде ЗОЖ с участием специалистов КДН и ЗП, прокуратуры, ОВД, психологов, медицинских работников, социального педагога. Организован родительский всеобуч по тематике "Здоровый ребёнок - здоровое общество" (с участием медицинских работников). На заседаниях общешкольного родительского комитета, Общественного совета школы рассматриваются вопросы организации ЗОЖ учащихся. Проводятся индивидуальные беседы и консультации с родителями.
Профилактика употребления ПАВ эффективна, приведет к снижению риска употребления ПАВ, повышения качества ЗОЖ, если:
• Применяются как традиционные, так и современные подходы в профилактической работе
• Профилактическая работа проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей
• Детям и взрослым предоставлена объективная информация о психоактивных веществах; их воздействии на человека, последствиях применения
• В процессе профилактической работы происходит формирование устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим и другим психоактивным веществам, адекватной самооценки, навыков общения и саморегуляции.16
1 Голубкова. Н.А. Искушение любопытством: [ классный час о вреде наркотиков, курения и алкоголизма] /Н.А. Голубкова // Читаем, учимся,играем .- 2007.- Вып.11.- С 109 – 110.
2 Голубкова. Н.А. Искушение любопытством: [ классный час о вреде наркотиков, курения и алкоголизма] /Н.А. Голубкова // Читаем, учимся, играем .- 2007.- Вып.11.- С 109 – 110.
3 Касаткин. В.Н. Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе / В.Н. Касаткин.- М.: Образование и здоровье, 2005.- 136 с.
4 Соловьёв, С. Алкоголь – угроза здоровью и социальному статусу человека/ С. Соловьёв // Воспитание школьников.- 2008.- № 4.- С.58 – 62.
5 Касаткин. В.Н. Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе / В.Н. Касаткин.- М.: Образование и здоровье, 2005.- 136 с.
6 Медицинские, социальные и экономические последствия наркомании и алкоголизма / Е.А.Кошкина, Ш.И. Спектор, В.Г. Сенцов, С.И.Богданов.- М.: Пер СЭ, 2008.- 288 с.
.
7 Кащенко, М.В. Группы наркотического риска / М.В.Кащенко // Пока не поздно.- 2005.- № 19.- С.
8 Медицинские, социальные и экономические последствия наркомании и алкоголизма / Е.А.Кошкина, Ш.И. Спектор, В.Г. Сенцов, С.И.Богданов.- М.: Пер СЭ, 2008.- 288 с.
9 Медицинские, социальные и экономические последствия наркомании и алкоголизма / Е.А.Кошкина, Ш.И. Спектор, В.Г. Сенцов, С.И.Богданов.- М.: Пер СЭ, 2008.- 288 с.
10 В.С. Братусь; П.И. Сидоров "Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма".М.,2008.
11 http://www.psycheya.ru
12 В.С. Братусь; П.И. Сидоров "Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма".М.,2008.
13 В.С. Братусь; П.И. Сидоров "Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма".М.,2008.
14 http://www.psycheya.ru
15 http://www.psycheya.ru
16 Программа «Здоровье», составлена педагогами МОУ СОШ № 85 г. Н. Тагил 2005г.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ