Тема урока: Древнейшие люди
Урок 2. Тема урока: Древнейшие люди
Цели урока:
Образовательная: способствовать формированию у учащихся знаний о разных взглядах на происхождение человека, научной теории, предках человека, месте, времени и условиях его появления;
Воспитательная: способствовать формированию чувства сопричастности к истории человечества, уважения и интереса к истории своего народа, человечества в целом; формированию и развитию познавательного интереса учащихся;
Развивающая: способствовать общекультурному, личностному и познавательному развитию учащихся, обеспечивающему умение учиться.
Задачи урока:
развитие у учащихся учебно-коммуникативных (совершенствование навыков устной речи), учебно-информационных (работа с картой, учебником), учебно-логических (работа с терминами и понятиями, сравнительная характеристика внешнего вида древнейших людей и человека разумного, человека и животных) умений и навыков;
формирование у учащихся отношения к трудовой и познавательной деятельности как основному отличию человека от животных и главному фактору развития;
подведение учащихся к пониманию причин изменения жизни и орудий труда древнейших людей;
формирование у учащихся понятий: «прародина», «первобытные люди», «орудие труда», «охота», «собирательство»;
изучение учащимися условий жизни древнейших людей;
изучение учащимися отличий древнейшего человека от животных и от современных людей.
Тип урока: комбинированный.
Подход к обучению: проблемно-деятельностный личностно ориентированный.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения.
Формы работы учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, парная.
Принципы организации урока: минимальное количество научных понятий, задействование максимального количества каналов восприятия, эмоциональная насыщенность, связь с потребностями, измеряемость понятий, стимулирование самостоятельной активности учащихся, соревновательность.
Понятия и термины: прародина, первобытные люди, орудие труда, рубило, палка-копалка, дубина, охота, собирательство.
Описание необходимого технического оборудования для проведения урока: учебник Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А. А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2012, компьютер с возможностью воспроизведения на большом экране презентации и файлов мультимедиа, презентация PowerPoint,физическая карта мира, карта с 9 учебника, орудия труда из школьного музея и личной коллекции (каменный топор, каменный сегмент составного серпа)
Структура и ход проведения урока:
I .Оргмомент
Проверяется готовность класса к уроку, отмечаются отсутствующие.
Объявляются тема и цели урока. Тема записывается учителем на доске, учащимися в тетрадях.
II. Проверка изученного материала.
1. Фронтально, устно, краткие ответы с места на вопросы учителя
Что такое история?
Благодаря чему мы узнаём о прошлом?
Какие науки-помощники историков вы знаете?
Что такое археология?
Почему иногда её называют наукой лопаты?
Какие памятники археологии известны вам в нашей местности?
Что такое этнография?
Какие виды исторических источников вы можете назвать?
2. Индивидуально, письменно.
Запиши в таблицу в соответствующие колонки номера тех источников, которые относятся: А- к вещественным, Б- к письменным, В- к устным.
-
А
2, 3
Б
1, 5
В
4, 6
«Сказка о несчастливом царевиче», записанная на папирусе
Скребок - каменное орудие для очистки шкуры животного
Каменное рубило
Колыбельная, записанная в русской деревне
Глиняная табличка с договором о покупке раба
Магические заклинания индейцев Америки перед охотой, записанные экспедицией ученых США
III. Изучение нового материала
Постановка проблемного задания.
Чем древние люди отличались от животных
Фронтально, устно, объяснительно-иллюстративное повествование с элементами беседы и использованием ИКТ (презентация PowerPoint).
1. Происхождение человека.
Учащимся предлагается ответить на вопрос «Как по вашему мнению появился человек?»
Учащиеся приводят различные точки зрения. Из них можно выделить основные: сотворён Богом, произошёл от обезьяны (общего предка), потомки инопланетян. Приводят доводы в пользу предложенных теорий. Выдвигают свои гипотезы.
Работа с иллюстрациями учебника
Учащиеся рассматривают рисунки на стр. 10 и 11 учебника «Древнейшие люди» и «Нападение саблезубого тигра» на их основе они должны определить, чем древнейший человек внешне отличался от животных. Результаты записывают в тетрадь.
Работа с картой учебника (стр. 9)
Посмотрите на карту и скажите:
Как обозначена область проживания древнейших людей?
Как на карте обозначены места наиболее древних стоянок человека и его предков?
На каком материке они расположены?
В какой части материка?
Объяснительно-иллюстративное повествование с элементами беседы и использованием карты.
Археологические раскопки свидетельствуют о том, что первые люди появились в восточной Африке. Почему?
Здесь в районе Олдовайского ущелья обнаружили останки предка человека, который жил более 2 млн. лет назад. Покажите на карте учебника
Древних людей, которые использовали орудия труда ученые называют Homo habilis - “человек умелый». Их внешний вид сильно изменился - увеличился объем черепа, исчезли надбровные дуги, уменьшилась передняя челюсть, стал исчезать волосяной покров на теле.
С течением времени древние люди изменили место своего жилья. Если австралопитеки жили на деревьях ( Почему?), то Homo habilis начали строить жилища самостоятельно.
Иногда они выгоняли из пещер диких животных и обживали их. Люди жили стадами. Почему?
2.Древнейшие орудия труда.
Основным занятием древних людей было собирательство. Но даже довольствуясь дарами природы, древние люди изготовляли орудия труда. На их производство шел камень. Первым орудием труда было рубило - галька заостренная с одного края. Для производства рубила люди отбирали на берегу реки округлую гальку, и обрабатывали её скалывая другим камнем с узкого края маленькие кусочки. Рубила были непрочными - быстро ломались, поэтому их нужно было очень много. Другими орудиями древнего человека были отщепы. Отщепы использовались как ножи и скребки при обработке шкур животных. Кроме камня, для изготовления орудий люди использовали кости животных и рыб. Из них, как правило, делали иглы и шило, применяемые для изготовления одежды.
Посмотрите на каменные орудия труда, изображённые на стр. 12 и 13. Какой из них обработан более тщательно? Каким удобнее работать? Какой требует большего мастерства? Для того, чтобы этому научиться, потребовались сотни тысяч лет. Ещё десятки тысяч лет прошли прежде чем люди научились делать такие орудия труда, которые вы видите здесь. Возьмите их передайте по ряду, внимательно смотрите. Как по-вашему они могли использоваться? Это составные орудия. Это каменный топор с отверстием и часть древнего серпа. Это составные орудия, состоящие из нескольких частей.
3.Охота древних людей.
Кроме собирательства, другим важнейшим занятием наших далеких предков была охота. Они загоняли крупных животных на берег реки, к обрыву или в ловушку и забивали их камнями. Удачная охота позволяла обеспечить себя едой на длительное время.
4.Овладение огнем.
Очень часто для охоты люди использовали огонь - они обжигали длинные колья, заостряли их и делали копья. Кроме того для загона животных применялись факелы Животные, опасаясь огня, бежали туда где его нет - к ловушке. Первоначально люди брали огонь от загоревшихся после попадания молнии деревьев. За ним строго следили, и если огонь потухал, то виновников изгоняли.
Такой способ получения огня был очень ненадежен и люди стали искать как получить пламя, не завися от природы. Многие племена использовали до середины 20 века способ, известный сотни тысяч лет назад - трением двух палочек. В одной делалось углубление, в нее вставлялась другая палочка, и как только после вращения они нагревались, люди подкладывали мох.
С помощью огня наши предки смогли расселиться и земли с холодным климатом. На огне стали поджаривать мясо. Пища стала более калорийной, лучше усваивалась, а это способствовало дальнейшему развитию человека, увеличению его мозга.
IV. Закрепление
1 Параллельное в ходе изучения нового материала.
2 Обсудить с учащимися и ответить на вопрос Чем древние люди отличались от животных, записать в тетради. Главное отличие – умение изготавливать орудия труда
3 Записать основные занятия древних людей.
4. Выполнить задание на стр. 13. Составить рассказ по картинке.
V. Задание на дом
Прочитать §1, ответить на вопр. стр. 13 учебника. Выучить записанные в тетрадь определения.
VI. Подведение итогов
1. Рефлексия.
Упражнение «Плюс-минус-интересно». В графу «+» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «-» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
2. Итог урока
3. Оценка урока
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ