Тема урока: Возникновение искусства и религиозных верований
Урок 4. Тема урока: Возникновение искусства и религиозных верований
Цели урока:
Образовательная: способствовать формированию у учащихся знаний о возникновении искусства и религиозных верований;
Воспитательная: способствовать формированию чувства уважения и интереса к истории своего народа, человечества в целом; формированию и развитию познавательного интереса учащихся;
Развивающая: способствовать общекультурному, личностному и познавательному развитию учащихся, обеспечивающему умение учиться.
Задачи урока:
развитие у учащихся учебно-коммуникативных (совершенствование навыков устной речи), учебно-информационных (работа с картой, учебником), учебно-логических (работа с терминами и понятиями, сравнительная характеристика приёмов охоты древнейших и древних людей, их образа жизни) умений и навыков;
формирование у учащихся отношения к трудовой и познавательной деятельности как основному отличию человека от животных и главному фактору развития;
сформировать у учащихся знания о возникновении искусства, древнейших памятниках на территории нашей страны;
сформировать у учащихся знания о возникновении религиозных представлений и обрядов;
формирование понятий: наскальная живопись, душа, «страна мертвых», колдовской обряд, религиозные верования.
Тип урока: комбинированный
Подход к обучению: проблемно-деятельностный личностно ориентированный.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения.
Формы работы учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, парная.
Принципы организации урока: минимальное количество научных понятий, задействование максимального количества каналов восприятия, эмоциональная насыщенность, связь с потребностями, измеряемость понятий, стимулирование самостоятельной активности учащихся, соревновательность.
Понятия и термины: наскальная живопись, душа, «страна мертвых», колдовской обряд, религиозные верования.
Описание необходимого технического оборудования для проведения урока: учебник Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А. А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2012, компьютер с возможностью воспроизведения на большом экране презентации и файлов мультимедиа, презентация PowerPoint.
Структура и ход проведения урока:
Оргмомент
Проверяется готовность класса к уроку, отмечаются отсутствующие. Объявляются тема и цели урока. Тема записывается учителем на доске, учащимися в тетрадях.
II. Проверка изученного материала.
1 Фронтально, устно, краткие ответы с места на вопросы учителя
Когда первые люди поселились на территории нашей страны?
Какие изменения произошли у них по сравнению с древнейшими людьми?
Как менялся климат?
Почему стало возможным проживание людей в местах с холодными морозными зимами?
Как выглядело жилище людей того времени?
2. Развёрнутый ответ у доски
Охота. Изменения в охоте.
После ответа ученику предлагается сравнить
3. Сообщение учащегося «Мамонт». Учащиеся слушают, затем задают вопросы по теме сообщения. Оценивается и работа докладчика, и качество задаваемых вопросов.
При необходимости другие ученики или учитель помогает докладчику, дополняет его ответ. Уточняется, что мамонты были разных видов. Самые маленькие до 2 м ростом и до 900 кг весом, а самые крупные виды высотой около 5 метров и весом 12 тонн, что вдвое тяжелее самого крупного современного наземного животного – африканского слона. Предлагается сравнить мамонта по размерам с какими-то современными объектами.
4. Развёрнутый ответ у доски
Родовые общины.
Дополнительный вопрос. Какие признаки родовой общины выражает слово «община»? Какие признаки слово «родовая»?
5. Выполнение тестового задания.
Устно, ответы с места
Выберите правильный вариант и закончите предложение
Появление новых орудий труда было связано с
Похолоданием
Развитием охоты
Освоением Севера
Древние люди охотились на
Зайцев и белок
Волков и лисиц
Крупного зверя
Появление лука и стрел было связано с
Развитием человека
Вымиранием мамонтов
Переселением в лес
В родовой общине люди были связаны
Местом проживания
Общим делом
Родственными узами
III. Подготовка к изучению нового материала
Постановка проблемного вопроса.
Чем было вызвано появление искусства и религии?
IV. Изучение нового материала
Фронтально, устно, объяснительно-иллюстративное повествование с элементами беседы и использованием ИКТ (презентация PowerPoint).
1 Открытие пещерной живописи
В 1878 г. в Испании археолог Саутуола и его дочь отправились в пещеру Альтамира. Когда Саутуола зажег факел, они увидели картины, нарисованные на стенах и своде пещеры. Позднее были открыты и др. пещеры с рисунками древних художников. Среди изображений легко узнаются бизоны и олени, медведи и носороги. Все рисунки были сделаны с удивительным мастерством. Встречались изображения животных с большим количеством ног - так художники пытались передать движение
Археолог, который открыл пещерную живопись, предположил, что её создали первобытные охотники много тысяч лет назад. На чём было основано его предположение? 1) изображены бизоны – животные, которые давно вымерли; 2) рядом найдены кости другого вымершего зверя - пещерного медведя и обломки каменных орудий труда; 3) художники пользовались не современными красками, а цветной глиной - охрой, залежи которой найдены в той же пещере. Но почти никто из ученых-современников не поверил в то, что изображения бизонов были созданы первобытными людьми. Как выдумаете, почему. Какие возражения возникли у ученых? Некоторые учащиеся могут высказать правильные догадки («ученые считали, что люди еще не умели так красиво рисовать»), которые учитель помогает обосновать.
2. Загадки древних рисунков
Работа с иллюстрациями учебника.
Посмотрите на изображения наскальных рисунков на стр 17-19 учебника. Что вы на них видите?
Многие рисунки содержат загадки - непонятные знаки и предметы, люди с птичьими головами, или в одеянии, похожем на скафандр. Но самое главное - мы не можем понять почему сцены изображающие охоту были нарисованы в труднодоступных, темных пещерах
3. Рисунок и магический ритуал
Как вы думаете, почему первобытные люди часто рисовали умирающих, пораженных копьями и стрелами животных? 30 тыс. лет назад люди все еще находились в зависимости от сил природы; они не умели бороться с лесными пожарами, наводнениями, болезнями, часто страдали от голода. В отличие от древнейших людей «человек разумный» хотел понять, отчего люди болеют и умирают, от чего зависят урожай плодов и ягод в лесу, удача на охоте. Порой лес был полон дичи, река изобиловала рыбой, но вдруг и то и другое пропадало. Куда исчезли звери? Почему не ловится рыба?
Знаний для правильных ответов не хватало, людям начало казаться, что природой управляют сверхъестественные силы. Возникает вера в то, что сверхъестественные силы можно привлечь себе на помощь, например заколдовать зверя, изобразив его раненым и издыхающим, а если изобразить такого зверя в пещере, он обязательно попадет в ловушку.
Возможно, что перед рисунками разыгрывались ритуальные обряды - охотники как бы отрабатывали ход будущей охоты. Посмотрите на рисунок на стр 24
4. Возникновение религии
В те времена у людей зародилась вера в оборотней, в чудесные свойства отдельных предметов. Люди стали обожествлять явления природы. Не умея объяснить природу появления снов, древний человек стал верить в существование души. Страх перед природными стихиями, невозможность объяснить явления окружающего мира привели к возникновению религиозных представлений.
5. Древние каменные сооружения
От первобытных времен до нас дошли огромные сооружения, называемые мегалитами. Самым знаменитым из них является комплекс Стоунхендж в Англии. Древние строители построили сооружение из сорока каменных плит весом в десятки тонн каждая. Над загадкой Стоунхенджа ученые бьются несколько десятилетий.
По одной из версий комплекс является астрономическим календарем, поскольку многие плиты ориентированы на наиболее важные звезды, а через проходы в ключевые дни года видны Солнце, Луна и звезды.
V. Закрепление
1 Параллельное в ходе изучения нового материала.
2 Обсудить с учащимися и ответить на вопрос Чем было вызвано появление искусства и религии?
3 Посмотрите на рисунок «Сцена с раненым бизоном и охотником» стр 19. Как вы думаете, что хотел показать этим изображением художник? Что могло предшествовать такому изображению?
4 Беседа по вопросам:
Почему первобытные художники изображали мамонтов, бизонов, лошадей, оленей?
Какую роль играли эти животные в их жизни?
Что называется религией, религиозными верованиями?
Всегда ли существовала религия?
Когда она возникла?
Почему возникли религиозные верования?
Какие древнейшие религиозные верования вам известны?
Каким словом можно заменить следующие выражения:
Вера в богов и духов - ... (религия).
Изображения почитаемых богов и духов - ... (живопись).
Подарки богам и духам - ... (жертвоприношение).
Поражение копьями нарисованного животного - ... (колдовской обряд).
Существа, являвшиеся фантазией древнейших людей - ... (оборотни).
5 Опишите рисунок «Колдовской обряд перед охотой». Что делают эти люди? Зачем и почему? О каком явлении свидетельствует данный рисунок?
V. Задание на дом
Прочитать §3, ответить на вопр. стр. 20 учебника. Выучить записанные в тетрадь определения.
VI. Подведение итогов
1. Рефлексия. Рефлексивный круг.
1) Все участники педагогического взаимодействия садятся в круг.
2) Педагог задаёт алгоритм рефлексии:
что нового узнали?
что почувствовали?
каковы причины этого?
как вы оцениваете своё участие в занятии?
3) Все участники высказывают своё мнение.
4) Педагог завершает рефлексивный круг, обобщая полученную информацию.
2. Итог урока
3. Оценка урока
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ