Урок на тему «Формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

95 Санкт-Петербурга Фрунзенского района








Урок на тему

«Формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»









подготовила

учитель-логопед

Горелова Юлия Владимировна











г. Санкт-Петербург

2013

Наиболее характерным для старшего дошкольного возраста является активное освоение ребенком речевых конструкций разного типа. Ребенок осваивает форму монолога. Его речь становится контекстной, независимой от наглядно-представленной ситуации общения. Параллельно с развитием связной речи происходит совершенствование грамматического строя, освоение смысловой стороны слова.

На шестом году жизни в основном завершается освоение системы родного языка, однако многие единичные традиционные формы пока еще остаются не усвоенными, особенно у детей с общим недоразвитием речи.

В совершенствовании формирования коммуникативных умений у детей с общим недоразвитием речи важную роль играет целенаправленное обучение, которое может осуществляться в игровой форме. В играх используются такие приемы: вопрос (проблемные вопросы почему? когда? А что если?…), распространение взрослым высказывания ребенка, обобщение взрослым начало фразы, образец по аналогии. Коммуникативную мотивацию задает предложение взрослого рассказать о чем-либо игрушке: Петрушке, утенке Кряке, кукле.

Совершенствование в формировании у детей с общим недоразвитием речи навыков в самостоятельной коммуникативной деятельности, способность чувствовать и понимать другого человека способствуют игры-инсценировки и игры-драматизации по мотивам сказок и литературных произведений. Дети старшего дошкольного возраста охотно играют в русские народные сказки «Лиса, заяц и петух», «Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди», в сказку К.Чуковского «Муха-цокотуха». Нравятся им и сказки для малышей: «Волк и семеро козлят», «Репка», «Колобок». Дети заимствуют из сказок образные выражения, меткие слова, обороты речи.

В коррекционной работе по формированию коммуникативных умений у детей с общим недоразвитием речи большая работа уделяется словарной работе. Главное внимание уделяется накоплению и обогащению словаря на основе знаний и представлений из окружающей ребенка жизни, активному применению разных частей речи – не только существительных, но и глаголов, прилагательных, наречий. Уделяется внимание работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, многозначных слов, формируется умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.

Предлагаемая коррекционная работа развивает у детей с общим недоразвитием речи ориентировку на смысловую, грамматическую и звуковую стороны слова.

Актуализация словарного запаса старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Для детей с общим недоразвитием речи создаются оптимальные психологические условия, благоприятствующие активному участию в предлагаемой деятельности, мобилизации потенциальных речевых возможностей.

У детей формируются положительные эмоциональные реакции на участие в речевом общении.



По такому плану выявляется уровень речевого развития детей:

объема словарного запаса по основным лексическим темам «Игрушки», «Посуда», «Транспорт» и т.д;

умение использовать в речи основные грамматические категории – число, предложно-падежные конструкции, словообразовательные механизмы, согласовывать прилагательные с существительными;

выполнение словесных инструкций: «Возьми со стола куклу», «Положи ручку под книгу» и т.д.

установка на понимания значений слов, обозначающих предметы, действия, признаки предметов: «Скажи, что лежит на столе?»

Речевое общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в различных коммуникативных ситуациях.

В цель первого направления работы входит: уточнение и расширение представления детей с общим недоразвитием речи по теме, познакомить их с проблемой речевой ситуации, обеспечить языковыми средствами для участия в итоговой театрализованной игре.

Способности к участию в диалоге, построению самостоятельно связного высказывания;

Выявление представлений детей по теме ситуации с помощью вопросов взрослого и с опорой на иллюстрационный материал;

Развитие умения участвовать в вопросно-ответном диалоге;

Рассматривание атрибутов к театрализованной игре и распределение ролей;

Введение в тему и общее знакомство с предметом обсуждения в рамках каждой речевой ситуации организовывается в занимательной форме, так как заинтересованность детей является залогом повышения их мотивации и последующей активности, в том числе и речевой. Для детей с общим недоразвитием речи наиболее являются игровые моменты, связанные с использованием куклы, мягкой игрушки, сказочного персонажа, введением их в качестве речевого партнера.

Основное внимание по первому направлению уделялось коррекции речевых умений и обогащению речевых средств детей. В этой части можно выделить такие виды упражнений, обеспечивающих:

Активизацию, уточнения и обогащение словарного запаса,

формирование умения грамматически правильно и коммуникативно целесообразно строить высказывания.

Основу упражнений по первому разделу составляли дидактические игры и беседы.



В процессе подготовки детей с общим недоразвитием речи к участию речевой ситуации используются такие игры:

Игра по развитию существительных, обозначающих «вещественные», единичные предметы.

«Разноцветный сундучок»

Сундучок, предметные картинки: яйцо, печенье, варенье, яблоко, полотенце и другие предметы, обозначенные существительными среднего и женского рода, по числу детей.

Логопед ставит на стол сундучок с картинками. Предлагает детям вынимать картинки по одной, задает при этом вопрос: «Что это?», дети по очереди отвечают на вопрос, что кому досталось. Если ребенок ответил не правильно, то картинка возвращается в сундучок. Выигрывает тот, кто наберет больше картинок.

Игры по развитию на понимания глаголов, обозначающие действие.

«Что ты делаешь?» (Русская народная игра)

Логопед назначает всем играющим работы: варить обед, печь хлеб, ремонтировать автомобиль, шить, вязать и т.д. Затем логопед задает какую-нибудь общую работу, например, говорит: «Пеките все хлеб!» Все дети начинают имитировать действие и громко повторять: «Хлеб пеку, хлеб пеку». В это время логопед неожиданно обращается к кому – нибудь с вопросом: «Что ты делаешь?» Спрошенный должен немедленно назвать назначенную лично ему работу, например: «Платье шью». Если же он ошибается и назовет общую («Хлеб пеку») или замнется, то меняется местами с ведущим.

«Кто как двигается»

Логопед говорит: «Найдите на рисунке животных, которые одинаково двигаются, и назовите их движения.»

Дети смотрят на картинку, находят животных, птиц, насекомых, которые одинаково двигаются, например «Лягушка и кузнечик прыгают, воробей и ласточка летают, сороконожка и змея ползают, дельфин и кит плавают, волк и лиса бегают, заяц и кенгуру скачут»

Логопед просит детей рассказать, что делают эти животные. Что они могут еще делать?

Дети составляют предложения типа: Кошка сидит. Черепаха ползает. Петух клюет зернышки. Бабочка летает. Крокодил плывет. Кошка может мяукать, лакать молоко. Черепаха умеет плавать, есть капусту. Петух может взлететь на забор. Крокодил может укусить. Бабочка может садиться на цветы.

Кто из детей называет больше действий, тот и выигрывает.







Игра по развитию понимания словесной инструкции.

«Прятки»

Логопед объясняет детям: «Сейчас я спрячу мишку, а вы по моей подсказке попытайтесь найти его, кто первый найдет, тот и выиграл».

«Подойти к окну», «Отодвинуть занавеску, взять на подоконнике ключ», «Закрыть занавеску, подойти к шкафу, открыть дверь ключом». В шкафу и спрятался мишка.

Игра по развитию понимания значений слов, обозначающих предметы, действия, признаки предметов, уточнения представления детей о названии предметов.

«Что вы видите вокруг?»

Логопед называет предметы, и задает вопросы? «Как мы отличаем один предмет от другого?» Дети должны ответить полным предложением.

(За столом сидят, занимаются, едят, на стуле сидят).

«Что значит слово ручка?» «Что ей делают?» ( Пишут ).

«У двери тоже есть ???» (Ручка).

«Почему эти предметы называют одним словом?» (Их держат руками).

«Что значит слово «ручка», обозначающая этот предмет?» Логопед показывает ручку которой пишут. «А что обозначает теперь слово ручка?» Показывает на дверную ручку.

«Можете ли вы назвать слова, которые ничего не обозначают?» Послушайте стихотворение И.Токмаковой «Плим»

Ложка – это ложка.

Ложкой суп едят.

Кошка – это кошка.

У кошки семь котят.

Тряпка – это тряпка.

Тряпкой вытру стол.

Шапка – это шапка.

Оделся и пошел.

А я придумал слово.

Смешное слово – плим.

Я повторяю снова –



Плим, плим, плим.

Вот прыгает и скачет –

Плим, плим, плим.

И ничего не значит –

Плим, плим, плим.

Логопед просит придумать такие слова, которые ничего не обозначают. (Трам –татам, ту-туру).

Игра по развитию понимания предложных конструкций.

«Закончи предложение»

Логопед читает предложения, затем просит рассказать о том, что произошло дальше: «Мальчик сначала подошел к дому, а потом от него …(отошел). Утром ребята пошли в гости, а вечером… (ушли). Мальчик вошел в комнату, вскоре он … (вышел), В лесу слышатся голоса птиц. Кто поет в лесу? (Птицы), Петя идет за Сашей. Кто идет первый? (Саша).

Игра на развития связной монологической речи в предложениях, текстах.

«Больная белочка»

Каждый ребенок должен индивидуально разложить картинки, чтобы потом придумать по ним рассказ. Серия из четырех картинок.

«День рождения»

Эта серия из пяти картинок, на каждой из которых много персонажей. Последовательность изображенных событий трудно улавливается, поэтому от ребенка требуется большое внимание и сосредоточенность.

Логопед выставляет на стенд первую картинку и предлагает ребенку сказать, о ком будет рассказ, о каких персонажах.

Ребенок составляет рассказ по этой картинке.

Затем логопед спрашивает ребенка: «А может ли быть у этого рассказа продолжение?»

На доске логопед выставляет все картинки, но открывает их через одну, т.е. первую, третью и пятую. Дети составляют рассказ с опорой на эти картинки.









Список использованной литературы




  1. Антонова Т.В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками \\ Дошкольное воспитание.-1997,№10.

  2. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи дошкольников. \\Дошк. воспитание – 1997.

  3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. –М.,1991.

  4. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Под ред. Д.И. Фельдштейна\ Москва. 1995.

  5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

  6. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 1982.

  7. Бойков Д.И. Бойкова С.В. Как развить навыки общения. –С-Петербург 1995.

  8. Выготский Л.С. Мышление и речь. –М.. 1996.

  9. ВыготскийЛ.С. Вопросы детской психологии. – СПб, 1997.

  10. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи. – М., 1994.;

  11. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников. – М., 1998;

  12. Жуковская Р.И. Усова А.П. Роль игры в детском саду. –М., 1961.

  13. Запорожец А.В. Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников. – М., 1989.

  14. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. – СПб., 1995.

  15. Комарова С.В. Методика коммуникативных умений. –М.,2000.

  16. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с ОНР. СПб.,2001.





























Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ