Урок на тему "Как психологически подготовить ребенка к школе"
Как психологически подготовить ребенка к школе.
Многие родители ошибочно считают, что подготовка к школе ограничивается умением читать, писать и считать. Но это, на самом деле, – лишь верхушка айсберга. Подготовка к школе – вопрос гораздо более обширный и сложный. В теории ни писать, ни читать, ни тем более задачки решать ребенок не должен уметь. В любом случае, обычная школа обязана принять ребенка и научить его этому. Но на практике, лучше, если все это он уже будет уметь, иначе малышу будет трудно угнаться за учебным темпом, он будет отставать от подготовленных «продвинутых» сверстников и чувствовать себя неуютно среди одноклассников. Чтобы помочь малышу не ощущать себя неумехой и «белой вороной», родителям следует отнестись ответственно к тому, как подготовить ребенка к школе.
Основные моменты, которые необходимо учесть при подготовке малыша, это следующие:
1 – развитие общего кругозора (наилучший способ расширить горизонт познаний – это беседы с ребенком «о жизни», совместное чтение книжек и обсуждение их событий);
2 – изучение цифр и букв, цветов и геометрических фигур, понятий право/лево, маленький /большой, узкий /широкий и прочее;
3 – по возможности – умение читать (достаточно по слогам хотя бы) и считать (достаточно в пределах 10);
4 – в обязательном порядке развитие мелкой моторики, проще говоря, ребенку необходимы занятия, развивающие ловкость кистей и пальчиков.
Необходимость этого объясняется и в развитии умения писать, и развитии речи (в структуре мозга ребенка оба этих центра плотно «сцеплены»). Чтобы развивать моторику ребенку нужно побольше лепить, рисовать, работать с конструктором, обращаться с мелкими предметами, такие, например, как бусинки, монетки, спички, зубочистки. Из этих предметов можно делать бусы, фенечки, выкладывать картины, создавать аппликации – все это развивает, кроме прочего, еще и внимание, и усидчивость ребенка;
5 – тренировка памяти. Отлично подойдет заучивание стишков и текстов песен (помимо развития памяти, это даст возможность блеснуть на утреннике вашему малышу);
6 – умение анализировать, классифицировать. Это звучит сложно - причинно-следственные связи, - но на самом деле подразумевает, что ребенок может пересказать прочитанную историю сам, структурировать ее, выявить, что и в какой последовательности произошло, умеет собрать целое из частей картинки, разложить предметы по какому-то определенному признаку, например: по цветам, размерам или принадлежности (еда, игрушки, одежда).
Однако следует понимать, что навыки ребенка и его способности и психическая зрелость – не одно и то же. Кроме того, родители часто забывают, что важны не столько умения, сколько познавательная активность ребенка – жажда знаний, желание узнавать новое. Нередко родители ошибочно воспринимают собственного малыша, как некий «сосуд» для знаний, который нужно наполнить, а не как «факел», который необходимо зажечь. А между тем это принципиально разные подходы – если выбран первый, тогда ребенок в процессе «обучения» занимает пассивную позицию, а в школе выясняется, что при довольно широком диапазоне знаний, «вложенных» в него, собственная готовность малыша учиться и желание этого близки к нулю. В первом классе выясняется, что «умный» ребенок, ничего не хочет и не может делать самостоятельно, по собственной инициативе, а весь его многочисленный багаж знаний просто лежит «мертвым грузом», где-то в глубинах мозга. Кроме этого, даже хорошо считающий, бегло читающий, рассказывающий стихи страницами, буквально гениальный ребенок, может быть совершенно не готов к школе, если обладает низким уровнем личностной, психологической зрелости и коммуникативной, социальной готовности к общению с людьми. То есть нужно подготовить ребенка к школе психологически.
Помимо запаса знаний, подготовка к школе подразумевает умение ребенком следующего:
1 – общаться, понимать и применять поведенческие нормы;
2 – не бояться контактировать со сверстниками и взрослыми;
3 – уметь отстаивать собственную позицию словесно, аргументировано;
4 – осознавать смысл обучения в школе, порядок и правила учебы;
5 – уметь подчиняться правилам, понимать, что такое дисциплина;
6 – иметь желание учиться, положительную мотивацию к обучению;
7. – уметь по своей инициативе и целенаправленно работать над заданием, планировать, организовывать свои действия, осознавать их последствия. В качестве примера можно привести сбор своего портфеля в школу и выполнение домашних заданий – это ребенок должен делать самостоятельно, иначе, если с первого класса вы оставите это за собой, то, как подтверждают психологические исследования, с вероятностью 70% данная обязанность, так и останется на родительских плечах до самого выпускного;
8 – иметь позитивное отношение к миру, а главное к самому себе. Еще одним важным моментом является готовность тела, организма ребенка к школе. В первый год в школе нагрузка на иммунитет будет очень серьезной, поэтому обязательно займитесь и физической подготовкой ребенка, перед поступлением в школу. Обязательно проконсультируйтесь с врачом, если у ребенка есть какие-то нарушения здоровья, предпримите загодя меры, чтобы корректировать его состояние и организацию процесса учебы, возможно, Вам придется выбрать какую-то специальную школу для малыша. Кроме этого, ребенок должен быть готов к учебе и по возрасту: в школы, где происходит углубленное изучение предметов, деток, принимают с 7-8 лет, в обычную школу – с 6,5 лет на 1 сентября.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ