Тема урока: Родовые общины охотников и собирателей

Урок 3. Тема урока: Родовые общины охотников и собирателей


Цели урока:

Образовательная: способствовать формированию у учащихся знаний об изменениях в жизни и занятиях древних людей, расселении человека;

Воспитательная: способствовать формированию чувства сопричастности к истории человечества, уважения и интереса к истории своего народа, человечества в целом; формированию и развитию познавательного интереса учащихся;

Развивающая: способствовать общекультурному, личностному и познавательному развитию учащихся, обеспечивающему умение учиться.

Задачи урока:

  • развитие у учащихся учебно-коммуникативных (совершенствование навыков устной речи), учебно-информационных (работа с картой, учебником), учебно-логических (работа с терминами и понятиями, сравнительная характеристика занятий и орудий труда древнейших и древних людей, их образа жизни) умений и навыков;

  • формирование у учащихся отношения к трудовой и познавательной деятельности как основному отличию человека от животных и главному фактору развития;

  • сформировать у учащихся знания о расселении и условиях жизни древних людей на территории нашей страны;

  • сформировать у учащихся знания о жизни в родовой общине;

  • формирование понятий: родовая община, сородичи, наконечник, гарпун.

Тип урока: комбинированный

Подход к обучению: проблемно-деятельностный личностно ориентированный.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения, эвристический.

Формы работы учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, парная.

Принципы организации урока: минимальное количество научных понятий, задействование максимального количества каналов восприятия, эмоциональная насыщенность, связь с потребностями, измеряемость понятий, стимулирование самостоятельной активности учащихся, соревновательность.

Понятия и термины: родовая община, сородичи, гарпун, наконечник.

Описание необходимого технического оборудования для проведения урока: учебник Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А. А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2012, компьютер с возможностью воспроизведения на большом экране презентации и файлов мультимедиа, презентация PowerPoint,физическая карта мира, карта с 9 учебника, кости мамонта

Структура и ход проведения урока:

I.Оргмомент

Проверяется готовность класса к уроку, отмечаются отсутствующие. Объявляются тема и цели урока. Тема записывается учителем на доске, учащимися в тетрадях.

II Проверка изученного материала.

1. Индивидуально, письменно, по вариантам.

Учащиеся взаимно проверяют и оценивают работу соседа по парте

III Подготовка к изучению нового материала

Постановка проблемного задания.

Выпишите в тетрадь причины, которые привели к появлению родовой общины

Устанавливается связь нового материала с изученным: «Когда появились на Земле древнейшие люди? Где они жили? Какой был климат в тех странах, где жили древнейшие люди?» Выслушав ответы, учитель рассказывает о похолодании на Земле.

IV Изучение нового материала

Фронтально, устно, объяснительно-иллюстративное повествование с элементами беседы и использованием ИКТ (презентация PowerPoint).

1 Причины выживания людей в условиях оледенения

«Как люди овладели огнем? Какую пользу приносил огонь людям?» Выслушав ответы, он сообщает о том, что люди научились сами добывать огонь

Рассказывая о способе добывания огня, учитель предлагает учащимся потереть одну ладонь о другую, а затем спрашивает: «Что вы чувствуете?» «Горячо»,- следует ответ.

Люди заметили, что при трении выделяется тепло, но, чтобы добыть огонь путем трения одного куска сухого дерева о другой, требовалось умение и терпение. В условиях длинной и холодной зимы люди начали шить одежду из шкур животных, из их костей они возводили каркас для жилища, который покрывали теми же шкурами.

Изменились и орудия труда - они стали более совершенными.

Люди овладели новыми материалами для изготовления орудий труда (костью и рогом), изобрели новые орудия. Скребки использовались для очистки внутренней стороны шкуры животного от остатков мяса и жира. Проколками пробивали отверстия в шкурах, а затем сшивали их жилами. В ледниковое время люди научились обрабатывать шкуры и шить одежду».

«Рассмотрите копье и гарпун. Люди изобрели копье. Они привязывали остроконечник из кремня к длинному древку волокнами растений или кожаными ремнями. Копье стало более надежным орудием в борьбе со зверями, чем заостренная ручным рубилом палка.

Сравните копье и гарпун. Каковы различия между ними? Предположите, при каком занятии особенно необходим гарпун. Дополняя ответы, учитель раскрывает преимущества гарпуна перед копьем в рыболовстве, обращаясь к эмоциям учащихся, вызывая в их сознании яркие образы:

«Представьте себе: на речной отмели стоит рыболов. В его руках копье. Вот показалась крупная рыба: мгновенный удар - вода забурлила и окрасилась кровью, Но смертельно раненная рыба сорвалась, и поток унес ее. Быть может, мертвая, она всплывет, но так далеко, что рыболову не достанется. Иное дело гарпун: зубцы застрянут в теле рыбы и добыча не ускользнет».

2. Охота

Охота на зверя и крупную рыбу стала в ледниковое время главным занятием. Произошло это потому, что были изобретены новые орудия (копье, гарпун), изменились и сами первобытные люди. Они научились загонять зверей в болота, гнать их к крутым обрывам, откуда те срывались, ломая себе ноги; человек придумал всевозможные ловушки, в которые попадались животные.

3. Появление лука и стрел

Около 10 000 тысяч лет назад мамонты исчезли. Люди стали больше охотится на мелких, быстро бегающих животных. Это привело к появлению лука и стрел. Идею нового оружия человек подсмотрел в природе. Лук позволил поражать цель на большом расстоянии.

4.Появление родовой общины

Несколько десятков тысяч лет назад на смену стаду пришла родовая община - коллектив родственников, ведущих совместное хозяйство и имеющий общее имущество. Сородичи были связаны кровными узами, поэтому основным законом была «кровная месть». Главными считались женщины как продолжательницы рода.

Жизнь отставших в своем развитии племен похожа на жизнь первобытных людей

В наше время в Восточной Африке обитает маленькое племя хадзапи. Оно живет на равнине, покрытой густыми травами и колючим кустарником. Встречаются там и отдельные деревья. В этой местности только два времени года: сезон засухи и сезон дождей.

Хадзапи не знают ни земледелия ни скотоводства, они не умеют добывать и обрабатывать металлы. Мужчины охотятся на антилоп, носорогов и других животных, добывают мед диких пчел. Женщины собирают плоды и съедобные коренья, хворост для костра, траву для жилищ. Едят хадзапи мясо, испеченное на углях, пекут также некоторые фрукты, но большую часть растительной пищи употребляют в сыром виде.

У хадзапи нет ремесленников. Все взрослые умеют изготавливать предметы домашнего обихода. Это в первую очередь различные каменные орудия, большие луки из цельного куска плотного дерева и острые стрелы. Посуду они делают из скорлупы яиц страуса, ложки - из раковин. Одеждой служат небольшие кожаные передники и сандалии, защищающие от шипов колючих кустарников.

Хадзапи сами обрабатывают шкуры убитых ими животных. Из шкур антилопы, например, изготавливают охотничьи сумки, в которых носят запасную тетиву для лука, яд для стрел, лекарство от укуса змей, огниво (дощечка из твердого дерева и палочка, с помощью которой добывают огонь). В виде украшений хадзапи носят на шее раковины на бечевке и бусы, изготовленные из просверленных пластинок скорлупы страусовых яиц.

Хадзапи кочуют небольшими группами в поисках пиши, от непогоды они прячутся в пещерах или сплетенных из ветвей шалашах.

Пожилым людям у хадзапи отводится большая роль. Из них обычно выходят знахари и колдуны. Каждая группа хадзапи возглавляется самым удачливым и искусным охотником.

Задание:

Как изучение племени хадзапи может пополнить наши знания о первобытных людях?

Дополнительные вопросы:

Чем жизнь хадзапи напоминает жизнь первобытных людей?

Как хадзапи добывают себе пищу?

Какими орудиями труда пользуются?

Что представляют собой жилища хадзапи?

Какую роль у хадзапи играют пожилые люди?

V Закрепление

1 Параллельное в ходе изучения нового материала.

2 Обсудить с учащимися и ответить на вопрос почему первобытные люди выжили в ледниковый период? Подумайте, что помогло им в этом. Учащиеся приходят или подводятся к ответу: 1) овладение огнем; 2) создание разнообразных орудий труда; 3) превращение охоты в главное занятие; 4) одежду из шкур, жилища; 5) возникновение прочных коллективов.

3 Учащиеся делают вывод, что это и привело к появлению родовой общины.

4. В тетради: Родовая община - коллектив родственников, имеющих общее жилище, костер, запасы пищи, орудия труда, вместе ведущих хозяйство.

5 Опишите рисунок «Родовая община» стр 15. Что изображено на первом плане? Втором плане?

VI. Задание на дом

Прочитать §2, ответить на вопр. стр. 17 учебника. Выучить записанные в тетрадь определения.

Индивидуальное задание:

1. Подготовить сообщение о мамонтах (Внешний вид, рост, вес, где, как и когда жили, как на них охотились, какое значение имела хота на мамонтов). При этом демонстрируются кости мамонта из школьного музея.

По желанию

Совместно с родителями сделайте лук и стрелы для последующего соревнования на выявление лучшего охотника.

VII. Подведение итогов

1.Рефлексия.

2. Итог урока

3. Оценка урока



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ